Конкурсная научная работа




Скачать 0.66 Mb.
Название Конкурсная научная работа
страница 1/4
Дата публикации 02.10.2014
Размер 0.66 Mb.
Тип Конкурс
literature-edu.ru > Лекции > Конкурс
  1   2   3   4
Федеральное агентство по образованию

ДЕВИЗ критическое мышление

КОНКУРСНАЯ НАУЧНАЯ РАБОТА
Развитие критического мышления у студентов-дизайнеров
45 – Педагогика и методика преподавания дисциплин

2009


Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..…....3

Раздел 1. Теоретические основы развития критического мышления студентов…..5

1.1 Анализ подходов к сущностному пониманию критического мышления в отечественных и зарубежных исследованиях…………………………………..……5

1.2 Генезис проблемы развития критического мышления студентов……….…..11

1.3 Основные теоретические положения технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» ………………………………………………….15

Раздел 2. Применение технологии развития критического мышления в обучении студентов в области дизайна…………………………………………………………19

2.1Технология развития критического мышления студентов как система приемов и стратегий обучения………………………………………………………………....19

2.2 Развитие критического мышления студентов в процессе преподавания специальных дисциплин……………………………………………………………...26

2.3 Проектирование занятий по цветоведению с использованием технологии развития критического мышления………………………………………………..…..33

Заключение…………………………………………………………………………......39

Список литературы………………………………………………………………….....41


Введение
Высокие темпы развития общества, стремительно меняющиеся требования к выпускнику учебных заведений, большой объем информации, необходимый для усвоения вынуждают использовать в образовании различные методы активного обучения, которые стимулируют познавательную деятельность студентов. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» констатируется факт ускорения темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору, в связи с чем особую важность приобретает формирование современного мышления у молодого поколения (самостоятельного принятия ответственных решений в ситуациях выбора, прогнозирования их возможных последствий). А этого невозможно добиться без развития критического мышления у студентов.

Идея культивирования критического мышления как гуманистической ценности огромной социальной, личностной и профессиональной значимости нашла отражение в образовательных программах многих стран мира. Такое понимание роли критического мышления, с одной стороны, говорит об актуальности и перспективности данной проблемы, с другой - о необходимости целенаправленного его формирования и совершенствования на всех этапах обучения. В связи с особенностями современной ситуации в России становится актуальной проблема развития критического мышления студентов.

Увеличение количества выпускников образовательных учреждений, желающих получить высшее художественно-конструкторское образование или заниматься профессиональной художественно-конструкторской деятельностью, привело к тому, что учреждения общего и среднего профессионального образования не готовы способствовать этому, что выражается в отсутствии программ, направленных на развитие качеств и компонентов мышления в художественно-конструкторской деятельности.

Для настоящего времени характерны недостаточная теоретическая и методологическая разработанность проблемы развития мышления студентов в художественно-конструкторской деятельности.

Целью данной работы является исследование критического мышления студентов как педагогического феномена, проектирование занятий по цветоведению с использованием технологии развития критического мышления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть актуальность развития критического мышления студентов как развивающихся, активно познающих мир людей;

  • проанализировать и систематизировать подходы к сущностному пониманию критического мышления в отечественных и зарубежных исследованиях;

  • раскрыть сущность технологии развития критического мышления через чтение и письмо и возможности её использования на занятиях по цветоведению;

  • спроектировать занятия по цветоведению с использованием технологии развития критического мышления.

Объект исследования - процесс развития критического мышления студентов на занятиях по цветоведению.

Предмет исследования - деятельность педагога и студентов, направленная на развитие критического мышления на занятиях цветоведения.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней:

  • предложена модель учебного занятия по цветоведению, направленная на развитие критического мышления студентов;

  • продемонстрирована возможность использования технологии «развития критического мышления через чтение и письмо» на занятиях по цветоведению.

Практическая значимость заключается в том, что:

  • опыт использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо на занятиях по дизайну интерьера (цветоведение) может быть учтен при проектировании, как целых курсов, так и отдельных учебных занятий, направленных на развитие критического мышления студентов;

  • разработанный проект занятий может быть использован как на практических занятиях по предмету, так и для организации самостоятельной работы студентов.

Методы исследования. В ходе исследования в соответствии с его целью и задачами проводился теоретический анализ и синтез педагогической, психологической, методической литературы, применялись методы моделирования, анализ, синтез, обобщение массовой практики и передового отечественного и зарубежного опыта.

Раздел 1 Теоретические основы развития критического мышления студентов


  1. Анализ подходов к сущностному пониманию критического мышления в отечественных и зарубежных исследованиях


С 80-х годов в США, а в европейский странах с 90-х годов, развитие критического мышления стало одной из основных целей образования. Проведенный обзор и анализ зарубежных исследований по проблеме критического мышления дает основание сделать вывод о личностной и социальной значимости данного феномена и приоритетности его развития в образовании многих стран мира.

Последнее десятилетие понятие "критическое мышление", как результат интеграции нескольких наук, прочно вошло в терминологию психологических, педагогических и социологических исследований и стало одной из дисциплин некоторых вузов стран Европы и США.

Так, А.В.Тягло, преподаватель курса "Критическое мышление" в Харьковском институте управления, убежден, что критическое мышление - одно из средств решения проблемы демократизации, это, по его мнению, современный раздел "науки рассуждать", вытекающей из философского сознания "неизбывности заблуждений и ошибок в человеческом познании" [45].

По справедливому замечанию Н.В.Муштавинский, "критическое мышление - это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией, встречаясь с которыми учащиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, видеть разные точки зрения, делать выводы" [32, 35].

Так, Р. Эннис и Э.Норрис характеризуют критическое мышление как "рассудительное", т.е. основанное на правильных, логических суждениях, которые приводят к лучшим выводам, верным заключениям. Как и Д. Дьюи, они называют критическое мышление "рефлективным", обращенным на процесс рассуждения и его проверку, как-сознательный поиск несуразности и противоречия. Для К. Поппера - это мышление "рациональное", для Д.Джонсона - "здравое". Р.Пол определяет критическое мышление как "ясное", "точное", "аккуратное", "конкретное", "глубокое", "непредвзятое". С.Брукфилд считает его "эмоциональным", "рациональным", "скептическим" и в то же время "позитивным", "продуктивным", "активным". Д. Клустер называет его "социальным", т.к. в конечном итоге любой критический мыслитель работает в иском сообществе и решает более широкие задачи, нежели конструирование собственной личности; "индивидуальным" (хотя не обязательно оригинальным), т.к. люди должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самим отвечать на любые сложные вопросы; "самостоятельным", т.к. каждый формирует свои убеждения и оценки независимо от остальных, делая это исключительно для самого себя. С.И. Векслер определяет критическое мышление как "поэтапное", "преемственное", "корректное", Д.Курфис - как "направленное", "обоснованное", "логичное", "последовательное", Мур - как "обдуманное", "взвешенное", А.В.Бутенко называет его "правильным" (т.е. "логичным") и "рефлексивным".

Называть критическое мышление рефлексивным есть определенные основания. В философии вопрос об отношении рефлексии и мышления трактовался неоднозначно. Г.Ф. Гегель называл рефлексию "движущей силой развития, внутренней формой самосознания и саморазвития". И.Кант считал, что рефлексия устанавливает источники познания. Р. Декарт определял рефлексию как способность индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от внешнего, телесного. К.Маркс и Ф. Энгельс трактовали рефлексию как осознание предметно-практического отношения человека к миру [46]. Современные словари дают следующее определение рефлексии:

  1. размышление, полное сомнений и противоречий;

  2. самонаблюдение, самопознание, самоанализ, самооценка;

3) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов [38].

«Рефлексия - родовое понятие для той интеллектуальной и эмоциональной деятельности, в которой индивидуум осмысливает свой опыт с целью прийти к новому пониманию и ценностным отношениям»[39]. Она включает в себя построение умозаключении, обобщений, аналогий, сопоставлений, оценок, переживаний, решение проблем. Связь критического мышления с рефлексией отмечали СЛ.Рубинштейн, Н.А.Менчинская, А.З.Зак, Е.Г.Горшунова, А.В.Тягло, С.Ю.Степанов, И.Н.Семенов, В.А.Попков, А.В.Бутенко, Д.Халперн, Р.Эннис, Э.Норрис.

Анализ высказываний по данному вопросу позволяет сделать вывод, что единая позиция учеными не выработана: одни исследователи ставят знак равенства между понятиями «критическое мышление» и «рефлексия» (Д.Дьюи); другие считают критическое мышление одним из видов рефлексии (А.В.Тягло); С.Брукфилд вводит понятие «критическая рефлексия»; И.Н.Семенов и С.Л.Степанов - «интеллектуальная рефлексия»;

В.А.Попков – «критически рефлексивный стиль мышления». А.В.Бутенко, Р.Эннис, Э.Норрис считают, что рефлексия - составная часть критического мышления.

Не существует единой точки зрения и по проблеме отношений между критическим и творческим мышлением. По убеждению американского ученого М.Липмана, эти два вида - связанные части комплексного мышления высшего порядка. Критическому мышлению присущи элементы творческого, а творческому - критического. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания приобретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным [20]. Курфис называет открытие, на которое выходит исследование с помощью интерпретации, - творческой фазой критического мышления. Е.Г.Горшунова считает критическое мышление одним из видов творчества, поскольку его конечная цель (выдвижение гипотез, подбор аргументов, выход на новые способы решения задачи и т.д.) всегда конструктивна [13]. «Критическое мышление - это, прежде всего, творческое мышление, - считает А.И.Нафтульев, - так как оно созвучно идеям развивающегося обучения, где в первую очередь надо "учить мыслить", "мыслить о смысле", "мыслить о своем мышлении»[6].

Противоположную точку зрения высказывает и доказывает американский психолог Г. Линдсей. Творческое мышление, по его мнению, это мышление, результатом которого является открытие совершенно нового знания или усовершенствование решения знакомой задачи, а критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения и усовершенствования. Творческое мышление направлено на создание нового знания и генерацию оригинальных идей, а критическое мышление выявляет недостатки и дефекты. Для эффективного решения задач и поисков выхода из жизненных ситуаций необходимы оба вида мышления, т.к. при чрезмерной стимуляции творческой деятельности способность критически мыслить может остаться неразвитой и наоборот: критическое мышление может затруднять протекание творческого процесса. Если человеком высказывается собственная идея, то он сам должен ее сразу же критически осмыслить. Если оригинальная новая мысль высказана кем-то другим, то наряду с ее критикой необходимо обязательно предлагать свою идею. Таким образом, чтобы воспитать свободную нравственную личность, необходимо, прежде всего, стремиться формировать и развивать интеллектуальные умения, критическое и творческое мышление.

Критическое мышление позволяет человеку анализировать информацию, отбирать нужные факты, логически их осмысливать, делать выводы и обобщения, позволяет не верить слепо авторитетам, а формировать собственную точку зрения на различные социальные, культурные, политические и прочие явления жизни. Творческое мышление помогает человеку прогнозировать развитие тех или иных явлений, событий, генерировать собственные идеи, искать аргументы в подтверждение своей позиции, «экстраполировать» полученные знания на новые ситуации, явления, строить мысленные эксперименты и т.д. Развитие критического и творческого мышления у студентов должно стать базисом, основой целеполагания в области воспитания и образования личности молодого человека. Именно в этом сущность развивающего обучения.

Несмотря на столь широкий спектр представлений о критическом мышлении, его цели, структура, область применения, функции, условия развития не определены четко, строго и окончательно. В научных публикациях названных выше исследователей выделяются следующие специфические цели критического мышления:

- изучение ситуации, информации или проблемы с выходом на гипотезу;

- оценка адекватности, эффективности этапов и результатов мыслительной деятельности;

- выявление основательности возможных вариантов;

- обнаружение достоинств, выявление и исправление недостатков;

- познание и раскрытие противоречий, ошибок, возникающих в ходе деятельности и преодоление их;

- отбор дополнительного материала для убедительного опровержения или подтверждения гипотез;

- контроль за выполняемой деятельностью;

- обнаружение альтернатив решения проблем;

- разрушение привычных стереотипов мышления, общепринятых взглядов;

- стимулирование выдвижения новых идей;

- уточнение зоны поиска новой информации для более быстрого и экономного решения проблемы;

- развитие организационных и коммуникативных способностей личности;

- поиск наиболее эффективных способов добывания знаний и решения проблем;

- проверка правильности, подлинности суждений, т.е. приближение к истине;

- улучшение себя (собственного мышление и поведения) и окружающего мира.

Изучая феномен критического мышления, ученые обращают внимание на такой аспект проблемы, как функции критического мышления. Исследователи (С.Л.Рубинштейн, Б.В.Зейгарник, С.И.Векслер, О.Ф.Керимов, В.М.Синельников, С.Брукфилд, С.А.Король) говорят о регулятивной и оценочной функциях критического мышления (умениях обдуманно действовать и исправлять свои действия в соответствии с объективными условиями). Функция инициации проявляется, по мнению О.Ф.Керимова, при обнаружении и исправлении познавательного противоречия. Э. де Боно, Л.В.Славин, С.Л.Король указывают, что критическое мышление стимулирует потребность в новых знаниях, умениях, а также выдвижении новых гипотез, интерес к самостоятельным исследованиям, способам решения задач. Суть корректирующей функции - рациональный экономический отбор необходимого материала, суждение границ поиска новой информации. Прогнозирующая и моделирующая функции проявляются как ориентировка на будущее, на перспективы, на создание модели действий и результатов (А.Б.Брушлинский, С.Л.Король, С.Брукфилд).

О составе критического мышления, его элементах, которые легче всего наблюдать и оценивать, писали С.И.Векслер, А.В.Бутенко, Л.М.Матюшкин, С.А.Король, С. Брукфилд, К.Пониер, Д.Рассел. Последний исследователь определяет следующие структурные компоненты критического мышления: установка, владение фактами, ряд навыков мышления. О.Ф.Керимов выделяет три компонента в структуре критичности: 1) когнитивный, обнаруживающий себя в познавательном противоречии, в частичном несоответствии поступающей информации знаниям и ожиданиям субъекта; 2) поведенческий, включающий в себя внешнее проявление критичности; 3) аффективно-чувственный, выражающий себя в эмоции сомнения [22]. По С.И.Векслеру, структура критического мышления состоит из четырех элементов. Первый элемент - оценка, данная на основании анализа особенностей явления, выделения в нем существенного. Она может быть положительной и отрицательной. Однако иногда в положительной оценке могут быть указания на отдельные недостатки или наоборот, в отрицательной оценке - указания на некоторые достоинства. В этом проявляется диалектический характер оценки. Второй элемент - обоснование оценки, выдвижение доводов, из которых она вытекает. Третий элемент - те общие начала знаний, позиции, которые определяют отношение к предметам и явлениям, взгляды, которыми руководствуются в процессе оценки. Четвертый элемент - предложение по усовершенствованию [8]. С.Брукфилд называет в качестве элементов критического мышления: 1) идентификацию и испытание допущений; 2) испытание контекста, условий, обстоятельств; 3) моделирование и исследование альтернатив; 4) поиск и проверка способов мышления; 5) формирование рефлексивного скептицизма, сомнений [48]. Л.М.Матюшкин и С.Л.Король говорят о предвосхищении и прогнозировании, корректировке, проверке и контроле; К.Поппер - о разборе (медленном исследовании, сравнении) и опровержении; Д. Дьюи - об обязательной задержке окончательного суждения, вывода.

Л.В.Бутенко выделяет следующие компоненты критического мышления:

1) нахождение логических ошибок в высказывании; 2) задавание вопросов для прояснения смысла; 3) анализ аргументов на правильность; 4) различение наблюдения и интерпретации; 5) оценку надежности источника информации; 6) поиск альтернатив [6].

Рассматривая критическое мышление как одно из качеств мышления, отечественные и зарубежные ученые отмечают, что оно проявляется в ряде интеллектуальных умений. Б.М.Теплов, А.И.Липкина, Л.А.Рыбак, В.М.Синелышков связывают критическое мышление с умениями строго и правильно оценивать работу мысли, поведения людей; обнаруживать ошибки; смотреть на свое решение как на возможный ход, понимать его относительность; определять истинность и целесообразность знаний, которые человек применяет; обдуманно действовать, проверяя и исправляя свои действия в соответствии с объективными условиями. Г. Линдсей, К.Халл, Р.Томпсон под критическим мышлением понимают комплекс следующих умений: наблюдать, описывать, сравнивать, оценивать, соизмерять, ассоциировать, прогнозировать, заключать, определять, применять, классифицировать, принимать решение, открывать закономерности, доказывать, корректировать, обсуждать [26,47]. На наш взгляд, в классификации этих ученых имеют место мыслительные операции, характерные не только для критического, но и для других видов мышления.

Критическое мышление, как считает В.Л.Попков, "предполагает в своей основе сформированность у человека умений и навыков, рефлексивно-оценочной деятельности, возникшей одновременно с человеком, постоянно развивающейся и имеющей для него жизненно важное значение" [34]. Л.В.Тягло выделяет умения критического мышления, которые целесообразно формировать, начиная с младшей ступени обучения: умения анализировать содержательные и логические аспекты информации, выявлять степень соответствия различных утверждений принципу достаточного основания, использовать антитезу логической несообразности и т. д. «Список умений» этого ученого, но нашему убеждению, сужен, т.к. отражает только логический аспект критического мышления.

М. Липман выделяет 30 умений критического мышления, многие из которых дублируются; в других констатируются не умения, а знания (знание правил стандартизации, знание основных законов логики). Мы считаем, что только небольшая часть умений отвечает задачам развития критического мышления: умения оценивать различные точки зрения по определенным критериям, мыслить альтернативно, определять согласованность суждений и их противоречия).

А.В. Бутенко называет 32 умения критически мыслить. Этот перечень также, по нашему мнению, «страдает перегрузкой», а некоторые пункты совпадают с классификацией М.Липмана и Р.Пола (умения оценивать ценности, ставить вопросы, делать вывод из посылки и т. д.). Вызывает сомнение возможность проверки такого умения, как «соотносить идеалы с реальной действительностью».

Предлагая столь объемные «списки» умений критического мышления, исследователи, на наш взгляд, необоснованно расширили рамки изучаемой проблемы, включая знания, которыми обладает человек, его личные качества, установки, убеждения, уровень интеллекта, культуры мышления.

Завершив анализ различных аспектов в области исследований критического мышления, можно заметить, что они формировались и развивались в режиме преемственности и дополнения друг к другу. Каждое исследование открывает новый ракурс проблемы критического мышления, и все они интересны своими фактами, формулировками, основаниями, вопросами, предложенными к обсуждению.

На основе корректировки и синтеза подходов к проблеме критического мышления в исследованиях отечественных и зарубежных ученых мы определили свое понимание критического мышления как продуктивного мышления, проявляющегося в специальных умениях и качествах личности и предполагающего осуществление анализа, оценки, проверки объектов мышления с целью поиска истины, оптимальных путей решения проблем, улучшения собственного мышления.

Таким образом, в отечественных и зарубежных исследованиях последних десятилетий достаточно разнопланово и многоаспектно рассматривается проблема критического мышления, а существующие современные дефиниции критического мышления характеризуются отсутствием четких разграничении различных видов мышления, смешением разнородных определений.
1.2 Генезис проблемы развития критического мышления у студентов
Рассмотрение проблемы развития критического мышления необходимо начать с определения ключевых понятий «критика» и «мышление».

"Kritike (греч.) - искусство разбирать, судить, способ духовной деятельности, основная задача которого состоит в том, чтобы дать целостную оценку" - такое определение мы находим в "Словаре иностранных слов и выражений" [38].

Критика выступает как постоянный и непрерывный социальный процесс, направленный на преодоление трудностей, разрешение противоречий, исправления недостатков, популяризации нового, передового, лучшего, поскольку сложная и противоречивая действительность всегда давала и дает людям повод для критических суждений и выводов,. «Критика есть действительная человеческая деятельность индивидуумов, являющихся активными членами общества, которые, как люди, страдают, чувствуют, мыслят и действуют» [46].

Формами критики являются критический подход, критический анализ, критическая оценка, критическое отношение, критическое высказывание и т.д. Каждая из них обладает относительной самостоятельностью, но в то же время они интегрируются в понятие «критика». Развитие критики определяется степенью сознательности и культуры граждан, заданным целями, позициями и установками, с которыми она ведется. В социологии различают три типа критики: обывателя, интеллигента, профессионала.

Критика обывателя (низший уровень) - дилетантская. Это критика ради критики, ради победы. Она однобока, необъективна, эмоциональна, в ней нарушены законы логики, часто она переходит в критиканство, порожденное противоречием между потребностью критиковать и отсутствием развитых способностей, знаний, умений.

Критика интеллигента (средний уровень) - это умение воспринимать конструктивную критику, сочетать критическое и творческое мышление, способность к активному, раскованному, плюралистическому мышлению. В этом случае критика ведется ради истины.

Критика специалиста (высокий уровень) конструктивна и продуктивна. Ошибки и недостатки не только критикуются, но и выясняются их причины, вносятся конкретные предложения по их исправлению. Компетентный специалист способен быстро среди множества решений выбрать правильное, аргументировано опровергнуть ошибочные суждения, задать конкретные вопросы, сделать необходимые выводы и предложения. Критика профессионала в узком аспекте более компетентна и объективна, чем критика интеллигента.

«Критика - одна из важнейших способностей человека, предохраняющая его от последствий заблуждений и ошибок», - считал И.Кант [21]. Конструктивно-критический подход должен исходить не из той реальности, которую желательно видеть, а из той, которая есть со всеми ее плюсами и минусами, достоинствами и недостатками. Он несовместим ни с практикой всеобщего восхищения, ни с философией очернительства, ни с тотальным негативизмом.

Критика с позиций логики - это мыслительная операция, направленная на процесс аргументации. Различают две формы критики: явную (указание на конкретные недостатки) и неявную (скептическая оценка позиций оппонента без конкретного указания на недостатки). По направленности явная критика может быть трех видов.

1. Деструктивная, цель которой – критика тезиса, аргументов и демонстрации. Высшая степень деструктивной критики - негативная, беспощадная, отрицающая все и вся.

2. Конструктивная, т.е. обоснование оппонентом собственного тезиса путем четкого, развернутого его представления и подбора максимального количества аргументов. Эта критика созидательная, предлагающая конкретные способы решения проблем, преодоления заблуждений и противоречий.

3. Смешанная, сочетающая деструктивный и конструктивный подходы. Она всегда толерантна, позитивна, творчески действенна.

В "Словаре русского языка" мы находим такие определения критики:

Критика - 1) обсуждение, разбор чего-либо с целью обнаружить достоинства и выправить недостатки; 2) исследование, научная проверка правильности, подлинности чего-либо; 3) особый литературный жанр, посвященный разбору какого-либо произведения искусства, науки и др.

Слова «критический», «критичный» и «критичность» производные от слова «критика». «Критический» - содержащий в себе критику или способный к критике. «Критичный» - то же, что и «критический». «Критичность» - свойство по значению прилагательного «критичный» [39]. Таким образом, критическое мышление - это мышление, содержащее критику или способное к критике.

Философский энциклопедический словарь дает определение мышления «как высшей формы активного отражения объективной реальности, состоящей в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий».

Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. С одной стороны, в русском языке «критическое» ассоциируется с чем-то негативным, отвергающим. Таким образом, многих критическое мышление предполагает спор, дискуссию, конфликт. С другой стороны, некоторые объединяют в единое целое понятия «критическое мышление» и «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление» и т.д. Хотя термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л.С. Выготский, в профессиональном языке педагогов-практиков в России это понятие стало употребляться сравнительно недавно.[9]

Джуди А. Браус и Девид Вуд определяют критическое мышление как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критики пытаются понять и осознать свое собственное «я», быть объективными, логичными, пытаются понять другие точки зрения. Критическое мышление, по их мнению, это поиск здравого смысла - как рассудить объективно и поступить логично с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений; умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.[6]

Дайана Халперн обращает внимание на определение Б. Рассела, сформулированное им в 1960 году: «Критическое мышление» - это процесс оценки или категоризации в терминах ранее приобретенных базовых знаний… оно включает в себя установку плюс владение фактами плюс ряд навыков мышления». Сама Дайана Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» таким образом: «…Использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Другое определение - направленное мышление».

Авторы технологии развития критического мышления через чтение и письмо Ч.Темпл, К.Мередит, Д.Стил убеждены, что мыслить критически - означает проявлять любознательность, использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. «Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, выработку точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами. Критическое мышление - это не отдельный навык, а сочетание многих умений».[41]

Согласно работам современных педагогов и психологов критическое мышление определяется как «разумное, рефлексивное» мышление (Дж. А. Браус, Д.Вуд) [36], которое позволяет объективно рассуждать, логично поступать в соответствии со здравым смыслом, дает возможность посмотреть на вещи с разных точек зрения и отказаться от собственных предубеждений, прийти к новым возможностям решения проблемы. Важность знания фактов, законов, исторических дат и событий не вызывает сомнения, но не менее важным становится умение осмысленно работать с информацией, умение выделять в ней основные идеи, видеть связь между ними, отбирать необходимую и отвергать неверную информацию, т.е., анализировать и оценивать ее. Только такой подход может подготовить студентов к их будущей практической деятельности в стремительно изменяющемся мире. В лаконичном и ёмком понимании А.А.Смирнова «мышление является особого рода деятельностью, направляемой целями, задачами, мотивами познания, включающей в себя многообразие умственных действий и операций, способов и приёмов достижения намеченных познавательных целей, поисков решения познавательных задач» [40].

Психология изучает мышление как актуальную деятельность субъекта, мотивированную потребностями и направленную на цели, которые имеют личную значимость. Существуют два подхода к определению сущности мышления. В работах Л.В. Брушлинского, П.Я.Гальперина, Р.М.Матюшкина, С.Л.Рубинштейна, О.К.Тихомирова, А.А.Смирнова и др. отечественных психологов, а также в исследованиях зарубежных ученых (А.Бине, Д.Дьюи) разрабатывались представления о мышлении как процессе решений мыслительных задач в условиях проблемной ситуации, который состоит из нескольких этапов.

А.Бине, создавший теорию интеллекта, выделял три этапа мышления: целеполагание (что делать и как достичь), адаптивность (стратегия выполнения, сохранения, приспосабливаемости), оценка (быть критичным относительно своих мыслей и действии).

Существенный вклад в развитие данной проблемы внес Д.Дьюи, который писал, что «начало мышления находится в каком-либо затруднении, смущении или сомнении». Следующей степенью, по его убеждению, является мысль о каком-либо выходе, образовании плана или проекта. Третья ступень - предположение, которое заключает в себе переход от того, что дано, к тому, что отсутствует. Наличие большего количества взаимоисключающих предположений является одним из факторов развития мышления. Четвертая ступень - вскрытие скрытых связей между какой-нибудь идеей или проблемой. Этот «диалектический» процесс называется рассуждением или мышлением в понятиях. Пятая ступень - это экспериментальное подтверждение или проверка идеи [15].

По теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина, первый этап мотивационный: постановка и усвоение задачи; второй - знакомство со знаниями и связанными с ними действиями; третий - формирование действий с осознанием всех операций; четвертый - осуществление действий в плане устной и письменной речи; пятый - рефлективный, переход во внутреннюю, обобщенную речь [12]

Изучая генезис развития проблемы критического мышления в философских, социологических, психолого-педагогических аспектах можно увидеть в них близкий смысл определений критического мышления. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценивания, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.
1.3 Основные теоретические положения технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Гуманизация образования, расширяющееся информационное поле, которое надо критически осмыслить, требуют интенсификации процесса обучения, использования новых технологий, которые давали бы ключ к поиску, анализу, исследованию, творческой переработке учебного материала.

Одной из таких технологий является американская технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо" (READING AND WRITING FOR CRITICAL), разработанная в середине 90-х годов американскими преподавателями (Дженни Д. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльз Темпл и Скотт Уолтер), которая стала популярной в образовательных учреждениях 18 стран мира, в том числе с 1997 года - в России. В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а так же сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической. Технология развития критического мышления через чтение и письмо - это целая система, которая формирует навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она развивает качества гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие, формирует базовые навыки человека, открытого информационного пространства.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо - это интерактивная технология, которая имеет свои цели:

- использование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек формирование зрения, альтернативности применяемых решений;

- развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, мобильность, самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности;

- развитие аналитического критического мышления: учить обучающихся выделять причинно-следственные связи, рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся, отвергать ненужную или неверную информацию, выделять ошибки в рассуждениях, избегать категоричности в утверждениях, быть честным в своих рассуждениях, определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам, подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи, отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом;

-формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;

- запуск механизма самообразования и самоорганизации, стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо-это технология надпредметная, она может быть использована в любых программе и предмете.

Основу данной технологии составляет базовая модель трех стадий «вызов - реализация (осмысление) - рефлексия (размышление)», которая позволяет самостоятельно определять студентам цели обучения, осуществлять активный поиск информации и размышлять о том, что они узнали.

На стадии вызова (evocation) в сознании учащихся происходит процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая форма работы, участие студентов в образовательном процессе активизируется, формируется познавательный интерес. Результатом данных процессов является самостоятельное определение ими цели дальнейшей учебной деятельности.

На стадии осмысления (realization) учащийся вступает в непосредственный контакт с новой информацией - носителем новых идей. Происходит ее систематизация. Студент получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения уже известной и новой информации и выработки собственных умозаключений. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов преподаватель помогает учащимся отслеживать процесс собственного понимания новых идей.

Стадия рефлексии (reflection) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственное представление с тем, что бы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания и формирование на его основе своего аргументированного представления об изучаемом объекте. Анализ студентами развития и эффективности собственных мыслительных операций составляет сущность данного этапа.

В ходе работы по такой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли четко, понятно для других, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Д. Клустер выделил пять характеристик критического мышления:

Во - первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное.

Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения не зависимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер.

Во - вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически, как иногда говорят, «трудно думать с пустой головой». Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья» - фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций.

В - третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Человеческие существа любознательны по своей природе. Мы замечаем что-то новое – и хотим узнать, что это такое. Мы видим некую достопримечательность - и нам уже хочется проникнуть внутрь. Однако подлинный познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремление познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей. «Следовательно, - заключает Джон Бин, - сложность обучения критическому мышлению состоит от части в том, чтобы помочь обучающимся разглядеть бесконечное многообразие окружающих нас проблем».

В - четвертых, критическое мышление стремиться к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также осознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональное прочих.

И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими, - или, как пишет философ Хана Арендт, «совершенство может быть достигнуть только в чьем - то присутствии».

Все пять пунктов этого определения критического мышления могут воплощаться в различных видах учебной деятельности, но наилучшим из них - как для учителей, так и для учащихся - является письменная работа.

На письме процесс мышления становится видимым и, следовательно, доступным для учителя. Пишущий всегда активен. Он всегда мыслит самостоятельно и пользуется при этом всем имеющимся у него багажом знаний. Он выстраивает достойную аргументацию для подкрепления своего мнения.

Хорошая письменная работа содержит в себе поиск решения некой проблемы и предлагает найденный ответ читателям. Кроме того, оно по природе своей носит социальный характер, так как пишущий всегда ориентируется на читателя.

Развитие критического мышления студентов также осуществляется через устную и письменную речевую деятельность при анализе художественных и публицистических материалов, критических статей в процессе овладения предметными знаниями и умениями. Наибольшими возможностями для развития личностных качеств и интеллектуальных умений, входящих в когнитивный компонент критического мышления обладают тексты, т.к. они предполагают формирование ценностных ориентаций в единстве идейного содержания и композиционных, художественно-стилевых особенностей.

Формы урока в развитии критического мышления через чтение и письмо отличаются от уроков в традиционном обучении. Обучающиеся становятся главными действующими лицами урока. Они думают, вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, пишут, читают, обсуждают прочитанное. Учащиеся работают в динамических парах и группах. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. При работе по модели «Зигзаг» группа делиться на четверки, у каждого студента номер от 1-го до 4-го. После этого раздаются тексты статьи, над которой предстоит работать. Коротко обсуждается название темы, объявляется, что к концу урока каждый должен разобраться со своей частью текста, а остальные помогут ему понять другие три члена группы по очереди. После этого, все первые номера объединяются для работы над своим отрывком, то же делают вторые, третьи и четвертые. Таким образом, каждая группа работает над своей частью текста. Студенту надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Роль педагога – в основном координирующая. Распространенным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Рисунки, модели, схемы, диаграммы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, демонстрируют ход мыслей. Процесс мышления становится видимым, наглядным.

На данном этапе сформулированы основные теоретические положения технологии развития критического мышления:

  • Критическое мышление является необходимой характеристикой современного специалиста.

  • Критическое мышление можно целенаправленно формировать в образовательном процессе. Стихийно оно может быть сформировано, но гораздо более поздние сроки и, как правило, уже после вуза.

  • Критическое мышление позволяет не только замечать противоречия, недостатки, пробелы в информации, но и взвешенно анализировать разнообразные источники, осмысливать собственную позицию, владеть разнообразными стратегиями работы с информацией и решения проблемных ситуаций.

  • На психологическом уровне критическое мышление развивается при активном совместном целеполагании, при активном критическом восприятии материала, при актуализации рефлексии.

  • На философском уровне критическое мышление подразумевает владение разнообразными стратегиями интерпретации текста, принятия факта принципиально «уязвимости» любой теории, факта многополярности мира.

  • С точки зрения преподавателя критическое мышление требует осмысленности в использовании различных методов работы (оценивания и т.д.).

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурсная научная работа icon Конкурсная работа на тему: «Фольклор и традиции моего села»
...
Конкурсная научная работа icon Конкурсная работа (эссе) на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа» пст. Нижняя Омра Троицко-Печорского района Республики...
Конкурсная научная работа icon Конкурс научно-исследовательских работ «Целина,как забытая песня» конкурсная работа
Во всех зонах нарушались севообороты и правила агротехники. Новшеством стало культивирование пропашных бобовых культур. Снизилось...
Конкурсная научная работа icon Научная работа по теме: «Создание и просмотр электронных документов»
Сокращение расхода бумаги благотворно сказывается на сбережении природных ресурсов и уменьшении загрязнения окружающей среды. Поэтому...
Конкурсная научная работа icon Итоги выполнения государственного задания на оказание государственной...
Методическое пособие к программе «Дзолюк» «Ознакомление дошкольников с коми культурой средствами музейной педагогики» 4 п л. Авторы:...
Конкурсная научная работа icon План реферата Введение Религиозная концепция Научная концепция нло заключение Список литературы
С тех пор одни концепции сменяли другие, исчезали старые религии, на их место приходили новые, с другими взглядами на данный вопрос....
Конкурсная научная работа icon Научная работа по информатике на тему: «Применение электронных таблиц в экономических расчётах»
Электронные таблицы используются во всех сферах человеческой деятельности, но особо широко используются для проведения экономических...
Конкурсная научная работа icon Порядок ведения и оформления тетрадей по русскому языку и литературе
Например: Проверочная работа. Самостоятельная работа. Контрольная работа. Работа над ошибками. Изложение. Сочинение
Конкурсная научная работа icon Конкурсная документация
Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (на 2015 год), включая доставку по указанному Заказчиком адресу (в пределах г. Москвы)...
Конкурсная научная работа icon Конкурсная документация
Беларуси и России, посвященного Дню единения народов Беларуси и России 2 апреля 2013 года
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции