Программа учебной дисциплины Современные концепции учебника русского языка как иностранного Направление подготовки магистров «Филология»




Скачать 214.45 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины Современные концепции учебника русского языка как иностранного Направление подготовки магистров «Филология»
Дата публикации01.10.2014
Размер214.45 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Литература > Программа






программа учебной дисциплины


Современные концепции учебника русского языка как иностранного


Направление подготовки магистров «Филология»






Квалификация (степень) «магистр»




  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Современные концепции учебника русского языка как иностранного» являются:

  • изучение истории, теории и практики создания учебника русского языка для инофонов в России и за рубежом во взаимосвязи с этапами развития лингводидактической науки;

  • приобретение необходимой теоретической и методической подготовки в области критического анализа, комплексной оценки и вариативного использования современных средств обучения русскому языку как иностранному (РКИ) – печатных и электронных;

  • овладение базовыми умениями и навыками применения современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для создания и презентации собственных учебных материалов (интерактивных, мультимедийных, сетевых), поддерживающих печатный учебник РКИ и расширяющих его методические возможности.




  1. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Современные концепции учебника русского языка как иностранного» входит в вариативную часть ООП, в цикл общепрофессиональных дисциплин (ОПД) «Русский язык как иностранный» (подцикл «Лингводидактические дисциплины»), который читается магистрантам, получающим специализацию «Русский язык как иностранный» в рамках специальности «Филология», и является курсом по выбору. Данный курс читается магистрантам в 1-м семестре 2-го года обучения и представляет собой логическое продолжение прослушанных ранее курсов «Теория и методика обучения русскому языку как иностранному» и «Компьютерные технологии в обучении русскому языку как иностранному». Он призван интегрировать в сознании учащихся концептуальные основы обучения РКИ на современном этапе и основы теории учебника, сформировать необходимую теоретическую и практическую базу для успешной профессиональной деятельности по комплексному использованию уже существующих и самостоятельно созданных новых учебных средств в очном и дистанционном обучении русскому языку как иностранному.


  1. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Универсальные компетенции:

а) общенаучные:

  • способность анализировать и оценивать, исходя из концептуальных положений современной философии образования, проблемы, возникающие при решении профессиональных задач в сфере использования существующих и создания новых средств обучения русскому языку как иностранному, их интеграции во взаимосвязанную полиформатную многоцелевую среду обучения (М-ОНК-1);

  • способность самостоятельно формулировать научные проблемы на основе адекватного анализа научной традиции и современных тенденций в области теории и практики создания учебника русского языка для инофонов; владение актуальными методами исследования в этой области (М-ОНК-2);

  • способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу, синтезу и применению теоретических и практических знаний в сфере лингводидактики и смежных с ней гуманитарных наук (лингвистики, педагогики, дидактики, социологии, психологии, психолингвистики, информатики) для ведения собственных научных исследований и практической деятельности по созданию и комплексному учебных средств на разных информационных носителях (М-ОНК-3).

б) инструментальные:

  • владение терминологией изучаемой области лингводидактической науки на русском и иностранном языках; умение готовить публикации по проблемам научно-методического исследования, проводить презентации, вести дискуссии и защищать представленную работу на иностранном языке (М-ИК-1);

  • умение ставить и решать коммуникативные задачи в учебно-научной и профессиональной сферах общения; способность демонстрировать в речевом общении профессиональную культуру, владение профессиональным языком; умение управлять процессами информационного обмена в различных коммуникативных средах (М-ИК-2);

  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки профессионально значимой информации; умение анализировать и совершенствовать методы, способы и средства работы с информацией в соответствии с задачами отбора, оценки, совершенствования существующих и создания новых средств обучения русскому языку как иностранному (М-ИК-3);

  • владение навыками использования современных программных средств, способность самостоятельно определять и осваивать необходимое для профессиональной деятельности аппаратное и программное обеспечение (М-ИК-4).

в) системные:

  • способность к творчеству, порождению инновационных методических идей, выдвижению самостоятельных гипотез относительно эффективности использования тех или иных средств обучения для достижения запланированных целей (М-СК-1);

  • способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, связанной с оценкой и разработкой средств обучения РКИ, к постановке целей профессиональной деятельности и выбору оптимальных путей, методов, средств и инструментов их достижения (М-СК-2);

  • способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов обучения русскому языку как иностранному с использованием новых средств и инструментов, к инновационной научно-образовательной деятельности (М-СК-3);

  • владение навыками участия в работе научного и педагогического коллектива на основе глубокого понимания коммуникативных процессов и умения описать, представить и защитить результаты своей научно-методической деяельности (М-СК-4);

  • умение выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций на очном и дистанционном уроке русского языка как иностранного (М-СК-5).

Профессиональные компетенции

Общепрофессиональные компетенции:

  • знание актуальных проблем педагогики, дидактики, лингводидактической информатики, теории и методики преподавания русского языка как иностранного, теории учебника – печатного и электронного; понимание структуры и перспектив развития теории и практики современного учебника иностранного языка (в том числе русского языка как иностранного) (М-ПК-1);

  • владение терминологическим аппаратом современной лингводидактики; знание важнейших отечественных и зарубежных научно-методических школ (М-ПК-2);

  • владение навыками самостоятельного методического исследования и аргументированного представления его результатов (М-ПК-3);

  • владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научно-методических исследований в области теории и практики создания и использования учебника иностранного языка с опорой на современные методики и методологии, передового отечественного и зарубежного опыта (М-ПК-4);

  • владение навыками квалифицированной лингвометодической экспертизы, критики, интерпретации, комментария и анализа различных жанровых разновидностей средств обучения русскому языку как иностранному (М-ПК-5);

  • умение применять лингводидактическую теорию в приактической деятельности преподавателя русского языка в иностранной аудитории (М-ПК-7);

  • умение трансформировать различные типы словесных учебных текстов и пеатных учебных материалов в мультимедийные, гипертекстовые, электронные (М-ПК-9);

  • владение навыками проведения учебных занятий и внеаудиторной работы по русскому языку как иносранному в учреждениях общего, среднего специального и высшего профессионального образования с использованием комплекса печатных и электронных средств; владение навыками подготовки учебно-методических материалов на разных информационных носителях по русскому языку как иностранному (М-ПК-12);

  • способность и готовность к участию в разработке научно-методических, творческих, издательских проектах (М-ПК-15);

  • владение навыками подготовки научных и учебных изданий по русскому языку как иностранному – печатных и электронных (М-ПК-16);

  • владение навыками организации научно-исследовательских и производственных работ для решения конкретных научно-методических задач в соответствии с магистерской программой (М-ПК-17).

Профильные компетенции

  • знание основных этапов истории, теории и методики создания средств обучения РКИ как раздела лингводидактической науки, работ крупнейших отечественных и зарубежных ученых-методистов;

  • способность совершенствовать, развивать и самостоятельно углублять знания, навыки и умения в области преподавания русского языка как иностранного c использованием традиционных и инновационных средств обучения;

  • владение навыками работы с различными источниками информации в области преподавания русского языка как иностранного: учебниками, учебными пособиями, справочниками, каталогами, словарями, интернет-ресурсами и коммуникационными инструментами и т.п.

  • способность к самостоятельному усвоению новых подходов к преподаванию русского языка как иностранного на базе изучения комплекса средств обучения – печатных и электронных;

  • способность продемонстрировать и использовать в учебном процессе сумму теоретических и практических знаний в области теории и практики создания и использования учебника русского языка как иностранного;

  • умение самостоятельно создавать учебные материалы на разных носителях с опорой на различные источники информации в области описания и преподавания русского языка как иностранного;

  • способность к самостоятельной научно-исследовательской работе в области развития теории и практики современного учебника РКИ;

  • способность к специфическому лингвистическому мышлению преподавателя, обучающего русскому языку инофонов как в очной, так и в дистанционной форме.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: место теории и методики создания учебника русского языка как иностранного в общей методике обучения иностранному языку; предмет и задачи, базисные категории теории учебника РКИ; принципы классификации и специфику разных средств обучения РКИ для учащихся и для преподавателя; основные принципы отбора и презентации учебного материала с позиций современных подходов к обучению; различные виды, формы и функции презентации языкового, речевого и культуроведческого материала, различные виды, формы и функции обучения и контроля.

Уметь: применять данные базовых для теории и практики создания учебника наук (лингвистики, педагогики, дидактики, социологии, психологии, психолингвистики, информатики) при обосновании конкретных методических решений; оперировать базисными категориями теории учебника при выборе, создании и использовании средств обучения РКИ в практике преподавания; планировать и организовывать учебный процесс в целом и отдельное аудиторное занятие как его функциональную единицу с учетом выбранных средств обучения; формировать комплексную полиформатную систему средств обучения РКИ, создавать актуальную текстотеку курса, самостоятельно разрабатытать систему упражнений и заданий, адекватную целям и задачам конкретного контингента учащихся, выбирать адекватный носитель информации для их представления; организовать самостоятельную (аудиторную и внеаудиторную) работу учащихся; обучать различным видам речевой деятельности, в том числе опосредованным средствами ИКТ.

Владеть: технологиями определения целей и содержания обучения, составления учебной программы, календарно-тематического планирования курса, учебно-тематического планирования учебника и учебного пособия; навыками создания различных средства обучения РКИ – печатных и электронных (локальных и сетевых) и работы с ними в иностранной аудитории в оченом и дистанционном режимах; методикой взаимосвязанного обучения различным видам речевой деятельности, в том числе опосредованным компьютерными технологиями; навыками поиска информации в компьютерных базах данных и отбора ресурсов Интернета.
4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Структура дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).



п/п

Раздел

дисциплины
Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)













лекции

с.р.с.

семинары / практические занятия

с.р.с.




1

Вводная лекция. Этапы развития теории и методики обучения русскому языку как иностранному в России и за рубежом. Эволюция общей концепции средств обучения РКИ

I

1

2

2



-



2

Классификация средств обучения РКИ. Учебник, учебное пособие, учебно-методический комплекс. Типология учебников РКИ. Жанровая классификация учебных пособий

I

2

1

1

1

1

тест

3

Современные концепции обучения РКИ и их отражение в печатных и электронных средствах обучения. Полиформатная среда обучения

I

3, 4

3

3

1

1



4

Печатные и электронные средства обучения РКИ: Элементарный уровень. Комплексный анализ выбранного учебника

I

5






2

2

контрольная работа

5

Печатные и электронные средства обучения РКИ: Базовый уровень. Комплексный анализ выбранного учебника

I

6






2

2

контрольная работа

6

Печатные и электронные средства обучения РКИ: Первый сертификационный уровень. Комплексный анализ выбранного учебника

I

7






2

2

контрольная работа

7

Печатные и электронные средства обучения РКИ: Второй сертификационный уровень. Комплексный анализ выбранного учебника

I

8






2

2

контрольная работа

8

Печатные и электронные средства обучения РКИ: Третий сертификационный уровень

I

9






2

2

контрольная работа

9

Печатные и электронные средства обучения РКИ: Четвёртый сертификационный уровень. Комплексный анализ выбранного учебника

I

10






2

2

контрольная работа

10

Лингвометодический компьютерный инструментарий: программы-редакторы, тестовые системы, образовательные платформы. Виртуальный класс и виртуальный учебник.

I

11

1

1

1

1



11

Программы-редакторы семейства Microsoft Office. Анализ существующих учебно-методических разработок. Создание и презентация собственных учебно-методических материалов в соответствии с концепцией выбранного учебника

I

12, 13


3

3

1

1

контрольная работа

12

Редактор курсов Hot Potatoes. Анализ существующих учебно-методических разработок. Создание и презентация собственных учебно-методических материалов в соответствии с концепцией выбранного учебника

I

14, 15

3

3

1

1

контрольная работа

13

Лингводидактический потенциал Интернета. Научно-методическое исследование интернет-пространства, составление аннотированного списка ресурсов для поддержки выбранного учебника

I

16,17

3

3

1

1

контрольная работа

14

Коммуникационные инструменты глобальной сети в преподавании русского языка как иностранного на разных этапах обучения

I

18

2

2

-

-









I
















Зачет




Итого







18

18

18

18




4.2. Содержание дисциплины

Этапы развития теории и методики обучения русскому языку как иностранному в России и за рубежом. Этапы эволюции общей концепции средств обучения РКИ по материалам российских и зарубежных исследований.

Классификация средств обучения РКИ: учебник, учебное пособие, учебно-методический комплекс. Типология учебников РКИ по концептуальным лингвометодическим основаниям. Жанровая классификация учебных пособий. Материальная основа современных средств обучения.

Современные концепции обучения РКИ и их отражение в печатных и электронных средствах обучения. Полиформатная среда обучения РКИ: проектирование, моделирование, разработка и использование. Принципы дидактической интеграции учебных средств на разных информационных носителях.

Печатные и электронные средства обучения: Элементарный уровень. Базовый уровень. Первый сертификационный уровень. Второй сертификационный уровень. Третий сертификационный уровень. Четвёртый сертификационный уровень. Комплексный лингвометодический анализ выбранных учебников для каждого уровня владения русским языком с использованием аналитических таблиц.

Лингвометодический компьютерный инструментарий: программы-редакторы, тестовые системы, образовательные платформы. Виртуальный класс: технологии, структура, учебно-методическое наполнение, взаимодействие субъектов обучения. Виртуальный учебник: специфические особенности, структура и содержание. Мастер-класс эксперта (во внеаудиторное время).

Программы-редакторы семейства Microsoft Office: лингвометодические возможности. Анализ существующих учебно-методических разработок. Создание и презентация собственных учебно-методических материалов в соответствии с концепцией выбранного учебника. Мастер-класс специалиста-практика (во внеаудиторное время).

Редактор языковых курсов Hot Potatoes. Анализ существующих учебно-методических разработок. Создание и презентация собственных учебно-методических материалов с использованием данного инструмента в соответствии с концепцией выбранного учебника. Мастер-класс эксперта (во внеаудиторное время).

Лингводидактический потенциал Интернета. Научно-методическое исследование интернет-пространства, составление аннотированного списка ресурсов для поддержки выбранного учебника.

Коммуникационные инструменты глобальной сети в преподавании русского языка как иностранного на разных этапах обучения. Функции электронных средств коммуникации в современном педагогическом общении. Методические возможности и ограничения в практике преподавания РКИ. Анализ положительного опыта по материалам российских и зарубежных исследований. Мастер-класс специалиста-практика (во внеаудиторное время).
5. Рекомендуемые образовательные технологии

Курс предполагает широкое использование интерактивных форм обучения, в том числе с привлечением сетевых технологий. Письменные домашние задания и тесты выполняются в электронной форме и высылаются преподавателю по e-mail.

Материал всех лекций представлен в виде электронных презентаций, которые сопровождают рассказ преподавателя и после занятия рассылаются учащимся.

Семинары проводятся в диалоговом режиме, построены на дискуссиях, деловых и ролевых играх, разборе конкретных ситуаций, отчетов о результатах внеадиторной работы. В рамках учебного курса предусмотрены 4 мастер-класса с участием экспертов и специалистов-практиков.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

В качестве основного средства текущего контроля используются внеаудиторные письменные контрольные работы. В качестве дополнительной формы текущего контроля предлагаются аудиторные и внеаудиторные самостоятельные творческие задания, результаты которых обсуждаются либо Интернету, в аудитории, на мастер-классах.

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины – зачет.
Вопросы к зачету

  1. Этапы развития концепции средств обучения РКИ в России и за рубежом.

  2. Классификация средств обучения РКИ.

  3. Учебник, учебное пособие, учебно-методический комплекс по русскому языку как иностранному.

  4. Типология учебников РКИ и жанровая классификация учебных пособий по РКИ.

  5. Современные концепции обучения РКИ и их отражение в печатных и электронных средствах обучения.

  6. Полиформатная среда обучения РКИ. Дидактическая интеграция учебных средств на разных информационных носителях.

  7. Основные печатные и электронные средства обучения: Элементарный уровень.

  8. Основные печатные и электронные средства обучения: Базовый уровень.

  9. Основные печатные и электронные средства обучения: Первый сертификационный уровень.

  10. Основные печатные и электронные средства обучения: Второй сертификационный уровень.

  11. Основные печатные и электронные средства обучения: Третий сертификационный уровень.

  12. Основные печатные и электронные средства обучения: Четвёртый сертификационный уровень.

  13. Комплексный лингвометодический анализ предложенного учебника с использованием аналитической таблицы.

  14. Лингвометодический компьютерный инструментарий: программы-редакторы, тестовые системы, образовательные платформы.

  15. Виртуальный класс: технологии, структура, учебно-методическое наполнение, взаимодействие субъектов обучения.

  16. Виртуальный учебник: специфические особенности, структура и содержание.

  17. Программы-редакторы семейства Microsoft Office и редактор языковых курсов Hot Potatoes: лингвометодические возможности.

  18. Лингводидактический потенциал Интернета.

  19. Коммуникационные инструменты глобальной сети в преподавании русского языка как иностранного на разных этапах обучения.

  20. Функции электронных средств коммуникации в современном педагогическом общении. Методические возможности и ограничения в практике преподавания РКИ.


Темы письменных контрольных работ и творческих разработок

  1. Комплексный лингвометодический анализ выбранных учебников по уровням владения русским языком.

  2. Лингвометодический компьютерный инструментарий: описание, способы и примеры использования в практике создания средств обучения.

  3. Виртуальный класс и виртуальный учебник.

  4. Анализ учебно-методических разработок, подготовленных с помощью инструментов Microsoft Office, и выявление их соответствия/несоответствия современной концепции учебника РКИ.

  5. Аналитический обзор учебно-методических разработок, подготовленных с помощью редактора языковых курсов Hot Potatoes, и выявление их соответствия/несоответствия современной концепции учебника РКИ.

  6. Лингводидактический потенциал Интернета: обзор средств, ресурсов и инструментов.

  7. Коммуникационные инструменты глобальной сети в преподавании русского языка как иностранного на разных этапах обучения.

  8. Функции электронных средств коммуникации в педагогическом общении преподавателя РКИ и иностранного учащегося.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

  1. Арутюнов А.Р. Теория и практика создания учебника русского языка для иностранцев. М.: Русский язык, 1990.

  2. Вятютнев М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного (методические основы). М.: Русский язык, 1984.

  3. Гарцов А.Д. Элекстронная лингводидактика: среда – средства обучения – педагог. М.: Изд-во РУДН, 2009.

  4. Дунаева Л.А. Средства информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранных учащихся научному общению. М.: МАКС Пресс, 2006.

  5. Розина И.Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация. Теория и практика. М.: Логос, 2005.

  6. Руденко-Моргун О.И. Принципы моделирования и реализации электронного учебно-методического комплекса по русскому языку на базе технологий гипермедиа. М.: Изд-во РУДН, 2006.

  7. Содержание и структура учебника русского языка как иностранного / Сб. статей под ред. Л.Б. Трушиной. М., 1981.

б) дополнительная литература:

  1. Башмаков А.А., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Филинъ, 2003.

  2. Богомолов А.Н. Виртуальная среда обучения русскому языку как иностранному (лингвокультурологический аспект). М.: МАКС Пресс,2008.

  3. Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика: Учебное пособие. М.: Флинта, Наука, 2005.

в) Интернет-ресурсы и программное обеспечение:

Бовтенко М.А. Методические материалы к курсу «Компьютерная лингводидактика»: Рекомендации по созданию интерактивных упражнений с помощью программы-оболочки «Hot Potatoes» (Версия 6.0. 1998-2003). Новосибирск, 2004. Электронная версия: http://www.itlt.edu.nstu.ru/hotpothelp.php.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает:

  • доступ к Интернету в аудиторное и внеаудиторное время;

  • использование на занятиях компьютерного проектора, интерактивной электронной доски, персональных компьютеров;

  • доступность указанной литературы.


Программа составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ по напрвлению «Филология».

Разработчик:
профессор кафедры русского языка

для иностранных учащихся

гуманитарных факультетов МГУ

филологического факультета

МГУ им. М.В. Ломоносова Л.А. Дунаева

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины Современные концепции учебника русского языка как иностранного Направление подготовки магистров «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины грамматика как аспект преподавания русского...
«История и методология изучения русского языка как иностранного», «Актуальные проблемы изучения русского языка как иностранного»....

Программа учебной дисциплины Современные концепции учебника русского языка как иностранного Направление подготовки магистров «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины современные проблемы изучения развития системы русского языка
Место дисциплины в структуре ооп впо по направлению подготовки магистров «Филология»

Программа учебной дисциплины Современные концепции учебника русского языка как иностранного Направление подготовки магистров «Филология» iconУчебной дисциплины прикладные аспекты преподавания русского языка...
Приобретение представления о методических и лингвистических основах преподавания рки, о целях и задачах преподавания русского языка...

Программа учебной дисциплины Современные концепции учебника русского языка как иностранного Направление подготовки магистров «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Научный дискурс в преподавании русского...
Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»

Программа учебной дисциплины Современные концепции учебника русского языка как иностранного Направление подготовки магистров «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Культура России в контексте преподавания...
Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»

Программа учебной дисциплины Современные концепции учебника русского языка как иностранного Направление подготовки магистров «Филология» iconУчебной дисциплины история и методология изучения и преподавания...
Древней Руси и России в разнее исторические периоды, выработать системный подход к рассмотрению языковых явлений и активных процессов...

Программа учебной дисциплины Современные концепции учебника русского языка как иностранного Направление подготовки магистров «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Словообразование в практике преподавания...
Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»

Программа учебной дисциплины Современные концепции учебника русского языка как иностранного Направление подготовки магистров «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Лексикология в практике преподавания...
Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»

Программа учебной дисциплины Современные концепции учебника русского языка как иностранного Направление подготовки магистров «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Лексикология в практике преподавания...
...

Программа учебной дисциплины Современные концепции учебника русского языка как иностранного Направление подготовки магистров «Филология» iconУчебной дисциплины «Основы этнолингвистики» Для направления подготовки магистров «Филология»
Наименование дисциплины: «Основы этнолингвистики» для направления подготовки магистров «Филология»

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции