Детских и подростковых суицидов




НазваниеДетских и подростковых суицидов
страница1/8
Дата публикации22.05.2014
Размер0.67 Mb.
ТипМетодические рекомендации
literature-edu.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ПРОФИЛАКТИКА
ДЕТСКИХ И ПОДРОСТКОВЫХ СУИЦИДОВ


Методические рекомендации

АСОУ
2011

УДК 343.85

ББК 88.48+60.991

П84

Профилактика детских и подростковых суицидов: Методические рекомендации. – АСОУ, 2011. – 44 с.
В настоящем сборнике "Профилактика детских и подростковых суицидов" рассматривается проблема суицидального поведения в детском и подростковом возрасте, даются методические рекомендации по анализу и комплексной психологической безопасности в образовательном учреждении.

Методические рекомендации предназначены для руководителей и специалистов органов управления образованием, руководителей государственных образовательных учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования, муниципальных общеобразовательных учреждений Московской области, классных руководителей, психологов, социальных педагогов.
УДК 343.85

ББК 88.48+60.991

Редакционный совет:
Л.Н. Антонова – председатель,
В.Н. Ахренов, Т.Н. Ткачева

Рецензенты:
канд. пед. наук Н.Ф. Родичев,
канд. психол. наук В.Н. Шляпников

Изготовлено по государственному заказу Министерства образования Московской области.

Использование материалов целиком или частично допускается только с письменного разрешения заказчика по государственному контракту.

Все права принадлежат Министерству образования Московской области.
Изд. № 603. Формат 6090/16. Печать офсетная.
Уч.-изд. л. 2,61. Усл. печ. л. 2,75. Тираж 500 экз. Заказ № 613

© Министерство образования

Московской области, 2011

© АСОУ, 2011



О ГЕНЕЗИСЕ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА
В РОССИИ


По данным отчета детского фонда ООН в последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и детей. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за неблагополучия и конфликтов в семье и школе, из-за безразличного отношения к ним значимых взрослых и близких людей. Уровень самоубийств среди российских подростков является одним из самых высоких в мире.

Суицидальное поведение (желание расстаться с жизнью) возникает, когда душевная или физическая боль становится невыносимой, когда пустота, мрак и ужас наполняют психическую сущность человека. Дети до 11 лет реальных попыток уйти из жизни почти не делают. Однако это совсем не означает, что их не посещают трагические фантазии в минуты глубочайшего отчаяния. Печальная статистика случаев аутоагрессии, как проявлений "инстинкта смерти", направленного на собственное "Я" (по З. Фрейду), появляется, когда дети достигают возраста от 11 до 18 лет. Пик суицидной активности (насильственного прекращения жизни) приходится на старший подростковый возраст (14–16 лет). Многие специалисты даже считают, что суициды – это типичная реакция подростков на кризисные ситуации в их жизни. При этом отнюдь не редкостью являются коллективные самоубийства, совершаемые либо группой подростков одновременно, либо одним вслед за другим (так называемые "скопированные" самоубийства, в основе которых лежит механизм подражания и внушаемость). В истории известно множество таких печальных примеров. В процессе анализа релевантных суициду факторов нельзя не остановиться на так называемом "эффекте Вертера" – совершении самоубийства под влиянием чьего-либо примера. По мнению С. Рязанцева, эпидемии самоубийств, особенно в молодежной среде, может породить талантливое произведение искусства. Так, доказательно установлено, что появление в 1744 г. "Страданий юного Вертера" И. Гете – гениального описания жизни и смерти юноши от несчастной любви – вызвало целую волну самоубийств среди молодежи, подражавшей любимому герою. Примерно такой же эффект на русское общество начала XIX в. оказала "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина. Сотни американцев в свое время последовали примеру Мэрилин Монро, версия об отравлении которой широко обсуждалась в печати. Тот же эффект наблюдался после смерти Сергея Есенина. Вероятно, описанный феномен кроется в перенесении положительного отношения к герою на все его действия и в "подсказке" потенциальному суициденту способа решения возникшей острой конфликтной ситуации, из которой сам суицидент не видит выхода.

Существует статистика относительно возраста самоубийц. Оказывается, что подавляющая, непропорционально большая часть таких случаев приходится на долю подростков. На сухом языке медицины это называется специальным термином "пубертатный суицид", т.е. "самоубийство, совершенное в пору полового созревания". Причины суицидов в разные исторические времена различны. Так в XIX в. кончали жизнь самоубийством, чтобы оправдать поруганную честь. В наше время актуальны другие ценности, переживания, проблемы. Психолог Е. Вроно отмечает, что 70% современных детей, совершивших суицидальную попытку, называют в качестве основной причины такого поведения школьные конфликты. Но, как правило, основной причиной является неблагополучие в семье. Это могут быть семьи внешне успешные, с хорошим материальным достатком, но с нарушенными отношениями внутри семьи. В школьном конфликте могут участвовать и сверстники, и учителя: традиционная школа – жесткая среда, которая лишь обостряет личные проблемы подростков.

В основном решение покончить с собой принимаются подростками в результате:

напряженных отношений с родителями;

конфликтов со сверстниками;

неразделенной любви;

употребления наркотиков и алкоголя;

психических расстройств.

Психолог Л.В. Ким выделила еще одну причину детских самоубийств – прессинг успеха. Родители настраивают ребенка на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной работы и т.д. Подобный груз непосильным бременем ложится на плечи детей. Страх не оправдать чаяний дорогих людей, гонка за успехом, да и собственные высокие притязания создают высокое напряжение, страх, гнетущую тревогу. Психолог В.Ф. Войцех считает, что причины детского подросткового суицида часто состоят в том, что в сознании подростка нет негативного отношения к суицидам. Самоубийца в нашем обществе вызывает сочувствие, сожаление, но ни в коем случае – возмущение или презрение. Для сравнения: в Англии, например, самоубийство не только уголовное преступление, но и большой позор для родителей. И поэтому процент покушения на собственную жизнь там – на порядок ниже, чем в России. В какой-то степени жалость к самоубийцам способствует распространению среди подростков так называемого демонстративного суицида, при котором ставится цель не уйти из жизни, а привлечь внимание "обидчиков", наказать их, заставить "понять" и т.д. Как правило, эти суициды рассчитаны на "зрителей", но кончаются порой трагически, подростки ошибаются в расчетах, переигрывают, и, в конце концов, умирают, сами того не желая.

Частой причиной самоубийства, не только среди подростков, но и взрослых является смерть кумира. Известно, что самоубийство кумира влечет за собой эпидемию суицидальных попыток фанатов. Особенно теперь, когда с развитием электронных средств массовой информации аудитория кумира превратилась действительно в мировую, трудно бывает оценить масштаб такой эпидемии. Такие самоубийцы, как правило, инфантильны, эмоционально и интеллектуально незрелы. Самоубийство фанатов – явление давно известное и имеет одну страшную тенденцию: оно часто носит массовый характер. Не только смерть кумира, но и единичный случай самоубийства в школе вызывает эпидемию суицидальных попыток. Расширенный суицид – вещь часто встречающаяся. Подростки вообще внушаемы. Если в школе была серьезная попытка самоубийства, и в особенности – завершенная, следует ожидать, что за ней потянется "шлейф" подражательных попыток.

"Вина" за такие суицидальные эпидемии лежит только на свойственные всем детям и подросткам внушаемости и подражании. Самоубийство детей и подростков на религиозной почве на самом деле представляет собой убийство. Зачастую подростки, попавшие в религиозные секты, просто лишены возможности самостоятельного выбора – жить или умирать. Родители могут только препятствовать вхождению ребенка в религиозную секту, либо способствовать скорейшему выходу из нее. Но если ребенку уже внушена мысль о самоубийстве – он, скорее всего, воплотит ее в жизнь.

Когда-то считалось, что люди, покушающиеся на собственную жизнь, – не совсем здоровы психически (т.е. делают это под влиянием психических заболеваний). Однако, как показывает современная статистика, – 2/3 суицидов совершаются, как говорится, при ясном уме и твердой памяти. Уже давно исследователи обратили внимание на тот факт, что во время войны (в самых тяжких условиях!) уровень самоубийств значительно снижался. Столь же незначительным он оставался в развивающихся странах (с самым жутким диктаторским режимом и нищенским образом жизни). Иногда люди (не только подростки!) просто играют со смертью, прибегая к угрозе самоубийства как к последнему аргументу при выяснении отношений.

Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Родителям следует помнить, что аффекты разрушительны для подростка. Суицидальная угроза, высказанная в аффекте, как правило, осуществляется, и последствия бывают очень тяжелыми. Чем меньше возраст ребенка, тем более травматичными бывают попытки: падение с большой высоты, попытки самоповешения и т.д. Суицидоопасной чаще всего бывает реальная жизненная ситуация: либо пренебрежение ребенком, либо насилие по отношению к нему.

Дефицит гуманности и милосердия в обществе (письмо Минобразования РФ от 26.01.2000 г. № 22-06-86 "О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков") сказывается, прежде всего, на детях как наименее защищенной части населения. Их проблемам и переживаниям стали уделять меньше внимания не только в семье, но и в школе. От так называемых "трудных" детей и подростков школы стараются избавиться. Опрос детей, выбывших из 5–9-х классов средней школы, проведенный Генеральной Прокуратурой Российской Федерации, показал, что 43% опрошенных детей связывают свой уход из школы с конфликтами с учителями, 38% ответили, что их из школы выгнали. Жестокое обращение взрослых с детьми и подростками приводит их к отчаянию, безысходности, депрессиям и, как следствие, к самоубийству. По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин.

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. Факты свидетельствуют о заметном снижении воспитательных функций учреждений образования, когда подростки, оставаясь наедине со своими проблемами и попадая в острые конфликты в условия социально-правовой незащищенности, не в состоянии самостоятельно найти выход из кризисной ситуации, адекватно и критически ее оценить, оставаясь предоставленными сами себе, ищут выход в самоубийстве.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Первым нормативно-правовым актом, затронувшим проблему суицида среди несовершеннолетних, было Письмо Минобразования России от 26.01.2000 г. № 22-06-86 "О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков", основанное на данных Генеральной прокуратуры РФ. По данным государственной статистики 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих. От самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.

После Письма Минобразования России Минтруда РФ издаёт два Постановления от 19.07.2000 г. № 53 и № 54 «"Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр психолого-педагогической помощи населению"» и «"Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр экстренной психологической помощи по телефону"». Деятельность обоих центров направлена на реализацию права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства.

Следующим законодательным актом по вопросам суицида среди несовершеннолетних стало Письмо Минобразования РФ от 29.05.2003 г. № 03-51-102ин/22-03 "О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков". Министерство образования РФ решает ужесточить меры по контролю за органами управления образованием, даёт новые рекомендации руководителям органов управления образованием и просит ежеквартально предоставлять информацию о случаях суицида. В отличие от письма Минобразования России от 26.01.2000 г. теперь приоритет в профилактике суицидов среди несовершеннолетних отдаётся психологическим службам, а не органам управления образованием. Также делается акцент на необходимость межведомственного взаимодействия органов профилактики суицида несовершеннолетних для достижения поставленных задач.

20.09.2004 г. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки публикует Письмо № 01-130/07-01 "О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков", где указывает на продолжающийся рост числа суицида несовершеннолетних, несмотря на неоднократные обращения Минобразования России к данной проблеме. И снова акцент делается на организацию работы социально-психологических служб образовательных учреждений, а также на организацию в регионах работы телефонов экстренной психологической помощи.

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путём угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства в виде ограничения свободы сроком до 3 лет или лишением свободы на срок до 5 лет (ст. 110 Уголовного кодекса РФ). Административная ответственность за подобного рода правонарушения законодательством РФ не предусмотрена.

Сегодня приоритет в профилактике суицида среди несовершеннолетних отдаётся сфере образования. В каждом образовательном учреждении желательно присутствие специалиста, который сможет своевременно выявить лиц, склонных к суициду, и вовремя оказать квалифицированную помощь. Несмотря на то, что наше законодательство в области профилактики суицида среди несовершеннолетних носит только рекомендательный характер для руководителей учреждений и ведомств, оно даёт исчерпывающий перечень вариантов профилактики. Организация межличностных, межгрупповых отношений взаимодействия в образовательных учреждениях происходит на основании локальных нормативно-правовых актов, которые в свою очередь должны выстраиваться на основании законодательства РФ и должны обеспечивать реализацию Конституции РФ и других законов. Внутренние локальные нормативно-правовые акты должны создавать механизмы реализации конституционных прав и свобод несовершеннолетних, защите их чести и достоинства.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ ПО СОДЕРЖАНИЮ ИЗДАНИЯ
(ГЛОССАРИЙ)

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).


Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой оказывается человек. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности, выражающейся в мыслях, намерениях, высказываниях, угрозах, попытках, покушениях.

Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера – в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.

Суицидальное поведение как девиация – это отклоняющееся от различных норм ситуационные поведенческие реакции. Психические состояния, нарушения в развитии личности, приводящие к дезадаптации подростка в социуме и нарушению самоактуализации, непринятию себя в силу сложившихся неадекватных паттернов поведения.

Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности. Суициденты, как правило, соответствуют дезадаптивному уровню психического здоровья, когда не решаются внутренние проблемы, нарушен баланс между внешним и внутренним миром.

ТИПОЛОГИЯ СУИЦИДОВ
И ТИПЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ


1. Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным. Сопровождается переживаниями и размышлениями о смысле жизни, которым предшествуют угнетенное настроение или депрессивное состояние.

2. Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, призывом о помощи или попыткой своеобразного шантажа.

3. Скрытый суицид (косвенное самоубийство) ориентировано на риск, на игру со смертью (экстремальные виды спорта, самоизоляция, употребление сильных наркотиков и т.д.).

Типы суицидального поведения
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Детских и подростковых суицидов iconА. И. Захаров Происхождение детских неврозов и психотерапия
В книгу вошли две основополагающие монографии видного отечественного психолога-практика, ведущего специалиста в области детских и...

Детских и подростковых суицидов iconО проведении VII республиканской выставки
Формирование субъектной позиции личности в детских и молодежных общественных объединениях“ (далее – выставка-конкурс) проводится...

Детских и подростковых суицидов iconО проведении VII республиканской выставки
Формирование субъектной позиции личности в детских и молодежных общественных объединениях“ (далее – выставка-конкурс) проводится...

Детских и подростковых суицидов iconПланирование в работе воспитателя доу
Согласно приказу Министерства народного образования рсфср от 20. 09. 88 №41 «О документации детских дошкольных учреждений» в целях...

Детских и подростковых суицидов iconПрограмма для дмш, музыкальных отделений дши, вечерних школ общего...
«Сольфеджио» направлена на развитие музыкальной одарённости и творческих способностей, учащихся с учетом их индивидуальных особенностей...

Детских и подростковых суицидов iconКнига предназначена психологам, логопедам, воспи­тателям детских садов и родителям

Детских и подростковых суицидов iconV-ая Научная Конференция
...

Детских и подростковых суицидов iconя. Богословское обоснование пастырской деятельности как милосердного служения ближнему
Пастырско-педагогическая деятельность священнослужителей в детских домах и приютах

Детских и подростковых суицидов iconДетская сексуальность и психоанализ детских неврозов
Шедевры мировой науки библиотека психоаналитической литературы под общей редакцией профессора M. M-решетникова

Детских и подростковых суицидов iconУчебно-методическое пособие по музыкальной литературе для детских...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции