ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ХРИСТИАНСКОГО СОЗНАНИЯ В ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛАХ БЕЛАРУСИ (НА ПРИМЕРЕ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ МАЛОРИТЧИНЫ КОНЦА XX-НАЧАЛА XXI ВЕКА)
М.П.Жигалова, д.п.н. (РФ),
профессор Брестского
госуниверситета им. А.С.Пушкина,
действительный член Академии
педагогических и социальных
наук РФ
Воскресные школы в Малоритском крае были возрождены после 1991 года по рекомендации и требованию епископа Брестского и Кобринского Иоанна, а также по инициативе и требованию благочинного церквей района, настоятеля Свято-Николаевской церкви г. Малориты протоиерея Николая Васильевича Кудласевича и организаторской деятельности местных священников.
Сегодня воскресные школы работают не только в г. Малорита, но и во всех приходах Малоритского района. Занятия здесь проводятся учителями школ один раз в неделю.
Основной целью такой школы и является подготовка прихожан, формирование у школьников христианского сознания, которое будет способно закрепить и продолжить традиции предков. Исходя из толкования слова, «сознание» в словаре [6, с. 184], которое трактуется, как «восприятие и понимание окружающей действительности, способность осмысленно воспринимать окружающее», педагоги и ставят такую задачу: научить школьников по-христиански воспринимать окружающий мир, то есть, как шедевр и создание Божье.
Поэтому уже на первой ступени обучения (три года) школьники воскресной школы «вживаются» в христианскую культуру. Программа носит практико-ориентированный характер. Их учат здесь воспринимать, понимать и принимать вопросы православия. Учат поведению в храме, чтению на церковнославянском языке, толкованию молитв.
На средней ступени обучения (три следующих года) происходит знакомство с церковными богослужениями, Библией, изучением молитв и уже вводятся творческие задания.
На третьей ступени обучения (тоже три года) изучаются тексты богослужений, проводится их сопоставление с соответствующим местом в Евангелии; вырабатывается умение ориентироваться в богослужении и знать, в какой праздник оно используется; совершенствуются знания Библии и т.д.
На этой ступени обучения особенно развивается креативное мышление под воздействием заданий творческого характера. Школьники участвуют в конкурсах творческих работ «Красота Божьего мира» (поделки, рисунки и др.), объявляемых Московской патриархией. В 2010 году, например, одна работа была отобрана на выставку в Москву.
Но основной содержания обучения всё же являются церковные книги. Они хранятся в церковной библиотеке, фонд которой формировался из фондов прихожан и настоятеля церкви. Сегодня церковная библиотека г. Малориты насчитывает около двух с половиной тысяч книг духовного содержания. Есть и редкие книги, журналы, например, «Церковные ведомости», датированные началом XIX века, имеется значительное количество видео- и аудиокассет. Ежеквартально издаётся церковный листок «Слово». С 1996 года был организован при воскресной школе детский хор.
Сегодня занятия в воскресной школе ведутся по программам, предлагаемым и утверждённым Брестской епархией и рассчитанным на девять лет. Программы могут дополняться и переструктурироваться учителями, которые работают здесь на добровольных началах. Основу содержания программ составляют книги религиозного содержания, в первую очередь, Закон Божий, Библия, Ветхий и Новый Завет, Евангелие.
Дети, которым исполняется четырнадцать лет, могут вступить в православное братство, цель которого укрепиться в вере. С братчиками ведётся не только просветительско-пропагандистская работа (выезды с сообщениями в другие церковные школы, приходы и т.д.) но и обучение христианской коммуникации (летние лагеря, семинары и т.д.), в ходе которых проводятся дискуссии, происходит знакомство с новыми верующими, их суждениями и убеждениями. Братчики имеют возможность отразить свои впечатления в информационно-просветительском листке «Братский лепесток», который издаётся православным братством г. Малориты.
Всё это позволяет формировать у школьников христианское сознание, основанное на возвращении и бережном сохранении христианских традиций, завещанных предками.
По окончании воскресной школы выпускники сдают выпускной экзамен, который проходит в форме собеседования, своеобразного полилога, свидетельствующего о готовности прихожан служить христианской вере всю жизнь. И свидетельство об окончании воскресной школы, которое выдаётся школьникам, – это свидетельство о готовности стать истинным прихожанином.
Следует заметить, что, как правило, образец чистой веры в регионе должен всегда демонстрировать его настоятель. Поэтому положительный пример благочинного церквей Малоритского района, настоятеля Свято-Николаевской церкви в г. Малорита Н. Кудласевича, как и пример членов его семьи, которые все служат Богу, помогая прихожанам и словом и делом, демонстрируя истинное служение людям, ещё раз показывает, что чем чище взгляд человека на жизнь, чем искреннее и отзывчивее его сердце, чем больше целеустремлённости на дороге к очищению души, тем ближе человек ко Всевышнему.
Неудивительно, что многие выпускники воскресной школы связывают свою жизнь с Богом.
Значительную роль в воскресной школе играет изучение Библии, так как синкретическая библейская модель сотворения мира посредством божественного слова – «Вначале было слово…» - выполняет текстообразующую функцию. Это позволяет организовать и новую эстетическую систему художественного моделирования мира, значительно расширяющую специфику художественного текста как одного из значимых тенденций развития литературного процесса всего ХХ века и новой «пограничной» литературы рубежа веков.
Учащиеся и учителя воскресной школы успешно сотрудничают со школой искусств г. Малориты, с общеобразовательными школами, учителя которых ведут факультативные занятия по православной культуре согласно программам, разработанным Министерством образования РБ. И здесь, конечно, находится место и для обсуждения художественных произведений по религиозной тематике.
Попытаемся очертить некоторые научные подходы к осмыслению художественного произведения, содержащего религиозную тематику.
Известно, что осмысление читателем христианских реалий в художественном произведении связано в первую очередь с умением читателя определить те христианско-культурологические элементы, которые отражают картину мира. Поэтому читателю важно уметь найти определённые христианские знаки, коды, символы в произведении и понять их смысл и значимость не только для постижения культуры писателя, но и для обогащения своей, читательской, культуры.
При этом важно обратить внимание на парадигму когнитивную, которую предложил литовский поэт, переводчик, литературовед и историк русской словесности Томас Венцлова [1]. Когнитивная (в переводе с фр. – понимать, сознавать) поэтика строится на следующем.
Во-первых, автор и читатель имеют одни и те же когнитивные способности, а во-вторых, что «сами эти способности представляют собой мыслительные операции по установлению сходства субъектов, отношений между ними и генерализации»[8], то есть возведения конкретных структур к абстрактным, что, в общем, соответствует трём типам христианских знаков в языке (икона, индекс, символ).
Известно, что эстетическая ценность произведения – это всегда «внутреннее свойство произведения, которое проявляется лишь в тот момент, когда произведение вступает в контакт с читателем»[4], то есть, упрощённо говоря, эстетическая ценность произведения всегда абсолютно субъективна. А значит, каждый читатель вправе интерпретировать художественное произведение произвольно, в зависимости от своего мировоззрения и читательской культуры.
Именно в рамках данного исследовательского направления представляется актуальным изучение на факультативных занятиях русской религиозной прозы 1 и русскоязычной поэзии Беларуси.
В современной литературе это яркое явление по своей духовно-культурологической значимости неоднозначное и достаточно сложное для анализа и интерпретации. Именно в таких произведениях представлено художественно-нравственное осмысление новых духовно-эстетических «моделей богоискательства», новый взгляд на проблему «Бог – бытие – человек», анализ которого позволяет выявить специфику эволюции духовно-культурологического сознания «кризисной» личности эпохи конца ХХ -начала ХХI века.
И здесь важно познакомить школьников воскресной школы с писателями новой художественной прозы и русскоязычными поэтами Беларуси, в творчестве которых отчетливо выражен синтез художественного и религиозного богоискательства. Это, прежде всего, творчество русских писателей: Ф.Светова, В.Алфеевой, З.Крахмальниковой, О.Николаевой, Г.Петрова, Л.Бородина, А.Варламова и других. Они не просто декламируют идею Бога, но и сами являются истинно верующими и потому для них характерно стремление передать личный религиозный опыт, собственное постижение Бога.
На занятии может быть представлена и поэзия русскоязычных поэтов Беларуси В. Поликаниной, А. Аврутина, Н.Ковалевича, Л. Красевской и др.
Главная задача, решению которой подчинено всё их творчество, – обретение христианской аксиологии, «живых нравственных начал, основанных на конкретных религиозных ценностях» [7,с.220].
Их художественное слово призвано не только осуществить задачу личностного духовного обретения Бога и мира, но и формировать у читателя христианское мышление, тем самым, наметить путь преодоления кризиса дегуманизированного мира.
Концептуальную мирообразующую роль в текстовой парадигме новой религиозной прозы выполняет идея богоискательства, организующая в единую художественную систему индивидуальных авторских духовно-культурологических идей религиозные концепты веры, покаяния, катарсиса и возрождения и т. д.
Как и во всей литературе в целом, в основе таких произведений лежат: мировоззрение, жизненная позиция писателя, его творческая концепция, которая раскрывается в соответствии с христианской, православной моралью, и только исходя из неё. Основным здесь становится постижение в художественной форме неисчерпаемого глубинного смысла Священного Писания. Заметим, что поэтическая убедительность превышает эмпирическое понимание плотского человека, который и должен для этого «родиться свыше» и духовно прозреть. «Священная история обязывает к тому, чтобы целомудрие и под свободным писательским пером оставалось целомудрием, красота – красотой, праведность – праведностью, а низость и порок – низостью и пороком. И здесь всегда опасны всякие попытки преподавателя выдернуть из Священного текста какой-либо фрагмент и, поместив его в иной контекст, использовать в своекорыстных целях, купируя и приспосабливая его к себе. Это всегда «будет оборачиваться клеветой или, как сказано в Евангелии, хулой на Святого Духа, которая не простится человеку ни в сем веке, ни в будущем (Мор 12:31, 32)» [5, с.209].
Итак, проблема толкования Евангелия в христианской культуре может осуществляться при условии благоговейного и бережного отношения к нему. Это обязывает воспринимать Священное писание во всей полноте, в противном случае, «интерпретатор сознательно себя противопоставляет христианскому миру» [5, с.209].
Следовательно, основная сложность преподавателя воскресной школы заключается в том, чтобы показать соотношение в произведениях такого рода художественной формы и содержания, отличающегося глубиной духовного исповедания, требующего чистоты и искренности. Достичь этого можно только при глубокой искренней вере в Бога самого преподавателя воскресной школы.
Таким образом, говоря о новой религиозной прозе, как о набирающем силу литературном течении2, следует понимать под этим конкретное выражение религиозных взглядов, разработку в художественных произведениях тем и идей, связанных с религиозным, в частности православным, восприятием мира. Этим обусловлена и специфика такой литературы.
Хотелось бы несколько слов сказать ещё и о русскоязычной лирике Беларуси, которая основывается на духовных началах и успешно используется на факультативных занятиях.
Так, например, в поэзии Николая Ковалевича и других представителей этого литературного течения используются духовные элементы для раскрытия религиозных вопросов, поэтому освещение всех социальных проблем производится с точки зрения православной морали. В произведениях такого рода всегда религиозны и тема, и идея. Религиозная идея может подаваться в разных ракурсах, но, безусловно, она всегда будет служить раскрытию темы. Во многом это достигается за счёт авторской интерпретации основных христианских концептов, нашедших отражение в художественном пространстве текста: вера, покаяние, милосердие, любовь, чудо и других, составляющих концептуальную парадигму религиозной идеи в целом.
В связи с этим учителя воскресной школы используют для анализа сборник русскоязычного поэта Брестчины Н.Ковалевича «Из глубины молчания…» [3], который обогатит духовный мир читателя, раскроет тайны христианской культуры и души человека, находящегося в постоянном поиске ответов на вечные вопросы бытия. Чтобы убедиться в целесообразности его использования на факультативных занятиях в воскресной школе, проанализируем отдельные стихотворения этого сборника.
Тайна… Вечность… Вера… Как часто эти слова адресует себе каждый из нас, пытаясь расшифровать их смысл, а значит, понять не только их значение, но и историю зарождения, а вместе с тем понять главное – тайну бесконечного и вечного бытия, силу Творца и непреходящей очищающей веры. Неудивительно, что и сегодня, в третьем тысячелетии, в век технологизации и глобальных изменений во всех сферах человеческой деятельности, тайна глубокой и искренней веры человека остаётся открытой.
Знакомя читателей с христианской культурой (он обращается к истории иконописи, обряду поклонения иконе, молитве, возрождению храмов, роли Библии и др.) и, постигая её, Н.Ковалевич, как носитель белорусского этноса, трансформирует и интерпретирует её каноны, привнося в произведения элементы своего мировидения, цивилизации, а значит, и национальной культуры. Он пишет о христианских традициях, связанных с церковными праздниками (Благовещение, Пасха, Покрова, Рождество, Спас, Троица, Успение, и др.), которые всегда ассоциировались в сознании христиан как дни очищения души и прозрения:
Завтра Троица…Радость без слов –
Семь я ставлю
у края иконы,
Вспомнил семь
Свята Духа даров:
Дух познания, силы, совета,
Разумения,
Мудрости дух
Дух Господень,
да страха…
Об этом
Прошептал с умилением
вслух.
Распустились к июню пионы –
Лепестки, как Сионский огонь…
Цвесть поставил
у края иконы
И душою
пришёл на поклон.
Христианская культура связана и с чтением Библии, с обретением себя в вере, и с возрождением храмов, важностью их посещения, и с поклонением иконам, у которых мы просим об исцелении не только тела, но и души, наконец, говорит о единстве христиан.
Восходящий на
Вышний престол
В царства мира
любовь
воцарял.
И терновым венцом
и распятьем-крестом
В Христианстве
нас всех
повенчал
Следует заметить, что эволюция мировидения лирического героя проходит несколько ступеней: от осознания себя в вечности через молитву и преображение, которое происходит с человеком после приобретения веры, до возрождения души, обновления мировидения, открытия себя и своей роли на Земле.
Прими, о Господи, слова
простой молитвы,
Склоняя ветку веры на ладонь,
Яви Отечества мне образ
в светлой митре,
Перстом отеческим
мои надежды тронь.
Незрячему – мне укажи дорогу,
Зерно смирения в
душе моей посей.
Хоть на мгновенье
будь ко мне не строгим –
Сними печать
и с сердца, и с очей.
Реалии сегодняшнего дня указывают, что проникнутая идеей гуманизма, христианская вера занимает значительное место в формировании личности. Следует заметить, что долгие годы, по известным причинам, постоянно игнорировалось безмерно богатое её духовное содержание, сам духовный мир поэтов, в котором религиозному чувству и сознанию не было места, хотя они и играли первостепенную роль в осмыслении вечных ценностей. Поэтому откровения души лирического героя Н.Ковалевича, обретшей духовную свободу, привлекают читателя своей искренностью и простотой:
За край души
плеснётся
вера песней
Раскрылит
память
светлую
о Нём…
Душа вздохнёт струною благовестной,
Забьёт
средь ран
целительным ключом.
Если схематически наметить некоторые основные мотивы в сборнике Н.Ковалевича, то можно заметить, что поэтический дух его стихов всецело стоит под знаком религиозного начала – преображения, сочетающей религиозное просвещение с простотой, трезвостью, смиренным и любовным благоволением ко всему живому, как творению и образу Божию. В стихотворении «Суровый грим безмолвия…» он пишет:
Суровый грим
безмолвия
людского
Стоически
прими,
чтобы понять,
Как
из неверья
воскрешают
Слово,
Несущее Господню благодать.
Первый и основной мотив поэта – есть религиозное восприятие самой поэзии и сущности поэтического вдохновения, которое является одновременно и религиозным откровением, и благодарностью Творцу. А вдохновение всегда определялось тем, что «божественный глагол» касался «слуха чуткого» поэтов. Справедливо замечено, что поэт является лишь «переводчиком» с языка Небесного на язык Земной. Именно поэтому с особой силой звучит в стихотворениях Н.Ковалевича высокая благодарность Господу за возможность творить.
За всё Тебя,
Творец,
благодарю.
За тихую молитву и зарю,
За жизнь мою в несбывшемся раю,
Ещё за то, что
Родине пою.
Следующий мотив, который можно выделить в сборнике Н.Ковалевича, – связь нравственного сознания и нравственного очищения души с сознанием веры. Лирический герой убеждён, что без веры невозможно строить жизнь и своё счастье. В стихотворении «Строй душу…» он пишет:
Строй душу
как Храм,
По кирпичикам складывай,
По трудам…
К небесам…
Под венец
веры
праведной.
Такое видение означает просветление души, любовь к труду как главному источнику счастья, глубокую веру в силы и помощь Всевышнего и благоговение к людям и миру, как это, например, описано в стихотворении «Блажен в душе»:
Блажен в душе
обретший
Бога.
Блажен
исполнен добротой.
Блажен
за родину –
в тревогах.
Блажен
под истины
звездой…
Развитие нравственного сознания прослеживается и в стихотворении «Преображение». Лирический герой переживает гамму чувств: от тяжких, безысходных угрызений совести к тихой сокрушённости и светлой печали.
Благоволение
явить всю Славу,
Отныне
веру укрепить:
Распят
по Собственному
Праву,
Чтоб
Кровью Праведной
целить.
Как солнца лик,
белы одежды…
Триумф
Христова Божества!
Испуга миг
и
миг надежды,
Миг
радостного торжества.
Таким образом, прослеживая духовный путь лирического героя Н.Ковалевича, можно увидеть, что поэт, исходя из своей самобытной религиозности, достигает вершины христианской веры – смирения и любви. Так, в стихотворении «Завтра вербу освятят…» он пишет:
Что-то скорбное,
строгое,
Чистое
Переполнит души берега.
Год прошёл.
Пред Седмицею
сызнова
Ветку вербы
сжимает
рука.
Заметим, что духовность лирического героя Н.Ковалевича многогранна, но не расплывчата: она воспринимается как солнечный гений мировой духовной культуры. Предвидя те тупики, к которым приводит бездуховность («Будь Пушкиным – найдутся и Дантесы…Исполненные зависти и спеси»), Н.Ковалевич устами своего героя утверждает, что и сегодня вера представляется той вполне объективной реальностью, которая и эстетически, и нравственно воздействует на духовное здоровье нации, и укрепляет человека в истине, добре, красоте, милосердии.
Победив соблазны и искушения, свойственные человеку, заблуждения своей эпохи, вера и сегодня помогает выжить в таком жестоком и непредсказуемом мире современности. Потому и обращается Н.Ковалевич к истокам веры как к символу борьбы за очищение души, символу надежды, веры в великое предназначенье человека на земле.
Она входит в духовную биографию каждого читателя, является его постоянным собеседником, помогая находить ответы на сложные вопросы бытия. Более того, сегодня она становится всё масштабней и объёмней. Возможно, что только сейчас мы начинаем по-настоящему узнавать и ценить её значимость. Поэтому, читая произведения Н.Ковалевича ( «Как берегам омывши ноги», «Верую», «Переболел игрою», «Будь Пушкиным..», «Читая Пушкина»), понимаешь, как переплелись в них проблемы смысла жизни и смерти, добра и зла:
Верую – ощущаю
реальную
Встречу.
«Верую!...» – тому,
Кто меня возлюбил,
отвечаю.
Верую – несу
словно
истины свечку…
«Верую…» – с сыном
предчувствую
новую встречу.
«Веруем!»
Мы видим, что поэт стремится не к эстетизации осмысления жизни, а к тому, чтобы раскрыть в стихах некое вечное, вневременное психологическое состояние внутренней жизни человека. Он убеждает читателя, что только вера в силу и могущество Творца даёт человеку твёрдость духа, внутреннюю свободу и надежду на спасение, защищает от пороков. Поэт призывает согревать окружающих своим теплом, ибо в этом и есть высшее предназначенье человека на земле:
Как
берегам
омывши ноги,
Река
уйдёт в свою дорогу,
Так и душа,
согревши многих,
Уйдёт послушно
только к Богу.
В сборнике мы чётко видим и картину двух миров – мира внешней красоты и мира жизни духовной, нарисованной с поразительной яркостью и достоверностью. Поэт убеждён, что отсутствие у человека ясной жизненной перспективы порождает всеобъемлющий скепсис, неверие, крушение нравственных идеалов. Потому столько внимания он уделяет гражданскому мужеству, мудрости, религиозной терпимости и гуманному отношению к человеку, потому что человеческая личность есть самая важная и неповторимая ценность в Мироздании (стихотворение «Подарки Христу…»):
Кто нёс Звезду,
кто – ладан, смирну…
Земля
несла Ему
пещеру.
Нёс ангел
песнопений лиру…
Что можем мы
…достойно?..
Веру!
Поэта волнует и возрождение тех духовно-нравственных христианских принципов, которые составляют основу здоровой жизни любого общества. Поэтому философские проблемы: сущность жизни и смерти, глубокая вера – являются морально-психологической доминантой сборника Н.Ковалевича. Лирический герой наделён чертами жертвенности, непокорности, который отдаёт предпочтение душевным мукам, жизненной борьбе над пассивной покорностью судьбе.
Автор затрагивает и ряд важнейших морально-этических, общественных, эстетических проблем: культура и цивилизация; полифония культур; служение художника своему народу и Отечеству; слава и признание; учитель и ученик; самосознание человека как существенная закономерность в сложной системе взаимоотношений человека и окружающего мира; внутренние потенции человека, многозначность его психологического и интеллектуального мира и др.
Если спросишь:
В чём выискать силу? –
В том, что мило…
И в том, что убило;
В том, что
высохло,
сникло,
остыло…
И опять возродилось, забыло.
В том, закатном, святом, что –
уплыло,
Воссияло…
Вернулось…
Простило!
Как видим, Н.Ковалевич изображает жизнь, стремящуюся к гуманным духовным целям, которые помогают человеку осознать смысл и назначение высших моральных ценностей, а также определить своё место в семье, обществе и Мироздании. Для него жить по совести – значит, верить Господу и служить Истине, Добру и Справедливости.
Так художественное произведение, которое используется в процессе обучения в воскресных школах, является ещё одним средством, которое формирует у молодёжи христианское сознание.
список литературы:
Венцлова Т. О пансемантичности поэтического текста». В кн.: Неустойчивое равновесие. Восемь русских поэтических текстов. – New Haven, 1986. – с.34.
Корман Б. О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора. //Страницы истории русской литературы. – М., 1971.
Ковалевича Н. «Из глубины молчания…». – Брест, 2010. – 280c.
Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. – М., 1999.
Николаева О. Творчество или самоутверждение //Новый мир. – 1999, №1.
Словарь русского языка. В 4т. Т. 4. – М., 1984. – с. 184
Шрейдер Ю. В традициях христианского персонализма // Новый мир. –1999, № 19.
Freeman M. Poethy and the scope of metaphor: Toward a cognitive theory of literature, Metaphor and Metonymy at the Grossroards. A Cognitive Perspective.Ed. by Antonio Barselona. – Berlin – New York: Monton de Cruyter, 2000. – S.266.
|