Условия формирования и использования человеческого капитала




Скачать 42.22 Kb.
НазваниеУсловия формирования и использования человеческого капитала
Дата публикации26.05.2014
Размер42.22 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Экономика > Документы

Условия формирования и использования человеческого капитала

Быданова Е.Н., аспирантка Института экономических и социальных проблем в образовании Бургундского университета, Франция (2006 г.)

В условиях глобализации и технологического развития общества меняются требования, предъявляемые к молодым специалистам, начинающим свою карьеру на рынке труда. В современных экономических условиях работодатели ждут, что выпускник вуза не только обладает специфическими знаниями в узкопрофессиональной области, но и одновременно имеет высокий инновационный потенциал, способен быстро адаптироваться к окружающей среде, эффективно работать с информацией, организовывать работу своих коллег.
В экономической теории "капитал" принято определять как запас богатства, которое используется для производства товаров и услуг. Под капиталом могут пониматься станки и техническое оборудование, а также промышленные и торговые сооружения, в этом случае речь идет о произведенном физическом капитале. Производство товаров и услуг зависит от знаний и навыков людей не меньше, чем от технических средств производства. Большое значение человеческого фактора стало объектом возникшей в 50 - 60-ые годы XX столетия теории человеческого капитала, развитой видными экономистами - лауреатами нобелевской премии Т. Шульцом, Г. Беккером ; а также М.Блаугом,  Э.Лэзером,  Дж.Минцером, Дж.Псахаропулосом,  Ш.Розеном,  Ф.Уэлчом и др.

Общий национальный запас человеческого капитала и скорость его наращивания чрезвычайно важны для уровня и темпов экономического развития страны. Прежде всего потому, что человеческий капитал определяет способность экономики страны воспринимать и использовать технические нововведения.

Человеческий капитал создается и наращивается главным образом посредством    образования    и    обучения.    Благодаря    этому    повышается экономическая производительность человека. Однако экономическая отдача от образования не всегда одинакова. Вот несколько факторов, ее снижающих.

  1. Качество образования может быть низким, или знания и навыки, приобретенные во время учебы, могут не отвечать требованиям рынка. Это означает, что инвестиции в человеческий капитал были недостаточно эффективными.

  2. При низких темпах экономического роста в стране может наблюдаться недостаточный спрос на накопленный человеческий капитал. Поэтому человеческий капитал работников (образование и навыки) оказывается невостребованным и не получает соответствующего вознаграждения.

  3. В странах с экономикой централизованного планирования, включая Россию, разница в заработной плате работников с более высоким и более низким уровнем образования или профессионализма нередко намеренно сводилась к минимуму в интересах сохранения относительного равенства доходов, хотя и в ущерб интересам стимулирования качественного труда. Лишь в настоящее время, в процессе перехода к рыночной экономике, такого рода искажения в структуре заработной платы постепенно изживаются.

В контексте изменений общественного устройства (концепция построения «общества знаний», Болонский процесс) как результата естественного развития общества и мировых интеграционных процессов меняется отношение к инвестированию в человеческий капитал и его использованию.

Построение «общества знаний» сопровождается разрывом традиционных связей между рынком труда и другими сферами жизни. Постоянный спрос на все более сложные высокотехнологичные товары и услуги,     приводит    к    появлению экономики,    которая    должна функционировать «24 часа в сутки», что по мнению некоторых исследователей может нанести серьезный ущерб в области семейной жизни индивидов и социальных связей в целом. Давление повышающихся требований к эффективности труда истощает работников и негативно влияет на другие сферы жизнедеятельности. С другой стороны, это влияние может быть позитивным : информационные технологии предоставляют большую свободу в профессиональной деятельности, позволяют экономить время работы. Новая организация общественного устройства навязывает изменения характера человеческого капитала, востребованность молодых специалистов на рынке труда зависит от того, в какой степени они обладают качествами, необходимыми для функционирования в современных условиях.
В рамках гранта Европейской комиссии, в девяти странах Европейского союза, а также Норвегии, Чехии, и Японии, было проведено исследование о проблемах взаимодействия высшего образования и рынка труда CHEERS « Careers after Higher Education: a European Research Study» («Карьеры выпускников по окончанию вуза»). Результаты исследования позволили определить основные требования, предъявляемые к молодежи на современном рынке труда в Европейских     странах. Молодые     специалисты     должны обладать следующими качествами: профессиональная экспертиза (профессиональные знания в определенной области), функциональная     гибкость (быстро     адаптироваться     к     изменениям, приобретать новые знания и навыки), инновационный потенциал и способность оперативно работать с новой информацией и накопленными знаниями (внедрять новые идеи в процесс производства и организации рабочего процесса), быть способными мобилизовать других сотрудников к эффективной работе (умело управлять работой других сотрудников, эффективно организовывать коммуникацию в организации).

Исследование также позволило провести сравнительный анализ проблем перехода от учебы к профессиональной деятельности в разных странах Европы. Так в странах северной и западной Европы этот переход может быть охарактеризован, как «плавный», выпускники в своей трудовой работе активно используют знания и навыки, приобретенные во время учебы. Тогда как в странах южной части Европы молодым специалистам труднее найти и сохранить работу, которая соответствует их квалификации и профессиональным умениям. В то время как во всех странах в высшем образовании значительная роль отводится теоретической подготовке, в странах северной и западной Европы гораздо большее внимание уделяется таким видам образования, как анализ реальных событий, работа над проектами, работа в группе, case studies, важное значение уделяется инструментальным знаниям (умению работать на компьютере, знанию иностранных языков, т.д.), самостоятельному изучению материала, непосредственному обучению на рабочем месте (на стажировках во время учебы).

Литература:

Прессер Х.Б., « Экономика, функционирующая 24 часа в сутки », 1999, « Саенс », 284 - 5421, ст. 1778 -1779

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Условия формирования и использования человеческого капитала iconФормирование и развитие человеческого капитала как фактор повышения...
В контексте тенденции децентрализации, необходимо на региональном уровне создавать соответствующие условия для успешного развития...

Условия формирования и использования человеческого капитала iconМатериальные ресурсы: понятие и экономическая сущность
Таким образом, успешное ведение экономики предприятия во многом зависит от форм его ресурсного обеспечения или характера использования...

Условия формирования и использования человеческого капитала iconВ детском возрасте
Проблемам формирования личности ребенка, проводившиеся в лаборатории воспитания Института психологии апн СССР. На основе этих исследований...

Условия формирования и использования человеческого капитала iconЦель программы: создать условия для формирования и регулирования...
Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования

Условия формирования и использования человеческого капитала iconБилет 25 Вопрос 1 Накопление: источники и структура. Накопление капитала
Такого рода дополнительный капитал можно назвать "вложение в будущее", поскольку он идет на улучшение жизни нынешнего и будущих поколений...

Условия формирования и использования человеческого капитала icon«Паломничества и святыни»
Создать условия для формирования духовных ценностей, уважительного отношения к вере и взглядам других народов на основе содержания...

Условия формирования и использования человеческого капитала iconСказка о рыбаке и рыбке Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
Создать условия для формирования читательских умений при различных видах работы

Условия формирования и использования человеческого капитала iconКнига представляет интерес для экономистов и финансистов, интересующихся...
«Елена Чиркова. История капитала от «Синдбада-морехода» до «Вишневого сада». Экономический путеводитель по мировой литературе»: ООО...

Условия формирования и использования человеческого капитала iconЗакон РФ от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» (ст. 7, ст. 32)
Учитывая цели образования и ориентируясь на социальный заказ, педагогический коллектив школы стремится создать условия для формирования...

Условия формирования и использования человеческого капитала iconПсихологические условия формирования эмоционального интеллекта личности...
...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции