Использование и охрана природных объектов Сочи как горноклиматического курорта




Скачать 114.28 Kb.
НазваниеИспользование и охрана природных объектов Сочи как горноклиматического курорта
Дата публикации14.06.2014
Размер114.28 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > География > Документы



Использование и охрана природных объектов Сочи как горноклиматического курорта
Одним из ключевых критериев Международного Олимпийского Комитета (МОК) при выборе принимающего города для ХХII Олимпийских зимних игр традиционно являлась охрана окружающей среды. Такой подход стал действенным стимулом к формированию специальной экологической программы и к целенаправленной систематизации и адаптации в этих целях уже существующего комплекса природоохранных программ и мероприятий в рамках развития г. Сочи как горноклиматического курорта.
Особую роль в данной связи играет тот факт, что территория, на которой намечается строительство олимпийских объектов, на 84 % отнесена к землям особо охраняемых природных территорий и объектов1.
"Природные" особенности Сочи

На территории планируемого размещения олимпийских объектов распространяются режимы особо охраняемых природных территорий, основы которых установлены в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в ред. от 14 марта 2009 г.), Федеральном законе "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г.), Федеральном законе "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г.), и других нормативно-правовых актах федерального и регионального уровней.
Так, строительство части олимпийских объектов в горной зоне планируется вести в пределах особо охраняемой природной территории (в дальнейшем "ООПТ") "Сочинский национальный парк". В непосредственной близости от района строительства олимпийских объектов расположено еще несколько ООПТ федерального значения: Кавказский государственный природный биосферный заповедник (включен в список Объектов Всемирного Природного Наследия ЮНЕСКО), Сочинский государственный природный заказник и дендрологический парк "Дендропарк совхоза "Южные культуры".
Сам город-курорт Сочи, а также курорты и рекреационные зоны в границах округов его горно-санитарной охраны включены Распоряжением Правительства РФ в перечень особо охраняемых природных территорий (природных объектов) побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение2.
Свою лепту в регулирование застройки г. Сочи вносят водоохранные зоны Черного моря, горных рек и притоков, а также водоемов Имретинской низменности.
Рассмотрим подробнее некоторые из требований к охране окружающей среды, обусловленные указанными выше особенностями Сочи как особо охраняемого природного объекта.
Сочинский национальный парк

В целях обеспечения возможности реализации планов по подготовке к Олимпиаде был принят ряд мер, в том числе законодательных, по корректировке режима Сочинского национального парка и национальных парков в России в целом.
В частности, в 2006 году в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" внесены изменения, в соответствии с которыми в понятие рекреационной деятельности, осуществление которой допустимо на специально отведенных для этих целей функциональных зонах национальных парков, включена физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность. Ранее указанный выше вид функциональных зон был предназначен лишь для отдыха посетителей3.
В том же 2006 году утверждена новая схема функционального зонирования территории Сочинского национального парка, на основе которой размещение олимпийских объектов планируется в зонах "регулируемого рекреационного использования" и "обслуживания посетителей", режим которых, в соответствии с Положением о ФГУ "Сочинский национальный парк", допускает строительство туристических и спортивных объектов и сооружений4 Законность данных изменений была подтверждена решениями надзорных и судебных инстанций5.
Тем не менее, режим особой охраны национальных парков, установленный действующим законодательством, содержит запрет любой деятельности, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и изменения гидрологического режима, организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий за пределами специально предусмотренных для этого мест и т. д6.
Зафиксированные в истории случаи, когда Олмпийские игры затрагивали территории национальных парков, известны только в отношении Японии. Например, громкий скандал возник при проектировании горнолыжной трассы в Яманучи для зимних Олимпийских игр в Нагано 1998 г., так как при строительстве неизбежно страдала часть заповедной территории расположенного здесь же национального парка. Под давлением общественности Федерации лыжного спорта пришлось тогда сократить стандартную длину горнолыжной трассы более чем на сто метров7.
Режим округов горно-санитарной охраны

Для охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, к числу которых относится город-курорт Сочи, создаются округа санитарной и горно-санитарной охраны с регламентированным режимом хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающим сохранение природных лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения и преждевременного истощения8.
Границы округа и зон санитарной (горно-санитарной) охраны города-курорта Сочи утверждены решениями Сочинского исполнительного комитета "О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта" от 6 апреля 1977 г. № 142 и "О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи" от 2 сентября 1987 г. № 455. В настоящее время отсутствуют более актуальные нормативно-правовые акты, устанавливающие границы и режимы округов санитарной (горно-санитарной) охраны города-курорта Сочи, поэтому при определении таких границ надлежит руководствоваться указанными выше решениями. При этом не имеет значения, зафиксированы ли границы округов санитарной (горно-санитарной) охраны в качестве ограничений в рамках кадастрового учета соответствующих земельных участков. В соответствии с судебной практикой отсутствие в Государственном кадастре объектов недвижимости сведений о расположении земельного участка или его части в границах округа санитарной (горно-санитарной) охраны не является основанием для неприменения соответствующих режимов охраны и использования9.
На территориях округов санитарной и горно-санитарной охраны устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий. Указанный режим должен также предусматривать выполнение санитарно-оздоровительных, природоохранных и других мероприятий.
В числе конкретных природоохранных требований содержится, в частности, запрет на сброс сточных вод в водные объекты (за исключением сброса очищенных вод через специальные глубоководные выпуски), а также складирование и захоронение промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов на территории второй зоны горно-санитарной охраны. Данные зоны устанавливаются для территорий, с которых происходит сток поверхностных и грунтовых вод к охраняемым объектам (месторождениям лечебных грязей, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод и т. д.).
Очевидно, что описанные выше ограничения хозяйственной деятельности на территории планируемого размещения олимпийских объектов обуславливают особую актуальность природоохранных мероприятий в рамках подготовки к ХХII Олимпийским зимним играм в Сочи.
Природоохранные мероприятия в рамках "Олимпийской программы"

Водопользование

Основным "приемником" сточных вод в Сочи является Черное море – объект международно-правовой охраны в соответствии с Конвенцией о защите Черного моря от загрязнения (заключена в Бухаресте 21 апреля 1992 г.).
Однако, как показывают данные проверок соблюдения требований указанной выше конвенции, проводимых независимыми организациями, большинство очистных сооружений в Краснодарском крае эксплуатируются по 20 – 40 лет без проведения реконструкции по внедрению передовых технологий очистки. Нестабильная и неэффективная работа очистных сооружений, изношенность сетей канализации, поступление загрязненных ливневых вод без очистки, значительная рекреационная нагрузка, а также летние паводки приводили в ряде случаев к ухудшению качества морских вод в летний сезон по микробиологическим показателям. Ни один из глубоководных выпусков сточных вод на Черноморском побережье не отвечает нормативным требованиям действующего законодательства и правил охраны от загрязнения прибрежных вод морей10.
Ввиду проблемной ситуации вопросам безопасного водопользования в Сочи уделяется особое внимание. Программа строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта (в дальнейшем "Программа строительства") в разделе "Инженерная инфраструктура" предусматривает около 30 мероприятий в рамках разработки комплексной схемы водоснабжения и канализования территории организации и проведения Олимпийских игр11. Существенную роль в данной связи играют мероприятия по разработке и внедрению системы обезвреживания и отведения сточных вод (механическая и биологическая очистка, доочистка, обеззараживание) с использованием биологических и физико-химических методов их обработки12.
Обращение с отходами

Современное состояние мест размещения твердых бытовых отходов (ТБО) и их обезвреживания является еще одной острой и актуальной проблемой города-курорта Сочи. Так, свалка ТБО в Адлерском районе г. Сочи эксплуатируется с 1937 года и не имеет надлежащих природоохранных сооружений, обеспечивающих безопасную и надлежащую эксплуатацию полигона ТБО. Существующая система сбора отходов не удовлетворяет потребностей населения и отдыхающих и требует кардинального совершенствования13. В период подготовки и проведения Олимпийских игр массовая концентрация и передвижение людей может вызвать значительное увеличение количества твердых бытовых отходов, что еще больше осложнит и без того не простую ситуацию.
Программой строительства предусмотрена разработка генеральной схемы очистки г. Сочи для обеспечения принципа "ноль отходов". В данной связи запланирован комплекс мероприятий по созданию отвечающих современным требованиям объектов по сбору, накоплению, безопасному временному хранению и утилизации отходов, а также мероприятия по санации и рекультивации (закрытию) существующих свалок.
Наилучшие доступные технологии

Реализация программы развития города Сочи как горноклиматического курорта дает почву для продвижения сотрудничества России и ЕС в области гармонизации экологических стандартов.
Так, ГК "Олимпстрой" было официально рекомендовано до формирования в России нормативной правовой базы по внедрению наилучших существующих (доступных) технологий при проектировании и строительстве производственных объектов руководствоваться справочниками по наилучшим доступным техническим методам (BREF), разработанным в рамках Директивы Совета Европейского Союза 96/61/EC от 24 сентября 1996 г. О комплексном предотвращении и контроле загрязнений (EC Directive on Integrated Pollution Prevention and Control, IPPC)14.
Управление проектами строительства олимпийских объектов, разработка документации и проведение работ должны осуществляться с учетом наилучших существующих российских технологий, уровень которых не ниже зарубежных аналогов, представленных в справочниках BREF15.
Оптимистичный взгляд в будущее

В целях реализации Программы развития Сочи как горноклиматического курорта впервые за последние 15 – 20 лет для города выделяются весьма крупные ресурсы, порядок которых сопоставим с ресурсами, которые выделялись городу-курорту в 1960-е – 1980-е годы. Именно в этот период в рамках реализации так называемого третьего Генерального плана развития Сочи в город был заведен газ, были убраны сотни угольных и мазутных котельных, были созданы лучшие для того времени очистные сооружения с биологической очисткой воды. Иными словами, город-курорт был органически вписан в экосистему Большого Сочи при использовании новейших технологий того времени16.
В данной связи на мероприятия в рамках подготовки Сочи к ХХII Олимпийским зимним играм возлагаются большие надежды. Предполагается, что к 2014 году город должен подойти не просто с количественными результатами в виде запланированного числа олимпийских спортивных объектов и объектов, обеспечивающих их функционирование. Инфраструктурные, в особенности, природоохранные проекты должны вывести горноклиматический город-курорт Сочи на качественно новый уровень технологического развития. Для достижения этих целей не обойтись без "инвестиций особого рода" в форме наилучших существующих технологий, используемых в соответствии с одним из основных принципов охраны окружающей среды, установленных законодательством РФ об охране окружающей среды в целях обеспечения снижения негативного воздействия17.
Использованная литература


  1. Галиновская Е. А., Кичигин Н. В., Пономарев М. В. Комментарий к Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях" М.: "Юстицинформ", 2006

  2. Боголюбов С. А. Меры и правовой режим охраны природных объектов, находящихся под особой охраной // Аграрное и земельное право № 12/2009 С. 112 – 124

  3. Шарафутдинов В. Н. Какой Генеральный план нужен городу-курорту Сочи? // Туризм: право и экономика № 4/2006 (опубликовано в СПС "КонсультантПлюс")

1 Заключение экспертной комиссии Государственной Экологической Экспертизы проекта федеральной целевой программы "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 – 2014 годы)" утв. Приказом Росприроднадзора от 16 апреля 2007 г. № 88 (в дальнейшем "Заключение ГЭЭ по проекту целевой программы")

2 Распоряжение Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. № 591-р, принятое во исполнение Указа Президента РФ "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" от 6 июля 1994 г. № 1470 (в ред. от 1 марта 1996 г.).

3 См. п. 1 ст. 15, ст. 17 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ (в дальнейшем "Закон об ООПТ") (в ред. от 9 мая 2005 г.); ст. 18 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ (в ред. от 8 мая 2009 г.)

4 Заключение ГЭЭ по проекту целевой программы

5 См. Заключение Государственной экологической экспертизы, утв. Приказом Росприроднадзора от 27 сентября 2006 г. № 335; Решение Верховного суда РФ от 21 марта 2007 г. № ГКПИ06-1521

6 п. 2 ст. 15 Закона об ООПТ (в ред. от 30 декабря 2008 г.)

7 http://oopt.info/news/090507.html (по состоянию на 20.11.2009)

8 ст. 16 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г.); Постановление Правительства "Об утверждении положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" от 7 декабря 1996 г. № 1425 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. № 909, от 19 июля 2006 г. № 449)

9 См. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 9 января 2007 г. по делу № Ф08-6763/2006, Определение ВАС от 4 июня 2007 г. № 451/07

10 Пресс-релиз по результатам проверки "Международный параллельный аудит Бухарестской конвенции о защите Черного моря от загрязнения (Краснодарский край)", 9 февраля 2004 г.

11 Программа строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 991 (в ред. от 26 февраля 2009)

12 См. Программу мероприятий по экологическому сопровождению подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, утв. Распоряжением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 1485-р

13 Заключение ГЭЭ по проекту целевой программы

14 Протокол заседания постоянной рабочей группы по вопросам экологии и окружающей среды президиума Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 в г. Сочи от 31 декабря 2008 г. № 01-15/4-прг

15 Перечень дополнительных экологических требований к проектированию и строительству олимпийских объектов, одобренный на совещании Министерства природных ресурсов и экологии РФ по вопросам экологического сопровождения подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 в г. Сочи (Протокол от 20 апреля 2009 г. № 01-15/4 – Сочи)

16 Шарафутдинов В.Н. Какой Генеральный план нужен городу-курорту Сочи? // Туризм: право и экономика, 2006 № 4

17 Ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в ред. от 14 марта 2009 г.)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование и охрана природных объектов Сочи как горноклиматического курорта iconАспирантка отдела аграрного, экологического и природоресурсного права изисп при Правительстве РФ
«груз» многочисленных норм экологического и природоресурсного права. Это отражается в специфике набора нормативно-правовых актов,...

Использование и охрана природных объектов Сочи как горноклиматического курорта iconИспользование современных самозакапывающихся якорей для удержания плавучих объектов

Использование и охрана природных объектов Сочи как горноклиматического курорта iconСекция краеведения и туризма Сочинского отдела Русского географического...
Го-восточную часть территории Большого Сочи в первой половине XIX в заселяли абазинские общества, северо-западной границей которых...

Использование и охрана природных объектов Сочи как горноклиматического курорта iconИспользование недр, как и всех природных ресурсов, обусловливает...
Расширение и многообразие использования недр вынуждает более глубоко и разносторонне изучить возможность возникновения горной ренты...

Использование и охрана природных объектов Сочи как горноклиматического курорта iconЮ. А. Урманцев общая теория систем: состояние
Вывод и определение понятия «система объектов одного и того же рода». Закон системности. Алгоритм построения системы объектов данного...

Использование и охрана природных объектов Сочи как горноклиматического курорта iconУрок исследование пушкин и Лермонтов 9 класс учитель моу оош №43...
«о поэте и о себе»; развитие речи учащихся (использование субъективно-экспрессивной лексики); овладение лексикой лермонтовского мировосприятия;...

Использование и охрана природных объектов Сочи как горноклиматического курорта iconМетодические указания к лабораторным работам по дисциплине «Охрана труда»
Методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Охрана труда» для студентов всех специальностей. / Сост. В. И. Коробко....

Использование и охрана природных объектов Сочи как горноклиматического курорта iconОсобо охраняемые природные территории
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Министерство природных ресурсов и экологии...

Использование и охрана природных объектов Сочи как горноклиматического курорта iconМатематическое моделирование функционирования кластерных и распределенных систем распознавания
Распознавание представляет собой задачу преобразования входной информации, в качестве которой уместно рассматривать некоторые параметры,...

Использование и охрана природных объектов Сочи как горноклиматического курорта iconМетодические указания по разработке раздела "охрана труда" в дипломных проектах
Методические указания предназначены для студентов, при разработке ими раздела "Безопасность жизнедеятельности" (часть 1 Охрана труда)...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции