1. Первые светские школы петровского времени. Новые требования к образованию дворянства. «Юности честное зерцало»




Скачать 259.9 Kb.
Название 1. Первые светские школы петровского времени. Новые требования к образованию дворянства. «Юности честное зерцало»
страница 1/2
Дата публикации 24.09.2014
Размер 259.9 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
  1   2
Семинар 1. Воспитание и образование в XVIII веке
1. Первые светские школы петровского времени. Новые требования к образованию дворянства. «Юности честное зерцало».

Первыми светскими школами, организованными Петром, были школы «Математицких» и «Навигацких» наук. В них принимали мальчиков от 12 до 20 лет всех сословий, кроме крепостных. Кроме Математической и Навигацкой школ, Петр I учредил в Москве еще Пушкарские школы, Инженерную школу, Госпитальную и школу Глюка.

Петр I стремился создать в стране начальные школы, в которых в основном учили бы цифири (арифметике) и геометрии, ибо людей, имеющих такие знания, не хватало. В 1714 г. поступило распоряжение открыть в каждом губернском городе цифирную школу. В них должны были учиться мальчики от 10 до 15 лет и их собирали по всей губернии. Чтобы принудить семьи посылать сыновей учиться, было велено без свидетельства об окончании обучения "жениться не допускать и венечных памятей не давать".

Наряду с цифирными при Петре I появились и другие начальные школы. По инициативе В.Н.Татищева на Урале в 1721 г. были открыты горнозаводские школы, где, кроме грамоты и арифметики, изучали горное дело.

Менялся быт, особенно дворянства. Кодексом поведения молодого поколения стала книга "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов", где были изложены нормы культурного поведения в обществе.

2. Профессиональная и сословная школа в середине и второй половине XVIII в.

Созданная в России Петром I и его приемниками в начале и середине XVIII века школа носила ярко выраженный узкоспециальный и сословно-профессиональный характер. В первую очередь это объяснялось тем, что правительство остро нуждалось в людях, получивших профессиональную подготовку. Поэтому, особое внимание уделялось развитию сети специальных учебных заведений, которые главным образом функционировали в столицах.

Во второй трети 18 столетия началась трансформация системы образования, созданной Петром I. На смену стремлению первого русского императора любой ценой поднять страну, привлекая грамотных и деятельных людей из всех сословий, щедро одаривая и награждая их деньгами, поместьями и высокими титулами, пришли помыслы об установлении "порядка вещей", о создании замкнутого сословного круга дворянства, в который иные - "подлые" люди не были бы вхожи.

В то же время, для детей "разночинных" родителей, в горнозаводских школах был установлен прогрессивный порядок обучения. В инструкции "О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах", составленной В. Н. Татищевым содержались идеи намного опередившие свое время.

Реализация новой цели дворянского воспитания в России в 30-е годы XVIII столетия была взята под жесткий государственный контроль. Новые государственные учебные заведения, прежде всего кадетские корпуса и институты благородных девиц отличались хорошей организацией и определенностью подходов к педагогической реализации цели. Прежде всего, следует отметить изоляцию воспитанников и процесса воспитания в закрытых учебных заведениях от семьи и общества.

3. Развитие высшего образования. Славяно-греко-латинская академия. Академический университет. Создание и становление Московского университета. Университетские гимназии.

В октябре 1687 года по инициативе Симеона Полоцкого в Москве было открыто первое, официально считавшееся высшим, учебное заведение - Эллино-греческая академия, преобразованная затем в Славяно-греко-латинскую академию.

Поначалу, Академия разделялась на два уровня: низший и высший. Низший уровень - "школа словенского книжного писания" готовила переписчиков для различных духовных и гражданских ведомств, на высшем уровне, собственно в академии, осуществлялась подготовка переводчиков, учителей и священников. Содержание образования в Академии включало в себя изучение древних языков - греческого и латинского, кроме того, преподавание грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии и музыки. Позже, к этим предметам добавились медицина и новые иностранные языки: немецкий, французский и польский, изучение которых имело исключительно светские цели.

Академия являлась всесословным учебным заведением, что, по-видимому, было заимствовано от западноевропейских университетов.

К середине XVIII века Славяно-греко-латинская академия утратила свое значение, так как в России появились первые университеты - при Академии наук в Санкт Петербурге и Московский университет. В 1814 году она была переименована в Московскую Духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру в Сергиевом Посаде недалеко от Москвы.

Любимым детищем Петра I была Академия наук. При ней был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете – гимназия.

Научно-исследовательские работы в Академии сосредоточивались в трех «классах» (секторах):

  1. «математические науки и которые от них зависят»;

  2. «все части физики»;

  3. «гуманиора, гистория и право».

В 1755 году аналогичный университет с двумя гимназиями при нем (для дворян и для разночинцев) был открыт в Москве. Курс дворянской гимназии включал русский язык, латынь, арифметику, геометрию, географию, краткую философию и иностранные языки; в гимназии для разночинцев учили главным образом искусствам, музыке, пению, живописи, преподавали и технические науки.

4. Попытки создания «новой породы людей». И. И. Бецкой.

Иван Иванович Бецкой был одиним из самых блестящих представителей русского дворянства ХVIII века. Он надеялся посредством воспитания создать “новую породу людей” (гуманных и справедливых дворян, а также купцов, промышленников, ремесленников, т. е. “третий чин”). Условием формирования первого поколения “новых людей” Бецкой считал строгую изоляцию воспитанников от пагубного влияния общества, предрассудков и пороков старого поколения.

В соответствии с постулатами просвещенной Европы, Бецкой предложил Екатерине Алексеевне создать закрытые училища-питом-ники, где дети, поступившие в возрасте 5-6 лет могли бы избежать дурного, в том числе и родительского влияния. Им надлежало находиться до 18 лет под длительным взглядом мудрых и строгих педагогов, а затем нести плоды просвещенного гуманизма в общество, передавать их потомкам. Екатерина, питавшая в те поры слабость к Ивану Ивановичу, не могла не увлечься его программой. В результате, были открыты не только воспитательные учреждения для мальчиков (кроме крепостных), гимназии, но и знаменитый стольный институт благородных девиц, училище при Академии художеств в Петербурге.

В 1770 году подобное учреждение было открыто в Петербурге, причем, как отделение Московского.

Педагогическая программа Бецкого предполагала использование гуманных методов воспитания. Воспитатели должны быть “добросо-вестными и примера достойными людьми”, обучать без принуждения, с учетом интересов и способностей ребенка, не применять телесных наказаний.

Однако теория Бецкого была утопичной и попытка создания "новой породы" людей не удалась. Впоследствии, Екатерина отказалась от этих проектов.

5. Женский мир и женское образование в XVIII в.

Новым для России в 18 веке было изменение отношения к образованию женщин. Дворянское сословие выработало к этому времени не только мужской, но и женский идеал благородного человека. Институты и пансионы для благородных девиц получили к концу XVIII века значительное распространение и пользовались популярностью.

В 1765 году при Смольном монастыре было открыто «Общество благородных девиц. В том же году при Смольном было учреждено и «Мещанское училище», куда на тех же условиях принимали девочек недворянских сословий. О судьбах последних заботы было даже боль-ше: по окончании курса школьное начальство брало на себя заботу об их замужестве, императрица пожертвовала 100 000 рублей, из которых девушкам выдавалась определенная сумма при вступлении в брак. Это общество историк Карамзин называл «прекрасным цветником».

Благородная скромность в поведении, благоразумие, доброта, трудолюбие и домовитость, знание иностранных языков, любовь к книге и прочие "светские добродетели" составляли тот образ идеальной дворянки, к достижению которого в своих воспитанницах стремились воспитатели российских пансионов благородных девиц.

Начала наук, включая иностранные языки, основы математики и естествознания, архитектуры, ознакомление с геральдикой, рукоделие, закон божий и правила "светского обхождения и учтивости" были призваны обеспечить девушкам необходимый для общения в своем социальном кругу интеллектуальный уровень. Закрытые женские учебные заведения имели жесткий внутренний распорядок и режим. Воспитанницы находились под постоянным наблюдением надзирательниц и воспитательниц, на которых возлагалась обязанность быть "ежечасным примером" для них.

Целью женского дворянского образования не была подготовка к какой-либо службе, а воспитание идеальной жены дворянина.

Во второй половине XVIII в. основные постулаты в воспитании дворянской девушки – благочестие, смирение и милосердие – были примерно одинаковыми и в праздной столице, и в «тихом убежище» провинции.

6. Подготовка и начало осуществления школьной реформы в 1782-1786 гг. Деятельность «Комиссии об учреждении народных училищь».

Новый период в истории образования России наступил тогда, когда на смену узко профессиональной и сословной школы первой половины XVIII в. явилась школа общеобразовательная, преследовавшая чисто педагогические цели. Утвердилась такая школа только к концу XVIII века.

Период царствования Екатерины II - новый важный этап в развитии отечественного образования. Разочаровавшись в идее воспитания новой породы людей, императрица сосредоточивает своё внимание на вопросах обучения. В её педагогических увлечениях остаётся убеждение, что школа должна быть общепрофессиональной и что обучение в ней должно преследовать педагогические, а не профессиональные цели. Такую школу она стремится создать и распространить на всю Россию.

В 1782 году была создана "Комиссия об устройстве Народных училищ". Ею был утверждён разработанный сербом Янковичем план учебных заведений. По плану Янковича все народные училища разделялись на три раздела: малые, с двумя классами; средние, с тремя, и главные, с четырьмя классами и пяти годами обучения. В малом училище обучались Закону Божью, чтению, письму, началам грамматики, рисованию, арифметике.

В средних училищах первые два класса составляли малое училище, а в третьем преподавались пространный катехизис, священная история, христианское правоучение, объяснение Евангелия, арифметика, грамматика, всеобщая и русская история и краткая география.

В главных училищах к трём предыдущим классам присоединялся ещё четвёртый: в нём география и история изучались подробнее. Кроме того, изучались математическая география, грамматика с упражнениями в сочинениях преимущественно делового характера, основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры. Екатериной II было предписано преподавать иностранные языки. В действительности иностранные языки не прижились в главных училищах. По новой системе учитель находился не для опроса урока, а для усвоения необходимых предметов. Для этого учитель должен был заниматься с целым классом, а не с отдельными учениками. В прежнее время каждый ученик учился сам по себе.

В апреле 1786 года императрица повелела открыть главные народные училища в 25 губерниях. Главные народные училища учреждались в губернских городах, малые - в уездных.

Выпускники Петербургской учительской семинарии были направлены работать учителями в Главные училища. Приказы общественного призрения обязаны были заботиться о содержании этих училищ. Главное управление училищами принадлежало Комиссии народных училищ. Учебная часть была вверена директору училища.

7. Народные училища в провинциальных русских городах (1786-1801 гг.)

5 августа 1786 года императрицей Екатериной II был конфирмован, разработанный Комиссией «Устав народным училищам», определявший всю систему работы городских школ. Устав содержал девять разделов: 1) о главных народных училищах; 2) о малых народных училищах; 3) о должностях учительских; 4) об учениках; 5) о попечителе; 6) о директоре; 7) о смотрителе; 8) о хозяйственной части училищ; 9) о Главном училищном правительстве.

В городах учреждались учебные заведения двух типов – главные и малые народные училища. Первые открывались по одному в каждом губернском городе, а вторые – по одному в каждом уездном городе. Главное училище являлось четырехклассным с пятилетним курсом обучения (в последнем классе обучение было двухгодичным), а малое – было двухклассным. На главные училища возлагалась задача подготовки учителей для малых училищ. Оба учебных заведения носили общеобразовательный характер.

В числе наместничеств, определенных Комиссией народных училищ для реализации реформы, оказались: Нижегородское, Пензенское, Казанское, Симбирское и Саратовское, в административных центрах которых, предполагалось открыть главные народные училища.

Несмотря на возникавшие время от времени трудности, в целом начало учебной реформы в стране можно было признать успешным, хотя не во всех наместничествах она развивалась одинаково.

Семинар 2. Отражение петровского времени в литературе. Становление и развитие классицизма и сентиментализма
1. Тенденции развития русской литературы XVIII века и ее периодизация.

На протяжении почти всего XVIII в. существовали две литературные традиции — низовая и высокая, которые обслуживали соответственно бытовую потребность читателя в развлекательном чтении и высокие умственные запросы гражданина и члена общества.

Проблема периодизации русской литературы XVIII в. до сих пор не может считаться решенной. Представляется, что оптимальным критерием периодизации является соотношение внутренних закономерностей литературного процесса с циклами общественно-исторической национальной жизни, тем более, что история и литература XVIII в., как и любой другой эпохи русской жизни, определенным образом между собой связаны.

Общепринятым критерием периодизации дореволюционной русской истории является смена власти. Тенденции крупных исторических отрезков русской жизни определяются историей и характером царствования того или иного монарха. С этой точки зрения история русского XVIII в. предстает в виде следующих периодов:

  • Царствование Петра I (1700—1725).

  • Царствование Анны Иоанновны, племянницы Петра I (1730—1740).

  • Царствование Елизаветы Петровны, дочери Петра I (1741—1761).

  • Царствование Екатерины II (1762—1796).

  • Царствование Павла I (1796—1801).

Этим периодом русской истории XVIII в. соответствуют следующие стадии национального процесса:

  • Литература первой трети XVIII в. (1700—1730): момент перехода от традиций русской средневековой книжности к словесной культуре общеевропейского типа. Это время смешения культурных установок древнерусской литературы — анонимной, рукописной, связанной с культурой церкви — и ориентации на словесную культуру нового типа — авторскую, печатную, светскую. В культуре Петровской эпохи господствует так называемый «панегирический стиль», порожденный, с одной стороны, пропагандистским пафосом культурных деятелей эпохи государственных преобразований, а с другой — стремительным усвоением символики и образности европейского искусства.

  • Период становления, укрепления и господства классицизма (1730-е — середина 1760-х гг.). На протяжении 1730—1740-х гг. были осуществлены основные нормативные акты русского классицизма, смысл которых заключался в создании стабильных, упорядоченных норм литературного творчества: реформа стихосложения, регламентация жанровой системы литературы, стилевая реформа. Одновременно с теоретическими мероприятиями русских писателей, которые в это время являются и учеными-филологами, складывается и жанровая система русской классицистической литературы.

  • Вторая половина 1760-х — 1780-е гг. — третий период развития русской литературы XVIII в. — является наиболее бурным и многоаспектным, как и соответствующий ему период русской истории. Конец 1760-х гг. — эта первая эпоха гласности в русской истории нового времени — ознаменовался невиданным расцветом публицистических жанров на страницах периодических изданий 1769—1774 гг. В это же время в устойчивой иерархической жанровой системе классицизма намечаются внутренние вихревые движения и кризисные явления, спровоцированные вторжением низовой демократической беллетристики в высокую литературу. Четкая иерархия жанров классицизма начинает колебаться под натиском синтетических структур, соединяющих высокий и низкий литературные мирообразы.

  • Последнее десятилетие XVIII в. — 1790-е гг. — принесло с собой перемену типа эстетического сознания и окончательный перелом от идеологии к эстетике в литературных теории и практике. 1790-е гг. ознаменованы тем, что классицизм в качестве основного литературного метода уступает место сентиментализму, разум — чувству, стремление внушить читателю моральную истину — стремлению взволновать и эмоционально увлечь. Ранние сентименталистские веяния наблюдаются в русской литературе XVIII в. начиная со второй половины 1760-х гг., но статус целостного литературного направления и стройной системы эстетико-идеологических установок творчества русский сентиментализм обретает с момента литературного дебюта Н. М. Карамзина.

2. Человек новой культуры в литературе петровского времени. Особенности литературного процесса первых десятилетий XVIII в.

Одним из наиболее типичных образцов жанра является «Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли».

Безавторские гистории Петровской эпохи лежат у истоков одной из наиболее мощных жанровых традиций русской литературы — традиции исторического романа и романа о современности.

Если в безавторских гисториях Петровской эпохи создается бытовой образ нового человека, то другой, также чрезвычайно распространенный и популярный жанр — проповедь и светское ораторское «Слово» Феофана Прокоповича формирует представление о его духовном облике. По сравнению с анонимной рукописной повестью Слово — это уже европеизированное явление русской словесной культуры.

В безавторских гисториях образ человека-современника своей исторической эпохи создается извне — объективным авторским повествованием. И эстетическая достоверность такого образа определена бытовой достоверностью облика человека, типа его повседневного поведения, биографическими событиями его жизни, приуроченной к определенной исторической эпохе. Что же касается идеологической ораторской прозы, то в любом ораторском тексте неизменно присутствует его основной герой — автор-оратор, образ мыслей и эмоциональный облик которого и отражает ораторский текст. По отношению к личности оратора его речь — это полное интеллектуальное, нравственное и эмоциональное самораскрытие, создающее убедительный духовный облик человека, который в бытовой прозе может быть только реконструирован по своим внешним проявлениям.

3. Просвещение как мировоззрение XVIII века. Классицизм – художественный метод эпохи Просвещения. Связь русского классицизма с западноевропейским и их отличия. Принципы классицизма в литературе XVIII века.

В XVIII веке, на излете эпохи Просвещения, в Европе зародилась, а в следующем столетии значительно усилилась и стала утверждаться либеральная доктрина.

Наиболее общие философские понятия, присутствующие во всех философских течениях второй половины XVII — конца XVIII в. и имеющие непосредственное отношение к эстетике и поэтике классицизма — это понятия «рационализм» и «метафизика», актуальные как для идеалистических, так и для материалистических философских учений этого времени.

Классицизм — это один из реально существовавших в истории литературы художественных методов, то есть понятие классицизма как творческого метода предполагает своим содержанием исторически обусловленный способ эстетического восприятия и моделирования действительности в художественных образах: картина мира и концепция личности, наиболее общие для массового эстетического сознания данной исторической эпохи, находят свое воплощение в представлениях о сути словесного искусства, его отношениях с реальностью, его собственных внутренних законах.

Классицизм возникает и формируется в определенных историко-культурных условиях. Наиболее распространенное исследовательское убеждение связывает классицизм с историческими условиями перехода от феодальной раздробленности к единой национально-территори-альной государственности, в формировании которой централизующая роль принадлежит абсолютной монархии.

Русский классицизм возник в сходных с Западной Европой исторических условиях — его предпосылкой было укрепление самодержавной государственности и национальное самоопределение России начиная с эпохи Петра I. Европеизм идеологии Петровских реформ нацелил русскую культуру на овладение достижениями европейских культур. Но при этом русский классицизм возник почти на век позднее французского: к середине XVIII в., когда русский классицизм только начал набирать силу, во Франции он достиг второй стадии своего существования. Так называемый «просветительский классицизм» — соединение классицистических творческих принципов с предреволюционной идеологией Просвещения — во французской литературе расцвел в творчестве Вольтера и обрел антиклерикальный, социально-критичес-кий пафос.

Русский же классицизм, в силу своей прочной связи с секулярной культурной реформой, во-первых, изначально ставил перед собой просветительские задачи, стремясь воспитать своих читателей и наставить монархов на путь общественного блага, а во-вторых, приобрел статус ведущего направления в русской литературе к тому времени, когда Петра I уже не было в живых, а судьба его культурных реформ была поставлена под удар во второй половине 1720 — 1730-х гг.

Русская классицистическая литература сразу приняла политико-дидактическое направление и отразила в качестве основной трагической дилеммы эпохи несоответствие властителя обязанностям самодержца, конфликт переживания власти как эгоистической личной страсти с представлением о власти, осуществляемой во благо подданных.

4. Переход к классицизму в русской литературе 30-50-х гг. XVIII в. Осуществление реформы литературного языка и стихосложения. А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. Н. Сумароков.

Специфической чертой русского классицизма было то, что он не опирался на такую богатую и непрерывную традицию национальной литературы, как любая другая национальная европейская разновидность метода. То, чем располагала любая европейская литература ко времени возникновения теории классицизма — а именно, литературный язык с упорядоченной стилевой системой, принципы стихосложения, определившаяся система литературных жанров — все это в русской нужно было создавать. Поэтому в русском классицизме литературная теория опередила литературную практику. Нормативные акты русского классицизма — реформа стихосложения, реформа стиля и регламентация жанровой системы — были осуществлены между серединой 1730 и концом 1740-х гг. — то есть в основном до того, как в России развернулся полноценный литературный процесс в русле классицистической эстетики.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Первые светские школы петровского времени. Новые требования к образованию дворянства. «Юности честное зерцало» icon «Современное образование неслышащих детей: новые требования, возможности, ответственность»
Электронный сборник Всероссийской дистанционной научно-практической конференции «Современное образование неслышащих детей: новые...
1. Первые светские школы петровского времени. Новые требования к образованию дворянства. «Юности честное зерцало» icon Литература Петровского времени «Приклады, како пишутся комплименты разные»
Произведения отличаются большой жанровой и стилистической пестротой, во многом связаны с предшествующим
1. Первые светские школы петровского времени. Новые требования к образованию дворянства. «Юности честное зерцало» icon 1. Оригинальные повести Петровского времени. Отражение в них социально...
Оригинальные повести Петровского времени. Отражение в них социально общественных преобразований, бытовых черт и реалий современного...
1. Первые светские школы петровского времени. Новые требования к образованию дворянства. «Юности честное зерцало» icon Литература двинулась на Русь массивным потоком (из Византии). Переводились...
Идеи, темы, образы и сюжеты древнерусской литературы необычайно связаны с исторической жизнью народа и оказали влияние на литературу...
1. Первые светские школы петровского времени. Новые требования к образованию дворянства. «Юности честное зерцало» icon Литература Петровской эпохи. «Гистория о российском матросе Василии...
Характеристика Петровского периода развития русской литературы: основные процессы, темы, жанры этого периода. Идея внесословной ценности...
1. Первые светские школы петровского времени. Новые требования к образованию дворянства. «Юности честное зерцало» icon Литература Петровского времени Переходный характер, интенсивный процесс «обмирщения»
Переходный характер, интенсивный процесс «обмирщения», формирование светской литературы
1. Первые светские школы петровского времени. Новые требования к образованию дворянства. «Юности честное зерцало» icon Новые книги коллекции «Ведущие российские гуманитарные издательства»
Антипов И. В. Новгородская архитектура времени архиепископов Ефимия II и Ионы Отенского. — М. Индрик, 2009. — 368 с ил
1. Первые светские школы петровского времени. Новые требования к образованию дворянства. «Юности честное зерцало» icon 1 вопрос. «Натуральная школа»
Для всех писателей натуральной школы характерны гоголевские приемы – юмор и ирония, бытовые детали и др. Вершинным для натуральной...
1. Первые светские школы петровского времени. Новые требования к образованию дворянства. «Юности честное зерцало» icon Методические рекомендации по организации образовательного процесса...
Мбоу- старокулаткинская сош №2 учитывала преемственность с учебным планом школы 2012 – 2013 учебного года для 4,6-11 классов, для...
1. Первые светские школы петровского времени. Новые требования к образованию дворянства. «Юности честное зерцало» icon Пояснительная записка к учебному плану по дополнительному образованию...
Азовательными запросами учащихся школы и их родителей сложилась система дополнительного образования, способная удовлетворить пожелания...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции