Урок исследование пушкин и Лермонтов 9 класс учитель моу оош №43 г. Сочи: Хузина Амина Мутыковна Тема: «Пушкин и Лермонтов»




Скачать 228.82 Kb.
Название Урок исследование пушкин и Лермонтов 9 класс учитель моу оош №43 г. Сочи: Хузина Амина Мутыковна Тема: «Пушкин и Лермонтов»
Дата публикации 13.10.2014
Размер 228.82 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Культура > Урок
УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ

Пушкин и

Лермонтов


9 КЛАСС
Учитель МОУ ООШ №43 г. Сочи:

Хузина Амина Мутыковна


Тема: «Пушкин и Лермонтов».


Ничто не может с большей наглядностью

свидетельствовать о перемене, произошедшей в умах с 1825 года, чем сравнение Пушкина с Лермонтовым.


Герцен.


Цели урока:

выяснение отношения учащихся к творчеству М. Ю.

Лермонтова; поиск ответа на вопрос: в чем сходство и

различие в судьбе и творчестве двух великих поэтов;

расширение и углубление знаний учащихся о жизни и

творчестве поэтов; совершенствование навыка рассказа

«о поэте и о себе»; развитие речи учащихся (использование субъективно-экспрессивной лексики); овладение лексикой лермонтовского мировосприятия; воспитание любви к поэзии, уважения к личности поэтов, стремления сопоставлять свою жизнь с жизнью великих личностей.


Оборудование:

портреты поэтов, выставка материалов о них, стенд «Поэты рисуют», магнитофонная запись, схема анализа лирического стихотворения (на каждом столе).


Ход урока.



  1. Слово учителя.


Пушкин и Лермонтов – два великих поэта, положивших начало новой русской литературе. Они почти современники. Лермонтов моложе Пушкина всего на 15 лет. Но каких лет! Пушкин начал писать в середине 10-х годов, его творчество развивалось в период подъема декабристского движения. Лермонтов формировался как поэт и гражданин после разгрома декабристов, в 30-е годы. «Ничто не может с большей наглядностью свидетельствовать о перемене, произошедшей в умах с 1825 года, чем сравнение Пушкина с Лермонтовым», - писал Герцен.

Вспомним историю. Время Лермонтова – неспокойное время. Революционные взрывы сотрясали Западную Европу. В 1830 году вспыхнули революции во Франции и Бельгии, началось восстание в Польше. В России бунтуют крепостные, военный гарнизон в Севастополе, прокатилась волна «холерных» бунтов.

Царь, напуганный восстанием декабристов, не щадит прогрессивную дворянскую интеллигенцию. Сосланы Герцен и Огарев, Чадаев объявлен сумасшедшим.

Герцен пишет: «Лермонтов полностью принадлежит к нашему поколению. Все мы были слишком юны, чтобы принять участие в 14 декабря. Разбуженные этим великим днем, мы увидели лишь казнь и изгнания. Вынужденные молчать, сдерживая слезы, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли – и какие мысли! Это уже были идеи прогресса, - то были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости. Свыкшись с этими чувствами, Лермонтов не мог найти спасения в лиризме, как находил его Пушкин. Он влачил груз скептицизма через все свои мечты и наслаждения...»


Словарная работа (запись в тетрадях).

Скептицизм ----------------- философская позиция, в основе которой лежит сомнение в существовании какого-либо надежного критерия истины.

Пессимизм -------------------- критически-недоверчивое отношение к чему-либо. Мироощущение, исполненное уныния, безнадежности, неверия в лучшее будущее.


  1. Анкетирование.




  1. Почему на наших уроках Лермонтов следовал, как правило, сразу же за Пушкиным?

  2. Ваши встречи с Лермонтовым. Какие его страницы вам особенно дороги? («Бородино», «Парус», «Мцыри», «Песня про...»). Ваше отношение к Лермонтову.

  3. В чем вы видите отличия лермонтовского взгляда на жизнь и его художественной манеры от пушкинских?

  4. Пушкин и Лермонтов. Почему они и близки и так различны?


В статье «Стихотворения М. Ю. Лермонтова» Белинский убедительно показал, что Пушкин и Лермонтов отразили в своих произведениях два различных периода в истории русского общественного развития:

«В первых своих лирических произведениях Пушкин явился провозвестником человечности, пророком высоких идей общественных; но эти лирические стихотворения были столь же полны светлых надежд, предчувствия торжества, сколько силы и энергии.

В первых лирических стихотворениях Лермонтова также виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства... Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце...

Да, очевидно, что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».

Анкета (ответы детей – отрывки)
1. Пушкин и Лермонтов жили в разное время, и поэтому у каждого были свои ответы на определенные вопросы. Пушкин изображал в своих произведениях светлое будущее, «свободу мыслей», «вольность». Он показывает жизнь в светлых тонах, пишет с вдохновением, выражая высокие чувства.

Лермонтов же показывает все в темных тонах, в его стихах – чувство грусти, одиночества, разочарования.

А судьбы великих поэтов в чем-то схожи. Даже погибли они в одинаковых обстоятельствах. Великое дело Пушкина продолжил Лермонтов. К творчеству Лермонтова побуждала любовь к Пушкину, восхищение им, большая скорбь о его гибели, ненависть к убийцам. Потому Лермонтов следует за Пушкиным, становится его преемником.

2. Когда заходит речь о поэзии, то мы сначала вспоминаем Пушкина, а потом Лермонтова. Ведь поэзия Лермонтова чем-то схожа с пушкинской, даже названия некоторых произведений одинаковые, хотя чувства, вложенные в эти произведения, разные.

- Пушкина и Лермонтова объединяет стремление к свободе, ненависть к тому обществу, в котором они родились и живут. А также одиночество, на которое обречен поэт.

- Лермонтов провел трудную и одинокую жизнь, поэтому в его стихах постоянно чувство горечи, одиночества. Он видит все в каком-то сером цвете, как будто он утратил надежду на лучшее. А у Пушкина все по-иному. В его стихах много любви и надежды. Он верил в светлое будущее. Мне кажется, что такого писателя, как Пушкин, не будет больше, и никто не сможет сравниться с ним, даже Лермонтов. Но, может быть, если бы он прожил чуть больше, то стал бы таким же знаменитым, как Пушкин.


Портреты поэтов.

(сопоставление)
Когда, по окончании юнкерской школы, Лермонтов вышел корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк и впервые надел офицерский мундир, бабка поэта заказала художнику Ф. О. Будкину его парадный портрет. С полотна пристально смотрит на нас спокойный, благообразный гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские усики над пухлым ртом. Но как согласовать это изображение с другими портретами, на которых Лермонтов представлен с неправильными чертами, узеньким подбородком, с коротким, чуть вздернутым носом?

Всматриваясь в изображение Лермонтова, мы понимаем, что художники старательно пытались передать выражение глаз. И чувствуем, что взгляд не уловлен. При этом – портреты все разные. Если пушкинские как бы дополняют друг друга, то лермонтовские один другому противоречат. Правда, А. С. Пушкина писали великолепные портретисты – О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, Л. Ф. Соколов. Лермонтовские портреты принадлежат художникам не столь знаменитым – П. Е. Заболотскому, А. И. Клондеру, К. А. Горбунову, способным передать характерные черты. Но, несмотря на все их старания, они не сумели схватить жизнь лица, оказались бессильны в передаче духовного облика Лермонтова, ибо в этих изображениях нет главного – нет поэта. И, пожалуй, наиболее убедительны из бесспорных портретов Лермонтова – беглый рисунок Д. П. Палена (Лермонтов в профиль, в смятой фуражке) и акварельный автопортрет: Лермонтов на фоне Кавказских гор, в бурке, с кинжалом на поясе, с огромными печально-взволнованными глазами. Эти два портрета представляются нам похожими более других потому, что они внутренне чем-то сходны между собой и при этом гармонируют с поэзией Лермонтова.



  1. Мой Лермонтов.


- Какие страницы Лермонтова вам особенно дороги? Как вы читаете Лермонтова?

Чтение стихов в исполнении

лучших чтецов класса.

Кто предложит иное чтение

лермонтовских страниц?
- Слово рецензентам.

- Ваше отношение к Лермонтову. Что он значит для вас среди великих поэтов России?

- Можете ли вы создать образ поэта? Как сложилась его судьба? Почему жизнь Лермонтова оборвалась в 27 лет?



  1. Пушкин и Лермонтов.


- Нет ли у Пушкина строк, предвещающих лермонтовские?

Да, «Узник».
Чтение стихотворений Пушкина и Лермонтова.

Сопоставление их. Почему они так близки и так различны?
- Читаем стихи Лермонтова о природе:
«Сосна», «На севере диком...», «Утес»,

«Ночевала тучка золотая», «Листопад».
- Сравните их. Почему они так грустны и мрачны? В чем тайны лермонтовского пейзажа?

- Сопоставьте лермонтовский пейзаж с пушкинским.
«Туча»
- Есть ли у Лермонтова любимые слова, может быть, одно, лермонтовское, слово?

Один, одиноко.
- Но скажет ли поэт открыто, что его мучит?
Вывод: чувством одиночества окрашена лирика природы.

Очаровательные картины природы, наблюдаемые поэтом, лишь на время рассеивают душевные тревоги и мирят его с жизнью. Природу, в которой господствует гармония, Лермонтов противопоставляет миру тревожных, мятежных человеческих чувств.


  1. Сравнение рисунков Пушкина и Лермонтова (сообщение).


Вывод учителя.
Рисунки Лермонтова сделаны на большом профессиональном уровне.

Большинство графических и акварельных работ сделаны с натуры. Он в живописи сказал свое слово – и именно в цикле картин 1837 года. До него не было в русской живописи романтического Кавказа. Кавказский цикл его картин и рисунков составляет как бы единое романтическое произведение. Многие кавказские картины и рисунки Лермонтова напоминают кавказские пейзажи в его сочинениях, но это, конечно, не иллюстрации; это разные произведения об одном и том же. Все это было формой выражения его творческого дара, так же как стихи и проза.


  1. Стихи Пушкина и Лермонтова о Кавказе.



Кавказ в ХIХ веке был одним из мест ссылки русского дворянства. Пушкин посетил Кавказ с семьей генерала Н. Раевского, прежде чем оказаться в Кишеневе.

Позже туда будет сослан Лермонтов. Их обоих Кавказ вдохновил на создание прекрасных поэтических строк. Я предлагаю вам отрывки нескольких стихотворений. Вам следует определить, какие из них принадлежат перу Пушкина, а какие – Лермонтова:


  1. Высоко над семьею гор,

Казбек, твой царственный шатер

Сияет вечными лучами.

Твой монастырь за облаками,

Как в небе реющий ковчег

Парит, чуть видный над горами.

А. С. Пушкин. «Монастырь на Казбеке»

2) Спеша на север из далека,

Из теплых и чужих сторон,

Тебе, Казбек, о страж Востока,

Принес я, странник, свой поклон.

М. Ю. Лермонтов. «Спеша на север из далека...»

3) Не пой, красавица, при мне

Ты песен Грузии печальной:

Напоминают мне оне

Долгую жизнь и берег дальний.

А. С. Пушкин. «Не пой, красавица, при мне...»

4) Не плачь, не плачь, мое дитя,

Не стоит он безумной муки.

Верь, он ласкал тебя шутя,

Верь, он любил тебя от скуки!

И мало ль в Грузии у нас

Прекрасных юношей найдется?

Быстрей огонь их черных глаз.

И черный ус их лучше вьется!

М. Ю. Лермонтов. «Не плачь, не плачь, мое дитя...»

5) На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою.

А. С. Пушкин. «На холмах Грузии...»

6) И над вершинами Кавказа

Изгнанник рая пролетал:

Под ним Казбек, как грань алмаза,

Снегами вечными сиял,

И, глубоко внизу чернея,

Как трещина, жилище змея,

Вился излучистый Дарьял.

М. Ю. Лермонтов. «Демон»

  1. Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека»

8) Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины:

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

А. С. Пушкин. «Кавказ»



  1. Стихи о любви (слово учителя)


Тоска, чувство одиночества не покидают Лермонтова и тогда, когда речь идет о любви. Его отношения к женщине отравлены трагическими обстоятельствами, тяжелыми предчувствиями. В интимной лирике Лермонтова очень мало светлых, радостных настроений, тех «чудных мгновений», что воспеты Пушкиным.
Сравнение:
«На холмах Грузии...» А. Пушкин

«Пусть я кого-нибудь люблю.» М. Лермонтов

«Я вас любил...» А. Пушкин

«Благодарность» М. Лермонтов

Прослушивание в записи романса

«Мне грустно» (на слова М. Лермонтова)


  1. Элегия (схема анализа)


Элегия – стихотворение, проникнутое грустью.
- «И скучно, и грустно, и некому руку подать»

В чем тайны особой проникновенности? (ее синтаксис, интонация, лексика)

- Определите жанр

Да, это элегия, но – лермонтовская; в чем ее неповторимость?

Как отнеслись вы к откровенному безверию Лермонтова, к его пронзительным, горестным вопросам и столь же безотрадным ответам на них, наконец к заключительным строкам, где отчаяние поэта, его пессимизм достигают трагического предела?

- Художника характеризуют его читательские и творческие тяготения. Любимый поэт Лермонтова, его кумир – Байрон, и он открыто в этом признается, переводя одно из самых значительных и едва ли не «байроническое» стихотворение английского поэта, ставшее и лермонтовским: «Душа моя мрачна...»

- Чтение и обсуждение элегии.

Какие чувства вызывает у вас лирический герой этого стихотворения?

Почему в лирике Байрона – а Лермонтов читал его в подлиннике, в совершенстве владея английским языком, - русский поэт избрал именно эту страницу? Почему они так потрясают? Близка ли вам она?

- Сопоставим элегии Лермонтова и Пушкина.

Пушкин «Элегия»

В чем сходство и различие?

Вечная поэтическая тема – назначение поэзии, признание Поэта.

К Пушкину поэзия приходит легко и естественно, как дар жизни, как дыхание.

Для Лермонтова творчество «всесожигающий костер», «жажду песнопений» поэт называет «страшной».
«Муза» Пушкина – «Молитва» Лермонтова
- Сравним двух «Пророков».

Сопоставим их построение, поэтический язык, тональность... Почему так трагичен «Пророк» Лермонтова? Неожиданна ли его «развязка»?

Сценарий
Звучит музыка Чайковского из оперы «Евгений Онегин», д.II, картина.

На фоне музыки:

Чтец За Черной речкой в снеге талом

Раздался выстрел – и на снег

Со взором мутным и усталым

Упал усталый человек

Чтец «Пушкин убит, Яковлев! Как ты мог допустить это?

У какого подлеца поднялась рука? Яковлев, Яковлев,

как мог ты это допустить?» (Ф. Матюшкин)


Поэт (Читает 1 часть стихотворения «Смерть поэта»)

Бенкендорф Самое лучшее на подобные легкомысленные выход-

ки не обращать внимания, тогда слава их скоро по –

меркнет.


Поэт (Читает последние 16 строк стихотворения «Смерть

поэта»)
Чтец «Смерть поэта» - это поступок Лермонтова и восход

его на русском поэтическом небосклоне. И не толь-

ко на поэтическом. Это, если хотите, было его 14-е

декабря, на которое он вышел один, ибо с ним не

было восставших полков. Подвиг Лермонтова озна-

чился защитой чести и имени Пушкина.

«Суд» над Мартыновым

Мартынов Сегодня минуло ровно 30 лет, как я стрелялся с Лер-

монтовым на дуэли. Трудно поверить!

Чтец Не мог понять в сей миг кровавый,

На что он руку поднимал!

Мартынов 30 лет – это почти целая жизнь человеческая, а па –

мятны малейшие подробности этого дня, как будто

происшествие случилось только вчера.

Чтец Гроза разразилась. Остынув от зноя,

Машук и Бештау склонились над юношей,

Одели его вековой сединою,

Дыханьем свободы на мертвого дунувши.

Мартынов Углубляясь в себя, переносясь медленно за 30 лет на-

зад и помня, что я стою теперь на краю могилы... я

чувствую желание высказаться, потребность облег –

чить свою совесть откровенным признанием самых

заветных помыслов и движений совести по поводу

этого несчастного события.


Чтец Вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь...


Мартынов Не стану говорить об его уме: эта сторона его личности

вне вопроса, все одинаково сознают, что он был очень

умен, а многие видят в нем даже гениального человека.

Чтец Убит!.. к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Мартынов Как писатель, действительно, он весьма высоко стоит

и, если сообразить, что талант его еще не успел прийти

к полному развитию...

Чтец Если сообразить, что талант его еще не успел прийти

(Мартынову) к полному развитию...

Мартынов Если вспомнить, как он был еще молод...

Чтец Если вспомнить, как он был еще молод...

(Мартынову) Ты создал сам свое страдание...

Ты вечно первую утрату

Не в силах будешь заменить...

(Мартынов медленно уходит)

Чтец У поэта есть только одна дата – дата рождения.

Цветы – к портретам поэтов.

И все-таки последнее слово осталось за Поэтом, как бы ни «гнала» толпа «его свободный, смелый дар»:

Сценарий «Смерть поэта»

(члены литературного клуба)

Цветы к портретам поэтов



  1. Подведение итогов урока. Слово учителя.


Существует известный феномен: одни говорят, что они больше

любят Пушкина, другие говорят, что они больше любят Лермонтова. Значит, один уж этот факт свидетельствует, что перед нами две почти одинаково огромные, одинаково сияющие вершины русской поэзии и не так уж просто отдать предпочтение одной из них. Правда, говорят, что любовь к Лермонтову – это как бы юношеская любовь и с возрастом пристрастия к Пушкину возрастают и крепнут, что любовь к Лермонтову порывистее, острее, жарче, а к Пушкину ровнее, зато прочнее. Где-то я слышала также сравнение поэзии Пушкина с полноводной равнинной рекой, а поэзии Лермонтова – с горной рекой, стесненной скалистыми берегами. Ну, скажем Волга и Терек. Конечно, все тут условно, но если на время принять этот образ, то есть если и сравнить поэзию и бурную духовную жизнь Лермонтова с горнокипящим потоком, то нельзя было бы предвидеть, что только временно этот поток горный, что вот-вот он вырвется из теснин и что в дальнейшем ждет его величественное равнинное, хотя и по-прежнему могучее, полноводное течение. Не вина Лермонтова, что это не успело произойть.

Оценки

Домашнее задание.


ПЛАН АНАЛИЗА

ЛИРИЧЕСКОГО

СТИХОТВОРЕНИЯ


  1. Время написания стихотворения, исторический и литературный фон его создания.

  2. Место стихотворения в творческой биографии поэта, в эволюции его взглядов.

  3. Жизненный материал, положенный в основу стихотворения. Факт и его художественное осмысление.

  4. Образ лирического героя. Характеристика его переживаний и размышлений.

  5. Лирический сюжет стихотворения. Движение мысли и чувства в нем.

  6. Детали и подробности поэтического мира стихотворения. Их связь с лирическим переживанием.

  7. Композиционные, речевые и ритмико-методические средства в их отношении к лирическому переживанию.

  8. Вывод об идейно-художественном смысле стихотворения.


Рекомендации:


  1. В ходе анализа определите свое читательское отношение к стихотворению.

  2. Поскольку лирическое стихотворение имеет свои особенности, возможны отступления от плана: исключение отдельных вопросов, перестановка их местами.


Учитель МОУ ООШ №43 г. Сочи:

Хузина Амина Мутыковна

Технология проблемного обучения

(Разноуровневая форма: 6 и 9 классы)

Урок литературы по теме

«Лев Николаевич Толстой. Автобиографическая трилогия. Герой повести».
Я был бы несчастливейший

из людей, ежели бы я не нашел

цели для моей жизни - цели

общей и полезной.

Л. Н. Толстой.

Из дневника юношеских лет.


Цели: 1. Углубление знаний учащихся об особенностях автобиографи -

ческой литературы (близость и различие с мемуарами).
2. Обучение анализу художественного произведения (постанов –

ка проблемных ситуаций).
3. Развитие навыка художественного рассказывания.
4. Нравственное развитие учащихся, воспитание стремления к

самопознанию и самосовершенствованию.


Оборудование: портрет писателя,

иллюстративный и видео – материал по теме,

“Толковый словарь русского языка”,

текст произведения.


Ход урока:


I. Объявление темы и цели урока.



  1. Вступительное слово учителя. Лев Николаевич Толстой вел открытую жизнь, писал опубликованные ныне дневники, включал автобиографические элементы во многие свои произведения. Существуют также дневники его жены Софьи Андреевны, воспоминания детей и близких, обширная переписка. Но личность писателя и мыслителя продолжает оставаться предметом непрекращающихся споров. У него в жизни было несколько переломных моментов, когда в неуклонном стремлении жить истинной жизнью он отбрасывал все старое и пытался начать все сначала.



  1. Сообщение ученика о переломных моментах жизни.



  1. Установка учителя учащимся.


II. Работа со статьей учебника-хрестоматии (учащиеся прочитали ее до –

ма). Вопросы к ней.



  1. Каким вы представляете себе Льва Николаевича Толстого? Что кажется вам самым главным в его отношении к себе и к окружающим людям?



  1. Как вы оцениваете Л. Толстого как читателя, поскольку вам знакомы списки прочитанных и высоко оцененных им произведений?



  1. Проецируется портрет писателя

Существует огромная коллекция портретов Л. Н. Толстого: его лепили, рисовали, ваяли, фотографировали.

Какой из знакомых портретов наиболее точно воспроизводит не только его внешность, но и духовные качества этого необычного характера?


III. Об истории создания автобиографической трилогии:


1852 год - в журнале «Современник» - «Детство»;


1854 год - там же – «Отрочество»;

1857 год – там же – «Юность».


Подписи автора к каждой части:

I часть – Л. Н.;


II часть – Л. Н. Т.;


III часть – Л. Толстой.


- О чем говорят подписи?


- Объясните: - почему “трилогия”? Какие еще трилогии вы знаете?

- что значит “автобиографическое произведение”?

- мемуары и автобиографическая литература:

в чем близость и разница?


Толковый словарь русского языка”


Автобиография. Описание своей жизни.
Автобиографический. Связанный с жизнью автора; являющийся

автобиографией.
Мемуары. 1. Запись людей о событиях прошлого, которые они наблюда –

ли или в которых участвовали.
2. Литературное произведение в форме личных воспоминаний

о событиях прошлого.
Трилогия. Три литературных или музыкальных произведения одного ав –

тора, объединенные общей идеей и преемственностью сюжета.


IV. Вспомним произведения из этой трилогии, вы уже читали. У нас в

гостях учащиеся 6 класса.
Повесть «Детство».

Игра «Цветик – семицветик».


  1. Какова атмосфера в доме, где живет Николенька? Как мы можем это понять?




  1. Чем поразила вас любовь Николеньки к матери? (глава 14 «Разлука», отрывок)




  1. От чьего лица идет рассказ о характере отца: от лица Николеньки Иртеньева или вспоминающего свое детство взрослого человека?



  1. А почему Николенька так любит Карла Ивановича?




  1. Какое событие в детстве заставило его по-новому взглянуть на няню Наталью Савишну?



  1. Прочитайте в тексте, как автор показывает основную черту характера няни Савишны?


«Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажет-

ся, о себе: вся ее жизнь была любовь и самопожертвование?»
Что означает слово “самопожертвование”?
Самопожертвование. Жертвование собой, своими личными интересами для

блага других.


7. Какие эпитеты употребляет Л. Н. Толстой, говоря о детстве?
Общий вопрос: Как вы думаете, отчего зависит, вернутся ли когда -

- нибудь та свежесть, “беззаботность, потребность любви

и силы веры, которыми обладаешь в детстве”?

V. Вспомним повесть «Отрочество».
Учитель. В отрочестве у ребенка кончается аванс доверия к взрослым. Он

уже не безоговорочно любит и уважает, уже не беспредельна его

любовь; он начинает критически относиться ко всему. Именно в

отроческом возрасте наиболее ярко начинает проявляться его меч -

тательность. Все чувства подростка резко обостряются. Он испы-

тывает ненависть к гувернеру Жерому, заменившему старого и

доброго Карла Ивановича. Ощущает полное одиночество.
Сообщение (сообщение ученика – краткий художественный пересказ).
У него появляется привычка размышлять о вещах отвлеченных. Он

Начинает задумываться о смысложизненных вопросах, совершает

много философских “открытий”, живет по большей части жизнью

не чувства, как в детстве, но пробудившегося интеллекта, напря -

женно ищущего ответы на беспрестанно возникающие вопросы.

(Дружба с Дмитрием Нехлюдовым).
В основу повести “Отрочество” положен конфликт между че-

ловеком и жизнью, конфликт нравственный и социальный.
Как вы это понимаете?
Вывод: на полной откровенности и убеждении, что можно уничто-

жить все людские пороки и несчастья, для чего каждому человеку

надо постоянно совершенствоваться, т.е. стараться стать лучше.

Экран. Вспомните снова Л. Н. Толстого: “ Чтоб жить честно, надо рваться,

путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и

опять бросать, и вечно бороться...”
- Не бойтесь, что вы далеко не совершенны. Если будете стремиться

к совершенству, бороться, больно ошибаться и опять бороться, то

придете к истине.

VI. К Николеньке приходит юность (работа по повести «Юность»).
Учитель. Повесть “Юность” небогата событиями. Интерес Толстого сосре-

доточен прежде всего на изображении меняющегося внутреннего

мира Николая Иртеньева, от лица которого ведется повествова -

ние. Юный Николай Иртеньев действует, размышляет, мечтает,

взрослый Николай Иртеньев, вспоминая это, оценивает и судит.
При этом и герой, и рассказчик составляют единый образ, хотя

Толстой не дает читателю забыть, что время действия повести и

время, когда о нем рассказывается, не совпадают.
- Что автор считает началом юности? (Текст, гл. 1).
- Согласны ли вы с этим, понимаете ли прочитанное?
- Иртеньеву было в ту пору столько же лет, сколько и вам сейчас.

Как он начинает действовать? (Текст, гл. 5, “Правила жизни”).
- Как же складывается судьба начатой было тетради? (Текст, гл. 9,

“Как я готовлюсь к экзаменам”).
- Как вы думаете, нужна ли такая тетрадь молодому человеку?


- Как же сложилась судьба тетради с надписью “Правила жизни” и

как сдавал экзамены Николай Иртеньев. В чем состоит идеал че-

ловека “комильфо” мы обсудим на следующих уроках.

Дома. 1. Дочитать, краткий пересказ глав 11-12, 13-14, 15-16, 17-21, 22-27,

27-29.


  1. В трилогии, как в комедии Грибоедова “Горе от ума”, нарисова –

ны картины московского высшего общества (хотя более позднего

времени). Некоторые персонажи могли бы оказаться в доме Фа –

мусова в злополучный для Чацкого день.

Назовите их. В чем их сходство с гостями Фамусова? Какого от –

ношение к ним Николая Иртеньева?



  1. Составьте для себя кодекс морали.


Подведение итогов урока.
1.Одно из значений слова “диалектика” такое: процесс движения и развития.

Можно ли те изменения, которые происходят в душе героя, назвать диалек-

тикой его души?
2.Какая особенность толстовского психологизма проявилась в этом произве –

дении?
3.Наверное, вас, как и Иртеньева, волнует ответ на вопрос: в чем истинная

ценность человека, какие люди наиболее достойны уважения?

Ответы на эти вопросы очень важны сегодня, в преддверии выборов Прези-

дента нашей страны. Хоть вы пока не можете быть избирателями, но ваше

мнение и ваше отношение немало значат для ваших родителей.
4.Чтение статьи Л. Н. Толстого “Верьте себе” (обращение к юношеству).

- Каков, по-вашему, смысл толстовского призыва “Верьте себе”?


VII. Подведение итогов урока. Оценки.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок исследование пушкин и Лермонтов 9 класс учитель моу оош №43 г. Сочи: Хузина Амина Мутыковна Тема: «Пушкин и Лермонтов» icon Роковые дуэли: Пушкин и Лермонтов Пушкин и Лермонтов: совпадение судеб
Отец Лермонтова, Юрий Петрович, капитан. Пушкин и Лермонтов происходили из старинных дворянских родов. Предком Пушкина был Гаврило...
Урок исследование пушкин и Лермонтов 9 класс учитель моу оош №43 г. Сочи: Хузина Амина Мутыковна Тема: «Пушкин и Лермонтов» icon Литература Тема: Русская литература первой половины 19 в.(А. С. Пушкин,...
Тема: Русская литература первой половины 19 в.(А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь)
Урок исследование пушкин и Лермонтов 9 класс учитель моу оош №43 г. Сочи: Хузина Амина Мутыковна Тема: «Пушкин и Лермонтов» icon «Санкт-Петербург, Пушкин, Лермонтов и мировая культура»
Дом»), Всероссийским Музеем А. С. Пушкина и Санкт-Петербургским городским Дворцом Творчества Юных проводит с 15 по 20 октября 2014...
Урок исследование пушкин и Лермонтов 9 класс учитель моу оош №43 г. Сочи: Хузина Амина Мутыковна Тема: «Пушкин и Лермонтов» icon Тема: А. С. Пушкин. Узник. М. Ю. Лермонтов. Узник
Дома вы читали балладу А. С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге" и отвечали на вопрос: Почему погибает князь Олег?
Урок исследование пушкин и Лермонтов 9 класс учитель моу оош №43 г. Сочи: Хузина Амина Мутыковна Тема: «Пушкин и Лермонтов» icon Поэта и поэзии в творчестве Пушкина (Юг, Михайловское)
Вопросы к курсу «Система русской словесности» (конец XVIII – первая половина XIX вв.; Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков,...
Урок исследование пушкин и Лермонтов 9 класс учитель моу оош №43 г. Сочи: Хузина Амина Мутыковна Тема: «Пушкин и Лермонтов» icon Урок литературы. 7 класс Тема: А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»....
Рассмотреть взаимодействие характера человека и его судьбы в художественном мире баллады
Урок исследование пушкин и Лермонтов 9 класс учитель моу оош №43 г. Сочи: Хузина Амина Мутыковна Тема: «Пушкин и Лермонтов» icon А. С. Пушкин «Узник» иМ. Ю. Лермонтов «Узник»
В фогс полного (среднего) общего образования (проект) в области «Филология» определен интегративный курс «Русская словесность (интегрированный...
Урок исследование пушкин и Лермонтов 9 класс учитель моу оош №43 г. Сочи: Хузина Амина Мутыковна Тема: «Пушкин и Лермонтов» icon Тема счастья в рассказах Л. Е. Улицкой «И умерли они в один день», «Дочь Бухары»
А. С. Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени», В. Г. Короленко в очерке «Парадокс»,...
Урок исследование пушкин и Лермонтов 9 класс учитель моу оош №43 г. Сочи: Хузина Амина Мутыковна Тема: «Пушкин и Лермонтов» icon Урок изучения нового материала с использованием икт (урок с мультимедийной...
Тема: А. С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. «Руслан и Людмила». Пролог
Урок исследование пушкин и Лермонтов 9 класс учитель моу оош №43 г. Сочи: Хузина Амина Мутыковна Тема: «Пушкин и Лермонтов» icon Анализ стихотворения Лермонтова "Смерть поэта" (прислал А. М. Саитов) 29 января 1837 год
А. М. Саитов 29 января 1837 года скончался Пушкин, а на другой день Михаил Юрьевич Лермонтов, как говорится
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции