По произведениям А. Спушкина «Дубровский», «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «Медный всадник», «Капитанская дочка»




Скачать 114.42 Kb.
НазваниеПо произведениям А. Спушкина «Дубровский», «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «Медный всадник», «Капитанская дочка»
Дата публикации08.10.2014
Размер114.42 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Литература > Документы
«Умники и умницы»
(По произведениям А.СПушкина «Дубровский», «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «Медный всадник», «Капитанская дочка»)

Цель: приобщать школьников к миру произведений А.С.Пушкина;

расширять круг чтения учащихся.

Оборудование: стол для играющих, карточки красного, зелёного и жёлтого цвета, элементы одежды литературных героев: шаль, накидка, шляпа, шпага, жилет, шляпка, шарф

Первый агон

Вопрос для розыгрыша дорожек:

1. Перечислите известные вам географические названия, связанные с именем Пушкина, его жизнью и творчеством. (письменно)
Зелёная дорожка

(можно ошибиться 2 раза)

-Вы молодой барин, приехали из Петербурга в имение своего отца, который тяжело болен. Вас вызвала старая няня, отправив вам письмо. Представьтесь, пожалуйста. (Владимир Андреевич Дубровский)
1. А не скажете ли вы, Владимир Андреевич, чем вы занимались в

Петербурге? (глава 3, «воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен

корнетом в гвардию»)
2. Владимир, объясните, пожалуйста, какие обстоятельства жизни заставили вас стать предводителем шайки разбойников? (Имение моего отца должно было перейти к Троекурову, но слуги не хотели менять хозяев. Остальное предпочитаю оставить в тайне.)
3. «От роду вам 23 года, роста вы среднего, лицом чисты, бороду бреете... Продолжите список ваших примет, зачитанный исправником, как это не удивительно, в вашем же присутствии. (глаза карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось.)
4. Расскажите, уважаемый Владимир Андреевич, как вы оказались в доме Троекуровых? (Я давно был влюблён в Машу Троекурову. Но в силу сложившихся обстоятельств посвататься к ней я не мог. А тут попался французик Дефорж, не без страха направляющийся в усадьбу Троекуровых. Я дал ему 100 тысяч рублей — и он едет в Париж, а я по его документам еду в Покровское. Там я пробыл около месяца.)
Жёлтая дорожка

(можно ошибиться 1 раз)

- О вашем персонаже Пушкин пишет:

Его луга необозримы,

Там табуны его коней

Пасутся вольны, нехранимы.

Кругом Полтавы хутора

Окружены его садами,

И много у него добра,

Мехов, атласа, серебра

И на виду, и под замками.

- Кто же является хозяином этих богатств?

(Василий Леонтьевич Кочубей — генеральный судья из поэмы «Полтава»)
1. Но странно, Василий Львович, далее Пушкин о вас пишет:

Но Кочубей богат и горд

Не долгогривыми конями,

Не златом, данью крымских орд,

Не родовыми хуторами...

- Помилуйте, каким же в таком случае сокровищем вы дорожите больше всего?

(Прекрасной дочерью своей

Гордится старый Кочубей)
2. После роковых событий, которые произошли в вашей семье по вине вашего бывшего друга Мазепы, вы не можете отвязаться от горьких мыслей.

Он голубит

Едину мысль и день, и ночь:

Иль сам погибнет, иль погубит —

Отмстит поруганную дочь.

Как вы решили отомстить коварному гетману? (написать царю Петру

донос на гетмана-злодея о коварных планах вступить в сговор с

шведским королём Карлом и установить своё правление на Украине)
3. Василий Леонтьевич, кому вы доверили свои тайные мысли? (это Искра, полтавский полковник)

Красная дорожка

(нельзя ошибаться)

- Вас Пушкин представляет так:

Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник, В мольбах и гаданьях проведший свой век.

- Кто же вы? (вдохновенный кудесник из «Песни о вещем Олеге»)

1. Напомню, что князь Олег обращается к вам со словами:

Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?

И скоро ль на радость соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землёю?

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмёшь ты коня.

- Какими словами вы начинаете ответ князю?

(Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.)
2. Скажите, кудесник, что вы предсказали князю Олегу?

(...победой прославлено имя твоё,

Твой щит на вратах Цареграда;

И волны и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы...

Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;

Незримый хранитель могущему дан...

Но примешь ты смерть от коня своего.)
Второй агон

Вопросы для розыгрыша:

1. Как звали мать, отца, брата, сестру, няню Пушкина? (Надежда Осиповна, Сергей Львович, Ольга Сергеевна, Лев Сергеевич, Арина Родионовна Яковлева) (в письменном виде)

Зелёная дорожка

- Вы дочь богатого и своенравного помещика, выросли в деревне, без матери, без подруг, сейчас вам 17 лет. Осмелитесь ли назвать себя, милая девушка? (Марья Кирилловна Троекурова из повести «Дубровский»)
1. Чем же вы занимались в своём деревенском уединении? Чему научились в свои 17 лет? (читаю книги — романы о любви, вышиваю шёлком, получила воспитание и обучалась французскому языку. Когда в доме появился Сашин учитель французского Дефорж, я стала брать у него уроки пения)
2. Марья Кирилловна, любопытно было бы узнать историю вашей любви к Владимиру Дубровскому.
3. Вас выдают замуж за князя Верейского. Вас не затруднит представить нам своего жениха. (отставной майор, долго находился в чужих краях, недавно из-за границы. На вид старее своих 50 лет. Наружность приятная, любезен с женщинами, рассеян, скучает)
4. Дорогая Машенька, помните, как вы закричали жалобным голосом папеньке: «...не губите меня, я не люблю князя, я не хочу быть его жженою...» Объясните, пожалуйста, почему же вы всё-таки стали княгиней? (Я ждала помощи от Дубровского, ждала до последнего, но помощь пришла слишком поздно)
Жёлтая дорожка

- Вашей героиней поэт просто восхищается:

Она свежа, как вешний цвет,

Взлелеянный в тени дубравной.

Как тополь киевских высот,

Она стройна. Её движенья

То лебедя пустынных вод

Напоминают плавный ход,

То лани быстрые стремленья.

Как пена, грудь её бела.

Вокруг высокого чела,

Как тучи, локоны чернеют.

Звездой блестят её глаза;

Её уста, как роза, рдеют.

- Назовите своё имя, красавица. (Мария, дочь Кочубея из поэмы «Полтава»)

1. Но дальше Пушкин нас прямо-таки пугает:

Завидных женихов

Ей шлёт Украйна и Россия;

Но от венца, как от оков,

Бежит пугливая Мария.

Всем женихам — отказ...

- Помилуйте — почему? (Мария влюблена в старца Мазепу)
2. Мария, позвольте полюбопытствовать, давно вы любите Мазепу? (ещё когда он беден был и мал, когда молва его не знала)

3. О какой тайне поведала вам прокравшаяся в замок мать? (Мать сообщила о предстоящей гибели моего отца. Мазепа, которого я любила, оказался подлецом.)
Красная дорожка

- Ваш персонаж — молодая девушка, живущая вместе с родителями в далёкой крепости, мечтающая о счастье. Кто вы? (Мария Ивановна Миронова из повести «Капитанская дочка»)

1. Скажите, любезная Мария Ивановна, как получилось, что любимый вами

Пётр Гринёв узнал о вашем заточении и об издевательствах Швабрина? (Я

написала к нему письмо и через служанку Палашку, а она через казака

Максимыча передала его в руки Гринёва)
2. Вспомните, пожалуйста, при каких обстоятельствах вы оказались при

дворе государыни императрицы, о чём вы пришли просить её? (Петруша

был арестован за связь с самозванцем Пугачёвым, и я рассказала государыне

о его невиновности, а он молчал потому, что не хотел впутывать меня)
Третий агон

(участвуют игроки, которые набрали большее количество медалей за вопросы или правильно ответившие на вопрос: писал ли Пушкин романы?)
Зелёная дорожка

- Вы старинный русский барин, ваше богатство, знатный род и связи дают вам большой вес в обществе в глубинке, где находится ваше имение. Назовите ваше имя. (Кирилла Петрович Троекуров)
1. Соседи рады угождать малейшим вашим прихотям, губернские чиновники трепещут при вашем имени, никогда никто ни в чём не осмеливается вам перечить. И все завидуют согласию, царящему между вами и вашим бедным соседом, и удивляются смелости последнего. Кто же сей и за что ему такие почести, господин Троекуров? (Мы с Андреем Гавриловичем Дубровским ровесники, рождённые в одном сословии, воспитанные одинаково, да и судьба наша почти одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели, у обоих осталось по ребёнку)
2. Расскажите, пожалуйста, о своей семье, Кирилла Петрович. (дочь Маша, люблю её до безумия, стараюсь угождать любым её прихотям, но, видно, пугаю суровым обращением. Сын Саша, «черноглазый мальчик, шалун лет девяти»)
3. Детский вопрос, Кирилла Петрович, любите ли вы животных? (да, обожаю собак, держу псарный двор, где более пятисот гончих и борзых, показываю всем гостям. Кроме того, на дворе у меня воспитываются несколько медвежат, очень люблю забавляться с ними)
4. Итак, господин Троекуров, вы выиграли судебный процесс, разорили своего соседа Дубровского, что стало причиной его смерти. Сын его, Владимир Дубровский, лишившись всего, становится предводителем шайки разбойников, которые держат в страхе всю округу. Кто, как не вы, должен вызвать гнев молодого Дубровского. Почему же ваши поместья он не разоряет? (думаю, причина в страхе, который моя особа внушает всей губернии)
Жёлтая дорожка

- Он стар, он удручён годами,

Войной, заботами, трудами;

Но чувства в нём кипят...

- Кто же он, ваш персонаж? (Гетман Мазепа из поэмы «Полтава»)
1. А.С.Пушкин уточняет, о каких чувствах идёт речь:

Не столь мгновенными страстями

Пылает сердце старика,

Окаменелое годами.

Упорно, медленно оно

В огне страстей раскалено;

Но поздний жар уж не стынет

И с жизнью лишь его покинет.

- По нравственным нормам того времени родители должны радоваться такому пламенному проявлению чувств знатного жениха.

Почему же мать невесты называет ваши чувства бесстыдными, нечестивыми, греховными? (Мазепа влюбился в крестницу, что равнозначно, по понятиям христианской морали, любви к дочери)
2. В ответ на требование Марии объясниться, чем увлечён супруг, i4е появилась ли соперница, Мазепа отвечает:

давно замыслили мы дело;

Теперь оно кипит у нас.

Благое время нам приспело;

Борьбы великой близок час.

- Что же это за дело? С кем борьба? (Пора Украине быть независимой, и знамя вольности кровавой я поднимаю за Петра. Готово всё: в переговорах со мною оба короля; и скоро в смутах, в бранных спорах, быть может, трон воздвигну я)
3. В одной из тайных бесед со своим «свирепым гетманским дельцом» вы сознаётесь в истинной причине своего умысла изменить русскому царю. Какова эта причина? (Пётр на одном из пиров схватил Мазепу за усы)

Красная дорожка

- Вы пишете перед лампадой своё последнее сказанье и говорите о себе:

Недаром многих лет

Свидетелем Господь меня поставил

И книжному искусству вразумил.

- Признайтесь, кто вы? (Монах — летописец Чудова монастыря Пимен из драмы «Борис Годунов»)
1. Чему в вашей судьбе завидует Григорий?

(Как весело провёл ты свою младость!

Ты воевал под башнями Казани.

Ты рать Литвы при Шуйском отражал,

Ты видел двор и роскошь Иоанна!

Счастлив! А я от отроческих лет

По келиям скитаюсь, бедный инок!)
2. В разговоре с вами Григорий расспрашивает «о смерти Дмитрия-царевича». Не припомните ли, что вы ответили на его вопрос: «Каких был лет царевич убиенный?»

(да лет семи: ему бы ныне было — Тому прошло уж десять лет... нет, больше:

двенадцать лет — он был бы твой ровесник и царствовал; но Бог судил иное.)
Финал

Задание для розыгрыша дорожек: за 2-3 минуты подготовить и прочитать наизусть любимые строки из стихотворений А.С.Пушкина.

(в это время звучит музыка на стихи Пушкина)
Зелёная дорожка

Вы небогатый помещик, вы владеете всего одной деревенькой, у вас 70 душ крестьян, сын воспитывается в Петербурге. Узнали вы себя? (Дубровский Андрей Гаврилович)
1. Ваш сосед Кирилла Петрович Троекуров, бывало, говорил: «Слушай, брат, Андрей Гаврилович: коли в твоём Володьке будет толк, так отдам за него свою Машу; даром что он гол как сокол». Не припомните ли, что вы на это ответили? («Нет, Кирилла Петрович, мой Володька не жених Марье Кирилловне. Бедному Дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главою в

доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабёнки.»)
2. Андрей Гаврилович, за что вы так рассердились на Троекурова? (У Троекурова была огромная псарня, а у меня только две гончие собаки, Я сказал ему, что вряд ли людям вашим такое житьё, как вашим собакам. Один из псарей обиделся и отвечал, что иному дворянину не худо было бы променять усадьбу на любую из здешних конурок. Все засмеялись, в том числе и Троекуров.)
3. Объясните, что могло бы примирить вас с соседом? (об этом я написал на другой же день в письме, где просил выслать в Покровское псаря Парамошку с повинною)
4. Почему вас так сильно поразило решение суда? (Я был уверен в своей правоте, поэтому не беспокоился о деле, не имел ни охоты, ни возможности сыпать деньги судьям; никогда не думал, что стану жертвой «чернильного племени»)

Жёлтая дорожка

- Замечательно динамичен портрет вашего героя даёт А.С.Пушкин:

.Его глаза сияют

Лик его ужасен.

Движенья быстры.

Он прекрасен,

Он весь, как Божия гроза.

- Узнали? (Пётр 1 из поэмы «Полтава»)

1. А не припомните, какие слова, произнесённые вдохновенным, звучным голосом сопровождают ваш столь энергичный выход на поле боя?

(«За дело, с Богом»)

2. А теперь, ваше императорское величество, обратимся к другой поэме «Медный всадник». А начиналось всё со времени, когда Петербурга ещё

не было, и вы стояли на берегу пустынных волн. Что вы видели перед собой? И о чём думали?

(...Река неслася; бедный чёлн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

А лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел. И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твёрдой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам...)

3. Что же изменилось через сто лет после того, как был основан город Петербург?

(Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознёсся пышно, горделиво...

Ныне там на оживлённых берегах

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен. Корабли...)
Красная дорожка

- Да, ваша наружность замечательна: вам лет сорок, росту среднего, худощав, широкоплеч, в чёрной бороде показывается проседь. Глаза большие, живые, так и бегают. Вы узнали себя? (Емельян Иванович Пугачёв)

1. Уважаемый Емельян, как получилось, что вы стали предводителем народного восстания? (я выдал себя за царя Петра Фёдоровича)

2. Скажите, ведь вы были жестоким человеком, стольких людей казнили, почему же вы пощадили молодого офицера Гринёва, ведь он был вашим врагом? (Я помнил добро: однажды он сделал мне добро, подарив заячий тулупчик; а за добро я привык платить добром; во вторых, Петруша Гринёв оказался человеком порядочным, честным, он очаровал меня своим служением присяге, честностью, прямотой)

Награждение победителя.








Подготовила и провела

шк. библиотекарь

Медведковской школы

Беляева Т.В.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

По произведениям А. Спушкина «Дубровский», «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «Медный всадник», «Капитанская дочка» iconТема исторического прошлого
Им были созданы такие произведения, как "Песнь о вещем Олеге", "Бородинская годов щина", "Полтава". "Медный всадник". "Борис Годунов"....

По произведениям А. Спушкина «Дубровский», «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «Медный всадник», «Капитанская дочка» iconЛитература на лето для 8 класса «Житие протопопа Аввакума»
Пушкин А. «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов»

По произведениям А. Спушкина «Дубровский», «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «Медный всадник», «Капитанская дочка» iconАлександр Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
Тема : Александр Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Смысл сопоставления князя и кудесника как отражение главной мысли поэта

По произведениям А. Спушкина «Дубровский», «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «Медный всадник», «Капитанская дочка» iconУрок №10. Тема : Александр Пушкин (1799-1837) «Песнь о вещем Олеге»
Тема : Александр Пушкин (1799-1837) «Песнь о вещем Олеге». Поэтизация древнерусской старины. Летописный источник «Песни…»

По произведениям А. Спушкина «Дубровский», «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «Медный всадник», «Капитанская дочка» iconУчитель Оленева Ю
А. С. Пушкин"Полтава", "Арап Петра Великого", "Капитанская дочка", «Метель». Лирика

По произведениям А. Спушкина «Дубровский», «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «Медный всадник», «Капитанская дочка» iconСписок литературы для чтения
А. С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд», «Поэт», «к чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге»

По произведениям А. Спушкина «Дубровский», «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «Медный всадник», «Капитанская дочка» iconЖенские образы в романе А. С. Пушкина «Дубровский» Исследовательская работа (образ няни)
А сколько там всего! Какая насыщенность сообщениями, чувствами, психологией, характерами… я думаю, у среднего (считающегося хорошим)...

По произведениям А. Спушкина «Дубровский», «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «Медный всадник», «Капитанская дочка» iconИсследование по творчеству А. С. Пушкина 8 класс. Баллада «Песнь о вещем Олеге»
Формирование умений анализа лирического произведения на основе историко-культурного наследия

По произведениям А. Спушкина «Дубровский», «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «Медный всадник», «Капитанская дочка» iconТема: А. С. Пушкин. Узник. М. Ю. Лермонтов. Узник
Дома вы читали балладу А. С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге" и отвечали на вопрос: Почему погибает князь Олег?

По произведениям А. Спушкина «Дубровский», «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «Медный всадник», «Капитанская дочка» iconРусская литература XIX века
Пушкин А. "Полтава", "Медный всадник", "Пиковая дама", "Борис Годунов", "Скупой рыцарь"

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции