Примерная программа основного общего образования по литературе *Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы)




Скачать 232.03 Kb.
Название Примерная программа основного общего образования по литературе *Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы)
Дата публикации 02.10.2014
Размер 232.03 Kb.
Тип Примерная программа
literature-edu.ru > Литература > Примерная программа
Пояснительная записка
Основу рабочей программы составляют:

*Государственный стандарт общего образования

*Примерная программа основного общего образования по литературе

*Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией А. Г. Кутузова / М., Дрофа, 2006 г. /.

* «В мире литературы». 5класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под общей редакцией А. Г. Кутузова /М., Дрофа, 2007 г. /.

Количество учебных часов

В год – 70.

В неделю – 2.

Итоговых творческих работ – 6.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило

цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

задачи обучения:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.


Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Методической особенностью преподавания литературы в 5-ом классе по программе А.Г. Кутузова является переход от литературного чтения с элементами эстетического анализа к целенаправленному обучению эстетическому анализу на основе жанрово-родового структурного принципа программы и ведущей эстетической проблемы «Фольклор и литература».

В результате изучения литературы в 5 классе учащиеся должны знать/понимать:

- содержание изученных литературных произведений;

- такие теоретико-литературные понятия, как: писатель и автор, автор и рассказчик, основные жанры фольклора, виды сказок, сказка народная и литературная, сюжет, духовная литература, жанр жития, эпос, лирика и драма как роды литературы, жанр рассказа, повести, лирическое стихотворение как жанр, рифма, фигуры поэтической речи – эпитет, метафора, олицетворение, аллегория, драма как род и жанр литературы;

уметь:

  1. Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).

  2. Определять род и жанр произведений на основе изученных теоретических понятий.

  3. Сопоставлять авторские и фольклорные произведения, рассказ и сказку, рассказ и повесть.

  4. Создавать собственный текст с указанными жанровыми признаками.

  5. Создавать отзыв на рассказ и повесть.

  6. Давать сравнительную характеристику героев.

  7. Грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть навыками диалога.

  8. Выполнять элементарные исследовательские работы и презентовать их результаты.


Содержание программы по литературе в 5 классе.
Введение ( 1час ).

Литература как искусство слова. Вымысел и художественное творчество. Понятия писатель и автор. Литературные жанры как исторически сложившиеся формы существования литературы.
Фольклор ( 10 часов).

Начальное понятие о фольклоре. Вымысел в фольклорном произведении. Основные жанры фольклора. Нравственный идеал русского фольклора.

Детский фольклор. Игровые основы детского фольклора. Игра и считалка. Небылицы как игровой жанр фольклора.

Загадка как жанр фольклора. Возникновение и бытование загадок.

Пословицы и поговорки как малые жанры фольклора.

Народная сказка. Виды народных сказок.

«Два Ивана-солдатских сына». Художественные особенности волшебной сказки.

«Жена-доказчица». Особенности бытовой сказки.

«Мужик, медведь и лиса». Животные как герои сказок.
Духовная литература (6 часов).

Библия.

Библия как Вечная книга и памятник человеческой цивилизации.

Священное Предание и Священное Писание.

Новый Завет. Зачем сошел на землю Господь наш Иисус Христос. Избрание двенадцати апостолов. Нагорная проповедь. Притчи Иисуса Христа. Притча о сеятеле. Притча о семенах и плевелах.

Житийная литература. «Житие Бориса и Глеба».
Литература.

Эпос и эпические жанры (40 часов).
Литературная сказка (10 часов).

Литературная сказка как авторское произведение. Сказка литературная и фольклорная.

П. П. Ершов. «Конек-горбунок». Понятие о стихотворной сказке.

В. И. Даль. «У тебя у самого свой ум». Мораль в сказке.

Х. К. Андерсен. «Соловей». Истинные и мнимые ценности.

Саша Черный. «Мирная война». Герой в литературной и фольклорной сказках.
Рассказ (18 часов).

Рассказ. Отличие рассказа от сказки. Жанровые особенности рассказа.

Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». Автор и рассказчик.

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Быль как форма повествования.

И. с. Тургенев. «Муму». Герой и его прототип.

Ф, М.Достоевский. «Мальчик у Христа на елке». Особенности рождественского рассказа.

А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия», «Пересолил». Юмористический рассказ.

О.Генри. «Вождь краснокожих». Языковые средства создания комического эффекта.

Д. Лондон. «Сказание о Кише». Сказание как форма рассказа.

К. Г. Паустовский. «Кот-ворюга». Рассказ о животных.

В. Ю. Драгунский. «Девочка на шаре». Проблема взросления.

Д. И. Хармс. «Черная вода».

Л. С. Петрушевская. «Пуськи бятые». Игровой рассказ.
Повесть (12 часов).

Повесть. Отличие повести от рассказа. Время, герой, жанровые особенности.

В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Система художественных образов.

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Соотношение художественного вымысла и реальности в повести.

Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Особенности сказочной повести.

Льюис Кэрролл. «Алиса в Стране чудес». Герои и события.

Лирические жанры (7 часов).

Лирика как род литературы. Лирическое стихотворение как жанр.

А. С. Пушкин. «Птичка», «Туча», «Еще дуют холодные ветры…», «Бесы», «Зимняя дорога».

М. Ю. Лермонтов. «Утес», «На севере диком…», «Парус», «Когда волнуется желтеющая нива…».

Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою…», «Зима недаром злится…», «Весенние воды».

А. А. Фет. «Ласточки пропали…», «Мама! глянь-ка из окошка…», «Еще весны душистой нега…», «Зреет рожь…».
Драматические жанры (5 часов).
Т. Г. Габбе. «Город мастеров» как пьеса –сказка. Система образов. Нравственная проблематика. Как читать драму. Средства создания художественных образов в драматическом произведении.

Список литературы


  1. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 2007

  2. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2010

  3. Литература. Тесты 5 – 8 классы. Москва, Дрофа, 2008

  4. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997

  5. Литература. 5 класс: поурочные планы по программе А.Г.Кутузова/сост Л.М.Серегина. – Волгоград: учитель, 2008


Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 класса



№ урока

Тема

Тип урока

Требования к уровню подготовки

Форма контроля

Дата проведения


Примечание (корректировка)

план

фактически

1

Введение ( 1 час) Художественная литература как искусство слова. Писатель и автор.

УОНМ

Знать осо­бенно­сти литературы как вида ис­кус­ства.

Уметь нахо­дить нужный мате­риал в учебнике


работа с книгой, беседа










2

Начальное поня­тие о фольклоре. Основные жанры фольклора.

УОНМ

Знать что такое фольк­лор, его ис­токи, жанры.

Уметь нахо­дить в мате­риале учеб­ника основ­ные понятия.

Устный опрос










3

Детский фольк­лор. Жанры дет­ского фольклора (загадки, счи­талки, небы­лички).

УЗИ

Знать отли­чительные признаки жанров дет­ского фольклора.

Уметь со­поставлять узучаемые явления.

работа с книгой, беседа,










4 - 5

Пословицы и по­говорки как жанры фольк­лора.

КУ

Знать при­знаки посло­вицы и по­говорки как жанра.

Уметь отли­чать их.

беседа, опорные записи.










6

Народная сказка. Виды народных сказок.

КУ

Знать при­знаки на­родной сказки, осо­бенности сюжета и композиции. Уметь клас­сифициро­вать при­знаки на­родной сказки, оп­ределять ее вид.

опорные записи,










7

Житийная литература

КУ
















8

Волшебная сказка «Два Ивана-сол­датских сына»

КУ

Знать со­держание сказки, при­знаки вол­шебной сказки. Уметь под­робно и сжато пере­сказывать эпизоды, ин­терпретиро­вать произ­ведение как волшебную сказку.

Беседа, чтение и пересказ эпизо­дов, анализ тек­ста.










9

Бытовая сказка «Жена-доказ­чица».

КУ

Знать со­держание сказки, при­знаки быто­вой сказки. Уметь под­робно и сжато пере­сказывать эпизоды, ин­терпретиро­вать произ­ведение как бытовую сказку.

Беседа, чтение и пересказ эпизо­дов, анализ тек­ста.










10

Сказка о живот­ных «Мужик, медведь и лиса».

КУ

Знать со­держание сказки, при­знаки сказки о животных. Уметь под­робно и сжато пере­сказывать эпизоды, ин­терпретиро­вать произ­ведение как сказку о жи­вотных.

Беседа, чтение и пересказ эпизо­дов, анализ тек­ста.










11

Творческая мас­терская. Общ­ность сюжетов в сказках народов мира.

УПКЗУ

Знать со­держание сказок, их жанровые особенности. Уметь срав­нивать про­изведения, делать вы­воды на ос­нове наблю­дений.

Сопоставитель­ный анализ са­мостоятельно прочитанных сказок.










12

Понятие о духов­ной литературе. Библия как Веч­ная книга.

УОНМ

Знать, что такое духов­ная и свет­ская литера­тура, значе­ние Библии как явления литературы, ее струк­туру, содер­жание биб­лейских ска­заний.

беседа, опорные записи, демон­страция










13 – 14

Притчи Иисуса Христа.

КУ

Знать со­держание притчи о сеятеле и притчи о се­менах и пле­велах. Уметь интерпрети­ровать ино­сказатель­ный смысл прочитан­ного

беседа, вырази­тельное чтение










15 – 17

Житийная лите­ратура. «Житие Бориса и Глеба»

КУ

Знать осо­бенности жития как жанра, со­держание «Жития Бо­риса и Глеба». Уметь выде­лять ключе­вые эпизоды и пересказы­вать их сжато и под­робно.

Беседа, чтение и пересказ эпизо­дов, анализ тек­ста, демонстра­ция










18

Литературная сказка.

УОНМ

Знать лите­ратурные роды, их от­личительные черты, при­знаки лите­ратурной сказки как эпического произведе­ния. Уметь отличать ли­тературную сказку от народной.

беседа, работа с учебником, опорные записи.










19 – 21

П. П. Ершов. «Конек-горбу­нок» как литера­турная сказка.

КУ

Знать со­держание сказки, по­следова­тельность событий, от­личие стихов от прозы. Уметь выра­зительно чи­тать стихо­творный текст, нахо­дить и пере­сказывать сжато и под­робно клю­чевые эпи­зоды, срав­нивать лите­ратурную сказку с фольклор­ной.

беседа, работа с учебником, проблемный анализ текста, опорные записи,










22

В. И. Даль. «У тебя у самого свой ум».

КУ

Знать со­держание сказки, при­знаки лите­ратурной сказки. Уметь выра­зительно чи­тать сказку, интерпрети­ровать ее как литератур­ную.

беседа, работа с учебником, опорные записи.










23 – 24

Х. К. Андерсен. «Соловей».

КУ

Знать факты жизни и творчества Андерсена, содержание сказки, роль художест­венных де­талей. Уметь передавать содержание подробно и сжато, срав­нивать по­ступки и речь героев, находить доказатель­ства в тек­сте.

Проблемный анализ текста,










25

Саша Черный. «Мирная война».

КУ

Знать, что такое псев­доним, автор и рассказ­чик, сюжет и композиция.

Уметь срав­нивать ге­роев разных произведе­ний, анали­зировать речь героев.

беседа, работа с учебником, опорные записи










26 – 27

Творческий прак­тикум. Создание экологической сказки.

УПКЗУ

Знать осо­бенности сказки как жанра. Уметь соз­давать про­изведение по законам сказки.

Проблемные за­дания различ­ной степени сложности.










28

Рассказ как эпи­ческий жанр.

УОНМ

Знать жан­ровые осо­бенности рассказа. Уметь отли­чать его от сказки.

беседа, работа с учебником, опорные записи










29 – 30

Н. В. Гоголь. «За­колдованное ме­сто».

КУ

Знать поня­тия автор, рассказчик, обстоятель­ства жизни Гоголя, со­держание рассказа. Уметь раз­личать ав­тора и рас­сказчика в произведе­нии, вымы­сел и реаль­ность.

беседа, работа с учебником, опорные записи,










31-33

И. С. Тургенев. «Муму».

КУ

Знать факты жизни и творчества Тургенева, содержание рассказа, ис­торические реалии, по­нятие прото­тип. Уметь соотносить героя с его прототипом, анализиро­вать художе­ственные де­тали в тек­сте, вырази­тельно чи­тать диалоги в рассказе.

Проблемный анализ текста










34 – 36

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник».

КУ

Знать факты жизни и творчества Толстого, содержание рассказа, его историче­скую основу, особенности жанра ( быль ), роль пей­зажа в про­изведении. Уметь пере­давать сю­жет рас­сказа, давать сравнитель­ную харак­теристику героев, рас­крывать ав­торскую по­зицию.

Проблемный анализ текста










37

Ф. М. Достоев­ский. «Мальчик у Христа на елке».

КУ

Знать жан­ровые осо­бенности святочного рассказа. Уметь вы­ражать свое отношение к прочитан­ному.

беседа, работа с учебником, комментиро­ванное чтение.










38

А. П. Чехов. «Лошадиная фа­милия», «Пересо­лил».

КУ

Знать осо­бенности юмористи­ческого рас­сказа. Уметь его вырази­тельно чи­тать.

беседа, работа с учебником, чте­ние в лицах.










49 – 40

О. Генри. «Вождь краснокожих».

КУ

Знать осо­бенности юмористи­ческого рас­сказа, язы­ковые сред­ства созда­ния комиче­ского эф­фекта. Уметь выразитель-но читать юмористи­чесческое произведе­ние..

беседа, работа с учебником, чте­ние в лицах.










41

Дж. Лондон. «Сказание о Кише».

КУ

Знать о ска­зании как форме рас­сказа. Уметь читать про­изведение в соответст­вии с жанро­выми осо­бенностями.

, работа с учебником, комментиро­ванное чтение.










42

К. Г. Паустов­ский. «Кот-во­рюга».

КУ

Знать осо­бенности рассказа о животных, изобрази­тельных средствах в нем. Уметь видеть ав­торское от­ношение к героям.

беседа, , комментиро­ванное чтение










43

В. Ю. Драгун­ский. «Девочка на шаре».

КУ

Знать о мно­гообразии жанровых форм рас­сказа. Уметь видеть сред­ства раскры­тия душев­ного состоя­ния героя.

беседа, работа с учебником, ана­лиз эпизодов.










44

Д. Хармс. «Чер­ная вода», Л. С. Петрушевская «Пуськи бятые».

КУ

Знать, что такое игро­вой рассказ. Уметь выра­зительно чи­тать и ин­терпретиро­вать произ­ведения на «глоком» языке.

беседа, работа с учебником, вы­разительное чтение.










45

Творческий практикум. От­зыв на рассказ.

УПКЗУ

Знать, как строится от­зыв на про­изведение. Уметь само­стоятельно анализиро­вать прочи­танное по плану.

Сочинение – от­зыв на изучен­ное произведе­ние.




.




46

Повесть как эпи­ческий жанр.

УОНМ

Знать жан­ровые осо­бенности повести. Уметь отли­чать ее от рассказа.

беседа, работа с учебником, опорные записи.










47 – 48

В. Г. Короленко. «В дурном обще­стве».

КУ

Знать факты жизни и творчества писателя, содержание повести, по­нятия сю­жетная ли­ния, компо­зиция, кон­фликт. Уметь нахо­дить ключе­вые эпи­зоды, срав­нивать ге­роев, место действия, понимать роль рас­сказчика.

Проблемный анализ текста,










49 – 50

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера».

КУ

Знать факты жизни и творчества писателя, содержание повести, по­нятия сю­жетная ли­ния, компо­зиция, кон­фликт. Уметь нахо­дить ключе­вые эпи­зоды, срав­нивать ге­роев, пере­давать через выразитель­ное чтение речевые ха­рактери­стики ге­роев.

Проблемный анализ текста,










51 – 53

Н. В. Гоголь. «Ночь перед Ро­ждеством».

КУ

Знать жан­ровые осо­бенности сказочной повести. Уметь ин­терпретиро­вать узучае­мое произ­ведение как сказочную повесть. Различать в ней реаль­ность и фан­тастику.

Проблемный анализ текста,










54

Л. Кэрролл. «Алиса в Стране чудес».

КУ

Знать жан­ровые осо­бенности сказочной повести. Уметь ин­терпретиро­вать узучае­мое произ­ведение как сказочную повесть.

беседа, вы­разительное чтение.










56

Творческий практикум. Проба пера. Этюд о животном.

УПКЗУ

Знать, как строится эпическое произведе­ние. Уметь применить знания на практике.

Сочинение на основе жизнен­ных наблюде­ний.










57

Лирика как род литературы.

УОНМ

Знать роды литературы, особенности лирики, фи­гуры поэти­ческой речи. Уметь отли­чать лириче­ское произ­ведение от эпического, находить и интерпрети­ровать в нем метафору, эпитет, оли­цетворение, аллегорию.

беседа, работа с учебником, опорные записи.










58 – 59

А. С. Пушкин. ««Птичка», «Туча», «Еще дуют холодные ветры…», «Бесы», «Зимняя дорога».


КУ

Знать фи­гуры поэти­ческой речи. Уметь ви­деть их роль в произведе­нии, вырази­тельно чи­тать поэти­ческий текст..

проблемный анализ текста, опорные записи,










60 – 61

М. Ю. Лермон­тов. «Утес», «На севере диком…», «Парус», «Когда волнуется жел­теющая нива…».



КУ

Знать фи­гуры поэти­ческой речи. Уметь ви­деть их роль в произведе­нии, вырази­тельно чи­тать поэти­ческий текст.

беседа, проблемный анализ текста, опорные записи,










62

Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первона­чальной…», «Чародейкою зимою…», «Зима недаром злится…», «Ве­сенние воды».

КУ

Знать фи­гуры поэти­ческой речи. Уметь ви­деть их роль в произведе­нии, вырази­тельно чи­тать поэти­ческий текст.

беседа, , проблемный анализ текста, опорные записи,










63

А. А. Фет. «Ласточки пропали…», «Мама! глянь-ка из окошка…», «Еще весны ду­шистой нега…», «Зреет рожь…».

КУ

Знать фи­гуры поэти­ческой речи. Уметь ви­деть их роль в произведе­нии, вырази­тельно чи­тать поэти­ческий текст.

беседа, работа с учебником, проблемный анализ текста,










64

Творческий практикум. Проба пера. Ли­рический этюд.

УПКЗУ

Знать, как строится ли­рическое произведе­ние. Уметь применить знания на практике.

Сочинение на основе жизнен­ных наблюде­ний.










65 –67

Т. Г. Габбе. «Го­род мастеров» как пьеса-сказка.

УОНМ

Знать спе­цифику дра­матических произведе­ний. Уметь читать дра­матические произведе­ния.

беседа, работа с учебником, чтение в лицах.

.







68

Резервный урок.


















Тип урока

УОНМ

Урок ознакомления с новым материалом

УЗИ

Урок закрепления изученного

УПЗУ

Урок применения знаний и умений

УОСЗ

Урок обобщения и систематизации знаний

УПКЗУ

Урок проверки и коррекции знаний и умений

КУ

Комбинированный урок

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа основного общего образования по литературе *Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) icon Примерная программа основного общего образования по литературе для...
...
Примерная программа основного общего образования по литературе *Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) icon Примерная программа основного общего образования по литературе для...
...
Примерная программа основного общего образования по литературе *Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) icon Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе...
Официальные документы в образовании, 2004, №5),примерной программы основного общего образования по литературе и программы под ред....
Примерная программа основного общего образования по литературе *Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) icon Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе примерной...
Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе примерной программы основного общего образования по литературе и авторской...
Примерная программа основного общего образования по литературе *Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) icon Рабочая программа по литературе составлена на основе Фундаментально...
Программа учитывает содержание «Примерных программ основного общего образования, Литература» ( Москва, «Просвещение», 2010, 2011...
Примерная программа основного общего образования по литературе *Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) icon Пояснительная записка рабочая программа по литературе для обучающихся...
Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В. Я. Коровиной (редакторский коллектив: В. П. Журавлёв,...
Примерная программа основного общего образования по литературе *Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) icon Рабочая программа по литературе Класс
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Примерная программа основного общего образования по литературе *Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) icon Пояснительная записка рабочая программа по «Литературе» для 9 класса...
«Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» под редакцией В. Я. Коровиной, утверждённой...
Примерная программа основного общего образования по литературе *Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) icon Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе...
Примерной программы основного общего образования по литературе, на основе программы по литературе. 8-11 классы. Авторы программы...
Примерная программа основного общего образования по литературе *Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) icon Рабочая программа по Литературе 9 кл разработана на основе Федерального...
Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2009, учебника: Литература. Начальный курс. 9 класс.:...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции