МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Локшинская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
на заседании ШМО
__________/_________ __________/__________ ______/_________
Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор школы
Протокол №_________ Приказ № ______
от «___» ________г. «___» ________г. от «___» ______г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для 8 класса
Автор:
Литвинова
Ольга Викторовна,
учитель русского языка и
литературы
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов (авторы:В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С. Збарский, В.П.Полухина).
Рабочая программа по литературе для 8 класса представляет собой целостный документ, включающий два раздела:
пояснительную записку;
собственно рабочую программу, которая состоит из следующих пунктов:
Содержание курса;
Календарно-тематическое планирование;
Требования к уровню подготовки;
Виды контроля;
Учебно-методическое обеспечениепрограммы.
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, формирования умения оценивать и анализировать художественные произведения, усвоения основных понятий теории и истории литературы, овладения выразительными средствами русского литературного языка.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Программа рассчитана на 70часов (2 часа в неделю).
Содержание учебного предмета.
Введение: 1ч.
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.
УНТ: 2ч.
Русские народные песни. Частушки как малый жанр.
Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».
ДРЛ: 2ч.
«Житие Александра Невского»,
«Шемякин суд».
Литература 18 века: 3ч.
Д.И.Фонвизин «Недоросль».
Литература 19 века: 33ч.
И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз».
К.Ф.Рылеев. Дума «Смерть Ермака».
А.С.Пушкин. «Туча», «Я помню чудное мгновенье…», «19 октября»;
« История Пугачева» (отрывки), «Капитанская дочка», «Пиковая дама».
М.Ю.Лермонтов. «Мцыри».
Н.В.Гоголь. «Ревизор», «Шинель».
М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок).
Н.С.Лесков. «Старый гений».
Л.Н.Толстой. «После бала», «Отрочество».
А.П.Чехов. «О любви».
Поэзия родной природы:
А.С.Пушкин. «Цветы последние милей…»
М.Ю.Лермонтов. «Осень».
Ф.И.Тютчев. «Первый ландыш».
А.Н.Майков. «Поле зыблется цветами…».
Литература 20 века: 21ч.
И.А.Бунин. «Кавказ».
А.И.Куприн. «Куст сирени».
А.А. Блок. «Россия».
С.А.Есенин. «Пугачев».
И.С. Шмелев. «Как я стал писателем».
Журнал «Сатирикон». Теффи.
М. Зощенко. «История болезни».
М.А.Осоргин. «Пенсне».
А.Т.Твардовский. «Василий Теркин».
А.А.Платонов. «Возвращение».
Стихи и песни о войне.
В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет».
Русские поэты о Родине и природе.
Зарубежная литература: 6ч.
У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». Сонеты.
Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве».
Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера».
В.Скотт. «Айвенго».
Итоговый урок: 2ч.
Учебно-тематический план.
Содержание
|
Кол-во часов
|
Введение.
|
1
|
Устное народное творчество.
|
2
|
Древнерусская литература.
|
2
|
Литература XVIII века.
|
3
|
Русская литература XIX века.
|
33
|
Русская литература XX века.
|
21
|
Зарубежная литература.
|
6
|
Подведение итогов
|
2
|
Итого
|
70
|
Календарно-тематическое планирование.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47-48
49
50
51-52
53
54
55
56
57
58
59 ИКТ
60
61-62
63
64
65-66
67
68
69
70
|
Введение
Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому.
УНТ
Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый жанр.
Предание как исторический жанр русской народной прозы.
ДРЛ
Житийная литература. «Житие Александра Невского». Особенности воинской повести.
«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века.
Литер-ра 18 века
Д.И.Фонвизин«Недоросль». Проблема воспитания.
Особенности анализа драматического произведения. Анализ эпизода комедии «Недоросль».
Р/Р Сочинение «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века».
Лит-ра 19 века.
И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басня «Лягушки, просящие царя», «Обоз».Мораль басен.
И.А. Крылов- поэт и мудрец. Многогранность личности.
К.Ф. Рылеев. Думы. «Смерть Ермака», её связь с историей.
А.С.Пушкин. Слово о поэте. Лирика. Основные темы.
Пушкин и история. Историческая тема в творчестве.
«История Пугачёва». Отношение к Пугачёву народа.
«Капитанская дочка». История создания.
Гринёв: жизненный путь героя. Гринёв и Швабрин.
Семья капитана Миронова. Маша Миронова.
Пугачёв и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина.
Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе. Особенности композиции. Фольклорные мотивы.
«Пиковая дама». Проблемы человека и судьбы. Система образов персонажей в повести.
Р/Р Сочинение по творчеству А.С. Пушкина.
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве.
«Мцыри». Мцыри как романтический герой. Романтически- условный историзм поэмы.
Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме.
Р/Р Сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к исторической теме в художественном творчестве.
«Ревизор» как социальная комедия. История создания комедии. «Ревизор» в оценке современников.
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе.
Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.
Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.
Особенности композиционной структуры комедии.
Н.В.Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе
Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.
М.Е.Салтыков- Щедрин. Слово о писателе. «История одного города» (отрывок). Художественно- политическая сатира на общественные порядки.
Обучение анализу эпизода из «Истории одного города».
Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова- Щедрина.
Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Художественная деталь как средство создания художественного образа.
Л.Н.Толстой. Социально- нравственные проблемы в рассказе "После бала». Идея разделенности двух Россий.
Особенности композиции рассказа «После бала». Психологизм рассказа.
Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество».
Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова.
А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.
Лит-ра 20 века
И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А.Бунина- прозаика.
А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье.
Урок-диспут «Что значит быть счастливым?».
(По произведениям Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, И.А.Бунина, А.И.Куприна).
А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России.
С.А.Есенин. «Пугачёв»- поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.
Урок- конференция «Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина.
М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».
И.С.Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем»- воспоминания о пути к творчеству.
Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности.
Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна, А.А.Блока, С.А.Есенина.
А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме.
Василий Тёркин - защитник родной страны. Новаторский характер образа В.Тёркина.
Композиция и язык поэмы. Юмор. Фольклорные мотивы. Мастерство А.Твардовского в поэме.
А.П. Платонов. Картины войны и мира в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.
Стихи и песни о ВО войне (М.Исаковский,
Б. Окуджава, А.Фатьянов, Л.Ошанин).
В.П.Астафьев. Проблема рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе.
Р/Р. Сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века».
Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.
Зарубежная лит-ра
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. Конфликт как основа сюжета.
Сонеты У.Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.
Ж-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Черты классицизма в комедии Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.
В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.
Урок-зачёт. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.
Итоги года и задание на лето.
|
1
2
2
3
33
21
6
2
|
3.09.
6.09.
10.09.
13.09.
17.09.
20.09.
24.09.
27.09.
1.10.
4.10.
8.10.
11.10.
15.10.
18.10.
22.10.
25.10.
29.10.
1.11.
12.11.
15.11.
19.11.
22.11.
26.11.
29.11.
3.12.
6.12.
10.12.
13.12.
17.12.
20.12.
24.12.
27.12.
10.01.
14.01.
17.01.
21.01.
24.01.
28.01.
31.01.
4.02.
7.02.
11.02.
14.02.
18.02.
21.02.
25.02.
28.02.-4.03.
7.03.
11.03.
14.03.-18.03.
21.03.
1.04.
4.04.
8.04.
11.04.
15.04.
18.04.
22.04.
25.04.-29.04.
2.05.
6.05.
9.05.-13.05.
16.05.
20.05.
23.05.
27.05.
|
Требования к уровню подготовки учащихся
8 класса по литературе.
Учащиеся должны знать:
-авторов и содержание изученных произведений;
-основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание, житие, мораль, аллегория, дума, понятие о классицизме, историзме, поэма, роман, комедия, сатира, юмор, гротеск, прототип, гипербола, художественная деталь, композиция, антитеза, сюжет и фабула, конфликт, сонет, авторское отступление, герой-повествователь.
Учащиеся должны уметь:
-видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя;
-обнаруживать связь между героем и эпохой;
-видеть своеобразие решений общих проблем писателями разных эпох;
-комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
-различать произведения в их родовой и жанровой специфике;
-определять ритм и стихотворный размер;
-сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
-осмысливать роль художественной детали;
-видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
-сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет;
- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
-сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
-редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
График творческих и контрольных работ по литературе.
-
№
|
Тема
|
Дата
|
1
|
Сочинение «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века».
|
|
2
|
Сочинение по творчеству А.С. Пушкина.
|
|
3
|
Сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
|
|
4
|
Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова- Щедрина.
|
|
5
|
Контрольная работа по творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна, А.А. Блока, С.А. Есенина.
|
|
6
|
Сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века».
|
|
Учебно-методическое обеспечение программы.
Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, М.: Просвещение, 2006.
Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / авторы – В.Я.Коровинаи др. - М.: «Просвещение», 2005.
Читаем, думаем, спорим…: дидактические материалы по литературе: 8 класс /авт. - сот. В.Я. Коровина. М.: Просвещение, 2006.
Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2010 . (В помощь школьному учителю)
Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс к учебнику-хрестоматии «Литература. 8 кл.: Учеб. - хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002»: Методическое пособие / О.А. Еремина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003
Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. 2-е изд. испр. и доп. М.: ВАКО, 2005.
|