Рабочая программа по учебному предмету «Анализ лирического произведения»




Скачать 268.23 Kb.
Название Рабочая программа по учебному предмету «Анализ лирического произведения»
страница 1/2
Дата публикации 25.09.2014
Размер 268.23 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Право > Рабочая программа
  1   2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 36
Принята на заседании педагогического совета

МБОУ СОШ № 36 (протокол № 1 от ___.08.201___ г.)

Основание – п. 5.8.1 Устава МБОУ СОШ № 36 (новая редакция)
Утверждена _______________________

И.Б.Козина, директор МБОУ СОШ № 36

Приказ № ____ от ___.08.201___г.

Основание – п. 5.5.9 Устава МБОУ СОШ № 36 (новая редакция)


Рабочая программа по учебному предмету

«Анализ лирического произведения»

на 2013 – 2014 учебный год
Классы8А,8Б (общеобразовательные)

Составитель

Зюзина И.Н.,

учитель первой квалификационной категории.

г. Нижний Тагил

2013
Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Анализ лирического произведения. 8 - 9 классы» (8 класс) составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

Федерального уровня:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (Ведомости Съезда Советов народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1002, №30, ст.1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 10096,№3, ст.150; 2000,№30, ст.3120; 2002, №26, ст.2517; 2004, №10, ст.835; №35, ст.3607; 2006, №1, ст.10; 2007, №2, ст.360; №7, ст.838; №27, ст.3215; №44, ст.5280; №49, ст.6070, ст.6074; 2008, №30, ст.3616);

  • Приказ Минобрнауки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки РФ от 24.12.2010г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 учебный год»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»;

  • Приложение к письму Минобрнауки РФ № 957/13-13 от 17.02.2001 «О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы».

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, утверждённый приказом Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03 2004 г. № 1089.

Регионального уровня:

  • Закон Свердловской области «Об образовании» от 16.07.1998 г. № 26-03;


Образовательного учреждения:

  • Устав МОУ СОШ № 36;

  • Программа развития МОУ СОШ № 36 на 2008-2015 г.г.;

  • Образовательная программа МОУ СОШ № 36 на 2011-2015 г.г.



  • Элективный курс. Анализ лирического произведения. 10-11 классы./ Сост. Н.А.Владимирова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. – с. 112.

Уметь анализировать лирическое произведение – одно из основных требований программы по литературе. Необходимые навыки формируются у учащихся в течение ряда лет, начиная с 5 класса. Однако систематическая работа по анализу лирики, которая дала бы ученикам целостную картину по этому вопросу, как правило, в школе не проводится в связи с недостатком учебного времени. Поэтому серьезное представление о природе поэтического творчества у учащихся, как правило, отсутствует.

Поэтому целью изучения курса является формирование навыков анализа лирического произведения.

Задачи: - развивать способность к эстетическому восприятию произведений искусства;

- овладеть законами художественного творчества;

- учить читать, что поможет тонко чувствовать всю красоту художественного произведения, его идейное своеобразие и художественную форму.
Данный курс способствует формированию нравственных, гуманистических ценностей, расширяет кругозор, развивает речь учащихся.

В современной трактовке надпредметной функции любого курса приоритетом на этапе основного общего образования является формирование важнейших общеучебных умений, в основе которых задействованы все виды речемыслительной деятельности:

- коммуникативные: способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде, владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- интеллектуальные: выделение характерных причинно-следственных связей, сравнение и сопоставление, умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

- информационные: осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), умение обрабатывать информацию разными способами (составлять план, тезисы, конспект), использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных);

- организационные: самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

В процессе изучения курса используются следующие элементы уроков:

- элементы урока изучения теории,

- традиционный урок,

- элементы урока творчества,

- урок развития речи и др.

В зависимости от задач урока, содержания учебного материала, материальной обеспеченности урока, степени подготовленности учеников могут использоваться следующие методы и приёмы организации занятий:

1. Методы организации и осуществления образовательной деятельности: методы, обеспечивающие передачу учебной информации учителем и восприятие её учащимися посредством слушания, наблюдения и практической деятельности (словесные, наглядные, практические); методы, осуществляющие характер усвоения учащимися нового учебного материала (либо путём самостоятельных размышлений над проблемными ситуациями, либо путём активного запоминания готовой учебной информации (иллюстративно-объяснительные, репродуктивные, проблемные, эвристические, исследовательские); методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала (индуктивные, дедуктивные, конкретные и абстрактные, синтез и анализ, сравнение, обобщение, классификации и систематизации); методы, характеризующие степень самостоятельности ученика в образовательной деятельности (методы УР под руководством учителя, методы самостоятельной деятельности учащихся).

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: методы стимулирования мотивов, интереса (познавательные игры, учебные дискуссии, неожиданность, занимательность, создание ситуации успеха); методы стимулирования мотивов сознательности, ответственности, долга (убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение, порицание).

3. Методы контроля и самоконтроля в учебной деятельности: устные или письменные, фронтальные, групповые, индивидуальные, итоговые или текущие, с применением технических средств, программированные или непрограммированные.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий:

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента.

- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Формы контроля ЗУН:

- фронтальные;

- групповые;

- индивидуальные;

- дифференцированные.

Виды контроля:

- текущий,

- итоговый.

Методы контроля:

- устные;

- письменные.

Курс «Анализ лирического произведения» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Близкие понятия содержатся в курсе литературы, изобразительного искусства (антоним, антитеза, контраст, изобразительное средство); на уроках истории учащиеся знакомятся с особенностями эпох, знания о которых применяются при анализе художественного времени. Используя репродукции картин известных художников на уроках литературы, учитель опирается на те знания, которые приобрели школьники на уроках изобразительного искусства. Обучая детей писать сочинение по картине, учитель литературы способствует их эстетическому воспитанию, учит ценить правдивое изображение жизни, выявлять идейный замысел художника, понимать язык этого вида искусства. При этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.

Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по литературе.
Уровень освоения ГОС учащимися по литературе:

Учащимся 8А, 8Б классов предстоит осваивать данный курс первый год.

Организационно-содержательная модель реализации ГОС (КТП).

Курс «Анализ лирического произведения. 8 - 9 классы» реализуется в количестве 68 часов, по 34 часа в течение двух лет:

- 8 класс: 1 час в неделю, 34 часа в год;

Учебные темы реализуются еженедельно по 1 уроку согласно расписанию.

Учебно-тематический план курса

№ темы

Наименование раздела, темы

Общее

кол-во учебных часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Раздел 1. Введение.

4

2

2

1

Специфика поэзии.

1

1

-

2

План анализа лирического произведения.

3

1

2

Раздел 2. Художественный образ.

2

1

1

3

Художественный образ.

2

1

1

Раздел 3. Мастерская слова. Тропы.

12

6

6

4

Эпитет.

2

1

1

5

Сравнение. Уподобление.

2

1

1

6

Метафора.

2

1

1

7

Метонимия. Перифраз. Синекдоха.

2

1

1

8

Ирония. Сарказм. Каламбур. Символ.

2

1

1

9

Аллегория. Гипербола. Литота. Аллюзия. Алогизм.

2

1

1

Раздел 4. Лексика.

4

2

2

10

Антонимы. Архаизмы. Вульгаризмы.

2

1

1

11

Неологизмы. Заумный язык.

2

1

1

Раздел 5. Стилистические фигуры.

12

-

12

12

Анафора. Эпифора.

1

-

1

13

Градация.

1

-

1

14

Параллелизм. Эллипс.

1

-

1

15

Умолчание. Хиазм.

1

-

1

16

Риторические фигуры.

1

-

1

17

Эпистрофа.

1

-

1

18

Оксюморон. Антитеза.

1

-

1

19

Апострофа. Плеоназм.

1

-

1

20

Бессоюзие. Многосоюзие. Парцелляция.

1

-

1

21

Эвфимизм. Кольцо.

1

-

1

22

Анаколуф.

1

-

1

23

Инверсия.

1

-

1

Итого за 1 год обучения

34

11

23


Требования к уровню подготовки учащихся.

Курс «Анализ лирического произведения» нацелен на формирование важнейших общеучебных умений, в основе которых также задействованы все виды речемыслительной деятельности:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах),

  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

  • информационные (извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

В результате изучения материала курса учащиеся должны:

Знать:

  • специфику поэзии;

  • алгоритм работы над анализом лирического произведения;

  • виды тропов;

  • роль выбора лексики;

  • роль выбора стилистических фигур;

  • различные системы стихосложения;

  • архитектонику;

  • виды рифмы;

  • понятие о звукописи;

  • понятие об идее лирического произведения.

Уметь:

  • выполнять устно и письменно анализ лирического произведения;

  • указывать виды тропов;

  • объяснять роль выбора лексики;

  • объяснять роль выбора стилистических фигур;

  • отличать системы стихосложения;

  • отличать виды строф;

  • отличать виды рифм;

  • «слышать» звукопись;

  • определять вид лирики;

  • формулировать идею лирического произведения;

  • находить особенности композиции лирического произведения.


Критерии оценивания выполнения учащимися практических работ, связанных с элементами анализа стихотворения.

п/п

Критерии оценивания

Баллы

1.

Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе







а) учащийся обнаруживает понимание специфики задания: отвечает на вопрос, фактические ошибки в ответе отсутствуют

2




б) учащийся отвечает на вопрос или/и допускает 1 – 2 фактические ошибки

1




в) учащийся не отвечает на вопрос или даѐт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей

0

2.

Уровень владения теоретико-литературными знаниями







а) учащийся обнаруживает высокий уровень владения теоретико-литературными знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины при ответе на вопрос

2




б) учащийся обнаруживает достаточный уровень владения теоретико-литературными знаниями, но допускает отдельные неточности в употреблении терминов при ответе на вопрос

1




в) учащийся не владеет теоретико-литературными знаниями, не использует литературоведческие термины при ответе на вопрос

0

3.

Обоснованность привлечения текста произведения







а) текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне

2




б) текст привлекается, но не всегда целесообразно и обоснованно

1




в) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются

0

4.

Последовательность и логичность изложения







а) части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности и необоснованных повторов

2




б) части высказывания логически связаны между собой, но мысль повторяется и не развивается, есть отступления от основной проблемы, предложенной в вопросе

1




в) грубые нарушения последовательности, нет связи между частями и внутри частей, есть повторения, отсутствует общая логика высказывания

0

5.

Следование нормам речи







а) допущена 1 речевая ошибка

2




б) допущено 2 речевых ошибки

1




в) допущено 3 и более речевых ошибок

0

Максимальный балл

10

Шкала перевода баллов в традиционную оценку: «5» - 10 баллов «4» - 9 - 8 баллов

«3» - 7 - 6 баллов «2» - 5 – 0 баллов.
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ

(оценка анализа поэтических текстов)


п/п

Критерии оценивания

Баллы

1.

Оценка анализа поэтических текстов







1. Умение видеть место произведений в социокультурном контексте

4




2. Восприятие образов лирических героев и умение истолковать их, характеризовать

6




3. Умение видеть движение поэтической мысли

6




4. Владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие)

8




5. Владение основами сопоставительного анализа

8

2.

Оценка созданного аналитического текста







1. Умение сформулировать собственную концепцию и аргументировано ее обосновать

6




2. Последовательность, логичность, композиционная стройность ученического текста

6




3. Богатство речи автора сочинения

6

Максимальный балл

50



Шкала перевода баллов в традиционную оценку:

«5» - 50 - 45 баллов

«4» - 44 - 38 баллов

«3» - 37 - 25 баллов

«2» - 24 – 0 баллов.


Учебно-методическое обеспечение рабочей программы.

1. Учебно-программное обеспечение:

1. Элективный курс. Анализ лиричесуого произведения. 10-11 классы./ Сост. Н.А.Владимирова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. – с. 112.

2. Составительская программа «Анализ лирического произведения. 8 – 9 классы» / сост. С.В.Замойская. – Нижний Тагил, 2011.

2. Учебно-теоретическое обеспечение:

1. Вишневский К.Д. Мир глазами поэта. – М.: Просвещение, 1979.

2. Жирмунский В.М. Теория стиха. – Ленинград, 1975.

3. Калачева С.В. Стих и ритм. – М.: Знание, 1978.

4. Конспекты уроков для учителя литературы: 11 кл.: Серебряный век русской поэзии: В 2 ч./Под ред. Л.Г.Максидоновой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Ч.1. – с. 224.

5. Конспекты уроков для учителя литературы: 11 кл.: Серебряный век русской поэзии: В 2 ч./Под ред. Л.Г.Максидоновой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Ч.2. – с. 224.

6. Медведев В.П. Изучение лирики в школе. – М.: Просвещение, 1985.

7. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… 5 – 11 классы. Нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе. – Волгоград, 2002.- 102 с.

8. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. – М.: Советский писатель, 1978.

9. Русская литература XX века. 11 кл.: Практикум для общеобразоват. Учреждений / Под ред. Ю.И.Лыссого. – М.: Мнемозина, 1998. – с. 527.

10. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы.– M., 1976.

11. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М.: Аспект-пресс, 2001.

3. Учебно-практическое обеспечение:

1. Литература: задания повышенной сложности по литературе для учащихся 9-11 классов: сборник материалов для учителей-словесников и учащихся 9-11 классов / авторы-составители: Т.А.Долинина, Андрус Н.Л. – Екатеринбург: ИРРО, 2008. – 301 с

4. Учебно-методическое обеспечение:

1. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах / Т.А.Калганова. – М,: Просвещение, 2001. – 125 с.

2. Куманова Н.В. Как научить Вашего ребёнка писать сочинения. 5 - 8 классы. Пособие для учителей, родителей и учащихся. – М.: «Грамотей», 2002, - 128 с.

3. Лимонад Т.В. С сочинением на «ты»: Пособие для старших школьников и абитуриентов. – М,: Школьная пресса, 2001. – 142 с.

5. Учебно-справочное обеспечение:

1. Квятковский. А.П. Поэтический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1966.

2. Лермонтовская энциклопедия. Гл. ред. В.А.Мануйлов. – М.: «Советская энциклопедия», 1981. – 784 с.

3. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. / М.Мещерякова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 224 с.

4. Фелицина В.П., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь / Ин-т рус. Яз. им. А.С.Пушкина; Под ред. Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. – М.: Рус. Яз., 1979. – 240 с.

5. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики XiX века / Глав. Ред. М.Д.Аксёнова. – М.: Аванта+, 2001. – 672 с.

6. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.2. XX век / Глав. Ред. М.Д.Аксёнова. – М.: Аванта+, 2001. – 688 с.

6. Учебно-наглядное обеспечение:

1. Наборы открыток:

-Художник А. Яр-Кравченко. Советские писатели. Вып. I . М.: Издательство «Планета», 1982. – 32 ш.

2. Выставки:

- «…Быть просто человеком»: Литературно-краеведческий альманах. К 150-летию Д.Н.Мамина-Сибиряка… - Нижний Тагил, 2002. – 154 с.

- Жизнь и творчество А.А. Блока. Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. – М.: Детская литература, 1979. – 38 с.

Список литературы.

К Рабочей программе

К разделам курса.

1. Рабочая программа педагога. Материалы для слушателей образовательных программ и семинаров. / Сост. И.В.Анянова. – Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2007;

2. Методические рекомендации по разработке рабочей программы педагога. Выпуск 2. / Сост. Шушаров А.П., комп. Вёрстка Востриковой И.А. – Нижний Тагил, 2010.

1. Вишневский К.Д. Мир глазами поэта. – М.: Просвещение, 1979.

2. Жирмунский В.М. Теория стиха. – Ленинград, 1975.

3. Калачева С.В. Стих и ритм. – М.: Знание, 1978.

4. Квятковский А.П. Поэтический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1966.

5. Медведев В.П. Изучение лирики в школе. – М.: Просвещение, 1985.

6. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. – М.: Советский писатель, 1978.

7. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы.– M., 1976.

8. Томашевский Б.В.. Стилистика. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1983.

9. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М.: Аспект-пресс, 2001.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету «Анализ лирического произведения» icon Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста»
Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста» предназначена для 10 класса. Рабочая программа...
Рабочая программа по учебному предмету «Анализ лирического произведения» icon Рабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 10 класса. Рабочая программа составлена на основе примерной...
Рабочая программа по учебному предмету «Анализ лирического произведения» icon Рабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа разработана на основе примерной...
Рабочая программа по учебному предмету «Анализ лирического произведения» icon Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа составлена на основе примерной...
Рабочая программа по учебному предмету «Анализ лирического произведения» icon Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения»
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» предназначена для 9 класса. Рабочая программа разработана на основе...
Рабочая программа по учебному предмету «Анализ лирического произведения» icon Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения»
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» предназначена для 7- 8-х классов. Рабочая программа разработана...
Рабочая программа по учебному предмету «Анализ лирического произведения» icon Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста»
Аннотация к рабочей программе по факультативному курсу «Филологический анализ художественного текста» для 10 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Анализ лирического произведения» icon Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена...
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 10 класса. Рабочая программа составлена на основе примерной...
Рабочая программа по учебному предмету «Анализ лирического произведения» icon Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена...
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 9-ых классов. Рабочая программа разработана на основе примерной...
Рабочая программа по учебному предмету «Анализ лирического произведения» icon Рабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа разработана на основе примерной образовательной программы по предмету «Литература», разработанной коллективом авторов...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции