Паломничество, как фактор влияния
на психологическое здоровье
Брыжа Ю.Н., Мельничук И.В.
Державний заклад «Південноукраїнський національний педагогічний
університет імені К.Д.Ушинського»
В современной отечественной психологической теории и практике все более актуальной становится тенденция к изучению феномена паломничества как фактора влияния на психологическое здоровье личности (Биржаков М.Б. 2004, Никифоров Г.С. 2006, Грановская Р.М. 2004 и др.).
Следует отметить, что последние два века в истории отечественной педагогической психологии знаменательны тем, что создавалась и зарождалась психологическая мысль, религиозная философия, богословская мысль которые обратились к конкретным проблемам образования и воспитания [2].
Следует подчеркнуть, что сегодня ситуация постепенно меняется. А именно, психология человека начинает интенсивно осваивать наследие (как мировое так и отечественное) религиозной философии, духовного опыта исповедников веры, подвижников духа; расширять опыт работы с субъективным миром человека, его сознанием, а главное - строить новый взгляд, "стереоскопическое или голографическое" виденье человеческой реальности в ее субъективной проекции. В отечественной психологии работами Б.С. Братуся, В.П. Зинченко, Ф.Е. Василюка и других учёных предпринимаются попытки заложить основы подлинно духовной психологии как особой формы рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его индивидуальной жизни [5].
Цель нашей работы состояла в изучении феномена паломничества, как фактора влияния на психологическое здоровье.
Для исследования и решения поставленных задач использовались общие и частные методы: анализ историко-педагогической, психологической, философской, богословской литературы, системное и типологическое моделирование, синтез, абстрагирование, конкретизация, интерпретация, сопоставление, обобщение, идеализация, экстраполяция и другие методы.
Следует отметить, что паломничество предполагает определенное отношение человека к психологическому здоровью. Вместе с тем, человек здоровый психики – это прежде всего человек воспитанный, социально хорошо адаптированный, не совершающий действий, противоречащих принятым в обществе нормам поведения. Психологические особенности паломников очень разноплановы. Паломник в большинстве случаев — глубоко религиозный человек с уже сложившейся системой ценностей. Он готов на время поступиться привычным образом жизни: кругом общения, удовольствиями, питанием для достижения своих духовных и нравственных целей [6].
Рассматривая историю этого вопроса следует подчеркнуть, что паломничество православных русских христиан в Святую Землю началось с принятия в 988 году христианства на Руси. Исторические свидетельства о них относятся к XI веку. Преподобный Феодосий Печерский в 1022 году ушёл вместе с караваном странников из Курска в Иерусалим [4].
Следует отметить что, прежде всего, человек, решивший отправиться в столь дальнее путешествие, должен был получить заграничный паспорт. После этого начинались приготовления к самому путешествию, окружающие просили помолиться за них, поставить свечку и принести хоть песчинку Святой Земли. Паломнику собирали деньги и всё необходимое для путешествия. Нередко он брал с собой дар, который покупали всей округой. Когда все приготовления были окончены, богомолец отправлялся в путь [4].
Когда же, после всех трудностей и унижений, нелегкий путь был окончен, перед русскими паломниками вставала новая задача - найти себе пристанище. Вообще, и на пути в Святую Землю, и в Иерусалиме богомольцы были предоставлены самим себе, и от их природной изворотливости и находчивости зависело создать для себя более или менее благоприятную обстановку.
Греческое православное духовенство, Иерусалимский Патриархат - главные обладатели и распорядители драгоценной для христианства святыни - храма Гроба Господня и являлись единственными попечителями и опекунами русских паломников. Считалось, что они из сострадания и по чувству христианского братолюбия возьмут на себя заботу о материальных и духовных потребностях богомольцев в далекой, неведомой им стране.
Следовательно, организация паломничества православных христиан к святым местам и обустройство их быта в Святой Земле стала одной из основных задач Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО). Восьмым параграфом своего устава Общество ставило перед собой следующую цель: «Оказывать пособие православным паломникам при посещении ими святых мест Востока, устройством для них странноприимных домов, больниц, особых паломнических караванов, удешевлением путевых расходов» [3].
Следует подчеркнуть, что забота Общества о паломниках не ограничилась мерами по удешевлению и улучшению условий путешествия в Святую Землю. Оно развернуло целенаправленную работу по устройству странноприимных домов и подворий. Подобные учреждения открывались не только в Палестине, но и в российских приморских городах, через которые проходил путь паломников. В Одессе было открыто большое и прекрасно оборудованное подворье, в Таганроге построен странноприимный дом, который мог одновременно вместить до 40 человек.
Благодаря заботам Палестинского Общества, паломники получили возможность безопасно и с незначительными затратами совершать хождения по всем святым местам Палестины. За посещение более отдаленных мест с богомольцев взималась символическая плата, которая шла шейху-проводнику и была тем меньше, чем больше паломников было в караване. Например, за путешествие на Иордан паломник должен был заплатить не более 20 копеек. В случае если собранных с паломников денег не хватало, то недостающие средства Общество выплачивало из своей казны [3].
Таким образом, вклад Императорского Православного Палестинского Общества в дело организации паломничества из России к святым местам огромен. Общество не просто способствовало развитию многовековой традиции паломничества, но и сделало всё возможное, чтобы облегчить этот путь. Следует подчеркнуть, что общество не делало различий между паломниками. Человек, независимо от своего материального положения и социальной принадлежности, решившийся на столь трудный и ответственный шаг в своей жизни, на всём протяжении странствия к святым местам ощущал заботу Общества. Помощь и содействие были всесторонними. ИППО позаботилось и об облегчении путешествия к святым местам, и об улучшении положения богомольцев на Святой Земле. Отныне паломнику не приходилось ютиться в тесных кельях, которые им предоставляло греческое духовенство. К их услугам были удобные подворья, построенные Палестинским Обществом. Паломники были избавлены от унижений и поборов со стороны турецкой администрации. Русские богомольцы могли свободно посещать святыни, к которым они так стремились [7].
Определение паломничества является предметом исследования таких наук как история, философия, культурология, философия психологии, медицина, психология и другие [1, 2, 6, 7 и другие].
Следует отметить что, паломничество это хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями. Кроме этого, паломничество известно с древности, в той или иной форме принято практически во всех религиях и языческих культах.
В литературе также можно увидеть определение паломничества как наиболее ранний вид организованного туризма в нашей цивилизации. Все виды паломничества по своим общим признакам, несомненно, относятся к путешествиям и ранним формам туризма и на этапе последних 200 лет – к туризму. Они содержат все единообразно определяемые признаки туризма и туристического продукта: планирование, перевозка, размещение, питание, торговля, сопровождение, охрана. Следует отметить, что моральные принципы и образ поведения паломника значительно отличаются от более свободных моральных устоев и образа обычных туристов [1].
Смысл паломничества, заключается в поклонении святым местам. Это поклонение носит религиозный характер и связано с совершением богослужений и молитв у чтимых святынь. Всякое иное посещение святых мест, не связанное с религиозным поклонением, строго говоря, не имеет отношения к каноническому паломничеству [2].
Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. Следует подчеркнуть, что паломничество даёт психологическое равновесие, устойчивость психики, дает расширение познавательной сферы. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломничество играет также важную роль на улучшение психологического здоровья [1].
Важнейшее значение для сохранения психологического здоровья человека имеет та атмосфера, в которой он совершает своё паломничество. Наряду с общественной средой паломническая среда играет большую роль для развития его личности и для укрепления психического и физического здоровья.
Важную роль в деле укрепления психологического здоровья человека при совершении паломничества играет тесная взаимосвязь между почитаемых святынь и паломника, как глубоко религиозного человека [6].
Сегодня возродилась традиция паломничества. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата организована Паломническая служба, ведающая вопросами паломничества в Святую Землю. Да и почти каждый храм имеет свой опыт проведения паломнических поездок или походов по российским святыням [1].
Обобщая данные которые существуют, следует отметить что паломническая деятельность составляет важную обрядовую часть деятельности религиозных организаций, как христиан, так и мусульман, иудеев и других конфессий. По своей сущности это обрядовое путешествие к святому месту, объекту, содержащее все признаки туристической деятельности, но в определенных отношениях стоящие вне таковой, вне массовых видов туризма, принятых в светском обществе.
Следует понимать и психологические особенности паломников. Паломник в большинстве случаев — это человек с глубоко религиозный, уже сложившейся системой ценностей. Он готов на время поступиться привычным образом жизни: кругом общения, удовольствиями, питанием для достижения своих духовных и нравственных целей [6].
Важная роль паломничества определена как миссионерская и несение просвещения и укрепления веры. В основе паломничества лежит именно любовь к святыне. Православные идут к святыням, ищут душевного приюта и утешения. Многие находят выход из тяжелого душевного состояния именно в паломничестве, тем самым оставаясь психологически здоровой личностью.
Литература
1. Биржаков М.Б. Введение в туризм: учебник / М.Б. Биржаков. – СПб., 2007. – 576 с.
2. Грановская Р.М. Психология веры / Р.М. Грановская. – СПб., 2010. – 480 с.
3. Головков С.А. отв. редактор епископ. (Егорьевский Марк) Православное паломничество. Сборник / С.А. Головков – М., 2009. — 184 с.
4. Лисовой Н.Н. Православный Палестинский сборник. / Н.Н. Лисовой — М., 2011. — 376 с.
5. Самыгин С.И., Нечепуренко В.И., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии / С.И. Самыгин, В.И. Нечепуренко, И.Н. Полонская – Ростов-на-Дону, 1996. – 672 с.
6. Психология здоровья / Учебник для вузов // Под ред. Г.С. Никифорова – СПб., 2006. — 607 с.
7. Шестун Е. свящ. Православная педагогика. Учебное пособие / Е. Шестун – М., 2001. – 576 с. |