Конец IV – начало V веков… Какие лики! Какая пластика!




Скачать 151.95 Kb.
Название Конец IV – начало V веков… Какие лики! Какая пластика!
Дата публикации 21.05.2014
Размер 151.95 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы

Часть 2

Конец IV – начало V веков… Какие лики! Какая пластика!

Сколько жизни во всем, даже в облачении!

Св. бессребренник Косьма

Св. бессребренник Дамиан

В конхе апсиды церкви сохранилась сильно пострадавшая фреска Вознесения IX века. Смотреть на этот показательный образец периода иконоборчества страшно…

Арка Галерия

Продолжив прогулку по самому центру Салоников, на углу оживленных улиц Эрму и Аристотелус, мы неожиданно оказались в мужском монастыре преподобной Федоры Солунской (Фессалоникийской). Всего лишь ворота, обыкновенные ворота, разделяют шумный город и это красивое тихое пространство, где течет источник со святой водой и в кадках растут цветы. При входе в храм, по левую руку - небольшой притвор с мощами Св. Феодоры, по правую – притвор с мощами Преподобного Давида Солунского. Жития обоих повсюду на стенах храма в виде прекрасных, подробных, легко читаемых фресок.








Давид Солунский и царь Давид

«Святой Давид Солунский жил на рубеже V-VI вв. Земной ангел и небес­ный человек, он рано оставил родину, Месопотамию, и все земные привязанности, чтобы взять свой крест и сле­довать за Господом. Он стал монахом в Фессалонике, в мо­настыре Святых Феодора и Меркурия. Преподобный Давид усмирял желания плоти непре­рывными подвижническими трудами. Он шел по пути по­стижения добродетели, опираясь на размышления над Свя­щенным Писанием и житиями святых.

Особое его восхищение вызывали святые столпники Си­меон Ветхий, Симеон Дивногорец, Даниил, Патапий и другие. Ревностно желая подражать им, прп. Давид стал жить на мин­дальном дереве, росшем по правую сторону от церкви, устроив на ветвях новый невиданным столп. Так он сделал себя по­зорищем для мира, для Ангелов и человеков (1 Кор 4,9). Подвиж­ник терпеливо переносил лю­бую погоду: и порывы ветра, и солнечный зной, и потоки дождя, и зимний снег, и холод. У него даже не было той проч­ной опоры, которую имели свя­тые, подвизавшиеся на столпе. Прп. Давиду приходилось все время держаться за свою вет­ку — он стал подобен птице, которая денно и нощно воз­носит ко Господу сладостные звуки непрерывных молитв и славословий.

Ученики преподобного Давида, благочестивые и усердные в делах добродетели, умоляли его спуститься с ветки, чтобы настав­лять их в основах иноческой жизни. Но святой отвечал, что сойдет с дерева не раньше, чем через три года, когда получит от Господа знамение. По истечении этого срока прп. Дави­ду явился Ангел и возвестил, что его небесная жизнь была угодна Богу, а теперь настало время спуститься и удалиться в келью в ожидании иной миссии. Святой рассказал об этом видении ученикам, и они приготовили ему новое жилище — крошечную хижину. Тогда в присутствии митрополита Солунского Дорофея и многочисленных священников преподобный Давид сошел с дерева. Они отслужили Божественную литургию, затем святой удалился в затвор при общем духовном ликова­нии и благодарственных песнопениях.

Прп. Давид непрестанно молился, ни на что не отвлекаясь, и стяжал еще большую благодать и милость у Бога. Однажды ночью воины, которые несли службу на городских стенах, уви­дели, что из окна кельи святого вырывается пламя. Наутро они пришли к нему и с изумлением увидели, что келья не­вредима, а человек Божий жив и здоров. Это чудо повторя­лось часто, и весь город мог свидетельствовать о нем. Один из жителей, Палладий, многократно присутствовавший при удивительном явлении, говорил: «Если Господь дарует Сво­им служителям такую славу, то что же Он уготовал им в буду­щем веке, когда их лица будут сиять подобно солнцу?» И он ушел в Египет, чтобы стать монахом.

Божественная слава, которую преподобный Давид созерцал, да­ровала ему силу изгонять бесов. Он также возвращал зрение слепым и исцелял всякую болезнь, призывая имя Христово, так что весь город почитал его своим Ангелом-Хранителем.

В это время орды славян и аваров, уже заполонившие и разо­рившие почти всю Македонию, угрожали городу Сирмию, ко­торый был резиденцией префекта Иллирика. Тогда префект написал митрополиту Солунскому Аристиду, прося его отпра­вить с посольством к императору Юстиниану какого-нибудь добродетельного человека, чтобы умолить последнего пере­нести резиденцию префекта в Фессалонику, окруженную не­приступными для варваров стенами. Епископ собрал знатных людей и духовенство, и все они в один голос воскликнули, что только святой отшельник Давид может быть их достойным представителем перед императором. Преподобный, ссылаясь на преклонный возраст, сначала отказался, но затем, вспом­нив о посещении Ангела, подчинился. Он предсказал, что умрет по возвращении, за несколько стадий до своей кельи.

Когда подвижник вышел из кельи, горожане, увидев его, простерлись на земле: волосы и борода покрывали его с голо­вы до пят, а лик, подобный лику праотца Авраама, излучал си­яние славы. Вместе с двумя учениками он отплыл Констан­тинополь, но когда они прибыли, императора не оказалось во дворце, и святого приняла императрица Феодора. Она про­сила его молиться о спасении империи и города. Когда импе­ратор Юстиниан вернулся и узнал, что при дворе находится некий человек Божий, он собрал сенат, чтобы выслушать его просьбу. Тогда прп. Давид взял голыми руками раскаленные угли, возложил на них фимиам и кадил перед императором и всем сенатом около часа, причем руки его нисколько не бы­ли обожжены. Император был поражен и милостиво принял прошение митрополита, принесенное прп. Давидом. Он согла­сился перенести в Фессалонику резиденцию префекта Иллирика (535) и отправил святого на родину с большими почестями.



Когда корабль приближался к Солунскому маяку, отку­да уже был виден монастырь прп. Давида, святой возвестил ученикам, что настал его час. Обменявшись с ними поцелу­ем мира, он вознес последнюю молитву Господу и предал Ему свою блаженную душу (540). Хотя дул сильный ветер, корабль остановился. Повсюду распространилось благоуха­ние и послышались небесные голоса. Когда видение исчез­ло, корабль снова поплыл. Митрополит и все жители горо­да встретили святого на берегу и, согласно последней волей подвижника, похоронили в монастыре.

Через сто пятьдесят лет игумен обители, желая взять ча­стичку мощей святого, приказал открыть его могилу, но ле­жащий на ней камень разбился на тысячу кусочков. Через тридцать лет следующий игумен сумел поднять гроб и обрел святые мощи прп. Давида нетленными. В 1222 г., во времена латинского владычества, святыня была перенесена в италь­янский город Павию и возвращена в Фессалонику в 1978 г. На протяжении столетий от мощей прп. Давида происхо­дят многочисленные чудеса».

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Вот, какому святому человеку Божию мы сподобились поклониться в тихой обители посреди бурлящих жизнью Салоников...

Преподобный отче Давиде, моли Бога о нас!

Феодора Солунская (ок. 812, Эгина — 29 августа 892, Салоники)

 Память преподобной Феодоры Солунской

21 января по ст.ст. / 3 февраля по н.ст.



Житие в изложении святителя Димитрия Ростовского:


«Преподобная Феодора происходила от благочестивых родителей - христиан, Антония и Хрисанофы, живших на острове Эгине. Эта благочестивая чета жила в то время, когда святая Церковь была волнуема ересью иконоборческою, в царствование императора Михаила. Но благочестивые супруги не были смущены учением иконоборческим, а как светильники сияли своим правоверием. От таких-то благочестивых родителей и происходила преподобная Феодора. По достижении совершенного возраста, Феодора вступила в брак; вскоре у нее родилась дочь. По случаю нашествия неприятелей, молодые супруги переселились в Солунь.

Когда дочь Феодоры достигла совершенного возраста, преподобная Феодора посвятила ее на служение Богу в одном из солунских монастырей; а потом, по смерти мужа своего, и сама поселилась в том монастыре, приняв здесь сан иноческий.

Живя в монастыре, преподобная Феодора проводила строго-подвижническую жизнь. Укрепляемая благодатью Божьею, она трудами послушания и смирения своего, постом и молитвою столь угодила Господу, что совершала чудеса не только при жизни, но и по смерти своей. Так, когда по преставлении преподобной, скончалась игуменья обители той и когда полагали тело ее близ гроба святой Феодоры, то совершилось великое чудо: преподобная Феодора, как живая, подвинулась вместе с гробом своим, как бы уступая место своей начальнице и показывая свое смирение даже и по смерти. Все, видевшие это чудо, пришли в ужас и громко взывали:

- Господи помилуй!

От святых мощей преподобной Феодоры истекло благовонное миро, которым творились многие чудеса: бесы изгонялись, слепые прозирали и многие больные получали исцеления от недугов своих во славу Христа Бога нашего».

Похвальное слово в честь Феодоры было написано в XIV веке и Николаем Кавасилой.



Гробница Феодоры стала источником чудотворений и до сих пор привлекает множество паломников. Вот и мы, милостью Божией, смогли поклониться мощам св. Феодоры Солунской, которые ныне хранятся в серебряной раке в ее монастыре.

А затем отправились в последнее место нашего паломничества по Салоникам - храм св. великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя этого удивительного города.



«Великомученик Димитрий родился в городе Солуни в Греции (иначе – Фессалоники, ныне – Салоники) в правление нечестивых царей-богоборцев Диоклетиана и Максимиана.

Родители его, тайные христиане, долго не имели детей. Они усердно молили Господа о даровании им наследника. Всемилостивый Господь внял их молитвам и даровал им сына, которого они назвали Димитрием. Когда отрок подрос, они, призвав священника, тайно крестили его в своем потаенном домашнем храме и постоянно наставляли в вере.

Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области.

Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.

Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий — христианин.

Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу.

Как в светлом чертоге святой Димитрий сидел в темнице, хваля и прославляя Бога.

Дьявол, желая устрашить святого, обратился в скорпиона и хотел ужалить его в ногу. Осенив себя крестным знамением, святой безбоязненно растоптал нападавшего. Также он сподобился посещения Ангела Божьего, принесшего ему мир и ободрившего его перед страданиями.

В это время нечестивый Максимиан развлекал себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов гордый и надменный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов.

Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и испросил у него благословения на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов.



Гибель Лия сильно опечалила Максимиана, и он тотчас приказал казнить блаженного Нестора. Но эта казнь не утешила злочестивца, а когда он узнал, что святой Нестор поразил злодея Лия по совету и благословению святого Димитрия, он разозлился еще сильнее и возгорелся желанием отомстить за гибель любимого борца.

Ранним утром 26 октября 306 года в темницу вошли воины. Они застали святого стоящим на молитве и тут же пронзили его копьями. Так исповедник Христов, святой Димитрий, перешел в вечные светлые обители. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле.

Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Когда слух об этом дошел до Максимиана, император приказал ему тоже отрубить  голову.

В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, в котором совершалось множество чудес и исцелений. А через сто лет один иллирийский вельможа по имени Леонтий, получив в том храме исцеление от тяжкого, неизлечимого недуга, захотел в знак благодарности построить новый величественный храм.

При разборке старого храма были обретены нетленные мощи. Из них истекало благовонное миро, так что весь город наполнился благоуханием. От прикосновения к мощам и помазания святым миром совершались чудеса и исцеления. Намного позднее, в XIV веке Димитрий Хризолог напишет: миро “по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ… Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом”. По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.

Когда Леонтий отправлялся на родину, он взял с собой плащаницу, обагренную кровью святого, с помощью которой он чудесно перешел через встретившуюся ему на пути волнующуюся и многоводную реку.

Вернувшись в Иллирию, Леонтий построил и там храм во имя святого великомученика Димитрия, и там тоже творились чудеса: правитель Иллирии получил исцеление от струпьев и гноя, покрывавших его тело, множество бесновавшихся и недужных навсегда исцелились.

В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене и, поразив копьем, сбросил со стены первого из неприятелей, который поднялся на стену. Падая, тот увлек за собой других наступавших, и 100-тысячное войско осаждавших в ужасе обратилось в бегство. Но спустя некоторое время неприятель опомнился и снова осадил город.

В это время некий благочестивый житель Солуни по имени Иллюстрий горячо молился в храме святого великомученика Димитрия об избавления города от врагов. И вдруг он увидел двух ангелов, вошедших в храм и направившихся ко гробу святого. Вышедшему им навстречу великомученику ангелы возвестили Божие повеление оставить город, ибо Богу было угодно предать Солунь в руки врага. Святой Димитрий смиренно ответил, что не покинет родного города, умоляя милосердие Божие пощадить городских жителей, после чего он возвратился в свою гробницу.

Утром Иллюстрий рассказал о видении своим согражданам, чем очень их ободрил и обрадовал. На седьмой день осады враги без всякой видимой причины обратились в бегство, побросав свои палатки и метательные орудия.

Но в результате осады оказались уничтоженными все хлебные запасы, и в городе начался голод. Святой несколько раз являлся на кораблях, плававших по морю, обходил пристани и острова, повелевая повсюду кораблям с пшеницей плыть в Солунь. Так город был спасен от голода.

Когда благочестивый царь Юстиниан выстроил в Константинополе новый великолепный храм во имя Софии Премудрости Божией на месте сгоревшего старого, он послал в Солунь благочестивых мужей, чтобы они доставили оттуда часть мощей великомученика Димитрия. Когда посланники приблизились к ковчегу, оттуда вырвался столп пламени, и из огня послышался грозный голос, запрещавший прикасаться к мощам.

Однажды юноша по имени Онисифор, исполнявший послушания в солунском храме, по научению дьявола придумал красть свечи, возжигаемые у раки с мощами, и вновь продавать их, присваивая вырученные деньги себе. Святой Димитрий явился во сне Онисифору и с величайшим снисхождением обличил его.

Это произвело впечатление на юношу, но ненадолго. Вскоре он опять вернулся к прежнему занятию. И вот, когда он в очередной раз протянул руку к свечам, из гроба раздался громогласный голос: «Опять ты делаешь это?!» Юноша упал на землю и лежал, пока его не подняли, после чего он рассказал присутствовавшим о своей греховной страсти и об обличениях святого Димитрия и покаялся.

Житие святого Димитрия повествует также, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.

Так две прекрасные девицы, попав в плен и получив повеление от иноземного князя вышить образ святого Димитрия (князь-язычник много слышал о чудесах святого и хотел поклониться его изображению, словно идолу). Когда утомленные девицы заснули за работой, они были чудесным образом перенесены вместе с вышитым ими образом в солунский храм, где как раз совершалось бдение в честь праздника святого Димитрия. Проснувшиеся девицы прославили Бога, а образ был поставлен над алтарем.

Множество чудес совершил святой великомученик Димитрий и в нашем Отечестве.

По предуказанию Божьему его имя в самых древних русских летописях упомянуто прежде, чем другие имена святых: преподобный Нестор летописец рассказывает, что греки, побежденные великим князем Олегом под Константинополем в 907 г. приписывали свое поражение не храбрости славян, а заступничеству за них их покровителя святого Димитрия.

Об особом почитании святого Димитрия среди славян свидетельствует такой выдающийся факт: первым сочинением на славянском языке святых равноапостольных Мефодия и Кирилла после создания ими славянской азбуки был «Канон Димитрию Солунскому».

Этот канон считается отправным местом в рождении великой славянской литературы.

Сербы и болгары с древнейших времен почитают великомученика Димитрия как покровителя славян, называют «отечестволюбцем» славянских народов, связывая это со славянским происхождением святого, а в старинных русских сказаниях святой Димитрий предстает русским по происхождению.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси.

Русские издревле старались приобрести хоть малейшие частички от мощей, одежды, миро или даже персти от гроба святого Димитрия. Поэтому во всех древних русских монастырях и храмах среди частиц мощей различных святых почти непременно находится часть мощей или миро от святого великомученика Димитрия.

В начале 70-х годов XI столетия основан Дмитриевский монастырь в Киеве, известный впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. В XII веке воздвигнут Дмитриевский собор во Владимире, который и доныне является украшением этого древнего города. В 80-х годах XIII столетия святой благоверный князь Даниил Московский воздвиг храм во имя святого великомученика Димитрия, который стал первым каменным храмом Московского Кремля. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте был воздвигнут Успенский собор с приделом Димитрия Солунского.



В 1197 году была перенесена из Солуни во Владимир великим князем Всеволодом Юрьевичем икона святого великомученика Димитрия, написанная на гробовой доске святого, и это событие было внесено как праздник в древние святцы.

Эта чудотворная икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире, а накануне Куликовской битвы в 1380 году была торжественно перенесена в Москву как великая святыня святым благоверным князем Димитрием Донским и поставлена в Успенском соборе Московского Кремля.

Одним из ценнейших изображений святого Димитрия является также фреска на столпе Успенского собора во Владимире, написанная преподобным Андреем Рублевым.

В древней Руси день святого великомученика Димитрия был в числе больших праздников; службу обыкновенно совершал сам Патриарх в присутствии Государя.

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в воинских доспехах, с копьем и мечем в руках. На свитке писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу в видении Иллюстрия: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей – с ними и я спасен буду, если погубишь – с ними и я погибну».

Об особом почитании на Руси святого Димитрия свидетельствует и традиция русских князей называть своих первенцев его именем. Так было у Ярослава I, Юрия Долгорукого, Александра Невского, Иоанна II, Иоанна Грозного, Алексея Михайловича. Святой благоверный великий князь Димитрий Донской был ревностным почитателем святого Димитрия.

Предстательством святого великомученика Димитрия Солунского Мироточивого и молитвенным ходатайством преподобного чудотворца Сергия Радонежского русскими воинами была одержана важнейшая в истории нашего Отечества победа над иноверной татаро-монгольской ордой и началось собирание Земли Русской.

После победы в Куликовской битве в память о русских воинах, павших в сражении с Мамаем, была установлена для общецерковного поминовения Дмитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена 20 октября 1380 года в Троицком монастыре преподобным Сергием Радонежским в присутствии святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Эта церковная традиция жива и по сей день».

Источник: http://www.pravmir.ru/nash-zashhitnik-velikomuchenik-dimitrij-solunskij/






Киворий для раки с мощами святого Димитрия (расположен в левом нефе базилики)

Под алтарем сохранилась крипта, куда был заточен св. Димитрий, и где он принял мученическую смерть. Справа от алтаря вниз по лестнице спускаемся в катакомбы и попадаем в восстановленную часть первой базилики, которая была построена на месте гибели св. великомученика Димитрия Солунского.



Отец Димитрий Св. великомученик Димитрий Солунский

Такие иконки можно купить в храме

Помолившись и поклонившись великой святыне, во 2-й половине дня мы отправились в Верию. Это место связано с именем первоверховного апостола Павла, проповедовавшего здесь Христа, после того как его с учеником Силой, одним из семидесяти апостолов, изгнали из Неаполя, Филипп и Салоников.

А вот в Верии апостолов встретили доброжелательно, и кто знает, может быть, жители этого города услышали богодухновенные слова апостола Павла к фессалоникийцам: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите»…

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конец IV – начало V веков… Какие лики! Какая пластика! icon Календарно тематическое планирование 1о класс учебник Ю. В. Лебедева...
Введение. Русская литература и русская история на рубеже веков (конец XVIII – начало XIX века)
Конец IV – начало V веков… Какие лики! Какая пластика! icon Рабочая программа к учебнику Н. В. Загладина «Всеобщая история. Конец XIX- начало XXI в.»
Рабочая программа к учебнику Н. В. Загладина «Всеобщая история. Конец xix— начало XXI в.» разработана на основе
Конец IV – начало V веков… Какие лики! Какая пластика! icon Открытый урок литературы в 11 классе
Цель и задачи урока: на основе анализа лирических произведений и жизненного опыта «учащихся» ответить на вопрос, какие лики любви...
Конец IV – начало V веков… Какие лики! Какая пластика! icon «Серебряный век» русской поэзии (конец XIX – начало XX века)
Другие поэтические течения. Сатиристическая и крестьянская поэзия, конструктивизм, поэты не входившие в общепризнанные школы 26
Конец IV – начало V веков… Какие лики! Какая пластика! icon Начало формы Конец формы План сочинения егэ по русскому языку
Во вступлении недопустим пересказ содержания текста. Объем вступления – 1-3 предложения
Конец IV – начало V веков… Какие лики! Какая пластика! icon Начало формы Конец формы Карен Прайор. Не рычите на собаку! О дрессировке...
Отучение: как использовать подкрепление, чтобы избавиться от нежелательного поведения
Конец IV – начало V веков… Какие лики! Какая пластика! icon I. Походы и плавания русских мореходов в IX-XVII вв
Военно-морского устава [22]. Начало «биографии» ботика — «дедушки русского флота» [23]. Начало строительства «потешного» флота на...
Конец IV – начало V веков… Какие лики! Какая пластика! icon Сгрийверс Йооп Как быть крысой. Искусство интриг и выживания па работе
Как крыса «прогрызает» себе путь, на каком языке общается, какие приемы использует? Ответы на эти и множество других вопросов вы...
Конец IV – начало V веков… Какие лики! Какая пластика! icon Книга "Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви" посвящена...
Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. М.: Олимп; ООО "Фирма "Издательство act", 1998. 496с.; ил. Isbn 5-7390-0761-5...
Конец IV – начало V веков… Какие лики! Какая пластика! icon Учебное пособие по курсу «Русский язык и культура речи» для специальности «Международный туризм»
Определите, какая часть содержания текста легко переводится в графическую форму, а какая – не поддается такой трансформации. Попробуйте...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции