Пояснительная записка Курс «Литература рк»




Скачать 128.81 Kb.
НазваниеПояснительная записка Курс «Литература рк»
Дата публикации01.10.2014
Размер128.81 Kb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
Пояснительная записка

Курс «Литература РК» ориентирован на продолжение приобщения обучающихся к истокам коми культуры, т.е. формирование этнокультурных знаний.

Цель курса: дальнейшее знакомство обучающихся с литературой Республики Коми, которая способствует формированию сознания школьников, как жителей многонациональной республики, создает предпосылки для становления личности, понимающих роль и свое место в истории страны. Достижение этой цели предполагает решение ряда задач:

- формирование интереса к литературе РК;

- формирование представления об авторах произведений, особенностях их творчества;

- речевое развитие обучающихся;

- расширение знаний о природе Коми края, специфики, характера, быта, обычаях коми

народа.

Программа построена на основе принципов: художественно-эстетического, тематического, литературоведческого.

Художественно-эстетический принцип производит отбор произведений писателей РК для чтения.

Литературный принцип охватывает все литературные жанры.

Тематический принцип знакомит обучающихся с историей Республики, её природой.

Школьный учебный план предусматривает изучение курса по одному часу в неделю, всего 35 часов за год.

Тематическое планирование литературы РК, 5 класс.


тема

час

наизусть

сочинение

Духовная литература

3







Устное народное творчество: пословицы, поговорки, сказки

5








Предания

3







Карело – финский эпос

1







Жаков К.Ф. Сказки

Биармия

3







И.Изъюров. Сказка «Колечко Бурморта»

3




2

А.Клейн. «Волшебный камень и книга Белой совы».

7





1

Е.Габова. «Гришуня на планете Лохматиков»

8







«Двойка по поведению»

1







Повторение

1







Итого:

35








Содержание учебного предмета
Духовная литература.

Прокудливая береза. Образ жизни коми народа в древности. Роль святого Стефана Пермского в становлении христианства в Коми крае.

«Сказание о жизни и трудах Святого Стефана епископа Пермского». Теория литературы.

Фольклор.

Пословицы и поговорки. Коми бытность. Загадки. Своеобразие. Теория литературы.

Коми предания.

Яг морт. Особенности характера человека. Пера – богатырь.

Подвиги коми героя. Теория литературы.

Кöрт Айка. Йиркан. Власть над стихиями.

Сказка «Старуха Йома и две девушки».

Роль иронии. Нравственный идеал девушки в представлении коми народа.

Сказка про бедняка Мöмöта и богатого барина.

Коми народные песни.

Темы песен. Жанры. Искренность, слияние с образом природы.

«Педöр Кирöн». «Широкая улица»

Карело-финский эпос.

Э.Ленрот. «Рождение Кантеле»

Дар мастера и его влияние на окружающий мир. Назначение мастера – объединение людей через музыку и поэзию.

Теория литературы. Художественный образ.

Жаков К.Ф. Биармия.

Рассуждение коми человека о лесе – воде.

Литературная сказка « Гулень на небе». Осознание героем роли труда.

Изъюров И. Сказка «Колечко Бурморта» .

Высокая нравственность великодушия и доброта главной героини.

Теория литературы. Литературная сказка.

Клейн А. Сведения о жизни и творчестве.

Сказка «Волшебный камень и книга Белой Совы».

Габова Е. Сведения о творчестве.

Сказка «Гришуня на планете Лохматиков». Самостоятельный поиск Гришуней жизненного пути. Композиция сказки.

Повторение.


Пояснительная записка.
Содержание программы «Литература РК» определяется принципами и задачами образования обучающихся на современном этапе. Эта программа продолжает их литературное образование с учетом этнографических, историко-культурных особенностей региона – Республики Коми.

В основе предполагаемого состава произведений, знаний и умений лежат требования к минимуму предметного содержания, представленные в образовательном стандарте среднего общего образования в Республике Коми.

Программа опирается на ряд методологических принципов:

- культурологический

- учет возрастных и психологических особенностей

- дать понимание общих закономерностей воссоздания цельной картины мира.

Цель программы: формирования читателя-гражданина, жителя Республики Коми на основе национальной идентификации, побуждение интереса к культуре малой Родины.

Задачи программы:

- осмысление литературы как формы освоения культурной традиции;

- анализ и оценка литературно-художественных произведений:

- развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речи.

Программа сориентирована на изучение литературного произведения как искусство слова, на осмысление учащимися его нравственной проблематики и художественных особенностей, на поиск связи произведений литературы РК с произведениями русской и мировой литературы.

Сочетание обзорных и монографических тем дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя.

В программе особое внимание уделяется единству теории и практики.

Теоретико-литературные понятия закрепляются в аннотациях к конкретным произведениям.

По учебному плану школы на изучение учебного предмета «Литература РК» отводится 2 часа в неделю, всего за год 70 часов.

Тематическое планирование литературы РК, 10 - 11 класс.


Тема

час

наизусть

сочинение

10 класс










Введение

1







Литература Коми в годы ВОВ.

9







Юхнин В. «Алая лента»

5




2

Попов С. Этапы творческого пути.

5







Юшков Г.А. Роман «Бива»,«Чугра»

10







Теория литературы.

1







Ванеев Л.Е. Этапы творческого пути.

10







Теория литературы.

1







Торопов И.Г. «Не стреляй в медведя дважды»

5







Журавлёв-Печорский В.С. Творческая судьба писателя.

5







Теория литературы.

1







Тимин В.В. Творчество.

5







Теория литературы.

1







Рочев. «Два друга»

4







Юшков Г. Роман «Родовой знак»

2







Коми и русские писатели. Критика о коми крае, народе, коми литературе.

1







Повторение.


2







Итого:

68 + 2 (соч)







11 класс










Введение.

1







Куратова Н.Н. «Тополь с тремя вершинами»

«Вкус цветущего клевера»

7







Кушманов В. Стихотворения.

7







Мирошниченко Н. Стихотворения.

3







Мишарина А. Стихотворения

3







Расторгуев А. Драматическая поэма.

3







Фролов Д. Бутырева Г, Ельцова А.

Суворова Е. Стихотворения.

3







Рекемчук А. Романы.

10







Теория литературы.

1







Попов А. Терентьева Л, Кушнир В.

8







Теория литературы.

1







Столповский П. Рассказы.

8




2

Канев А. Рассказы.

5







Плеханова Н, Величко И, Габова Е, Артеева А. Рассказы.

5







Теория литературы.

1







Итого:

66 + 2 соч.








Содержание учебного предмета

10 класс.

Литература Коми в годы ВОВ. Размыслов А. «Брату», «Сегодня солнце видеть я хотел».

Габов А. «О Тельмане»

Елькин В. «Счастливая земля»

Подоров «Заря догорает»

Вавилин Н. «Пармы дыхание»

Теория литературы.

Юхнин В. «Алая лента». Жизнь коми дореволюционного крестьянства. Особенности национального характера в образах Ильи и Михаила Ошлаповых.

Попов С. Этапы творческого пути. Тема патриотизма, любви, гуманности. «Тихая ночь войны», «Имя на снегу», «Руки», «Ночной дождь», «Коротко ты, северное лето».

Юшков Г.А. Роман «Бива». История коми народа в период крещения. Взгляд на деятельность Степана Пермского. «Чугра». Создание национального характера. Женские судьбы. Историзм и эпичность повествования.

Теория литературы. Коми проза.

Ванеев Л.Е. Этапы творческого пути. «Если человеком ты назвался», «И всё же мы росли», «Мы – северяне». Чувства национальной гордости. «Баллада о мальчишках». Тема детства. Раздумья о Родине. «Ничего не связывало нас». «Да я тебя люблю». «Когда мы вдвоем». Тема любви, благодарность за это большое чувство. Роль пейзажа в раскрытии чувств героя. «Северные сонеты». Размышления о жизни, о назначении человека, красота мира.

Теория литературы.

Торопов И.Г. «Не стреляй в медведя дважды». Экология. Малая Родина. Мотив покаяния.

Журавлёв-Печорский В.С. Творческая судьба писателя. «Одинокий кедр», «Заливень», «Я север люблю», «Росстань». Философский взгляд на мировоззрение. Человек маленькой Родины.

Теория литературы. Лирическая миниатюра.

Тимин В.В. Творчество. «Я в Гарье вновь», «Кто сказал не любуются коми», «Родной язык», «Русалки», «Красавица», «Отцу». Любовь автора к отчему дому, к девушке, к родному языку. Тема войны. Военное детство. Баллада.

Теория литературы.

Рочев. «Два друга». Дружба трех народов: русских, коми, ненцев. Формирование характера, духовного мира двух друзей – коми мальчика Гени Дуркина и ненца Васи Манзадея. Судьба народа в переломный период истории.

Юшков Г. Роман «Родовой знак». Национальные проблемы жизни и быта народа коми. Традиционная культура коми. Социально-нравственная проблематика романа.

Коми и русские писатели. Критика о коми крае, народе, коми литературе.

11 класс

Введение. Особенности современной литературной жизни Республики Коми. Развитие русскоязычной литературы. Журнал «Арт», «Войвыв кодзув». Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

Куратова Н.Н. «Тополь с тремя вершинами». 4 человеческих судьбы, женские образы. испытание любовью. Проблемы долга.

Повесть «Вкус цветущего клевера»

Кушманов В. Сборники «Мне 20 лет», «На земле с тобой». Философский и психологический смысл стихотворений. Голодное, но прекрасное детство. Художественные поиски и традиции в современной жизни РК.

Мирошниченко Н. Стихотворения «Хочется счастья», «Русское сердце».

Мишарина А. Стихотворения «Славные люди», «Моей учительнице», «Самая красивая». Искренний образ героини. Диалектика любви.

Расторгуев А. Драматическая поэма. «Успение Стефана Пермского». Своеобразие жанра. Взаимоотношения языческой и христианской веры.

Фролов Д. «Лемью», «Молитва», «Завещание». Образ странника, трагизм бытия в поэзии. Бутырева Г. «Полеводы», «Памяти отца и матери», «Возведу дом». «Бугор». Мотив одиночества, чувство гармонии. Лушков А. «В роднике лесном играет», «Господь иисус». Ельцова А. «Жизнь, давний сон».»Рассыпанные бусы». Конкретность и обобщенность образов.

Суворова Е. Стихотворения. «Ночь», «Не быть ни последним, ни первым».

Рекемчук А. Романы. «Скудный материк», «Тридцать шесть и шесть». Своеобразие сюжета. Время, идеалы. Национальный колорит. Современная драматургия РК. Теория литературы.

Попов А. «Заколдованная тропь» «Алло, это Макар?» Переосмысление народных преданий. Поиск авторских идей. Своеобразие конфликта. Терентьева Л. «Гуманитарный класс», «Верю – не верю». Общечеловеческие темы любви, дружбы, долга. Теория литературы. Драмы.

Столповский П. Рассказы «Хищник», «Пустой выстрел», «Семь верст правды». Нравственная ответственность человека. поиски гармонии в мире.

Канев А. Рассказы «Кладоискатель», «Переселение душ». Нравственный и социально-исторический конфликт произведений. Создание народного характера.

Плеханова Н, Величко И, Габова Е. «Венские стулья», «В тот год», «Зеленая бабочка». Психологизм. Современная действительность. Типы женских образов. Артеева А. «Сон под лоскутным одеялом». Поиск новых прозаических форм.

Теория литературы. Постмодернизм.

Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шошкинская средняя общеобразовательная школа»

«Сёськаса шӧр школа» муниципальнӧй велӧдан сьӧмкуд учреждение
Согласовано Утверждаю:

Зам. директора по УВР – Директор школы –

______________ / Н.Н.Шрейдер/ _______________Н.А.Попова

Рабочая программа по учебному предмету

«Коми литература»

на уровне основного общего образования


Срок реализации – 5 лет

Класс – 5 – 9

Составлена на основе примерной программы

«Коми литература 5 – 11 класс коми уджтас».

Авторы: В.А. Лимерова, Е.В. Остапова.– Сыктывкар, 2010.
Программу составила: Анисимова О.С.

с. Шошка

2013 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Курс «Литература рк» iconПояснительная записка
Данная программа ориентирована на завершённый четырёхлетний курс лицейского образования и на использование технологии многоаспектного...

Пояснительная записка Курс «Литература рк» iconПояснительная записка Цель курса: обобщить полученные знания по орфографии...
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе...

Пояснительная записка Курс «Литература рк» iconПояснительная записка курс русского языка направлен на достижение следующих целей
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,...

Пояснительная записка Курс «Литература рк» iconПояснительная записка. Литература 10 класс заочная форма обучения
В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2001г.) и учебника «Литература. 10 класс» для общеобразовательных учебных заведений (авторы –...

Пояснительная записка Курс «Литература рк» iconПояснительная записка Курс «Дифференциальная психология»
Требования к минимуму содержания и уровню подготовки по дисциплине «Дифференциальная психология»

Пояснительная записка Курс «Литература рк» iconПояснительная записка статус документа
А. Г. Кутузова (см сборник нормативных документов. Литература. Москва. «Дрофа», 2004, стр. 92-96, стр. 121-127). Изучение литературы...

Пояснительная записка Курс «Литература рк» iconПояснительная записка. Литература 9 класс заочная форма обучения
В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2001г.) и учебника «Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных...

Пояснительная записка Курс «Литература рк» iconРабочая программа по литературному чтению пояснительная записка
Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного...

Пояснительная записка Курс «Литература рк» iconРабочая программа включает восемь разделов: «Пояснительная записка»
Программы развития и формирования универсальных учебных действий в рамках предмета «Литература». За основу данной Рабочей программы...

Пояснительная записка Курс «Литература рк» iconРабочая учебная программа 4-5 класс Пояснительная записка
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в III...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции