Скачать 0.69 Mb.
|
1. Возникновение Древнерусской литературы. Идеи, темы, образы и сюжеты древнерусской литературы необычайно связаны с исторической жизнью народа и оказали влияние на литературу последующего времени. Древнерусская литература исторична, публицистична (авторы описывали все стороны русской жизни того периода), высоконравственна (любовь к Родине). Отсутствие устойчивого текста - характерная особенность русской литературы. Все рукописи множество раз подвергались переписке. Каждый переписчик мог изменять текст. Древнерусская литература компилятивна. Например, «ПВЛ» состоит из множества жизнеописаний, боевых действий и др. Синкретизм - сочетание в одном произведении разных жанров. Анонимность большинства древнерусских памятников ( авторы очень часто подписывались именами известных византийских летописцев). Книги переводились с греческого и болгарского. Вначале литература не позволяла говорить о политических, важных для государства делах. Факторы возникновения древнерусской литературы:
988 г. - с принятием христианства пришла и письменность. Периодизация (11-17 вв): 1) 11-14 вв. Древняя литература (Киевская Русь - до нашествия татаро-монголов). Характерна монументальность. 2) 14-17 вв. Средневековая литература. (Литература периода феодальной раздробленности). 16 век - век публицистики: Иван Пересветов, Иван Грозный. 3) 17 век. Переходный период от средневековой к новой. Претерпевают эволюцию традиционные жанры. Появление новых жанров, авторов, стилей. Поэзия появляется только в конце 17 века.
3. Апокрифическая литература. «Хождение богородицы по мукам». Апокрифы - произведения, изначально рассчитанные на узкий круг читателей. «Апокриф» означает - тайный, запретный. Апокрифическая литература - книги, отречённые от главной церкви. Построены на сюжетах из Ветхого и Нового заветов. Они более демократичны. Существовали новозаветные апокрифы, скорее они были апокалипсического плана (Откровения Св. Павла, «Евангелия Никодима, Фомы» ). Это то, что не могло быть узаконено церковью. Ветхозаветные апокрифы - «Суды царя Соломона». Эсхатологические апокрифы - о жизни, смерти, судьбе мира. Эта литература наиболее яркая, образная, фольклорная. «Хождение Богородицы по мукам». Большинство апокрифов написано было в 14-16 вв. Их было очень много, людей привлекал занимательный сюжет. Итак, «Хождение Богородицы по мукам» - особенно яркое произведение ранней апокрифической литературы. Оно рассказывает об устрашении людей, не соблюдавших христианскую установку. 4. Особенности жанра жития в литературе 11-12 вв. «Житие Алексея, человека божия». Житейная литература необъятна. Построена на идеализации святых. Они очертали образы идеальных людей, которым присущи все нравственные черты. Впервые жития возникли в 4 веке в Византии. На Руси жития писались по схеме греческих житий. В 11-12 веках наиболее популярные - «Житие Алексея, человека божия». В житиях обычно смерть святого наступает тихо и незаметно. Огромную роль играют монологи (внутренний мир), диалоги (драматизация), плачи и похвала. После смерти у гроба святого ( он не тлеет) происходят чудеса. Жития заканчиваются риторической похвалой. Сборники житий: 1) «Чети и Менеи» (числа и месяцы) - подробные, пространные жития святых, написанные по схеме. 2) «Прологи» - жития, которые часто читались в церквях. Краткие фактические жития. 3) «Патериковые жития» (отеческие) - занимательны истории из жизни монахов, святых. «Житие Алексея, человека божия». У святого благочестивые и знатные родители. Затем - рождение младенца, боголюбивого. Он чуждался детских игр, проводил время в молитвах. Когда пришло время жениться, он убежал их дома. Смерть святых обычно тиха и незаметна. 5. Анонимное сказание о Борисе и Глебе. Особенности жанра жития и стиля. До появления этого «Сказания» существовало ещё написанное Нестором «Чтение о Борисе и Глебе». В нём Нестор создал из братьев двуединый образ христианского мученика, который предпочитает мученически умереть, чем сохранить жизнь, нарушив христианскую заповедь «быть кротким сердцем, отвечать на зло добром». В двуедином образе Бориса и Глеба реализован христианский идеал князя, дающего пример самоотверженного служения делу оберегания русской земли от междоусобной брани. «Сказание» - это малая форма того же житийного жанра, это как бы рассказ, тогда как «Житие» представляет собой повесть, иногда даже почти роман. В сравнении с «житием» такое «сказание» является более элементарной жанровой формой. Борис и Глеб «Сказания» ещё не преодолели в себе влечения к «здешней» жизни, естественного стремления продлить земное существование; душа их волнуется чисто земной скорбью перед лицом постигнувшей им близкого человека или угрожающей им самим смерти. В «Сказании» образы Бориса и Глеба несут гораздо больший эмоциональный заряд, их чрезвычайно волнуют обрушившиеся на их головы страсти, трагические события братоубийственной распри князей, жертвами которой они являются. Язык: патетический, насыщенный оборотами взволнованной речи, риторически фигуральный. Облик героев «Сказания» сложился под сильнейшим воздействием христианской литературы. 6. Значение проповеднической литературы. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. Расцвет древнерусского государства - во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого. В связи с принятием христианства на Руси распространился жанр поучений. Пропаганда нового религиозного вероучения. Дидактическая церковная проповедь не имеет художественного значения, она лежит за пределами литературы. Наряду с церковным поучением создаются торжественные, эмоционально-образные проповеди с чётко выраженной политической направленностью. Выдающееся произведение ораторской прозы 11 века - «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, который в 1051 году стал митрополитом Киевским. Написано между 1037-1050 годами. «Слово» проникнуто патриотическим пафосом прославления Руси и русского народа как равноправного среди всех христианских народов и гос-в мира. Закон Ветхого завета - символ иудейской религии. Благодать - символ христианства (равноправие всех народов). Говорит о преимуществе благодати. Центральная часть проповеди - о том, как Владимир крестил Русь. «Слово» построено по чёткому логическому плану: 1 часть - сопоставление Закона и Благодати. 2 часть - Похвала Владимиру (крещение Руси) 3 часть - молитвенное обращение к богу от «всея земля нашея». «Слово» выдвигало требование канонизации Владимира как святого. В то же время оно и прославляло деятельность Ярослава, успешно продолжающего распространение христианства на Руси. Стиль:
8. Повесть временных лет. Источники и редакция. «Повесть временных лет» создавалась в течение 80 лет с 1037 - 1118 год разными летописцами. Они не были простыми наблюдателями событий, а добавляли каждый свои комментарии. В повести описывается история Руси с времени её появления, рассказывается вся историко-политическая жизнь Древней Руси. Ей характерны сюжетность, многообразие жанров и стилей. Начало издания «ПВЛ» - 1841 год. Источники: В основе этого произведения лежат устные рассказы и предания древней Руси, некоторые греческие хроники, записи летописей и летописные своды, не дошедшие до нас. Начало летописания относится к созданию Киевской метрополии, ко времени правления Ярослава Мудрого (1037 год). Первая редакция составлена летописцем Нестором в 1113 году. Он ссылался на жития святых. Эта редакция была создана в Киево-Печерском монастыре. И хоть первая редакция до нас и не дошла, зато дошла вторая (1116), созданная в Выдубицком монастыре (Сильвестр). III редакция дошла до нас в списке Лаврентьевской летописи в 1118 году. Состав:
7. Идеи и образы ПВЛ. Русская летопись. «Повесть временных лет» создавалась в течение 80 лет с 1037 - 1118 год разными летописцами. Они не были простыми наблюдателями событий, а добавляли каждый свои комментарии. В повести описывается история Руси с времени её появления, рассказывается вся историко-политическая жизнь Древней Руси. Ей характерны сюжетность, многообразие жанров и стилей. Начало издания «ПВЛ» - 1841 год. «Повесть временных лет» соединяется идеями.
Высокая патриотическая идея могущества Русской земли, её политической самостоятельности, религиозной независимости от Византии. Тема Родины - определяющая, ведущая в летописи. Живое чувство русской земли, родины и народа.
Летописцев интересуют судьбы славянских народов в далёком прошлом, расселение восточных славянских племён. Они ищут объяснения происхождения названий как отдельных племён, так и целых городов, обращаясь к устной легенде. Идеализация в изображении персонажа. 2 метода изображения:
9. Истоки жанров в ПВЛ. Для « Повести временных лет» характерно многообразие жанров и стилей. Хронологический принцип изложения позволял летописцам включать в летопись разнородный по своему характеру и жанровым особенностям материал. Основными жанрами можно назвать:
Надо заметить, что каждому жанру характерна своя манера изложения. Это так называемый «литературный этикет» по мнению Лихачёва. Принципы средневекового историзма получают яркое воплощение в исторических повестях и сказаниях, входящих в состав «ПВЛ». Это и историческое сказание 1015 года об убийстве Святополком братьев-мучеников Бориса и Глеба, это и сказание о киевском городском восстании 1068 года и повесть об ослеплении Василька Теребовльского 1097 года. 10. Фольклорность в ПВЛ. Большое место в летописи занимает жанр исторических народных преданий. 1) К фольклорности можно отнести различные встречающиеся символические упоминания цифр в легендах. Например, в легенде о призвании князей: по приглашению новгородцев из-за моря «княжить и володеть» Русской землёй приходят три брата-варяга. На фольклорность легенды указывает наличие эпического числа ТРИ - три брата. Сказание имеет чисто новгородское, местное происхождение. Легенде о призвании князей служила важным аргументом для доказательства суверенности Киевского государства. (Три брата - основатели Киева). 2) Отзвуками обрядовой поэзии времён родового строя наполнены летописные известия о славянских племенах, их обычаях, свадебных и похоронных обрядах. 3) Приёмы устного народного творчества в описании князей:
4) Рассказы о Кожемяке (пропитанные духом народного героического эпоса). Кожемяка победил печенежского исполина. 5) Рассказы о Белгородском киселе: здесь прославляется ум, находчивость, смекалка русского человека. 6) Церковная легенда о посещении русской земли апостолом Андреем. Легенда утверждала, что христианство было привнесено на Русь самим апостолом Андреем, а не греками. Таким образом, большая часть летописных сказаний, посвящённых событиям 9 - 10 веков, связана с устным народным творчеством, его эпическими жанрами, следовательно, непосредственно относится к фольклору. |
Художественная литература Абрамов Повести и рассказы. Астафьев В.... |
Урока литературы в 8 классе по теме: А. С. Пушкин «Капитанская дочка»... Цель: познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»; показать жанровое своеобразие повести; познакомить... |
||
Тематическое планирование по литературе. 9класс Светские бытовые повести. Жанры путешествий («Хождение за три моря Афанасия Никитина») |
“По страницам повести А. С Инсценирование отрывка повести с использованием изготовленных деталей крестьянского костюма |
||
Какие темы привлекали внимание авторов древнерусской литературы? Основные жанры древнерусской литературы; особенности жанров жития и воинской повести |
Список литературы для летнего чтения ( 6 класс ) С. Алексеев Исторические повести 2 В. Богомолов Иван. Зося ( повести ) 3 Т. Габбе, Е. Шварц Сказки |
||
Тематическое планирование уроков Дагестанской литературы в 11 классе Биографию. Анализ повести Бедность Дагестанских сел того времени, указанного в повести |
2. Концепция любви в повести И. С. Тургенева «Ася» Широко известен... Характеристика общественного типа сознания заслоняла собой элегическую тональность повести, поэтику реализации авторской позиции,... |
||
1. Возникновение дрл, её специфика Однако книжники привезли из Болгарии, перевели или переписали и произведения других жанров: хроники, исторические и историко-бытовые... |
Рекомендации для летнего чтения к 7 классу А. С. Пушкин. Поэмы: «Медный всадник», «Полтава», повести: «Пиковая дама», «Повести Белкина», драма «Борис Годунов» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |