Рабочая программа по литературе, основное общее образование




НазваниеРабочая программа по литературе, основное общее образование
страница1/7
Дата публикации10.10.2014
Размер1.1 Mb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7
МБОУ «Благовещенская СОШ № 5»

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор школы

__________________ _____________________ _______________

«___» _________2013г. «___» __________2013 г. «___» __________2013 г.

Рабочая программа

по литературе,

основное общее образование,

5-9 класс.

Составители:

учителя русского языка

и литературы

Ермолина Е.А.(1 кв. кат.),

Перхурова О.А.(2 кв. кат.)
с. Благовещенское, 2013 год

Пояснительная записка.



Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, базовый уровень, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, федерального базисного учебного плана 2004 года, с учётом авторской программы (Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / Г. С. Меркин, С. А. Чалмаев, С. А. Зинин. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008). Программа рассчитана на 68 учебных часов(5-7 классы) из расчёта 2 часа в неделю и 102 часа(8-9 классы) из расчета 3 часа в неделю (согласно ФУП 2004 г. по 5 дневной рабочей неделе).
Краткая характеристика сущности данного предмета.

Художественная литература имеет важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Основу литературного образования составляет чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы.
Курс литературы в 5-9 классах направлен на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры, к Северу, людям Севера, их традициям;

  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся. При чтении и изучении подлинно художественных произведений о родном крае, благодаря близости материала читателю-школьнику, облегчается «вхождение» в художественный мир произведений, усиливается эмоциональность восприятия, создаются оптимальные условия для сопоставления действительности её художественного отображения;

  3. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений теоретико-литературных понятий, а также текстов художественных произведений писателей-северян и писателей, биографически и творчески связанныхс Севером, раскрытие этих связей, ознакомление с наиболее значительными событиями истории, литературы и современной литературной жизни нашего края;

  4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;

  5. применение знаний на практике.

Задачи обучения:

  1. формированиеэстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует проявлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности;

  2. формированиеумений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;

  3. формированиеречевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте;

  4. формированиеумений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Общая характеристика курса.

Возрастные особенности учащихся, техника их чтения, возможности анализировать произведения позволяют определить два больших концентрата: 5 – 9, 10 – 11 классы. Учащиеся 5-7 классов относятся к первой группе и отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием, которым характеризуется «наивный реализм», свойственный этому возрасту. Они могут заметить важные для текста художественные особенности, но ещё не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Именно поэтому необходимо открыть им «секреты» автора художественного произведения, помочь осмыслить прочитанное не поверхностно, а глубоко, в меру читательских возможностей шестиклассников. Вводимые на этом этапе чтения базовые понятия необходимы для умения характеризовать конкретный эпизод, фрагмент или небольшой текст в единстве формы и содержания, причём при характеристике текста или комментария произведения равнозначными являются как эстетические, так и нравственные аспекты изучаемого литературного источника.

При изучении литературы сделан акцент на духовно-нравственную и эстетическую функцию предмета. Основу содержания литературы как предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, достоинства, патриотизма, любви к человеку, семье. Понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей возможность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объём знаний, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Логические связи курса литературы

с другими дисциплинами (межпредметные и внутрипредметные связи).

Необходимо предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и анализ прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать своё развёрнутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотворении, рассказе, романе, пьесе (может быть увиденной в театре). В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы.

Межпредметные связи – основа формирования общеучебных знаний, умений и навыков.

Литература тесно связана с другими учебными предметами, и в первую очередь с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает прежде всего общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистика, стилистика, литературоведение, фольклористика и другие) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.

Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура); на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Реализация регионального компонента по литературе.
Использование регионального компонента (РК) по литературе основано на:

  1. Региональный компонент государственного стандарта общего образования Архангельской области. – Архангельск: АО ИППК РО, 2005.




  1. Программа регионального компонента по литературе для 5 – 11 классов / под редакцией Скепнер Л. С. – Архангельск: АО ИППК РО, 2007.

Изучение литературы Севера на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание внимательных, вдумчивых, творческих читателей, чувства патриотизма, любви, уважения к литературе, к ценностям отечественной культуры, к Северу, людям Севера, их традициям;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста. При чтении и изучении подлинно художественных произведений о родном крае, благодаря близости материала читателю-школьнику, облегчается «вхождение» в художественный мир произведений, усиливается эмоциональность восприятия, создаются оптимальные условия для сопоставления действительности и её художественного отображения;

-освоение текстов художественных произведений писателей-северян и писателей, биографически и творчески связанных с Севером, раскрытие этих связей, ознакомление с наиболее значительными событиями истории, литературы и современной литературной жизни нашего края;

-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений, грамотного использования русского литературного языка при создании устных и письменных высказываний.

Федеральный компонент государственного стандарта образования.

Обязательный минимум содержания программы основного общего образования по литературе представлен набором следующих тем:

  1. введение;

  2. из устного народного творчества;

  3. из древнерусской литературы;

  4. из литературы 18 века;

  5. из литературы 19 века;

  6. из литературы 20 века;

  7. из зарубежной литературы.




Кл.

Содержание материала

5

Годы детства писателя; проблемы добра и зла в художественном произведении. Книга, ее роль в творчестве писателя, его художественных исканиях, в жизни человека, в русской культуре и в судьбе страны. Произведения, вызывающие у учащихся данного возраста наибольший эмоциональный отклик. Характеристика отдельных граней художественного произведения на основании конкретных теоретических понятий

6

Период становления и формирования личности писателя; годы учения. Включение в круг чтения и изучение произведений, вызывающих на данном этапе формирования личности ребенка наибольший интерес и связанных с вопросами гражданственности, свободолюбия, труда, любви, социальных отношений. Сложное отношение авторов ксвоим героям, созданным ими произведениям; характеристика отдельных произведений на основании конкретных теоретических понятий и первичных системных категорий (например, силлабо-тоническая система)

7

Понимание творчества и творческого процесса, проникновение в отдельные уголки лаборатории писателя; центральные аспекты: образ писателя, героическая тема, проблема милосердия, писатель и власть; не только характеристика одного художественного произведения, но и элементы сопоставительного анализа; усвоение понятия, характеризующего одно из явлений в историко-литературном процессе (классицизм). Знакомство с жанрами, вызывающими в подростковом возрасте наибольший интерес учащихся: приключения, фантастика

8

Постижение явлений, связанных не только с многогранными литературными событиями и направлениями, но и с особенностями отдельных исторических процессов, изображенных писателем. Выяснение своеобразия личности писателя. Формирование у школьников в данном возрасте новых представлений о личности, обществе, социально-этических проблемах – знакомство с произведениями, поднимающими проблему «личность и история», «человек – общество – государство». Характеристика отдельного художественного текста в контексте нескольких произведений писателя; характеристика отдельных явлений историко-литературного процесса (сентиментализм, романтизм)

9

Изучение основных фактов и явлений творческой биографии писателя; характеристика историко-литературного процесса. Усвоение основных категорий историко-литературного процесса в русской литературе XIX века (романтизм, реализм)


Обязательный минимум содержания программы, обеспечивающей региональный компонент основного общего образования по литературе, представлен следующими темами:


  1. - Северная сказительница М.Д.Кривополенова;

  2. - мир сказок Писахова и Шергина;

  3. - северная обрядовая поэзия;

  4. - творчество Ю.Казакова, Н.Рубцова, Ф.Абрамова,О.Фокиной;

  5. - Аввакум на Севере;

  6. - Архангельский Радищев;

  7. - обзор по творчеству северных писателей и поэтов.


Усвоение теоретико-литературных понятий и категорий


Жанрово-родовые понятия, категории и термины

Структурообразующие элементы

Образный мир

Выразительные средства художественной речи

5 класс

Миф, мифология

Мифологический сюжет, эпизод;

Мифологический герой, мифологический персонаж

Эпитет, составной эпитет

Жанр,

загадка

Структура загадки; сравнение, противопоставление, отрицание и т.д.







Пословицы, поговорки, афоризмы

Структурные различия пословиц и поговорок; отличие афоризмов от пословиц







Сказка, виды сказок

Сказочный сюжет; присказка, зачин, концовка

Типы сказочных персонажей

Иносказание, постоянные эпитеты, повторы, обращения и др.

Древнерусская летопись

Летописный свод







Басня

Нравоучительный сюжет, мораль

Басенный персонаж

Эзопов язык, аллегория, олицетворение

Авторская сказка

Композиция




Риторическое обращение; повтор

Стихотворение, ритм

Рифма, строфа, стих; художественный мотив

Образ лирического героя

Эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, антитеза; риторическое восклицание; цветообозначение; звукообраз (ассонанс, аллитерация), деталь

Повесть, эпизод

Сюжет в повести; фантастика




Афоризм, афористическая речь; комизм, юмор, портрет героя

Рассказ

Сюжет и фабула (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог); фантастика, конфликт

Образ рассказчика; герой и персонаж; комический (юмористический) персонаж

Диалог, диалогическая речь; ирония, юмор, деталь; контраст, сравнение

Стихотворение в прозе

Лирическое произведение; строфа







Сказ




Образ рассказчика

Сказовая речь; просторечная лексика

6 класс

Миф, мифология

Мотив

Мифологический герой

Гипербола, деталь художественная

Предание, легенда

Исторический сюжет; легендарный сюжет

Героическая личность




Волшебная сказка

Зачин, событие, отправка, преодоление препятствий, поединок, возвращение, счастливый финал, прием запрета

Сказочный герой, женские образы, персонажи-помощники

Устойчивые обороты

Сказание, летопись

Историческое предание, хронологическое расположение описанных событий







Воинская повесть

Сюжет в воинской повести

Центральный персонаж – князь-воин

Гипербола

Плач

Вставной эпизод, обрядовое произведение







Поучение

Евангельские мотивы







Стихотворение; тема; перевод

Композиция, рифма, мотив

Образ лирического героя

Поэтические фигуры (градация, риторический вопрос), цветообраз; тропы (антитеза, инверсия, иносказание, метафора, эпитет, сравнение, символ); анафора; пафос

Силлабо-тоническое стихосложение

Стих, стопа







Хорей, ямб

Двусложный размер, пиррихий, спондей







Элегия

Мотивы







Баллада

Лироэпический текст; фабульные элементы; фантастика

Балладный герой




Роман

Замысел, тема, художественная идея, социальная и нравственная проблематика; композиция

Образы центральные и второстепенные; авторская позиция

Портрет

Героическая повесть

Конфликт

Героический характер




Рассказ

Тема, идея, конфликт, кульминация




Пейзаж, деталь, юмор, сатира, ирония

Дактиль, анапест, амфибрахий

Трехсложный размер, стихотворный ритм







Автобиографическая проза

Особенности сюжета

Прототип

Портрет, риторические фигуры

Рождественский рассказ

Чудо в сюжете произведения







Новелла

Композиция, развязка







7 класс

Былина

Эпос

Былинный герой

Гипербола, формулы, иносказание

Обрядовая поэзия

Песни колядные, масленичные, свадебные




Поэтическая лексика и синтаксис

Лирическая народная песня




Образ лирического героя

Постоянный эпитет

Лироэпическая народная песня

Сюжет




Повторы

Древнерусская повесть

Чудо; житийные элементы




Символ

Литературное направление, классицизм

Эстетическая система

Статичный характер




Ода

Одический сюжет

Одический персонаж

Тропы и фигуры в оде

Стихотворение; послание, философская лирика

Мотив, композиционные элементы

Образ лирического героя

Повторы, сравнения, метафоры, антитеза, оксюморон, аллегория, градация, синтаксический перенос

Силлабическое стихосложение










Баллада

Фабульные элементы







Поэма

Стихотворный размер; фабульные элементы, исторический сюжет

Исторические образы

Риторические восклицания, сравнение, антитеза

Литературные роды, драма

Соблюдение трех единств

Драматургический персонаж

Ремарка

Комедия

Конфликт в комедии




Говорящие фамилии; сарказм, юмор, сатира, ирония

Повесть

Творческая история; фантастика







Рассказ

Элементы фабулы

Образ рассказчика

Портрет, деталь, контраст, юмор

Сатирическая сказка

Фантастический (гиперболизированный) сюжет

Сатирические образы

Гротеск, аллегория

Сказ




Народный характер

Неологизмы

Стихотворение в прозе

Небольшой объем; мотив




Портрет, деталь

Легенда




Образ-символ




Сонет

Стихотворная форма







Хокку (хайку)

Поэтическая форма







8 класс

Историческая песня

Эпическое и лирическое; песня-плач; солдатские песни

Темы и герои




Сказание










Житие

Агиография; чудесное путешествие

Особый тип героя (святой)




Слово










Сентиментализм

Жанровый состав

Герой сентиментальной прозы

Стиль сентиментализма

Романтизм

Жанровый состав

Герой романтического произведения

Стиль романтизма

Элегия

Мотивы жизни и смерти




Элегический стиль

Идиллия

Идеализированная жизнь







Трагедия

Конфликт в трагедии

Трагические характеры и персонажи




9 класс

Литературная ситуация










Историко-литературный процесс

Движение жанров







Литература путешествий




Образ повествователя




Сатира, гражданская сатира

Силлабический стих, тоническое стихосложение




Олицетворение

Романтизм; баллада, песня, дружеское послание; «гражданский романтизм»




Образ автора, образ героя

Психологический параллелизм, метафоры, символы, обращения

Реализм; трагикомедия, эпикурейская лирика

Историзм, народность, обобщение и типизация

Антигерой, образ повествователя

Монолог, диалог, лирические отступления

Политическая ода; философская поэзия; социально-психологический роман; историческая дума

Финал-катастрофа; любовная интрига; двуединый конфликт; повествовательный цикл




Знаковые имена персонажей; стилевые особенности творчества автора; «Онегинская строфа»
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе, основное общее образование iconОбразовательная программа муниципального козённого образовательного...
Начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование)

Рабочая программа по литературе, основное общее образование iconОсновное общее образование пояснительная записка
В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным

Рабочая программа по литературе, основное общее образование iconСведения о реализации основных общеобразовательных программ
Начальное общее образование основное общее образование Среднее общее образование

Рабочая программа по литературе, основное общее образование iconРабочая программа по литературе основное общее образование
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования....

Рабочая программа по литературе, основное общее образование iconРабочая программа По Мировой художественной культуре основное общее образование
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования....

Рабочая программа по литературе, основное общее образование iconРабочая программа по истории Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее...

Рабочая программа по литературе, основное общее образование iconРабочая программа по литературе для 5-го класса основное общее образование
Е. В. Бунеевой. Программное обеспечение: умк для 5-го класса: Литература. Учебник. 5 класс («Шаг за горизонт») в трёх книгах авторов...

Рабочая программа по литературе, основное общее образование iconРабочая программа по литературе среднее (полное) общее образование
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования....

Рабочая программа по литературе, основное общее образование iconРабочая программа по русскому языку для VII класса составлена с использованием...
Программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей-филологов мбоу саранпаульская сош

Рабочая программа по литературе, основное общее образование iconРабочая программа По истории Уровень образования (класс): основное общее образование, 5-9 классы
России 5-9 класс, образовательной системы «Школа 2100 авторов: Д. Д. Данилова, А. В. Кузнецова, Д. В. Лисейцева, В. А. Клокова, В....

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции