МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА г.Буйнакска»
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на МС Директор ДДТ:
Алиханова М.А.
Образовательная программа
Клуба «Декор в одежде»
Возраст детей — 7-14 лет
Срок реализации — 1 год
Вид программы — модифицированная
Педагог: Кадирова Лаюза Азудовна
Программа клуба «Декор в одежде» в 2013 г.утверждена на заседании МС экспертной группой в составе:
- Алихановой М. А., директор ДДТ;
- Темирхановой М.А.., зам. директора по УВР;
- Мамаевой Т.Н., методиста ДДТ.
- Гамзатовой З.Г.., методиста ДДТ
г.Буйнакск-2013г.
Пояснительная записка
В связи с усилением внимания к трудовому обучению, эстетическому воспитанию учащихся, организации их досуга, создание кружков декоративно – прикладного направления, в системе школ и учреждений дополнительного образования детей, представляется полезным и нужным. Шитье одежды собственными силами всегда было, и будет оставаться одним из распространенных и любимых занятий. Программа "Декор в одежде" помогает детям выработать свой стиль в одежде, оформить стандартное изделие различными способами декоративно-прикладного искусства в соответствии с индивидуальными особенностями каждого.
Концепция программы. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.
Досуговая деятельность способствует приобщению учащихся к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
Актуальность. Занятия в кружке «Декор в одежде» позволяют развивать творческие задатки учащихся, самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Обучение строится на принципах личностно-ориентированного обучения. Происходит ориентация учащихся на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.
Новизна данной программы заключается в интеграции курса «Технология изготовления одежды» с разделами «Лоскутное шитье», «Аппликация»,» «Из старого-новое», «Творческая работа», в гармоничном сочетании традиций и современности. Одежда, искусно выполненная, своими руками не теряет своей прелести никогда. Такие предметы ценятся гораздо дороже и имеют большое значение для совершенствования профессиональной подготовки учащихся.
Педагогическая целесообразность заключается, в использовании индивидуально-дифференцированного подхода к решению задач технологического образования, художественного развития, воспитания нравственных и эстетических качеств личности, профессиональной ориентации.
Цель программы: Сформировать у учащихся устойчивую систематическую потребность к саморазвитию, самосовершенствованию и самоутверждению средствами декоративно – прикладного искусства.
Задачи:
Обучающие:
-дать начальные представления о приёмах декорирования, о видах отделок и способах их выполнения;
- научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями;
- познакомить детей с историей изучаемых видов рукоделия, возникновения декора в одежде;
- закрепить и усовершенствовать навыки и умения в изучаемых видах декоративно-прикладного искусства;
-вызвать интерес учащихся к изготовлению сувениров своими руками;
- способствовать реализации интереса к художественному оформлению одежды через её декорирование;
- создать, условия для выявления и развития творческих возможностей детей через оптимальное сочетание индивидуальной, групповой и коллективной творческой деятельности детей для развития их интереса.
Развивающие:
-развивать память, внимание, мышление, эстетический вкус, мелкую моторику рук, глазомер;
-развитие мотивации кружковцев к занятиям различными видами декоративно-прикладного искусства;
-развивать творческое воображение и эстетическое восприятие средствами декоративно-прикладного творчества;
- развить познавательную активность и творческую активность детей в процессе их деятельности на занятиях в творческой мастерской;
- развить фантазию и художественный вкус.
Воспитательные:
-воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, целеустремлённость, терпение, положительное отношение к труду, доброе отношение к товарищам, бережливость.
-воспитать способность мыслить, сочинять, создавать необычные оригинальные произведения декоративно – прикладного творчества на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей членов коллектива.
Процесс изготовления одежды, может быть сведен к трем этапам:
А – моделирование – разработка или выбор фасона;
Б – конструирование – построение выкроек;
В – шитье – приемы и способы обработки и соединению его деталей.
Программа «Декор в одежде» предусматривает еще один этап – декорирование (художественное оформление изделий различными способами декоративно – прикладного искусства).
Программа строится таким образом, что усвоение необходимых знаний связано с выполнением практических работ, на которые отводится не менее 80% учебного времени. Программа кружка предназначена для обучения девочек 9-15 лет. Состав группы не должен превышать 13 человек. Процесс обучения строится по принципу «от простого к сложному», «от учителя к ученику».
Программа рассчитана на 1 год обучения – 144 часа; занятия проводятся 2 раза в неделю - по 2 часа. Программный материал предусматривает воспитательную работу. Воспитательная работа осуществляется в форме бесед, игровых методик, экскурсий, конкурсов и др. Мероприятия призваны воспитывать в учащихся такие качества как духовная культура, творческая инициатива, интеллигентность, толерантность, справедливость, гуманность, активная гражданская позиция и др. Все эти мероприятия проводятся в ходе реализации программного материала по расписанию.
Выбирая форму ведения и объем работ, педагог учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности:
Для младших школьников приемлема работа по шаблонам, образцам,
выполнение работ небольших по времени изготовления. При работе с младшими школьниками учитывается и то, что им понятно, и то, что им непонятно, поэтому количество сведений, требующих механического запоминания сводится к минимуму.
Среднее звено: знакомство с более сложными и трудоемкими техниками шитья и декорирования одежды, сохраняя преемственность учебного материала.
Учащиеся в конце 1 – го года обучения должны
знать и уметь:
- основные методы и приемы декорирования одежды;
- технологию выполнения ручных и машинных швов;
- правила безопасной работы с инструментами и материалами;
- процесс получения тканей, физические и химические свойства нитей,
тканей, аксессуаров и т.д.
- технику декорирования одежды с применением элементов декора.
- снимать мерки и конструировать модели;
- моделировать;
- составлять композицию, включающую два – три элемента декора,
- подбирать цветовую гамму,
- вышивать в ручную с применением элементов декора ( бисер, чешуя, тесьма, бусы и т. д.).
- выполнять декоративные строчки на швейной машине;
- читать карту технологического процесса;
- создавать новое из старых изделий;
- работать в группе при изготовлении коллективной работы.
Достижение поставленной перед программой цели определяется по:
- степени сложности и уровню выполнения работ;
- по желанию детей дальше заниматься в кружке.
Для первого года занятий используется альбом с образцами хлопчатобумажных, льняных и шерстяных тканей, образцы накладных карманов, чертежи основы юбок, блузы, методические пособия по технологии изготовления, журналы мод, изделия – образцы, инструкционные карты, пособия по технологии изготовления декорированной одежды.
Формы проведения итогов реализации программы:
- выставки детских работ в учреждении;
- участие в городской выставке декоративно-прикладного творчества;
- итоговая выставка профессионального творчества.
Принципы обучения.
1. Создание комфортной атмосферы на занятиях
2. Личностно ориентированный подход
3. Адекватность средств, форм и методов обучения
4. Создание условий для самовыражения
5. Создание материально технической базы
6. Организация совместного досуга учащихся и педагогов.
Для занятия в объединении необходимы: ткани разных видов, нитки разных видов, иголки, ножницы, мел, карандаш, лекало, трафареты, предметы для отделки (бисер, чешуя, паетки, бусы, стразы, и т.д.)
Знания, умения и навыки, приобретенные детьми в объединении, могут быть использованы ими в школе как дополнение познавательным материалом занятий по различным предметам; во внеурочное время - в других коллективах и объединениях декоративно-прикладного и художественно-графического направлений; в быту; для профессиональной ориентации.
Методическое ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для осуществления программы используется проблемно-аналитическая система, разработанная С.Я.Батышевым, которая состоит из трех основных этапов:
этап: изучаются отдельные ситуации и проводятся упражнения по их выполнению: Тема "Ручные швы" - I год обучения;
этап: изучается проблема в целом, также с выполнением упражнений: Тема "Декоративные швы" - I год обучения ;
этап: изучается весь технологический процесс и самостоятельно выполняются задания по его ведению, регулированию, контролю. осуществление этого этапа доступно детям при определенном уровне их подготовки. Так изучается тема "Аппликация»", где учащиеся сами выбирают скорость своей работы и изучают технологию выполнения работы по готовому наглядному пособию.
Очень важно, особенно в начальной школе, на занятиях соблюдать принцип научности. Некоторые считают, что дети младшего возраста не способны усваивать информацию на высоком научном уровне; но научную информацию можно передавать на различном уровне трудности; в процессе обучения просто необходимо пользоваться строгой технической и технологической терминологией, принятыми символическими обозначениями, правильно называть инструменты, материалы и оборудование. Чтобы дети запомнили материал, нужно создать возможность для его осмысления.
Работа с бумагой, картоном, тканью, шерстью и др. материалами имеет большое значение для всестороннего развития детей: названные в программе виды труда активно развивают умственные способности учащихся, способствуют воспитанию определенных нравственных качеств: трудолюбия, аккуратности, дисциплинированности и др., развитию художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям: при изучении темы " Национальные особенности оформления одежды " дети узнают о видах традиционной национальной одежды, о правилах ношения, отличительных особенностях повседневной и праздничной одежды и т.д.
Осваивая основные приемы вышивки и оформления ткани, учащиеся уже с первых занятий принимают участие в творческом процессе: подбирают цвета ниток, тканей, прорисовывают эскизы будущих работ. Все эти элементы творческой работы над изделием стимулируют развитие у детей мыслительной деятельности, художественного вкуса, умения анализировать, сравнивать, обобщать. Желание найти новый художественный образ, принять участие в сотворчестве, усовершенствовать образец - все это отличает настоящего художника от исполнителя. Поэтому существует постоянное поощрение проявления детской фантазии и изобретательности.
В план занятий включаются упражнения и задания, дающие детям первоначальные сведения о цвете и композиции. По возможности организуется посещение традиционных центров декоративно-прикладного
творчества. Вопросы эстетического воспитания должны присутствовать на каждом занятии: работа с рисунком, расположение узоров на одежде, на бытовой вещи; соответствие декора назначению оформляемой вещи, ее особенностям; различный характер орнамента, его связь с вышивальными
приемами, цветной отделкой вещи; соотношение размера цветной отделки с размерами вещи, их сочетаемость в цвете; вопросы современности вышивки.
Дети также участвуют в выполнении коллективных работ. Такая форма обучения оправдывает себя втройне. Во-первых, учащиеся могут выполнить большие объемы работ с наименьшими затратами времени, поскорее взглянуть на результаты своего труда. Во-вторых, школьники, особенно младшие, в силу своих особенностей, не могут долго заниматься одним делом, а потому их интерес к занятиям в объединении может угаснуть. Коллективные работы оживляют и укрепляют их интерес к работе, если их правильно организовать. В-третьих, дети учатся работать в коллективе: повышается ответственность за выполняемое общее задание, сплачивается группа людей, объединенная общим делом (работы детей по темам "Аппликация", "Лоскутная техника", "Народный костюм" и т.п.).
При обучении детей, особенно младших, огромная роль отводится наглядности. Наглядность в обучении повышает внимание учащихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. Комплексное использование всех видов наглядности дает наилучший результат: демонстрация трудовых приемов, операций, образцов и готовых изделий, эскизов; показ слайдов, и т.д.
Работа объединения художественного творчества должна проходить в неразрывной связи с деятельностью учащихся в школе на уроках труда и других учебных дисциплин, во внеурочное время; она является одним из звеньев учебно-воспитательной работы и решает единые задачи, дополняя и расширяя возможности занятия:
цвет, композиция, орнамент и др. - ИЗО;
природа света, спектр, физические свойства нитей, тканей, работа с электрооборудованием - Физика;
химические свойства волокон, процесс получения синтетического волокна - Химия;
основные представители флоры и фауны различных регионов России, их отражение в народной вышивке - Биология;
климатические условия, природные зоны, типы жилищ людей, их влияние на основные мотивы, разделки техник вышивания, графическое изображение природных явлений - География;
основные этапы развития человечества, их взаимосвязь с историей вышивки и костюма; основные стили архитектуры, стили моды, особенности и колорит вышивок разных народностей, основные народные промыслы - История.
Работая в группе, ребенку важно сохранить свою индивидуальность, развить свои способности, самостоятельность и инициативу. Для этого существует великое множество способов, форм и методов. Так, в работе педагог учитывает основные условия, при которых возникает и развивается интерес к занятию:
-организация образовательного процесса с вовлечением ребенка в процесс поиска, решение задач проблемного характера;
-связь изучаемого материала с жизнью;
-увязка материала с ранее приобретенными знаниями.
Чаще всего на занятиях в творческой мастерской используются методы обучения по источникам информации:
устные словесные методы: объяснение, инструктаж, рассказ, беседа;
демонстрационные методы;
практические методы, в ходе которых формируются 3 группы умений:
политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические;
обще трудовые: организаторские, конструкторские;
специальные: обработка ткани, трикотажа, бумаги; сборка, отделка и др.
Методы, определяемые по видам деятельности:
репродуктивные;
частично-поисковый метод: часть посильной информации предлагается учащимся для самостоятельного изучения и принятия своего решения (например, при составлении технологических карт часть информации пропускается); при изучении темы "Лоскутная техника" учащиеся самостоятельно рассчитывают количество необходимых деталей, выполняют выкройки, определяют последовательность работы над изделиями;
проблемный метод: предусматривается постановка рабочей задачи, ответ на которую дети должны найти самостоятельно, например: "Зачем нужны пяльцы в работе?" - при ответе важно не перепутать причину и следствие: пяльцы нужны не столько для удобства вышивания на растянутой ткани, сколько для того, чтобы после окончания работы и их снятия, изделие не изменило своего вида и формы;
-исследовательский метод: высшая ступень творческой деятельности детей; данный метод не преследует цели сделать научное открытие, он вводится для того, чтобы воспитать у детей черты характера, необходимые творческой личности; после изучения основных мотивов и разделок, характерных для определенного вида вышивки, перед учащимися ставится задача подобрать необходимые: ткань, нитки, иглы, цветовые сочетания.
Методы, определяемые по управлению деятельностью учащихся:
эвристическая беседа: вопросно-ответная форма обучения, в процессе которой дети должны применить теоретические знания к решению конкретных учебных задач;
алгоритмы определяют кратчайший путь решения поставленной задачи при строгом соблюдении указанных в алгоритме действий;
программированное обучение (самообучение), при котором функции источника информации берет на себя учебное пособие.
Адаптируя последние из перечисленных методов обучения к условиям творческой мастерской и учитывая возраст детей 9-10 лет, педагог на занятиях использует следующие виды активизации учебного процесса:
"4-лишний" - вычеркнуть слово, понятие, не подходящее по смыслу к группе слов: (крест, полукрест, набор, атласники).
"Аналогии" - подобрать четвертое слово к предыдущим: (счетная гладь - набор, белая гладь - ... пышечка).
Самостоятельное формулирование определений после объяснения педагогом нового материала.
Для более старшего возраста предлагаются такие формы:
I. Закрытые тестовые задания, где учащиеся выбирают правильный ответ из 3-4 возможных.
II. Задания на соответствие, где предусматривается не линейное соответствие двух групп понятий, а более сложное: Установить зависимость между техниками и разделками вышивания: Владимирская гладь. Белая гладь. Счетная гладь. Стебельчатый шов, односторонняя гладь, двусторонняя гладь, крест и т.п.
Задания на установление правильной последовательности.
Открытые задания, где ответ конструирует сам учащийся.
Список литературы, использованной при разработке программы
Богуславская И.Я. Русское народное искусство. - Л., 1968.
Воронов B.C. О крестьянском искусстве. - М., 1972.
И.Н. Федорова, П.С. Мельникова - Занятия по обслуживающему труду, М. 1978г.
Гукасова A.M. Работа с тканью.Обработка тканей, М.: Просвещение, 1970. -
Киреева Е.В. История костюма. - М.: Просвещение, 1973.
Климова Н.Т. Ручная и машинная вышивка. - М., 1980.
Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. - М., 1978.
Г.В. Скачкова, Л.В. Мартопляс. - Шитье и рукоделие, Минск 2002 г.
Пармон Ф.М. Композиция костюма. - М.: Легкопромбытиздат, 1985.
Работнова И.П. - Художественная вышивка. - М., 1963.
Е. Артамонова - Украшение из бисера, М-2006 г
Д. Чиотти - Фантазийные цветы, М-2006 г.
С. Леви - Вышивка бисером и блестками, М-2005 г.
О. Н. Нагель - Художественное лоскутное шитье, М. 2004 г.
Н. В. Ерзинкова - Украшение и дополнение к одежде, Минск-2005 г.
О. Чибриков - Забавные подарки, Эксмо-2009 г.
А. Ф. Ковалева - Швея портной.
Головные уборы в комплектах - Издательство АСТ-2001 г.
Е.Г.Вершинникова - Школа дизайна», Волгоград,2011г.
Н. В. Ерзенкова - Украшения и дополнения к одежде, Минск-2005 г.
Лидия Лищук - Обновляем и декорируем одежду.
Г.П. Дудникова - История костюма, Ростов-на-Дону-2003 г.
Г. Н. Александрова - Модели женских юбок, Санкт-Петербург-1993
В. Ю. Гаврилова - Вышивка лентами, Харьков-2007 г.
П.С. Мельникова - Обработка тканей, М 1978г.
Митителло К. Аппликация: техника и искусство. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2003.
Костикова И.Ю. - Лоскутная техника. Шитье из полос. М.: Изд-во «Культура и традиции», 2002.
Банакина Л.В. - Лоскутное шитье: Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000
Максимова М.В., Кузьмина М.А. - Школа рукоделия. – М.: Изд-во ЭКСМО, 1999.
перечень дидактических материалов
Эскизы декоративных отделок в одежде.
Наглядные пособия по вышивке.
Наглядные пособия по аппликациям.
Наглядные пособия по искусственным цветам
Технологические карты по выполнению различных видов декоративной отделки в одежде.
Наглядное представление уроков в PowerPoint.
Тестовые задания.
Карточки задания.
Методические рекомендации по выполнению практических работ.
|