Исследование типа семейного воспитания (Эйдемиллер) 7 Психодиагностический тест исследования личности подростка Тест «Знаете ли вы юношескую психологию?»




Скачать 4.77 Mb.
Название Исследование типа семейного воспитания (Эйдемиллер) 7 Психодиагностический тест исследования личности подростка Тест «Знаете ли вы юношескую психологию?»
страница 1/43
Дата публикации 15.06.2014
Размер 4.77 Mb.
Тип Исследование
literature-edu.ru > Лекции > Исследование
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43
Детская психодиагностика и профориентация/ Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - 384 с.

Книга представляет собой сборник популярных тестов, пред­назначенных для профессиональной психодиагностики и про­фориентация детей. Тесты, включенные в сборник, предназна­чены для диагностики умственного развития детей, их личност­ного развития и мотивационной сферы, готовности к школе, одаренности, межличностных отношений и профессиональных склоностей, а также для диагностики нарушений в развитии ребенка, причин школьной дезадаптации и поведения с откло­нениями.

Рекомендуется в качестве учебного пособия для студентов, преподавателей вузов, школьных психологов и учителей.

Оглавление

ГЛАВА 1

ПСИХОДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ

U КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР......................

2. ПСИХОДИАГНОСТИКА РАННЕГО ДЕТСТВА...........

3. ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА

К ШКОЛЕ................................................................

3.1 Ориентационный тест школьной зрелости Керни-Иерасика .....................................................

3.2 Тест «Диагностики уровня развития поступающих в начальную школу» (Г. Витцлак)........

4. ПСИХОДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.............................................

4.1 Интеллектуальная шкала Векслера для детей..............

4.2 Методика исследования словесно-логического мышления младших школьников (Замбацявичене Э.Ф.)...........

4.3 Школьный тест умственного развития (ШТУР).........

4.4 Диагностика интеллекта с помощью теста Гудинаф — Харриса ................................................

5. ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ........................................................

5.1 Применение диагностического комплекса проективного интервью в работе детского психолога-практика

5.2 Диагностика тревожных состояний у детей (CMAS) ...

5.3 Диагностика агресивности у детей

(опросник Басса-Дарки)..........................................

5.4 Проективная методика Рене Жиля «Межличностные отношения ребенка» .....................

5.5 Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности .............

5.6 Исследование типа семейного воспитания (Эйдемиллер)

5.7 Психодиагностический тест исследования личности подростка..............................................

5.8 Тест «Знаете ли вы юношескую психологию?» .........

5.9 Краткий обзор проективных методик......................

6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ И

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ.............................................

6.1 Психологический диагноз......:...............................

6.2 Коррекция агресивности, гиперактивности дошкольников и младших школьников...................

6.3 Отставание в психическом развитии........................

6.4 «Трудные подростки» ...........................................

ГЛАВА 2

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА

1. ОБЗОР БАТАРЕИ ТЕСТОВ ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ (ГАТБ)......................................

2. МЕТОДИКА «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК» (ДДО) ........

3. МЕТОДИКА «КАРТА ИНТЕРЕСОВ»........................

4. ТЕСТ «ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»..........

5. ОБРАЗ ПРОФЕССИИ И ГОРОСКОП .....................

ГЛАВА 1

ПСИХОДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН:

1. Психологические возрастные особенности детей. Этапы когнитивного, нравственного, мотивационного и личностного развития. Диагностика психического развития ребенка.

2. Готовность ребенка к школе. Диагностика готовности ребенка к школе.

3. Нарушения в психическом развитии ребенка. Психоди­агностика нарушений в развитии ребенка.

4. Диагностика личностных особенностей ребенка.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Обухова Л.Ф.Возрастная психология. М., 1996.

2. Абрамова Г.С.Возрастная психология.М., 1997.

3. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.,1998.

4. Леви В. Л. Нестандартный ребенок. М.,1983.

5. Рубенштейн С. Я.Психология умственно отсталого школьника. М.,1979.

6. Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки ум­ственного развития детей. М.,1976.

7. Энциклопедия психологических тестов для детей. М., 1998.

8. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.

9. Основы психодиагностики (под ред. А. Г. Шмелева). Ростов н/Д, 1996.

10. Маркова А. К., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагно­стика и коррекция умственного развития в школьном и дош­кольном возрасте. Петрозаводск, 1992.

1. КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Психодиагностика детей включает несколько направлений:

1 - диагностика умственного развития детей;

2 - диагностика личностного развития и мотивационной сферы;

3 - диагностика готовности к школе;

4 - диагностика нарушений в развитии ребенка;

5 - диагностика одаренности детей;

6 - диагностика причин школьной дезадаптации ребенка;

7 - диагностика поведения с отклонениями;

8 - диагностика межличностных отношений ребенка: в се­мье и в группе сверстников;

9 - профконсультационная диагностика.

2 ПСИХОДИАГНОСТИКА РАННЕГО ДЕТСТВА

Это совокупность методов и средств диагностики психи­ческого развития детей младшего возраста (новорожденных, младенцев, младших дошкольников).

Психодиагностика раннего детства - важное и актуаль­ное направление психодиагностики. В раннем детстве конт­роль за соответствием нормам психического развития необ­ходим в целях раннего выявления возможных отклонений, пла­нирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на выравнивание отдельных сторон психичес­кого развития. Важность такой работы связана с исключитель­ным значением ранних этапов психического онтогенеза для развития личности. Благодаря быстрым темпам развития в период раннего детства незамеченные или показавшиеся не­значительными отклонения от нормального развития подчас приводят к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте. В раннем детстве, с другой стороны, имеются более широкие возможности коррекции за счет большой «пластичности», чув-

ствителыюсти к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка.

Методики диагностики психомоторного, эмоционального, сенсорного развития детей, особенно самых ранних возраст­ных групп (новорожденные, младенцы), имеют ряд особенно­стей. Большинство тестов для детей моложе 6 лет являются либо тестами выполнения элементарных действий, либо тес­тами выполнения устных инструкций. Небольшое число за­даний включает элементарные действия с карандашом и бу­магой. Большая часть тестов для младенцев предназначена для исследования сенсомоторного развития (способность дер­жать головку, манипулировать с предметами, сидеть, повора­чиваться, следить за предметом глазами и т. д.) (А. Анастази, 1982).

Тесты для раннего возраста, как правило, построены по типу шкалы умственного развития Бине - Симона, Стэн-форд - Бине.

Детские методики включают определенный круг норма­тивов-критериев, являющихся основой для наблюдения за про­явлениями различных сфер психического развития ребенка (сенсомоторики, «эмоциональногообщения», «речевого разви­тия» и т. д.). Оценка уровня развития базируется на фикса­ции выполнения нормативного задания (например, опериро­вания кубиками особым образом) или обнаружении той или иной способности (например, движение по направлению к предмету и хватание его). Нормативы соотносятся с возрас­том обнаружения данной способности у нормальных детей в выборке стандартизации. На основе сопоставления опреде­ляемого таким образом «психического» и хронологического (паспортного, биологического) возрастов рассчитываются ко­личественные и качественные показатели уровня психического развития.

Предпосылки для разработки нормативных шкал были созданы исследованиями и наблюдением за психическим раз­витием детей (В. Штерн, Э. Клапаред, Ш. Бюлер и др.). Вторым важнейшим условием появления рассматриваемой группы методик являлось создание психометрических шкал

исследования интеллекта. Одним из первых тестов для мла­денцев явился вариант шкалы Бине - Симона, предложенный Ф. Кюльманом в 1912 г. В этом варианте были использованы задачи, близкие по характеру заданиям основной шкалы, а также показатели психомоторного развития. Шкала Бине -Кюльмана предназначалась для обследования детей с 3-лет­него возраста.

Одними из наиболее известных в истории психологичес­кой диагностики шкал для исследования детей первых лет жизни явились «Таблицы развития» А. Гезелла (1925) (пос­ледующая редакция - А. Гезелл, К. Аматруда,-1947). Табли­цы включают показатели-нормы по четырем сферам поведен­ческих проявлений: «моторика», «язык», «адаптивное поведе­ние», «личностно-социальное поведение». Исследование бази­руется на стандартизированной процедуре наблюдений за ребенком в обьщенной жизни, оценке реакции на игрушки, учете сведений, сообщаемых матерью ребенка. В проведении обсле­дования помогает подробное, снабженное рисунками описание процедуры наблюдений за поведением, типичным для детей разного возраста. Шкала предназначена для возрастного ди­апазона от 4 недель до 6 лет.

Опыт, накопленный школой А. Гезелла в исследованиях по диагностике развития в раннем детстве, был положен в основу разработки весьма распространенной в 30 - 40-е гг. методики Ш. Бюлера и Г. Гетцера (тесты нервно-психичес­кого развития детей 1-6 годов жизни (1932); перевод на русский язык - 1935 г.). На основе тестов А. Гезелла разра­ботана и шкала психомоторного развития в раннем детстве, предложенная О. Брюне и И. Лезин (1951). Шкала пред­назначена для исследования детей в возрасте от 1 до 30 мес. Шкала содержит 160 заданий, касающихся проявлений по­ведения в областях: «моторики», «зрительно-моторной коор­динации», «речевого развития», «социального развития». Нормы-критерии развития по указанным областям располо­жены в шкале в соответствии с возрастными уровнями (все­го выделено 16 уровней: от 1 до 10 мес, затем - уровни 12, 15, 18, 21, 24 и 30 мес, - по 10 задач для каждого месяца).

При оценке выполненного задания за первые 10 мес. ста­вился 1 балл, 12 мес. - по 2 балла, от 15 по 24 - 3 балла, за уровень 30 мес. - по 6 баллов. При обработке результатов сумма полученных ребенком баллов делится на 10. Полу­ченный показатель отражает «глобальный возраст» разви­тия исследуемого ребенка. Путем соотнесения глобального возраста с хронологическим определяется показатель «ко­эффициента развития» (QD). Шкала приспособлена для оценки четырех исследуемых областей поведения по отдель­ности. Результаты могут быть выражены в виде профиль­ных оценок,

В последнее время в области психодиагностики раннего возраста за рубежом широкое применение нашли шкалы Н. Бейли (Bayley Scales of Infant Development, 1969). Данная методика предназначена для обследования детей в возрасте от 2 до 30 мес. Набор тестов состоит из трех частей:

1. Умственная шкала (Mental Scale) направлена на оцен­ку сенсорного развития, памяти, способности к научению, за­чатков развития речи. Результатом измерения является «ин­декс умственного развития» (MD).

2. Моторная шкала (Motor Scale) измеряет уровень раз­вития мышечной координации и манипулирования. Резуль­татом измерения является «индекс психомоторного развития». (PDI).

3. Запись о поведении ребенка (The Infant Behavior Record) предназначена для регистрации эмоциональных и социальных проявлений поведения, объема внимания, настой­чивости и т. д. (Я. Кох, 1978).

Нормы для шкал установлены на выборке из 1 262 де­тей. Индексы развития, определяемые с помощью шкал ум­ственного и моторного развития, выражаются в шкале оце­нок стандартного IQ. Оценки, по шкале устанавливаются для каждой возрастной группы (возрастные группы состав­лены с интервалами в полмесяца для возраста от 2 до 6 мес. и месяц для детей от 6 до 30 мес). Коэффициенты надежно­сти шкалы умственного развития, полученные методом расщеп­ления, принимают значения 0,81 - 0,93. Коэффициенты шкалы

моторного развития 0,68 ~ 0,92 соответственно. Имеются данные, свидетельствующие о высокой валидности шкал. По мнению А. Анастази (1982), шкалы Бейли выгодно отлича­ются от других имеющихся методик для детей раннего воз­раста и весьма полезны для раннего распознания сенсор­ных и неврологических нарушений, эмоциональных рас­стройств и отрицательного влияния окружающей среды на развитие ребенка.

Для диагностического обследования детей в возрасте от 2,5 до 8,5 лет за рубежом используется другая стандартизи­рованная шкала, предложенная Мак-Карти (Mc-Carthy Scales of Childrens Abilities). Шкала представляет собой тестовую батарею, включающую 18 тестов. Комплекс исследуемых по­казателей психического развития существенно шире, чем в рас­сматриваемых ранее методиках. Тесты сгруппированы в 6 шкал («вербальную», «перцептивного действия», «количественную», «общих познавательных способностей», «памяти» и «мотор­ную»). В результате измерения определяется «индекс общих познавательных способностей» (GCI) в единицах IQ-показа-теля, стандартного для каждой возрастной группы, с интерва­лом в 3 мес. Имеется возможность использования оценок про­фильных по отдельным шкалам. Надежность методики весьма высока. Коэффициенты надежности, определенной методом расщепления для шкалы GCI, составляют 0,93, для остальных шкал - 0,79-0,88, коэффициенты надежности ретестовой со­ставляют 0,90 и 0,69-0,89 соответственно. В отличие от шкал Бейли, предназначенных в основном для оценки текущего уровня развития, имеются сведения, характеризующие прогно­стическую валидность шкал Мак-Карти по отношению к критерию учебных достижений в конце обучения в первом классе (А. Анастази, 1982).

В отечественной психологии значительный вклад в станов­ление психодиагностики раннего возраста в 20 - 30-е гг. вне­сли советские исследователи. В это время у нас в стране ис­пользовались комплексы тестов и других приемов исследова­ния психического развития детей, разработанные К. Корни­ловым («Методика исследования ребенка раннего возраста»,

Таблица 1. Шкала умственного развития Бине - Симона (вариант 1911 г.)

Возраст

Содержание задачи

возраст

Содержание задачи

3 года

1. Показать свои глаза, нос,

DOT




3. Обнаружение пропусков в

изображении людей




2. Повторить предложение длиной до шести слогов




4. Назвать день, число, ме­сяц, год




3. Запомнить два числа




5. Повторить ряд из пяти од­нозначных чисел




4. Назвать нарисованные

предметы

9 лет

1. Назвать все месяцы




5. Назвать свою фамилию




2. Назвать стоимость всех монет

4 года

1. Назвать свой пол




3. Составить из предложен­ных трех слое две фразы




2. Назвать указанные пред­меты




4. Ответить на три легких

вопроса




3. Повторить ряд из трех од­нозначных чисел




5. Ответить на пять более

трудных вопросов




4. Сравнить длину показан­ных пиний(3 задачи) ■

10 лет

1. Ранжирование предметов

5 лет

1. Сравнить(попарно)тяже­сти (3- 12 г. 15 -6 г. 3-12 г)




2. Воспроизведение фигур




2 Срисовать квадрат




3. Поиск несоответствий в рассказах




3. Повторить слово из трех слогов




4. Ответы на трудные отвле­ченные вопросы




4. Решить головоломку




5. Составление предложения из трех слоа с одним из предложенных в задании




5. Сосчитать четыре пред­мета

11 лет

1. Противостояние внуше­нию при сравнении линий

разной длины

6 пет

1. Определить время дня




2. Составление предложе­ний из тоех слов




2. Назвать назначение не­скольких предметов обихода




3. В течении трех минут про­изнести 60 слов




3: Срисовать ромб




4. Определение отвлечен­ных понятий




4. Сосчитать тринадцать предметов




5.Восстановить порядок слов 13 задания)



5. Сравнить с эстетической точки зрения два лица (3 за­дания)

12 лет

1. Повторение однозначных чисел

7 лет

1.Различить правую и левую

CTODOHV




2. Поиск трех рифм к слову

«стакан»




2. Описать картинку




3. Повторение предложений длиной в слогов




3. Выполнить несколько по­ручений




4. Объяснение смысла кар­тины




4. Назвать общую стоимость нескольких монет




S. Завершение рассказа




5. Назвать показанные четы­ре основных цвета







8 пет

1. Сравнение двух объектов по памяти. Установление сходства между ними










2. Обратный счет от 20 до 1







1921), А. П. Нечаевым (1925), А. А. Люблинской и А. И. Мака­ровой («Измерительная шкала ума для детей дошкольного воз­раста», 1926), методика исследования детей, предложенная Н. Л. Фигуриным и М. П. Денисовой. В 40-е гг. Н. М. Щело-валовым разработаны «Показатели нервно-психического разви­тия детей в первый год их жизни». Разработка содержала кри­терии для оценки уровня психического развития детей в возра­сте от 2 до 13 мес. Комплекс нормативных критериев был до­полнен Н. М. Аскарииой (1969) диапазон исследования расши­рен на возрастные группы от рождения до трех лет. Методика позволяет лишь качественно судить о психическом развитии в категориях соответствия или несоответствия норме развития. Аналогичны в этом отношении «Показатели нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни» (Р. В. Тонкова-Ямполь-ская, Г. В. Пентюхина, К. Л. Печора, 1984).

Проведение исследований и оценка полученных резуль­татов. Дети младшего возраста обследуются по всей шкале, при этом осуществляется последовательный переход от низ­ких к более высоким возрастным уровням. Обследование стар­ших детей начинается с набора заданий, которые соответству­ют уровню меньшему на одну ступень, нежели паспортный (хронологический) возраст. Если на этой ступени обследуе­мый получает менее пяти баллов, предлагаются.тесты еще бо­лее низкой ступени. Испытание продолжается вплоть до того возрастного уровня, на котором для ребенка все пять тестов оказываются недоступными.

Таблица 2. Тесты испытания «умственной одаренности» в младенческом возрасте (Ф. Кюльман 1912 г.)

воз­раст

Содержание задания

Критерий выполнения

3 мес.

1. Поднесение руки или предмета ко рту. Вложить в правую руку кубик или другой легкий предмет. Наблю­дать, потянет пи в рот. Повторить то же с левой рукой. Если опыт не удался, наблюдать, не будет пи ребенок подносить руку ко рту

Движение направ­лено, а не случайно




2. Реакция на звук. Хлопнуть в ладоши по одному разу у каждого уха. Повторные хлопки с интервалом не ме­нее 1 мин.

Реакция в форме вздрагивания или

другого движения







3. Координация глазных ябгкж. Держать ребенка спи­ной к свету, перемещать перед глазами крупный бле­стящий предмет в разных направлениях. Расстояние от лица - 75 см

Правильная коор­динация перемеще­ния глаз к краям глазных щелей




4. Слежение за предметом в боковом попе зрения. Цержать спиной к свету. Медленно вводить в поле зрения крупный светящийся предмет из-за спины ре­бенка

Поворот головки или глаз




5. Моргание. Резкие движения перед глазами

Начинает моргать

бмес.

1. Удержание головки и сидение. Посадить ребенка, подложив под спину подушку

Удерживает головку вертикально. Сидит в течение 5-10 с.




2. Поворот головы на звук. Держать за правым и ле­вым ухом по телеграфному ключу на расстоянии 60 см. Быстро пощелкать одним, затем другим. При не­удаче повторить опыт с колокольчиком или окликом

Более или менее быстрый поворот головы в сторону звука




3. Отведение большого пальца. ^Вкладывание каран­даша или кубика размером 2 - 3 см в ладонь ребенка

Предмет должен быть сжат всеми пя­тью или большим и указательным паль­цами




4. Удержание предмета в руке. Вкладывание в руки кубика, мячика и т. д.

Удержание более длительное, чем

при рефлекторном схватывании




5. Движение рук в направлении к предмету. Протяну­тый яркий предмет в пределах достижения ребенка

Уверенное протяги­вание руки к пред-мету

12 мес.

1. Стояние и сидение. Ребенка усаживают и оставля­ют без поддержки и опоры, затем ставят на пол

Стоит 5 с, сидит 2 -3 мин.




2. Речь. Повторение слогов вслед за взрослыми или самостоятельно

Са мостоятел ьное произнесение или повторение 2 -3

слогов




3. Подражательные движения. Помахать на расстоя­нии 60 см от лица ребенка погремушкой, затем - вло­жить ее в руку. При невыполнении задания потрясти рукой ребенка

Безошибочное по­вторение движений




4. Рисование. Карандашом сделать несколько штри­хов по бумаге. Дать карандаш ребенку. При невыпол­нении поводить рукой ребенка.

Стремление вос­произвести штрихи. Отсутствие бес­цельных движений




5. Предпочтение. Из ряда знакомых предметов выяс­нить, какой предпочитает. Затем опыт повторить

Повторное предпоч­тение отдельных

предметов

18 мес.

1. Умение пить

Питье частыми глотками, а не вса­сывание




2. Самостоятельная еда

Попытки самостоя­тельно пользовать­ся ложкой и вилкой













3. Речь

Произнесение про­стых слов («папа», «мама», «да», «нет»). Понимание вопросов без сопро­вождения жестику­ляцией




4. Оплевывание. Положить н рот кусочек хлеба, смо­ченный в уксусе

Активное оплевыва­ние




5. Распознание. Узнавание нарисованных предметов

Интерес к отдель­ным картинкам, свидетел ьствующ и й о знании предметов

24мес.

1. Показ названных предметов. Демонстрация восьми картинок с изображениями различных предметов

Должны быть на­званы и показаны пять из восьми -предметов




2. Подражательные движения. Поднять перед ребен­ком руки вверх. Предложить ему сделать то же. По­хлопать в ладоши. Предложить повторить. Заложить руки за голову. Предложить сделать то же.

Правильное вос­произведение двух-трех движений




3. Выполнение простых поручений. Перекатывание мячика. Повторить действие с расстояния 4,5 метра. Предложить ребенку бросить мяч, затем поднять его и положить на стол

Воспроизведение действий




4. Копирование круга. На глазах ребенка начертить один-два круга. Предложить выполнить задание само­стоятельно. При неудаче повторить показ, ведя рукой

ребенка

Самостоятельное вычерчивание круга




5. Разворачивание конфеты

Разворачивание пе­ред тем, как поло­жить в рот

За выполнение каждого из пяти тестов начисляется один балл, однако «цена» этого балла для тестов, предназначенных детямввозрастеЗи6мес.,равнаО,6мес., а для 12,18 и 24 месяч­ных - 1,2 мес. Временные показатели выполнения тестов сум­мируются, что позволяет определить умственный возраст.

Следует обратить внимание, что показатели психического развития, на которые опирается шкала Кюльмана, в значитель­ной мере отстают от норм психического развития детей соот­ветствующих возрастных групп в настоящее время.

Диагностика умственного развития ребенка может осу­ществляться на основе использования шкалы Бине - Стэнфор-да, теста Векслера (детский вариант), теста Равена (детский вариант), «культурно-свободного теста на интеллект» (Кэт-

тел), тестов АСТУР, ШТУР, теста Витцлака, теста «нарисуй че­ловека» Гудинаф и др.

Тест Гудинаф «Нарисуй человека» предназначен для измерения интеллектуального уровня детей. Оценка уров­ня интеллектуального развития ребенка осуществляется на основе того, какие части тела и детали одежды изобразил ребенок в рисунке мужчины, как учтены пропорции, перс­пектива и т. д. Гудинаф разработала шкалу, по которой можно оценить 51 элемент рисунка. Имеются нормы для детей от 3 до 13 лет, которые могут быть сопоставлены с умственным возрастом. Надежность теста достаточно вы­сока, он может использоваться в индивидуальном и груп­повом обследовании.

В младшем школьном возг>асте (3-6 классы) для диаг­ностики умственного развития может применяться ^Группо­вой интеллектуальный тест» (ГИП) словацкого психолога Дж. Ванды. ГИП содержит 7 субтестов:

1) исполнение инструкций (например, подчеркнуть самое длинное слово, самое большое из чисел и т .п. - диагностиру­ется скорость понимания инструкции и точность выполнения;

2) арифметические задачи;

3) дополнение 20 предложений с пропущенными словами (ребенку необходимо уловить смысл предложения, диагнос­тируется его словарный запас и правильность построения пред­ложений);

4) сходство и различия понятий;

5) «аналогии» 40 заданий по выявлению логических от­ношений («вид - род», «часть - целое», «противополож­ность» и др.);

6) «числовые ряды» (необходимо понять закономерность построения числовых рядов; закономерности меняются, поэто­му диагностируется гибкость мышления и индуктивная логич­ность) ;

7) «символы»

В 7 - 9 классах может применяться Школьный тест ум­ственного развития (ШТУР). В задания ШТУР включены учебно-научные понятия, которые подлежат обязательному

усвоению в школе в учебных предметах математического, гу­манитарного и естественно-научного циклов.

ШТУР состоит из 6 субтестов: /, 2 субтесты - на общую осведомленность; 3 - на установление аналогий; 4 - на клас­сификацию; 5 - на обобщение; 6 - установление закономер­ности в числовых рядах.

Особенности ШТУР:

1 - учитываются не статистические нормы, а социально-психологический критериальный норматив;

2 - используют обязательные школьные понятия;

Таблица 3. Результаты практического решения наглядной задачи (по Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной)

Возраст

Используе­мые материалы

Описание практических методик

Обработка данных

мыслите пьные

процессы

сенсорные процессы

1 год-1 год 6 ме­сяцев

Вспомога­тельные предметы

1. «Найди колечко». В ряд лежат параллельно друг другу тесемки (тол­стые нити, веревочки) одинаковой длины, к од­ной из которых привяза­но кольцо. Предлагают ребенку достать кольцо. 2. «Прокати матрешку». На тележке стоит мат­решка. Вокруг верти­кального штыря, нахо­дящегося на краю те­лежки, перекинута тесь­ма, концы которой по­вернуты к ребенку и идут параллельно друг другу

Наблюдают, способен ли ребенок обна­ружить и иссле­довать готовые межпредметные связи

Оценивают: насколько раз­вито ли воспри­ятие сопере-мещения пред­метов, как ре­бенок эмоцио­нально реаги­рует на при­ближение предмета -_ цели

1 год 6 ме­сяцев-2 года

Простей­шие орудия

1. «Достань колечко». На противоположной от ребенка стороне стола лежит колечко, рядом — палочка. Ребенку пред­лагают достать колечко, не трогая его руками. 2. «Что в трубке ле­жит?» В прозрачной трубке лежат шарики

Выясняют, уда­ется ли ребенку установить взаимосвязь между предме­гом и орудием

Определяют: доступность восприятия предметов в динамике их соперемеще-ния; учитывает ли ребенок форму, про­странственное

Возраст

Используе­мые материалы

Описание практических методик

Обработка данных

мыслительные процессы

сенсорные промессы







или другие мелкие иг-эушки. Рядом находится палочка. Предлагают ребенку достать шарики




положение предметов

1 год 6 ме­сяцев-2 года 6 месяцев

Специали­зированные орудия

1. «Поехала кукла в гостия. На столе стоит тележка с куклой. На те­лежке имеется верти­кально закрепленный стержень. Рядом лежит палочка с кольцом на конце. Предлагают ре­бенку прокатить куклу, не трогая тележку руками 2. «Ловись рыбка». В тазу с водой плавают пластмассовые рыбки, эядом лежит сачок. Предлагают ребенку поймать рыбок 3. «Достань шарики». В высокой прозрачной банке плавают шарики, рядом лежит черпачок. Предлагают ребенку достать шарики

Анализируют, способен ли ребенок дос­тичь результат, учитывая осо­бенности ору­дия, форму и положение предмета

Отмечают, спо­собен ли ребе­нок испольэо-вать орудие, ко­торое переме­щается в раз­ных направле­ниях, учитывая форму предметов

2-3 года

Тоже

Перед ребенком стоит одноцветный прямо­угольный кубик с отвер­стиями. В отверстия ку­бика нужно вставить втулки с плоскими шляп­ками (рукой втулки до самой шляпки плотно вставить в отверстие трудно и нужно забить молотком). Предлагают детям вставить втулки

Выявляют, как ребенок уста­навливает связь между несколькими предметами для объедине­ния их в целое посредством орудия

Оценивают, как ребенок вос­принимает предметы в ди­намике сопере-мещений, воз­действий и из­менений, а так­же отмечают особенности выделения час­тей и целого

3 - предусмотрена возможность на основе теста предус­мотреть специальные методы исправления дефектов умствен­ного развития.

Для диагностики умственного развития выпускников школ, абитуриентов, студентов может использоваться специ-

альный тест АСТУР (Тест умственного развития для аби­туриентов и студентов ), который состоит из 8 субтестов:

1) осведомленность;

2) двойные аналогии;

3) лабильность;

4) классификации;

5) обобщения;

6) логические схемы;

7) числовые ряды;

8) геометрические фигуры (задания на материале школь­ных программ).

На основе теста можно определить общий "балл умствен­ного развития, а также приоритетное овладение какими-либо учебными дисциплинами (математического, естественно-науч­ного, гуманитарного цикла), преобладание вербального и об­разного мышления; в результате можно прогнозировать ус­пешность обучения в различных учебных заведениях по спе­циальностям разного профиля

Для диагностики личностных особенностей детей могут использоваться 16-факторный личностный тест Кэттела (детский вариант), тест Айзенка (детский вариант), Пси­ходиагностический тест ЛДТ, методики выявления самооцен­ки, проективные методики (CAT, рисуночные тесты) и др.

2. 1. Депривация и пути ее выявления

Психическая депривация - это психическое состояние, воз­никающее в результате жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения некото­рых его основных (жизненных) психических потребностей в течение длительного времени. В психологии существует не­сколько теорий психической депривации. Под понятием «пси­хическая депривация» подразумеваются различные неблагопри­ятные влияния, которые встречаются в жизни.

Проявления психической депривации могут охватывать широкий диапазон изменений личности от легких странно-

стей, совершенно не выходящих за рамки нормальной эмо­циональной картины, вплоть до очень грубых поражений раз­вития интеллекта и характера. Психическая депривация может представлять пеструю картину невротических при­знаков, а иногда проявляться выраженными соматически­ми особенностями.

Различные формы психической депривации в жизни встре­чаются одновременно. Изолированно выявить их можно лишь экспериментально.

Чаще всего выделяют следующие формы психической деп­ривации.

I. Депривация стимульная (сенсорная): пониженное ко­личество сенсорных стимулов или их ограниченная измен­чивость.

II. Депривация значений (когнитивная): слишком измен­чивая хаотичная структура внешнего мира без четкого упо­рядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне (см.: И. Лангмейер, 3. Матейчек. Психическая депривация в детс­ком возрасте. Прага, 1984).

III. Депривация эмоционального отношения (эмоциональ­ная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если такая уже была создана.

IV. Депривация идентичности (социальная): ограничен­ная возможность для усвоения самостоятельной социальной

роли.

'Большие трудности, следовательно, представляет не толь­ко преодоление явления депривации у детей, воспитывающихся вне семьи, но и грамотная диагностика этого явления. В этом случае необходимо сотрудничество целого ряда работников -педиатра, детского психиатра, психолога, социального работника, педагога и других. Ввиду того, что от своевременного распоз­навания зависит также и эффективность терапевтических и исправительных мероприятий, следует ознакомить с этими при­знаками всех работников, которые общаются с депривирован-

ными детьми, прежде всего детского врача, воспитателей, со­циальных работников и детских сестер.

Диагностика депривации достаточно сложна, ее следует проводить в несколько этапов. Обязательной составной час­тью такой диагностики должно быть медицинское обследова­ние. Необходимо учитывать то обстоятельство, что деприва-ционные моменты могут иметь решающее значение у некото­рых детей, направленных к педиатру с признаками физиче­ских нарушений, например запаздыванием физического раз­вития. Необходимой составной частью медицинского обсле­дования является неврологическое обследование, которое спо­собствует различению депривационных последствий и нару­шений энцефалопатического происхождения.

Только после медицинского обследования ребенка и уста­новления действительно психических причин депривации следует переходить вначале к патопсихологическому и лишь затем к собственно психологическому исследованию. Специ­алисты считают, что нет и, вероятно, никогда не будет специ­ального теста депривации, так что подозрения, которые могут высказать патопсихологи и психологи, должны исходить из результатов довольно обширного исследования.

Долговременное наблюдение за ребенком и регулярный контроль развития являются действенным диагностическим инструментом, предоставляющим возможность вовремя реа­гировать на трудности и отклонения, возникающие постепен­но на отдельных этапах развития.

Для диагностики уровня и вида депривации необходимо получить дифференцированную картину уровня развития психики ребенка по целому ряду отдельных слагаемых: гру­бая и тонкая моторика, социальное поведение, речь и т.п.

Приведем для примера несколько методик, которые могут быть использованы с этой целью.

Динамическая организация двигательного акта

«Перебор пальцев»-. Поочередное прикосновение боль­шим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий движений),

которое должно производиться обеими руками сначала в мед­ленном (2-3 серии движений, каждая серия за 5 секунд), а потом в максимально быстром темпе (5-7 серий движений, каждая серия за 3 секунды). При затруднениях вводятся иг­ровой компонент и речевые команды: «Пусть все пальчики по очереди поздороваются с большим пальцем - раз, два, три, четыре» или: «Ты командир, а твои пальчики - солдаты, ко­мандуй: раз, два, три, четыре...»

Оценка результатов: 4 балла - выполнение правильное, но в несколько замедленном темпе; три балла - дезавтомати-зация движений на истощение; два балла - явления персеве-раторности на истощение; 1 балл - выраженная персевера-торность движений.

Реципрокная координация движений (пробы Озерско-го). Одновременное и поочередное сжимание кистей. Внача­ле экспериментатор показывает, как следует производить дви­жения руками, если ребенок не может повторить движения, повторный показ сопровождается инструкцией: «Положи обе руки на стол - вот так. Одну сожми в кулак, а другая пусть пока лежит спокойно. Теперь положи руки вот так. Продол­жай движения вместе со мной».

Оценка результатов: 4 балла - движения координиро­ванные, плавные, но замедленные; 3 балла - дезавтоматиза-ция и нарушение координации, изолированность или иллиро-ванность движений; 1 балл - выраженная персевераторность

движений.

Далее задание предлагается в ситуации игры с включени­ем речевых команд: «Командуй: раз, два, раз, два!» и т.д.

«Асимметричное» постукивание. 1-я часть задания - воспро­извести по подражанию 5-9 серий движений из переменного постукивания два раза одной рукой и один раз - другой (ус­ловное обозначение: «2 - 1»). Во 2-й части задания порядок ударов противоположный («1 - 2»). Задание предлагается дважды: в быстром (8-9 серий, каждая серия 5 секунд) и более медленном (5-6 серий, каждая серия за 7 секунд) тем­пе. При затруднениях вводятся речевой просчет ударов, игро­вая ситуация.

Оценка результатов: 4 балла - умеренный темп в 1-й ча­сти задания, но замедляющийся во 2-й; 3 балла - замедлен­ность движения с тенденцией к дезавтоматизации в 1-й части; во 2-й — выраженная истощаемость, пропульсивные удары; ребенок замечает ошибки, принимает помощь; 2 балла - выра­женная истощаемость, много пропульсивных ударов в 1-й час­ти; во 2-й - персеверации, одинаковость движений обеих рук, малая эффективность помощи; 1 балл - беспорядочное отсту­кивание, помощь неэффективна.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование типа семейного воспитания (Эйдемиллер) 7 Психодиагностический тест исследования личности подростка Тест «Знаете ли вы юношескую психологию?» icon Тест №1 відбудеться 21. 02
Миньяр-Белоручев Р. К. Как стать переводчиком. – М.: «Готика», 1999. – 176 с. (Тест №1 відбудеться 21. 02)
Исследование типа семейного воспитания (Эйдемиллер) 7 Психодиагностический тест исследования личности подростка Тест «Знаете ли вы юношескую психологию?» icon Тест по теме ""Имя прилагательное" 6 класс тест
Самый веселый (а), самый проворный (б) и хлопотливый (в) зверек в наших лесах – шустрая (г) белка
Исследование типа семейного воспитания (Эйдемиллер) 7 Психодиагностический тест исследования личности подростка Тест «Знаете ли вы юношескую психологию?» icon Тест 1 «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это те способы,...
Цитаты, положенные в основу заданий части С. (По сборнику типовых экзаменационных вариантов под редакцией И. П. Цыбулько)
Исследование типа семейного воспитания (Эйдемиллер) 7 Психодиагностический тест исследования личности подростка Тест «Знаете ли вы юношескую психологию?» icon Б. И. Белый тест роршаха. Практика и теория под редакцией Л. Н. Собчик «каскад»
Б43 Тест Роршаха. Практика и теория / Под ред. Л. Н. Собчик. — Спб.: Ооо «Каскад», 2005. 240 с
Исследование типа семейного воспитания (Эйдемиллер) 7 Психодиагностический тест исследования личности подростка Тест «Знаете ли вы юношескую психологию?» icon Психопат тест Джон Ронсон Психопат тест Посвящается Аните Бхумкар...
Ее зовут Дебора Тальми. Такие, как Дебора, целыми днями просиживают в лаборатории и не привыкли к встречам с журналистами в кафе...
Исследование типа семейного воспитания (Эйдемиллер) 7 Психодиагностический тест исследования личности подростка Тест «Знаете ли вы юношескую психологию?» icon Анкета для исследования профессиональных склонностей (автор А. Е....
Диагностика специальной профессиональной направленности личности школьника подростка
Исследование типа семейного воспитания (Эйдемиллер) 7 Психодиагностический тест исследования личности подростка Тест «Знаете ли вы юношескую психологию?» icon Щебланова Е. И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование»....
Первом выпуске серии (Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. М.: Интор, 1995) была представлена...
Исследование типа семейного воспитания (Эйдемиллер) 7 Психодиагностический тест исследования личности подростка Тест «Знаете ли вы юношескую психологию?» icon Практическая психология. Проективные методики
Книга предназначена для студентов и аспирантов, изучаю­щих психологию, психологов-практиков и всех интересующих­ся проблемами психологического...
Исследование типа семейного воспитания (Эйдемиллер) 7 Психодиагностический тест исследования личности подростка Тест «Знаете ли вы юношескую психологию?» icon Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания»
Целями освоения дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания» является следующие
Исследование типа семейного воспитания (Эйдемиллер) 7 Психодиагностический тест исследования личности подростка Тест «Знаете ли вы юношескую психологию?» icon Составленный тест поможет проверить знание романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции