Экспертная рабочая группа анализ




Скачать 123.52 Kb.
Название Экспертная рабочая группа анализ
Дата публикации 19.06.2014
Размер 123.52 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Право > Документы


ЭКСПЕРТНАЯ РАБОЧАЯ ГРУППА

Анализ

«Как становятся студентами в Узбекистане или «цена» студенчества?»
Данный анализ написан группой молодых экспертов, пожелавших не указывать свои имена

Email: xprtwg09@gmail.com

Тел: +99890 1895999

1 августа проходят вступительные экзамены в высшие учебные заведения Узбекистана. В этой связи, данный анализ посвящается вопросу о том, как в Узбекистане становятся студентами.
Известно, что национальная система образования Узбекистана состоит из следующих этапов: дошкольное образование, общее среднее образование, среднее специальное образование, высшее образование и послевузовское образование. В виде таблицы это можно представить следующим образом.
Схема национальной системы образования в Узбекистане:1


Возраст

Наименование учебного заведения

Уровень образования


29-31 +

Докторантура

(срок обучения не менее 3-х лет)


Послевузовское образование


26-28

Аспирантура

(срок обучения не менее 3-х лет)


20-25


Профессиональные программы высшего образования

(медицина, срок обучения не менее 12 лет)




Магистратура

(не менее 2-х лет)



Высшее

образование

Программы общего высшего образования

(бакалавриат, не менее 4-х лет)


17-19

Академический лицей

(срок обучения 3 года)


Профессиональный колледж

(срок обучения 3 года)

Среднее специальное, профессиональное образование


12-16
8-11

Общая средняя школа

(срок обучения 5 лет)




Общее среднее образование

Начальная средняя школа

(срок обучения 4 года)



4-7
2-4


II ступень




Дошкольное

образование

I ступень


- Обязательное обучение - Добровольное обучение

Каждый этап образования формируется и регуляруется на основе Закона “Об образовании”, Национальной программы по подготовке кадров Республики Узбекистан и внутренних положений и уставов учреждений образования. Бессомненно, на сегодня большинство молодежи заинтересовано в получении высшего образования. Еще с советских времен сложилось общее понимание среди народа на счет особой роли диплома о высшем образовании в завоевании своего собственного места в обществе и служебной карьере. Следовательно, общество прекрасно осознает, что очень часто в реальной жизни ценится не интеллектуальный потенциал, а сертификат или диплом об образовании.
В настоящее время в республике действуют 63 высших учебных заведений. В них обучаются более 55 тыс. студентов. С 1994 года прием в высшие учебные заведения Узбекистана проводится на основе тестовой системы, при которой успешно сдавший тесты и набравший необходимое количество баллов абитуриент, принимается в учебное заведение. Вопросы тестовых испытанний составляются заранее и подразделяются на группы по направлениям предметов вступительных экзаменов. Составлением вопросов тестовых испытаний, доставкой их в места проведения вступительных экзаменов, приемом вступительных экзаменов, объявлением результатов экзаменов, и вообще всем тем, что связано с вступительными экзаменами, занимается Государственный тестовый центр (ГТЦ) при Кабинете Министров Республики Узбекистан.2 Следует отметить, что квоты на студентов различной специализации в высших учебных заведениях страны определяются Государственной комиссией по приему в высшие учебные заведения Республики Узбекистан по представлению Министерства экономики, Государственного комитета по статистике, других министерств, государственных ведомств и учреждений.




Тестовые вопросы составляются исходя из учебных программ средних школ, академических лицеев и профессиональных колледжей. Каждый предмет вступительного экзамена может иметь 36 тестовых вопросов. В зависимости от общего числа установленных экзаменационных предметов для сдачи вступительных экзаменов в то или иное высшее учебное заведение, устанавливается определенное время для сдачи: например, если общее число вопросов тестовых испытаний составляет 72 вопроса (по 36 по двум предметам) дается 2 часа на решение вопросов; а если общее число вопросов составляет 108 вопросов (или по 36 по трем предметам), то соответственно дается 3 часа на решение вопросов.




В высшие учебные заведения Узбекистана в зависимости от выбираемой специальности (например, техническая, гуманитарная или филологическая специальности) можно поступать, сдав экзамены по некоторым из нижеследующих предметов:


  • Родной язык и литература: в зависимости от национальности и базового образования абитуриента это может быть узбекский язык и литература, русский язык и литература, или каракалпакский язык и литература;

  • Математика

  • Физика

  • Химия

  • Биология

  • История

  • География

  • Иностранный язык: в зависимости от базового образования абитуриента английский, немецкий или французский языке.


Однако сегодня, как и во многих других сферах жизнедеятельности в Узбекистане, в сфере образования также широко распространено такое явление, как коррупция. Эта проблема усугубляется сохраняющимся админстративно-командным стилем управления сферой образования, что заставляет большинство представителей молодежи опускать руки и придерживаться взгляда, что поступать в высшее учебнее заведение в Узбекистане собственными знаниями и усилиями сегодня маловероятно.
Система приема в высшие учебные заведения в Узбекистане сегодня работает полностью по “рыночным порядкам”. Эта система снизу до верху охвачена связующими элементами, которые расстираются от низовых “посредников” до высокопоставленных чиновников министерств страны. Действуют различные схемы обеспечения поступления “клиентов” данной коррупционной системы в высшие учебные заведения страны. Думаем, здесь достойны отдельного внимания следующие наиболее распространенные схемы:


  • Варианты «X» и «Y». Сборники вопросов тестовых испытаний за один день до вступительных экзаменов (1 августа) незаконно продаются за деньги. Вопросы с готовыми ответами по соответствующему предмету заранее предоставляются “клиенту” (абитуриенту) – это называется вариантом «X». Или при варианте «Y» “клиенту” предоставляются только ответы на тестовые вопросы, зашифрованные сверх мельким шрифтом в виде определенных таблиц;




  • Метод “бункера”. При данном методе основную роль выполняют ответственные преподаватели и наблюдатели (в том числе и сотрудники правоохранительных органов), прикрепленные к каждой аудитории, где проходит экзамен. После начала экзаменов к “клиенту” подходит либо ответственный преподаватель, либо сотрудник правоохранительного органа и попросит предьявить еще раз личные документы. Якобы по обнаруженным недостаткам в документах абитуриента, “клиента” попросят брать с собой все документы и следовать за преподавателем или сотрудником. “Клиент” с нарочито недовольным лицом последует приказу и покидает со всеми документами экзаменационную аудиторию. Его сопровождают в другую аудиторию, где заранее подготовленные преподаватели решают за него тестовые вопросы и почти во всех случаях клиент поступает на учебу;




  • Телефонный метод. При использовании данного варианта также многое зависит от прикрепленных к экзаменационной аудитории ответственных преподавателей или сотрудников правоохранительных органов. Обычно когда остается один час или 40 минут к завершению экзамена, они создают необходимые условия, чтобы “клиенты” имели доступ к мобильным телефонам и передавали вопросы тестов по мобильному телефону заранее подготовленным преподавателям. В свою очередь преподаватели по телефону подсказывают “клиентам” верные ответы на вопросы тестов;




  • Командный метод. При данном методе абитуриент зачисляется в ряды студентов высшего учебного заведения по требованию высокопоставленного государственного чиновника. Не исключено, что такой студент и в период обучения в высшем учебном заведении тоже не раз воспользуется таким выгодным покровительством “дружественного” к нему государственного чиновника.


Мы допускаем, что выше перечисленные так называемые “неформальные, но популярные” методы поступления в высшие учебные заведения страны далеко не исчерпывают полный список таких мер. Но самое неприемлемое это то, что в этом активно участвуют и получают свою долю коррупционной прибыли ответственные преподаватели, администрация учебных заведений, государственные чиновники и сотрудники правоохранительных органов.
В зависимости от применяемого метода поступдения в высшее учебное заведение размеры взятки могут быть разными. Например, при варантах «X» и «Y» размер денежного вознаграждения может быть от 1.500 долларов США до 2.500 долларов США. При методе “бункера” от 3.000 долларов США до 6.000 долларов США. При использовании телефонного метода – от 800 долларов США до 3.000 долларов США.
Коррупционная расценка поступления в высшие учебные заведения Узбекистана, исходя из престижности и перспективности выбранной специальности обучения – это отдельный вопрос. Например, опросы среди абитуриентов, студентов, их родителей и преподавателей дают следующую картину на сегодня (по меркам столицы Узбекистана – г. Ташкента, известно, что в провинциях эти же категории ниже на несколько позиций):3


  • Специальность по юриспруденции – от 20.000 до 25.000 долларов США;

  • Специальность по медицине – от 5.000 до 10.000 долларов США;

  • Специальность по экономике – от 9.000 до 15.000 долларов США;

  • Специальность по финансам – от 10.000 до 11.000 долларов США;

  • Специальность по международным отношениям – от 7.000 до 10.000;

  • Специальность по международным экономическим отношениям – от 9.000 до 12.000 долларов США;

  • Специальность по журналистике – от 5.000 до 7.000 долларов США;

  • Специальность по международной журналистике – от 6.000 до 8.000 долларов США;

  • Специальность по иностранным языкам – от 5.000 до 6.000 долларов США

  • Для поступления на магистратуру – в среднем от 2.000 до 7.000 долларов США.


Согласно Указу Президента Республики Узбекистан «О мерах поощрения учащейся молодежи Узбекистана» от 5 февраля 1993 года и Постановлению № 157 Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25 марта 1993 года, следующие категории победителей различных олимпиад и конкурсов среди молодежи страны, имеющие соответствующие сертификаты о награждении от Министерства Народного образования, Министерства здравоохранения и Министерства Культуры и спорта, по решению Государственной комиссии имеют право быть привилегированно зачисленными в числа студентов высших учебных заведений без экзаменов и за счет государственных грантов:


  • Победители ежегодных республиканских конкурсов «Тарбиячи» («Воспитатель» на русском языке – ЭРГ) среди тех учреждений средне специального, профессионального образования, рассчитанных на подготовку кадров в сфере образования и воспитания;

  • Победители ежегодных республиканских конкурсов «Хамшира» («Медсестра» на русском языке – ЭРГ) среди практикующих медсестер;

  • Победители республиканских конкурсов в области художественного искусства, организуемые Художественной академией Узбекистана;

  • Лауреаты республиканской награды «Нихол» («Росток» на русском языке – ЭРГ);

  • Призеры республиканского конкурса молодежи «Келажак овози» («Голос будущего» на русском языке – ЭРГ);

  • Лауреаты республиканской награды «Зулфия»;

  • Победители ежегодных республиканских олимпиад среди учащихся общеобразовательных, средних школ и академических лицеев по профильным предметам;


Наблюдения показывают, что очень часто в таких конкурсах тоже победитель определяется через взятку.
Кроме этого, абитуриенты, побывавшие в срочной военной службе в Вооруженных силах Узбекистана, имеют привилегию при поступлении в высшие учебные заведения страны. К их баллам по результатам тестирования добавляется 25 % от максимально высоких баллов за тесты.4 Это в свою очередь нарушает принцип равных возможностей для всех абитуериентов.
Представители молодежи, которым не удалось поступать в высшие учебные заведения собственными знаниями и усилиями, возвращаясь в свои родные дома часто впадают в отчаяние, безнадежность, возрастает риск роста среди них легкой наживы для безработицы, торговли людьми или криминала.
Следует отметить, что взятки берут не только на вступительных экзаменах. В течение учебного года студенты дважды проходят тестирование. Одни студенты проходят через экзаменационное сито, опираясь на знания, другие на деньги. Каждому студенту известно имя человека, способного решить текущую проблему. Обычно это староста группы, которому желающие не утруждать себя подготовкой к экзамену, сдают деньги от 5 до 10-15 долларов США за предмет.
Таким образом, многие приобретают дипломы о высшем образовании, имея отдаленное представление о специальности. Существующая практика развращает молодежь, которая избирает наилегчайший путь преодоления преград, да и преподаватели, пристрастившись к нелегальному доходу, приступают к вымогательству денег и иногда сексуальных услуг.
Существуют и скрытые формы коррупции. Например, принудительное приобретение студентами учебников или специальной литературы. Поборы со студентов на ремонт учебных корпусов или приобретение учебного инвентаря. Распространена принудительная практика подписки на местные газеты и журналы.
В действительности коррупция в сфере образования начинается намного ранее. Это явление имеет корни уже тогда, родители приводят своего ребенка в первый класс начальной школы. Родители школьников сдают деньги на мелкий ремонт школьных зданий, на приобретение спортивного инвентаря, в экологический фонда, фонд класса.
Другая широко распространенная форма коррупции скрывается под маской репетиторства. В роли репетиторов выступают штатные педагоги средних школ, лицеев, колледжей и ВУЗов. Переполненные классы и низкооплачиваемая работа преподавательского состава привели к резкому снижению качества обучения во всех учебных заведениях страны. Поэтому большинство родителей платят преподавателям отдельную плату за обучение своего ребенка вне рамок школьных занятий. Ученик, для которого педагог одновременно является репетитором, получает очевидные преимущества.
В настоящее время борьба против коррупции в сфере образования остается весьма сложной и почти неэффективной. Большинство (97%) опрошенных студентов заявили, что реальных рычагов для борьбы со взятками у них нет, а обращение к руководству учебного заведения может дополнительно осложнить им жизнь. Многие считают, что коррупция в Узбекистане носит системный характер коррупции. Все понимают, что неучастие в этом явлении делает учащегося или студента «общественным изгоем и угрозой системе». Поэтому многие мирятся с существующим положением и продолжают действовать в рамках сложившейся системы.
Из беглого анализа напрашивается вывод о том, что национальная система образования испытывает в настоящее время кризис и нуждается в реорганизации и пересмотре существующей финансовой поддержки со стороны государства. На наш взгляд, необходимо проявить волю для того, чтобы внедрить прозрачную и доступную для всех современную систему образования. Это отвечает и политическим, и экономическим интересам страны, т. к. только самодостаточные и образованные граждане способны обеспечить будущее грядущему поколению.
Следует пересмотреть отношение к профессии учителя, который является одной из заметных фигур в обществе. Реанимация социального престижа преподавательской профессии может в корне изменить качество образовательной системы. Изменение содержания образования в деле формирования и развития критического и независимого мышления является жизненно важным фактором, позволяющим сделать молодежь более созидательной.
Исходя из вышеизложенного целесообразно:


  • Увеличить бюджетные расходы на образование;

  • Пересмотреть национальную программу по переподготовке преподавателей, в свете новых требований;

  • Увеличить объем ресурсов школьного обучения, включая, методические материалы,

учебники, и, в особенности, в области новейших информационных технологий;

  • Развивать критическое мышление у студентов путем повышения качества преподавания, учебников и методик, в том числе используя интерактивную работу в классе;

  • Искоренить коррупцию, обеспечить прозрачность экзаменов и право студентов на

качественное образование;

  • Наладить строгий контроль за целевым расходованием финансовых потоков и и реализовать право граждан на бесплатное среднее образование.


29 июля 2010 год

Ташкент, Узбекистан
Экспертная рабочая группа - Узбекистан


1 Источник: Доклад «Система образования Узбекистана (реформа в цифрах и фактах) проекта АБР / ЮНЕСКО ТА № 2947-УЗБ «Мониторинг реализации образовательных реформ».

2 Более подробную информацию о ГТЦ можно узнать по ссылке www.dtm.uz

3 Опросы были проведены в июле 2010 года – Экспертная рабочая группа.

4 В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан ПП № 213 “О мерах по дальнейшему совершенствованию системы привилегий военнослужащих срочной военной службы Вооруженных сил Республики Узбекистан” от 31 октября 2005 года. Постановление президента устанавливает, что тестовым баллам абитуриентов, побывавших в срочной военной службе в Вооруженных силах Узбекистана, по результатам тестирования добавляется 56.7 баллов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Экспертная рабочая группа анализ icon Экспертная рабочая группа
Но тем менее, мы считаем, что ожидаемый результат от настоящей работы достигнут, проведена объективная, сбалансированная оценка идеологии...
Экспертная рабочая группа анализ icon Экспертное заключение Рабочей группы Общественной палаты РФ по ситуации...
Рабочая группа создана после обращения в апреле 2007 г. Группы студентов социологического факультета мгу (od-группа), неудовлетворенных...
Экспертная рабочая группа анализ icon Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста»
Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста» предназначена для 10 класса. Рабочая программа...
Экспертная рабочая группа анализ icon Рабочая программа по учебному предмету «Анализ лирического произведения»
Рабочая программа по курсу «Анализ лирического произведения. 8 9 классы» (8 класс) составлена на основе следующих нормативно-правовых...
Экспертная рабочая группа анализ icon Экспертная оценка рабочей программы в рамках реализации Федерального...
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Экспертная рабочая группа анализ icon «В лесу родилась елочка – там ей и расти!» Рабочая группа
Плюсы искусственных ёлок
Экспертная рабочая группа анализ icon Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста»
Аннотация к рабочей программе по факультативному курсу «Филологический анализ художественного текста» для 10 класса
Экспертная рабочая группа анализ icon Рабочая программа по элективному курсу «Филологический анализ текста»...
«Слово — образ — смысл: филологический анализ литературного произведения». Авторы: В. Ф. Чертов (отв редактор), Е. М. Виноградова,...
Экспертная рабочая группа анализ icon Отчёт о работе творческой группы 2012-2013 учебный год Творческая...
Абота творческой группы. Творческая группа – добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве...
Экспертная рабочая группа анализ icon Книга рассчитана на широкий круг читателей и рекомендуется в качестве...
Основы исламских знаний (вероучение, поклонение, нравственность). Перевод с турецкого. М.: Ооо «Издательская группа «сад», Благотворительный...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции