Тест жизнестойкости удк 159. 923. 072 Ббк 88. 3 Л 478 Психодиагностическая серия




Скачать 0.7 Mb.
Название Тест жизнестойкости удк 159. 923. 072 Ббк 88. 3 Л 478 Психодиагностическая серия
страница 1/5
Дата публикации 21.06.2014
Размер 0.7 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Авто-ремонт > Документы
  1   2   3   4   5








Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова




















Тест жизнестойкости








УДК 159.923.072 ББК 88.3 Л 478
Психодиагностическая серия



Редактор-составитель доктор психол. наук Д.А. Леонтьев

Охраняется законодательством РФ об авторском праве. Запрещает­ся перепечатка, копирование или воспроизведение в печатном, элект­ронном или другом виде как всей брошюры, так и ее фрагментов, включая текст методики, без письменного согласия авторов, за исключением ци­тирования в научных и научно-прикладных публикациях в пределах обще­принятых объемов (до 800 печатных знаков). Любые попытки нарушения будут преследоваться в судебном порядке.

Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект 06-06-00449а «Структура и диагностика личностного потенциала»

Л478 Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестой­кости. — М.: Смысл, 2006. — 63 с. Методическое руководство по новой методике психо­логической диагностики личности с широкой областью применения. Предназначается для профессиональных психологов-исследователей и практиков.
УДК 159.923.072 ББК 88.3 Л 478

ISBN 5-89357-228-9

© Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова, 2006

ВВЕДЕНИЕ
Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американ­ским психологом Сальваторе Мадди, теория и исследо­вания которого, за отдельными исключениями {Александрова, 2004; Мадди, 2005), до сегодняшнего дня практически не находили отражения в русскоязычных публикациях. Лич­ностная переменная hardiness (первый из авторов данно­го руководства в 2000 году предложил обозначать эту характеристику на русском языке как жизнестойкость) ха­рактеризует меру способности личности выдерживать стрес­совую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности. Этот конструкт был выделен в ходе исследований, в которых искался ответ на следующий вопрос: какие психологические факторы спо­собствуют успешному совладанию со стрессом и снижению (или даже предупреждению) внутреннего напряжения?

Понятие жизнестойкости, введенное Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди {Kobasa, 1979; Maddi, Kobasa, 1984), находится на пересечении теоретических воззрений экзис­тенциальной психологии и прикладной области психоло­гии стресса и совладания с ним.

Прикладной аспект жизнестойкости обусловлен той ролью, которую эта личностная переменная играет в успеш­ном противостоянии личности стрессовым ситуациям, прежде всего в профессиональной деятельности. Поданным исследований, жизнестойкость оказывается ключевой лич­ностной переменной, опосредующей влияние стрессоген-ных факторов (в том числе хронических) на соматическое и душевное здоровье, а также на успешность деятельности.

В теоретическом отношении понятие жизнестойкости вписывается в систему понятий экзистенциальной теории личности (Kobasa, Maddi, 1977; Мадди, 2005), выступая опе-рационализацией введенного экзистенциальным филосо­фом П. Тиллихом (1995) понятия «отвага быть». Эта экзистенциальная отвага предполагает готовность «действо­вать вопреки» — вопреки онтологической тревоге, тревоге потери смысла, вопреки ощущению «заброшенности» (М. Хайдеггер). Именно жизнестойкость позволяет чело­веку выносить неустранимую тревогу, сопровождающую выбор будущего (неизвестности), а не прошлого (неизмен­ности) в ситуации экзистенциальной дилеммы (Мадди, 2005; Kobasa, Maddi, 1977).

Концепция жизнестойкости, таким образом, позволя­ет соотнести исследования в области психологии стресса с экзистенциальными представлениями об онтологической тревоге и способах совладания с ней, предлагая практиче­ски эффективный, основанный на экзистенциальных воз­зрениях ответ на одну из наиболее актуальных проблем конца XX века (Maddi, 1998 Ъ, 2002, 2004 а).

1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ЕЕ СТРУКТУРА
Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это дис­позиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в це­лом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых (отличие от сходных конструктов будет обосновано ниже).

Вовлеченность (commitment) определяется как «убежден­ность в том, что вовлеченность в происходящее дает макси­мальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности» (Maddi, 1998 b). Человек с развитым компонен­том вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие по­добной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. «Если вы чувствуете уверен­ность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность» {Maddi, 1987, р. 103).

Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происхо­дящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не га­рантирован. Противоположность этому — ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает соб­ственную деятельность, свой путь.

Принятие риска (challenge) — убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его разви­тию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, по­зитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопас­ности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.

Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее (см. ниже о тренинге жизнестойкости). Их раз­витие решающим образом зависит от отношений родите­лей с ребенком. В частности, для развития компонента участия принципиально важно принятие и поддержка, лю­бовь и одобрение со стороны родителей. Для развития ком­понента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития при­нятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.

Мадди (Maddi, 1998 b) подчеркивает важность выражен­ности всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях. Можно говорить как об индиви­дуальных различиях каждого из трех компонентов в составе жизнестойкости, так и о необходимости их согласованности между собой и с общей (суммарной) мерой жизнестойкости.


2. ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ В МОДЕЛИ СТРЕССА
Одним из первых и наиболее убедительных исследова­ний, основанных на конструкте жизнестойкости, явилось лонгитюдное исследование менеджеров крупной телеком­муникационной компании штата Иллинойс (Illinois Bell Telephone Company — IВТ). Стрессогенная ситуация в ком­пании возникла вследствие изменений в законодательстве, регулирующем телекоммуникационный бизнес в США. В результате этих изменений всем предприятиям отрасли предстояли значительные сокращения персонала в течение нескольких месяцев, о чем было заранее известно. Эта си­туация провоцировала реакции дистресса, соматические заболевания и психические нарушения у многих работни­ков, ожидающих решения своей судьбы. Исследование, проведенное Мадди, обнаружило четкую обратную зависи­мость между выраженностью компонентов жизнестойкос­ти и вероятностью серьезного заболевания в течение года после возникновения стрессовой ситуации у менеджеров компании (Maddi, 1987). При низкой выраженности всех трех компонентов жизнестойкости вероятность заболева­ния оказалась равна 92,5 %, при высоком уровне одного из компонентов — 71,8 %, при высоком уровне двух компо­нентов — 57,7 %, и при высоком уровне всех трех компо­нентов 1,1%. Эти цифры говорят не только о значимости компонентов жизнестойкости в предотвращении стрессо-генных расстройств, но и о системном, синергическом ха­рактере их взаимодействия между собой, при котором суммарный эффект превышает сумму эффектов каждого компонента в отдельности.

Как работает жизнестойкость? За счет чего она позво­ляет преодолевать стресс? Согласно психологии стресса, все психологические факторы влияют на стресс одним из двух способов (см. рис. 1): они могут влиять на оценку ситуации («Несет ли она угрозу для меня?», «Могу ли я с ней спра­виться?»), а могут влиять на реакцию человека, его поведе­ние, преодоление трудностей.



Рис. 1. Структура стрессового события и переработки стресса (Абабков, Перре, 2004, с. 16)

На возникновение стресса влияют различные факторы: врожденная уязвимость организма (например, склонность к различным заболеваниям), внешние события, убеждения человека, его умение совладать со стрессовой ситуацией (Maddi, Kobasa, 1984). Влияние первых двух факторов не всегда подвластно контролю, однако развитие трансфор­мационных копинг-стратегий и жизнестойкости способ­ствует смягчению их последствий — собственно стресса.

Жизнестойкие убеждения, с одной стороны, влияют на оценку ситуации — благодаря готовности активно действо­вать и уверенности в возможности влиять на ситуацию она воспринимается как менее травматичная. С другой сторо­ны, жизнестойкость способствует активному преодолению трудностей. Она стимулирует заботу о собственном здоро­вье и благополучии (например, ежедневная зарядка, соблю­дение диеты и т.п.), за счет чего напряжение и стресс,


<

испытываемые человеком, не перерастают в хронические и не приводят к психосоматическим заболеваниям.

С. Мадди различает регрессивное и трансформационное совладание со стрессом. Трансформационное совладание, в отличие от регрессивного, подразумевает открытость ново­му, готовность действовать и активность в стрессовой ситуа­ции. Он описывает пять основных механизмов, благодаря которым проявляется буферное влияние жизнестойкости на развитие заболеваний и снижение эффективности деятель­ности (Maddi, 1998 b; Maddi, Kahn, Maddi, 1998; см. рис. 2):

  • о
    ценка жизненных изменений как менее стрессовых;

  • создание мотивации к трансформационному совла-данию;

  • усиление иммунной реакции;

  • усиление ответственности по отношению к практи­кам здоровья;

  • поиск активной социальной поддержки, способству­ющей трансформационному совладанию.

3. ОПРОСНИК ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ С. МАДДИ
При создании опросника жизнестойкости авторы ото­брали 6 шкал разных тестов (Теста отчуждения С. Мадди, Калифорнийского теста оценки целей в жизни М. Хана, Теста личностных особенностей Д. Джексона, Теста на ло-кус контроля Дж. Роттера), содержательно соответствующих компонентам вовлеченности, контроля и принятия риска. В ходе апробации были отобраны наиболее валидные и на­дежные пункты.

Исходный англоязычный вариант опросника жизне­стойкости (The Personal Views Survey III-R) состоит из 18 пунктов, включающих прямые и обратные вопросы и охватывающих все три шкалы опросника (вовлеченность, контроль и принятие риска). Выборка апробации вклю­чала в себя 430 менеджеров IBT, испытывающих стресс в связи с изменениями в компании. У менеджеров было за­регистрировано повышение субъективного стресса и час­тоты заболеваний в течение 10 лет (Maddi, Kobasa, 1984). Исследование велось в течение 12 лет. К настоящему вре­мени число испытуемых, ответивших на тест жизнестой­кости, превышает 6 ООО человек разного пола, возраста, семейного и социального статуса, образования и вероис­поведания. Как для измерения жизнестойкости, так и для изучения связанных со стрессом симптомов болезни ис­пользовались в основном данные самоотчетов; в отдель­ных случаях рассматривались также объективные данные, отчеты экспертов и данные медицинских карт. Показатели жизнестойкости оказались независимыми от образования, возраста, пола, семейного положения, статуса в обществе, а также от религии и этнической принадлежности.

В третью, окончательную на сегодняшний день версию опросника вошли наиболее валидные и надежные пункты, причем пункты считались внутренне валидными, если они предсказывали развитие соматических заболеваний в стрес­совой ситуации в течение года после измерения жизнестой­кости {Maddi, 1998 b). Исследования С. Мадди и его коллег (Maddi, Khoshaba, 2001) подтвердили надежность—согласо­ванность опросника (альфа Кронбаха составила по разным данным от 0,70 до 0,75 для компонента вовлеченности, от 0,61 до 0,84 для контроля, от 0,60 до 0,71 для принятия риска и от 0,80 до 0,88 по суммарной шкале жизнестойкости) и его надежность—устойчивость (в целом по шкале жизнестойко­сти 0,58 через 3 месяца, 0,57 через 6 месяцев). Факторный анализ подтвердил наличие трехфакторной структуры, со­ответствующей предложенной С. Мадди модели.

Исследования жизнестойкости не выявили связи жиз­нестойкости с расой испытуемых, обучающихся в США. Согласно кросскулыурным исследованиям иммигрантов из Азии в США, из Турции в Канаду и из Латинской Америки в Австралию (Maddi, Harvey, 2005), чем выше жизнестой­кость, тем быстрее происходит адаптация к новым усло­виям, меньше выражены культурный шок и субъективный уровень стресса. Точно так же, жизнестойкость у жителей США, уехавших на 2 года работать в Китай, положительно коррелировала со стабилизацией эмоционального состоя­ния и качества работы после культурного шока.

Проверка валидности опросника жизнестойкости пред­ставляла собой наиболее важную задачу. В ряде исследова­ний ставилась цель выявить связь между результатами измерения жизнестойкости и ее отдельных компонентов, с одной стороны, и другими переменными (показатели здо­ровья/болезни, эффективности и т.п.) — с другой.

Исследования жизнестойкости в русле концепции С. Мадди, одновременно служащие проверкой валидности методики измерения жизнестойкости, можно разделить на три основных направления:

  • исследования связи жизнестойкости с психологиче­скими переменными, отражающими разного рода проблемы и нарушения (конструктная валидность);

  • исследования связи жизнестойкости с другими по­зитивными характеристиками личности и обоснова­ние их различия (дискриминантная валидность);

  • исследования связи жизнестойкости с клинически­ми и поведенческими переменными — здоровьем, эффективностью исполнения и др. (экологическая валидность).

Имеются также исследования, посвященные развитию жизнестойкости (Khoshaba, Maddi, 1999) и эффектам тре­нинга жизнестойкости (Maddi, 1987, 1994, 1998 Ъ\ Maddi, Kahn, Maddi, 1998).
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тест жизнестойкости удк 159. 923. 072 Ббк 88. 3 Л 478 Психодиагностическая серия icon Учебное пособие удк 159. 9(075) Печатается ббк 88. 2я73 по решению Ученого Совета
Зоопсихология и сравнительная психология: Учебное пособие. Ставрополь: скси, 2005. 272 с
Тест жизнестойкости удк 159. 923. 072 Ббк 88. 3 Л 478 Психодиагностическая серия icon Учебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 Гамезо
Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ ред. М. В. Гамезо. М.: Ось-89, 2007. 352 с
Тест жизнестойкости удк 159. 923. 072 Ббк 88. 3 Л 478 Психодиагностическая серия icon Исследование типа семейного воспитания (Эйдемиллер) 7 Психодиагностический...
Детская психодиагностика и профориентация/ Ред сост. Л. Д. Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия» Ростов н/Д: «Феникс», 1999....
Тест жизнестойкости удк 159. 923. 072 Ббк 88. 3 Л 478 Психодиагностическая серия icon Пособие Минск 2005 удк 159. 9(075. 8)
В 64 Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е. Е. Миронова – Мн.: Женский институт энвила, 2005. – 155 с
Тест жизнестойкости удк 159. 923. 072 Ббк 88. 3 Л 478 Психодиагностическая серия icon Пособие Минск 2006 удк 159. 9(075. 8)
В 64 Сборник психологических тестов. Часть III: Пособие / Сост. Е. Е. Миронова – Мн.: Женский институт энвила, 2006. – 120 с
Тест жизнестойкости удк 159. 923. 072 Ббк 88. 3 Л 478 Психодиагностическая серия icon Методические указания по курсу Новосибирск 2004 ббк ю 937. 4 Удк 152. 26 (075)
Министерство образования и науки российской федерации новосибирский государственный университет
Тест жизнестойкости удк 159. 923. 072 Ббк 88. 3 Л 478 Психодиагностическая серия icon Отечественная история Планы семинарских занятий Казань 2010 ббк т3(2)я...
Ислаев Ф. Г., д и н., профессор кафедры истории и обществоведческих дисциплин иро рт
Тест жизнестойкости удк 159. 923. 072 Ббк 88. 3 Л 478 Психодиагностическая серия icon Издательство «смысл» москва 2000 удк 615. 851 Ббк 53. 5 П 274 Московский Гештальт Институт
Впервые переведенная на русский язык главная теоре­тическая книга Ф. Перлза — выдающегося психолога и психо­терапевта, создателя...
Тест жизнестойкости удк 159. 923. 072 Ббк 88. 3 Л 478 Психодиагностическая серия icon Преимущества фир мы ОАО «Типография «новости» Москва 2000 удк 334. 722: 339. 137 Ббк 54. 290
Подготовлено при финансовом содействии Национального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров в рамках программы «Развитие...
Тест жизнестойкости удк 159. 923. 072 Ббк 88. 3 Л 478 Психодиагностическая серия icon Международная заочная научно-практическая конференция
Организатор Международной заочной научно-практической конференции – Консалтинговая компания «ар-консалт», г. Москва. Издание сборника...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции