Пояснительная записка Цель курса: обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов; закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи




Скачать 105.73 Kb.
НазваниеПояснительная записка Цель курса: обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов; закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи
Дата публикации30.09.2014
Размер105.73 Kb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Курсовая работа > Пояснительная записка

  1. Пояснительная записка

Цель курса:

  • обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов;

  • закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;

  • преодолеть психологические трудности по отношению к языку.

Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.

В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл).

Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.

К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену.

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Таблица распределения тем

п\п

Содержание

Количество часов

1.

Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. Опознавательные признаки

1

2.

Орфограммы в корнях

2

3.

Правописание приставок

1

4.

Орфограммы в суффиксах

3

5.

Орфограммы в окончаниях

2

6.

Правописание сложных слов

2

7.

Правописание предлогов

1

8.

Правописание союзов

1

9.

Правописание частиц

1

10.

Правописание числительных

1

11.

Принципы и правила переносов

1

12.

Итоговое повторение

1




Итого

17 ч

2. Содержание обучения

1. Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке.

Цель: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.

2. Орфограммы в корнях:

- гласные, проверяемые ударением;

- гласные, непроверяемые ударением;

- чередующиеся гласные;

- правописание согласных в корне;

- О, Ё после шипящих в корне.

Цель: отработать умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.

3. Правописание приставок:

- не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии)

- изменяющиеся на письме приставки:

а) фонетический принцип орфографии

б) написание приставок, зависящее от значения.

Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.

4. Орфограммы в суффиксах:

- О, Ё после шипящих в суффиксах

- правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.

- правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)

- правописание суффиксов действительных и страдательных причастий

-буквы ч, щ в суффиксах существительных

- различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск

Цель: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.

5. Орфограммы в окончаниях

- О, Ё после шипящих в окончаниях слов

- падежные и родовые окончания

- правописание личных окончаний глаголов

Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и объяснять её написание.

6. Правописание сложных слов

- сложные слова с соединительной гласной

- сложные слова без соединительной гласной

- сложные существительные. Слитное написание.

- сложные существительные. Дефисное написание

- сложные прилагательные. Слитное написание.

- сложные прилагательные. Дефисное написание

Цель: повторить условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное и раздельное написание сложных слов

7. Правописание предлогов

- правописание непроизводных предлогов

- правописание производных предлогов

- раздельное написание предлогов

- слитное написание предлогов

Цель: отработать правильность написания предлогов

8. Правописание союзов:

- слитное написание союзов

- раздельное написание союзов

Цель: отработать навыки правильности написания союзов

9. Правописание частиц

- слитное и дефисное написание частиц

- разграничение не и ни

- правописание не и ни с разными частями речи

Цель: научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать не и ни

10. Правописание числительных

- мягкий знак на конце и в середине числительных

Цель: отработать правильность написания числительных

11. Принципы и правила переносов

Цель: повторить принципы и правила переносов

Итоговое повторение

- Проектная деятельность

Требования к уровню освоения содержания курса

На занятиях элективного курса "Трудные вопросы орфографии" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.

В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:

1. Справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)

2. Тренировочный (тестовые задания)

3. Игровой (шарады, кроссворды)

4. Контролирующий (диктанты, тесты, проектная деятельность)

3. Перечень учебной литературы:

для учащихся:

В качестве обучающих пособий предлагаются не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике:

  1. Шанский Н.М. Русский язык на "отлично". Ростов н/Д, 1998.

  2. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. М, 2001.

  3. Успенскийй Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. М, "Детская литература". 1962.

  4. Львова С. И. Этимология на службе орфографии. М, 2002.

  5. Львова С.И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 1998.

  6. Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1996.

  7. Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. Москва, "Просвещение", 1997.

  8. Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.

В качестве обучающего пособия для занятий по темам данного элективного курса предлагается компьютерная программа - программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической грамотности.

для учителя:

  1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 1987.

  2. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.

  3. Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение", 1993.

  4. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.

  5. Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. 9 класс. Пособие для учащихся. М., "Мнемозина", 1997.

  6. Хлебникова А.В., Плотникова Е.Ф. Сборник текстов для закрепления навыков правописания. Пособие для учителей. М., "Просвещение", 1976.

  7. Штильман С.Л Как избавиться от безграмотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с.41-49; 2002. №2, с.21-27; 2003. №2, с.17-26; 2003. №3, с. 25-36.

  8. Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с. 50-54.

  9. Сорокина Н.Г., Юрьева М.Г. Русский язык. Экспресс-курс практической грамотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №2, с. 28-37; 2003. №1, с. 14-26.

  10. Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №2, с. 27-32; 2003. №3, с. 37-40.

  11. Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Масло масляное, или сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №3, с. 21-25.

  12. Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Ваши старые знакомые: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №4, с. 27-31.



Согласовано Согласовано

Протокол заседания МО Заместитель директора по УМР

учителей русского языка и литературы ______________ Борейко А.Х.

от «29»августа 2012 г. № 1 «29»августа 2012 г.

Руководитель МО _____ Соколенко О.И.

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Трудные вопросы орфографии» для 9 класса (17 часов)

п/п

Содержание (разделы, темы)

Кол-во

часов



Дата проведения

Оборудование

план

факт

Опознавательные признаки орфограмм – 1 ч

1.

Части речи в русском языке. Опознавательные признаки.

1

12.01







Орфограммы в корнях – 2 ч

 2.

Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные

1

19.01







 3.

Правописание согласных в корне слова. О, Ё после шипящих в корне

1

26.01







Правописание приставок – 1 ч

 4.

Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящее от значения

1

02.02







Орфограммы в суффиксах – 3 ч

 5.

О, Ё после шипящих в суффиксах. Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. Буквы ч, щ в суффиксах существительных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-

1

09.02







 6.

Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова-(-ева-), -ива- (-ыва-), существительных -ек, -ик

1

16.02







 7.

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий

1

23.02

16.02




Орфограммы в окончаниях – 2 ч

 8.

О, Ё после шипящих в окончаниях слов

1

02.03







 9.

Падежные и родовые окончания Правописание личных окончаний глаголов

1

09.03







Правописание сложных слов – 2 ч

 10.

Соединительная гласная в сложных словах

1

16.03







11.

Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных

1

23.03







Правописание предлогов – 1 ч

12.

Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов

1

06.04







Правописание союзов – 1 ч

13.

Слитное и раздельное написание союзов

1

13.04







Правописание частиц – 1 ч

14.

Слитное и дефисное написание частиц. Разграничение не и ни. Правописание не и ни с разными частями речи

1

20.04







Правописание числительных – 1 ч

15.

Мягкий знак на конце и в середине числительных

1

27.04







Принципы и правила переносов – 1 ч

16.

Принципы и правила переносов

1

04.05




 

Повторение изученного – 1 ч

 17.

Проектная деятельность

1

11.05

18.05




 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Цель курса: обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов; закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи iconКонспект повторительно-обобщающего урока физики в 8 классе по теме «Электрические явления»
Цель урока: Закрепить, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания,...

Пояснительная записка Цель курса: обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов; закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи iconПрограмма курса Риторическая критика по направлению подготовки 032700 «Филология»
«Теория словесности». Дисциплина преподается в I и II семестре II курса. Для ее изучения достаточными являются знания, умения и навыки,...

Пояснительная записка Цель курса: обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов; закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи iconПрограмма для учащихся 4 класса (кружок) Составитель: Таркина Т....
Учебный материал налагается на знания, умения, навыки, полученные в 3 классе. Занятия предполагается проводить в форме кружка как...

Пояснительная записка Цель курса: обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов; закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи iconУрока: Образовательная
Образовательная: Формирование у учащихся теоретического знания о необходимой связи музыкального и литературного искусств; учить учащихся...

Пояснительная записка Цель курса: обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов; закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи iconУрок русского языка в 11 классе Особенности публицистического стиля
Цель урока: обобщить и закрепить знания об особенностях публицистического стиля, его языковых особенностях, совершенствовать орфографические...

Пояснительная записка Цель курса: обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов; закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи iconИнтегрированный урок Английский язык + изобразительное искусство
...

Пояснительная записка Цель курса: обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов; закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи iconСерия Интегрированных уроков английского языка и изобразительного искусства
...

Пояснительная записка Цель курса: обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов; закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи iconОбогащение речи младших школьников русской фразеологией Учебно-методическое пособие
Особое внимание уделяется развивающим заданиям и творческим упражнениям, повышающим общую культуру речи и мышления учащихся. Цель...

Пояснительная записка Цель курса: обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов; закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи iconЭлективный курс по русскому языку Текст
Основная цель курса: дать знания по стилистике русского языка и сформировать на их основе умения и навыки стилистического анализа...

Пояснительная записка Цель курса: обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов; закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи iconОбобщение по теме «Звуки и буквы»
Обобщить и систематизировать знания учащихся о звуках и буквах, сформировать навыки употребления звуков и букв, развивать все виды...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции