Пояснительная записка
Цель курса:
обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов;
закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;
преодолеть психологические трудности по отношению к языку.
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.
В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл).
Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.
К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену.
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Таблица распределения тем
№ п\п
|
Содержание
|
Количество часов
|
1.
|
Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. Опознавательные признаки
|
1
|
2.
|
Орфограммы в корнях
|
2
|
3.
|
Правописание приставок
|
1
|
4.
|
Орфограммы в суффиксах
|
3
|
5.
|
Орфограммы в окончаниях
|
2
|
6.
|
Правописание сложных слов
|
2
|
7.
|
Правописание предлогов
|
1
|
8.
|
Правописание союзов
|
1
|
9.
|
Правописание частиц
|
1
|
10.
|
Правописание числительных
|
1
|
11.
|
Принципы и правила переносов
|
1
|
12.
|
Итоговое повторение
|
1
|
|
Итого
|
17 ч
|
2. Содержание обучения
1. Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке.
Цель: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.
2. Орфограммы в корнях:
- гласные, проверяемые ударением;
- гласные, непроверяемые ударением;
- чередующиеся гласные;
- правописание согласных в корне;
- О, Ё после шипящих в корне.
Цель: отработать умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.
3. Правописание приставок:
- не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии)
- изменяющиеся на письме приставки:
а) фонетический принцип орфографии
б) написание приставок, зависящее от значения.
Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.
4. Орфограммы в суффиксах:
- О, Ё после шипящих в суффиксах
- правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.
- правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)
- правописание суффиксов действительных и страдательных причастий
-буквы ч, щ в суффиксах существительных
- различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск
Цель: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.
5. Орфограммы в окончаниях
- О, Ё после шипящих в окончаниях слов
- падежные и родовые окончания
- правописание личных окончаний глаголов
Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и объяснять её написание.
6. Правописание сложных слов
- сложные слова с соединительной гласной
- сложные слова без соединительной гласной
- сложные существительные. Слитное написание.
- сложные существительные. Дефисное написание
- сложные прилагательные. Слитное написание.
- сложные прилагательные. Дефисное написание
Цель: повторить условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное и раздельное написание сложных слов
7. Правописание предлогов
- правописание непроизводных предлогов
- правописание производных предлогов
- раздельное написание предлогов
- слитное написание предлогов
Цель: отработать правильность написания предлогов
8. Правописание союзов:
- слитное написание союзов
- раздельное написание союзов
Цель: отработать навыки правильности написания союзов
9. Правописание частиц
- слитное и дефисное написание частиц
- разграничение не и ни
- правописание не и ни с разными частями речи
Цель: научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать не и ни
10. Правописание числительных
- мягкий знак на конце и в середине числительных
Цель: отработать правильность написания числительных
11. Принципы и правила переносов
Цель: повторить принципы и правила переносов
Итоговое повторение
- Проектная деятельность
Требования к уровню освоения содержания курса
На занятиях элективного курса "Трудные вопросы орфографии" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.
В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:
1. Справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)
2. Тренировочный (тестовые задания)
3. Игровой (шарады, кроссворды)
4. Контролирующий (диктанты, тесты, проектная деятельность)
3. Перечень учебной литературы:
для учащихся:
В качестве обучающих пособий предлагаются не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике:
Шанский Н.М. Русский язык на "отлично". Ростов н/Д, 1998.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. М, 2001.
Успенскийй Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. М, "Детская литература". 1962.
Львова С. И. Этимология на службе орфографии. М, 2002.
Львова С.И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 1998.
Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1996.
Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. Москва, "Просвещение", 1997.
Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.
В качестве обучающего пособия для занятий по темам данного элективного курса предлагается компьютерная программа - программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической грамотности.
для учителя:
Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 1987.
Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.
Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение", 1993.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.
Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. 9 класс. Пособие для учащихся. М., "Мнемозина", 1997.
Хлебникова А.В., Плотникова Е.Ф. Сборник текстов для закрепления навыков правописания. Пособие для учителей. М., "Просвещение", 1976.
Штильман С.Л Как избавиться от безграмотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с.41-49; 2002. №2, с.21-27; 2003. №2, с.17-26; 2003. №3, с. 25-36.
Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с. 50-54.
Сорокина Н.Г., Юрьева М.Г. Русский язык. Экспресс-курс практической грамотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №2, с. 28-37; 2003. №1, с. 14-26.
Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №2, с. 27-32; 2003. №3, с. 37-40.
Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Масло масляное, или сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №3, с. 21-25.
Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Ваши старые знакомые: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №4, с. 27-31.
Согласовано Согласовано
Протокол заседания МО Заместитель директора по УМР
учителей русского языка и литературы ______________ Борейко А.Х.
от «29»августа 2012 г. № 1 «29»августа 2012 г.
Руководитель МО _____ Соколенко О.И.
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Трудные вопросы орфографии» для 9 класса (17 часов)
№ п/п
|
Содержание (разделы, темы)
|
Кол-во
часов
|
Дата проведения
|
Оборудование
|
план
|
факт
|
Опознавательные признаки орфограмм – 1 ч
|
1.
|
Части речи в русском языке. Опознавательные признаки.
|
1
|
12.01
|
|
|
Орфограммы в корнях – 2 ч
|
2.
|
Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные
|
1
|
19.01
|
|
|
3.
|
Правописание согласных в корне слова. О, Ё после шипящих в корне
|
1
|
26.01
|
|
|
Правописание приставок – 1 ч
|
4.
|
Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящее от значения
|
1
|
02.02
|
|
|
Орфограммы в суффиксах – 3 ч
|
5.
|
О, Ё после шипящих в суффиксах. Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. Буквы ч, щ в суффиксах существительных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-
|
1
|
09.02
|
|
|
6.
|
Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова-(-ева-), -ива- (-ыва-), существительных -ек, -ик
|
1
|
16.02
|
|
|
7.
|
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий
|
1
|
23.02
|
16.02
|
|
Орфограммы в окончаниях – 2 ч
|
8.
|
О, Ё после шипящих в окончаниях слов
|
1
|
02.03
|
|
|
9.
|
Падежные и родовые окончания Правописание личных окончаний глаголов
|
1
|
09.03
|
|
|
Правописание сложных слов – 2 ч
|
10.
|
Соединительная гласная в сложных словах
|
1
|
16.03
|
|
|
11.
|
Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных
|
1
|
23.03
|
|
|
Правописание предлогов – 1 ч
|
12.
|
Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов
|
1
|
06.04
|
|
|
Правописание союзов – 1 ч
|
13.
|
Слитное и раздельное написание союзов
|
1
|
13.04
|
|
|
Правописание частиц – 1 ч
|
14.
|
Слитное и дефисное написание частиц. Разграничение не и ни. Правописание не и ни с разными частями речи
|
1
|
20.04
|
|
|
Правописание числительных – 1 ч
|
15.
|
Мягкий знак на конце и в середине числительных
|
1
|
27.04
|
|
|
Принципы и правила переносов – 1 ч
|
16.
|
Принципы и правила переносов
|
1
|
04.05
|
|
|
Повторение изученного – 1 ч
|
17.
|
Проектная деятельность
|
1
|
11.05
18.05
|
|
|
|