Технология проблемного обучения на уроках английского языка




Скачать 79.25 Kb.
НазваниеТехнология проблемного обучения на уроках английского языка
Дата публикации22.06.2014
Размер79.25 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Доклады > Урок
Технология проблемного обучения на уроках английского языка

Лазина Н.И.

Учитель АЯ

МБОУ СОШ 67

Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию. Причина возникновения теории проблемного обучения - общественная, социальная потребность в активной, самостоятельной, творческой, саморазвивающейся личности способной жить и трудиться в условиях научно-технической революции.

Какая же деятельность считается творческой?

Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке. Эти способности в определенной мере и развивает проблемное обучение: через использование специальных дидактических средств оно ставит учащихся в условия, когда нужно решать нестандартные задачи, комбинировать имеющиеся знания, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблем.

Что же такое технология проблемного обучения?

Под технологией понимаем СИСТЕМНУЮ совокупность приемов и средств обучения и определенный порядок их применения.

Рассмотрим технологию проблемного диалога: методы, формы, средства обучения.

 

Классификация методов обучения


Методы


Проблемно-диалогические


Традицион-

ные

постановка проблемы

побуждающий от проблемной ситуации диалог

подводящий к теме диалог

сообщение темы с мотивирующим приемом

сообщение темы

поиск

решения

побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

подводящий от проблемы диалог

подводящий без проблемы диалог

сообщение знаний


Методы обучения представляют собой способы деятельности учителя на этапе введения знаний.

Проблемное обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена:

  • Постановка учебной проблемы (это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования);

  • Поиск решения (это этап формулирования нового знания).

Постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.

Различают два вида диалога:

  • Побуждающий

  • Подводящий.

Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.

Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала с помощью диалога помогает поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель с помощью диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, так как нельзя не понимать того, до чего додумался лично.


Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения.

-Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?

Выбрать подходящее:

- Какой возникает вопрос?

-Какая будет тема урока?

2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал

-Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили?

-Почему так получилось? Чего мы не знаем?

3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?



Тип урока: первичное представление нового материала в 5 классе

Тема: Моя школа

Цель: формирования орфографических и лексических навыков

Обязательный минимум содержания: окончание – s (-es) существительных во мн.ч.: правила правописания и произношения.

УУД: познавательные, регулятивные

Этапы урока


Учитель

Ученик

Постановка учебной проблемы

Подводящий к теме диалог (система вопросов и заданий, выводящая на формулирование проблемы).
на доске/ в учебнике выписана группа слов с окончанием

– s (-es).

Задаёт вопросы:

1) что объединяет все эти слова?
2) как вы думаете, если окончание одинаковое во всех словах, то произноситься оно тоже будет одинаково?
Учитель включает аудиозапись



Вступают в диалог с учителем, выполняя задание, выявляют, осознают и проговаривают противоречие.


Формулирование проблемы

Какой же возникает вопрос?

Что предстоит выяснить?

Формулируют учебную проблему: почему окончание произносится по-разному, хотя пишется одинаково ?


Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения)

Предлагает ученикам выдвинуть гипотезы:

-Какие есть предложения, версии? (Все версии принимаются с одобрением).

Предлагают свои версии (фронтально или в группах).
По окончании работы сверяют свой результат с правилом (определением учебника).
Отвечают на вопросы, формулируют правило или определение, сверяют с учебником.


Развитие умений - применение нового знания

1. Просит детей самостоятельно прочитать про себя задание к упражнению, объяснить, что нужно сделать (проговариваем коллективно по ходу выполнения упражнения): выписать слова в три столбика в соответствии с правилом произношения.

2. Предлагает самостоятельно выполнить одно упражнение.


Читают про себя, объясняют и выполняют с проговариванием).
Выполняют индивидуально или в парах, по окончании работы объясняют, проговаривают, как действовали.

Итог этапа урока

-Какая была проблема?

-Какой ответ мы нашли? Какая (чья) версия подтвердилась?

Обобщают, делают выводы.
Самоанализ, самооценка.

Таким образом, на проблемно-диалогических уроках ученики вместе с учителем посредством диалога выдвигают учебную проблему, т.е. формулируют тему урока или вопрос для исследования. Учащиеся смело высказывают свои мнения, не боясь ошибиться. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично. В этом и заключается ценность проблемно-диалогической технологии. Проблемно- диалогические методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.
Использованная литература:

  1. Введение в коммуникативную методику обучения английскому языку. Oxford University Press 1997.

  2. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого. /Иностранные языки в школе/ №1, 2000.

  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

  4. Пассов Е.И Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению.- М., 1990.

  5. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучению иноязычному говорению. Изд.2-е.-М.,1991.

  6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии.- М, 1999.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Технология проблемного обучения на уроках английского языка iconУрок-повторение по теме «Лексика»
Технология: основная игровая, групповая; вспомогательная – технология проблемного и дифференцированного обучения

Технология проблемного обучения на уроках английского языка iconДоклад на тему: «Использование современных информационных технологий...
«Использование современных информационных технологий на уроках английского языка»

Технология проблемного обучения на уроках английского языка iconАнализ работы мбоу сош №48 г. Махачкалы за 2011-2012 учебный год
Применение учителем на уроках информационно-образовательных, здоровьесберегающих, исследовательских и проектных технологий, проблемного...

Технология проблемного обучения на уроках английского языка iconПодход к проблеме обучения школьников описанию внешности человека
Причем обучение должно вестись в определенной системе как на уроках русского языка, собственно уроках развития речи, так и на уроках...

Технология проблемного обучения на уроках английского языка iconИспользование современных педагогических технологий в формировании...
«Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением английского языка г. Ленска»

Технология проблемного обучения на уроках английского языка iconДоклад выступления по теме: «Интерактивные методы обучения на уроках английского языка»
Дание понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных)....

Технология проблемного обучения на уроках английского языка iconВнеклассная работа на уроках английского языка
Знакомить учащихся с важнейшими произведениями зарубежной литературы, бытом и культурой народы, язык которого изучается

Технология проблемного обучения на уроках английского языка iconУроках русского языка Урок русского языка в 7-м классе
Мастер-класс по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка»

Технология проблемного обучения на уроках английского языка iconСпецифика подготовки менеджеров в области обучения письменному переводу...
Козленкова Елена Александровна (аспирант лаборатории дистанционного обучения исимо рао)

Технология проблемного обучения на уроках английского языка iconНазвание вашей компании
Помощь в изучении английского языка людям всех возрастов. Задача сайта-стать лучшим сайтом по изучению английского языка и зарабатывать...

Литература


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции