Скачать 4.02 Mb.
|
Национальный фонд подготовки кадров Подготовлено при финансовом содействии Национального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров в рамках программы «Развитие управления » Государственный Национальный университет фонд подготовки управления кадров Г.Л. АЗОЕВ А.П. ЧЕЛЕНКОВ Конкурентные преимущества фирмы ОАО «Типография «НОВОСТИ» Москва 2000 УДК 334.722:339.137 ББК 54.290 А35 Авторы: Азоев Геннадий Лазаревич - доктор экономических наук, профессор, зам. зав. кафедрой маркетинга Государственного университета управления. Челенков Александр Петрович - кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга Государственного университета управления. Ответственность за сведения, представленные в издании, несут авторы. ISBN 5-88149-045-2 © Государственный университет управления, 2000 © Национальный фонд подготовки финансовых и управленческих кадров, 2000 Содержание Предисловие 11 Глава 1. Конкуренция и конкурентные преимущества 13 1.1. ФОРМЫ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КОНКУРЕНЦИИ ... 13
1.2.РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ 28
1.3.КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА 48
Рекомендуемая литература 67 Глава 2. Поиск конкурентных преимуществ 69 2.1.ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПОИСКА 69
2.2.ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РОСТА .... 78 2.2.1. Замеры емкости рынка 79
2.3. АНАЛИЗ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ 94
Рекомендуемая литература 113 Глава 3. Разработка и реализация стратегии конкуренции 114 3.1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ В УСЛОВИЯХ УСИЛЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ 114
3.2. СТРАТЕГИЯ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 118 3.2.1. Поиск экономичных способов удовлетворения спроса на товары широкого потребления 119
продовольственных товаров 125 3.2.5.Проблемы оптимизации объемов производства и сбыта 127 3.3. СТРАТЕГИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРОДУКЦИИ 129
бизнесе 133 3.3.5. «Автоматическое» расширение ассортимента 135 3.4. СТРАТЕГИЯ СЕГМЕНТИРОВАНИЯ РЫНКА 136
3.5. СТРАТЕГИЯ ВНЕДРЕНИЯ НОВШЕСТВ 142
3.6. СТРАТЕГИЯ НЕМЕДЛЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА ПОТРЕБНОСТИ РЫНКА 146 3.6.1. Минимизация временного лага между появлением спроса и его удовлетворением 146 3.6.2. Задача MOB и маневренность торгового бизнеса 148 3.7. КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ 149
3.8. РЕКЛАМНАЯ ПОДДЕРЖКА СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНЦИИ 157
Рекомендуемая литература 165 Глава 4. Развитие конкурентных преимуществ в различных рыночных ситуациях 167 4.1. ДИНАМИКА РЫНКА И КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА 167
4.2. СТРУКТУРА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА 173
4.3. КОНКУРЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ И КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА 177
4.4. РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ В АВТОМОБИЛЬНОМ БИЗНЕСЕ 183
Рекомендуемая литература 221 Глава 5. Особенности формирования конкурентных преимуществ в индустрии услуг 222 5.1. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, УСИЛИВАЮЩИЕ КОНКУРЕНЦИЮ В СФЕРЕ УСЛУГ 223
5.2. ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ 229 5.2.1. Классификации услуг 229
5.3. ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ В ИНДУСТРИИ УСЛУГ ...237
Источники 251 Рекомендуемая литература 252 Предисловие Опыт последних лет показал, что большинство российских фирм не готово к ведению конкурентной борьбы. Одним из ключевых факторов, определяющих создавшееся положение, является отсутствие систематизированных представлений о том, что является конкурентным преимуществом, как его создать и с помощью каких методов реализовать. Проблема является синтетической, междисциплинарной, охватывающей по крайней мере три области знаний: маркетинг, конкуренцию и управление. В нашей стране в такой постановке она никогда не была предметом серьезного рассмотрения, в то время как за рубежом во многих школах бизнеса (например, HBS, LBS) одноименные курсы популярны уже более 10 лет. В России только в 1993 г. впервые была издана книга одного из основоположников современной теории конкуренции проф. М. Портера «Международная конкуренция», описывающая пути достижения конкурентных преимуществ на уровне подотраслей, отраслей и экономики страны в целом. Однако информационный голод далеко не удовлетворен. По существу остались вне рассмотрения наиболее актуальные для отечественной экономики переходного периода проблемы поиска конкурентных преимуществ на уровне основного звена экономики - предприятий. Речь идет о конкурентных преимуществах, обеспечивающих экономическое превосходство над конкурентами. Очевидно, что они должны отвечать сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития, а также особенностям конкретного бизнеса. Прямое перенесение зарубежного опыта на отечественную почву не приведет к нужному результату. В то же время лимит времени ограничен. Ситуация на российском рынке осложняется вовлечением в процесс конкуренции зарубежных компаний, имеющих большой опыт ведения конкурентной борьбы. Вопрос стоит достаточно остро: или учиться конкурировать у западных компаний в процессе их проникновения на отечественный рынок, или создавать собственные, основанные на российском и зарубежном опыте технологии обеспечения конкурентных преимуществ на уровне фирмы. Предлагаемое учебное пособие направлено на устранение разрыва между общим пониманием данной проблемы и подходами к ее решению. Его цель - обобщить теоретические знания, методические приемы и практические рекомендации, направленные на поиск, создание и реализацию конкурентных преимуществ с учетом особенностей российских рынков товаров и услуг. Главный аспект рассмотрения - технологии формирования и методы реализации конкурентных преимуществ. Структурно работа состоит из пяти глав, служащих информационным материалом для подготовки к семинарским занятиям. Первая глава «Конкуренция и конкурентные преимущества» вводит в проблематику. В ней излагаются формы и теоретические модели конкуренции, иллюстрируется их преломление к практике конкуренции на российском рынке. Особое внимание уделено понятию и видам конкурентных преимуществ, механизму их формирования. Вторая глава «Поиск конкурентных преимуществ» посвящена процедурам локализации направлений поиска, определения потенциальных возможностей раскрытия конкурентных преимуществ и определения причин и условий их возникновения. На основе этой аналитической базы в третьей главе «Разработка и реализация стратегии конкуренции» излагаются процесс разработки и особенности реализации базовых стратегий конкуренции, ориентированных на достижение конкурентных преимуществ в условиях ценовой и неценовой конкуренции, предлагаются направления решения проблемы комплексного использования конкурентных преимуществ, а также особенности рекламной поддержки стратегии конкуренции. Четвертая глава «Развитие конкурентных преимуществ в различных рыночных ситуациях» является детализацией описанных стратегий и посвящена вопросам их адаптации к конкретной рыночной обстановке и тенденциям ее развития. Рассматриваются особенности формирования конкурентных преимуществ в условиях различной динамики рынка, структуры конкурентной среды, конкурентной позиции фирмы. «Особенности формирования конкурентных преимуществ в индустрии услуг» - пятая, завершающая глава книги. Она дополняет и развивает содержание учебного пособия применительно к бурно развивающейся, но вместе с тем слабо изученной с точки зрения конкуренции отрасли бизнеса. В главе систематизированы конкурентные преимущества в сфере услуг, предлагаются маркетинговые технологии их реализации. Изложение учебного материала иллюстрировано примерами из российской практики автомобильного бизнеса, производства и реализации продуктов питания, других товаров широкого потребления и спектра разнообразных видов услуг. В работе использованы и факты из зарубежной практики конкуренции, актуальные для современного периода переходной экономики России. Учебный материал предназначается для менеджеров высшего и среднего звена. Логически он является детализацией модуля «Маркетинг». Большое количество рекомендаций для отечественной практики ведения бизнеса помогут менеджерам более полно и точно представить собственные проблемы, возникающие в ходе конкурентной борьбы. Авторы надеются, что предлагаемая книга поможет найти рациональные пути их решения. Работа при подготовке учебного пособия распределилась следующим образом: предисловие, главы 1-4 написаны Г.Л. Азоевым, глава 5 - А.П. Челенковым. Глава1. Конкуренция и конкурентные преимущества Несмотря на кажущуюся бессистемность конкурентной борьбы, она основана на методологии, начало формирования которой относится еще к периоду докапиталистических формаций, современная теория конкуренции, имеющая множество практических приложений, стала мощной научной базой для решения важных проблем в области управления и маркетинга. Практика конкурентных отношений на отечественном рынке подтверждает актуальность многих ее положений и требований. Наиболее значимым из них является необходимость активной адаптации к условиям конкуренции, поиск и реализация конкурентных преимуществ. 1.1. ФОРМЫ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КОНКУРЕНЦИИ Механизм конкуренции, его движущие силы являются объектом длительного изучения различными направлениями менеджмента, маркетинга, права. Научный интерес к этой проблеме обусловлен существенным обстоятельством - в конкуренции усматривается главная сущностная черта, свойство товарного производства, способ его развития. Кроме того, она выступает в роли стихийного регулятора общественного производства. Следствием конкуренции, с одной стороны, является обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности. В настоящее время еще нельзя говорить о сформировавшейся теории конкуренции, однако многие ее аспекты уже сегодня имеют законченный вид и помогают правильно ориентировать прикладные разработки и практические действия по усилению конкурентной позиции предприятия на рынке. |
Издательство «смысл» москва 2000 удк 615. 851 Ббк 53. 5 П 274 Московский Гештальт Институт Впервые переведенная на русский язык главная теоретическая книга Ф. Перлза — выдающегося психолога и психотерапевта, создателя... |
Международная заочная научно-практическая конференция Организатор Международной заочной научно-практической конференции – Консалтинговая компания «ар-консалт», г. Москва. Издание сборника... |
||
Философия человека часть вторая Москва 2001 удк 300. 37 Ббк–15. 56... Действительно ли он занимает особое место в природном царстве? Что в нем уникального? В монографии раскрываются различные стороны... |
Методические указания по курсу Новосибирск 2004 ббк ю 937. 4 Удк 152. 26 (075) Министерство образования и науки российской федерации новосибирский государственный университет |
||
Тест жизнестойкости удк 159. 923. 072 Ббк 88. 3 Л 478 Психодиагностическая серия Работа выполнена при поддержке ргнф, проект 06-06-00449а «Структура и диагностика личностного потенциала» |
Отечественная история Планы семинарских занятий Казань 2010 ббк т3(2)я... Ислаев Ф. Г., д и н., профессор кафедры истории и обществоведческих дисциплин иро рт |
||
Учебное пособие удк 159. 9(075) Печатается ббк 88. 2я73 по решению Ученого Совета Зоопсихология и сравнительная психология: Учебное пособие. Ставрополь: скси, 2005. 272 с |
Духовный кризис Д 49 Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом/ Под ред. Станислава и Кристины Гроф/Пер с англ. А. С. Ригина.... |
||
Конкурсная документация будет выдаваться по адресу ОАО «Энел огк-5» Москва, 4-й Сетуньский пр-д, 10-а, стр. 2, являющийся Заказчиком, настоящим извещением приглашает Вас к участию в открытом конкурсе... |
Учебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 Гамезо Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ ред. М. В. Гамезо. М.: Ось-89, 2007. 352 с |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |