Давыдов Д. Г. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе. Способы разрешения межличностных конфликтов // Ориентир. № C. 49-53




Скачать 163.3 Kb.
Название Давыдов Д. Г. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе. Способы разрешения межличностных конфликтов // Ориентир. № C. 49-53
Дата публикации 22.06.2014
Размер 163.3 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Военное дело > Документы

Давыдов Д.Г. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе. Способы разрешения межличностных конфликтов // Ориентир. № 6. C.49-53.

Особенности взаимоотношений в воинском коллективе. Способы разрешения межличностных конфликтов.



1. Взаимоотношения в воинском коллективе.

2. Разрешение конфликтов между военнослужащими.
1. Взаимоотношения в воинском коллективе.

В любом воинском коллективе складываются и одновременно сосуществуют два вида отношений. Одни из них, определены законами, уставами, должностными инструкциями. Такие отношения строятся на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе военной организации. В воинском коллективе наиболее заметна иерархия отношений по вертикали: отношений между начальниками и подчиненными, старшими и младшими. Например, отношения командира танка и механика-водителя, дежурного по полку и дежурного по роте, разводящего и часового. Каждый из участников таких отношений имеет определенные права, обязанности и предписания как он должен действовать в той или иной ситуации. Эти отношения носят название ФОРМАЛЬНЫХ, поскольку они определены нормативными документами. Обратите внимание, это отношения не между конкретными людьми, а, скорее, между определенными социальными ролями, которые играют люди. Так, когда мы говорим «начальник патруля сделал замечание военнослужащему за нарушение формы одежды», мы имеем ввиду именно формальные отношения между двумя категориями военнослужащих.

Само словосочетание «формальные отношения» – очень точно передает их смысл. Форма есть нечто заданное извне, она всегда есть форма чего-то и существует сама по себе только как абстракция. Так и формальные отношения всегда реализуются в виде реальных, жизненных отношений. Такие отношения конкретных людей в конкретной ситуации называют МЕЖЛИЧНОСТНЫМИ или неформальными. Даже вступая во взаимодействие в официальной обстановке по сугубо формальному поводу, люди довольно быстро начинают испытывать те или иные чувства к своим партнерам по общению. Оставаясь личностями в системе безличных общественных отношений, люди неизбежно проявляют свои индивидуальные характеристики. Подчеркнем, формальные отношения всегда реализуются в виде межличностных отношений. Общение начальника и подчиненного это всегда общение двух личностей (лейтенанта Иванова и сержанта Петрова), с присущими им индивидуальными особенностями, которые они волей или неволей учитывают.

Поэтому, неформальные, межличностные отношения невозможно искоренить или игнорировать. Они пропитывают буквально все сферы человеческого взаимодействия. Другое дело, что формальные отношения влияют на характер поведения людей, придают им определенную, сходную для всех форму. Степень этого влияния может быть большей или меньшей, в зависимости от конкретной ситуации.

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы формальных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Естественно, что набор конкретных чувств безграничен. Однако все их можно свести в две большие группы:

1)        соединяющие - сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д. Среди таких чувств чаще всего называют симпатию, дружбу, любовь.

2)        разъединяющие - сюда относятся разделяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть даже как непереносимый объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и общению. Среди таких негативно окрашенных чувств выделяют антипатию, вражду, ненависть. Интенсивность того и другого родов чувств может быть весьма различной.

Межличностные взаимоотношения военнослужащих осуществляется в военно-профессиональной, бытовой сфере и сфере досуга. Они опосредствуются содержанием и целями совместной жизнедеятельности, характером руководства, особенностями среды, орга­низацией жизни и быта. Поскольку условия жизнедеятельности воинского коллектива (экстремальный вид деятельности, высокие нагрузки, жесткая система управления, различные ограничения) заметно отличаются от прочих трудовых групп, взаимоотношения между военнослужащими имеют свою специфику.



Рис. 2 Виды межличностных отношений.

Прежде всего, это иерархичность, влияние на взаимоотношения статусно-ролевой структуры. Военнослужащие очень часто вступают во взаимоотношения старший – младший (по воинскому званию, должности, специальным обязанностям, сроку службы и уровню подготовки и т.д.). Это неравенство статусов может носить как постоянный характер (офицер – сержант), так и временный (дежурный по общежитию – военнослужащий, проживающий в общежитии). Армейский афоризм гласит: «не бывает так, чтобы не было начальника». И действительно, даже среди двух рядовых одинаковой должности равных по возрасту и сроку службы, выполняющих совместную задачу один обязательно должен быть назначен старшим.

Категоризация является еще одной особенностью межличностного взаимодействия. Военнослужащие часто общаются как представители различных категорий, относящихся к одной или различным возрастным, половым, должностным и другим группам. Так, вступая во взаимодействие с другим военнослужащим, мы всегда четко представляем, что имеем дело с человекам одного со мной или другого подразделения, специальности, рода войск, опыта в службе. Важным для взаимоотношений является деление военнослужащих на проходящих службу по призыву и контракту, имеющих или не имеющих боевой опыт, допущенных или пока не допущенных к несению боевого дежурства, заслуживших краповый берет или не заслуживших и т.д.

Заметна такая особенность взаимоотношений военнослужащих как интенсивность и теснота общения. Пожалуй, не так много сфер человеческой деятельности где люди общаются так долго, тесно (иногда в буквальном смысле!) и так зависят друг от друга. В общежитии, в столовой, в классе, в поле, в бане изо дня в день продолжается взаимодействие сослуживцев. Нахождение в постоянном тесном общении экипажей боевой машины, боевой части корабля, отделения разведчиков и др. предъявляет весьма непростые требования по их психологической совместимости и умению общаться.

Наконец, специфические нормы и ценности воинского коллектива проявляются во взаимоотношениях. Любой военнослужащий помнит, сколь нелегко давались ему первые дни армейской службы, как непросто было подчинить личные потребности целям и задачам подразделения, как трудно было вписаться в ритм жизни подразделения. Во взаимоотношениях военнослужащих особую ценность имеют такие качества как способность мужественно, без нытья преодолевать трудности, не выставлять на показ свои переживания, готовность жертвовать своими интересами ради товарищей, внутренняя собранность, уверенность в себе, внимание к своему внешнему виду и физической форме и др.



Рис. 2. Специфика взаимоотношений военнослужащих.
Одним из ярких проявлений взаимоотношений военнослужащих является дружба и войсковое товарищество. Дружба – очень сильное и красивое чувство, второе по силе и частоте описания в художественной литературе. Толковый словарь русского язы­ка» трактует понятие «дружба» как близкие отношения, основан­ные на взаимном доверии, привя­занности, общности интересов.

Происхождение слова «дружба» во многих языках связывается с военной сферой. В понимании близком современному, дружба появилось в средние века. Первые дошедшие литературные источники упоминают о дружбе рыцарей и сообщают, что возникшая между ними дружба была сильнее родства. На Руси понятие дружбы также появилось сравнительно давно и также связано с воинской деятельностью. Следует заметить, что слова «друг» и «дружина» однокоренные. Уже в "Слове о полку Игореве" мы находим свидетельство того, как высоко ценили древ­нерусские воины дружбу, товарищество. Основной принцип войскового товарищества сформулировал великий русский полководец А.В. Суворов в «Сам поги­бай, а товарища выручай».

С особой яркостью военное братство проявляется среди военнослужащих - участников боевых действий и войн. Ветераны Великой Отечественной войны, ветераны-«афганцы», участники боевых действий на Северном Кавказе и других «горячих точек» с особым уважением относятся к памяти боевых товарищей, сослуживцев, друзей, с которыми буквально породнились на военной службе, не раз участвовали в опастных операциях по выполнению воинского долга. О фронтовой дружбе находим про­никновенные строки в поэме А. Твардовского "Василий Теркин":

 

Свет пройдинигде не сыщешь,

 Не случалось видеть мне

Дружбы той святей и чище,

Что бывает на войне.
Не следует думать, что дружба и товарищество дается само по себе. С одной стороны, великое чувство дружбы может испытать только тот, кто готов к этому: кто ценит личность другого человека, открыть другим, готов делиться с окружающими своими радостями и проблемами, стремиться помочь тому, кому трудно. С другой стороны, настоящая дружба не возникает в «тепличных» условиях. Совместные испытания, перенесенные лишения, пережитые угрозы – одно из условий настоящих дружеских отношений. Для возникновения дружбы и чувства товарищества необходимо и тесное, интенсивное взаимодействие. Как правило, на первых порах становления воинского коллектива это выливается в возникновение напряженности, иногда даже конфликтов. Социальные психологи считают такой конфликтный период в коллективе вполне нормальным, пройдя «притирку» коллектив сплачивается, а достигнутые немалым трудом взаимопонимание и дружеские отношения становятся особо значимой ценностью для людей.

Прочем, в любом, даже самом дружном воинском коллективе помимо соединяющих, положительных взаимоотношений, всегда возникают и отношения негативные, разъединяющие. Вспомним, что основой межличностных взаимоотношений являются чувства и эмоции. И следует помнить, что наличие негативных эмоций одних людей по отношению к другим людям является вполне закономерным. Негативные эмоции возникают, прежде всего, из-за неудовлетворения потребностей и интересов людей. Люди различны по своим интересам и часто бывает так что интересы людей вступают в противоречие. Например, приближается время праздника, военнослужащий планирует как проведет свободный день, но вдруг сослуживец, который должен идти в наряд, просит у командира заменить его, объясняя это какими-то важными для него причинами. Конечно, интересы того, кто попал в наряд на праздничный день будут ущемлены, может возникнуть обида сослуживца, вместо которого пришлось заступить, на командира, который назначил в наряд… С негативными чувствами не стоит, да и бессмысленно бороться, запрещать их. Но проблема не в том, что негативные чувства это плохо. Проблема в том, как конкретный военнослужащий поступит в конкретной напряженной ситуации.

Конфликт относится к наиболее острым способам разрешения противоречий между людьми путем активного противоборства и как правило сопровождается сильными негативными эмоциями. Противоборство заключается в стремлении нанести вред (моральный, материальный или физический) своему противнику.

К счастью далеко не все конфликтные ситуации заканчиваются негативно. Исследования психологов показали, что здесь очень много зависит от правильных действий военнослужащих попавших в ситуацию затруднения в межличностных отношениях.
2. Разрешение конфликтов между военнослужащими

Итак, следует опасаться не самих трудностей во взаимоотношениях с сослуживцами, а неправильных, вредных для самого человека и окружающих действий. Но каждый, кто бывал участником конфликта, знает, как трудно регулировать свое поведение, да и плана действий обычно нет, поступки происходят «сами собой», еще более накаляя обстановку. Специалисты в области конфликтологии разработали специальные рекомендации, чтобы смягчить негативное действие конфликтов, помочь людям быстро разрешить его.

Разрешение конфликта представляет собой совместную деятельность участников конфликта, направленную на прекращение конфликтного противодействия и решение (полное или частичное) проблемы, которая привела к столкновению. Чтобы разрешить конфликт участникам необходимо изменить условия условий, в которых они взаимодействуют, и устранить действие причин возникновения конфликта.

Но прежде чем мы рассмотрим конкретные шаги по разрешению конфликта, давайте разберемся, а что собственно делают в конфликте противники. Принципиальное значение того, каким способом завершится конфликт, имеет выбор оппонентом стратегии выхода из него. Решающими для исхода конфликта зачастую становятся стратегии взаимодействия, избираемые его участниками. Стратегия выхода из конфликта представляет основную линию поведения оппонента на его заключительном этапе. Выделяют пять основных стратегий: соперничество, компромисс, сотрудничество, избегание и приспособление.

СОПЕРНИЧЕСТВО заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях явной конструктивности предлагаемого решения; выгодности результата для всей группы, коллектива, а не для отдельной личности, микрогруппы; принципиальной важности исхода борьбы для проводящего данную стратегию; отсутствии времени на уговоры оппонента.

КОМПРОМИСС состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части ранее выдвигавшихся требований, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными. Компромисс эффективен в случаях понимания оппонентами, что они обладают равными возможностями наличия взаимоисключающих интересов. Компромисс является наиболее часто используемой стратегией завершения конфликтов.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ или уступка рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию оппонента вынуждают разные мотивы. Это может быть осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него, незначительность проблемы. Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, полученный в ходе борьбы, угроза еще более серьезных негативных последствий, отсутствие шансов на позитивный исход, давление третьей стороны. В некоторых ситуациях с помощью уступки реализуется принцип «Три Д»: дай дорогу дураку.

ИЗБЕГАНИЕ является попыткой уйти из конфликта при минимуме затрат. Собственно, разговор идет не о разрешении, а о затухании конфликта. Военнослужащий старается не общаться со своим оппонентом, если это не получается, то старается избегать темы конфликта. Избегание применяется при отсутствии сил и времени для решения противоречия, стремлении выиграть время, наличии трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще.

СОТРУДНИЧЕСТВО считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективно в ситуациях: сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различия во власти; важности решения для обеих сторон; непредубежденности участников.

Очень часто конфликтующие стороны видят борьбу единственно возможным способом разрешения противоречия. Они забывают о других возможностях, упускают из виду, что могут добиться большего, если конструктивно разрешат проблему.

Стратегии поведения в конфликте реализуются через наборы соответствующих приемов. Совокупность приемов воздействия на оппо­нента мы будем называть тактиками. Выделяют следующие виды тактик:

Жесткие

Тактика давления - предъявление требований, указаний, прика­зов, угрозы, вплоть до ультиматума, предъявление компрометирую­щих материалов, шан­таж. В конфликтах начальник- подчиненный применяется в двух из трех ситуа­ций.

Тактика физического насилия (ущерба) - уничтожение матери­альных ценностей, физическое воздействие, нанесение телесных по­вреждений, блокирование чужой деятельности и т.п.

Тактика захвата и удержания объекта конфликта – присвоить спорную ценность, занять наиболее выгодное расположение в комнате, демонстративно не выполнять оспариваемое требование командира и т.д.

Тактика психологического насилия (ущерба) - оскорбление, гру­бость, негативная личностная оценка, дискриминационные меры, де­зинформация, обман. Вызывает у оппонента обиду, задевает самолюбие, достоин­ство и честь.

Нейтральные

Тактика коалиций. Цель — усиление своего ранга в конфликте. Выражается в образовании союзов, увеличении группы поддержки за счет руководителей, друзей и др., обращений в СМИ, органы власти.

Санкционирование. Воздействие на оппонента с помощью взы­скания, увеличения рабочей нагрузки, наложения запрета, установ­ления блокад, невыполнения распоряжений под каким-либо предло­гом, открытый отказ от выполнения.

Тактика демонстративных действий. Применяется для при­влечения внимания окружающих к своей персоне (публичные выска­зывания, жалобы на состояние здоровья, невыход на работу, демон­стративная попытка самоубийства, голодовки, демонстрации, и т.п.).

Мягкая

Тактика фиксации своей позиции — основана на использовании фактов, логики для подтвержде­ния своей позиции (убеждение, просьбы, выдвижение предложений и т.д.).

Тактика дружелюбия. Включает корректное обращение, под­черкивание общего, демонстрацию готовности решать проблему, предъявление необходимой информации, предложение помощи, ока­зание услуги, извинение, поощрение.

Тактика сделок. Предусматривает взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями.

Обратите внимания, даже из этого краткого перечня видно, что участники конфликта обладают возможностью применения разнообразных тактик и не все они являются деструктивными. На использовании этих возможностей и основан 17-тишаговый алгоритм разрешения межличностного конфликта, предложенный известным российским конфликтологом А.Я. Анцуповым. Рассмотрим пос­ледовательность действий одного из оппонентов, ре­шивше­го взять инициативу разрешения кон­фликта на себя.

1-й шаг. Прекратить борьбу с оппонентом. Понять, что путем конфликта мне не удастся защитить свои интересы. Оценить негативные непосредственные и перспективные последствия кон­фликта для меня.

2-й шаг. Внутренне согласиться, что когда два человека кон­флик­туют, то не прав тот из них, кто умнее. Трудно ждать инициа­тивы от этого упрямого оппонента. Гораздо реальнее мне самому изменить своё поведение в конфликте. Я от этого только выиграю или, по край­ней мере, не проиграю.

3-й шаг. Минимизировать мои негативные эмоции по отноше­нию к оппоненту. Постараться найти возможность уменьшить его негатив­ные эмоции по отношению ко мне.

4-й шаг. Настроиться на то, то потребуются определен­ные уси­лия для решения проблемы путём сотрудничества либо компро­мисса.

5-й шаг. Попытаться понять и согласиться с тем, что оп­понент, как и я, преследует свои интересы в конфликте. То, что он их отстаи­вает, так же естественно, как и защита много собственных интере­сов.

6-й шаг. Оценить суть конфликта как бы со стороны, предста­вив на моем месте и месте оппонента наших двойни­ков. Для этого необ­ходимо мысленно выйти из конфликт­ной ситуации и предста­вить, что точно такой же конфликт происходит в другом коллективе. B нем участвует мой двойник и двойник оппонента. Важно увидеть сильные стороны, частичную правоту в позиции двойника оппо­нента и слабые стороны частичную неправоту в позиции моего двойника.

7-й шаг. Выявить, каковы истинные интересы моего оп­понента в этом конфликте. Чего он, в конечном счете, хо­чет добиться. Уви­деть за поводом и внешней картиной конфликта его скрытую суть.

8-й шаг. Понять основные опасения оппонента. Опреде­лить, что он боится потерять. Выявить, какой возможный ущерб для себя оппо­нент старается предотвратить.

9-й шаг. Отделить проблему конфликта от людей. По­нять, в чем главная причина конфликта, если не учиты­вать индивидуаль­ные осо­бенности его участников.

Продолжая продвигаться по пути саморазрешения конфликта, сделаем новые шаги:

10-й шаг. Продумать и разработать программу-макси­мум, наце­лен­ную на оптимальное решение проблемы с уче­том интересов не только моих, но и оппонента. Игнорировать ин­тересы оппо­нента нельзя, это сразу сделает програм­му разрешения конфликта нереальной. Подготовить 3-4 варианта решения про­блемы.

11-й шаг. Продумать и разработать программу-минимум, наде­лен­ную на то, чтобы максимально смягчить конфликт. Практика по­ка­зывает, что смягчение конфликта, снижение остроты соз­дают хоро­шую основу для последующе­го разрешения противо­речия. Подготовить 3-4 варианта частично­го решения проблемы или смягчения конфликта.

12-й шаг. Определить по возможности объективные критерии раз­решения конфликта. Иными словами, ответить на вопрос, в каком случае можно считать конфликт разрешенным, а проблему исчерпанной.

13-й шаг. Спрогнозировать возможные ответные дей­ствия оппо­нента и свои реакции на них по мере развития конфликта. Если верен мой прогноз развития конфликт­а, это сделает мое поведе­ние более конст­руктивным. Чем лучше прогноз на развитие ситуа­ции, тем меньше потери обеих сторон в конфликте.

14-й шаг. Провести открытый разговор с оппонентом с целью раз­решения конфликта. Логика разговора может быть сле­дую­щей:

  • конфликт нам невыгоден, работать и жить при­дется вместе. По­этому лучше помо­гать, а не вредить друг другу;

  • предлагаю борьбу прекратить и обсудить, как мирно решить про­блему;

  • признать свои ошибки, приведшие к конфликту;

  • сделать уступки оппоненту в части того, что для меня в данной си­туации не является главным;

  • в мягкой форме высказать пожелание об уступках со стороны оп­по­нента и аргументировать свое предложение;

  • обсудить взаимные уступки;

  • полностью или частично разрешить конфликт;

  • если разговор не удался, не обострять ситуацию, а предложить вернуться к обсуждению проблемы еще раз через 2-3 дня.

15-й шаг. Попытаться разрешить конфликт, постоянно корректи­руя тактику, предлагая новые варианты в соответст­вии с конкретной ситуацией.

16-й шаг. Еще раз оценить свои действия на этапах воз­никнове­ния, развития и завершения конфликта. Определить, что было сде­лано правильно, а где были совершены ошибки.

17-й шаг. Оценить поведение других участников конф­ликта, тех кто поддерживал меня или оппонента. Конф­ликт сам по себе тести­рует людей и выявляет те особеннос­ти, которые до этого были скрыты.­
Таким образом, взаимоотношения военнослужащих подвержены действию не только внешних, формальных факторов, но и факторов собственно психологических, эмоциональных. Существуют особые закономерности по которым развиваются взаимоотношения. В этом смысле негативные взаимоотношения являются такими же закономерными, как и отношения положительные. Такие негативные отношения ни в коем случае не должны игнорироваться, скрываться. Наоборот, знание их причин, правильное поведение в напряженных ситуациях позволит избежать конфликтов или значительно снизить их отрицательное влияние. Плох не сам конфликт, а неумение предотвратить его негативные последствия, неправильное, агрессивное поведение. Практика показывает, что любой человек может значительно повысить удовлетворенность от общения со своими сослуживцами и достичь лучших результатов в своей деятельности, если будет знать и применять ряд нехитрых приемов оптимизации взаимоотношений.
Методические рекомендации для руководителей.

Занятие рекомендуется проводить методом рассказ-беседа. Начните занятие с обсуждения того, зачем нужна эта тема слушателям. Активизируйте аудиторию вопросами типа «Возможен ли коллектив совершенно без конфликтов?», «Почему некоторые люди жалуются, что в их их жизни нет настоящих друзей?». В ходе занятия возможно использовать реальные, известные аудитории примеры различных видов межличностных отношений. Возможно показать аудитории фрагменты видеофильмов, в которых представлены примеры воинской дружбы и товарищества или возникшая конфликтная ситуация. Обсудите, что явилось причиной подобных взаимоотношений, как это повлияет на самих участников, на климат в коллективе, на деятельность подразделения.

Конечной целью занятия является не только формирование у обучаемых знаний, необходимых для оптимизации взаимоотношений, но и создание установки на применение полученных знаний в трудных ситуациях межличностного взаимодействия.
Рекомендуемая литература:

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. –СПб.: Питер, 2008.

Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. –СПб.: Питер, 2007.

Маклаков А.Г. Психология и педагогика. Военная психология: Учебник для вузов. –СПб., Питер, 2007.

Вопросы:

1. Могут ли отношения между военнослужащими быть исключительно формальными, без влияния личностных особенностей? Почему?

2. Является ли конфликт явлением абсолютно недопустимым в сплоченном воинском коллективе?

3. Какие стратегии поведения в конфликте являются наиболее оптимальными с точки зрения его разрешения?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Давыдов Д. Г. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе. Способы разрешения межличностных конфликтов // Ориентир. № C. 49-53 icon Управление морально-психологическим климатом воинского коллектива....
Давыдов Д. Г. Управление морально-психологическим климатом воинского коллектива. Пути предупреждения и разрешения конфликтов // Ориентир....
Давыдов Д. Г. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе. Способы разрешения межличностных конфликтов // Ориентир. № C. 49-53 icon Анцупов А. Я. А74 Профилактика конфликтов в школьном коллективе
А74 Профилактика конфликтов в школьном коллективе. — М.: Гуманит изд; центр владос, 2003. — 208 с. — (Б-ка школьного психолога)
Давыдов Д. Г. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе. Способы разрешения межличностных конфликтов // Ориентир. № C. 49-53 icon Тест межличностных отношений Лири Источник Энциклопедия психодиагностики Описание методики
Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке...
Давыдов Д. Г. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе. Способы разрешения межличностных конфликтов // Ориентир. № C. 49-53 icon Правовое государство демократия или гомократия?
Задача настоящей статьи – на базе системного подхода показать разноаспектную картину взаимоотношений человека и общества, наметить...
Давыдов Д. Г. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе. Способы разрешения межличностных конфликтов // Ориентир. № C. 49-53 icon 15. 1 Конфликты детей в разных группах доу конфликты в младшей группе
В результате наблюдения за детьми в плане способов разрешения конфликтов нами были зафиксированы следующие результаты
Давыдов Д. Г. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе. Способы разрешения межличностных конфликтов // Ориентир. № C. 49-53 icon Урок (литература + математика). Технологии
Тема: Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Особенности композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Давыдов Д. Г. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе. Способы разрешения межличностных конфликтов // Ориентир. № C. 49-53 icon 7. Решение спорных вопросов: Улаживание конфликтов. Улаживание конфликтов
Классификация игр, как теоретическая основа их выбора и практического применения в профессиональной подготовке
Давыдов Д. Г. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе. Способы разрешения межличностных конфликтов // Ориентир. № C. 49-53 icon Книга представляет собой систематический очерк основных проблем конф­ликтологии....
К 64 Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина // спб.: Издательство «Лань», 1999. – 448 с
Давыдов Д. Г. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе. Способы разрешения межличностных конфликтов // Ориентир. № C. 49-53 icon Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе
Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся,...
Давыдов Д. Г. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе. Способы разрешения межличностных конфликтов // Ориентир. № C. 49-53 icon Книга представляет собой описание английской гималайской экспедиции...
В книге приводится краткий обзор предшествующих попыток восхождения на Джомолунгму, а также описание ландшафтов предгорьев и Гималаев....
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции