Учебно-методический комплекс по курсу "Культурология" рассчитан на 102 часа (54 часа лекционных, 40 часов семинарских занятий, 8 часов самостоятельной работы студентов) и предусматривает зачет как итоговую форму отчетности. Тематический план




НазваниеУчебно-методический комплекс по курсу "Культурология" рассчитан на 102 часа (54 часа лекционных, 40 часов семинарских занятий, 8 часов самостоятельной работы студентов) и предусматривает зачет как итоговую форму отчетности. Тематический план
страница1/6
Дата публикации12.05.2014
Размер0.78 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
literature-edu.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет философии и социальных наук
Кафедра философии культуры

КУЛЬТУРОЛОГИЯ




Учебно-методический комплекс

Для студентов

факультета философии и социальных наук

Минск


2001

ВВЕДЕНИЕ


Учебно-методический комплекс базового учебного курса "Культурология" разработан для студентов факультета философии и социальных наук Белгосуниверситета. Главная задача курса состоит в обеспечении реализации стратегии гуманитаризации профессиональной подготовки студентов в рамках программы классического высшего образования.

Целью курса является ознакомление студентов с ключевыми темами философии культуры, осуществление комплексной реконструкции историко-культурологической и теоретико-культурологической проблематики, изучение фундаментальных работ ведущих представителей отечественной и зарубежной культурологии.

УМК разработан с учетом учебно-методических материалов автора по спецкурсам, читаемым на отделении философии факультета философии и социальных наук Белгосуниверситета.

Учебно-методический комплекс по курсу "Культурология" включает в себя тематический план, учебную и рабочую программы, учебно-методическую карту дисциплины, библиографический перечень, задания для самостоятельной работы студентов и список вопросов для итогового зачета.

Учебно-методический комплекс по курсу "Культурология" рассчитан на 102 часа (54 часа лекционных, 40 часов семинарских занятий, 8 часов самостоятельной работы студентов) и предусматривает зачет как итоговую форму отчетности.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование темы

л.

пр.

1

ВВЕДЕНИЕ.

Культурология в системе философских дисциплин

2




2

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ.

Культура первобытного общества

2

2

3

Культура древневосточных цивилизаций

2




4

Культура античности

4

2

5

Культура западноевропейского средневековья

4

4

6

Культура древней и средневековой Руси

2




7

Культура Ренессанса. Феномен Реформации и Контрреформации.

4




8

Новоевропейская культура ХУП – ХУШ вв.

4

2

9

Рецепции новоевропейской культуры в России и Белоруссии

2

2

10

Европейская и русская культура Х1Х века

4

4

11

Культура ХХ века

4

6

12

ТЕОРЕТИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ.

Культура как феномен: основные направления интерпретации

4

2

13

Культура и цивилизация

4

4

14

Внутренняя противоречивость культуры

4

4

15

Феномен права в контексте культуры: западноевропейская, славяно-русская и восточная модели

2




16

Феномен власти в контексте культуры: философский, политологический, моральный аспекты

2

2

17

Экологическая размерность культуры

2

4

18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Мировая культура в преддверии третьего тысячелетия

2

2


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




пп.

Наименование темы

Тип

занятий

Кол-во

часов

1

ВВЕДЕНИЕ. Культурология в системе философских дисциплин

лекция

2

2

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ. Культура первобытного общества

лекция

2

3

К. Леви-Строс. "Печальные тропики"

семинар

2

4

Культура древневосточных цивилизаций

лекция

2

5

Культура античности

лекция

4

6

Платон. "Апология Сократа", "Пир"

семинар

2

7

Культура западноевропейского средневековья

лекция

4

8

Августин Блаженный "Исповедь"

семинар

2

9

Культура древней и средневековой Руси

лекция

2

10

Н. Бердяев. «Новое средневековье: Размышления о судьбе России и Европы»

семинар

2

11

Культура Ренессанса. Феномен Реформации и Контрреформации.

лекция

4

12

Новоевропейская культура ХУП – ХУШ вв.

лекция

4

13

Ф. Бэкон. "Новый Органон"

семинар

2

14

Рецепции новоевропейской культуры в России

лекция

2

15

П.Я. Чаадаев "Философические письма", "Апология сумасшедшего"

семинар

2

16

Европейская и русская культура Х1Х века

лекция

4

17

А.И. Герцен "Развитие революционных идей в России" (фрагменты)

семинар

2

18

Ф. Ницше "Антихристианин"

семинар

2

19

Культура ХХ века

лекция

4

20

С.Л. Франк. "Этика нигилизма"

семинар

2

21

Ж.-П. Сартр "Экзистенциализм – это гуманизм"

семинар

2

22

Э. Фромм. "Бегство от свободы"

семинар

2

23

ТЕОРЕТИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ. Культура как феномен: основные направления интерпретации

лекция

4

24

М.К. Мамардашвили. "Другое небо"

І. Абдзіраловіч "Адвечным шляхам"

семинар

2

25

Культура и цивилизация

лекция

4

26

Н.Я. Данилевский "Россия и Европа" (фрагменты)

семинар

2

27

Дж. Тойнби "Постижение истории"

семинар

2

28

Внутренняя противоречивость культуры

лекция

4

29

Н. Бердяев "Человек и машина"

семинар

2

30

К. Ясперс "Смысл и назначение истории"

семинар

2

31

Феномен права в контексте культуры: западноевропейская, славяно-русская и восточная модели

лекция

2

32

Феномен власти в контексте культуры: философский, политологический, моральный аспекты

лекция

2

33

Х. Ортега-и-Гассет. "Восстание масс"

семинар

2

34

Экологическая размерность культуры

лекция

2

35

Н.Г. Холодный. «Мысли натуралиста о природе и человеке»

семинар

2

36

Д. Л. Медоуз. «Пределы роста: Доклад Римскому клубу»

семинар

2

37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Мировая культура в преддверии третьего тысячелетия

лекция

2

38

Терминологический глоссарий по курсу "Культурология" (письменная работа)

семинар

2



УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


1. Лекционный курс
Тема 1

Культурология в системе философских дисциплин
Понятие философии культуры. Дескриптивно-феноменологические и теоретико-аналитические дефиниции культуры.

Культурфилософия Х1Х века как метафизическое истолкование культуры. Дисциплинарный статус современной культурологии как неклассической философии культуры, основные аспекты ее актуальности. Предмет и задачи культурологии. Понятие культуроцентризма как возможной методологической установки. Структура культурологического знания (философия, теория и история культуры, этика, эстетика, религиоведение, антропология, семиотика, герменевтика). Методологическая база и категориальный аппарат культурологии. Эвристичность культурологического знания.
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ
Тема 2

Культура первобытного общества
Понятие и схема антропогенеза. Основные периоды генезиса первобытной культуры (ключевые точки бифуркации антропогенеза): палеолит, мезолит, неолит.

Космологические и религиозные верования в первобытной культуре. Понятия пралогического мышления, бинарной культуры, бриколажа. Синкретизм первобытной культуры. Феномен мифа и особенности мифологического сознания первобытного человека. Первобытные сообщества в контексте современной культуры. Структурная антропология: сущность и основные направления.

Особенности первобытного искусства (изобразительные средства, сюжетная канва, технические приемы).
Тема 3

Культура древневосточных цивилизаций
Западная (техногенная) и восточная (традиционная) стратегии культурного развития: фундаментальные приоритеты и ценности. Принципы "у-вэй" (недеяния) и корпоративности как устои традиционных обществ. Ценности активно-преобразовательной деятельности и автономной личности как начала в западноевропейской культурной традиции.

Специфика древнеиндийской культуры. Понятия брахмана, атмана, сансары, мокши, нирваны. Ортодоксальные (ведические) и неортодоксальные (джайнистские, буддистские и пр.) воззрения в древнеиндийской культуре. Феномен буддизма, его сущность и мировоззренческое значение.

Конфуцианская ортодоксия в Древнем Китае. Принцип жэнь, его культурный смысл. Основные положения учения даосизма. Феномен традиционализма и великие древнекитайские империи.

Художественная культура древневосточных цивилизаций.

Тема 4

Культура античности
Феномен античной культуры: хронологический и проблемно-тематический аспекты. Логический принцип античной культуры. Инвариантный терминологический ряд: раб – вещь (материя), рабовладелец – интеллект (идея), полис как логический предел их единства (Космос). Принцип космоцентризма. Исходные интуиции античной культуры: интуиция актуальной бесконечности тела, интуиция идеального (скульптурного) тела, интуиция пантеизма как мистики тела.

Эволюция античной культуры. Феномен античного мифа (Гомер). Переход от мифа к логосу (натурфилософы, Сократ). Античная классика (Платон, Аристотель). Трансформации классической эпохи в контексте эллинизма. Этика стоицизма, астрономия Птолемея, метафизика неоплатонизма.

Идеи государства и права в Древнем Риме. Зарождение христианства и распад Римской империи. Художественный мир латинской культуры.
Тема 5

Культура западноевропейского средневековья
Становление средневековой культуры: идейно-философские, религиозные основания (язычество, иудейский монотеизм, платонизм и неоплатонизм, учения отцов Церкви). Метаморфозы греко-римского мышления в переходную эпоху.

Средневековье как сакральный тип культуры. Идея креационизма и идея божественного откровения как фундаментальные принципы средневековой культуры. Основные тенденции христианского мировоззрения (схоластика и мистика в своих модификациях). Внутренняя противоречивость христианской культуры.

Интимизация Бога и веры у Августина Блаженного. Схоластические искания Фомы Аквинского.

Церковное и религиозное искусство, его главные приоритеты – символизм, ригоризм, каноничность. Феномен карнавализации и скоморошества в средневековой культуре. Романский и готический архитектурные стили средневековья. Семь "свободных" искусств в схоластической классификации.
Тема 6

Культура древней и средневековой Руси
Феномен восточнославянского язычества: специфика социокультурного развития и ментальной парадигмы. Пантеон языческих богов. Главные языческие праздники.

Традиции православия и метаморфозы древнерусской культуры. Феномен двоеверия (оппозиция княжеской власти и института волхвов). Татаро-монгольское нашествие и его влияние на духовно-экономическую ситуацию на Руси.

Древнерусский эпос: сюжетно-содержательная эволюция былинного корпуса, ее мировоззренческое значение. Художественное наследие средневековой Руси – иконопись Андрея Рублева, средневековое зодчество, литературные памятники (Иларион "Слово о законе и благодати").

Средневековое белорусское искусство. Творчество Кирилла Туровского. Житийная литература ХШ – ХУ вв.
Тема 7

Культура Ренессанса. Феномен Реформации и Контрреформации
Основания, особенности и периодизация западноевропейской культуры эпохи Возрождения. Идеи пантеизма и гелиоцентризма как основоположения ренессансного мировоззрения. Явление секуляризации культуры.

Этико-эстетическая модель человека в культуре Ренессанса. Ценности гуманизма и свободы, их амбивалентная сущность.

Технический прогресс и новые перспективы искусства: развитие новых жанров в живописи, технических приемов и эстетических концепций.

Культурные ценности Ренессанса и феномен Реформации. Основные идеи, достижения и парадоксы Реформации. Религиозное и общекультурное значение Реформации для западноевропейского общества. Контрреформация, причины и последствия.

Белорусская культура периода Реформации и Контрреформации. Специфика белорусского гуманизма. Творчество Н. Гусовского, Ф. Скорины. С. Будного.
Тема 8

Новоевропейская культура ХУП – ХУШ вв.
Новые социально-культурные предпосылки и мировоззренческие идеи: расширение жизненного мира (великие географические и астрономические открытия), формирование конструктивно-технологического стиля мышления, приоритет науки в культуре. Онтологические и гносеологические идеи Нового времени. Механистическая картина мира, ее специфика.

Феномен Просвещения в Европе. Метафизичность и утопизм просветительских идей. Радикальная критика культуры у Ж..-Ж.. Руссо.

Становление классической науки как опытно-экспериментальной формы рационально-теоретической деятельности. Дилемма рационализма и эмпиризма, основные идеи и персоналии альтернативных направлений. Сциентизм как мировоззренческая ориентация западноевропейской культуры.

Художественная культура ХУП – ХУШ вв. Классицизм в искусстве, его теоретические основоположения, представители, общекультурные последствия. Особенности искусства реализма.
Тема 9

Рецепции новоевропейской культуры в России и Белоруссии
Эволюция празападных идей в России. Немецко-протестантский европеизм Петра 1. Петровские реформы: позитивное и негативное значение для русской культуры. Феномен русского раскола, его религиозная и общекультурная сущность. Легенда о граде Китеже.

Идеи французского Просвещения в России. Феномены вольтерианства и руссоизма. "Просветительская дружина" Петра 1. Явления примитивизма, идеализации и сентимитализма в русской культуре и искусстве ХУШ в. Феофан Прокопович и формирование нового типа русской культуры. Деизм М.В. Ломоносова. Основание Московского университета. Становление русской интеллигенции. Радикализм А.Н. Радищева.

Специфика белорусского просвещения. Идеи Яна Снядецкого, Аниола Довгрида, Соломона Маймонда.
Тема 10

Европейская и русская культура Х1Х века
Внутренний дуализм европейской культуры Х1Х века: противоборство романтизма и просветительства (причины, особенности, последствия).

Самокритика европейской культуры. Оппозиция рационализму в европейской культуре (Шеллинг, Ницше, Кьеркегор). Социокультурная парадигма истории и общества Маркса. Феномен отчуждения и основные направления его трактовки.

Русская культура Х1Х века. Проблемы культурной самоидентификации в историософии П.Я. Чаадаева. Дискуссия западников и славянофилов, сходство и различие их позиций. Трансформация западнических и славянофильских идей в ХХ веке. Метаморфозы разночинской интеллигенции на рубеже веков (образ "воинствующего монаха").

Художественная культура в Белоруссии Х1Х в. Романтизм Я.Чечета, Дунина-Марцинкевича; реализм Ф.Богушевича, М. Богдановича, А. Мицкевича.
Тема 11

Культура ХХ века
Парадигма постклассической европейской культуры: основные постулаты.

Кризис науки как культурного феномена. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие альтернативы. Актуализация экзистенциально-антропологических ценностей в западноевропейском обществе. Проблема культуры и новых информационных технологий. Феномен "массовой" культуры. Проблема культурной идентичности в ХХ веке.

Ситуация постмодернизма в культуре: причины, генезис, основоположения, ведущие персоналии, перспективы. Постмодернизм как узко-эстетическое и общекультурное явление.

Искусство в ХХ веке. Проблема массового и элитарного искусства. Проблема традиции в искусстве. Особенности сюжетно-жанровой динамики искусства на рубеже тысячелетий.

ТЕОРЕТИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ
Тема 12

Культура как феномен: основные направления интерпретации
Основные концепции происхождения культуры: богословская, религиозно-философская, общественно-историческая, психоаналитическая, неокантианская. Направления философского анализа культуры. Культура как система ценностей. Метакатегория "ценность" в культурологии. Культура как символотворчество. Понятие символа. Культура как традиционно-новационный процесс. Культура как полифункциональное образование. Культура как деятельность. Метакатегория "деятельность" в философии и культурологии. Деятельность (практика) как медиум между реальностью и продуктами объективации сознания. Понятие артефакта.

Культура как "вторая природа". Надбиологический характер культуры (миф о Прометее). Культура и природа – культурный человек и варвар. Материальная и духовная стороны культуры.
Тема 13

Культура и цивилизация
Понятие цивилизации (полисемантичность дефиниций). Признаки, типология и генезис цивилизаций (анализ альтернативных подходов). Соотношение цивилизационной и формационной методологий реконструкции мирового культурно-исторического развития. Общество в цивилизационном и формационном развитии: структурно-схематический аспект.

Понятие цивилиографии как теории цивилизаций: методологические основания.

Цивилизация и культура. Учение П. Сорокина о культурных суперсистемах. Концепция "столкновения цивилизаций" С. Хантингтона. Теория "конца истории" Ф. Фукуямы.

Феномен "русской цивилизации" в контексте оппозиции Восток – Запад.
Тема 14

Внутренняя противоречивость культуры
Аполлоническое и дионисийское начала в культуре. Онтология культуры Ф. Ницше. Феномен античной культуры, ее трагическая раздвоенность. Аполлон и Дионис как два полюса космоса эллинской и всей западноевропейской культуры.

Органическое и организованное начала в культуре. Феномен машины в культуре (проблема мифологизации). Теория Л. Мамфорда, основные понятия – "невидимая машина", "трудовая машина", "мегамашина". Феномен техники, формы и границы ее воздействия на человеческое бытие. Особенности истолкования техники в философии Н.Бердяева, М.Хайдеггера, К.Ясперса. Развитие техники и культурные мутации. Концепция О.Тоффлера и проблема антропогенной цивилизации.

Фундаменталистское и модернистское начала в культуре. Фундаментализм как культурная ориентация, его амбивалентный характер. Фундаментализм и традиционализм: сравнительный анализ. Виды фундаментализма – евангельский, исламский, православный. Экуменизм как форма противостояния фундаментализму. Светский и религиозный модернизм, его достоинства и недостатки.

Партикуляристское и универсалистское начала в культуре. Партикуляризм как мировоззренческая установка (основания и сущность). Концепции Н.Данилевского, О.Шпенглера, Э.Трельча, Л.Фробениуса, Л.Сенгора, А.Мазруи, М.Гарви, Г.Осена как отрицание идеи культурного единства человечества. Понятия европоцентризма, американоцентризма, афроцентризма. Идея универсальности историко-культурного процесса (теории К.Леви-Строса, К.Ясперса, Н.Бердяева). Специфика универсалистских интенций русской культуры (мессианско-эсхатологический утопизм).

Космополитическое и националистическое начала в культуре. Понятие культурной идентичности. Типология культурных идентификаций. Проблема идентичности русской культуры. Этноцентризм как форма культурной идентичности. Национализм как феномен современной социокультурной ситуации. Проблема культурной маргинальности, специфика форм современной маргинальности в культуре.

Элитарное и массовое начала в культуре. Культура, субкультура, контркультура: терминологическое истолкование. Контркультура как механизм социодинамики. К.Манхейм и его трактовка субкультур. Феномен моды в культуре.
Тема 15

Феномен права в контексте культуры:

западноевропейская, славяно-русская и восточная модели
Понятие, генезис и система права. Духовные доминанты различных правовых культур – западноевропейской, индийской, китайской, арабской, русской. Система Римского права и ее значение в контексте мировой культуры. Основания и регулятивные принципы современного права в американо-европейской и постсоветской моделях.

Категориальный ряд правовой сферы культуры. Связь права, гражданского общества и государства в различных культурных традициях.

Генезис правовой культуры на территории современной Белоруссии. Основные положения "Статута Великого княжества Литовского 1588 года".
Тема 16

Феномен власти в контексте культуры:

философский, политологический, моральный аспекты
Понятие власти как культурного явления. Онтологическая, психологическая и социокультурная трактовки власти. Типология власти и властных отношений. Традиционное, легитимное и харизматическое господство. Политическая власть, основания ее легитимности. Политическая система общества, ее генезис и структура. Сущность и исторические формы государства.

Основные модели взаимодействия политики, права и морали: восточная (конфуцианство, легизм) и западноевропейская (Макиавелли, М. Вебер).

Свобода и власть. Феномен тоталитаризма и явление анонимности власти. Власть "массы" в ХХ веке.
Тема 17

Экологическая размерность культуры
Парадигмы экологического сознания в динамике культуры: восточная, западноевропейская, русская модели. Экопрограммы в христианской традиции. Понятие экофильных и экофобных ориентаций в культуре.

Научно-дисциплинарный и философско-мировоззренческий статус современного экологического знания. Проблемы глобальной экологии. Экологическая проблематика в контексте современной глобалистики.

Экологическое движение в странах Западной Европы – генезис, формы, теоретическое обоснование. Понятие инвайроментализма. Римский клуб и концепция глобального равновесия.

Феномен Чернобыля и приоритеты современной экополитики. Экокультура постиндустриальной цивилизации: возможные варианты и стратегии осуществления.

Тема 18

Мировая культура в преддверии третьего тысячелетия
Соверменная глобалистика: этапы становления, предмет и задачи, методология исследований будущего. Дифференциация прогностических моделей – достоинства и недостатки.

Ситуация глобального кризиса и формирование синтетического мировоззрения третьего тысячелетия. Ценностные приоритеты постиндустриальной цивилизации.

Понятие футурологии. Оптимистические и пессимистические концепции в футурологических построениях. Центростремительные и центробежные тенденции в общемировой культурной динамике. Проблема культурного наследия как одна из первоочередных задач человечества на рубеже тысячелетий.
2. Семинарский курс

Тема 1

Клод Леви-Стросс. "Печальные тропики"
План

  1. Бинарно-игровой характер культуры и искусства индейских племен (племена мбайя и бороро).

  2. Социальная иерархия и особенности быта индейской культуры (племена бороро и намбиквара).

  3. Статус вождя и специфика властных отношений (сравнительный анализ племен намбиквара и тупикавахиб).

Литература

  • К. Леви-Стросс. Печальные тропики. М., 1984. С. 78-88, 101-121, 148-159, 167-174, 198-204.

  • Л. Леви-Брюль Первобытное мышление. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.

  • Мелетинский Е.В. Мифология и фольклор в трудах К. Леви-Строса// К. Леви-Стросс. Структурная антропология. М., 1985.


Тема 2

Платон. "Апология Сократа", "Пир"
План

  1. Феномен "платоновского вопроса" в современной культуре.

  2. Сократ как образ-символ в европейской культуре

  3. Эрос в контексте культуры. Учение о познании как "эротическом восхождении".

Литература

  • Платон. Сочинения. В 3-х т. М., 1971. Т. 1. С. 81-112, Т. 2. С. 127-147.

  • Васильева Т.В. Платоновский вопрос сегодня и завтра// Вопросы философии.-1993.-№9.-с.110 – 125.

  • Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции. М., 1995.

  • Лосев А.Ф. История античной философии. М., 1989.

  • Маркузе Г. Эрос и цивилизация. М.. 1995.

  • Нерсесянц В.С. Платон. М., 1984.

  • Платон и его эпоха: Сборник статей. М., 1979.



Тема 3

Августин Блаженный. "Исповедь"
План

  1. Интимно-личностный и уничижительно-покаянный стиль мышления средневекового человека.

  2. Проблема обретения Бога у Августина.

  3. Рассуждения о времени в контексте сакральной культуры.

Литература

  • Августин Аврелий. Исповедь/ Пер. с лат. М., 1997. Кн. Х.

  • Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. М., 1984.

  • Христианство: Словарь. М., 1994.

  • Джордан Омэнн. Христианская духовность в католической традиции. Рим; Люблин, 1994.


Тема 4

Н. Бердяев

"Новое средневековье: Размышления о судьбе России и Европы"

(фрагменты)
План

  1. Средневековье как культурный феномен: метафизическая сущность, амбивалентный характер, фундаментальные черты, основные манифестации.

  2. Феномен русской революции. Неизбежность и пороки революции.

  3. Кризис культуры, могущество техники и массовая демократизация как главные его причины.

Литература


  • Н.А. Бердяев. Новое средневековье// Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х тт. Т.1. М., 1994;

  • Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание// Вопросы философии. - 1992. - №6;

  • Россия перед вторым пришествием. Материалы к очерку русской эсхатологии. Сост. С. Фомин: Изд-е Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993. (Рецензия: Гаврюшин H.К.// Вопросы философии. - 1990. - №10).

Тема 5

Фрэнсис Бэкон. "Новый Органон"
План

  1. Учение об идолах – критика схоластической теории познания.

  2. Обоснование причин интеллектуальной отсталости западноевропейского общества ХУП века.

  3. Специфика научно-экспериментального стиля мышления.

Литература

  • Бэкон Ф. Сочинения. В 2-х т. М., 1977-1978. Т. 2. С. 12-35, 41-55.

  • Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (ХУП – ХУШ вв.): Формирование научных программ нового времени. М., 1987.

  • Киссель М.А. Судьба старой дилеммы. М., 1974.

  • Михаленко Ю.П. Ф. Бэкон и его учение. М., 1975.

  • Путилов С. Тайны "Новой Атлантиды" Ф. Бэкона// Наш современник.-1993.-№2.-с.171 – 176.

  • Субботин А.А. Фрэнсис Бэкон. М., 1974.


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по курсу \"Культурология\" рассчитан на 102 часа (54 часа лекционных, 40 часов семинарских занятий, 8 часов самостоятельной работы студентов) и предусматривает зачет как итоговую форму отчетности. Тематический план iconУчебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделения...
Учебно-методический комплекс предназначен для эффективной организации и обеспечения учебного процесса при подготовке специалистов...

Учебно-методический комплекс по курсу \"Культурология\" рассчитан на 102 часа (54 часа лекционных, 40 часов семинарских занятий, 8 часов самостоятельной работы студентов) и предусматривает зачет как итоговую форму отчетности. Тематический план iconУчебно-тематический план по предмету «Литература» для 9 класса рассчитан...
Учебник: «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В. Я. Коровина, В. И. Коровин...

Учебно-методический комплекс по курсу \"Культурология\" рассчитан на 102 часа (54 часа лекционных, 40 часов семинарских занятий, 8 часов самостоятельной работы студентов) и предусматривает зачет как итоговую форму отчетности. Тематический план iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология»
Рекомендовано в качестве учебно-методического комплекса по курсу «этика» для студентов специальности 031401– культурология, квалификация...

Учебно-методический комплекс по курсу \"Культурология\" рассчитан на 102 часа (54 часа лекционных, 40 часов семинарских занятий, 8 часов самостоятельной работы студентов) и предусматривает зачет как итоговую форму отчетности. Тематический план iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология»
Рекомендовано в качестве учебно-методического комплекса по курсу «История античной культуры» (курс по выбору) «…» января 2009г

Учебно-методический комплекс по курсу \"Культурология\" рассчитан на 102 часа (54 часа лекционных, 40 часов семинарских занятий, 8 часов самостоятельной работы студентов) и предусматривает зачет как итоговую форму отчетности. Тематический план iconРабочая программа по литературе, основное общее образование
Г. С. Меркин, С. А. Чалмаев, С. А. Зинин. М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2008). Программа рассчитана на 68 учебных часов(5-7...

Учебно-методический комплекс по курсу \"Культурология\" рассчитан на 102 часа (54 часа лекционных, 40 часов семинарских занятий, 8 часов самостоятельной работы студентов) и предусматривает зачет как итоговую форму отчетности. Тематический план iconИнструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе...
Экзаменационная работа по литературе состоит из 4 частей. На ее выполнение дается 4 часа (240 минут). Рекомендуем так распределить...

Учебно-методический комплекс по курсу \"Культурология\" рассчитан на 102 часа (54 часа лекционных, 40 часов семинарских занятий, 8 часов самостоятельной работы студентов) и предусматривает зачет как итоговую форму отчетности. Тематический план iconРабочая учебная программа по русскому языку 10 класс для базового уровня
Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10 -11 классы» Н. Г....

Учебно-методический комплекс по курсу \"Культурология\" рассчитан на 102 часа (54 часа лекционных, 40 часов семинарских занятий, 8 часов самостоятельной работы студентов) и предусматривает зачет как итоговую форму отчетности. Тематический план iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе для V класса...
Изменения,внесённые в авторскую учебную программу и их обосновании. В авторской программе по литературе для 5-9 классов рассчитана...

Учебно-методический комплекс по курсу \"Культурология\" рассчитан на 102 часа (54 часа лекционных, 40 часов семинарских занятий, 8 часов самостоятельной работы студентов) и предусматривает зачет как итоговую форму отчетности. Тематический план iconРабочая образовательная программа по литературе для 6класса (2 часа...
Количество часов на изучение курса соответствует школьному учебному плану, составленному в соответствии с Базисным учебным планом...

Учебно-методический комплекс по курсу \"Культурология\" рассчитан на 102 часа (54 часа лекционных, 40 часов семинарских занятий, 8 часов самостоятельной работы студентов) и предусматривает зачет как итоговую форму отчетности. Тематический план iconУчебно-методический комплекс для студентов юридического факультета 030501. 65 Юриспруденция
История отечественного государства и права: Учебно-методический комплекс. Институт Иностранных Языков. Москва

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции