Подход к проблеме обучения школьников описанию внешности человека




Скачать 240.18 Kb.
НазваниеПодход к проблеме обучения школьников описанию внешности человека
Дата публикации18.10.2014
Размер240.18 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Литература > Документы

  1. Подход к проблеме обучения школьников описанию внешности человека.

Я считаю, что успешное обучение русскому языку в единстве всех его компонентов. Причем обучение должно вестись в определенной системе как на уроках русского языка, собственно уроках развития речи, так и на уроках литературы и словесности, где приобретенные школьниками знания находят практическое применение.

В качестве примера бы хотела остановиться на том, как можно подойти к проблеме обучения школьников описанию внешности человека.

Мне представляется это именно проблемой, так как приходится сталкиваться с поразительным неумением описывать внешность, причем не только детьми, но и взрослыми, несмотря на то, что это не новый аспект в развитии связной речи.

Работу по обучению описания внешности можно построить следующим образом:

I этап - свободный диктант по картине

II этап - изложение — портрет

III этап – сочинение - описание картины (портрета)

IV этап – сочинение - описание внешности по личным впечатлениям

V этап - сочинение сравнительного характера по картине

VI этап - сравнительная характеристика литературных героев

VII этап — сравнительная характеристика по личным впечатлениям.

I этап. Свободный диктант.

Свободный диктант - это письменное упражнение, при котором учитель диктует текст по частям, а ученики свободно воспроизводят прочитанное. При этом обучение орфографии осуществляется в тесной связи с развитием речи. Запомнить содержание помогает картина. Она сохраняет перед глазами учащихся образы, адекватные словесному описанию. Тексты свободных диктантов являются прекрасным средством для выработки учащихся навыков создания собственных текстов на основе картины, дают образцы для будущих сочинений. В процессе чтения и анализа картины учитель обращает внимание на использование разнообразных средств языка для выражения той или иной мысли, предлагает найти в тексте точные, выразительные слова для передачи содержания живописного полотна, показывает использование того или иного слова. И ученики наверняка воспроизведут эти выражения и слова в своем тексте.

План работы над свободным диктантом может быть следующим:

1) вступительное слово учителя

2) молчаливое рассматривание картины учащимися, самостоятельное зрительное восприятие

3) краткая беседа с целью выяснения эстетического впечатления от картины

4) чтение текста свободного диктанта

5) анализ содержания картины и текста

6) речевая подготовка и языковой анализ текста

7) орфографическая и пунктуационная подготовка

8) подбор заголовка, разбивка текста на части, составление плана.

9) чтение и запись диктанта по абзацам.

Примеры вариантов картин и текстов для свободных диктантов:

5 класс: картина А.А. Пластова «Летом» - текст по В.А.Дедюхину. (Большинство учителей проводят по рекомендации учебника по этой картине сразу сочинение. Но это первая картина, с которой встречаются пятиклассники в новом учебном году. А на примере свободного диктанта мы покажем образец такого сочинения.)

6 класс: картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» - текст по Андреевой, Антоновой, Дмитриевой.

7 класс: картина В.А. Серова «Девочка с персиками» - текст по Андреевой, Антоновой, Дмитриевой; картина Гаврилова «Дмитрий Федорович с приёмным сыном» - текст по Гаврилову.
II этап. Изложение — художественное описание внешности.

Подобный вид работы может начинаться с мини версий. Мини изложение, реализующие на практике принцип взаимосвязи изучения лексики, грамматики, стилистики с работой по орфографии и пунктуации, содействуют интеллектуальному развитию школьников, пробуждают стремление к творческому выражению своей индивидуальности в языке. Учащиеся пишут их на уроках русского языка с использованием материалов по изучаемой теме. Подробные изложения пишутся с учётом программы по литературе, например:

В 5 классе можно провести изложение повествовательного характера с элементами описания внешности по произведениям:

Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница»

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

И.С. Тургенев «Муму», «Записки охотника» и т.п.

В 6 классе более подробные портреты по произведениям:

А.С. Пушкин «Дубровский», «Станционный смотритель»

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

В.Г. Короленко «Дети подземелья»

В.П. Катаев «Белеет парус одинокий»

М.М. Пришвин «Кладовая солнца»

Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке» и т.п.

В 7 классе собственно подробные изложения - описание внешности по произведениям:

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Л.Н. Толстой «Детство»

М.Горький «Детство»

А.И. Куприн «Тапер» и т. п.

III этап. Сочинение - описание картины.

Присутствие картины на уроке обязывает многому. Сначала мы должны найти пути художественного развития школьников, освоить приемы работы с произведением искусства, ведь мы должны раскрыть значимость художественного произведения, оценить его идейное и нравственное содержание, художественные достоинства; побуждать учеников следовать определенным нравственным идеалам. Нужно искать возможности показать детям в произведении искусства, как в зеркале, их самих, способных любить, сочувствовать, сострадать.

Для подобных уроков можно подобрать серии картин, чтобы формировать у учащихся более цельное представление о мире живописи.

Например, на урок знакомства с жанром портрета представим разнообразные репродукции: от иконы до современных полотен. История предстает в лицах, и каждый портрет приоткрывает дверь в прошлое, которому не суждено возвратиться, а это – события, судьбы, трагедии и счастливые минуты жизни незнакомых нам людей, которые в конце урока становятся ближе и понятнее.

Приёмы ведения беседы на уроке подготовки к сочинению данного вида могут быть такими:

1 этап - ознакомительный (восприятие внешнего, конкретно-предметного слоя картины, выяснение темы, сюжета, характера, настроения, состояния изображенных людей. Дается информация о художнике, история создания художественного произведения).

2 этап - познавательный (вопросы к интеллекту – разговор о композиции, колорите, светотени, линиях рисунка; выдвижение ключевого вопроса, интегрирующего частное и общее. Чтобы анализ частного (конкретных изобразительно-выразительных средств) не увел от общего, не разрушил целостности восприятия, мы в вопросе объединим формальное и содержательное значение, например:

5 класс. В.М. Васнецов «Алёнушка»: гармония и красота в отношении природы и человека.

7 класс. В.М. Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный»: возможность определить судьбу и характер правителя по его портрету.

3 этап - развитие ассоциативного мышления, способности человека приобщиться к эмоциональной жизни другого/

4 этап - развитие творческих способностей учащихся.

Кроме обычного сочинения – описания картины можно использовать и другие жанры, например:

Сочинение - зарисовка (набросок) - небольшой текст, дающий информацию о какой-либо отдельной детали или признаке, раскрывающий собственную мысль по поводу увиденного, например:

5 класс. «Глаза Алёнушки» (по картине Васнецова «Алёнушка»)

Сочинение – миниатюра - немногословный анализ, имеющий признаки завершённого текста, например:

5 класс. «Снегурочке страшно» (по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»)

6 класс. «Надо сделать выбор» (по картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье»)

7 класс. «О красоте» (по «Портрету Веры Мамонтовой) В.М. Васнецова.

Примерный план подготовки к сочинению-описанию внешности:

1. Урок внеклассного чтения.

Идейно-содержательный анализ рассказа А.И. Куприна «Тапер» с элементами лингвистического анализа текста.

Знания:

- тема, микротема, главная мысль,

- сюжет, внесюжетные элементы,

- подчинённость всех частей темы и главной мысли,

- композиционно-содержательные особенности внесюжетного элемента описания внешности, его роль в раскрытии замысла автора.

2. Урок обучающего изложения.

Подробное изложение текста - описания внешности по рассказу А.И. Куприна «Тапер» («Композитор А.Рубинштейн»).

Знания:

- композиционно-содержательные особенности текста - описания внешности:

зачин (функции, содержательные элементы)

основная часть (детали портрета и элементы оценки героя)

концовка.

3. Фрагменты развития речи на уроках:

а) детали портрета: лицо, глаза, голова, волосы

б) голос, смех.

Знания:

- роль, детали портрета в раскрытии характера героя,

- варианты синтаксических конструкций для описания наличия той или иной детали внешности как средство передачи внутреннего состояния героев

- обогащение словарного запаса.

4. Урок обучающего сочинения. Описание внешности человека.

Знания:

- уточнение речевой ситуации, замысла, стиля и др.

Варианты цепочек, подготавливающих учащихся к описанию внешности.

5 класс

1) Уроки литературы. Русские народные сказки.

Свободный диктант по картине В.М. Васнецова «Алёнушка».

Сочинение по картине «Алёнушка».

2) Свободный диктант по картине А.А.Пластова «Летом».

Сочинение – описание картины «Летом».

3) Свободный диктант по картине В.А.Серова «Дети».

Сочинение по картине В.А.Серова «Дети».

Сочинение сравнительного характера по картине В.А.Серова «Дети».

Сочинение по личным впечатлениям сравнительного характера.

6 класс

1)Уроки литературы. Библейские притчи.

Свободный диктант по картине Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Сочинение – описание картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».

2)Уроки литературы. А.С.Пушкин «Дубровский».

Изложение по фрагменту повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Сочинение по иллюстрациям к повести А.С.Пушкина «Дубровский».

3)Уроки литературы. М.М.Пришвин «Кладовая солнца».

Изложение по фрагменту сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

Сочинение по личным впечатлениям.

7 класс

  1. Уроки литературы. М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…»

Свободный диктант по картине В.М.Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный».

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный».

  1. Уроки литературы. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».

Свободны диктант по фрагменту повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Изложение по фрагменту повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Сочинение по иллюстрациям к повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Сочинение – сравнительная характеристика литературных героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Сочинение – сравнительная характеристика по личным впечатлениям.

  1. Свободный диктант по картине В.А.Серова «Девочка с персиками».

Сочинение – описание картины В.А.Серова «Девочка с персиками».

Сочинение – сравнение картин В.А.Серова «Девочка с персиками» и «Портрет Веры Мамонтовой».

Сочинение – описание внешности по личным впечатлениям.

Сочинение сравнительного характера по личным впечатлениям.

Сочинение – описание по фотографии (в молодости – в старости).

  1. Практическое приложение. Уроки словесности.

  1. Урок словесности №1

Тема урока: «Развитие понятия портрет. Детали портрета. Глаза».

Цели урока:

1) показать роль названной детали портрета в раскрытии внутреннего мира героя;

2) формировать умение соотносить выбор содержательных и языковых элементов с характером описываемого персонажа, с замыслом автора. Оборудование:

1) наборное полотно и карточки к нему (для сбора слова словесность);

2) тексты рассказа М. Шолохова «Нахаленок» по числу парт в классе;

3) стенды с портретами, выполненными живописцами разных эпох;

4) таблица направления взгляда при рассматривании лица;

5) музыкальное сопровождение для проведения физкультминутки;

6) тексты стихотворения Н. Заболоцкого «Портрет» по числу парт в классе.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Определение вида урока.

III. Фрагментарный анализ текста с целью вывода темы урока и актуализации имеющихся знаний по данной теме, целеполагание.

IV. Рассуждения о связи литературы с живописью в рамках данной темы.

V. Рассуждения о важности подбора точного слова для описания глаз.

VI. Физкультминутка.

VII. Два портрета (стихотворение Н. Заболоцкого «Портрет» и портрет А.П. Струйской кисти Рокотова)

VIII.Языковые разборы:

1) орфографический, пунктуационный, синтаксический,

2) морфемный и словообразовательный.

IX. Подведение итогов урока.

X. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент .

- Здравствуйте, ребята! Сегодня первыми сядут те, у кого голубые глаза. А теперь зеленоглазые. И, наконец, кареглазые.

II. Определение вида урока.

- Мы начинаем наш урок. Что это будет за занятие, вы узнаете сами. Для этого отгадайте загадку:

С добром скажу – сладкое,

Со злом скажу – горькое. (Слово)

- Возьмите из ответа корень, из слов чудесный и радость – суффиксы, из слова друг – окончание. А теперь соберите слово из взятых морфем. (Слов-есн-ость – работа на наборном полотне.)

Итак, сегодня урок ... (словесности). Что же это за урок?

(Это урок русского языка и литературы, когда мы отрабатываем знания по русскому языку на материале художественных произведений).

III. Фрагментарный анализ текста с целью вывода темы урока и актуализации имеющихся знаний по данной теме, целеполагание.

Сегодня на ваших партах лежат сборники, в которых есть рассказ М. Шолохова «Нахаленок». По закладке вы найдете отрывок, который мы прочитаем. По окончании чтения, вам нужно будет ответить на вопрос:

- Как этот отрывок можно назвать с точки зрения литературоведения?

(Портрет)

Далее идет беседа:

- Что называется портретом?

- Каковы его функции?

Обратимся к тексту.

- Какая деталь портрета особенно важна в нем? (Глаза)

- Почему?

- Какие приемы использует автор для описания глаз?

Вот темой нашего сегодняшнего занятия и будет развитие понятия портрет. Будем рассматривать детали портрета, а конкретно глаза. Мы уже работали над описанием внешности:

- знакомились с понятием описания внешности и термином портрет;

- говорили о внешнем и «внутреннем» портрете;

- писали изложения - художественное описание портрета литературного героя). О ком мы писали? (О Марусе из повести В.Г. Короленко «Дети подземелья», композиторе А.Г. Рубинштейне из рассказа А.И.Куприна «Тапер»);

- говорили о деталях портрета. О каких? (О лице)

- Сегодня поговорим о глазах. Посмотрим, какое место занимают они в описании внешности и какую роль играют в раскрытии внутреннего мира героя.

IV. Рассуждения о связи литературы с живописью в рамках данной темы

- Какой вид искусства позволяет увидеть портрет в прямом смысле? (живопись).

- Посмотрите на лица в представленных сегодня портретах. На прошлом уроке, побывав в импровизированной картинной галерее, вы уже познакомились с ними и их авторами.

- Какая именно деталь притягивает ваш взгляд? (Глаза. Взгляд всё время к ним возвращается.)

- Учёные даже провели исследования, которые показали, что при рассматривании изображения людей наш взгляд притягивают именно глаза. В.Г.Короленко в повести «Слепой музыкант» писал: «Глаза – зеркало души. Вернее сравнивать их с океанами, которыми вливаются в душу впечатления яркого, сверкающего цветного мира».

Запишем эту цитату в виде прямой речи. (Орфографический и пунктуационный разбор записи.)

V. Рассуждения о важности подбора точного слова для описания глаз.

По тому, какими глазами человек смотрит на мир - широко открытыми или злобно прищуренными, - можно многое узнать о его характере, о состоянии души. Поэтому так важна для понимания прочитанного эта деталь портрета, поэтому так важно найти слово, которое не только называло бы роль глаз, но и передавало бы состояние души человека. Ведь особенности характера почти всегда накладывают отпечаток на внешность, и это проявляется в чертах лица, в выражении глаз.

VI. Физкультминутка.

VII. Два портрета (стихотворение Н.Заболоцкого «Портрет» и портрет А.П. Струйской кисти Рокотова).

- Посмотрите на портрет Струйской кисти Рокотова, написанный в 70-х гг. XVIII века. Как бы вы описали то, что на нём изображено? (Молодая женщина изображена на темном фоне и как прелестное видение выплывает из глубины веков. Мы видим её тонкое лицо с чуть прищуренными глазами, которые смотрят, откуда-то издалека - серьёзно, немного грустно. Этот взгляд как бы не направлен ни на что, он вне времени. Загадочный взгляд, мягкая улыбка, грациозный наклон головы выражают изменчивую сложность духовного мира, одухотворенность внутренней жизни).

- А теперь послушайте стихотворение Н. Заболоцкого, посвященное этому полотну. Стихотворение было написано в 1953 году, когда поэт приобрел этот полюбившийся ему портрет. У вас на партах есть эти тексты. Следите, пожалуйста. (Чтение учителя)

- О чем говорит нам I строфа стихотворения? (О синтезе разных видов искусств: в данном случае поэзии (литературы) и живописи)

- Какое место занимают в стихотворном описании портрета глаза? (Практически только глаза и описаны. Нет указания на цвет, размер, форму, но через описание этих «прекрасных глаз» поэт передает духовную жизнь героини, смену ее чувств, переживаний - полуулыбка, полуплач.)

- Какие речевые средства использует поэт? ( Местоимения - перенос части на целое: глаза - лицо, портрет и даже вся жизнь героини; параллелизм: глаза -два тумана», «два обмана» (в тумане нет конкретности, он скрывают истину); метафорический эпитет - «души изменчивой»; метафора - глаза «со дна души моей мерцают»)

VIII Языковые разборы.

1) синтаксический, орфографический, пунктуационный.

Прекрасные глаза Струйской - это проникновенная повесть о неуловимой внутренней жизни женщины, испытавшей «мглу неудач»4.

2) морфемный и словообразовательный.

Испытавшей – причастие, изменяется по падежам, числам, родам.

Образуем формы слова: испытавшая, испытавшие – изменяемая часть является окончанием. Основа слова испытавш-. Основа производная. Испытавший – испытать. Производящая основа испыта-. Слово образовано суффиксальным способом.

1) окончание -ей: указывает на прил./прич. в ед. ч., ж. р.;

2) суффикс -вш-: суффикс прич., действит., прош. вр., (например: смотревший);

суффикс -а- : суффикс глаг., грамматическое значение - действие (например: дышать);

3) приставка Ис-: например: испуг;

4) корень -пыт-: однокоренные слова: испытание, пытать, пытливый.

IX. Итоги урока.

- О какой детали портрета мы говорили сегодня на уроке?

- каковы ее функции и значение?

X. Домашнее задание.

Подобрать определения для описания глаз:

1) по цвету;

2) по форме, размеру;

3) передающие качества личности (характер), состояние человека в разные моменты (грусть, радость, испуг ...).

Приложение к уроку

  1. Портрет А.Г.Рубинштейна




  1. Текст изложения — описание внешности А. Г. Рубинштейна.

Не переставая играть, он увидел, как в залу вошел пожилой господин, к которому, точно по волшебству, приковались глаза всех присутству­ющих. Вошедший был немного выше среднего роста и довольно широк в кости, но не полн. Держался он с такой изящной, неуловимо небрежной и в то же время величавой простотой, которая свойственна только людям большого света. Сразу было видно, что этот человек привык чувствовать себя одинаково свободно и в маленькой гостиной, и перед тысячной толпой, и в залах королевских дворцов. Всего замечательнее было его лицо — одно из тех лиц, которые запечатлеваются в памяти на всю жизнь с первого взгляда: большой четырехугольный лоб был изборожден суровыми, почти гневными морщинами; глаза, глубоко сидевшие в орбитах, с повисшими над ними складками верхних век, смотрели тяжело, утомленно и недовольно; узкие бритые губы были энергично и крепко сжаты, указывая на железную волю в характере незнакомца, а нижняя челюсть, сильно выдвинувшаяся вперед и твердо обрисованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства. Общее впечатление довершала длинная грива густых, небрежно заброшенных назад волос, делавшая эту характерную, гордую голову похожей на львиную...

  1. Отрывок из рассказа М.Шолохова «Нахаленок»

Мишка собой щуплый, волосы у него с весны были – как лепестки цветущего подсолнечника, в июне солнце обожгло их жаром, взлох­матило пегими вихрами; щеки, точно воробьиное яйцо, исконопатило веснушками, а нос от сол­нышка и постоянного купания в пруду облупил­ся, потрескался шелухой. Одним хорош колченогенький Мишка — глазами. Из узеньких проре­зей высматривают они, голубые и плутовские, похожие на нерастаявшие крупинки речного льда.

Вот за глаза-то да за буйную непоседливость и любит Мишку отец.

  1. Исследования.

Записи движений глаз по методу Ярбуса наглядно показывают, что при рассматривании изображений людей и животных наш взгляд особенно притягивают глаза портрета, и не только в том случае, когда портрет «смотрит» на нас.






  1. Николай Заболоцкий. Портрет

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной дано

Души изменчивой примета

Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как дна тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.
Когда потемки — наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.



  1. Урок словесности №2 (продолжение)

Тема урока: «Продолжение подготовки к сочинению - описанию внешности. Детали портрета. Глаза».

Цели урока:

1) формирование умений соотносить выбор содержательных и языковых элементов с характером описываемого персонажа, с замыслом автора;

2) формирование умений передавать одну и ту же мысль разными синтаксическими конструкциями.

Оборудование:

1) три конверта с карточками, содержащими определение для описания глаз;

2) 12 карточек с предложениями для лингвистического анализа;

3) словесный материал для игры «В портреты»;

4) 12 карточек, содержащих тексты «Портреты дорогих людей»;

5) Словарь эпитетов русского языка;

6) Словарь синонимов русского языка;

7) музыкальное сопровождение для проведения физкультминутки.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Определение темы урока, актуализация имеющихся знаний по данной теме, целеполагание.

III. Проверка домашнего задания и обобщение накопленного материала (упражнение №1)

IV. Тренировочные упражнения:

1) упр. №2 (игра «В портреты»);

2) языковые разборы:

а) орфографический;

б) пунктуационный;

в) синтаксический;

г) морфемный;

3) упр. №3 (отработка конструкций, содержащих сравнения и эпитеты в описании глаз);

4) физкультминутка;

5) упр. №4 (глагольная синонимия для передачи функций глаз)

6) упр. №5 (отработка конструкций, передающих

а) качества личности;

б) состояние героя);

7)упр. №6 (проявление авторского отношения к описываемому персонажу)

V. Подведение итогов.

VI. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Первыми за парту сядут те, у кого глаза большие; затем те, у кого они маленькие; теперь – обладатели узких миндалевидных глаз и, наконец, - носители широко распахнутых очей.

II. Определение темы урока, актуализация имеющихся знаний по данной теме, целеполагание.

– Сегодня мы продолжим работу, начатую на прошлом уроке словесности.

- О чем мы говорили? (Мы говорили о такой детали портрета, как глаза. В портрете человека это самая выразительная деталь. Поэтому нужно уметь найти такое слово, которое не только называло бы образ и роль глаз, но и предавало состояние души человека, т.е. обладало бы добавочным значением, необходимым для раскрытия характера героя).

III. Проверка домашнего задания и обобщение накопленного материала.

- Дома вам нужно было подобрать определения для описания глаз:

1) по цвету;

2) по форме, размеру;

3) передающие характер человека и его состояние. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Упражнение №1. Коллективное составление таблицы

«Определения, характеризующие глаза» (продолжение работы)

Детали портрета

Рабочие материалы

1.Лицо

2. Глаза:

а) По цвету.


Составлены ранее
Бесцветные, блеклые, вылинявшие, выцветшие, светлые, водянистые, полинявшие.

Темные, иссиня-черные, дымчатые, карие, серые, стальные, цыганские, черносливовые, шоколадные.

Васильковые, голубые, голубовато-серые, светло-голубые, светло-синие, ультрамариновые, ярко-голубые, сердоликовые, зеленые, изумрудные.


б) По форме и размеру.

Большие, выпуклые, громадные, круглые, широкие.

Маленькие, кукольные, суженные.

Иконописные, глубокие, бездонные, запавшие,

провалившиеся.

Миндалевидные, монгольские, раскосые, сливовые.


в) Передающие особенности характера и состояние человека.

Азартные, бедовые, беззаботные, беззащитные, безропотные, безумные, беспечные, бесшабашные, вдумчивые, веселые, властные, внимательные, восторженные, вызывающие, горящие, грозные, грустные, дерзкие, добрые, доверчивые, жадные, жестокие, жизнерадостные, задорные, задумчивые, ласковые, леденящие, любопытные, мудрые, несчастные, озорные, отчаянные, печальные, плутовские, удивленные.


Более полный материал по данной теме можно найти в «Словаре эпитетов русского языка».

IV. Тренировочные упражнения:

1) Упражнение № 2: игра «В портреты» (устно):

Гости И. С. Тургенева увлекались игрой «в портре­ты». «Как отлично, — пишет И. С. Тургенев, — мы проводили время! Я рисовал пять-шесть профилей, какие мне только приходили в голову, и каждый писал под каждым профилем, что он о нём думал. Выходили вещи презабавные».

- Давайте и мы с вами поиграем в портреты. Рассмотрите копии профилей, выполненных Тургеневым. Перед вами характеристики этих героев. Какими вам представляются глаза каждого из этих персонажей?

  1. Добрейшей души человек, радушный хозяин, балагур, скорый на ногу весельчак.



(Живые, искрящиеся, блестящие, озорные, быстрые, смеющиеся, веселые, лукавые, лучистые, открытые).

  1. Чернильная душа (чиновник, бюрократ) – грустный, незлой, но скучный, как осенний дождь.



(Бесцветные, водянистые, выцветшие, полинявшие, маленькие, круглые, неподвижные, грустные, печальные).


2) Языковые разборы.

На меня смотрели глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской.4

- Какой прием использует автор для описания глаз? (Сравнение).

- Что этим достигается? (Чувствуешь, что герой переживает огромное горе, от которого нет спасения, которое надломило человека, лишило его возможности радоваться жизни).

Производятся разборы:

а) орфографический;

б) пунктуационный;

в) синтаксический;

г) морфемный и словообразовательный:

Присыпанные - причастие, измен, по падежам, числам, родам.

Образуем формы слова присыпанная, присыпанного. Изменяемая часть является окончанием. Основа слова присыпанн-. Основа производная. Присыпанный - присыпать. Производящая основа присыпа-. Слово образовано суффиксальным способом.

  1. окончание -ые: указывает на прил./прич. во мн. ч.;

  2. суффикс -нн-: суффикс прич., страдат., прош. вр., (например: написанный);

суффикс -а- : суффикс глаг., грамматическое значение - действие (например: думать);

  1. корень -сып-: однокоренные слова: сыпать, сыплю, насыпь.

3) Упражнение № 3 (отработка конструкций, содержащих сравнения и эпитеты в описании глаз).

Выписать конструкции, содержащие эпитеты и сравнения в описании глаз. (Все предложения взяты из художественных текстов).

  1. Выцветшие, когда-то голубые глаза, холодные, крупные, выпуклые, глядели, точно глаза невиданной зловещей птицы.

  2. Павлик, продолжая капризничать, вяло улыбнулся слипшимися, как вареники, глазами.

  3. Она запустила в садок пятерню и уставилась на Гаврика круглыми глазами, черными и синими, как виноград «Изабелла».

  4. Из узеньких прорезей высматривают они, голубые и плутовские, похожие на нерастаявшие крупинки речного льда.

(Карточки с предложениями лежат на партах учащихся первого ряда. По очереди к доске выходят представители каждой парты объяснять и записывать материал из предложения).

4) Физкультминутка.

5) Упражнение №4 (глагольная синонимия для передачи функций глаз)

Записать глаголы, с помощью которых может передаваться функция глаз – смотреть, по группам:

А) с положительным значением;

Б) с отрицательным значением;

В) нейтральные.

К доске выходят три человека и срывают «листья» с «Древа познания», содержащие синонимы по данной теме.

Смеются

Сверлят

Смотрят

Горят

Пронизывают

Глядят

Сверкают

Впиваются

Искрятся

Измеряют

Вглядываются

Рассматривают

Более обширный материал можно найти в «Словаре синонимов русского языка».

6) Упражнение № 5

Работа ведется аналогично упражнению № 3.

Выписать конструкции, передающие:

А) Качества личности:

- В полуясном небе горели приветливо, будто звездочки, ясные очи. (Приветливость).

- Она поглядела на меня своими холодными птичьими глазами. (Равнодушие).

- Тыбурций в одну секунду оглядел нас своими рысьими глазами. (Постоянное напряжение, ожидание опасности).

- Глаза его блестели и были глубоки, как будто наполнены непролитыми слезами. (Доброта, сострадание, способность глубоко чувствовать).

Б) Состояние героя:

- Глаза сверкали оживлением и любопытством. (Оживление, заинтересованность).

- Старик стал вспоминать что-то, должно быть, свою молодость, потому что глаза его заискрились. (Радость воспоминаний о счастливой поре жизни).

- Отчаянные, веселые глаза жарко блестели под побелевшими бровями. (Веселье, решительность, приподнятость, готовность к трудному опасному делу).

- «Я, тетенька, их только чуть-чуть хотел попробовать», - сказал Павлик, невинно глядя на разгневанную тетю широко открытыми, янтарными от слез глазами. (Удивление, непонимание, детская непосредственность).

7) Упражнение № 6.

- У вас на партах лежат карточки с работами на тему «Портреты дорогих людей». Какая из зарисовок вам больше понравилась и почему?

А) Мама - вот самый дорогой для меня человек. Только скажешь слово «мама» - и перед глазами встаёт женщина невысокого роста с тёмными, но уже слегка поседевшими на висках волосами. Они всегда аккуратно уложены, только на лоб то и дело выбивается непослуш­ный смешной завиток.

У мамы добрые и мудрые глаза; они смотрят на ме­ня иногда ласково, иногда строго. Когда мама смеётся, около её глаз собираются стайки маленьких морщинок, а когда она сердится, то на лбу проходят большие «серь­ёзные» морщины.

В) Самый дорогой для меня человек — это мама. Моя мама среднего роста. У неё тёмные густые волосы, широкий открытый лоб, небольшой прямой нос, чётко очерченный рот. У мамы большие серые глаза и длин­ные ресницы.

- Какова основная мысль автора?

- Как он движется в ее раскрытии?

- Как проявляется отношение автора?

V. Подведем итоги нашего урока.

- С чем необходимо соотносить выбор содержательных и языковых элементов при описании глаз героя?

- Какие средства можно использовать при описании?

- Какие словари помогут наиболее точно передать характер персонажа и авторский замысел?

VI. Домашнее задание.

- Составьте описание глаз кого-нибудь из ваших родных, близких, друзей в момент, когда он (на выбор)

а) испытывает какое-либо чувство (сердится, удивляется, радуется...);

б) занят любимым делом.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Подход к проблеме обучения школьников описанию внешности человека iconЛитература Александров А. Ф., Рухадзе А. А. Основы электродинамики...
Термодинамический подход к описанию молекулярных явлений. Термодинамическое равновесие. Температура

Подход к проблеме обучения школьников описанию внешности человека iconСистемно деятельностный подход в обучении
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных...

Подход к проблеме обучения школьников описанию внешности человека iconКонкурс методических проектов «Активные методы обучения, деятельностный...
«Активные методы обучения, деятельностный и компетентностный подход в образовательном процессе»

Подход к проблеме обучения школьников описанию внешности человека icon1. Технологический подход в обучении. Анализ обобщенных педагогических...
Термин «технология обучения» это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, включающий в себя...

Подход к проблеме обучения школьников описанию внешности человека iconК проблеме опосредствованности «непосредственного» постижения смыслов текста
Архангельская, 2009, с. 7). И хотя, констатирует А. М. Улановский, герменевтический вариант феноменологии в настоящее время доминирует...

Подход к проблеме обучения школьников описанию внешности человека iconТуркменский ковер: выставка одного предмета. К проблеме интерпретации
К проблеме интерпретации древнего тюркского мировоззрения в условиях малых музеев

Подход к проблеме обучения школьников описанию внешности человека iconПсихология человека в современном мире том 4 Субъектный подход в
Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009...

Подход к проблеме обучения школьников описанию внешности человека iconЭволюция асимметрии, сексуальности и культуры
Тр. Междунар. Симп.: Взаимодействие человека и культуры: теоретико-информационный подход. Информационное мировоззрение и эстетика....

Подход к проблеме обучения школьников описанию внешности человека iconРаботы
Продолжить работу по развитию индивидуальных способностей школьников посредством внедрения в увр приемов личностно-ориентированного...

Подход к проблеме обучения школьников описанию внешности человека iconЗавтра я начну говорить о проблеме, которую я уже обозначил: о связи...
Затем, как я уже говорил, мне хотелось бы указать на то, что в смысле пятого послеатлантического периода мог бы назвать кармой профессий...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции