Рабочая программа дисциплины (модуля) Дисциплина Биология




Скачать 151.53 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины (модуля) Дисциплина Биология
Дата публикации01.06.2014
Размер151.53 Kb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Биология > Рабочая программа
Министерство образования и науки Российской федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет»

Факультет естественно-географический

УТВЕРЖДАЮ

И.о.ректора НГПУ

__________________Л.Е.Шапошников

«______»______________20____г.

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Дисциплина Биология
Направление подготовки География
Профиль подготовки «Рекреационная география и туризм»
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Форма обучения очная

Нижний Новгород 2011

1. Цели освоения дисциплины:

Формирование у студентов 1 курса сознательно- научного отношения к биологическим системам разного уровня, пониманию их эволюции в пространстве и времени, уникальности и неповторимости жизни как высшей ценности.
2. Место дисциплины в структуре ООП

Биология относится к вариативной части ООП. Биология исследует общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах: обмен веществ и энергии, размножение, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность и др.

В зависимости от объектов изучения в биологии можно выделить ряд направлений: вирусологию, микробиологию, ботанику, зоологию, антропологию и др. Эти науки исследуют особенности происхождения, строения, развития, жизнедеятельности, свойства, разнообразие и распространение на земном шаре каждого отдельного вида вирусов, бактерий, животных, растений и человека.

По структуре, свойствам и проявлениям индивидуальной жизни в биологии выделяют морфологию и анатомию, физиологию, генетику, биологию развития, эволюционное учение, экологию.

Химические реакции и физико-химические процессы в живых организмах, а также химический состав и физическую структуру биологических систем на всех уровнях их организации изучают биохимия и биофизика. Установить закономерности, незаметные при описании единичных процессов и явлений, позволяет биометрия.

Жизненные явления на молекулярном уровне изучает молекулярная биология; структуру и функции клеток, тканей и органов- цитология, гистология и анатомия; популяции и биологические особенности всех организмов, входящих в ее состав- популяционная генетика и экология; закономерности формирования, функционирования, , взаимосвязи и развития высших структурных уровней организации жизни на Земле до биосферы в целом- биогеоценология. Закономерности строения и функционирования, единые для всех организмов независимо от их систематического положения, разрабатывает общая биология.
3. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общенаучными компетенциями:

владением базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии, биологии, экологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в общей, физической и социально-экономической географии (ПК-2);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

    • фундаментальные биологические основы, обеспечивающие взаимоотношения живых систем с окружающей средой

    • гипотезы происхождения жизни

    • общую характеристику жизненных процессов в живом организме

    • основы понятия клеточного уровня организации жизни

    • механизмы передачи наследственной информации

    • систему животных, их этапы эволюции

    • механизмы видообразования

    • особенности всех основных таксонов животных, их роль в жизни человека

    • представлять место современного человека в системе гоминид, характеризовать этапы эволюции по ископаемым остаткам

уметь:

    • доказывать необходимость фундаментальных биологических знаний для формирования экологической культуры человека

    • использовать свои знания о разнообразии биологических систем в последующих курсах «Экология» и «Биогеография».

    • узнавать представителей царства Животные

    • характеризовать среду обитания по особенностям внешнего строения и функционирования

    • объяснять пути возникновения разнообразных адаптаций к среде обитания

    • давать эволюционную оценку существующему биологическому разнообразию

    • представлять положение человека как одного из биологических видов на Земле в системе животных, органического мира в целом

    • объяснять механизмы возникновения рас человека с позиций адаптогенеза, понимать биологическое и социальное в его эволюции

    • осознавать необходимость охраны биологического разнообразия как основы биологических ресурсов, прямую связь и зависимость судьбы человечества от этого


владеть:

- техникой работы с микроскопом

- методикой расчета модификационной изменчивости и решения генетических задач


4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов.




п\п

Разделы дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости и

промежуточной аттестации

лекции

практические

лабораторные

Самостоятельные


18

36




54

1

Биология- наука о живых организмах

1

1-2

2




4

6

Проверка отчетов по лабораторным работам, проверка конспектов учебной литературы

2

Биологическое разнообразие живых организмов. Животные как особый уровень организации жизни

1

3-8

3

6




9

Проверка рефератов, устный опрос

3

Таксономическое разнообразие растений и их эволюция

1

9

3

6




9

Проверка конспектов учебной литературы, устный опрос

4

Таксономическое разнообразие животных и их эволюция

1

10-14

3

6




9

Проверка рефератов, тестирование по темам

5

Механизмы эволюции живых систем

1

15

3

4

2

9

Проверка отчетов по лабораторным работам, устный опрос

6

Происхождение и эволюция человека

1

16-17

2

4




6

Проверка конспектов учебной литературы

7

Биологические ресурсы и охрана биоразнообразия

1

18

2

4




6

Коллоквиум


5. Образовательные технологии.

В учебном процессе используются объяснительно-иллюстративные технологии обучения, проблемно-диалоговые технологии, технология учебной дискуссии.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Темы рефератов.

Цитология и основы эмбриологии.

1. Биология - наука о жизни. Определение понятия жизнь. Жизнь как особая форма движения материи. Происхождение и начальные этапы развития жизни.

2. Общая характеристика жизненных процессов. Уровни организации жизни на Земле, их особенности.

3. Сходства и различия в строении клеток прокариот, растений и животных как доказательство единства их происхождения.

4. Гаметогенез у многоклеточных животных.

5. Партеногенез.

6. Гаметогенез и двойное оплодотворение у покрытосеменных растений.

7. Строение и функционирование важнейших систем органов- пищеварительной, дыхательной, выделительной.

8. Нервная и гуморальная регуляция функций. Кровь и кровообращение.

9. Строение и функционирование органов чувств. Нервная система. Головной мозг и высшая нервная деятельность. Работы И. М. Сеченова и И. П. Павлова в области изучения ВНД животных. Механизмы поведения животных.

Зоология беспозвоночных.

1. Биологическое разнообразие живых организмов как результат длительной эволюции. Генетическое, таксономическое и экологическое разнообразие.

2. Роль микроорганизмов в биогенном круговороте веществ на Земле.

3. Значение простейших для человека. Болезни, вызываемые ими. Редкие и охраняемые представители.

4. Многоклеточные животные. Гипотезы их происхождения.

5. Происхождение и филогенетические отношения кишечнополостных.

6.Происхождение плоских, круглых и кольчатых червей.

7. Филогенетические взаимоотношения кольчатых червей.

8. Паразитические представители групп членистоногих, вредящие здоровью человека.

9. Постэмбриональное развитие насекомых с полным и неполным превращением.

З


оология позвоночных.


1. Система царства Животных. Происхождение животных. Роль в природе.

2. Основные группы Низших хордовых, особенности их в эволюции.

3. Промысел рыбы и рыборазведение.

4. Адаптация земноводных и пресмыкающихся к условиям обитания.

5. Основные группы домашних животных и их роль в жизни человека.

6. Геологическая истории и эволюция позвоночных.
Генетика.

  1. Селекция растений.

  2. Методы генетики человека.

  3. Медицинская генетика.

  4. Генная инженерия.

  5. Генетические основы эволюции.


7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля).
А) основная литература
1. Грин Н. Стаут У. Тейлор Д. Биология : в 3 томах. М.: Мир, 1990.

2. Кемп Б. Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1986.

3. Мамонтов С.Г. Биология. М.: Высш. Школа, 1994.

4. Биология / Под ред. Н.П. Соколовой/. М.: Высш. Школа, 1994.

5. Пехов А.Г. Введение в биологию. М., 2001.

6. Ярыгин В.Н. и др. Биология. В 2 т. М.: Высш. Школа, 1999.
Б) дополнительная литература
1. Методические рекомендации к лабораторным занятиям по зоологии беспозвоночных. Н.Новгород- 2005 г. Составитель: Л.Е. Сидорова.- 47с.

2. Задания для самостоятельной работы студентов на лабораторных занятиях по зоологии позвоночных. Н.Новгород- 2005г. Составители: В.М.Костюнин, Ж.А.Заморева.- 90 с.

3.Методические рекомендации к лабораторным занятиям по теории эволюции. Н.Новгород- 2003 г. Составители: Е.В. Варшав, С.Г. Ермилов.

4. Дегтярев А.И. Лабораторный и полевой практикум по генетике: Учеб. пособие для студентов биол. ф-тов пед. ин-тов. – Киев: Вища школа. Головное изд-во, 1979, - 288 с.

5. В.М. Константинов, С.П. Шаталова, В.Г. Бабенко и др. Лабораторный практикум по зоологии позвоночных: Учеб. пособие для студентов высш. учебн. заведений / под общей редакцией В.М. Константинова – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.

6. Степанян Е.Н. и др. Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии животных: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Е.Н. Степанян, В.М. Душенков, В.В. Титова, Е.М. Алексахина. – М.: Просвещение, 1986. – 96 с.

7. Карташов Н.Н., Соколов В.Е., Шилов И.А. Практикум по зоологии позвоночных: Учеб. пособие для биол. спец. ун-тов. – М.: Высшая школа, 1981. – 320 с.

8. Методические рекомендации к лабораторным занятиям по гистологии с основами эмбриологии / Авт.-сост. К.Ф. Носова. – Н.Новгород: НГПУ, 1998. – 26 с.

9. Руководство к практическим занятиям по гистологии с основами эмбриологии (для студентов очного и заочного отделений биолого-геогрфических факультетов пед. ин-тов) / Авт.-сост. Е.С Шалдыбина, О.К. Тринклер, К.А. Львова, М.М. Суслова. – Горький, 1962.

1


0. Фролова Е.Н. и др. Практикум по зоологии беспозвоночных: Учеб. пособие для биол. спец. пед. ин-тов. / Е.Н. Фролова, Т.В. Щербина, Т.Н. Михина. – М.: Просвещение, 1985. – 231 с.

8. Материально- техническое обеспечение дисциплины (модуля).


  1. Лаборатория.

  2. Микроскопы

  3. Предметные и покровные стекла.

  4. Коллекции рыб, амфибий, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

  5. Коллекции беспозвоночных.

  6. Микропрепараты клеток и тканей животных.

  7. Коллекционный материал для проведения занятий по «Теории эволюции».

  8. Телевизор и видеомагнитофон.

  9. Коллекция видеофильмов.

Автор(ы)___________________________
Рецензент(ы)__________________________
Заведующий кафедрой_______________________


Программа одобрена на заседании Ученого совета НГПУ от

____________________________года протокол №_______________

Рейтинг- план по дисциплине «Биология»
Направление «География», профиль подготовки «Рекреационная география и туризм», курс 1, семестр 2.

Количество ЗЕ по плану 3.

Количество часов по учебному плану 108, в т.ч. аудиторная работа 54 часа, самостоятельная работа 54 часа.

Преподаватель: Романова Мария Владимировна, к.в.н.

Кафедра: зоологии и общей биологии.


Виды учебной деятельности студентов

Балл за конкретное задание

Число заданий за семестр

Баллы

Минимальный

Максимальный

ДЕ 1. Биология как наука о живых организмах.













Текущий контроль







20

29

1. Выполнение тестов (Тема «Клетка, как биологическая система»)

8

1

4

8

2. Сдача отчета по лабораторной работе («Химический состав клетки», «Модификационная изменчивость».)

7

2

8

14

3. Выполнение домашней контрольной работы по теме «Решение генетических задач».

7

1

4

7

4. Работа с учебной и справочной литературой (конспектирование, отбор материала по указанной теме).

7

1

4

7

ДЕ 2. Биологическое разнообразие живых организмов. Животные как особый уровень организации жизни













Текущий контроль







6

11

1. Подготовка реферата. Выступление с использованием технических средств и мультимедийной техники.

8

1

4

8

2. Устный ответ по теме.

3

1

2

3

ДЕ 3. Таксономическое разнообразие растений и их эволюция













Текущий контроль.







6

10

1. Устный ответ по теме.

3

1

2

3

2. Работа с учебной и справочной литературой (конспектирование, отбор материала по указанной теме).

7

1

4

7

ДЕ 4. Таксономическое разнообразие животных и их эволюция













Текущий контроль.







10

23

1. Подготовка реферата. Выступление с использованием технических средств и мультимедийной техники.

8

1

4

8

2. Выполнение тестов (Тема «Царство животные. Особенности строения и жизнедеятельности»).

8

1

4

8

3. Выполнение краткой письменной работы (Тема «Зоология беспозвоночных»).

4

1

2

4

ДЕ 5. Механизмы эволюции живых систем













Текущий контроль







6

10

1. Сдача отчета по лабораторной работе «Изменчивость у животных и растений»

7

1

4

7

2. Устный ответ по теме.

3

1

2

3

ДЕ 6. Происхождение и эволюция человека.













Текущий контроль







4

7

1. Работа с учебной и справочной литературой (конспектирование, отбор материала по указанной теме).

7

1

4

7

ДЕ 7. Биологические ресурсы и охрана биоразнообразия













Текущий контроль







3

6

1. Подготовка к коллоквиуму и участие в коллоквиуме.

6

1

3

6

Итого







55

100

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины (модуля) Дисциплина Биология iconРабочая программа дисциплины (модуля) гсэ. Б 05 Культурология
Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина (модуль): дисциплины социального и общего гуманитарного цикла. Дисциплины, для...

Рабочая программа дисциплины (модуля) Дисциплина Биология iconРабочая программа дисциплины (модуля)
Дисциплина «Землеведение» относится к базовой части профессионального цикла 2 и изучается в первом семестре

Рабочая программа дисциплины (модуля) Дисциплина Биология iconРабочая программа дисциплины (модуля)
Дисциплина «Возрастная анатомия и физиология» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла б-2 (курс по...

Рабочая программа дисциплины (модуля) Дисциплина Биология iconРабочая программа дисциплины (модуля)
Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области возрастной анатомии, физиологии и гигиены

Рабочая программа дисциплины (модуля) Дисциплина Биология iconРабочая программа дисциплины (модуля)
Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области возрастной анатомии, физиологии и гигиены

Рабочая программа дисциплины (модуля) Дисциплина Биология iconРабочая программа дисциплины
Целью освоения дисциплины (модуля) «Старославянский язык» является формирование у студентов знаний в области фонетики, графики, лексики,...

Рабочая программа дисциплины (модуля) Дисциплина Биология iconРабочая программа дисциплины (модуля) «Управление корпорациями»

Рабочая программа дисциплины (модуля) Дисциплина Биология iconРабочая программа дисциплины (модуля ) антропология направление подготовки 030300 «Психология»
Целями освоения дисциплины «Антропология» являются общее знакомство с основными положениями и разделами антропологии

Рабочая программа дисциплины (модуля) Дисциплина Биология iconРабочая программа дисциплины (модуля) «Системы поддержки принятия решений»

Рабочая программа дисциплины (модуля) Дисциплина Биология iconРабочая программа дисциплины (модуля) история взаимодействия общества и природы
Целью освоения дисциплины является формирование компетентности студентов в сфере развития экологических идей и представления о возрастании...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции