Тема: А. С. Пушкин. Узник. М. Ю. Лермонтов. Узник




Скачать 36.05 Kb.
НазваниеТема: А. С. Пушкин. Узник. М. Ю. Лермонтов. Узник
Дата публикации14.10.2014
Размер36.05 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Урок литературного чтения.

Составила учитель начальных классов Елева С. А.

Тема: А.С. Пушкин. Узник. М.Ю. Лермонтов. Узник.

Цель: развивать представление о художественной идее произведения,

развивать познавательные процессы;

формировать систему читательских умений: через развитие эмоциональной сферы работать над выразительным чтением;

обучать сопоставительному анализу. Ход урока.

1. Проверка домашнего задания.

- Дома вы читали балладу А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге" и отвечали на вопрос: Почему погибает князь Олег?

2. Подготовка к первичному восприятию.

- Стихотворение А.С. Пушкина "Узник" было написано в 1822 году, во время южной ссылки. Что вы знаете об этом периоде жизни поэта?

(На Кавказе идет постоянная борьба горцев за свою независимость, создается тайное общество, куда входили будущие декабристы, многие из которых были близкими друзьями Пушкина. В этой атмосфере свободолюбия ссыльный поэт особенно остро ощущал несвободу.)

- М.Ю. Лермонтов написал свое стихотворение "Узник" в 1837 году, когда сидел на

Гауптвахте под арестом за то, что откликнулся на гибель Пушкина стихотворением "Смерть поэта". Послушайте эти стихи.

3. Первичное восприятие. Чтение учителя.

4. Проверка первичного восприятия.

- Стихотворения носят одно название - "Узник", похожи ли они?

- Какое чувство вызвало стихотворение Пушкина, какое - Лермонтова?

5. Постановка учебной задачи.

- Стихи написаны двумя великими поэтами в сходных обстоятельствах (Пушкин в

ссылке. Лермонтов - под арестом), в одном возрасте (Пушкину и Лермонтову во время написания этих стихотворений было по 23 года), но 1822 и 1837 годы для России - разные эпохи.

1822 год - канун восстания декабристов, в обществе царят высокие идеалы, стремление преобразовать жизнь по справедливым законам, желание быть полезным своему Отечеству.

1837 год - наступившая после поражения восстания полоса реакции, высокие идеалы уступают место мелким личным интересам, возникает ощущение бесцельности жизни. Может быть, потому и стихи с одинаковым названием так по-разному звучат? Прочитаем и сопоставим два стихотворения.

1822 год - канун восстания декабристов.

- Высокие идеалы.

- Стремление преобразовать жизнь по справедливым законам.

- Желание быть полезным своему Отечеству.

- Формирование передового "общественного мнения".

1837 год - полоса реакции (движение назад).

- Ощущение бесцельности жизни, обреченность.

- Полицейский надзор за россиянами (чтобы выявлять и пресекать революционные идеи).

- Контроль за литераторами, жестокая цензура. (Цензурный устав содержал 230 запретных параграфов. Современники назвали его "чугунным" и мрачно шутили, что теперь наступила в России "полная свобода… молчания".
6. Вторичное восприятие.

7. Чтение и анализ текста.

- Как начинается стихотворение Пушкина?

- Какова интонация первой строчки?

- На какие слова падает логическое ударение?

(Спокойная констатация факта. Выделяются слова "решетка", "темница", строка звучит грустно, но отчаяния здесь не слышно.)
- Как Лермонтов начинает свое стихотворение?

- На какие слова и почему падает логическое ударение?

(Стихотворение начинается со страстного требования: отворите, дайте! В этом требовании столько энергии, что невольно забываешь о темнице, кажется, что узник уже на воле.)

- Чего именно требует узник у Лермонтова? С чем ассоциируется свобода?

(Конь, несущийся, как ветер, любовь, красота - сиянье дня.)
- Прочитайте до конца пушкинское стихотворение. Оно начинается с упоминания о темнице, а чем заканчивается?

- Кто оказывается рядом с узником?

- Почему именно орел?

- Кому принадлежат слова: "Давай улетим!"?

(Стихотворение заканчивается призывом к свободе. Грустный товарищ узника - орел, царь птиц, гордый, свободный, несмотря на то, что "вскормлен в неволе". Узник угадывает то, что орел хочет сказать, именно потому, что сам испытывает те же чувства. Их души сродни друг другу, узник так же горд и свободолюбив, недаром звучит "мы": "Мы вольные птицы", решетка оказывается невластной.)

- Зачем в последней строфе нужны повторы? ( Повторы усиливают энергию порыва, убеждают в возможности достижения свободы.)
- Как развивается поэтическая мысль Лермонтова?

- Почему вторая строфа начинается со слова "но"? (Союз "но" сразу возвращает

узника из мечты в реальность.)

- Сравните ритм первой и второй строф. (Ритм становится сбивчивым, энергия стиха теряется - желанная свобода недостижима.)

- Найдите те выразительные детали, которые помогают противопоставить мечту о

Свободе суровой реальности. (Сиянье дня оборачивается тусклым светом лампады, горящий "умирающим огнем", "черноокая" оказывается "далеко", и она не думает об узнике "в пышном тереме своем", конь "весел и игрив" - ему тоже не нужен узник.)
- Рядом с узником Пушкина - орел, а кто оказывается рядом с узником Лермонтова?

(Рядом часовой - человек, призванный стеречь, что только усугубляет одиночество. Пушкинский орел наделяется даром речи, часовой Лермонтова безответен.)

- Как и почему меняется ритм в третьей строфе? (На смену сбивчивому ритму приходит

монотонно-размеренный, как бы повторяющий шаги часового, лишающий последней надежды на освобождение.)
8. Обобщение.

- Что же сближает эти стихотворения и что отличает? Прочитайте их выразительно.
9. Домашнее задание.

- Выучить наизусть и подготовить выразительное чтение понравившегося

стихотворения. Для желающих: написать сочинение на тему: "Узник" Пушкина и "Узник" Лермонтова.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: А. С. Пушкин. Узник. М. Ю. Лермонтов. Узник iconА. С. Пушкин «Узник» иМ. Ю. Лермонтов «Узник»
В фогс полного (среднего) общего образования (проект) в области «Филология» определен интегративный курс «Русская словесность (интегрированный...

Тема: А. С. Пушкин. Узник. М. Ю. Лермонтов. Узник iconА. С. Пушкин «Узник». Вольнолюбивый характер стихотворения Цель урока:...
«Узник»; развивать самостоятельность в решении учебных проблем, умение добывать необходимую информацию, перерабатывать ее; формировать...

Тема: А. С. Пушкин. Узник. М. Ю. Лермонтов. Узник iconКонспект урока литературы в 5 классе. Тема Учимся читать и понимать...
Развитие читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций

Тема: А. С. Пушкин. Узник. М. Ю. Лермонтов. Узник iconУрок литературы в 6 классе на тему: «А. С. Пушкин. Стихотворение «узник»
Цели: 1 познакомить учащихся с лицейскими годами поэта; со стихотворениями данного

Тема: А. С. Пушкин. Узник. М. Ю. Лермонтов. Узник iconСписок литературы для чтения
А. С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд», «Поэт», «к чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге»

Тема: А. С. Пушкин. Узник. М. Ю. Лермонтов. Узник iconУчебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Литература...
Певец во стане русских воинов. Теон и Эсхин. Эолова арфа. Алина и Альсим. Певец во Кремле. Мотылек. Славянка. Кольцо души-девицы....

Тема: А. С. Пушкин. Узник. М. Ю. Лермонтов. Узник icon«А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение...
...

Тема: А. С. Пушкин. Узник. М. Ю. Лермонтов. Узник iconЛитература для летнего чтения
Пушкин А. С. Стихотворения: «И. И. Пущину», «Узник», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; роман «Дубровский», «Повести покойного Ивана...

Тема: А. С. Пушкин. Узник. М. Ю. Лермонтов. Узник iconРоковые дуэли: Пушкин и Лермонтов Пушкин и Лермонтов: совпадение судеб
Отец Лермонтова, Юрий Петрович, капитан. Пушкин и Лермонтов происходили из старинных дворянских родов. Предком Пушкина был Гаврило...

Тема: А. С. Пушкин. Узник. М. Ю. Лермонтов. Узник iconСписок летнего чтения для
А. С. Пушкин. Стихи: «Узник», «Зимнее утро», «И. И. Пущину», «Зимняя дорога». Повести: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»,...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции