Скачать 1.1 Mb.
|
МБОУ «Благовещенская СОШ № 5» Рассмотрено Согласовано Утверждаю Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор школы __________________ _____________________ _______________ «___» _________2013г. «___» __________2013 г. «___» __________2013 г. Рабочая программа по литературе, основное общее образование, 5-9 класс. Составители: учителя русского языка и литературы Ермолина Е.А.(1 кв. кат.), Перхурова О.А.(2 кв. кат.) с. Благовещенское, 2013 год Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, базовый уровень, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, федерального базисного учебного плана 2004 года, с учётом авторской программы (Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / Г. С. Меркин, С. А. Чалмаев, С. А. Зинин. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008). Программа рассчитана на 68 учебных часов(5-7 классы) из расчёта 2 часа в неделю и 102 часа(8-9 классы) из расчета 3 часа в неделю (согласно ФУП 2004 г. по 5 дневной рабочей неделе). Краткая характеристика сущности данного предмета. Художественная литература имеет важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Основу литературного образования составляет чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Курс литературы в 5-9 классах направлен на достижение следующих целей:
Задачи обучения:
Общая характеристика курса. Возрастные особенности учащихся, техника их чтения, возможности анализировать произведения позволяют определить два больших концентрата: 5 – 9, 10 – 11 классы. Учащиеся 5-7 классов относятся к первой группе и отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием, которым характеризуется «наивный реализм», свойственный этому возрасту. Они могут заметить важные для текста художественные особенности, но ещё не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Именно поэтому необходимо открыть им «секреты» автора художественного произведения, помочь осмыслить прочитанное не поверхностно, а глубоко, в меру читательских возможностей шестиклассников. Вводимые на этом этапе чтения базовые понятия необходимы для умения характеризовать конкретный эпизод, фрагмент или небольшой текст в единстве формы и содержания, причём при характеристике текста или комментария произведения равнозначными являются как эстетические, так и нравственные аспекты изучаемого литературного источника. При изучении литературы сделан акцент на духовно-нравственную и эстетическую функцию предмета. Основу содержания литературы как предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, достоинства, патриотизма, любви к человеку, семье. Понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей возможность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объём знаний, отвечающий возрастным особенностям учащегося. Логические связи курса литературы с другими дисциплинами (межпредметные и внутрипредметные связи). Необходимо предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и анализ прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать своё развёрнутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотворении, рассказе, романе, пьесе (может быть увиденной в театре). В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы. Межпредметные связи – основа формирования общеучебных знаний, умений и навыков. Литература тесно связана с другими учебными предметами, и в первую очередь с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает прежде всего общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистика, стилистика, литературоведение, фольклористика и другие) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура); на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. Реализация регионального компонента по литературе. Использование регионального компонента (РК) по литературе основано на:
Изучение литературы Севера на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: - воспитание внимательных, вдумчивых, творческих читателей, чувства патриотизма, любви, уважения к литературе, к ценностям отечественной культуры, к Северу, людям Севера, их традициям; - развитие эмоционального восприятия художественного текста. При чтении и изучении подлинно художественных произведений о родном крае, благодаря близости материала читателю-школьнику, облегчается «вхождение» в художественный мир произведений, усиливается эмоциональность восприятия, создаются оптимальные условия для сопоставления действительности и её художественного отображения; -освоение текстов художественных произведений писателей-северян и писателей, биографически и творчески связанных с Севером, раскрытие этих связей, ознакомление с наиболее значительными событиями истории, литературы и современной литературной жизни нашего края; -овладение умениями чтения и анализа художественных произведений, грамотного использования русского литературного языка при создании устных и письменных высказываний. Федеральный компонент государственного стандарта образования. Обязательный минимум содержания программы основного общего образования по литературе представлен набором следующих тем:
Обязательный минимум содержания программы, обеспечивающей региональный компонент основного общего образования по литературе, представлен следующими темами:
Усвоение теоретико-литературных понятий и категорий
|
Образовательная программа муниципального козённого образовательного... Начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование) |
Основное общее образование пояснительная записка В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным |
||
Сведения о реализации основных общеобразовательных программ Начальное общее образование основное общее образование Среднее общее образование |
Рабочая программа по литературе основное общее образование Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.... |
||
Рабочая программа По Мировой художественной культуре основное общее образование Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.... |
Рабочая программа по истории Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее... |
||
Рабочая программа по литературе для 5-го класса основное общее образование Е. В. Бунеевой. Программное обеспечение: умк для 5-го класса: Литература. Учебник. 5 класс («Шаг за горизонт») в трёх книгах авторов... |
Рабочая программа по литературе среднее (полное) общее образование Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.... |
||
Рабочая программа по русскому языку для VII класса составлена с использованием... Программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей-филологов мбоу саранпаульская сош |
Рабочая программа По истории Уровень образования (класс): основное общее образование, 5-9 классы России 5-9 класс, образовательной системы «Школа 2100 авторов: Д. Д. Данилова, А. В. Кузнецова, Д. В. Лисейцева, В. А. Клокова, В.... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |