Рабочая программа дисциплины (модуля) Дисциплина Биология




Скачать 151.53 Kb.
Название Рабочая программа дисциплины (модуля) Дисциплина Биология
Дата публикации 01.06.2014
Размер 151.53 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Биология > Рабочая программа
Министерство образования и науки Российской федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет»

Факультет естественно-географический

УТВЕРЖДАЮ

И.о.ректора НГПУ

__________________Л.Е.Шапошников

«______»______________20____г.

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Дисциплина Биология
Направление подготовки География
Профиль подготовки «Рекреационная география и туризм»
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Форма обучения очная

Нижний Новгород 2011

1. Цели освоения дисциплины:

Формирование у студентов 1 курса сознательно- научного отношения к биологическим системам разного уровня, пониманию их эволюции в пространстве и времени, уникальности и неповторимости жизни как высшей ценности.
2. Место дисциплины в структуре ООП

Биология относится к вариативной части ООП. Биология исследует общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах: обмен веществ и энергии, размножение, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность и др.

В зависимости от объектов изучения в биологии можно выделить ряд направлений: вирусологию, микробиологию, ботанику, зоологию, антропологию и др. Эти науки исследуют особенности происхождения, строения, развития, жизнедеятельности, свойства, разнообразие и распространение на земном шаре каждого отдельного вида вирусов, бактерий, животных, растений и человека.

По структуре, свойствам и проявлениям индивидуальной жизни в биологии выделяют морфологию и анатомию, физиологию, генетику, биологию развития, эволюционное учение, экологию.

Химические реакции и физико-химические процессы в живых организмах, а также химический состав и физическую структуру биологических систем на всех уровнях их организации изучают биохимия и биофизика. Установить закономерности, незаметные при описании единичных процессов и явлений, позволяет биометрия.

Жизненные явления на молекулярном уровне изучает молекулярная биология; структуру и функции клеток, тканей и органов- цитология, гистология и анатомия; популяции и биологические особенности всех организмов, входящих в ее состав- популяционная генетика и экология; закономерности формирования, функционирования, , взаимосвязи и развития высших структурных уровней организации жизни на Земле до биосферы в целом- биогеоценология. Закономерности строения и функционирования, единые для всех организмов независимо от их систематического положения, разрабатывает общая биология.
3. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общенаучными компетенциями:

владением базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии, биологии, экологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в общей, физической и социально-экономической географии (ПК-2);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • фундаментальные биологические основы, обеспечивающие взаимоотношения живых систем с окружающей средой

  • гипотезы происхождения жизни

  • общую характеристику жизненных процессов в живом организме

  • основы понятия клеточного уровня организации жизни

  • механизмы передачи наследственной информации

  • систему животных, их этапы эволюции

  • механизмы видообразования

  • особенности всех основных таксонов животных, их роль в жизни человека

  • представлять место современного человека в системе гоминид, характеризовать этапы эволюции по ископаемым остаткам

уметь:

  • доказывать необходимость фундаментальных биологических знаний для формирования экологической культуры человека

  • использовать свои знания о разнообразии биологических систем в последующих курсах «Экология» и «Биогеография».

  • узнавать представителей царства Животные

  • характеризовать среду обитания по особенностям внешнего строения и функционирования

  • объяснять пути возникновения разнообразных адаптаций к среде обитания

  • давать эволюционную оценку существующему биологическому разнообразию

  • представлять положение человека как одного из биологических видов на Земле в системе животных, органического мира в целом

  • объяснять механизмы возникновения рас человека с позиций адаптогенеза, понимать биологическое и социальное в его эволюции

  • осознавать необходимость охраны биологического разнообразия как основы биологических ресурсов, прямую связь и зависимость судьбы человечества от этого


владеть:

- техникой работы с микроскопом

- методикой расчета модификационной изменчивости и решения генетических задач


4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов.




п\п

Разделы дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости и

промежуточной аттестации

лекции

практические

лабораторные

Самостоятельные


18

36




54

1

Биология- наука о живых организмах

1

1-2

2




4

6

Проверка отчетов по лабораторным работам, проверка конспектов учебной литературы

2

Биологическое разнообразие живых организмов. Животные как особый уровень организации жизни

1

3-8

3

6




9

Проверка рефератов, устный опрос

3

Таксономическое разнообразие растений и их эволюция

1

9

3

6




9

Проверка конспектов учебной литературы, устный опрос

4

Таксономическое разнообразие животных и их эволюция

1

10-14

3

6




9

Проверка рефератов, тестирование по темам

5

Механизмы эволюции живых систем

1

15

3

4

2

9

Проверка отчетов по лабораторным работам, устный опрос

6

Происхождение и эволюция человека

1

16-17

2

4




6

Проверка конспектов учебной литературы

7

Биологические ресурсы и охрана биоразнообразия

1

18

2

4




6

Коллоквиум


5. Образовательные технологии.

В учебном процессе используются объяснительно-иллюстративные технологии обучения, проблемно-диалоговые технологии, технология учебной дискуссии.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Темы рефератов.

Цитология и основы эмбриологии.

1. Биология - наука о жизни. Определение понятия жизнь. Жизнь как особая форма движения материи. Происхождение и начальные этапы развития жизни.

2. Общая характеристика жизненных процессов. Уровни организации жизни на Земле, их особенности.

3. Сходства и различия в строении клеток прокариот, растений и животных как доказательство единства их происхождения.

4. Гаметогенез у многоклеточных животных.

5. Партеногенез.

6. Гаметогенез и двойное оплодотворение у покрытосеменных растений.

7. Строение и функционирование важнейших систем органов- пищеварительной, дыхательной, выделительной.

8. Нервная и гуморальная регуляция функций. Кровь и кровообращение.

9. Строение и функционирование органов чувств. Нервная система. Головной мозг и высшая нервная деятельность. Работы И. М. Сеченова и И. П. Павлова в области изучения ВНД животных. Механизмы поведения животных.

Зоология беспозвоночных.

1. Биологическое разнообразие живых организмов как результат длительной эволюции. Генетическое, таксономическое и экологическое разнообразие.

2. Роль микроорганизмов в биогенном круговороте веществ на Земле.

3. Значение простейших для человека. Болезни, вызываемые ими. Редкие и охраняемые представители.

4. Многоклеточные животные. Гипотезы их происхождения.

5. Происхождение и филогенетические отношения кишечнополостных.

6.Происхождение плоских, круглых и кольчатых червей.

7. Филогенетические взаимоотношения кольчатых червей.

8. Паразитические представители групп членистоногих, вредящие здоровью человека.

9. Постэмбриональное развитие насекомых с полным и неполным превращением.

З


оология позвоночных.


1. Система царства Животных. Происхождение животных. Роль в природе.

2. Основные группы Низших хордовых, особенности их в эволюции.

3. Промысел рыбы и рыборазведение.

4. Адаптация земноводных и пресмыкающихся к условиям обитания.

5. Основные группы домашних животных и их роль в жизни человека.

6. Геологическая истории и эволюция позвоночных.
Генетика.

  1. Селекция растений.

  2. Методы генетики человека.

  3. Медицинская генетика.

  4. Генная инженерия.

  5. Генетические основы эволюции.


7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля).
А) основная литература
1. Грин Н. Стаут У. Тейлор Д. Биология : в 3 томах. М.: Мир, 1990.

2. Кемп Б. Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1986.

3. Мамонтов С.Г. Биология. М.: Высш. Школа, 1994.

4. Биология / Под ред. Н.П. Соколовой/. М.: Высш. Школа, 1994.

5. Пехов А.Г. Введение в биологию. М., 2001.

6. Ярыгин В.Н. и др. Биология. В 2 т. М.: Высш. Школа, 1999.
Б) дополнительная литература
1. Методические рекомендации к лабораторным занятиям по зоологии беспозвоночных. Н.Новгород- 2005 г. Составитель: Л.Е. Сидорова.- 47с.

2. Задания для самостоятельной работы студентов на лабораторных занятиях по зоологии позвоночных. Н.Новгород- 2005г. Составители: В.М.Костюнин, Ж.А.Заморева.- 90 с.

3.Методические рекомендации к лабораторным занятиям по теории эволюции. Н.Новгород- 2003 г. Составители: Е.В. Варшав, С.Г. Ермилов.

4. Дегтярев А.И. Лабораторный и полевой практикум по генетике: Учеб. пособие для студентов биол. ф-тов пед. ин-тов. – Киев: Вища школа. Головное изд-во, 1979, - 288 с.

5. В.М. Константинов, С.П. Шаталова, В.Г. Бабенко и др. Лабораторный практикум по зоологии позвоночных: Учеб. пособие для студентов высш. учебн. заведений / под общей редакцией В.М. Константинова – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.

6. Степанян Е.Н. и др. Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии животных: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Е.Н. Степанян, В.М. Душенков, В.В. Титова, Е.М. Алексахина. – М.: Просвещение, 1986. – 96 с.

7. Карташов Н.Н., Соколов В.Е., Шилов И.А. Практикум по зоологии позвоночных: Учеб. пособие для биол. спец. ун-тов. – М.: Высшая школа, 1981. – 320 с.

8. Методические рекомендации к лабораторным занятиям по гистологии с основами эмбриологии / Авт.-сост. К.Ф. Носова. – Н.Новгород: НГПУ, 1998. – 26 с.

9. Руководство к практическим занятиям по гистологии с основами эмбриологии (для студентов очного и заочного отделений биолого-геогрфических факультетов пед. ин-тов) / Авт.-сост. Е.С Шалдыбина, О.К. Тринклер, К.А. Львова, М.М. Суслова. – Горький, 1962.

1


0. Фролова Е.Н. и др. Практикум по зоологии беспозвоночных: Учеб. пособие для биол. спец. пед. ин-тов. / Е.Н. Фролова, Т.В. Щербина, Т.Н. Михина. – М.: Просвещение, 1985. – 231 с.

8. Материально- техническое обеспечение дисциплины (модуля).


  1. Лаборатория.

  2. Микроскопы

  3. Предметные и покровные стекла.

  4. Коллекции рыб, амфибий, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

  5. Коллекции беспозвоночных.

  6. Микропрепараты клеток и тканей животных.

  7. Коллекционный материал для проведения занятий по «Теории эволюции».

  8. Телевизор и видеомагнитофон.

  9. Коллекция видеофильмов.

Автор(ы)___________________________
Рецензент(ы)__________________________
Заведующий кафедрой_______________________


Программа одобрена на заседании Ученого совета НГПУ от

____________________________года протокол №_______________

Рейтинг- план по дисциплине «Биология»
Направление «География», профиль подготовки «Рекреационная география и туризм», курс 1, семестр 2.

Количество ЗЕ по плану 3.

Количество часов по учебному плану 108, в т.ч. аудиторная работа 54 часа, самостоятельная работа 54 часа.

Преподаватель: Романова Мария Владимировна, к.в.н.

Кафедра: зоологии и общей биологии.


Виды учебной деятельности студентов

Балл за конкретное задание

Число заданий за семестр

Баллы

Минимальный

Максимальный

ДЕ 1. Биология как наука о живых организмах.













Текущий контроль







20

29

1. Выполнение тестов (Тема «Клетка, как биологическая система»)

8

1

4

8

2. Сдача отчета по лабораторной работе («Химический состав клетки», «Модификационная изменчивость».)

7

2

8

14

3. Выполнение домашней контрольной работы по теме «Решение генетических задач».

7

1

4

7

4. Работа с учебной и справочной литературой (конспектирование, отбор материала по указанной теме).

7

1

4

7

ДЕ 2. Биологическое разнообразие живых организмов. Животные как особый уровень организации жизни













Текущий контроль







6

11

1. Подготовка реферата. Выступление с использованием технических средств и мультимедийной техники.

8

1

4

8

2. Устный ответ по теме.

3

1

2

3

ДЕ 3. Таксономическое разнообразие растений и их эволюция













Текущий контроль.







6

10

1. Устный ответ по теме.

3

1

2

3

2. Работа с учебной и справочной литературой (конспектирование, отбор материала по указанной теме).

7

1

4

7

ДЕ 4. Таксономическое разнообразие животных и их эволюция













Текущий контроль.







10

23

1. Подготовка реферата. Выступление с использованием технических средств и мультимедийной техники.

8

1

4

8

2. Выполнение тестов (Тема «Царство животные. Особенности строения и жизнедеятельности»).

8

1

4

8

3. Выполнение краткой письменной работы (Тема «Зоология беспозвоночных»).

4

1

2

4

ДЕ 5. Механизмы эволюции живых систем













Текущий контроль







6

10

1. Сдача отчета по лабораторной работе «Изменчивость у животных и растений»

7

1

4

7

2. Устный ответ по теме.

3

1

2

3

ДЕ 6. Происхождение и эволюция человека.













Текущий контроль







4

7

1. Работа с учебной и справочной литературой (конспектирование, отбор материала по указанной теме).

7

1

4

7

ДЕ 7. Биологические ресурсы и охрана биоразнообразия













Текущий контроль







3

6

1. Подготовка к коллоквиуму и участие в коллоквиуме.

6

1

3

6

Итого







55

100

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины (модуля) Дисциплина Биология icon Рабочая программа дисциплины (модуля) гсэ. Б 05 Культурология
Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина (модуль): дисциплины социального и общего гуманитарного цикла. Дисциплины, для...
Рабочая программа дисциплины (модуля) Дисциплина Биология icon Рабочая программа дисциплины (модуля)
Дисциплина «Землеведение» относится к базовой части профессионального цикла 2 и изучается в первом семестре
Рабочая программа дисциплины (модуля) Дисциплина Биология icon Рабочая программа дисциплины (модуля)
Дисциплина «Возрастная анатомия и физиология» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла б-2 (курс по...
Рабочая программа дисциплины (модуля) Дисциплина Биология icon Рабочая программа дисциплины (модуля)
Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области возрастной анатомии, физиологии и гигиены
Рабочая программа дисциплины (модуля) Дисциплина Биология icon Рабочая программа дисциплины (модуля)
Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области возрастной анатомии, физиологии и гигиены
Рабочая программа дисциплины (модуля) Дисциплина Биология icon Рабочая программа дисциплины
Целью освоения дисциплины (модуля) «Старославянский язык» является формирование у студентов знаний в области фонетики, графики, лексики,...
Рабочая программа дисциплины (модуля) Дисциплина Биология icon Рабочая программа дисциплины (модуля) «Управление корпорациями»

Рабочая программа дисциплины (модуля) Дисциплина Биология icon Рабочая программа дисциплины (модуля ) антропология направление подготовки 030300 «Психология»
Целями освоения дисциплины «Антропология» являются общее знакомство с основными положениями и разделами антропологии
Рабочая программа дисциплины (модуля) Дисциплина Биология icon Рабочая программа дисциплины (модуля) «Системы поддержки принятия решений»

Рабочая программа дисциплины (модуля) Дисциплина Биология icon Рабочая программа дисциплины (модуля) история взаимодействия общества и природы
Целью освоения дисциплины является формирование компетентности студентов в сфере развития экологических идей и представления о возрастании...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции