Билет 25 Вопрос 1 Накопление: источники и структура. Накопление капитала




Скачать 86.32 Kb.
НазваниеБилет 25 Вопрос 1 Накопление: источники и структура. Накопление капитала
Дата публикации25.05.2014
Размер86.32 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Экономика > Документы
Билет 25
Вопрос 1
Накопление: источники и структура.

Накопление капитала - это приращение денежных и материальных средств, расходуемых на расширенное воспроизводство. Такого рода дополнительный капитал можно назвать "вложение в будущее", поскольку он идет на улучшение жизни нынешнего и будущих поколений людей. Вполне очевидно: накопление капитала нельзя отождествлять с накоплением сокровищ, со сбережением денежных средств, пребывающих в покое.

Накопление капитала нуждается, естественно, в источниках. На нормально работающей фирме первейший источник-прибыль.

При расширенном воспроизводстве прибыль распределяется на две части: а) накопление и б) доход, идущий на личное потребление и другие цели. Установить соотношение между этими долями прибыли - непростая проблема для ее владельцев.

Теперь рассмотрим структуру и функции накопления. Накопление на предприятии (Нк), как правило, имеет следующую основную структуру: а) производственное (Нп), б) непроизводственное накопление (Нн) и в) накопление, идущее на привлечение дополнительных работников и повышение квалификации всех занятых (Нр):

Нк = Нп + Нн + Нр.

Производственное накопление (в западной экономической ; литературе его именуют "инвестиции") расходуется на: а) увеличение количества средств производства (расширение производственных площадей и строительство новых зданий и сооружений, приобретение станков, оборудования и т.д.), б) прирост : материальных запасов (резервов и страховых фондов). Непроизводственное накопление идет на:
а) прирост фондов непроизводственной сферы (жилого фонда предприятия, медицинских учреждений, учреждений культурно-бытового обслуживания);
б) дополнительные затраты на обучение и повышение квалификации работников (увеличение расходов на обучение рабочим профессиям, рост квалификации и переквалификацию ; занятых, что ведет к повышению производительности их труда).

На Западе все виды затрат фирм на непроизводственное накопление, на расширение профессиональной подготовки кадров и укрепление здоровья работников получили название "инвестиции в человеческий капитал": некоторые крупные корпорации даже платят надбавку к заработной плате тем работникам, которые регулярно занимаются физической культурной и спортом, создают для этого необходимые условия (стадионы, спортивные залы с тренажерами и т.п.). Это экономически оправдывает себя хотя бы потому, что уменьшаются расходы фирмы на страховую медицину.

Норма накопления - Доля средств в общем объеме полученного дохода, выделенных как накопления, инвестиции . В макроэкономическом аспекте норма накопления выражает долю средств, выделяемых страной, государством, обществом для достижения будущих целей, вкладываемых в инвестиции, в общем объеме национального дохода страны. Норма (доля) накопления может изменяться в широких пределах, от 10 до 40% в зависимости от проводимой инвестиционной политики.

Предпринимательский доход - Часть прибыли, остающаяся у предпринимателя после выплаты процента за банковскую ссуду.


Распределение прибыли.

Кому же достается вся валовая прибыль? Многие люди придерживаются обыденных представлений о том, что вся прибыль идет в частную собственность бизнесмена и расходуется на его личные нужды. Верно ли это?

Верно лишь в небольшой мере. Правильно то, что первоначально прибыль присваивает бизнесмен, если он единоличный собственник фирмы. Верно также, что он может израсходовать всю прибыль на свои личные нужды, даже прихоти (такие случаи иногда имеют место в жизни).

Но все это скорее не правило, а исключение. Ведь предприниматель, растративший всю прибыль на личные потребности, теряет возможность осуществлять накопление капитала за счет собственных средств, тем самым расширять и совершенствовать производство. Если же фирма принадлежит нескольким собственникам, то ни один из них не в праве присвоить и по своему усмотрению израсходовать всю прибыль.

В условиях посткапиталистического и постиндустриального общества распределение прибыли для всех собственников сильно усложнилось по сравнению с начальной стацией капитализма. Такое распределение схематически изображено на рис. 11.4.



Прежде всего из валовой прибыли вычитаются суммы, уходящие "на сторону". Сюда относятся арендная плата за пользование чужой землей или зданиями (находящимися в иной собственности), а также процент за заемные денежные средства. Кроме о, предприятие вносит налоги в бюджет государства и местных органов власти, вкладывает средства в благотворительные и иные фонды. Оставшаяся часть средств образует чистую прибыль. Она используется на производственные и социальные потребности предприятия, в том числе на накопление (расширение производства), на охрану окружающей среды, подготовку и переподготовку кадров, социальные потребности работников предприятия и другие цели.

Наконец, из чистой прибыли бизнесмен получает причитающийся ему лично предпринимательский доход. В условиях акционерного общества предназначенная в качестве личного дохода часть прибыли распределяется между всеми пайщиками, внесшими свой вклад в совместный капитал.

Вопрос 2
Рыночные цены формируются в результате конкуренции. Фирмы (производители) вступают между собой в соревнования за платежеспособный спрос потребителя, за его предпочтения, за его деньги. Такое соревнование можно назвать экономической конкуренцией. Формы и характер экономической конкуренции могут значительно меняться в зависимости от того, на каких рынках действуют рыночные субъекты и как эволюционирует рыночная ситуация.
     Исторически сложилось так, что длительное время на рынках экономически развитых стран преобладали многочисленные и относительно небольшие предприятия. Такой рынок определяется как рынок свободной конкуренции. Но с середины XIX в. ситуация начинает меняться. Рост промышленности сопровождается концентрацией производства, соответственно более крупные производители ведут себя на рынке не совсем так, как многочисленные мелкие предприниматели. Условия функционирования субъектов рынка изменяются, т.е. появляются новые рыночные структуры (модели рынка).


Рис.3.11

Характеристика основных моделей рынка

Признаки модели рынка

Модели рынка

Совершенная конкуренция

несовершенная конкуренция

монополистическая конкуренция

олигополия

чистая монополия

Количество фирм

Множество

Много

Несколько

Одна фирма

Тип продукции

Однородная, стандартизированная

Мнимая или действительная дифференциация

Однородная или дифференцированная

Уникальная продукция

Степень контроля над ценой

Отсутствует контроль

Слабый, незначительный контроль

Частичный контроль

Высокая степень контроля

Условия вступления в отрасль

Ограничений нет, равный доступ к информации

Относительно легкие, удовлетворительный доступ к информации

Ограничен доступ на рынок и к информации

Доступ на рынок блокирован

Неценовая конкуренция

Отсутствует

Используются реклама, торговые марки и товарные знаки

Используется в значительной степени

Создание благоприятного имиджа фирмы

Примеры

Фермерские хозяйства

Розничная торговля, производство одежды, обуви, косметики, мебели и т.д.

Автомобилестроение, авиационная, химическая, нефтяная, электронная промышленность и т.д.

Электрические и газовые, местные телефонные компании и т.д.

Рынок совершенной конкуренции (чистой конкуренции, свободной конкуренции) состоит из столь большого числа производителей (продавцов), что каждый из них производит только незначительную часть общей однородной продукции. Поэтому любое самое большое увеличение объема производства одной фирмой не скажется на рыночной цене. Предприятие, действующее на таком рынке, вынуждено "соглашаться с ценой". Так как фирмы выходят на рынок со стандартизированной продукцией (например, зерном), то нет оснований для повышенного внимания к рекламе и различию в качестве продукции. Другими словами, отсутствуют предпосылки для неценовой конкуренции. Не существует никаких препятствий для входа фирм на этот рынок и для их выхода.
     В настоящее время найти совершенную конкуренцию в чистом виде довольно сложно. В каком-то приближении можно считать конкурентными рынки некоторых услуг, рынки сельскохозяйственных продуктов. Однако изучение чистой конкуренции в сравнении с другими моделями рынка позволяет лучше разобраться в реальной экономике.
     В моделях рынка несовершенной конкуренции производитель в той или иной степени может диктовать цену.
     Монополистическая конкуренция. На таком рынке функционирует достаточно большое количество продавцов. Каждый из них стремится убедить покупателя в уникальности и непревзойденном качестве своего товара. Какая спортивная одежда лучше? "Адидас"? "Рибок"? "Пума"? Здесь очень важна роль рекламы, торговых марок и знаков. Для покупателя товар даже одной торговой марки может быть дифференцированным, так как это зависит от расположения магазина, вежливости и обаяния продавца. В рамках своего дифференцированного продукта продавец обладает некоторым контролем над ценой. Однако если фирма будет поднимать цены на свой товар, покупатель может отказаться от него в пользу товара-субститута. Вступить в отрасль достаточно легко. Сложности могут возникнуть из-за того, что потребитель настороженно относится к новым торговым маркам.
     Олигополия представляет собой рынок, на котором работает небольшое число крупных фирм. Небольшим будет считаться то количество фирм, при котором любая фирма может вырабатывать ценовую политику только с учетом действий конкурентов. Такая взаимозависимость подталкивает олигополистов к сговору, т.е. согласованию ценовой стратегии. Существуют серьезные барьеры для вступления в отрасль новых фирм. Ограниченные взаимозависимостью в области ценообразования фирмы в условиях олигополии делают упор на неценовую конкуренцию (рекламные изыски, усовершенствование технологии, повышение качества продукта и т.д.). В условиях олигополии может производиться стандартизированная продукция (цветные и черные металлы, цемент и т.д.), а может производиться дифференцированная продукция (автомобили, электробытовая техника, сигареты, моющие средства и т.д.).
     Чистая монополия подразумевает, что на данном рынке функционирует только одна фирма. Для продукта, который производит монополист, не существует приемлемых заменителей. Таким образом, монополист "диктует цену", а покупатель вынужден соглашаться с ценой или отказываться от приобретения товара. Появление конкурентов заблокировано наличием барьеров экономических и политических, технических, технологических, юридических, криминальных и т.д. Монополисты прибегают к рекламе в том случае, когда это может увеличить объем продаж за счет отказа потребителей от каких-то других покупок. Например, человек авантюрного склада может польститься на разрекламированный туристический полет в космос, отказавшись при этом от покупки великолепной виллы. Другие же монополисты, особенно производители коммунальных услуг, особого смысла в рекламе своего продукта не видят ("наш газ самый газовый газ в мире"). Однако они уделяют повышенное внимание созданию благоприятного имиджа в глазах общественности.
     Существуют различные взгляды на роль монополий в эффективном использовании ресурсов и обеспечении научно-технического прогресса. Но общепризнанно, что монополист стремится к производству, продаже меньшего объема продукции и по более высокой цене, чем его конкурентный коллега. Таким образом, складывается картина недостаточно эффективного распределения и использования ресурсов. Комплекс подобных причин побуждает государство заниматься регулированием деятельности таких монополий. Основным инструментом такого регулирования является антимонопольное (антитрестовское) законодательство. Антимонопольные законы могут регламентировать цены на производимую продукцию и на процессы слияния и демонополизации компаний. Примером является решение о демонополизации (разделе на 2-3 самостоятельных фирмы) компании Microsoft.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Билет 25 Вопрос 1 Накопление: источники и структура. Накопление капитала iconРеферат: в монографии анализируются проблемы загрязнения воды тяжелыми...
Института водных проблем ран. В книге дан материал по вышеупомянутым вопросам, обсуждается вопрос о комплексообразующей способности...

Билет 25 Вопрос 1 Накопление: источники и структура. Накопление капитала iconБилет 8 Вопрос 1 Собственность в экономическом смысле
Понятно, начинать изучать настоящую тему надо с определения экономического содержания собственности

Билет 25 Вопрос 1 Накопление: источники и структура. Накопление капитала iconТема Объект и предмет курса
Вопрос Социально-экономические и познавательные функции науки и источники инновационных идей

Билет 25 Вопрос 1 Накопление: источники и структура. Накопление капитала iconКнига представляет интерес для экономистов и финансистов, интересующихся...
«Елена Чиркова. История капитала от «Синдбада-морехода» до «Вишневого сада». Экономический путеводитель по мировой литературе»: ООО...

Билет 25 Вопрос 1 Накопление: источники и структура. Накопление капитала iconБилет Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного образования

Билет 25 Вопрос 1 Накопление: источники и структура. Накопление капитала iconКапитала
Книга, которую вы держите в своих руках, посвящена вопросам управления своими личными финансами

Билет 25 Вопрос 1 Накопление: источники и структура. Накопление капитала iconЕникеев марат исхакович структура и система категорий юридической психологии москва 1996
Методологические основы юридической психологии: предмет, принципы, структура и задачи юридической психологии. Историческое развитие...

Билет 25 Вопрос 1 Накопление: источники и структура. Накопление капитала iconУсловия формирования и использования человеческого капитала
...

Билет 25 Вопрос 1 Накопление: источники и структура. Накопление капитала iconИз книги: Беседы со Шри Рамана Махарши. Тируваннамалаи, 1963, выборочно...
Этот вопрос самому себе, вопрошающему. Я это то, что остается после того, как устраняется не-Я

Билет 25 Вопрос 1 Накопление: источники и структура. Накопление капитала iconН. А. Вершинина структура педагогики: методология исследования монография
Структура педагогики: Методология исследования. Монография. – Спб.: Ооо изд-во «Лема», 2008. – 313с

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции