ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа составлена на основе «Программы по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы гимназий , лицеев гуманитарного профиля».Авторы –Есин , Кутузов , Ладыгин. Программа рекомендована к применению МОУ «ПГИРО» и опубликована Министерством народного образования ПМР в 1993 году. Следует учитывать также, что в последние годы не было опубликовано ни одной программы углублённого изучения литературы, которое следует отличать от расширенного изучения. Данная программа ориентирована на завершённый четырёхлетний курс лицейского образования и на использование технологии многоаспектного изучения литературы дисциплины.
Основу программы литературного образования учащихся гуманитарного отделения 9 класса составляет углубленное изучение истории русской литературы первой половины 19 века – «золотого века» отечественной словесности.
Важнейшее значение имеет повторение и обобщение истории древнерусской литературы и литературы 18 века, разделов, изученных в восьмом классе. К девятому классу лицеисты должны уметь рассматривать то или иное литературное произведение в тесной связи с другими произведениями русской и европейской литератур, осознавать тот или иной факт как явление целостного литературного процесса.
Особенностью содержания программы 9 класса является также то, что наряду с навыками самостоятельного чтения и осмысления художественного текста учащиеся должны овладеть методикой работы с литературно-критическими статьями.
Работа по развитию речи ориентирована на закрепление навыков устной и письменной речи, а также на развитие навыка самоанализа творческой работы.
Базовыми учебниками в 9 классе являются пособия–М.Качурина «Литература – 10 (1 часть), 2002 год для общеобразовательных школ и учебник для лицеев и гимназий «Русская литература – 9» М.Качурина., Обернихина «Русская литература 19 века» (1 часть), 10 класс. «Дрофа»,2006 год , Журавлев «Русская литература 19 века» (1 часть ), 10 класс. Для школ , гимназий ,лицеев с углубленным изучением литературы.
Дата
|
Тематика занятий
|
К-во
часов
|
Форма проведения занятия
|
Используемые
источники
|
Примечание
|
|
Введение
Повторение изученного в 8 классе.
Развитие русской литературы с 10 по 17 века.
Основные тенденции развития литературы в 18 веке: зарождение и закат русского классицизма, возникновение и воспитательная роль сентиментализма.
Роль М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина, А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина в литературном процессе 18 века и их влияние на писателей 19 века.
Журналистика начала 19 века и её роль в развитии литературы.
Основные тенденции развития русской словесности в первой половине 19 века. Усиление социальной роли литературы. Исторические события в России и их влияние на развитие литературы.
Романтизм и реализм как ведущие направления и художественные методы.
Русский романтизм
Литературный процесс рубежа 18-19 веков.
Предромантизм как переходное явление в русской и европейской литературе рубежа 18-19 веков.
Творчество А.Ф. Мерзлякова. Жанр «российской песни» в наследии поэта. «Среди долины ровныя…», «Соловушко», «Ожидание» как образцы предромантической поэзии.
Эстетическая и мировоззренческая основа романтизма как литературного направления и художественного метода. Различия предромантизма и романтизма.
Течения в русском романтизме: философское, элегическое, гражданско - героическое, лермонтовское.
Элегии В.А. Жуковского «Море», «Сельское кладбище», «Вечер».
Обзор творчества К.Н. Батюшкова, Е.А. Баратынского, Д.В. Веневитинова. Чтение и анализ стихотворений названных поэтов по выбору учителя и учащихся. Образы-символы и их значение в поэзии романтиков философского течения. Тема любви у романтиков: образ женщины-идеала.
Гражданско-героическая поэзия К.Ф. Рылеева. Стихотворения «Гражданин», «К временщику», думы.
Созвучие тем и мотивов поэзии Рылеева и А.И. Одоевского, В.К. Кюхельбекера, П.А. Вяземского.
Влияние романтической поэзии на творчество Пушкина, Лермонтова, Гоголя.
Контрольная работа
А.С.Грибоедов
Обзор творчества поэта и драматурга. История создания комедии «Горе от ума».
Черты классицизма и реализма в комедии. Социально-историческая основа комедии. Характер главного героя. Любовный и социальный конфликт комедии.
Взаимоотношения Чацкого и «фамусовского общества». Чацкий: «победитель или побежденный?» Роль Софьи и Молчалина в интриге произведения.
Второстепенные и внесценические персонажи. Смысл финала. Язык комедии.
Комедия Грибоедова в зеркале критики. Статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний». Взгляд А.С. Пушкина на комедию и её героя.
Инсценирование эпизодов комедии.
Сочинение
А.С.Пушкин
Роль Пушкина в русской и мировой литературе. Обзор и периодизация творчества поэта. Отражение сюжетов пушкинских произведений в других видах искусства.
Лирика лицейского периода. Традиции Г.Р. Державина и К.Д. Батюшкова: «К Наталье», «К другу стихотворцу», «Воспоминания в Царском Селе», «Пробуждение», «Гроб Анакреона», «Лицинию».
Социально-политическая (вольнолюбивая) лирика поэта: «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «В Сибирь», «Анчар», «Арион».
«И жизнь, и слезы, и любовь» в лирике Пушкина: «Я помню чудное мгновенье…», «Признание», «Талисман», «Сожжённое письмо», «Я вас любил», «Мадонна». Адресаты любовной лирики. Новаторство Пушкина в интерпретации темы любви.
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина: «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэту», «Поэт и толпа», «Пророк», «Памятник». Мысль о назначении и призвании поэта. Традиции Ломоносова и Державина.
Философская лирика Пушкина: «Вновь я посетил…», «Телега жизни», «Осень», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Безумных лет угасшее веселье…».
Контрольная работа
Сочинение
Романтические поэмы Пушкина, их связь с лирикой поэта. Понятие цикла. «Цыганы», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья - разбойники» (по выбору).
Роман в стихах «Евгений Онегин»: история создания, особенности жанра. Понятие о «лишнем человеке» как сквозном образе русской литературы. Особенности композиции романа. «Онегинская строфа».
Роман «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни». Онегин как тип молодого столичного дворянина 1820-х гг. Образ жизни и жизненные ценности героя в 1 главе романа.
Судьба Владимира Ленского и его роль в романе. Сравнительная характеристика героев. Татьяна и Ольга. «Татьяны милый идеал»
Онегин и Татьяна в последней главе.
Образ автора в романе. Тематика и роль лирических отступлений. Язык романа.
Сочинение.
Драматургия Пушкина. Цикл «Маленькие трагедии».
Исторический характер и художественное новаторство трагедии «Борис Годунов».
Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и власти. Развитие темы трагической судьбы «маленького человека». Двойственность образа Петра Первого.
Значение творчества Пушкина в истории литературы. Белинский, Булгарин, Писарев и Мережковский о значении Пушкина.
Контрольная работа.
М.Ю.Лермонтов
Обзор творчества Лермонтова, его роль в развитии русского романтизма. Пушкин и Лермонтов – «дневное и ночное светила» русской поэзии.
Лирика Лермонтова как выражение самосознания поколения 30-х гг. Одиночество, странничество и борьба как сквозные мотивы лирики поэта. «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Одиночество», «Парус», «Сосна», «Выхожу один я на дорогу…», «Пророк», «Дума», «Родина», «Прощай, немытая Россия…», «И скучно, и грустно…», «Предсказание», «Утёс», «Тучи».
Любовная лирика Лермонтова, отличие от лирики Пушкина.
Поэма «Демон», её мифологическая основа и связь с мотивами лирики Лермонтова.
Роман «Герой нашего времени». История создания, особенности композиции. Понятие о жанре социально – психологического романа. Значение двойной хронологии произведения. Хронотоп романа. Понятие о полифонизме.
Печорин: «портрет, составленный из пороков всего поколения». Связь образа Печорина (рефлексирующего героя) с образом лирического героя Лермонтова.
«Герои-двойники»: Грушницкий, Вернер, Вулич. Сходства и различия.
Женские образы в романе: Бэла, Мери, Вера.
Сопоставительная характеристика Печорина и Онегина.
Проблема предопределенности судьбы человека в романе.
Творческий путь Лермонтова в статье Д.С. Мережковского «Лермонтов. Поэт Сверхчеловечества».
Сочинение.
Контрольная работа.
Н.В.Гоголь (30 часов)
Обзор творчества Н.В. Гоголя.
Цикл «Петербургские повести». Изображение петербургской жизни в повестях цикла. Тема «маленького человека» в большом городе. «Фантастический реализм» Гоголя. Сочетание трагедии и сатиры в произведениях.
Поэма «Мёртвые души»: история создания. Идейно-художественная концепция Гоголя, её связь с названием, сюжетом, композицией и жанром поэмы.
1 глава: «губернский Олимп». Изображение губернской и помещичьей Руси.
Чичиков как новый герой русской литературы. Загадка героя.
Образы помещиков. Роль детали как средства психологической и социальной характеристики персонажей. Сходство и различие характеров Чичикова и помещиков.
Образ Руси в поэме. Роль и место лирических отступлений.
Вставные эпизоды и их роль в произведении. «Повесть о капитане Копейкине».
«Мертвые души» в исследованиях Мережковского и Набокова.
Сочинение.
Значение в творчестве Гоголя книги «Выбранные места из переписки с друзьями».
Критики о Гоголе.
Контрольная работа.
История литературной критики первой половины 19 века
Обзор критических статей В.Г. Белинского, Ф.Ф. Булгарина, Д.И. Писарева, Д.С.Мережковского.
Методы работы с критической литературой. Роль критиков в становлении русской литературы.
|
|
|
|
|
|