Скачать 151.53 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет» Факультет естественно-географический УТВЕРЖДАЮ И.о.ректора НГПУ __________________Л.Е.Шапошников «______»______________20____г. Рабочая программа дисциплины (модуля) Дисциплина Биология Направление подготовки География Профиль подготовки «Рекреационная география и туризм» Квалификация (степень) выпускника бакалавр Форма обучения очная Нижний Новгород 2011 1. Цели освоения дисциплины: Формирование у студентов 1 курса сознательно- научного отношения к биологическим системам разного уровня, пониманию их эволюции в пространстве и времени, уникальности и неповторимости жизни как высшей ценности. 2. Место дисциплины в структуре ООП Биология относится к вариативной части ООП. Биология исследует общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах: обмен веществ и энергии, размножение, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность и др. В зависимости от объектов изучения в биологии можно выделить ряд направлений: вирусологию, микробиологию, ботанику, зоологию, антропологию и др. Эти науки исследуют особенности происхождения, строения, развития, жизнедеятельности, свойства, разнообразие и распространение на земном шаре каждого отдельного вида вирусов, бактерий, животных, растений и человека. По структуре, свойствам и проявлениям индивидуальной жизни в биологии выделяют морфологию и анатомию, физиологию, генетику, биологию развития, эволюционное учение, экологию. Химические реакции и физико-химические процессы в живых организмах, а также химический состав и физическую структуру биологических систем на всех уровнях их организации изучают биохимия и биофизика. Установить закономерности, незаметные при описании единичных процессов и явлений, позволяет биометрия. Жизненные явления на молекулярном уровне изучает молекулярная биология; структуру и функции клеток, тканей и органов- цитология, гистология и анатомия; популяции и биологические особенности всех организмов, входящих в ее состав- популяционная генетика и экология; закономерности формирования, функционирования, , взаимосвязи и развития высших структурных уровней организации жизни на Земле до биосферы в целом- биогеоценология. Закономерности строения и функционирования, единые для всех организмов независимо от их систематического положения, разрабатывает общая биология. 3. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля) Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): общенаучными компетенциями: владением базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии, биологии, экологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в общей, физической и социально-экономической географии (ПК-2); В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать:
уметь:
владеть: - техникой работы с микроскопом - методикой расчета модификационной изменчивости и решения генетических задач 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов.
5. Образовательные технологии. В учебном процессе используются объяснительно-иллюстративные технологии обучения, проблемно-диалоговые технологии, технология учебной дискуссии. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Темы рефератов. Цитология и основы эмбриологии. 1. Биология - наука о жизни. Определение понятия жизнь. Жизнь как особая форма движения материи. Происхождение и начальные этапы развития жизни. 2. Общая характеристика жизненных процессов. Уровни организации жизни на Земле, их особенности. 3. Сходства и различия в строении клеток прокариот, растений и животных как доказательство единства их происхождения. 4. Гаметогенез у многоклеточных животных. 5. Партеногенез. 6. Гаметогенез и двойное оплодотворение у покрытосеменных растений. 7. Строение и функционирование важнейших систем органов- пищеварительной, дыхательной, выделительной. 8. Нервная и гуморальная регуляция функций. Кровь и кровообращение. 9. Строение и функционирование органов чувств. Нервная система. Головной мозг и высшая нервная деятельность. Работы И. М. Сеченова и И. П. Павлова в области изучения ВНД животных. Механизмы поведения животных. Зоология беспозвоночных. 1. Биологическое разнообразие живых организмов как результат длительной эволюции. Генетическое, таксономическое и экологическое разнообразие. 2. Роль микроорганизмов в биогенном круговороте веществ на Земле. 3. Значение простейших для человека. Болезни, вызываемые ими. Редкие и охраняемые представители. 4. Многоклеточные животные. Гипотезы их происхождения. 5. Происхождение и филогенетические отношения кишечнополостных. 6.Происхождение плоских, круглых и кольчатых червей. 7. Филогенетические взаимоотношения кольчатых червей. 8. Паразитические представители групп членистоногих, вредящие здоровью человека. 9. Постэмбриональное развитие насекомых с полным и неполным превращением. З оология позвоночных. 1. Система царства Животных. Происхождение животных. Роль в природе. 2. Основные группы Низших хордовых, особенности их в эволюции. 3. Промысел рыбы и рыборазведение. 4. Адаптация земноводных и пресмыкающихся к условиям обитания. 5. Основные группы домашних животных и их роль в жизни человека. 6. Геологическая истории и эволюция позвоночных. Генетика.
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля). А) основная литература 1. Грин Н. Стаут У. Тейлор Д. Биология : в 3 томах. М.: Мир, 1990. 2. Кемп Б. Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1986. 3. Мамонтов С.Г. Биология. М.: Высш. Школа, 1994. 4. Биология / Под ред. Н.П. Соколовой/. М.: Высш. Школа, 1994. 5. Пехов А.Г. Введение в биологию. М., 2001. 6. Ярыгин В.Н. и др. Биология. В 2 т. М.: Высш. Школа, 1999. Б) дополнительная литература 1. Методические рекомендации к лабораторным занятиям по зоологии беспозвоночных. Н.Новгород- 2005 г. Составитель: Л.Е. Сидорова.- 47с. 2. Задания для самостоятельной работы студентов на лабораторных занятиях по зоологии позвоночных. Н.Новгород- 2005г. Составители: В.М.Костюнин, Ж.А.Заморева.- 90 с. 3.Методические рекомендации к лабораторным занятиям по теории эволюции. Н.Новгород- 2003 г. Составители: Е.В. Варшав, С.Г. Ермилов. 4. Дегтярев А.И. Лабораторный и полевой практикум по генетике: Учеб. пособие для студентов биол. ф-тов пед. ин-тов. – Киев: Вища школа. Головное изд-во, 1979, - 288 с. 5. В.М. Константинов, С.П. Шаталова, В.Г. Бабенко и др. Лабораторный практикум по зоологии позвоночных: Учеб. пособие для студентов высш. учебн. заведений / под общей редакцией В.М. Константинова – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с. 6. Степанян Е.Н. и др. Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии животных: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Е.Н. Степанян, В.М. Душенков, В.В. Титова, Е.М. Алексахина. – М.: Просвещение, 1986. – 96 с. 7. Карташов Н.Н., Соколов В.Е., Шилов И.А. Практикум по зоологии позвоночных: Учеб. пособие для биол. спец. ун-тов. – М.: Высшая школа, 1981. – 320 с. 8. Методические рекомендации к лабораторным занятиям по гистологии с основами эмбриологии / Авт.-сост. К.Ф. Носова. – Н.Новгород: НГПУ, 1998. – 26 с. 9. Руководство к практическим занятиям по гистологии с основами эмбриологии (для студентов очного и заочного отделений биолого-геогрфических факультетов пед. ин-тов) / Авт.-сост. Е.С Шалдыбина, О.К. Тринклер, К.А. Львова, М.М. Суслова. – Горький, 1962. 1 0. Фролова Е.Н. и др. Практикум по зоологии беспозвоночных: Учеб. пособие для биол. спец. пед. ин-тов. / Е.Н. Фролова, Т.В. Щербина, Т.Н. Михина. – М.: Просвещение, 1985. – 231 с. 8. Материально- техническое обеспечение дисциплины (модуля).
Автор(ы)___________________________ Рецензент(ы)__________________________ Заведующий кафедрой_______________________ Программа одобрена на заседании Ученого совета НГПУ от ____________________________года протокол №_______________ Рейтинг- план по дисциплине «Биология» Направление «География», профиль подготовки «Рекреационная география и туризм», курс 1, семестр 2. Количество ЗЕ по плану 3. Количество часов по учебному плану 108, в т.ч. аудиторная работа 54 часа, самостоятельная работа 54 часа. Преподаватель: Романова Мария Владимировна, к.в.н. Кафедра: зоологии и общей биологии.
|
Рабочая программа дисциплины (модуля) гсэ. Б 05 Культурология Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина (модуль): дисциплины социального и общего гуманитарного цикла. Дисциплины, для... |
Рабочая программа дисциплины (модуля) Дисциплина «Землеведение» относится к базовой части профессионального цикла 2 и изучается в первом семестре |
||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Дисциплина «Возрастная анатомия и физиология» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла б-2 (курс по... |
Рабочая программа дисциплины (модуля) Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области возрастной анатомии, физиологии и гигиены |
||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области возрастной анатомии, физиологии и гигиены |
Рабочая программа дисциплины Целью освоения дисциплины (модуля) «Старославянский язык» является формирование у студентов знаний в области фонетики, графики, лексики,... |
||
Рабочая программа дисциплины (модуля) «Управление корпорациями» |
Рабочая программа дисциплины (модуля ) антропология направление подготовки 030300 «Психология» Целями освоения дисциплины «Антропология» являются общее знакомство с основными положениями и разделами антропологии |
||
Рабочая программа дисциплины (модуля) «Системы поддержки принятия решений» |
Рабочая программа дисциплины (модуля) история взаимодействия общества и природы Целью освоения дисциплины является формирование компетентности студентов в сфере развития экологических идей и представления о возрастании... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |