1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения




Скачать 442.24 Kb.
Название 1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения
страница 1/4
Дата публикации 30.09.2014
Размер 442.24 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Право > Документы
  1   2   3   4
1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения.

Теология условна. Теологический подход – апологетический подход (апологетика – защита истинности). Для богословско-теологического подхода религия есть сверхприродное явление, результат сверхъестественной связи человека с Богом. Это объяснение религии с позиции верующего человека. С точки зрения теологии понять сущность религии может только религиозный человек, поскольку он обладает непосредственным опытом «встречи с Богом». Отражается в названии:

Православие – правильная защита Бога. Других христиан они называют кривославные, а нехристиан – иноверные.

Католицизм (католикос вселенский). Папа Римский – главный христианский пастор мира.

Пуритане – чистые + Гугеноты = кальвинизм.

Ислам – «мир». Мусульмане – преданные истинному Богу. Есть понятие «Зимнии» - это люди книги (Библии). В исламе есть понятие «джихад» («моральное превосходство»), борьба с неверными.

Иудаизм – «религия избранного народа».

Буддизм – самая толерантная к другим религиям. Буддизм не запрещает находиться одновременно в нескольких религиях. Дхарма – это буддийская истина.

Наука смотрит на религию как на многообразный опыт человечества. Светский ученый при анализе религии руководствуется принципом «свободы совести» (ст. 28 конституции РФ: каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними). Наука изучает религию как одну из сторон общественной жизни, в ее связях и взаимодействии с другими областями этой жизни: каким путем формируется религия, как те или иные религиозные системы объясняют мир, какие ценности, нормы и образцы поведения они формируют у людей, как действуют те или иные религиозные организации, каковы функции религии в обществе и пр. Наука «изучает» религию, а философия над ней «размышляет». Научное знание о религии не религиозно, не антирелигиозно.

Основные разделы

Религиоведение сегодня включает ряд разделов, основными среди которых являются философия, социология, психология, феноменология, история религии.

Философия религии—совокупность философских понятий, принципов, концепций, дающих философское объяснение объекта. Эти концепции многообразны, интерпретация религии # них осуществляется под углом зрения какого-либо субординирующего принципа—материализма, экзистенциализма, феноменологии,' герменевтики, прагматизма, позитивизма, лингвистической философии, психоанализа. Социология религии изучает общественные основы религии, общественные закономерности ее /возникновения, развития и функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе, влияние религии на другие элементы этой системы и специфику обратного воздействия данной общественной системы на религию. Психология религии исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений общественной, групповой и индивидуальной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т.д.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на нерелигиозные сферы жизнедеятельности общества, групп, личностей. Феноменология религии соотносит представления, идеи, цели, мотивы практически взаимодействующих, находящихся в коммуникации индивидов с точки зрения реализующихся значений и смыслов и с учетом этого дает систематическое описание явлений религии, классифицирует их на основе сопоставления и сравнения. История религии обрисовывает движущийся во времени мир религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях.
2. Широкий и узкий смысл понятия религия. Светская религия и ее формы.

Религия – от латинского – объединять, связывать.

Широкий смысл: Религия понимается как система высших абсолютных священных ценностей и смыслов, которые определяют смысл жизни. Фромм говорил о религии чистоты.

Узкий смысл: Религия – это мировоззрение, мировосприятие и мироотношение, которые основываются на признании высшего, абсолютного священного начала.

Этот термин употребляется в научной литературе и публицистике как в широком, так и в узком смысле слова. В широком смысле слова под религией подразумевается один из важнейших элементов духовной культуры человека, выражающий его отношение к божественному, его веру в единого Бога (монотеизм) или нескольких богов (политеизм).

Религия в узком смысле слова (конкретная религия) - это своего рода духовная общность людей, имеющая единое происхождение, характеризующаяся определенной догматической и культовой спецификой и не сводимая к более крупным организмам такого же характера.

Светская трактовка: Религия понимается как наделение священными качествами на уровне массового сознания различных явлений и процессов из политической, экономической, культурной и спортивной жизни.

Фанатские движения + культ политических лидеров, классов, партий. Новые формы сейчас – киберрелигия. Была, например, битломания. Если рассматривать в более широком смысле слова, то социологи утверждают, что в действительности отсутствуют «светские общества», и что слово «нерелигиозный» зачастую просто неправильно употребляют. Социологи говорят о том, что «нерелигиозные люди» - это просто те люди, кто получает сведения и оценивает систему, прежде всего, сначала с позиции альтернативы, то есть со стороны светских, культурных или иначе представленных систем (то есть религий), а не традиционных религиозных система. Что интересно, так это то, что подобно традиционным религиозным учениям, «светские религии», такие как коммунизм, учение Платона, Фрейдистская психология, нацизм, пантеизм, атеизм, национализм и так далее одобряют многие ораторы. В таких странах ораторы и лидеры государства утверждают, что они представляют народу универсально действительную и применимую Правду. Подобно традиционным религиям, светские системы подчинены как быстрым, так и постепенным изменениям. Эти изменения могут касаться популярности, модификации, и исчезновения. Эти факторы являют немногими из факторов, которые помогают сделать оценку размера «светской религии» в обществе, то есть атеистов, агностиков и просто нерелигиозных людей.

3. Религиозное сознание. Его уровни.

Существует 4 основных элемента в религии:

- религиозное сознание

- религиозное действие

- религиозные отношения

- религиозные организации

Р. Сознание – это главный элемент, основанный на вере. Вера, по определению Апостола Павла, - это уверенность в невидимом и осуществлении ожидаемого. В религиозной вере объект не подлежит сомнению.

Есть 2 уровня религиозного сознания: 1) теоретический - это специально разрабатываемая, систематизируемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений, аргументаций, концепций. В ее состав входят: 1) более или менее упорядоченное учение о Боге (богах), мире, природе, обществе, человеке, целенаправленно разрабатываемое специалистами (вероучение, теология, богословие, символы веры и т. д.); 2) осуществляемая в соответствии с принципами религиозного мировоззрения интерпретация экономики, политики, права, морали, искусства, т. е. религиозно-экономические, 3) религиозная философия, находящаяся на стыке богословия и философии (неотомизм, персонализм, христианский экзистенциализм, христианская антропология, метафизика всеединства и др.). Священное писание и интерпретация. Самый старый – Веды (индуизм). Библия писалась более 1500 лет. В православном Ветхом завете 50 книг, 11 из них отмечены звездочкой, так как они считаются не каноническими (например, книги об иудеях). В католицизме те же книги, но некоторые соединены, так получается 45 книг. У протестантов – 39 книг (канонических). У иудеев в Священном Писании тоже 39 книг. В новом завете – 27 книг. В западном христианстве есть доказательство существования Бога, а в православии – нет.

2) обыденный уровень, конкретный опыт. Обыденное религиозное сознание предстает в виде образов, представлений, стереотипов, установок, мистерий, иллюзий, настроений и чувств, влечений, чаяний, направленности воли, привычек и традиций, которые являются непосредственным отражением условий бытия людей. Оно выступает не как нечто цельное, систематизированное, а в фрагментарном виде - разрозненных представлений, взглядов или отдельных узлов таких представлений и взглядов. На этом уровне имеются рациональные, эмоциональные и волевые элементы, однако доминирующую роль играют эмоции - чувства и настроения, содержание сознания облечено в наглядно-образные формы.

4. Религиозные действия. Культовые и внекультовые действия.

Религ.деятельность представляет собой"движущий", "беспокойный" компонент. Следует различать нерелигиозную и религиозную деятельность религиозных индивидов, групп, институтов и организаций. Нерелигиозная деятельность осуществляется во внерелигиозных областях: экономическая, производственная, профессиональная (в различных сферах разделения труда), политическая, государственная, художественная, научная. Она может быть религиозно окрашена, в качестве одного из ее мотивов может выступать религиозный мотив. Но по объективному содержанию, предмету и результатам - это внерелигиозная деятельность. Религиозная деятельность занимает своеобразное место в системе

общественной деятельности. Существуют два основных вида религиозной деятельности: внекультовая и культовая. Внекультовая осуществляется в духовной и практической сферах. Духовную внекультовую деятельность образуют разработка религиозных идей, систематизация и интерпретация догматов теологии сочинение богословских произведений и т. д. Разновидностями практической внекультовой деятельности являются производство средств религиозного культа, миссионерство, участие в работе соборов, преподавание богословских дисциплин в учебных заведениях (школах, университетах, духовных учебных заведениях), управленческая деятельность в религиозных организациях и институтах, пропаганда религиозных взглядов через печать, радио, телевидение, религиозная пропаганда в семье и в других контактных группах. Следует подчеркнуть, что, как правило, во внекультовую деятельность в большей или меньшей мере проникают и элементы культа.

Важнейшим видом религиозной деятельности является культ. Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами. Прежде всего выступает в виде культового текста (тексты Священного Писания, Предания, молитв, псалмов и пр.) Воспроизведение этих текстов актуализирует в сознании участников религиозные образы и мифы («драматизация религиозного мифа»). Культ – есть реализация религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов. С точки зрения христианства действия культовые – это все, связанное с почитанием Бога, святых и молитвы, совершение таинств: крещение, миропомазание, причастие, исповедование, священство, брак, соборование. Грехи – чревоугодие, похоть, гнев, лень, гордость, зависть, жадность. Обряд носит символический характер. Символ – знак, образ, воплощающий какую-либо идею или представляющий какой-либо образ. Символами могут быть вещи (крест – символ христианской веры…), действия (крестное знамение…), мифы, предания (библейское повествование о сотворении мира…).


5. Религиозные отношения. Их виды и формы.

Религиозные отношения, как и другие виды общественных отношений, характеризуются наличием статусов и ролей. Первые отношения развертываются в плане сознания, однако проявляются в действительных отношениях между людьми, например, между мирянином и священнослужителем. Имеются различные способы фиксации и опосредования религиозных отношений. В качестве посредников могут выступать: 1) предметы неживой и живой природы - храм, икона, крест, распятие, ступа, "черный камень", корова, крокодил, голубь и т. д., - и тогда религиозные отношения принимают предметную, вещную форму; 2) индивид или группа лиц - служитель культа, глава религиозной организации, функционер общины, обладатель "дара" и др.; в этом случае можно говорить о персонифицированном способе фиксации взаимных связей верующих и т.д.

Виды отношений

Следует различать внекультовые и культовые религиозные отношения. Внекультовые актуализируются посредством внекультовой религиозной деятельности. В них преимущественное значение приобретают действительные отношения между религиозными индивидами, организациями. Например, занимаясь духовным производством, теологи вступают друг с другом в определенные отношения обмена информацией; "богословских собеседований. Эти отношения, развертывающиеся в сфере сознания, обнаруживаются и во взаимосвязях людей. Во время отправления культа складываются отношения евхаристического соединения, исповедальности, проповеднические, обрядовые и др. Православное венчание, например, включает жениха и невесту во взаимные отношения, предписываемые нормами церковного брака; крещение устанавливает связь "крестного сына (дочери)" с "крестными родителями (отцом и матерью)". Религиозные отношения подразделяются на внутрицерковные, межцерковные и внецерковные.

Внутрицерковные отношения складываются в процессе культовой деятельности: между рядовыми верующими; между мирянами, священнослужителями и руководящими органами религиозных объединений; между священнослужителями различных рангов. Межцерковные отношения включают в себя отношения между организациями различных вероисповеданий, их руководящими органами. Внецерковные отношения возникают в тех случаях, когда поведение людей в различных областях общественной жизни определяется религиозными нормами и установлениями.

6 Религиозные организации

Важнейшей целью религиозных организаций является нормативное воздействие на их членов, форми­рование у них определённых целей, ценностей, идеалов. Осуществление этих целей достигается посредством выполнения ряда функций: 1) Выработка систематизиро­ванного вероучения; 2) Разработка систем его защиты и оправдания; 3) Руководство и осу­ществление культовой деятельности; 4) Контроль и осуществление санкций за исполне­нием религиозных норм; 5) Поддержка связей со светскими организациями, государствен­ным аппа­ратом.

Исследователи религии выделяют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секту, ха­ризматический культ и деноминацию.

Церковь - это тип религиозной ор­ганизации со сложной строго центра­лизованной и иерархизированной системой взаимо­действия между священнослужителями и верующими, осу­ществляющей функции выра­ботки, сохранения и передачи религиозной деятельности и контроля за поведе­нием людей. Церковь, как правило, имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви оп­ределяется не свободным выбором индивида, а традицией. Фактом своего рож­дения в той или иной религиоз­ной среде, на основе определённого обряда индивид авто­ма­тически включается в данную религиозную общ­ность. В церкви отсутствует посто­янное и строго контролируемое членство.

Секта же возникает в результате отделения от церкви части верующих и священно­служителей на основе изменения вероучения и культа. Характерными чертами секты явля­ются: сравнительно небольшое количество последователей, добровольное постоянно кон­тролируемое членство, стремление отгородиться от других рели­гиозных объединений и изолироваться от мирской жизни, претензия на исключительность установок и ценно­стей, убеждение в “избранничестве Божьем”, проявление оппозиционности и непримиримости к инакомысля­щим, отсутствие деления на священнослужителей и мирян, провозглашение равенства всех членов организа­ции.

Харизматический культ - можно рассматривать в качестве одной из разновидностей секты. Он имеет те же основные характеристики. Особенность же харизматического культа связана с процессом его формирова­ния. Данная религиозная организация создаётся на ос­нове объединения приверженцев какой-то конкретной личности, которая признаёт себя сама и признаётся другими в качестве носителя особых божественных ка­честв (харизмы). Основатель и руководитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителем Бога или какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатана). Харизматический культ, как правило, малочислен, в нём в более яркой степени выражены претензии на исключительность, изо­ляционизм, фанатизм, мистицизм.

Деноминация это промежуточный тип религиозной организации, в зависимости от характера образова­ния и тенденции эволюции соединяющей в себе черты церкви и секты. От церкви она заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма, признание возможности духов­ного возрождения, а следовательно и спасения души для всех верующих. С сек­той же её сближает принцип добровольности, постоянства и строгой  контролируемости членства, претензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества.
7Статистика религиозной принадлежности современного населения мира.

Христианство(2 млрд):

1) Католицизм(более 1 млрд) - Франция Лат. Америка, Испания, Португалия, Польша. Самый строгий – в Польше и Португалии – запрет абортов.

2) древне-восточное христианство(15 млн африка)

3) православие(200 млн). Основная часть – Европа. Самая большая по численности православных страна – Россия. Существует 15 поместных церквей, для которых характерна эесткая иерархия: главный патриарх – Константинопольский, затем – Александрийский (в Африке), затем – Антиохийский (всея Востока), иерусалимский, московский и всея Руси.

4) Лютеранство(более 80 млн) - Швеция. Норвегия, Дания, север Германии

5) Протестанизм(более 700 млн):

1 Пятидесятники (более 500 млн)

2 баптизм 80 млн США. Обама – баптист. В Вашингтоне – совет баптистов. По численности баптистов в Европе 1 место – Украина.

3 кальвинизм Швейцария

4 англиканство ЮАР и Южная Африка (более 60 млн)

5 методисты США. Буш и Клинтон были методистами.

6 мормоны восточное побережье США. Основной город – Солт-Лейк-Сити.

7 адвентисты 20 млн. Самые крайние – адвентисты седьмого дня (канун перед Рождеством 4 недели ведут ЗОЖ)

8 Свидетели Иеговы 15 млн. Они отрицают ад. Их центр – в Бруклине.

Ислам 1млрд300млн

1Мусульмане-Сунниты 90% - Индонезия, Сев Кавказ, Узбекистан

2Шииты - Иран Азербайджан Таджикистан

Индуизм 1 млрд

Буддизм 400 млн юго-восточная Азия, но не Индия.

Даосизм и Конфуцианство. Их численность постоянно растет. Сейчас около 300 млн чел.

Традиционное верование (более 30 млн)

Иудеи 15 млн Сша

Сикхи индия – 20 млн.

Атеисты – 1 млрд 200 млн. основная часть – в Китае.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения icon Конкурсная научная работа
Анализ подходов к сущностному пониманию критического мышления в отечественных и зарубежных исследованиях
1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения icon Рабочая программа дисциплины (модуля) Дисциплина Биология
Формирование у студентов 1 курса сознательно- научного отношения к биологическим системам разного уровня, пониманию их эволюции в...
1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения icon Автор: Медведева Г. В
Курс лекций содержит основные разделы языка программирования t-pascal, предусмотренные образовательным стандартом
1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения icon Методическая работа
Программа включает основные разделы из истории искусств, а также методы закрепления и проверки знаний по предмету
1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения icon 4. Япония, Восточная Азия
Религии: буддизм/шинто 69,6 %, новые религии 24,4 %, христианство 1,6 %, другие 4,4 %
1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения icon Религии австралии
Л. Массиньона, Дж. Туччи, П. Маса, Эд. Конце, X. Корбина, Д. Т. Сузуки и др по крайней мере основные концепции ислама, индуизма,...
1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения icon Темы рефератов проблема определения религии в современном религиоведении....
Предпосылки и условия диалога светского и религиозного мировоззрений в современную эпоху
1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения icon Мбоу «Нововикринская сош» Каякентского района между 9 «А» 9 «В» Учитель: Абдуллабекова Дж. А
...
1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения icon 49. Философия Шопенгауэра. Основные понятия и особенности

1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения icon Политическая традиция и особенности государственно-правовой идеологии в раннем исламе
В статье рассматриваются основные закономерности эволюции государственности в исламе, формирование политической традиции и особенности...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции