Пояснительная записка
Основу рабочей программы составляют:
*Государственный стандарт общего образования
*Примерная программа основного общего образования по литературе
*Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией А. Г. Кутузова / М., Дрофа, 2006 г. /.
* «В мире литературы». 5класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под общей редакцией А. Г. Кутузова /М., Дрофа, 2007 г. /.
Количество учебных часов
В год – 70.
В неделю – 2.
Итоговых творческих работ – 6.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило
цели обучения литературе:
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Методической особенностью преподавания литературы в 5-ом классе по программе А.Г. Кутузова является переход от литературного чтения с элементами эстетического анализа к целенаправленному обучению эстетическому анализу на основе жанрово-родового структурного принципа программы и ведущей эстетической проблемы «Фольклор и литература».
В результате изучения литературы в 5 классе учащиеся должны знать/понимать:
- содержание изученных литературных произведений;
- такие теоретико-литературные понятия, как: писатель и автор, автор и рассказчик, основные жанры фольклора, виды сказок, сказка народная и литературная, сюжет, духовная литература, жанр жития, эпос, лирика и драма как роды литературы, жанр рассказа, повести, лирическое стихотворение как жанр, рифма, фигуры поэтической речи – эпитет, метафора, олицетворение, аллегория, драма как род и жанр литературы;
уметь:
Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
Определять род и жанр произведений на основе изученных теоретических понятий.
Сопоставлять авторские и фольклорные произведения, рассказ и сказку, рассказ и повесть.
Создавать собственный текст с указанными жанровыми признаками.
Создавать отзыв на рассказ и повесть.
Давать сравнительную характеристику героев.
Грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть навыками диалога.
Выполнять элементарные исследовательские работы и презентовать их результаты.
Содержание программы по литературе в 5 классе.
Введение ( 1час ).
Литература как искусство слова. Вымысел и художественное творчество. Понятия писатель и автор. Литературные жанры как исторически сложившиеся формы существования литературы.
Фольклор ( 10 часов).
Начальное понятие о фольклоре. Вымысел в фольклорном произведении. Основные жанры фольклора. Нравственный идеал русского фольклора.
Детский фольклор. Игровые основы детского фольклора. Игра и считалка. Небылицы как игровой жанр фольклора.
Загадка как жанр фольклора. Возникновение и бытование загадок.
Пословицы и поговорки как малые жанры фольклора.
Народная сказка. Виды народных сказок.
«Два Ивана-солдатских сына». Художественные особенности волшебной сказки.
«Жена-доказчица». Особенности бытовой сказки.
«Мужик, медведь и лиса». Животные как герои сказок.
Духовная литература (6 часов).
Библия.
Библия как Вечная книга и памятник человеческой цивилизации.
Священное Предание и Священное Писание.
Новый Завет. Зачем сошел на землю Господь наш Иисус Христос. Избрание двенадцати апостолов. Нагорная проповедь. Притчи Иисуса Христа. Притча о сеятеле. Притча о семенах и плевелах.
Житийная литература. «Житие Бориса и Глеба».
Литература.
Эпос и эпические жанры (40 часов).
Литературная сказка (10 часов).
Литературная сказка как авторское произведение. Сказка литературная и фольклорная.
П. П. Ершов. «Конек-горбунок». Понятие о стихотворной сказке.
В. И. Даль. «У тебя у самого свой ум». Мораль в сказке.
Х. К. Андерсен. «Соловей». Истинные и мнимые ценности.
Саша Черный. «Мирная война». Герой в литературной и фольклорной сказках.
Рассказ (18 часов).
Рассказ. Отличие рассказа от сказки. Жанровые особенности рассказа.
Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». Автор и рассказчик.
Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Быль как форма повествования.
И. с. Тургенев. «Муму». Герой и его прототип.
Ф, М.Достоевский. «Мальчик у Христа на елке». Особенности рождественского рассказа.
А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия», «Пересолил». Юмористический рассказ.
О.Генри. «Вождь краснокожих». Языковые средства создания комического эффекта.
Д. Лондон. «Сказание о Кише». Сказание как форма рассказа.
К. Г. Паустовский. «Кот-ворюга». Рассказ о животных.
В. Ю. Драгунский. «Девочка на шаре». Проблема взросления.
Д. И. Хармс. «Черная вода».
Л. С. Петрушевская. «Пуськи бятые». Игровой рассказ.
Повесть (12 часов).
Повесть. Отличие повести от рассказа. Время, герой, жанровые особенности.
В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Система художественных образов.
Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Соотношение художественного вымысла и реальности в повести.
Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Особенности сказочной повести.
Льюис Кэрролл. «Алиса в Стране чудес». Герои и события.
Лирические жанры (7 часов).
Лирика как род литературы. Лирическое стихотворение как жанр.
А. С. Пушкин. «Птичка», «Туча», «Еще дуют холодные ветры…», «Бесы», «Зимняя дорога».
М. Ю. Лермонтов. «Утес», «На севере диком…», «Парус», «Когда волнуется желтеющая нива…».
Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою…», «Зима недаром злится…», «Весенние воды».
А. А. Фет. «Ласточки пропали…», «Мама! глянь-ка из окошка…», «Еще весны душистой нега…», «Зреет рожь…».
Драматические жанры (5 часов).
Т. Г. Габбе. «Город мастеров» как пьеса –сказка. Система образов. Нравственная проблематика. Как читать драму. Средства создания художественных образов в драматическом произведении.
Список литературы
Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 2007
Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2010
Литература. Тесты 5 – 8 классы. Москва, Дрофа, 2008
Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997
Литература. 5 класс: поурочные планы по программе А.Г.Кутузова/сост Л.М.Серегина. – Волгоград: учитель, 2008
Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 класса
№ урока
|
Тема
|
Тип урока
|
Требования к уровню подготовки
|
Форма контроля
|
Дата проведения
|
Примечание (корректировка)
|
план
|
фактически
|
1
|
Введение ( 1 час) Художественная литература как искусство слова. Писатель и автор.
|
УОНМ
|
Знать особенности литературы как вида искусства.
Уметь находить нужный материал в учебнике
|
работа с книгой, беседа
|
|
|
|
2
|
Начальное понятие о фольклоре. Основные жанры фольклора.
|
УОНМ
|
Знать что такое фольклор, его истоки, жанры.
Уметь находить в материале учебника основные понятия.
|
Устный опрос
|
|
|
|
3
|
Детский фольклор. Жанры детского фольклора (загадки, считалки, небылички).
|
УЗИ
|
Знать отличительные признаки жанров детского фольклора.
Уметь сопоставлять узучаемые явления.
|
работа с книгой, беседа,
|
|
|
|
4 - 5
|
Пословицы и поговорки как жанры фольклора.
|
КУ
|
Знать признаки пословицы и поговорки как жанра.
Уметь отличать их.
|
беседа, опорные записи.
|
|
|
|
6
|
Народная сказка. Виды народных сказок.
|
КУ
|
Знать признаки народной сказки, особенности сюжета и композиции. Уметь классифицировать признаки народной сказки, определять ее вид.
|
опорные записи,
|
|
|
|
7
|
Житийная литература
|
КУ
|
|
|
|
|
|
8
|
Волшебная сказка «Два Ивана-солдатских сына»
|
КУ
|
Знать содержание сказки, признаки волшебной сказки. Уметь подробно и сжато пересказывать эпизоды, интерпретировать произведение как волшебную сказку.
|
Беседа, чтение и пересказ эпизодов, анализ текста.
|
|
|
|
9
|
Бытовая сказка «Жена-доказчица».
|
КУ
|
Знать содержание сказки, признаки бытовой сказки. Уметь подробно и сжато пересказывать эпизоды, интерпретировать произведение как бытовую сказку.
|
Беседа, чтение и пересказ эпизодов, анализ текста.
|
|
|
|
10
|
Сказка о животных «Мужик, медведь и лиса».
|
КУ
|
Знать содержание сказки, признаки сказки о животных. Уметь подробно и сжато пересказывать эпизоды, интерпретировать произведение как сказку о животных.
|
Беседа, чтение и пересказ эпизодов, анализ текста.
|
|
|
|
11
|
Творческая мастерская. Общность сюжетов в сказках народов мира.
|
УПКЗУ
|
Знать содержание сказок, их жанровые особенности. Уметь сравнивать произведения, делать выводы на основе наблюдений.
|
Сопоставительный анализ самостоятельно прочитанных сказок.
|
|
|
|
12
|
Понятие о духовной литературе. Библия как Вечная книга.
|
УОНМ
|
Знать, что такое духовная и светская литература, значение Библии как явления литературы, ее структуру, содержание библейских сказаний.
|
беседа, опорные записи, демонстрация
|
|
|
|
13 – 14
|
Притчи Иисуса Христа.
|
КУ
|
Знать содержание притчи о сеятеле и притчи о семенах и плевелах. Уметь интерпретировать иносказательный смысл прочитанного
|
беседа, выразительное чтение
|
|
|
|
15 – 17
|
Житийная литература. «Житие Бориса и Глеба»
|
КУ
|
Знать особенности жития как жанра, содержание «Жития Бориса и Глеба». Уметь выделять ключевые эпизоды и пересказывать их сжато и подробно.
|
Беседа, чтение и пересказ эпизодов, анализ текста, демонстрация
|
|
|
|
18
|
Литературная сказка.
|
УОНМ
|
Знать литературные роды, их отличительные черты, признаки литературной сказки как эпического произведения. Уметь отличать литературную сказку от народной.
|
беседа, работа с учебником, опорные записи.
|
|
|
|
19 – 21
|
П. П. Ершов. «Конек-горбунок» как литературная сказка.
|
КУ
|
Знать содержание сказки, последовательность событий, отличие стихов от прозы. Уметь выразительно читать стихотворный текст, находить и пересказывать сжато и подробно ключевые эпизоды, сравнивать литературную сказку с фольклорной.
|
беседа, работа с учебником, проблемный анализ текста, опорные записи,
|
|
|
|
22
|
В. И. Даль. «У тебя у самого свой ум».
|
КУ
|
Знать содержание сказки, признаки литературной сказки. Уметь выразительно читать сказку, интерпретировать ее как литературную.
|
беседа, работа с учебником, опорные записи.
|
|
|
|
23 – 24
|
Х. К. Андерсен. «Соловей».
|
КУ
|
Знать факты жизни и творчества Андерсена, содержание сказки, роль художественных деталей. Уметь передавать содержание подробно и сжато, сравнивать поступки и речь героев, находить доказательства в тексте.
|
Проблемный анализ текста,
|
|
|
|
25
|
Саша Черный. «Мирная война».
|
КУ
|
Знать, что такое псевдоним, автор и рассказчик, сюжет и композиция.
Уметь сравнивать героев разных произведений, анализировать речь героев.
|
беседа, работа с учебником, опорные записи
|
|
|
|
26 – 27
|
Творческий практикум. Создание экологической сказки.
|
УПКЗУ
|
Знать особенности сказки как жанра. Уметь создавать произведение по законам сказки.
|
Проблемные задания различной степени сложности.
|
|
|
|
28
|
Рассказ как эпический жанр.
|
УОНМ
|
Знать жанровые особенности рассказа. Уметь отличать его от сказки.
|
беседа, работа с учебником, опорные записи
|
|
|
|
29 – 30
|
Н. В. Гоголь. «Заколдованное место».
|
КУ
|
Знать понятия автор, рассказчик, обстоятельства жизни Гоголя, содержание рассказа. Уметь различать автора и рассказчика в произведении, вымысел и реальность.
|
беседа, работа с учебником, опорные записи,
|
|
|
|
31-33
|
И. С. Тургенев. «Муму».
|
КУ
|
Знать факты жизни и творчества Тургенева, содержание рассказа, исторические реалии, понятие прототип. Уметь соотносить героя с его прототипом, анализировать художественные детали в тексте, выразительно читать диалоги в рассказе.
|
Проблемный анализ текста
|
|
|
|
34 – 36
|
Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник».
|
КУ
|
Знать факты жизни и творчества Толстого, содержание рассказа, его историческую основу, особенности жанра ( быль ), роль пейзажа в произведении. Уметь передавать сюжет рассказа, давать сравнительную характеристику героев, раскрывать авторскую позицию.
|
Проблемный анализ текста
|
|
|
|
37
|
Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».
|
КУ
|
Знать жанровые особенности святочного рассказа. Уметь выражать свое отношение к прочитанному.
|
беседа, работа с учебником, комментированное чтение.
|
|
|
|
38
|
А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия», «Пересолил».
|
КУ
|
Знать особенности юмористического рассказа. Уметь его выразительно читать.
|
беседа, работа с учебником, чтение в лицах.
|
|
|
|
49 – 40
|
О. Генри. «Вождь краснокожих».
|
КУ
|
Знать особенности юмористического рассказа, языковые средства создания комического эффекта. Уметь выразитель-но читать юмористичесческое произведение..
|
беседа, работа с учебником, чтение в лицах.
|
|
|
|
41
|
Дж. Лондон. «Сказание о Кише».
|
КУ
|
Знать о сказании как форме рассказа. Уметь читать произведение в соответствии с жанровыми особенностями.
|
, работа с учебником, комментированное чтение.
|
|
|
|
42
|
К. Г. Паустовский. «Кот-ворюга».
|
КУ
|
Знать особенности рассказа о животных, изобразительных средствах в нем. Уметь видеть авторское отношение к героям.
|
беседа, , комментированное чтение
|
|
|
|
43
|
В. Ю. Драгунский. «Девочка на шаре».
|
КУ
|
Знать о многообразии жанровых форм рассказа. Уметь видеть средства раскрытия душевного состояния героя.
|
беседа, работа с учебником, анализ эпизодов.
|
|
|
|
44
|
Д. Хармс. «Черная вода», Л. С. Петрушевская «Пуськи бятые».
|
КУ
|
Знать, что такое игровой рассказ. Уметь выразительно читать и интерпретировать произведения на «глоком» языке.
|
беседа, работа с учебником, выразительное чтение.
|
|
|
|
45
|
Творческий практикум. Отзыв на рассказ.
|
УПКЗУ
|
Знать, как строится отзыв на произведение. Уметь самостоятельно анализировать прочитанное по плану.
|
Сочинение – отзыв на изученное произведение.
|
|
.
|
|
46
|
Повесть как эпический жанр.
|
УОНМ
|
Знать жанровые особенности повести. Уметь отличать ее от рассказа.
|
беседа, работа с учебником, опорные записи.
|
|
|
|
47 – 48
|
В. Г. Короленко. «В дурном обществе».
|
КУ
|
Знать факты жизни и творчества писателя, содержание повести, понятия сюжетная линия, композиция, конфликт. Уметь находить ключевые эпизоды, сравнивать героев, место действия, понимать роль рассказчика.
|
Проблемный анализ текста,
|
|
|
|
49 – 50
|
Марк Твен. «Приключения Тома Сойера».
|
КУ
|
Знать факты жизни и творчества писателя, содержание повести, понятия сюжетная линия, композиция, конфликт. Уметь находить ключевые эпизоды, сравнивать героев, передавать через выразительное чтение речевые характеристики героев.
|
Проблемный анализ текста,
|
|
|
|
51 – 53
|
Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».
|
КУ
|
Знать жанровые особенности сказочной повести. Уметь интерпретировать узучаемое произведение как сказочную повесть. Различать в ней реальность и фантастику.
|
Проблемный анализ текста,
|
|
|
|
54
|
Л. Кэрролл. «Алиса в Стране чудес».
|
КУ
|
Знать жанровые особенности сказочной повести. Уметь интерпретировать узучаемое произведение как сказочную повесть.
|
беседа, выразительное чтение.
|
|
|
|
56
|
Творческий практикум. Проба пера. Этюд о животном.
|
УПКЗУ
|
Знать, как строится эпическое произведение. Уметь применить знания на практике.
|
Сочинение на основе жизненных наблюдений.
|
|
|
|
57
|
Лирика как род литературы.
|
УОНМ
|
Знать роды литературы, особенности лирики, фигуры поэтической речи. Уметь отличать лирическое произведение от эпического, находить и интерпретировать в нем метафору, эпитет, олицетворение, аллегорию.
|
беседа, работа с учебником, опорные записи.
|
|
|
|
58 – 59
|
А. С. Пушкин. ««Птичка», «Туча», «Еще дуют холодные ветры…», «Бесы», «Зимняя дорога».
|
КУ
|
Знать фигуры поэтической речи. Уметь видеть их роль в произведении, выразительно читать поэтический текст..
|
проблемный анализ текста, опорные записи,
|
|
|
|
60 – 61
|
М. Ю. Лермонтов. «Утес», «На севере диком…», «Парус», «Когда волнуется желтеющая нива…».
|
КУ
|
Знать фигуры поэтической речи. Уметь видеть их роль в произведении, выразительно читать поэтический текст.
|
беседа, проблемный анализ текста, опорные записи,
|
|
|
|
62
|
Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою…», «Зима недаром злится…», «Весенние воды».
|
КУ
|
Знать фигуры поэтической речи. Уметь видеть их роль в произведении, выразительно читать поэтический текст.
|
беседа, , проблемный анализ текста, опорные записи,
|
|
|
|
63
|
А. А. Фет. «Ласточки пропали…», «Мама! глянь-ка из окошка…», «Еще весны душистой нега…», «Зреет рожь…».
|
КУ
|
Знать фигуры поэтической речи. Уметь видеть их роль в произведении, выразительно читать поэтический текст.
|
беседа, работа с учебником, проблемный анализ текста,
|
|
|
|
64
|
Творческий практикум. Проба пера. Лирический этюд.
|
УПКЗУ
|
Знать, как строится лирическое произведение. Уметь применить знания на практике.
|
Сочинение на основе жизненных наблюдений.
|
|
|
|
65 –67
|
Т. Г. Габбе. «Город мастеров» как пьеса-сказка.
|
УОНМ
|
Знать специфику драматических произведений. Уметь читать драматические произведения.
|
беседа, работа с учебником, чтение в лицах.
|
.
|
|
|
68
|
Резервный урок.
|
|
|
|
|
|
Тип урока
|
УОНМ
|
Урок ознакомления с новым материалом
|
УЗИ
|
Урок закрепления изученного
|
УПЗУ
|
Урок применения знаний и умений
|
УОСЗ
|
Урок обобщения и систематизации знаний
|
УПКЗУ
|
Урок проверки и коррекции знаний и умений
|
КУ
|
Комбинированный урок
|
|