Скачать 0.65 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №4 города Канска. ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ педагогическим советом Директор гимназии МБОУ гимназии №4 г. Канска Протокол № 1 от «29» августа 2011 г. ____________Шумачкова О.А. Приказ № 118--О «01» сентября 2011г. Рабочая программа предмета «Литература» для 6 Б класса на 2011-2012 учебный год Разработала Менщикова Т..А., учитель русского языка и литературы 2011г. Рабочая программа по литературе 6 КЛАСС ( 123ч., 3,5ч в неделю) для школ и классов с углубленным изучением литературы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа является переработанным (в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования) вариантом авторской программы по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля под редакцией М. Б. Ладыгина, впервые получившей гриф Министерства образования РФ в 1991 г. и в соответствии с целями и задачами гимназии №4. Специфика школьного курса «Литература» состоит в том, что предметом его изучения являются произведения искусства слова. С одной стороны, их чтение и восприятие связано с субъективностью переживаний и своеобразием внутреннего мира школьника, а с другой — обучение вдумчивого и грамотного читателя предполагает процесс формирования системы знаний, системы деятельности и системы эмоционально-ценностных ориентации личности, что обеспечивает в целом достижение учащимися определенных результатов по итогам обучения, подлежащих оценке. Целью литературного образования является духовно-нравственное воспитание школьников; развитие их эмоционально-ценностного отношения к миру, человеку, процессу познания; формирование основ читательской культуры в процессе чтения, восприятия и оценки произведений художественной литературы. Все это определяет особую роль школьного курса литературы в эмоциональном, эстетическом и интеллектуальном развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания. Уроки литературы предполагают изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что дает возможность установить принципы культурного взаимодействия народов, осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую национальную традицию. Осознание эстетической самоценности литературного произведения и словесной образности как основы создания художественного мира позволяет сформировать систему представлений о главных законах литературного творчества. Феномен существования произведений литературной классики во времени, позволяющий рассматривать произведение, созданное, к примеру, в XIX в., как факт современного литературного процесса, открывает перед школой удивительную возможность установления непосредственной связи времен. Поэтому изучение литературы как поэтической памяти народа — чрезвычайно важная задача современного образования. Задачи литературного образования в школе:
показать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа. На основе принципа историзма определить диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох;
10) развить потенциальные творческие способности школьников. Программа определяет содержание литературного образования на двух его основных этапах, каждый из которых обладает своей спецификой и связан с другим. Этап основного общего литературного образования (5—9 классы) предполагает освоение специфики литературы как полноценной составной части духовной культуры человечества. Главная цель этого этапа — на основе творческого чтения произведений русской и зарубежной классики сформировать представление об основных законах литературы как вида искусства и ее отличии от народного поэтического творчества (фольклора); о специфике художественной условности словесного творчества; об основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы; изучить основные понятия, позволяющие осознать особенности художественного мира литературного произведения; сформировать систему умений читательской деятельности как инструмент анализа литературного текста; развить навыки свободного владения устной и письменной речью. Этап среднего (полного) общего образования (10— 11 классы) — углубленное изучение русской национальной литературы XIX—XX вв. — предполагает изучение литературного процесса в России XIX— XX вв., освоение русской литературной классики, овладение элементами историко-функционального анализа. Отбор материала для программы подчинен нескольким основным принципам. Во-первых, литературное образование должно базироваться на изучении художественных произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, причем произведения должны читаться и изучаться в полном объеме (без конъюнктурного искажения текста, в том числе и адаптации). Во-вторых, произведения, отобранные для изучения, должны быть доступны читательскому восприятию учеников, соответствовать интересам и возрастным особенностям школьников. В-третьих, произведения должны соответствовать образовательным целям данного раздела программы, способствовать решению обозначенных в программе задач. Необходимо специально отметить, что отобранные произведения русской литературы призваны создать целостную картину развития и достижений великой русской литературы. Включение же произведений зарубежной литературы подчинено задаче выявления литературных связей с русской словесностью и раскрытию закономерностей мирового литературного процесса. Литературный материал в программе скомпонован вокруг центральных проблем, распределенных по классам для обеспечения последовательности изучения литературных явлений, формирования литературных знаний, становления и развития системы деятельности по чтению, восприятию, анализу и оценке художественных произведений. Так, в 5 классе центральной является проблема «Фольклор и литература», в 6-м — «Художественный мир литературного произведения», в 7-м — «Мир и человек в литературе», в 8-м — «Литературный процесс», в 9-м — «Классика и современность», в 10—11-м — «Национальное своеобразие и история русской литературы XIX—XX вв.». Внутри тем выделяются специальные разделы, призванные систематизировать литературное образование на всех этапах обучения. Раздел «Уроки волшебства (мастерства)» способствует теоретическому освоению законов литературы как вида искусства и закреплению в сознании учащихся элементарного инструментария для анализа литературного произведения. Раздел, в котором рекомендуется обязательное изучение, предполагает чтение и осмысление названных произведений на основе их анализа и оценки. Раздел «Читательская лаборатория» формирует основные умения читательской деятельности и обеспечивает становление навыков самостоятельной работы с художественным текстом. Раздел «Сокровища книжных полок» призван помочь учителю в организации системы внеклассного чтения и расширить представления учеников о мировой литературе. Раздел «В мастерской художника слова» раскрывает некоторые тайны поэтического мастерства, помогает ученикам проникнуть в творческую лабораторию писателя. Поскольку углубленное изучение литературы в различных школах допускает известное варьирование количества часов, отводимых на литературное образование, программа построена таким образом, чтобы учитель имел возможность самостоятельно систематизировать предлагаемый программой литературный материал. Программа допускает сокращение материала для аудиторного изучения. В то же время в сильных классах учитель, имеющий достаточное количество часов для аудиторных занятий, может расширить изучаемый материал, вводя уроки внеклассного чтения на основе рекомендаций программы для самостоятельного чтения учащихся, а также пользуясь разделом «Сокровища книжных полок». Углубленное изучение предмета не сводится к простому расширению материала. Это особый подход к освоению учебной дисциплины. В данной программе авторы разрабатывают алгоритм, на базе которого должны быть сформированы система представлений, конкретные знания, умения читательской деятельности. Освоение алгоритма, по мнению авторов, сделает выпускника вдумчивым, внимательным и подготовленным читателем, глубоко постигающим суть литературного произведения, способного испытать эмоциональное переживание, получить эстетическое наслаждение, выразить эстетическое отношение к прочитанному и обогатить свой внутренний мир в процессе чтения художественной литературы. Таким образом, программа предполагает квалификационный подход к изучению литературы как вида искусства, но конечной целью этого изучения является воспитание читателя, а не писателя или литературоведа. Отсюда следует, что данная программа вполне может использоваться не только в гуманитарно-профилированных и гимназических классах, но и в любых других. Она может стать основой литературного образования в любой школе, а ее освоение не зависит от количества часов, выделяемых школьным учебным планом на данную дисциплину. При этом авторы обращают внимание на то, что необходимо сохранять последовательность этапов освоения предложенного алгоритма. Только в этом случае возможно достижение запланированного результата. Данная программа обладает концептуальной цельностью и не предполагает ее интеграции с другими авторскими программами литературного образования. В результате изучения литературы ученик шестого класса должен: знать/понимать:
—отличия прозаической и стихотворной речи; уметь:
|
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе... Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина) под... |
Рабочая программа по литературе 9 класс Данная рабочая программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования... |
||
Рабочая программа по литературе 8 класс Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования... |
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе проекта... Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики... |
||
Приказ №088/2-о «01» сентября 2010г рабочая программа Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе Программы для школ и классов с углубленным изучением литературы.... |
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе... Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Программой предусмотрено |
||
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе... Государственного стандарта образования, Примерной программы по литературе 5-11классов национальных школ Российской Федерации, Федерального... |
Рабочая программа Предмет: Биология Класс 9 Всего часов на изучение... Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа |
||
Рабочая программа по литературе 5 класс базовый уровень Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта общего образования и Программы по литературе... |
Рабочая программа по литературе 8 класс Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |