ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1
Переложение Библии для детей
План
Время создания Библии. Ее состав. Идеологическая система Ветхого и Нового Заветов.
Библейская космогония, соответствующие ей мифы других народов (вавилоно-ассирийские, египетские, древнегреческие, славянские и др.). Выявить сходства и различия библейской («Бытие») и вавилоно-ассирийской космогонии («Энума Элиш»).
Интерпретация Библии для дошкольников (К.И.Чуковский, С.Лагерлеф).
Особенности переложения Нового Завета Л. Толстым и Ч. Диккенсом.
З.Косидовский как представитель исторической школы. Особенности изложения материала и построения его книги «Библейские сказания».
Значение библейских сюжетов и образов в воспитательном процессе людей.
Библейские мотивы, образы и сюжеты в мировой литературе.
Тексты
Диккенс Ч. Жизнь нашего Господа Иисуса Христа. – Рига, 1991.
Косидовский З. Библейские сказания. – М., 1966.
Лагерлёф С. Легенды о Христе. – М., 1991.
Священник Воздвиженский П.Н. Ветхий и Новый Завет: Библия в рассказах для детей младшего возраста. – Нижний Новгород, 1991.
Толстой Л.Н. Учение Христа, изложенное для детей. – Пермь, 1994.
Чуковский К.И. Вавилонская башня и другие библейские предания. – М., 1990.
Энума Элиш // Когда Ану сотворил небо. Литература Древней Месопотамии / Пер. с аккад., сост. В. К. Афанасьева и И. М. Дьяконов. - М., 2000.
Тема 2
Мифология в интерпретации для детей
План
Время создания мифологии. Миф, сказка, библейская легенда. Их сходство и отличия.
Космогонические, теогонические, героические мифы (славянские, вавилоно-ассирийские, египетские).
Образы божеств и берегинь (славянские, вавилоно-ассирийские, египетские).
Тексты
А.Кун. Легенды и мифы Древней Греции.
А. Немировский. Мифы Древней Эллады.
Г.С.Белякова. Славянская мифология. М., 1995.
Мифы Древнего Египта, славянские, вавилоно-ассирийские.
Тема 3
Сказки народов мира
План
Жанровые особенности и определение терминов «народная сказка», «литературная сказка», «бродячие сюжеты».
Особенности «бродячих сюжетов» на примере фольклорных и литературных сказок разных стран.
Золушка: «Золотая туфелька» (вьетнамская), «Кхончхи и Пхатчхи» (корейская), «Тростниковая шапка» (английская) и др.;
Мальчик-с-пальчик: «Мальчик-с-пальчик» (немецкая), «Сказка про мальчика с сапожок» (французская), «Иссум-боси» (японская), «Липунюшка» (Л.Толстой), «Мальчик-с-пальчик» (А.Толстой);
Волшебная рыбка-помощница: «Золотая рыбка», «Заколдованное дерево Липка» (А.Афанасьев), «Сказка о рыбаке и рыбке и его жене» (бр.Гримм), «Золотая рыбка» (китайская), «Сказка о рыбаке и рыбке» (А.С.Пушкин).
Чудесный супруг: «Перышко Финиста Ясна Сокола» (А.Афанасьев), «Финист Ясный Сокол» (А.Н. Королькова), «Аленький цветочек» (С.Аксаков), «Красотка и чудовище» (Лепренс де Бомон);
Найти свою группу сказок с близким сюжетом и проанализировать с учетом отражения в ней культуры страны, народной и авторской философии.
Сказки народов мира как явление национальное и общечеловеческое, их художественная и воспитательная ценность.
Литература
Азадовский М.К. Литература и фольклор. – Л., 1938.
Аникин В.П. Русская народная сказка. - М., 1977.
Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина. – М., 1989.
Краснова Т. В ладу со сказкой: традиции фольклорной сказки в творчестве русских писателей XX в. – Иркутск, 1993.
Литературная сказка: История, теория, поэтика: Сборник материалов и статей. – М., 1996.
Макогоненко Г. П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1833-1836). - Л., 1982.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - М., 2000.
Пропп В.Я. Морфология сказки. - М., 1969.
Пропп В.Я. Русская сказка.- Л., 1984.
Сказочная энциклопедия / Ред. Н.Будур. – М., 2005.
Токарева Е.И. Народные варианты «Сказки о рыбаке и рыбки» А.С. Пушкина // Вопросы жанров русского фольклора / Ред. Н.И. Кравцов. - М., 1972. - С. 115.
Трубецкой Е. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке //Литературная учеба. 1990. - №2. - С.114.
Тема 4
Особенности литературной сказки О. Уайльда
Конспект Л.Ю.Брауде. «Сказочники Скандинавии» или «Скандинавская литературная сказка».
Жанр литературной сказки. Его особенности.
Формирование жанра литературной сказки в Англии XIX века. Внимание английской народной сказки на литературную сказку с ее эксцентризмом и сатирической направленностью. Влияние литературной сказки Андерсена.
Место литературной сказки О. Уайльда в литературном процессе Англии XIX века.
Культ красоты и особенности его художественного воплощения в сказках О. Уайльда:
доминирование нравственно-эстетической системы (красота, добро, милосердие);
художественное своеобразие сказок (парадоксальность изложения мыслей, орнаментальный характер повествования (напр. «Преданный друг»)).
«Соловей и роза» О. Уайльда. «Свинопас» и «Соловей» Андерсена. Сопоставительный анализ.
Рекомендации по проведению уроков внеклассного чтения на тему: «Сравнительный анализ сказки Андерсена “Снежная королева” и сказки О. Уайльда “Преданный друг”».
Тексты
О. Уайльд: «Гранатовый домик», «Счастливый принц»:
День рождения Инфанты.
Мальчик-звезда.
Соловей и роза.
Великан-эгоист.
Счастливый принц.
Преданный друг.
Андерсен:
Снежная королева.
Свинопас.
Соловей.
Тема 5
Отечественная поэзия в детском чтении
План
К.И. Чуковский как теоретик детской литературы («От двух до пяти») Теория детской речи и фольклорных основ детской поэзии (глава «Лепые нелепицы»). Сказки К.И. Чуковского для самых маленьких, их своеобразие.
Поэзия С.Я.Маршака как синтез родов, видов и жанров литературы. Обучающие книги Маршака для дошкольников. Традиции и новаторство.
Игра-парадокс в произведениях «обэриутов».
Специфика детской поэзии в творчестве Б.Заходера.
Особенности современной игровой поэзии для детей.
«Вредные советы» Г.Остера – современный вариант перевертыша.
Тексты
К. Чуковский. Крокодил. Краденое солнце. Муха-Цокотуха. Федорино горе. Мойдодыр. Чудо – дерево. Путаница. Телефон.
С. Маршак. Мороженое. Мяч. Рассказ о неизвестном герое. Сказка о глупом мышонке. Багаж.
Б. Заходер. Кто на кого похож. Кит и кот. Никто. Школа для птенцов.
А. Барто. Игрушки. Уральцы бьются здорово.
С.Михалков. Всадник. А что у вас. Фома.
И. Токмакова. Миниатюры – портреты деревьев. Я ненавижу Тарасова.
Д. Хармс. Самовар. Игра. Врун.
Тема 6
Неомиф в зарубежной детской литературе
План
Понятия мифа и сказки. Отличие фантастики от неомифа. Специфика неомифологических произведений.
Особенности авторской мифологии в книге Д.Толкиена «Сильмариллион».
Дж.Толкиен «Властелин Колец»:
Источники и жанровая природа трилогии (сказочные, романные, эпические черты).
Организация художественного пространства: способы создания образа Срединной земли (география, климат, государство, история), моральная основа Средиземья (Рохан и Гондор – локализация эпического пространства, запад – локализация добра, восток – зла).
Организация художественного времени: контраст авторского (в «прологе») и реального времён, линеарное и циклическое время.
Система персонажей трилогии, их моральная основа (маги, эльфы, люди, гномы, хоббиты, орки).
Семантика образа Кольца.
Специфика фэнтези К.Льюиса, У.ле Гуин и др. (по выбору).
Тексты
Толкиен Д.Р.Р. Сильмариллион. Хоббит, или Туда и обратно. Властелин колец.
По выбору: Льюис К. Хроники Нарнии. Ле Гуин У. Волшебник Земноморья. Муркок М. Хроники Эльрика. Дж. Роулинг. Цикл о Гарри Поттере.
Литература
Гаков В. Толкин Дж.Р.Р. // Энциклопедия фантастики . – Минск, 1995.
Горелик М. Возвращение короля // Новое время. - № 49. - 2004.
Кабаков Р.И. Возникновение героя (Литературно-сказочный образ в творчестве Дж.Р.Р.Толкина). – Л., 1989.
Кошелев С.Л. Жанровая природа «Повелителя колец» Дж.Р.Р.Толкина // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. – Вып.6 – М., 1981.
Кошелев С.Л. Философская фантастика в современной английской литературе (романы Дж.Р.Р.толкина, У.Голдинга и К.Уилсона 50-60-х гг.. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филол. Наук. – М., 1983.
Кошелев С.Л. Философская фантастика в современной английской литературе (романы Дж.Р.Р.толкина, У.Голдинга и К.Уилсона 50-60-х гг.) Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата филол. наук. – М., 1983.
Лихачева С. Миф работы Толкина // Литературное обозрение. - № 11/12. - 1993.
Мамаева Н.Н. Творчество Толкиена как продолжение традиций английской литературной сказки // Дергачевские чтения. - Ч. 2. - Екатеринбург, 2001.
|