1. Истоки и духовные начала философского знания




Скачать 1.88 Mb.
Название 1. Истоки и духовные начала философского знания
страница 1/36
Дата публикации 16.05.2014
Размер 1.88 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

1. Истоки и духовные начала философского знания.


Философия как одно из высших проявлений человеческого духа есть результат длительного развития человека, его мысли сознания. От эпохи появления человека сознательного (Homo Sapiens) до времен человека осознавшего себя, в тех или иных формах знания, прошло несколько десятков тысяч лет. В эти тысячелетия человек тем не менее познавал мир, самого себя и окружающую природу, он испытывал страх и тревогу, обижался и радовался, находил новое и утрачивал старое, был любопытен и творчески удачлив и последователен в достижении цели. Достаточно сказать, что до эпохи цивилизации человек одомашнил и окультурил подавляющее большинство видов животных и растений. У него складывались достаточно устойчивые воззрения на окружающий мир и природу, в которых находил место и для себя. Формировались эти воззрения в форме мифических и религиозных представлений. Существует два понимания мифа - богословское и этнографическое. В богословской трактовке миф - это первобытная религия истинного богопознания, прарелигия, претерпевающая искажения вследствие грехопадения человека. Этнографическое понимание мифа опирается на эволюционизм и ассоциируется с "наивной" стадией культуры, которая претерпевает прогрессивные изменения постепенно исчезая. Поэтому нет необходимости, особенно в рассматриваемое время, отграничивать миф от религии, вполне допустимо говорить о едином религиозно-мифологическом сознании. И в мифах и ранних религиях (анимизм, тотемизм) жизнь людей, животных, предметов и всех явлений окружающего мира зависит и управляется духами, душой, отождествляется с человеческим дыханием, кровью, тенью.

Религиозно-мифологическое отношение к мифу есть жизненно-практическое отношение, основанное на единстве человеческого и природного, субъективного и объективного. На мифах и ранней религии лежит печать абсолютной непосредственности и наивности. Здесь "мысль работает" в кругу обыкновенных вещей, предметов и людей. Одна из основных установок религиозно-мифологического сознания заключается в том, что миф представлен как определенная целостность, но целостность в практическом смысле. Мир мифологического человека, его поступки и действия осуществляются в конечном, обозримом пространстве, у него нет идеи бесконечных задач и идеальных достижений. Видение мира побуждается потребностями жизни, подчинена им и, что самое главное воспринимается на веру. В мифе нет намека на научность мысли. В мифологическо-религиозном сознании есть понятие потусторонности, но она выражала не сверхъестественное, а естественное. Например, боги в мифах древней Греции и Индии представляют собой человеческую природу, они естественны как естественен человек и отличаются от него только силой, сноровкой, хитростью, красотой, добротой, коварством. И даже бог богов Зевс - громовержец наделен всеми человеческими качествами, которому также далеко до статуса Абсолюта мистических религий как и человеку. Мифологические боги - это персонифицированные человеческие качества, воздействующие на человека как природные естественные силы (Зевс - справедливость, Афина - мудрость, Афродита - любовь и т.д.).

Значение религиозно-мифологического сознания для возникновения философии заключается прежде всего в том, что в его рамках поставлены и затронуты многие из вопросов, составившие в последствии каркас предмета философских рассуждений (мир, человек, душа, тело, добро, мудрость, справедливость и т.п.) А кроме того, несмотря на жизннено-практический характер, чувственность и осязаемость мифов "Их природе существенно свойственна некая отрешенность и некая иерархичность" благодаря чему "на их основании возникали и могут возникать соответствующие философские конструкции" (А.Ф. Лосев). Показательны в этом отношении "Илиада" и "Одиссея" Гомера и "Теогону" и "Творение и дни" - Гесиода - классические мифоэпические, но уже с определенным философским подтекстом произведения. Боги и люди, небо и земля, война и мир, добро и зло, радость и страдание, составляющие реальность гомеровского и гесиодовского эпоса пронизаны идеей гармонии, пропорции и меры, "мера лучшая из вещей", "ничего слишком", которая в философии приобретает качество важного онтологического принципа. В идее первоначального хаоса соотнесенного с Богами и космосом "высвечивается" принцип исходного начала всего сущего космологии. Хаос - источник жизни мира, из него возникли весь мир и бессмертные боги как-то: и богиня земли Гея, и мягкая все оживляющая любовь - Эрос, и вечный мрак – Эреб.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Истоки и духовные начала философского знания icon Наименование раздела программы Кол-во часов Тип урока Элементы содержания...
Естественно-научные и социально-гуманитарные знания. Классификация социально-гуманитарных наук. Социология, политология, социальная...
1. Истоки и духовные начала философского знания icon Николай Степанович Мельников в поисках утраченных смыслов Духовные начала цивилизации Оглавление
Б. Механизмы защиты Вселенной от хаоса. Гравитация и любовь. Пространство и время 43
1. Истоки и духовные начала философского знания icon № Наименование разделов, тем Объем учебного времени по формам работы в (в часах) Лекции Семинары
Основные направления, школы и этапы развития философии. Структура философского знания
1. Истоки и духовные начала философского знания icon Программа «Истоки»
Об утверждении долгосрочной целевой социокультурной программы «Истоки» города Лыткарино на 2012-2014 годы
1. Истоки и духовные начала философского знания icon Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 09. 00. 11 социальная философия
Предмет и задачи социальной философии. Место социальной философии в структуре философского знания
1. Истоки и духовные начала философского знания icon Духовные зернышки мысли и советы святителя божия
Духовные Зернышки необыкновенно удачное название книги, заключающей в себе собрание на лету схваченных слов Митрополита Владимира...
1. Истоки и духовные начала философского знания icon Наши духовные ценности Элективный курс по литературе для 10 класса (34 часа)
«Наши духовные ценности» основана на авторской концепции, согласно которой высокий духовно-нравственный потенциал русского искусства...
1. Истоки и духовные начала философского знания icon Сергей Александрович Зеньковский Русское Старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века
Приводится по изданию: Зеньковский С. Русское старообрядчество: Духовные движения XVII века. Mьnch., 1970. (Forum Slav.; T. 21);...
1. Истоки и духовные начала философского знания icon Г. А. Сидоров Хронолого-эзотерический анализ развития современной...
Вопрос в том, кто эти маги, и что собственно они хотят? На этот сложный вопрос давно пытались ответить многие образованные люди,...
1. Истоки и духовные начала философского знания icon Рабочая программа. Алгебра и начала анализа
«Алгебра и начала анализа» авторов А. Н. Колмогоров, А. М. Абрамова др. (Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции