Скачать 108.94 Kb.
|
Общеобразовательная средняя школа №1г. Избербаш РД Открытый мультимедиа-урок литературы в 5 классе на тему: «Тайна эпитета» Провела учитель русского языка и литературы: Хилько Е.Е. 2011 г. Подробный конспект урокаМультимедиа-урок «Тайна эпитета» Методическая информация Тип урока: урок-практикум Цели урока:
Задачи урока: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Знания, умения, навыки и качества: 1. Формируются базовые знания о языке художественной литературы, в частности об эпитете как средстве художественной выразительности, 2. Закрепляются практические навыки частичного анализа поэтического текста, 3.Актуализируются знания об особенностях формы и содержания лирического произведения. 4. Развивается личность школьника, его эстетический опыт, познавательная культура, логическая память. Необходимое оборудование и материалы: учебник литературы под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, 5 класс, часть 2; раздаточный материал (деформированный текст стихотворения Е.Баратынского), мультимедиа проектор, компьютер с установленной программой Microsoft Office, акустическая система. Подробный конспект урока План урока.
1. Пробуждение жизненных впечатлений. Создание учителем мотивационной ситуации для успешной деятельности учащихся. Слайд 1 - Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть. Наш сегодняшний урок особый. Это урок – поиск, где кроме знания текста и общей эрудиции, необходимы пытливый ум, пристальное внимание к слову и … вера в возможность свершения чуда. И пусть оно состоится - чудо открытия мира вокруг нас и тайны. Ведь наш урок так и называется «Тайна…» Слайд 2 - Давайте представим себе, что мы сидим дома, смотрим в окно и любуемся красотой природы. Земля укрыта белой шубой. Тихо, задумчиво падают с неба снежинки. Природа так и манит. - А какие тайны хранит зима? Слайд 3
- Тайну снега. Он белый и пушистый, как одеяло. Лежит на земле, словно мягкое покрывало, под которым она дремлет до весны. Он скрипит под ногами, и этот скрип, словно музыка, раздаётся вокруг. - Тайну инея. Его сказочная красота на ветвях деревьев напоминает русское кружево. Как будто мастерицы потрудились над узором белой шали и, выполнив работы, набросили эту шаль на ветви деревьев. - Тайну леса. Деревья стоят, покрытые тяжелыми шапками. Заденешь ветку рукой, и с неё свалится ком снега на голову или попадёт за воротник. А ветка слегка качнётся и снова замрёт, словно во сне. Слайд 4 - Очень много поэтов, художников, музыкантов слагали свои гимны зиме. Сейчас вы слушаете великолепную музыку П.И.Чайковского из цикла «Времена года» Эта миниатюра называется «Декабрь. Святки». Что вы чувствуете? Какое настроение она вызывает?
- Представляется, как сидишь дома, смотришь в окно, а там медленно падает снег, крупный и пушистый. А настроение спокойное, и на душе как-то тепло и легко. - А я представляю новогодние каникулы, еще чувствуется праздник, не убраны подарки, поэтому настроение приподнятое. - Хочется верить в чудеса, которые случаются в рождество и в святки.
- Да. И чудо приходит, заглядывая в окна домов. Оно осторожно подкрадывается к людям из черноты дальнего леса, из таинственного света луны и неожиданно громкого треска сучьев в замёрзшей тишине ночного воздуха. Эти ощущения вызывает музыка, которая способна творить чудеса, обращаясь к нашему сердцу. А еще таким воздействием обладает живопись. (Слайд 5) Одним из моих любимых художников, создавших целый цикл зимних картин, был и остается Игорь Эммануилович Грабарь. Я приглашаю вас в его картинную галерею.
Слайд 6 - Любовь к зиме стала для него наибольшим стимулом к творчеству. «Немного на свете таких потрясающих … моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок», - писал художник о картине «Зимнее утро» - Что особенно поразило вас в картине?
Действительно, Грабарь изобразил раннее утро – тихое, неслышное, со съёжившимся в морозной синеве солнцем, пронизанными его золотом деревьями и хрустящим снегом, на который падают сиреневые тени. Слайд 7 Солнечные дни февраля дали удивительный живописный материал, воплотившийся в картине «Февральская лазурь» . « Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба», - так Грабарь рассказывал о начале работы над картиной. - С помощью чего художнику удалось передать свое восхищение зимним пейзажем? - Что является орудием художника?
-Да, цветом, красками, линиями воздействует на чувства зрителей художник. С их помощью запечатлевает застывшие мгновения зимы Грабарь на своих картинах. Это и есть чудо. Слайд 8 - Чудом является и поэзия. “Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение”. У этих слов есть особые названия: гиперболы, метафоры, олицетворения. И под пером поэта они приобретают художественную силу, передают звучание, переливы цвета, смены настроения, разнообразные впечатления. Сегодня мы попытаемся найти “острия” таких слов, чтобы приподнять “покрывало” поэтической тайны. - Мы откроем тайну эпитета, разгадаем его секреты. Слайд 9
II. Работа над формированием теоретического понятия. Составление опорного конспекта. Слайд 10 - Секрет первый. Мы разгадаем его, если внимательно послушаем стихотворение К. Бальмонта «Снежинка».
Слайд 11 (слова выводятся по щелчку)
- А какой частью речи являются записанные вами слова? Каким членом предложения? Слайд 12 - Вот вы и раскрали секрет первый: Всякий эпитет – имя прилагательное, определение (опорный конспект записывается в тетради). Так просто! – скажете вы. Но наше открытие тайны эпитета только начинается. Прилагательное – это подготовка эпитета, его репетиция. Откроем второй секрет. Слайд 13
- Записываем словосочетания: Хрустальные туфельки Сиреневый аромат Золотое кольцо Острые шипы - Эти прилагательные не являются эпитетами. Ведь они имеют конкретное, предметное значение. Раскройте его. - Хрустальные туфельки – из хрусталя, сиреневый аромат – аромат сирени и т. д. - Можно превратить эти прилагательные в эпитеты, придав им новый, неожиданный смысл. Подумайте, что для этого нужно сделать? (заменить существительное). Слайды 14-17
Учащиеся предлагают свои варианты, учитель - свои. Комментирование (варианты учителя появляются щелчком мыши). - Давайте разгадаем секрет второй. Любое ли прилагательное можно назвать эпитетом? Слайд 18 Итак, мы открыли Секрет второй: Не всякое прилагательное – эпитет. Только то, которое употребляется в переносном значении. (вывод заносится в опорный конспект) Слайды 19-24 (смена слайдов по щелчку, внутри слайда анимация происходит автоматически) Игра «Соберем снежинки» (Учимся находить эпитеты в стихотворении и определять их роль.) - Мы продолжаем открывать тайны зимы. Мысленно переносимся в парк, садимся на скамейку и…ловим снежинки. - Ребята, вы когда-нибудь ловили снежинки? Какие ощущения вы испытывали? - Да, снежинки – настоящее чудо зимы. Хрупкие, как будто стеклянные, удивительно красивые, не похожие одна на другую, они очень быстро тают. Но так хочется сохранить эту красоту подольше, поэтому мы ловим их на рукавички и долго-долго любуемся. Вот и сейчас мы с вами будем собирать снежинки. И делать это будем очень осторожно, чтобы не разрушить красоту. На наших «снежинках» записаны строчки из стихотворений известных поэтов. Задание: прочитать строку, найти эпитет. Словосочетание записать в тетради. «Вся комната янтарным блеском озарена» (А.С.Пушкин) «Веселым треском трещит затопленная печь» (А.С.Пушкин) «Весь окутан, весь окован легкой цепью пуховой» (Ф.И.Тютчев) «Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает» (С.А.Есенин) «Сквозь волнистые туманы пробирается луна, Сквозь печальные поляны льет печальный свет она» (А.С.Пушкин) Слайд 25 (содержит гиперссылки на слайды 26-30)
Читаем строчки поэта, называем эпитет. (Анимация по щелчку. По гиперссылке переходим на иллюстрации и определяем роль эпитета в строках поэта. Возвращаемся «назад», продолжаем проверку) Правильные ответы «снежинками» отмечаем в тетради. Слайд 31 - Кто собрал больше всех снежинок?. 3-4 снежинки – ты работал хорошо! 5-6 снежинок – ты работал замечательно!! 7-8 снежинок – ты работал великолепно!!! - Откроем третий секрет. Какую роль играют эпитеты в стихотворении? Слайд 31 - Вот мы и открыли секрет третий: эпитет рисует выразительную картину, а также помогает передать мысли и чувства автора. - Итак, что называется эпитетом? Прочитайте опорный конспект, сформулируйте определение и запишите его в тетради. Эпитет – прилагательное, художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету. Слайд 32
(В процессе обсуждения еще раз подчеркиваем, что эпитеты не только помогают представить картину, но и дают яркую характеристику предмету, могут подчеркивать его характер, одушевлять предмет.) Слайд 33 Физкультминутка Во время физкультминутки учащиеся встают и под руководством учителя громко произносят слова стихотворения, сопровождая их движениями. Вышли мышки как-то раз (дети идут на месте) Поглядеть, который час (смотрят по сторонам, как в бинокль). Раз, два, три, четыре (хлопают в ладоши) Мышки дернули за гири (поднимают руки вверх и опускают вниз). Вдруг раздался страшный звон – (хлопают громче и быстрее) Убежали мышки вон! (бегут вокруг себя и смотрят по сторонам, прикладывая ладошку ко лбу, как бы разыскивая мышей) Слайд 34
- Известный литературовед Лев Озеров писал: «Скажи мне, какой у тебя эпитет, и я скажу, какой ты поэт». Какая мысль заключена в этих словах? - Работа над эпитетом – дело чрезвычайно сложное. Неслучайно молодые поэты чаще используют метафору. Эпитет должен быть не только выразительным, но и передавать чувства автора, подчеркивать главную мысль.
- В этом году мы открываем для себя много новых имен блестящих поэтов. Один из них – Евгений Абрамович Баратынский. Он, как и многие его сверстники, начал писать стихи ещё юношей. Был знаком с Пушкиным и другими молодыми поэтами, общество которых имело влияние на развитие и направление его таланта. Своими лирическими произведениями он скоро занял видное место в числе поэтов пушкинского круга. Слайд 35 - Прочитайте стихотворение Баратынского, в котором пропущены некоторые слова.
Где … шепот Моих лесов? Потоков ропот, Цветы лугов? Деревья …; Ковер зимы Покрыл холмы, Луга и долы. Под … Своей корой Ручей немеет; Все цепенеет, Лишь ветер …, Бушуя, воет И небо кроет … мглой.
Слайд 36
Где сладкий шепот Моих лесов? Потоков ропот, Цветы лугов? Деревья голы; Ковер зимы Покрыл холмы, Луга и долы. Под ледяной Своей корой Ручей немеет; Все цепенеет, Лишь ветер злой, Бушуя, воет И небо кроет Седою мглой.
Слайд 37
Метод незаконченного предложения: - Мне понравилось … - Я понял, что … - Я научился … - Я сегодня работал … Заключительное слово учителя. - Ребята, вы готовы открывать чудеса и тайны поэтических строк. Вы удивили меня сегодня богатством речи, умением ответить быстро и правильно, общаться с вами – истинное удовольствие. Писатель С. Кучеренко как-то сказал: «То, что когда-то потрясло, перевернуло, обожгло или заледенило, - крепко засело в удивительных тайниках мозга нетускнеющими красками, звуками, движениями. Застывшими мгновениями». Застывшие мгновения жизни запечатлевают музыканты, художники, писатели. А мы разгадываем их тайны. Сегодня приоткрыли одну из них – тайну эпитета. Слайд 38 Домашнее задание: (выборочно): 1) Прочитать опорный конспект, выучить определение эпитета. 2) Стихотворение К. Бальмонта «Снежинка» (наизусть) |
Александра Давид-Неэль Магия и тайна Тибета «Магия и тайна Тибета / Пер с англ. Е. А. Дорониной.»: Центрполиграф; Москва; 2010 |
Главная тайна кино У каждого непременно спрашивают в чем ваша тайна? Что нужно сделать, чтобы добиться успеха в кино? Почти все мэтры отвечают одинаково... |
||
Доклад на августовской конференции 2013 года по проблеме «Методическая... Информация Шихшинатовой З. С. – директора Информационно-методического центра Избербашского гуо |
Урок речевого развития. Об «умении жить» Эти этнические стереотипы часто эксплуатируют расхожие представления о личностных свойствах людей разных национальностей. С другой... |
||
Урок онз. 3 класс. Тема: «Времена года. Месяцы.» Опорно-методическая площадка «Развитие ууд средствами учебных предметов в условиях реализации фгос» |
Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск |
||
Урок труда мастер-класс по изготовлению Оригами В стоимость уже включено: проживание в каюте соответствующей категории, трехразовое питание, экскурсионное обслуживание согласно... |
План работы методического объединения учителей русского языка и литературы... Методическая тема: Внедрение новых образовательных стандартов как условие обеспечения современного качества образования |
||
Урок «Царевна-лягушка» Урок 17. Жанр басни. Рассказ и мораль в басне. Урок развития речи |
Методическая разработка Методическая разработка предназначена для студентов, магистрантов и аспирантов, имеющих навыки чтения научной литературы. Она поможет:... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |