Программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»




Скачать 165.35 Kb.
Название Программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»
Дата публикации 16.05.2014
Размер 165.35 Kb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Литература > Программа
Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией М.В. Черкезовой, 8-е издание, М. «Дрофа» 2012. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки учеников, учебно-методическое обеспечение, материально-техническое и информационно-техническое обеспечение, календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цели обучения

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

- развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 7 классе предполагается обучение в объёме 70 часов.

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Учебно-тематический план

Гайсиной Альбины Агляметдиновны

по литературе на 2013-2014 учебный год

План составлен согласно Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г.№1089).

Предмет

Класс

Всего кол-во часов

Кол-во часов в неделю

Количество

Автор учебника,

год издания

Внекл.чтение

Развитие речи



Литера

тура

7(а,б,в)

70

2

1

4

Под ред. проф М.В. Черкезовой. Литература. –М.: Дрофа,2012


Содержание тем учебного курса

О роли книги. Подготовка к сочинению о прочитанных летом книгах. Требования к сочинению - 2 ч

Древнерусская литература – 2 ч

«Повесть временных лет» (фрагмент «Смерть Олега от своего коня»). Поучительный характер древнерусской литературы. Основные темы (тема русской земли, ее созидание и укрепление, борьба с врагами за независимость) и жанры древнерусской литературы (летопись, слово, житие, хождение). Значение древнерусской литературы. Влияние древнерусской литературы на литературу последующего времени.

Нестор и его летопись «Повесть «временных лет». Исторические события и их отражение в летописи. Роль устных преданий в «Повести временных лет». Нравственные проблемы в «Повести временных лет». Летопись и ее значение в культурной жизни народа.

Литература XIX века – 35 ч

И.А.Крылов. Басни. «Волк на псарне»
В. А. Жуковский. Рассказ о поэте. Баллада «Светлана»

«Море». Символическая многогранность, философская глубина образа морской стихии. Совершенство художественных средств, своеобразие композиционного решения.

А. С. Пушкин. Рассказ о писателе.
«Песнь о вещем Олеге». Сопоставление с текстом летописи (конкретизация черт, при-сущих кудеснику). Нравственная проблематика произведения. Образ кудесника как прообраз пушкинского идеала поэта (правдивость, не-подкупность, знание высшей правды). Противопоставление князя и кудесника как представителей земной власти и высшей истины.

А.С. Пушкин «Полтава»

А.С. Пушкин «Узник»


«На холмах Грузии лежит ночная мгла...». Лиризм, мелодичность шедевра, передающего необычное состояние души — соединение печали с просветленностью. Романсы русских композиторов на стихи Пушкина.

«19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»). Тематика и проблематика стихо-творения о дружбе. Преодоление сосредоточенности на личных невзгодах. Благотворное влияние дружбы. Устремленность к жизнеутверждающему пафосу.
«Кавказ». Величественный образ Кавказа в стихотворении. Роль олицетворении и сравнении. Лирический герой произведения.

«Станционный смотритель». Гуманизм повести. Сочувствие «маленькому человеку». Тема «отцов и детей». Черты стиля Пушкина-реалиста: точность и краткость. Непреходящее значение нравственных проблем произведения.

М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте.
«Поэт». Тема судьбы поколения, роли поэта и назначения поэзии в жизни общества. Неприятие поэтом светского общества. Глубина чувств, трагическое ощущение судьбы поэта в современном обществе.

«Когда волнуется желтеющая нива...». Философская проблематика стихотворения. Образ поэта в лермонтовской лирике. Своеобразие религиозного чувства.

«Смерть поэта». Лирическое выражение великой всенародной скорби. Боль утраты, проблема вины. Стиль, изобразительно-выразительные средства, отвечающие основной цели произведения.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Эпическая основа поэмы. Жизненная позиция главных героев произведения. Связь поэмы с устным народным творчеством. Значение этой связи для определения авторской позиции, постижения авторского замысла. Художественное совершенство ритмико-интонационной структуры поэмы в соотнесении с поэтическими образами.

Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе.
«Тарас Бульба» (в сокращении). Эпический характер произведения, исторические события, положенные в основу повести. Нравы и обычаи Запорожской Сечи. Атмосфера высокой героики, ощущение полноты и насыщенности жизни, размах, широта души казаков. Тарас и его сподвижники. Черты былинных героев в образах казаков. Высокий патриотический пафос произведения.

Чувство духовного родства, товарищества — отличительная черта героев повести. Превосходство духовного родства над кровным. Защита родины, своей веры от вражеского посягательства, готовность умереть за них. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев.

Художественные особенности повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Урок Р/р

С. Т. Аксаков. Рассказ о писателе.
«Детские годы Багрова-внука» (глава «Первая весна в деревне»). Поэтическое восприятие героем радостной картины преображающейся природы. Эмоциональная восприимчивость героя к картинам пробуждающейся природы. Поэтическое изображение тончайших оттенков этого восприятия. Духовное взросление маленького героя. Острое переживание социальной несправедливости, уважительное отношение к труду. Произведения родной литературы о природе родного края.


И.С.Тургенев.
Рассказ о поэте. «Вся моя биография в моих сочинениях». «Записки охотника».

«Живые мощи»

«Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей, их отношение к природе. Образ автора.

Стихотворения в прозе. «Как хороши, как свежи были розы», «Роза», «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской»

Стихотворения в прозе. «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской»

Урок Р/р


Н. А. Некрасов. Рассказ о поэте.
«Мороз, Красный нос». Изображение красоты, поэзии и тягот крестьянского труда и быта.

Образ русской женщины, идея страдания и терпения. Тема смерти в поэме. Простое и мудрое отношение к смерти у русского крестьянства.

Фольклорные мотивы в произведении.

А.К. Толстой «Василий Шибанов»

М. Е. Салтыков-Щедрин. Рассказ о писателе.
«Коняга». Своеобразие жанра политической сказки. Противопоставление образов мужичка и Коняги образам Пустоплясов. Боль за судьбу замученного русского народа. Сатирическое изображение в образе Пустоплясов высших слоев общества. Грозный и величественный образ «земли», «поля» как аллегория не разбуженных до поры до времени огромных невостребованных сил народа. Эзопов язык.

Н. С. Лесков. Рассказ о писателе.
«Кадетский монастырь» (в сокращении). Основа рассказа — достоверные события из жизни Первого кадетского корпуса в Петербурге.

Черты праведников в героях рассказа. Воспитание в подростках чувства чести и благородства, товарищества и любви к отчизне.

Л. Н. Толстой. Рассказ о писателе (с опорой на изученное).
«Отрочество» (глава V. «Старший брат»). Жанр автобиографической повести.

Изображение «работы души», процесса духовного становления ребенка. Образы Николеньки и Володи, внешняя и внутренняя причина их ссоры. Психологизм повести.

Внутренний монолог как средство воссоздания духовного мира героев. Нравственные ценности, утверждаемые писателем. Автобиографические произведения о становлении личности ребенка в родной литературе.

В.М. Гаршин «Красный цветок»

Литература XX века – 24ч

В. Г. Короленко. Рассказ о писателе.
«Слепой музыкант». Проблема счастья в произведении.

Повесть Короленко — гимн человеку-победителю. Прославление бескорыстной дружбы и чистой любви. Образы Петра и Эвелины. Мудрость Максима, его роль в становлении личности Петра.

Утверждение вечных нравственных ценностей: любви, дружбы, преданности, самоотверженности. Роль искусства в жизни человека.

М. Горький. Рассказ о писателе.
«Детство». «В людях» (отдельные главы). Автобиографический характер повестей.

Столкновение двух миров в душе Алеши: реального — жестокого и несправедливого, и вымышленного — светлого и радостного. Противостояние мальчика злу и несправедливости. Нравственное становление героя.

Образы Акулины Ивановны и Цыганка: доброта, поэтичность натуры, стойкость. Роль эпитетов и сравнений в описании героев. Произведения автобиографического жанра о духовном становлении ребенка в родной литературе.

Урок Р/р


В. В. Маяковский. Рассказ о поэте.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Особое решение темы поэта и поэзии в стихотворении. Реальное и фантастическое в сюжете произведении. Лирический герой и средства создания его образа: метафора, гипербола, ритм, словотворчество. Смысл основной метафоры произведения. Влияние поэзии Маяковского на родную литературу учащихся.

«Хорошее отношение к лошадям»

С. Есенин. Рассказ о поэте.
«Песнь о собаке». Ответственность человека за все живое на земле.
«Не ветры осыпают пущи...»,

«Не бродить, не мять в кустах багряных...», Сложное сплетение в творчестве поэта темы любви к женщине, природе. Грусть прощания с юностью, прошлым, любимой, которая осталась в памяти светлым воспоминанием. «Шел Господь пытать людей в любови...». Глубокий гуманистический пафос стихотворений. Евангельские мотивы незаметной, непоказной любви к ближнему, сострадания и милосердия. Влияние фольклорных традиций и христианской образности..

А. А. Ахматова. Рассказ о поэте.
«Не с теми я, кто бросил землю...». Глубокое внутреннее чувство любви к родине, чуждое любому внешнему, показному проявлению. Неприятие эмиграции. «Мужество». Тема родины, с пронзительной силой звучащая в стихах военных лет. Глубокая убежденность в победе, недопустимость мысли о том, чтобы покориться врагу. Сила и мужество лирического героя. Сохранение русской речи как символа непобедимости и величия русского народа.

«Родная земля». Отношение к родной земле как к святыне. Многозначность слова-образа «земля» в стихотворении. Своеобразие размера стихотворения.
«Лотова жена» (из цикла «Библейские стихи»). Своеобразное осмысление библейского мотива о неотвратимости и справедливости наказания за ослушание Богу. Поэтическое оправдание этого поступка.
«Смуглый отрок...». Мысль об особом даре великого поэта, способного оказать влияние на судьбу России. Особая выразительность стиха, звукопись стихотворения.

В. Ф. Тендряков. Рассказ о писателе.
«Весенние перевертыши» (в сокращении).

Становление личности подростка: пробуждение первого робкого чувства любви, осознание того, что в мире есть зло, с которым надо бороться.

Контрастное сопоставление образов юных героев.

Ч.Айтматов. «Ранние журавли». Жизнь, быт, нравственные устои киргизского аула

Драматизм событий повести

Характер и поступки султана Мурата

Гуманистический пафос повести

В. М. Шукшин. Рассказ о писателе.
«Чудик». Необычность, чудаковатость героя рассказа, его жажда добра, красоты, справедливости. Противопоставление героя мещанскому бездуховному миру. Речевые характеристики героев. Авторская позиция в рассказе. Роль художественной детали.

А.А.Вознесенский «Тбилисские базары»

Б. Ш. Окуджава. Рассказ о писателе.
«Молитва Франсуа Вийона», «Песенка об открытой двери». Мудрость и душевная щедрость лирического героя поэзии Окуджавы. Авторская песня как жанр и как явление культуры. Поэт о гармонии и теплоте человеческих отношений. Песня как моноспектакль.

Литература народов России – 1ч

Г.Тукай. Рассказ о поэте.

 Зарубежная литература – 6 ч

М. де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.
«Дон Кихот» (фрагменты). Образ главного героя, стремление Дон Кихота к возрождению золотого века.

Столкновение высоких идеалов и реальной действительности.

Ж. Б. Мольер. Рассказ о писателе.
«Мещанин во дворянстве» (фрагменты). Проблема подлинной и мнимой культуры. Образ Журдена. Особенности сатиры и юмора у Мольера.

Ф. Шиллер. Рассказ о поэте.
«Перчатка». Своеобразие жанра баллады. Романтический пафос баллады. Идея чести и человеческого достоинства. Напряженность сюжета и неожиданность развязки.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения литературы ученик должен знать:

В познавательной сфере:
- знание содержания изученных текстов, основных теоретико-литературных понятий, связанных с прочитанными литературными произведениями, художественных текстов, рекомендованных для заучивания наизусть;

- умение выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев;

- умение сопоставлять разные произведения в плане общности темы, проблемы, жанра, сравнивать героев литературных произведений;
- умение сопоставлять произведения русской и родной литературы, близкие по тематике, проблематике, жанру, раскрывать в них общие черты и национально обусловленные различия.


В эстетической сфере:
- адекватное восприятие и анализ художественного текста;

- определение принадлежности произведения к одному из литературных родов и жанров; понимание образной природы словесного искусства;

- умение характеризовать особенности сюжета, композиции, осознавать роль изобразительно-выразительных средств в литературном произведении;

- сопоставление русского оригинала с переводом на родной язык с целью выявления своеобразия русского оригинала;

- умение воспринимать литературное произведение как явление словесного искусства.


В ценностно-ориентационной сфере:
- осмысление духовно-нравственных проблем, раскрываемых в произведениях русской литературы;

- понимание вневременного и наднационального значения духовно-нравственных ценностей, заложенных в литературных произведениях, выявление современного звучания произведений русской классической литературы;

- определение авторской позиции и своего отношения к ней;

- умение выражать свое отношение к прочитанному;

- сопоставление духовно-нравственных ценностей русской литературы, нравственных идеалов русского народа с духовно-нравственными ценностями и нравственными идеалами своего народа, выраженными в произведениях родной литературы.


 В коммуникативно-речевой сфере:
- адекватное восприятие произведений русской литературы;

-выразительное чтение произведений (или фрагментов), в том числе выученных наизусть, с соблюдением норм русского литературного произношения;

- выделение смысловых частей художественного текста и составление плана эпического произведения (его части);

- умение отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- объяснение значения отдельных слов и выражений средствами русского языка;

- перевод отдельных выражений, фрагментов произведений русской литературы на родной язык;

- овладение различными видами пересказа эпических произведений и их фрагментов (подробный, краткий, выборочный, с использованием образных средств языка или цитат из текста);

- умение строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями русской и родной литературы, участвовать в диалоге;

- участие в обсуждении тем и проблем, поднимаемых авторами изучаемых произведений, умение понимать чужую точку зрения, аргументировать собственную позицию и формулировать выводы;

- написание изложений — кратких, выборочных, по плану, с элементами сочинения — по изученным эпическим произведениям (фрагментам);

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

- основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

- работать с книгой;

- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Учебно-методическое обеспечение

Базовый учебник

Черкезова М.В., Ганженко М.Б., Жижина А.Д. и др. Под ред. Черкезовой М.В. Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. М. Дрофа, 2012

Интернет-ресурсы для ученика и учителя: 



  1. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала - http://litera.edu.ru

  2. BiblioГид – книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки - http://www.bibliogid.ru

  3. Kidsbook: библиотека детской литературы - http://kidsbook.narod.ru

  4. Виртуальный музей литературных героев - http://www.likt590.ru/project/museum/

  5. Русская виртуальная библиотека- http://www.rvb.ru

  6. Слова: поэзия Серебряного века - http://slova.org.ru

  7. Стихия: классическая русская / советская поэзия - http://litera.ru/stihiya/

  8. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» - http://www.feb-web.ru


Писатели и литературные произведения 

  1. Гоголь Николай Васильевич -http://www.nikolaygogol.org.ru

  2. Жуковский Василий Андреевич - http://www.zhukovskiy.net.ru

  3. Лев Толстой и «Ясная Поляна» - http://www.tolstoy.ru

  4. Крылов Иван Андреевич - http://www.krylov.net.ru

  5. Лермонтов Михаил Юрьевич- http://www.lermontow.org.ru

  6. Некрасов Николай Алексеевич - http://www.nekrasow.org.ru

  7. Пушкин Александр Сергеевич - http://www.aleksandrpushkin.net.ru

  8. Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович - http://www.saltykov.net.ru

  9. Толстой Лев Николаевич - http://www.levtolstoy.org.ru

  10. Тургенев Иван Сергеевич - http://www.turgenev.org.ru


Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

Электронные пособия
«Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 классы».

«Репетитор по литературе Кирилла и Мефодия» 2008».

«Интерактивный тренинг – подготовка к ЕГЭ. Литература».




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» icon Рабочая программа по литературе Класс
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» icon Пояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» icon Пояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» icon Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе
Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» icon Рабочая программа по литературе для V класса создана на основе федерального...
Рабочая программа предназначена для организации учебного процесса в 5 классе мбоусош с. Каменка
Программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» icon Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе...
Официальные документы в образовании, 2004, №5),примерной программы основного общего образования по литературе и программы под ред....
Программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» icon Рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Каменка Башмаковского района Пензенской...
Программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» icon Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 10 класса...
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» icon Рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального...
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся (критерии оценивания уровня подготовки учащихся)
Программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» icon Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 6 класса...
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции