Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению моу сош №221 для 3 класса составлена на основе программы начального (общего) образования моу сош №221 по литературному чтению с учётом авторской программы В.




НазваниеРабочая программа начального общего образования по литературному чтению моу сош №221 для 3 класса составлена на основе программы начального (общего) образования моу сош №221 по литературному чтению с учётом авторской программы В.
страница1/3
Дата публикации06.10.2014
Размер0.52 Mb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению МОУ СОШ №221 для 3 класса составлена на основе программы начального (общего) образования МОУ СОШ № 221 по литературному чтению с учётом авторской программы В.А.Лазаревой «Литературное чтение».

Программа конкретизирует содержание предметных тем Федерального государственного образовательного стандарта начального образования по литературному чтению, основана на Требованиях к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данный курс интегрируется с литературным краеведением (авторская программа Л.Е.Кочут, Н.П.Черношейкиной «Программа курса литературного краеведения».)

Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов, учитывает возможности межпредметных и внутрипредметных связей.

Структура документа

Программа включает четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; требования к результатам освоения программы; требования к оснащению учебного процесса.

Общая характеристика учебного предмета. Цели и задачи.

Литературное чтение - один из основных предметов в сис­теме начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Изучение литературного чтения в начальной школе с рус­ским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

• овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятель­ности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

• развитие художественно-творческих и познавательных спо­собностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художест­венных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

• обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представле­ний о добре и зле, уважения к культуре народов многонацио­нальной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской ком­петентности младшего школьника, осознание себя как грамот­ного читателя, способного к использованию читательской дея­тельности как средства самообразования. Читательская компе­тентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, зна­нием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс литературного чтения в особой мере влияет на ре­шение следующих задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формирова­ние осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чте­ния и потребности читать произведения разных видов литерату­ры), который во многом определяет успешность обучения млад­шего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приоб­ретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией (слово, текст, книга), интерпретировать информацию в соответствии с запросом.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с раз­личными видами текстов, ориентироваться в книге, использо­вать ее для расширения знаний об окружающем мире. В ре­зультате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объ­екты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппа­ратом учебника, находят информацию в словарях, справочни­ках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на ос­нове прочитанного и услышанного.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художествен­ного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализиро­вать (на доступном уровне) средства выразительности. Развива­ется умение сравнивать искусство слова с другими видами ис­кусства (живопись, музыка и др.); находить сходство и разли­чия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочи­танных.

4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности ма­ленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает на­вык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Главные учебные цели и задачи третьего года обучения:

- продолжить формирование навыков анализа художественных текстов разных родов и жанров, познакомиться с эпитетами;

- углубить представления об уже знакомых ученикам-читателям сказках, рассказах, баснях и познакомить с мифом, былиной, сказом;

- познакомить детей с драмой как особым литературным родом;

- углубить представления уч-ся о лирике через изучение художественных способов изображения картины мира и передачи чувств в лирическом тексте;

- начать подготовку детей к работе в старших классах с классическими учебниками, в которых материал будет излагаться в форме статей;

- продолжить и углубить работу над формированием нравственных представлений уч-ся через осмысление общечеловеческих и национальных основ нравственности.

Реализуя принципы системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию учащихся и учитывая возможнос­ти возраста учеников-читателей, авторы ввели в учебник 3 клас­са проектную деятельность. Это «Музейные странички». По сути, это долгосрочный социальный проект классного Музея старинных вещей. Эта работа связана с изучаемым материа­лом, но выходит за рамки урока и школы, включая семью ребенка в учебно-познавательный процесс, что создает до­полнительный воспитательный эффект. Кроме того, это спо­соб перевести учебную деятельность детей с вербального уровня на социальный, уровень дела, поступка.

Учебный материал этого года обучения позволяет про­должить и сделать более углубленным осмысление учащи­мися важнейших нравственных тем, например: семья как частица общества и основа продолжения рода; роль семей­ных и национальных традиций; истоки героического поступ­ка: незаметная красота обыденного и др.

В конце третьего года обучения дети получают пред­ставление о басне, былине, сказе, мифе, сюжете, пейзаже, эпитете. Увеличивается норма заучивания стихотворений (15-20), вводятся прозаические отрывки для заучивания. Техника чтения на конец третьего года обучения составляет 70-80 слов в минуту.

Основные задачи уроков литературного чтения и литера­турного краеведения в начальных классах:

- помочь ребенку стать читателем:

- подвести его к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова;

- обогатить читательский опыт;

- формировать литературоведческие представления, обеспе­чивающие полноценное восприятие произведения и книги, ори­ентацию в мире книг;

- расширить круг чтения учащихся, создать «литературное пространстве», соответствующее возрастным особенностям де­тей.

В настоящее время для всех очевидна необходимость восста­новления утраченных связей современного человека с культурой своего народа, историей родного края. Этим обусловлена акту­альность данного курса.

Кроме общих задач литературного образования этот курс призван решить и специфические задачи:

1. Приобщить учащихся к богатой культуре Пензенского края.

2. Углубить теоретические знания учащихся в области мест­ного народного творчества, уделяя внимание эстетическому вос­питанию,

3. Воспитывать патриотизм, гордость за свою родину, давшую

созвездие талантов.

4. Воспитывать уважение к представителям различных культур. Формы организации уроков по данному курсу могут быть разнообразными: занятия в классе, экскурсия, фольклорные праздники и т. д. По типу деятельности эти уроки могут быть тоже различными : рассказ учителя, беседа, практиче­ское занятие, анализ собранных материалов, игровые моменты (викторины и т. п.).

Место предмета в учебном плане

Учебный план МОУ СОШ №221 отводит на изучение литературного чтения в 3 классе 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели). На изучение курса «Литературное краеведение» отводится 17 ч .

Основные разделы и содержательные линии

Материал курса «Литературное чтение» представлен в образовательной программе МОУ СОШ №221 следующими разделами и содержательными линиями:

Раздел «Виды речевой деятельности».

Данный раздел включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говоре­ние (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудиро­вания, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодей­ствии, формируя культуру общения (устного и письменного).

Аудирование (слушание) - это умение слушать и слы­шать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный про­цесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударе­ний - логического и др., соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) на основе раз­ных видов текстов определяет специфические умения участия в диалоге: отвечать и задавать вопросы по тексту; создавать мо­нолог: отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказыва­ния; воплощать свои жизненные впечатления в словесных об­разах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, переда­вая основную мысль текста.

Письмо (культура письменной речи) предполагает прак­тическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; созда­ние собственных мини-сочинений (рассказ по картинке), написание отзыва.

Раздел «Виды читательской деятельности».

Этот раздел включает в се­бя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприни­мать изобразительно-выразительные средства языка художест­венного произведения, научно-популярного текста (без исполь­зования терминологии); воссоздавать картины жизни, представ­ленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; пони­мать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя). Настоящая программа предусматривает знакомство ребенка младшего школьного воз­раста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений: ориентироваться в книге (учебной, художественной, справочной) по ее элементам, знакомиться с разными видами и типами книг, выбирать кни­ги на основе рекомендованного списка или собственных пред­почтений.

Раздел «Круг детского чтения».

В разделе реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обес­печивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанро­вого и тематического разнообразия, доступности для восприя­тия детьми 8-9 лет, читательских предпочтений младших школьников.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика».

Данный раздел содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представле­ниями о видах и жанрах литературы, о средствах выразитель­ности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)».

Этот раздел является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую де­ятельность: постановка «живых картин», чтение по ролям, инс­ценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созда­нию различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа; создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по ана­логии).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Литературное чтение»

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствования качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальней­шего развития и успешного обучения; формирование потреб­ности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследи­ем России, общечеловеческими ценностями; восприятие лите­ратурного произведения как особого вида искусства; полно­ценное восприятие художественной литературы; эмоциональ­ная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информа­ции; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (де­ление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование пред­ставления о правилах и нормах поведения, принятых в обще­стве; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понима­ния прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования ху­дожественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятель­ности; умение составлять несложные монологические высказы­вания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и опи­сания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстни­ками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Обучающийся научится:

- читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение);

- выделять главную мысль прочитанного произведения;

- отвечать на вопросы по содержанию текста;

- пересказывать текст, формулировать несложные выводы;

- строить высказывание по образцу;

- отвечать на вопросы по содержанию картины художника, соотносить его с содержанием текста;

- находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;

- оценивать литературного героя произведения по его поступкам;

- составлять описание природы, предметов;

- выразительно читать диалоги, читать по ролям.

Обучающийся получит возможность научиться:

- пересказывать текст подробно и выборочно;

- определять тему произведения;

- сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану;

- формулировать несложные выводы;

- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказы­вать свою позицию;

- понимать роль подробности в художественном изобра­жении;

- соотносить иллюстративный материал и основное со­держание литературного произведения.

Раздел «Круг детского чтения»

Выпускник научится:

- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;

- самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

- пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Выпускник получит возможность научиться:

- ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

- определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

- писать отзыв о прочитанной книге;

- работать с тематическим каталогом;

- работать с детской периодикой;

- ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями пензенских авторов.

Раздел «Творческая деятельность»

Обучающийся научится:

- воспринимать эмоциональное содержание художест­венных текстов;

- читать по ролям, передавая основное настроение геро­ев произведения;

- подбирать и (или) создавать иллюстрации к литера­турному произведению;

- понимать роль названия произведения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать при чтении паузы, логические ударения, выбирать темп речи;

- находить точное и выразительное слово;

- читать диалоги, пересказывать небольшие тексты;

- сочинять устные рассказы и небольшие тексты на за­данную тему и по плану;

- передавать свои впечатления от картины художника.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Обучающийся научится:

- видеть особенности народной сказки;

- сопоставлять небольшие по объему тексты: поэтичес­кий и прозаический; сказочный и реалистический;

- понимать следующие понятия: поэзия, проза, рассказ, тема, портрет, юмор, диалог, монолог, сравнение;

- различать диалогический и монологический характер произведения;

- различать рассказ автора и рассказ героя о событии;

- воспринимать развитие действия и случайность как од­но из средств развития сюжета;

- ориентироваться в содержании учебника.

Обучающийся получит возможность научиться:

- находить в тексте изобразительные средства: подробность, сравнение;

- выделять поступок как проявление характера героя;

- воспринимать и оценивать выразительное начало художественного текста, используя понятия: смена картин, изоб­ражение чувств, стихи веселые, смешные, юмор;

- воспринимать изобразительные возможности ритма в замедлении и ускорении действия;

- при анализе произведения пользоваться понятиями: речь, поступок, портрет героя.

Содержание курса «Литературное чтение»

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед­ника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содер­жания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содер­жанию услышанного произведения, определение последова­тельности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плав­ному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным тем­пом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установ­ка на нормальный для читающего темп беглости, позво­ляющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и ин­тонационных норм чтения. Чтение предложений с интонацион­ным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с по­мощью интонирования. Накопление опыта чтения вслух.

Чтение про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, про­смотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходи­мую информацию. Понимание особенностей разных видов чте­ния: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-по­пулярных - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее назва­нию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, струк­туры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид ис­кусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учеб­ная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Ви­ды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный мате­риал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные изда­ния (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими воз­расту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Пони­мание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осо­знание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведе­ние текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопро­сам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер ге­роя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фраг­менту: характеристика героя произведения (отбор слов, выра­жений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), опи­сание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позво­ляющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру по­ступков героев.

Работа с учебным, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и науч­но-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгорит­ма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подроб­ный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение глав­ного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалоги­ческого общения: понимать вопросы, отвечать на них и само­стоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не пере­бивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точ­ку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное зна­чение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологичес­кое речевое высказывание небольшого объема с опорой на ав­торский текст, по предложенной теме или в виде (форме) от­вета на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказы­вании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художест­венного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоя­тельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, анто­нимы, сравнение) с учетом особенностей монологического выс­казывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произве­дения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по ри­сункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголов­ку (отражение темы, места действия, характеров героев), исполь­зование в письменной речи выразительных средств языка (си­нонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повество­вание, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения (102 ч )

Осенние странички

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало...»; Ф.И. Тютчев «Сентябрь холодный бушевал...»; Г.А. Ладонщиков «Верная примета»; А.К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бед­ный сад...»; С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...»; Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...».

1. Народные сказки

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...»; русские на­родные сказки: «Баба-яга», «Сивка-бурка», «Бой на Калино­вом мосту», «Каша из топора», «Дочь-семилетка»; «Земля­ника под снегом» (японская сказка); «Бедняк и богач» (ли­товская сказка); «Кукушка» (ненецкая сказка); «Ах» и «Ох» (узбекская сказка).

2. Преданья старины глубокой

Былины: «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (отры­вок; в сокращении), «Добрыня Никитич и Змей» (отрывок), «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» (отрывок).

Мифы и легенды Древней Греции: «...В начале существо­вал лишь вечный безграничный хаос...», «Подвиги Геракла» («Лернейская гидра»).

Славянские мифы и предания: «Святогор - древний хранитель мира». «Перун - сын Сварога», «Лада - богиня люб­ви н красоты», Духи -хозяева».

Зимние странички

А.С.Пушкин «В тот год осенняя погода…», Т.Г.Авлова «Снег по области пройдёт…», С.Я.Маршак «Как поработала зима!..», А.А.Фет «Печальная берёза…», С.А.Есенин «Берёза».

3. Авторские сказки

Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; А.С. Пуш­кин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; К.Г. Паустовский «Теплый хлеб».

Весенние странички

А.С. Пушкин «Гонимы вешними лучами...»; Ф.И. Тютчев « Зима недаром злится»; С.А. Есенин «Черемуха»; И.С. Со-i лов-Микитов «Грачи» (отрывок); А.А. Блок «Ворона».

4. Рассказы

В.К. Железников «Три ветки мимозы», «Рыцарь»; Б.С. Житков «Как я ловил человечков»; Ю.Я. Яковлев «По­лосатая палка»; С.Г. Георгиев «Дедушка»; К.Г. Паустовский «Кот-ворюга».

5. Басни

Эзоп «Пчелы и Зевс», «Дровосеки и дуб», «Львица и ли­са»; И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Квартет»; СВ. Михалков «Дальновидная Сорока».

6. Поэзия

А.С. Пушкин «Зимнее утро» (отрывок); И.С. Никитин «Утро»; А.А. Фет «Еще светло перед окном...»; А.А. Ахмато­ва «Цветов и неживых вещей...»; Д.С. Самойлов «Осень»; »Н.М. Рубцов «Хлеб»; Ю.И. Коваль «Вот шагает гражданин»; Р.С. Сеф «Слезы»; Н.Н. Матвеева «Грустный заяц»; Г.Б. Ос­тер «Очень страшная история»; из русского («Ехала деревня мимо мужика...», «Из-за леса, из-за гор...»), английского («Вопрос и ответ»), французского («Что я видел») фолькло­ра; Э. Лир «Лимерики»; Ю.И. Коваль «Сундук»; О.Е. Гри­горьев «Полотер»; Ф.Д. Кривин «Ночь»; Ю.Д. Владимиров «Ниночкины покупки»; Э.Н. Успенский «Неудачник».

7. Пьесы

Е.Л. Шварц «Красная Шапочка».

Летние странички

С.А. Есенин «С добрым утром!»; В.В. Маяковский «Туч-кины штучки»; Р.Г. Гамзатов «С целым миром спорить я го­тов...»; СП. Щипачев «Подсолнух»; И.А. Бунин «Детство»; Ф.И. Тютчев «В небе тают облака...»; С.Я. Маршак «Поже­лания друзьям».

Литературное краеведение:

Круг детского чтения (17 ч )

1.Народное красное слово(1ч)

И.Ф.Панькин «Легенда о мастере Тычке»

2.Славные имена (8ч)

И.А.Крылов «Свинья под дубом»( пензенские истоки басни), М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива», А.Н.Майков «Сенокос», «Ласточка», А.А.Блок «Рождество», «Вербочки», А.Н.Плещеев «Зимний вечер», «Старик», А.И.Куприн «Ральф», С.Т.Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

3. Зимние дни(2ч)

П.Д.Дружинин «Зима», А.А.Сазонов «Воробей»

4. Ох, и ласковый денёк (1 ч)

Н.И.Баранов «И пришла мне мысль»

5. О, чудо теплыни весенней (1ч)

Н.А.Куленко «Весенняя верба воскресла»

6. Поэзия крестьянских праздников(2ч)

Колядки, масленица

7. Сказка написана сегодня ( 1ч)

С.Н.Гуляевский «Сказки»

8. Бабушкин коробок ( 1ч)

Ф.С.Атянин «Воробей и медведь»

В рубрике «Проверь себя»: «Змея и рыба» (армянская сказка); Н.А. Некрасов «Славная осень!..»; А.И. Полежаев «Белая ночь» (отрывок); И.А. Бунин «Бушует полая вода...»; Эзоп «Галка и вороны»; А.А. Прокофьев «Месяц»; М.Ю. Лер­монтов «Горные вершины...»; В.Н. Соколов «Муравей»; Э.Н. Успенский «Память».

В рубрике «Музейная страничка»: О.Э. Мандельштам «Примус» (отрывок); Е.Д. Агранович «Последний рыцарь на Арбате».
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художествен­ной речи (с помощью учителя) средств выразительности: сино­нимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рас­сказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (мо­нолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (раз­личение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклор­ные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и пого­ворки, загадки) - узнавание, различение, определение основ­ного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня - общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творчес­кой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация;

устное словесное рисование, знакомство с различ­ными способами работы с деформированным текстом и исполь­зование их (установление причинно-следственных связей, после­довательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

№ п\п

Наименование оборудования

Необходимый минимум на каждого ученика

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

1.Лазарева В.А. Литературное чтение: Учебник для 3 класса. В 2-х ч. - Самара: Издатель­ство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

2. Хрестоматия по литературному чтению для 3 класса/Автор-составитель В.А. Ла­зарева. - Самара: Издательский дом «Федо­ров»: Издательство «Учебная литература».

3. Лазарева В.А. Методические рекоменда­ции к учебникам «Литературное чтение». 3 класс. - Самара: Издательство «Учеб­ная литература»: Издательский дом «Федо­ров»

4. Лазарева В.А. Пути и способы анализа художественного текста на уроках литерату­ры: учебно-педагогическое пособие. - Сама­ра: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

5. Вороговская А.И. Конспекты уроков к учебнику В.А.Лазаревой «Литературное чтение» для 3 класса : в 2ч. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров», 2013

6. М.Л.Савина, Т.Н.Козина . Серебряный родник: книга для чтения в начальных классах по курсу литературного краеведения. – Пенза.

на каждого ученика

на каждого ученика

2

Примерная программа начального общего образования по литературному чтению

1 экз. на класс

3

Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению МОУ СОШ №221

1 экз. на класс

Печатные пособия, материалы

4

Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов

1 экз. демонстрационный

5

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе, и в цифровой форме)

1 экз. на класс

6

Детские книги разных типов из круга детского чтения

1 экз. на класс

7

Портреты поэтов и писателей

1 экз. на класс

8

Контролирующие и тестовые карты в соответствие с тематикой, определенной в программе по литературному чтению

на каждого ученика

Технические средства

9

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок

1 экз. на класс

10

Мультимедийный проектор

1 экз. на класс

11

Интерактивная доска

1 экз. на класс

12

Компьютер

1 экз. на класс

13

МФУ

1 экз. на класс

14

Фотокамера (цифровая)

1 экз. на класс

Экранно-звуковые пособия

15

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых текстов

1 экз. на класс

16

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения

1 экз. на класс

17

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы (в том числе электронные учебники, мультимедийные, тренинговые, контролирующие программы, игровые компьютерные программы), соответствующие содержанию обучения

1 экз. на класс

Игры и игрушки

18

Настольные развивающие игры (типа "Эрудит"), литературное лото, викторины и др.

1 экз. на 2 чел.

Оборудование класса

19

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

на каждого ученика

20

Стол учительский с тумбой

1 экз. на класс

21

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

3 экз. на класс

22

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

1 экз. на класс

23

Подставки для книг

на каждого ученика
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению моу сош №221 для 3 класса составлена на основе программы начального (общего) образования моу сош №221 по литературному чтению с учётом авторской программы В. iconРабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного...

Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению моу сош №221 для 3 класса составлена на основе программы начального (общего) образования моу сош №221 по литературному чтению с учётом авторской программы В. iconРабочая программа по литературному чтению составлена на основе Федерального...
От «27» августа 2013 года «29» августа 2013 года Приказ № от 30 августа 2013 года

Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению моу сош №221 для 3 класса составлена на основе программы начального (общего) образования моу сош №221 по литературному чтению с учётом авторской программы В. iconРабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана...
Минюстом России 22. 12. 2009, регистрация №17785; основной образовательной программы начального общего образования мкоу «сош ст....

Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению моу сош №221 для 3 класса составлена на основе программы начального (общего) образования моу сош №221 по литературному чтению с учётом авторской программы В. iconПояснительная записка статус документа рабочая программа по литературному...
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом...

Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению моу сош №221 для 3 класса составлена на основе программы начального (общего) образования моу сош №221 по литературному чтению с учётом авторской программы В. iconРабочая программа по литературному чтению 4 класс
Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное...

Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению моу сош №221 для 3 класса составлена на основе программы начального (общего) образования моу сош №221 по литературному чтению с учётом авторской программы В. iconРабочая программа по предмету «Литературное чтение»
Данная программа составлена на основе примерной программы для начального общего образования по литературному чтению

Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению моу сош №221 для 3 класса составлена на основе программы начального (общего) образования моу сош №221 по литературному чтению с учётом авторской программы В. iconРабочая программа по литературному чтению пояснительная записка программа...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития...

Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению моу сош №221 для 3 класса составлена на основе программы начального (общего) образования моу сош №221 по литературному чтению с учётом авторской программы В. iconРабочая программа по литературному чтению
«Литературное чтение» для 1-4 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы...

Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению моу сош №221 для 3 класса составлена на основе программы начального (общего) образования моу сош №221 по литературному чтению с учётом авторской программы В. iconПрограмма по литературному чтению. Пояснительная записка
Программа по литературному чтению для школ с русским языком обучения создана на основе федерального компонента государственного стандарта...

Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению моу сош №221 для 3 класса составлена на основе программы начального (общего) образования моу сош №221 по литературному чтению с учётом авторской программы В. iconРабочая программа по литературному чтению в 4 классе на 20
Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции