Практические занятия по курсу современной истории россии




Скачать 1.05 Mb.
Название Практические занятия по курсу современной истории россии
страница 1/24
Дата публикации 07.10.2014
Размер 1.05 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ


ПО КУРСУ

СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ

(1917 – 2008 гг.)

Нижний Новгород


2010


Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

Практические занятия по курсу современной истории России (1917 - 2008 гг.). – 3-е изд., испр. и доп. Н.Новгород: НГПУ, 2010. – с.

Даны темы, планы практических занятий, методические рекомендации, перечень источников и литературы, предложены индивидуальные задания и вопросы к коллоквиумам и контрольным работам. Предназначено для студентов III – V курсов дневного отделения исторического факультета.


Составители: Федоров В.Д., доктор исторических наук, профессор,

Грехова Н.Н., кандидат исторических наук, доцент,

Сомов А.Г., кандидат исторических наук, доцент,

Перчиков Ю.А., доктор исторических наук, профессор
Ответственный за выпуск: Шляхов М.Ю., кандидат исторических наук, доцент,

зав. кафедрой современной истории России.

Рецензент: Набатов Г.В., доктор исторических наук, профессор ННГУ

им. Н.И.Лобачевского


© Нижегородский государственный педагогический университет, 2010

Практические занятия по современной истории России охватывают время с 1917 по 2008 гг. и включают в себя важнейшие проблемы одного из наиболее сложных и драматичных периодов истории нашего Отечества. Цель занятий - помочь студентам более глубоко изучить общий курс отечественной истории посредством анализа конкретно-исторического материала, почерпнутого из документов и исследований историков. На практических занятиях студенты совершенствуют навыки самостоятельной работы с источниками, приобретают умение вести научную дискуссию и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Перечень основной литературы составлен с учетом того, чтобы студенты имели возможность познакомиться с историческими исследованиями, вышедшими как за последние три-пять лет, так и с работами предыдущего периода, не утратившими научную ценность и в настоящее время. Это не избавляет студентов от необходимости привлекать дополнительные источники информации. При работе над каждой темой и при выполнении каждого индивидуального задания рекомендуем, в частности, использовать современные мультимедийные издания: Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А.,.Косулина Л.Г/ Под ред. Т.В.Батаевой, М.С.Антоновой, А.Л.Харитонова. История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник. М., Клио Софт, 1997; Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000 2 CD (Кирилл и Мефодий. 1999); Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000 7 CD (DVD). Диск 6: «Видеоархив российской истории» (Кирилл и Мефодий. 1999). Перечень источников и литературы к занятиям включает также и интернет-ресурсы.

На практические занятия выносятся проблемы, которые, как правило, не рассматриваются в лекционном курсе, либо в лекциях им уделяется ограниченное внимание. С целью активизации деятельности студентов и интенсификации учебного процесса предлагаются различные формы проведения практических занятий. Планируются семинары с коллективным обсуждением основных вопросов темы, "круглые столы" и конференции. Они предполагают обсуждение вопросов, наиболее дискутируемых и получивших в историографии последних лет неоднозначное толкование и оценку. Коллоквиумы и контрольные работы, включенные в тематику занятий, должны выявлять эффективность самостоятельной работы студентов учебной группы.

Предлагаемая тематика практических занятий предназначается для студентов III - V курсов дневного отделения исторического факультета.
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Данное занятие начинается с ознакомления студентов с целями и задачами изучения курса «Новейшая история России», с программой и структурой учебного курса. Преподаватель рекомендует учебную литературу, основные интернет-сайты, разъясняет методику проведения практических занятий, организацию самостоятельной работы с различными источниками, раскрывает содержание и формы проведения контрольных работ и коллоквиумов. Студентам предлагается ознакомиться с тематикой индивидуальных заданий и выбрать тему для доклада или сообщения.


ЧАСТЬ I. 1917 – КОНЕЦ 1920-х гг.
ЗАНЯТИЕ 1

Тема: Февральская революция и общественно-политическая обстановка в стране весной 1917 г.

План

  1. Февральская революция и ее итоги. Образование двоевластия в стране.

  2. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства.

  3. Классы и политические партии, их стратегия и тактика в период двоевластия.


Источники

Хрестоматия по истории СССР. 1917 – 1945. – М., 1991. С. 9-17, 18-21.

Политические партии и общество в России 1914 – 1917 гг.: Сборник документов. М. 1999 [http:www.auditorium.ru/books/110].

Ленин В.И. О задачах пролетариата в данной революции // Полн. собр. соч. Т. 31. С. 113-118.

Ленин В.И. О двоевластии // Там же. С 145-148.

Милюков П.Н. Воспоминания. Т. 2.- М., 1990. С. 279-318.

Набоков В. Временное правительство. – М., 1990.

Страна гибнет сегодня: Воспоминания о Февральской революции 1917 г. – М., 1991.

Литература

Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917 – 2004. М. 2005.

Новейшая история Отечества. ХХ век. Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. Т. 1. М. 2001.

Кара-Мурза С. Советская цивилизация. Т. 1. От начала до Великой победы.. М. 2001.

Политическая история России первой четверти XX века. СПб. 2006.

Спирин Л.М. Россия 1917 год: Из истории борьбы политических партий. – М., 1987.

Февральская революция 1917 г. в российской истории. «Круглый стол» в ИРИ РАН //Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. № 3 - 5.
Методические рекомендации

Главной целью семинарского занятия является выявление исторической сущности Февральской революции 1917 г. При обсуждении первого вопроса необходимо выявить причины революции, показать, что она была вызвана системным кризисом самодержавия и была закономерной как вариант разрешения противоречий в российском обществе. Охарактеризуйте хронику революционных событий в Петрограде и их итоги, выявите своеобразие Февральской революции и причины образования двоевластия.

Главным содержанием второго вопроса является самоанализ внутренней и внешней политики Временного правительства. Изучите Декларацию от 3 марта и определите характер и специфику преобразований, намеченных Временным правительством.

В заключение семинарского занятия рассмотрите позицию классов и основных политических партий весной 1917 г. их стратегию и тактику в период двоевластия. Дайте содержательный анализ программ кадетов, эсеров, меньшевиков и большевиков и ответьте, как политические партии прогнозировали дальнейшее развитие страны, как определяли пути демократизации общества, какую модель социального устройства они считали для России наиболее оптимальной, как пытались разрешить аграрный вопрос?
ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Нарастание кризиса летом 1917 г. и углубление дестабилизации российского общества в сентябре-октябре 1917 г.
План

1. Перегруппировка политических сил и борьба за массы в летний период. Раскол революционной демократии.

  1. Выступление Корнилова и его последствия.

  2. Общенациональный кризис осени 1917 г. и пути выхода из него.


Источники

От Февраля к Октябрю. Документы и материалы // Вопросы истории КПСС. 1987. № 6.

Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945… С. 17-21.

Керенский А.Ф. Воспоминания. - М., 1996.

Ленин В.И. Кризис назрел // Полн.собр.соч. Т. 34. С. 272-273.

Милюков П.Н. Ликвидация выступления Корнилова // Октябрьская революция: Мемуары. - М., 1990. С. 87-114.

Литература

Волобуев П.В. Выбор путей общественного развития: теория, история, современность. - М., 1987.

1917 год: Почему Февраль? Почему Октябрь? // Наше Отечество. Т.1. М., 1991. С. 368-379.

Иоффе Г.З. «Белое дело". Генерал Корнилов. - М., 1989.

Калягин А.В. Россия: год 1917. Мультимедийное учебное пособие. 2006 [http://media.ssu.samara.ru/aivirus]

Октябрь 1917: величайшее событие или социальная катастрофа? - М., 1991.

Октябрьская революция. Вопросы и ответы. - М., 1987.

Методические рекомендации

Данный семинар развивает и конкретизирует предыдущую тему. На нем рекомендуется рассмотреть, как шло нарастание кризиса и углубление дестабилизации российского общества летом-осенью 1917 г. и вскрыть социальное содержание этих перемен.

При рассмотрении первого вопроса следует показать социальную напряженность в стране, охарактеризовать июльские события в Петрограде, определить их характер и дать оценку действиям большевиков. При этом следует выявить, какие последствия события 3-5 июля в Петрограде имели как для Временного правительства, так и для Советов, как они изменили расстановку политических сил?

Второй вопрос предполагает осветить подготовку и осуществление корниловского мятежа. Выявите политические силы, поддерживавшие Корнилова, его взаимоотношения с Керенским. На основе изучения программы Л. Корнилова и его действий докажите, что это была попытка установления в стране военной диктатуры. Объясните причины провала корниловского выступления и его последствия.

Третий вопрос начните с определения понятия «общенациональный кризис». На конкретном историческом материале покажите его проявления в экономической, социальной, политической и идеологической сферах, в общественной жизни страны и определите наиболее реальные на ваш взгляд, пути выхода из кризиса. Подумайте, были ли альтернативы Октябрю и какая, по вашему мнению, имела больше шансов на то, чтобы быть реализованной? Обоснуйте свой ответ.
ЗАНЯТИЕ 3

Тема: Октябрьские события в Петрограде и Москве. Приход большевиков к власти
План

  1. Октябрьское восстание в Петрограде: подготовка и свершение.

  2. Установление советской власти в Москве.

  3. II съезд Советов и его решения. Формирование большевистского правительства. Первый правительственный кризис.

Источники

Хрестоматия по истории СССР. 1917 - 1945… С. 21-94.

Декрет о земле съезда Советов рабочих и солдатских депутатов [http:www/historiydoc.edu.ru]

Ленин В.И. Большевики должны взять власть // Полн.собр. соч. Т. 34. С. 239-241.

Ленин В.И. Марксизм и восстание // Там же. С. 243-247.

Ленин В.И. Советы постороннего // Там же. С. 282-284.

Керенский А.Ф. Прелюдия к большевизму. М. 2006.

Октябрьский переворот / Сост. Д.С. Анин.- М., 1991.

Дан Ф.И. К истории последних дней Временного правительства //Октябрьская революция: Мемуары / Сост. С.А. Алексеев. - М., 1991 [http:www.hrono.ru/statii/dan_vprav.html].

Авксентьев Н. Большевистский переворот. Воспоминания // Отечественная история. 1992. № 5.

Литература

Городецкий Е.Н. Рождение Советского государства. - М., 1987.

Карр Э. История Советской России. Т. 1. - М., 1990. С. 101-114, 191-205.

Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа? - М., 1991.

Октябрьская революция. [http:www//dic.academic.ru]

Первое Советское правительство: октябрь 1917 - июль 1918 г. - М., 1991.

Рабинович А. Большевики приходят к власти. Революция 1917 г в Петрограде. М., 1989.

Старцев В.И. Победа Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде и Москве // Вопросы истории. 1989. № 12.

Фроянов И.Я. Уроки Красного Октября. СПб. 2007.
Методические рекомендации

Семинарское занятие по данной теме предполагает изучение октябрьско-ноябрьских событий в Петрограде и Москве, связанных с борьбой большевиков за власть, а также анализ их первых декретов, принятых II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов.

При подготовке первого вопроса необходимо на основе ленинских писем «Большевики должны взять власть» и «Марксизм и восстание» показать смену тактики большевиков в борьбе за власть. Выявите разногласия по вопросу о восстании в ЦК партии, определите позиции Каменева и Зиновьева, рассмотрите суть расхождений между Лениным и Троцким. Охарактеризуйте основные мероприятия большевиков по подготовке восстания и деятельность Временного правительства в этот период, его просчеты и ошибки. Объясните, почему большевики в Петрограде одержали легкую и практически бескровную победу?

Изучение второго вопроса должно быть нацелено в основном на выявление причин довольно длительной и кровопролитной борьбе большевиков за власть в Москве. При этом необходимо выделить как организационные, так и политические просчеты в деятельности московского ВРК, определить соотношение военных сил, показать хронику основных событий в Москве, связанных с борьбой за установление советской власти.

При рассмотрении третьего вопроса следует изучить основные документы, принятые II Всероссийским съездом Советов и проанализировать содержание Декрета о мире и Декрета о земле. Используя дополнительную литературу определите оценки первых декретов советской власти в историографии. С какими из них вы согласны или не согласны. Аргументируйте свой ответ. Объясните, почему на съезде было сформировано однопартийное правительство и чем был вызван первый правительственный кризис?

Обобщая изучение предлагаемых вопросов следует сделать вывод, что победа большевиков в Петрограде и в Москве предопределяли установление советской власти во всей стране.
ЗАНЯТИЕ 4

Тема. «Круглый стол» по теме "Октябрь вчера и сегодня: дискуссии, споры, суждения"

План

  1. Современные дискуссии по проблемам Октября в отечественной историографии.

  2. Октябрьская революция в трудах западных историков.

3. Октябрь в воспоминаниях участников

Литература

Булдаков В.П. Историографические метаморфозы " красного Октября"// Исторические исследования в России: тенденции последних лет. М. 1996.

К истории русских революций: события, мнения, оценки. М. 2007.

Революция 1917 г. и Гражданская война в России (Цикл дискуссионных передач, организованных «Радио Свобода» с участием ученых-историков). [http:www.swoboda.org/programs/cicles/civilwar]

Российские революции: 90 лет спустя. «Круглый стол» в институте российской истории РАН //Отечественная история. 2008. № 6.

Грехов А.В. Новейшая зарубежная историография о закономерности Октябрьской революции //Революции 1917 г в России: уроки истории и политики. Н.Новгород. 2008.

Рабинович А. Большевики приходят к власти. Революция 1917 г. в Петрограде. М. 1989.

Россия 1917 год. Выбор исторического пути. - М., 1989.

Споры об Октябре вчера и сегодня // Коммунист. 1990. № 15.

Сироткин В.Г. О мировой революции и России, которую мы потеряли // Свободная мысль. 1992. № 15.

Трухан Г.А. Был ли неизбежен Октябрь // Отечественная история. 1992. № 4.

Россия в XX веке. Историки мира спорят. - М., 1994.

Октябрьская революция. Мемуары. М. 1991.

Октябрьский переворот. Революция 1917 г. глазами ее руководителей. М. 1991.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Практические занятия по курсу современной истории россии icon Курса «Светская культура России XVIII xix веков» в системе педагогического...
России XVIII века», «История изобразительного искусства», «Вспомогательные исторические дисциплины». Освоение данной дисциплины является...
Практические занятия по курсу современной истории россии icon Программа вступительных испытаний по истории России (для поступающих...
Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины. Влияние географического положения и природных условий на занятия...
Практические занятия по курсу современной истории россии icon Практические занятия
Время создания Библии. Ее состав. Идеологическая система Ветхого и Нового Заветов
Практические занятия по курсу современной истории россии icon Ефименко Глеб "pr протестантской церкви в современной России"
Предметом данной работы является рассмотрение pr-деятельности протестантской церкви в современной России и пути совершенствования...
Практические занятия по курсу современной истории россии icon Рабочая программа по курсу «История» 10 класс
Планирование по истории России составлено на основе программы для общеобразовательных школ. М.: Издательство “Просвещение”. 2007-с....
Практические занятия по курсу современной истории россии icon Положение о Межрегиональном историко-просветительском конкурсе исследовательских...
«Центр Национальной Славы» и направлен на возвращение истории России и увековечивание имен и дел наших соотечественников, внесших...
Практические занятия по курсу современной истории россии icon Программа вступительных испытаний по истории (для поступающих на...
Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины. Влияние географического положения и природных условий на занятия...
Практические занятия по курсу современной истории россии icon Программа вступительных испытаний по истории (для поступающих на...
Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины. Влияние географического положения и природных условий на занятия...
Практические занятия по курсу современной истории россии icon Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца...
Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования по истории России А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной...
Практические занятия по курсу современной истории россии icon Рабочая программа по «Всеобщей истории и истории России»
Цель обучения истории: приобретение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции