Скачать 1.05 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯПО КУРСУ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ (1917 – 2008 гг.) Нижний Новгород2010 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета Практические занятия по курсу современной истории России (1917 - 2008 гг.). – 3-е изд., испр. и доп. Н.Новгород: НГПУ, 2010. – с. Даны темы, планы практических занятий, методические рекомендации, перечень источников и литературы, предложены индивидуальные задания и вопросы к коллоквиумам и контрольным работам. Предназначено для студентов III – V курсов дневного отделения исторического факультета. Составители: Федоров В.Д., доктор исторических наук, профессор, Грехова Н.Н., кандидат исторических наук, доцент, Сомов А.Г., кандидат исторических наук, доцент, Перчиков Ю.А., доктор исторических наук, профессор Ответственный за выпуск: Шляхов М.Ю., кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой современной истории России. Рецензент: Набатов Г.В., доктор исторических наук, профессор ННГУ им. Н.И.Лобачевского © Нижегородский государственный педагогический университет, 2010 Практические занятия по современной истории России охватывают время с 1917 по 2008 гг. и включают в себя важнейшие проблемы одного из наиболее сложных и драматичных периодов истории нашего Отечества. Цель занятий - помочь студентам более глубоко изучить общий курс отечественной истории посредством анализа конкретно-исторического материала, почерпнутого из документов и исследований историков. На практических занятиях студенты совершенствуют навыки самостоятельной работы с источниками, приобретают умение вести научную дискуссию и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Перечень основной литературы составлен с учетом того, чтобы студенты имели возможность познакомиться с историческими исследованиями, вышедшими как за последние три-пять лет, так и с работами предыдущего периода, не утратившими научную ценность и в настоящее время. Это не избавляет студентов от необходимости привлекать дополнительные источники информации. При работе над каждой темой и при выполнении каждого индивидуального задания рекомендуем, в частности, использовать современные мультимедийные издания: Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А.,.Косулина Л.Г/ Под ред. Т.В.Батаевой, М.С.Антоновой, А.Л.Харитонова. История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник. М., Клио Софт, 1997; Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000 2 CD (Кирилл и Мефодий. 1999); Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000 7 CD (DVD). Диск 6: «Видеоархив российской истории» (Кирилл и Мефодий. 1999). Перечень источников и литературы к занятиям включает также и интернет-ресурсы. На практические занятия выносятся проблемы, которые, как правило, не рассматриваются в лекционном курсе, либо в лекциях им уделяется ограниченное внимание. С целью активизации деятельности студентов и интенсификации учебного процесса предлагаются различные формы проведения практических занятий. Планируются семинары с коллективным обсуждением основных вопросов темы, "круглые столы" и конференции. Они предполагают обсуждение вопросов, наиболее дискутируемых и получивших в историографии последних лет неоднозначное толкование и оценку. Коллоквиумы и контрольные работы, включенные в тематику занятий, должны выявлять эффективность самостоятельной работы студентов учебной группы. Предлагаемая тематика практических занятий предназначается для студентов III - V курсов дневного отделения исторического факультета. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Данное занятие начинается с ознакомления студентов с целями и задачами изучения курса «Новейшая история России», с программой и структурой учебного курса. Преподаватель рекомендует учебную литературу, основные интернет-сайты, разъясняет методику проведения практических занятий, организацию самостоятельной работы с различными источниками, раскрывает содержание и формы проведения контрольных работ и коллоквиумов. Студентам предлагается ознакомиться с тематикой индивидуальных заданий и выбрать тему для доклада или сообщения. ЧАСТЬ I. 1917 – КОНЕЦ 1920-х гг. ЗАНЯТИЕ 1 Тема: Февральская революция и общественно-политическая обстановка в стране весной 1917 г. План
Источники Хрестоматия по истории СССР. 1917 – 1945. – М., 1991. С. 9-17, 18-21. Политические партии и общество в России 1914 – 1917 гг.: Сборник документов. М. 1999 [http:www.auditorium.ru/books/110]. Ленин В.И. О задачах пролетариата в данной революции // Полн. собр. соч. Т. 31. С. 113-118. Ленин В.И. О двоевластии // Там же. С 145-148. Милюков П.Н. Воспоминания. Т. 2.- М., 1990. С. 279-318. Набоков В. Временное правительство. – М., 1990. Страна гибнет сегодня: Воспоминания о Февральской революции 1917 г. – М., 1991. Литература Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917 – 2004. М. 2005. Новейшая история Отечества. ХХ век. Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. Т. 1. М. 2001. Кара-Мурза С. Советская цивилизация. Т. 1. От начала до Великой победы.. М. 2001. Политическая история России первой четверти XX века. СПб. 2006. Спирин Л.М. Россия 1917 год: Из истории борьбы политических партий. – М., 1987. Февральская революция 1917 г. в российской истории. «Круглый стол» в ИРИ РАН //Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. № 3 - 5. Методические рекомендации Главной целью семинарского занятия является выявление исторической сущности Февральской революции 1917 г. При обсуждении первого вопроса необходимо выявить причины революции, показать, что она была вызвана системным кризисом самодержавия и была закономерной как вариант разрешения противоречий в российском обществе. Охарактеризуйте хронику революционных событий в Петрограде и их итоги, выявите своеобразие Февральской революции и причины образования двоевластия. Главным содержанием второго вопроса является самоанализ внутренней и внешней политики Временного правительства. Изучите Декларацию от 3 марта и определите характер и специфику преобразований, намеченных Временным правительством. В заключение семинарского занятия рассмотрите позицию классов и основных политических партий весной 1917 г. их стратегию и тактику в период двоевластия. Дайте содержательный анализ программ кадетов, эсеров, меньшевиков и большевиков и ответьте, как политические партии прогнозировали дальнейшее развитие страны, как определяли пути демократизации общества, какую модель социального устройства они считали для России наиболее оптимальной, как пытались разрешить аграрный вопрос? ЗАНЯТИЕ 2 Тема: Нарастание кризиса летом 1917 г. и углубление дестабилизации российского общества в сентябре-октябре 1917 г. План 1. Перегруппировка политических сил и борьба за массы в летний период. Раскол революционной демократии.
Источники От Февраля к Октябрю. Документы и материалы // Вопросы истории КПСС. 1987. № 6. Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945… С. 17-21. Керенский А.Ф. Воспоминания. - М., 1996. Ленин В.И. Кризис назрел // Полн.собр.соч. Т. 34. С. 272-273. Милюков П.Н. Ликвидация выступления Корнилова // Октябрьская революция: Мемуары. - М., 1990. С. 87-114. Литература Волобуев П.В. Выбор путей общественного развития: теория, история, современность. - М., 1987. 1917 год: Почему Февраль? Почему Октябрь? // Наше Отечество. Т.1. М., 1991. С. 368-379. Иоффе Г.З. «Белое дело". Генерал Корнилов. - М., 1989. Калягин А.В. Россия: год 1917. Мультимедийное учебное пособие. 2006 [http://media.ssu.samara.ru/aivirus] Октябрь 1917: величайшее событие или социальная катастрофа? - М., 1991. Октябрьская революция. Вопросы и ответы. - М., 1987. Методические рекомендации Данный семинар развивает и конкретизирует предыдущую тему. На нем рекомендуется рассмотреть, как шло нарастание кризиса и углубление дестабилизации российского общества летом-осенью 1917 г. и вскрыть социальное содержание этих перемен. При рассмотрении первого вопроса следует показать социальную напряженность в стране, охарактеризовать июльские события в Петрограде, определить их характер и дать оценку действиям большевиков. При этом следует выявить, какие последствия события 3-5 июля в Петрограде имели как для Временного правительства, так и для Советов, как они изменили расстановку политических сил? Второй вопрос предполагает осветить подготовку и осуществление корниловского мятежа. Выявите политические силы, поддерживавшие Корнилова, его взаимоотношения с Керенским. На основе изучения программы Л. Корнилова и его действий докажите, что это была попытка установления в стране военной диктатуры. Объясните причины провала корниловского выступления и его последствия. Третий вопрос начните с определения понятия «общенациональный кризис». На конкретном историческом материале покажите его проявления в экономической, социальной, политической и идеологической сферах, в общественной жизни страны и определите наиболее реальные на ваш взгляд, пути выхода из кризиса. Подумайте, были ли альтернативы Октябрю и какая, по вашему мнению, имела больше шансов на то, чтобы быть реализованной? Обоснуйте свой ответ. ЗАНЯТИЕ 3 Тема: Октябрьские события в Петрограде и Москве. Приход большевиков к власти План
Источники Хрестоматия по истории СССР. 1917 - 1945… С. 21-94. Декрет о земле съезда Советов рабочих и солдатских депутатов [http:www/historiydoc.edu.ru] Ленин В.И. Большевики должны взять власть // Полн.собр. соч. Т. 34. С. 239-241. Ленин В.И. Марксизм и восстание // Там же. С. 243-247. Ленин В.И. Советы постороннего // Там же. С. 282-284. Керенский А.Ф. Прелюдия к большевизму. М. 2006. Октябрьский переворот / Сост. Д.С. Анин.- М., 1991. Дан Ф.И. К истории последних дней Временного правительства //Октябрьская революция: Мемуары / Сост. С.А. Алексеев. - М., 1991 [http:www.hrono.ru/statii/dan_vprav.html]. Авксентьев Н. Большевистский переворот. Воспоминания // Отечественная история. 1992. № 5. Литература Городецкий Е.Н. Рождение Советского государства. - М., 1987. Карр Э. История Советской России. Т. 1. - М., 1990. С. 101-114, 191-205. Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа? - М., 1991. Октябрьская революция. [http:www//dic.academic.ru] Первое Советское правительство: октябрь 1917 - июль 1918 г. - М., 1991. Рабинович А. Большевики приходят к власти. Революция 1917 г в Петрограде. М., 1989. Старцев В.И. Победа Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде и Москве // Вопросы истории. 1989. № 12. Фроянов И.Я. Уроки Красного Октября. СПб. 2007. Методические рекомендации Семинарское занятие по данной теме предполагает изучение октябрьско-ноябрьских событий в Петрограде и Москве, связанных с борьбой большевиков за власть, а также анализ их первых декретов, принятых II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов. При подготовке первого вопроса необходимо на основе ленинских писем «Большевики должны взять власть» и «Марксизм и восстание» показать смену тактики большевиков в борьбе за власть. Выявите разногласия по вопросу о восстании в ЦК партии, определите позиции Каменева и Зиновьева, рассмотрите суть расхождений между Лениным и Троцким. Охарактеризуйте основные мероприятия большевиков по подготовке восстания и деятельность Временного правительства в этот период, его просчеты и ошибки. Объясните, почему большевики в Петрограде одержали легкую и практически бескровную победу? Изучение второго вопроса должно быть нацелено в основном на выявление причин довольно длительной и кровопролитной борьбе большевиков за власть в Москве. При этом необходимо выделить как организационные, так и политические просчеты в деятельности московского ВРК, определить соотношение военных сил, показать хронику основных событий в Москве, связанных с борьбой за установление советской власти. При рассмотрении третьего вопроса следует изучить основные документы, принятые II Всероссийским съездом Советов и проанализировать содержание Декрета о мире и Декрета о земле. Используя дополнительную литературу определите оценки первых декретов советской власти в историографии. С какими из них вы согласны или не согласны. Аргументируйте свой ответ. Объясните, почему на съезде было сформировано однопартийное правительство и чем был вызван первый правительственный кризис? Обобщая изучение предлагаемых вопросов следует сделать вывод, что победа большевиков в Петрограде и в Москве предопределяли установление советской власти во всей стране. ЗАНЯТИЕ 4 Тема. «Круглый стол» по теме "Октябрь вчера и сегодня: дискуссии, споры, суждения" План
3. Октябрь в воспоминаниях участников Литература Булдаков В.П. Историографические метаморфозы " красного Октября"// Исторические исследования в России: тенденции последних лет. М. 1996. К истории русских революций: события, мнения, оценки. М. 2007. Революция 1917 г. и Гражданская война в России (Цикл дискуссионных передач, организованных «Радио Свобода» с участием ученых-историков). [http:www.swoboda.org/programs/cicles/civilwar] Российские революции: 90 лет спустя. «Круглый стол» в институте российской истории РАН //Отечественная история. 2008. № 6. Грехов А.В. Новейшая зарубежная историография о закономерности Октябрьской революции //Революции 1917 г в России: уроки истории и политики. Н.Новгород. 2008. Рабинович А. Большевики приходят к власти. Революция 1917 г. в Петрограде. М. 1989. Россия 1917 год. Выбор исторического пути. - М., 1989. Споры об Октябре вчера и сегодня // Коммунист. 1990. № 15. Сироткин В.Г. О мировой революции и России, которую мы потеряли // Свободная мысль. 1992. № 15. Трухан Г.А. Был ли неизбежен Октябрь // Отечественная история. 1992. № 4. Россия в XX веке. Историки мира спорят. - М., 1994. Октябрьская революция. Мемуары. М. 1991. Октябрьский переворот. Революция 1917 г. глазами ее руководителей. М. 1991. |
Курса «Светская культура России XVIII xix веков» в системе педагогического... России XVIII века», «История изобразительного искусства», «Вспомогательные исторические дисциплины». Освоение данной дисциплины является... |
Программа вступительных испытаний по истории России (для поступающих... Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины. Влияние географического положения и природных условий на занятия... |
||
Практические занятия Время создания Библии. Ее состав. Идеологическая система Ветхого и Нового Заветов |
Ефименко Глеб "pr протестантской церкви в современной России" Предметом данной работы является рассмотрение pr-деятельности протестантской церкви в современной России и пути совершенствования... |
||
Рабочая программа по курсу «История» 10 класс Планирование по истории России составлено на основе программы для общеобразовательных школ. М.: Издательство “Просвещение”. 2007-с.... |
Положение о Межрегиональном историко-просветительском конкурсе исследовательских... «Центр Национальной Славы» и направлен на возвращение истории России и увековечивание имен и дел наших соотечественников, внесших... |
||
Программа вступительных испытаний по истории (для поступающих на... Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины. Влияние географического положения и природных условий на занятия... |
Программа вступительных испытаний по истории (для поступающих на... Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины. Влияние географического положения и природных условий на занятия... |
||
Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца... Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования по истории России А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной... |
Рабочая программа по «Всеобщей истории и истории России» Цель обучения истории: приобретение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |