Паломничество, как фактор влияния




Скачать 77.28 Kb.
Название Паломничество, как фактор влияния
Дата публикации 07.10.2014
Размер 77.28 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Психология > Документы
Паломничество, как фактор влияния

на психологическое здоровье

Брыжа Ю.Н., Мельничук И.В.

Державний заклад «Південноукраїнський національний педагогічний

університет імені К.Д.Ушинського»
В современной отечественной психологической теории и практике все более актуальной становится тенденция к изучению феномена паломничества как фактора влияния на психологическое здоровье личности (Биржаков М.Б. 2004, Никифоров Г.С. 2006, Грановская Р.М. 2004 и др.).

Следует отметить, что последние два века в истории отечественной педагогической психологии знаменательны тем, что создавалась и зарождалась психологическая мысль, религиозная философия, богословская мысль которые обратились к конкретным проблемам образования и воспитания [2].

Следует подчеркнуть, что сегодня ситуация постепенно меняется. А именно, психология человека начинает интенсивно осваивать наследие (как мировое так и отечественное) религиозной философии, духовного опыта исповедников веры, подвижников духа; расширять опыт работы с субъективным миром человека, его сознанием, а главное - строить новый взгляд, "стереоскопическое или голографическое" виденье человеческой реальности в ее субъективной проекции. В отечественной психологии работами Б.С. Братуся, В.П. Зинченко, Ф.Е. Василюка и других учёных предпринимаются попытки заложить основы подлинно духовной психологии как особой формы рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его индивидуальной жизни [5].

Цель нашей работы состояла в изучении феномена паломничества, как фактора влияния на психологическое здоровье.

Для исследования и решения поставленных задач использовались общие и частные методы: анализ историко-педагогической, психологической, философской, богословской литературы, системное и типологическое моделирование, синтез, абстрагирование, конкретизация, интерпретация, сопоставление, обобщение, идеализация, экстраполяция и другие методы.

Следует отметить, что паломничество предполагает определенное отношение человека к психологическому здоровью. Вместе с тем, человек здоровый психики – это прежде всего человек воспитанный, социально хорошо адаптированный, не совершающий действий, противоречащих принятым в обществе нормам поведения. Психологические особенности паломников очень разноплановы. Паломник в большинстве случаев — глубоко религиозный человек с уже сложившейся системой ценностей. Он готов на время поступиться привычным образом жизни: кругом общения, удовольствиями, питанием для достижения своих духовных и нравственных целей [6].

Рассматривая историю этого вопроса следует подчеркнуть, что паломничество православных русских христиан в Святую Землю началось с принятия в 988 году христианства на Руси. Исторические свидетельства о них относятся к XI веку. Преподобный Феодосий Печерский в 1022 году ушёл вместе с караваном странников из Курска в Иерусалим [4].

Следует отметить что, прежде всего, человек, решивший отправиться в столь дальнее путешествие, должен был получить заграничный паспорт. После этого начинались приготовления к самому путешествию, окружающие просили помолиться за них, поставить свечку и принести хоть песчинку Святой Земли. Паломнику собирали деньги и всё необходимое для путешествия. Нередко он брал с собой дар, который покупали всей округой. Когда все приготовления были окончены, богомолец отправлялся в путь [4].

Когда же, после всех трудностей и унижений, нелегкий путь был окончен, перед русскими паломниками вставала новая задача - найти себе пристанище. Вообще, и на пути в Святую Землю, и в Иерусалиме богомольцы были предоставлены самим себе, и от их природной изворотливости и находчивости зависело создать для себя более или менее благоприятную обстановку.

Греческое православное духовенство, Иерусалимский Патриархат - главные обладатели и распорядители драгоценной для христианства святыни - храма Гроба Господня и являлись единственными попечителями и опекунами русских паломников. Считалось, что они из сострадания и по чувству христианского братолюбия возьмут на себя заботу о материальных и духовных потребностях богомольцев в далекой, неведомой им стране.

Следовательно, организация паломничества православных христиан к святым местам и обустройство их быта в Святой Земле стала одной из основных задач Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО). Восьмым параграфом своего устава Общество ставило перед собой следующую цель: «Оказывать пособие православным паломникам при посещении ими святых мест Востока, устройством для них странноприимных домов, больниц, особых паломнических караванов, удешевлением путевых расходов» [3].

Следует подчеркнуть, что забота Общества о паломниках не ограничилась мерами по удешевлению и улучшению условий путешествия в Святую Землю. Оно развернуло целенаправленную работу по устройству странноприимных домов и подворий. Подобные учреждения открывались не только в Палестине, но и в российских приморских городах, через которые проходил путь паломников. В Одессе было открыто большое и прекрасно оборудованное подворье, в Таганроге построен странноприимный дом, который мог одновременно вместить до 40 человек.

Благодаря заботам Палестинского Общества, паломники получили возможность безопасно и с незначительными затратами совершать хождения по всем святым местам Палестины. За посещение более отдаленных мест с богомольцев взималась символическая плата, которая шла шейху-проводнику и была тем меньше, чем больше паломников было в караване. Например, за путешествие на Иордан паломник должен был заплатить не более 20 копеек. В случае если собранных с паломников денег не хватало, то недостающие средства Общество выплачивало из своей казны [3].

Таким образом, вклад Императорского Православного Палестинского Общества в дело организации паломничества из России к святым местам огромен. Общество не просто способствовало развитию многовековой традиции паломничества, но и сделало всё возможное, чтобы облегчить этот путь. Следует подчеркнуть, что общество не делало различий между паломниками. Человек, независимо от своего материального положения и социальной принадлежности, решившийся на столь трудный и ответственный шаг в своей жизни, на всём протяжении странствия к святым местам ощущал заботу Общества. Помощь и содействие были всесторонними. ИППО позаботилось и об облегчении путешествия к святым местам, и об улучшении положения богомольцев на Святой Земле. Отныне паломнику не приходилось ютиться в тесных кельях, которые им предоставляло греческое духовенство. К их услугам были удобные подворья, построенные Палестинским Обществом. Паломники были избавлены от унижений и поборов со стороны турецкой администрации. Русские богомольцы могли свободно посещать святыни, к которым они так стремились [7].

Определение паломничества является предметом исследования таких наук как история, философия, культурология, философия психологии, медицина, психология и другие [1, 2, 6, 7 и другие].

Следует отметить что, паломничество это хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями. Кроме этого, паломничество известно с древности, в той или иной форме принято практически во всех религиях и языческих культах.

В литературе также можно увидеть определение паломничества как наиболее ранний вид организованного туризма в нашей цивилизации. Все виды паломничества по своим общим признакам, несомненно, относятся к путешествиям и ранним формам туризма и на этапе последних 200 лет – к туризму. Они содержат все единообразно определяемые признаки туризма и туристического продукта: планирование, перевозка, размещение, питание, торговля, сопровождение, охрана. Следует отметить, что моральные принципы и образ поведения паломника значительно отличаются от более свободных моральных устоев и образа обычных туристов [1].

Смысл паломничества, заключается в поклонении святым местам. Это поклонение носит религиозный характер и связано с совершением богослужений и молитв у чтимых святынь. Всякое иное посещение святых мест, не связанное с религиозным поклонением, строго говоря, не имеет отношения к каноническому паломничеству [2].

Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. Следует подчеркнуть, что паломничество даёт психологическое равновесие, устойчивость психики, дает расширение познавательной сферы. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломничество играет также важную роль на улучшение психологического здоровья [1].

Важнейшее значение для сохранения психологического здоровья человека имеет та атмосфера, в которой он совершает своё паломничество. Наряду с общественной средой паломническая среда играет большую роль для развития его личности и для укрепления психического и физического здоровья.

Важную роль в деле укрепления психологического здоровья человека при совершении паломничества играет тесная взаимосвязь между почитаемых святынь и паломника, как глубоко религиозного человека [6].

Сегодня возродилась традиция паломничества. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата организована Паломническая служба, ведающая вопросами паломничества в Святую Землю. Да и почти каждый храм имеет свой опыт проведения паломнических поездок или походов по российским святыням [1].

Обобщая данные которые существуют, следует отметить что паломническая деятельность составляет важную обрядовую часть деятельности религиозных организаций, как христиан, так и мусульман, иудеев и других конфессий. По своей сущности это обрядовое путешествие к святому месту, объекту, содержащее все признаки туристической деятельности, но в определенных отношениях стоящие вне таковой, вне массовых видов туризма, принятых в светском обществе.

Следует понимать и психологические особенности паломников. Паломник в большинстве случаев — это человек с глубоко религиозный, уже сложившейся системой ценностей. Он готов на время поступиться привычным образом жизни: кругом общения, удовольствиями, питанием для достижения своих духовных и нравственных целей [6].

Важная роль паломничества определена как миссионерская и несение просвещения и укрепления веры. В основе паломничества лежит именно любовь к святыне. Православные идут к святыням, ищут душевного приюта и утешения. Многие находят выход из тяжелого душевного состояния именно в паломничестве, тем самым оставаясь психологически здоровой личностью.

Литература

1. Биржаков М.Б. Введение в туризм: учебник / М.Б. Биржаков. – СПб., 2007. – 576 с.

2. Грановская Р.М. Психология веры / Р.М. Грановская. – СПб., 2010. – 480 с.

3. Головков С.А. отв. редактор епископ. (Егорьевский Марк) Православное паломничество. Сборник / С.А. Головков – М., 2009. — 184 с.

4. Лисовой Н.Н. Православный Палестинский сборник. / Н.Н. Лисовой — М., 2011. — 376 с.

5. Самыгин С.И., Нечепуренко В.И., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии / С.И. Самыгин, В.И. Нечепуренко, И.Н. Полонская – Ростов-на-Дону, 1996. – 672 с.

6. Психология здоровья / Учебник для вузов // Под ред. Г.С. Никифорова – СПб., 2006. — 607 с.

7. Шестун Е. свящ. Православная педагогика. Учебное пособие / Е. Шестун – М., 2001. – 576 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Паломничество, как фактор влияния icon Литература глава 1
Семья как патогенетически обусловливающий фактор неврозов у детей и подростков
Паломничество, как фактор влияния icon Взаимодействие крупных и малых предприятий как фактор конкурентоспособности...
Взаимодействие крупных и малых предприятий как фактор конкурентоспособности северных регионов (на примере Архангельской области и...
Паломничество, как фактор влияния icon «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей...

Паломничество, как фактор влияния icon Джек Кэнфилд, Марк Виктор Хансен – Фактор Аладдина
Кэнфилд, Дж., Хансен, М. В. Фактор Аладдина / Дж. Кэнфилд, М. В. Хансен; пер с англ. Е. Г. Гендель. — Мн. «Попурри», 2007. — 432...
Паломничество, как фактор влияния icon Урок – 8: 55 – 9: 40 – Биология
«Интеграция основного и дополнительного образований как фактор полноценного формирования личности учащихся» (библиотека)
Паломничество, как фактор влияния icon Межкультурная коммуникация и обучение русскому языку как иностранному
Русские народные сказки как источник лингвострановедческих знаний и фактор формирования межкультурной компетенции в процессе обучения...
Паломничество, как фактор влияния icon Список литературы
Байрон. Лирика («Душа моя мрачна…»; «Паломничество Чайльд Гарольда» (песни I, II)
Паломничество, как фактор влияния icon Пояснительная записка Музыкальное воспитание является неотъемлемой...
Музыкальное воспитание является неотъемлемой частью эстетического воспитания, это определяющий фактор формирования музыкальной культуры...
Паломничество, как фактор влияния icon М. П. Жигалова, д п. н. (РФ)
Художественное произведение как фактор формирования христианского сознания в воскресных школах беларуси (на примере воскресных школ...
Паломничество, как фактор влияния icon И публицистической литературы человек и природа
Восприятия человеком природы как живой материи (влияния природы на душу человека)
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции