«Формирование певческих навыков с помощью физических упражнений и скороговорок»




Скачать 144.15 Kb.
Название«Формирование певческих навыков с помощью физических упражнений и скороговорок»
Дата публикации30.05.2014
Размер144.15 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Лекции > Документы
Вокальная методика

«Формирование певческих навыков с помощью физических упражнений и скороговорок»
Это узконаправленный метод решения координационных и тренировочных задач. «Единственное, что может делать педагог в вокально-педагогическом взаимодействии – это организовать процессы самонаблюдения, самоанализа ученика». Самоанализ, самонаблюдение – это смещение внимания с акустических каналов восприятия своего голоса на не акустические: ощущение вибрации, давления и работающих мышц, превращение их в «регулировочный образ» своего голоса.

Методика предусматривает выработку основных показателей певческого голосообразования и тренаж соответствующих мышц при помощи упражнений:

1. Упражнение для освобождения скованной челюсти;

2. Упражнение, способствующее расширению диапазона;

3. Упражнения помогающие непроизвольному равномерному выдоху;

4. Упражнения позволяющие прочувствовать регистры.

Цель упражнений цикла – выработка навыка произвольного управления лицевой мускулатурой, опоры звука, равномерности выдоха.

Методика комплексного музыкально-певческого воспитания направлена на комплексное развитие всех музыкальных способностей заложенных в человеке, формирование у обучающихся навыков произвольных координированных движений, способности согласованно управлять: голосовым аппаратом, руками, телом (Д. Е. Огороднов).

Алгоритм соединяет в себе одновременную работу сразу над несколькими певческими навыками: дыхание, интонация, артикуляция, динамика, опора звука.

В основе учения Д.Е. Огородного лежит теория И. Павлова, П. Ухтомского, которые установили важное значение мышечной деятельности для развития эмоций. «Весь мир, который человек носит в себе, он носит в двигательной коре. Существует моторный, двигательный стержень эмоций».

Федор Шаляпин говорил: «Жест – это не движение руки, а движение души».

Движения при восприятии музыки - этот вид художественных движений аналогичен пластическому интонированию – свободным движениям головы, корпуса, рук при исполнении музыкальных упражнений. Главное условие при этом – соответствие движений характеру музыки и содержанию музыкального образа. Известно и доказано практически, что развитие голоса способствует развитию творческих способностей личности, формированию психического и физического здоровья. Данная методика своей главной, принципиальной задачей ставит прежде всего бережное воспитание голоса каждого учащегося, постепенное выявление и обогащение его естественного тембра, выносливость и на этой основе — комплексное развитие всех музыкальных и всех творческих способностей человека. В ней удачно соединились вокальное воспитание не только с речевым, но и с обще музыкальным. Все упражнения построены на музыкальной основе. В ходе упражнений по данной методике согласованно работают голосовой аппарат, руки, зрение, слух, мозг. Человек начинает точнее управлять не только своим голосом, но и собой.

Кроме того, мышечное раскрепощение тела, воспитание пластичности двигательного аппарата, умения произвольно управлять им при работе по методике облегчает учащемуся также овладение хореографическими навыками и в конечном счёте — благоприятно воздействует на здоровье. Все дети могут научиться красиво, правильно петь и ясно, артистично, полнозвучно говорить. У всех детей без исключения есть музыкальные данные, надо лишь правильно их развить. Физиологически оправданное, своевременное и полноценное развитие голосового аппарата оказывает положительное влияние на весь организм человека в целом и на его физическое здоровье. Открывает перспективу нового совершенствования многих сторон личности. Вокальные и речевые навыки воспитываются посредством использования психофизиологической связи, и согласования между голосом, слухом, жестом, зрительным контролем.

Ещё одно достоинство методики в том, что рефлекторное запоминание и заучивание (которое не способствует развитию мышления), заменяется осознанной работой, работой от души.

Дети не просто разучивают материал (песни, стихи и т.д.), а они учатся с интересом постигать новое и более сложное. Ученик начинает точнее управлять не только своим голосом, но и собой.

Другим важным обстоятельством, способствующим выработке непринужденной манеры пения, является активная, свободная артикуляция.

Выстраивая ход уроков, основное внимание нужно уделять специальному развитию способности естественного существования в процессе музыкальной деятельности:

· снятию внутренних зажимов;

· постановки дыхания, опоры звука;

· двигательному раскрепощению.
Дыхание, эмоциональное состояние и физическое здоровье неразрывно связаны между собой.

Упражнения для распевания должны быть несложными для восприятия, удобными для усвоения, лаконичными, предельно ясными и целенаправленными.
Подготовленные упражнения для распевания должны разогреть голосовой аппарат, подготовить его к работе, привить определенные навыки вокального исполнительства, искоренить имеющиеся недостатки. Каждое распевание должно иметь определенную цель, а весь комплекс упражнений следует строить по принципу от простого к сложному, от узкообъемных звукорядов к более широким.

Распевания лучше подбирать недлинные и легко запоминающиеся. Это могут быть мотивы из изучаемых произведений или незнакомые исполнителям попевки. Нет смысла менять упражнения к каждому занятию, если намеченная цель не достигнута. Необходимо, чтобы упражнения носили стабильный характер, так как положительный результат возникает только при многократном повторении одних и тех же попевок. Прочные навыки вырабатываются в результате длительных и систематических тренировок.

При работе над распеванием нужно обращать внимание на правильное дыхание, звукообразование, на сохранение высокой позиции, хорошей дикции. Избегайте громкого "форсированного" пения. Важно поставить перед певцами цель – ощутить "опору" звука. С этого момента начинает распеваться голос, начинает работать грудной резонатор.

Существуют разные пути к истине, и каждый путь индивидуален для каждого характера в отдельности. Научиться дышать так, что бы почувствовать себя лучше, избавиться от психологических проблем, возможно болезней. Самое главное – вера и осознание своей силы и свободы.

Хорошо ощутить движения передней стенки живота возможно лишь при умении расслаблять и напрягать эти мышцы. Если же, мышцы живота находятся в привычном спастическом состоянии, т. е. живот твёрдый и малоподвижный, добиться положительных результатов возможно лишь при практике именно глубокого дыхания, задействуя брюшные мышцы и диафрагму. Необходимо высвободить подавленные эмоции, дать выход спрятанным чувствам, освободить себя от привычного, но столь неудобного зажима.

Затем, когда снято напряжение и человек почувствовал мышечную свободу и душевное спокойствие, можно аккуратно приступать к изучению и практике вокального дыхания и звукообразования. Экономное расходование воздуха при выдохе так же требует внутреннего спокойствия и физической работы. При этом мышцы живота должны быть эластичны и подвижны
А.Лоуэн в книге «Психология тела», рассказывая о методике Вильгельма Райха, пишет:

«Основным усовершенствованием техники, возникшим из наблюдений и размышлений, было использование дыхания в лечебном процессе. Анализ на соматическом уровне выявил, что пациенты задерживают дыхание и втягивают живот, дабы подавить страх и другие чувства. Выяснилось, что такое поведение свойственно практически всем. Как детям, так и взрослым. В ситуациях, вызывающих испуг и боль, человек затаивает дыхание, напрягает диафрагму и брюшные мышцы. Уходит напряжение - он выдыхает. Если такая схема приобретает хронический характер, то грудь поднимается и остаётся в положении на вдохе, дыхание делается поверхностным, живот твёрдым. Сокращение дыхания уменьшает количество поступающего в организм кислорода и соответственно, вырабатываемой через метаболизм энергии. Результатом является снижение эмоционального тонуса и утрата стремлений».

Райх выявил связь мышечного напряжения с эмоциональной блокировкой, что явилось великим открытием в психологии.

Приступая к практике вокала, несомненно, сталкиваешься с воздействием эмоционального состояния на исполнительское мастерство. Прежде всего, это проблемы связанные с недостаточно свободным дыханием, с напряжением, зажатостью.

В своей психологической практике Райх добивался успеха в лечении пациентов психопатического или невротического характера, применяя практику свободного и глубокого дыхания.

Пожалуй, что многим начинающим исполнителям, учитывая ритм современной жизни и стрессогенность городского пространства, просто необходимо начинать своё обучение именно с практики глубокого спокойного дыхания, освобождения от подавленных эмоций и релаксации. Лишь после того, как только человек, обучающийся вокальному мастерству, почувствует мышечную свободу и научится дышать глубоко и спокойно, ему можно будет приступать к следующим дыхательным методикам и занятиям вокалом.

Александр Лоуэн в книге «Психология тела» пишет: «Глубоко дышать - означает глубоко чувствовать. Сдерживая глубокое дыхание, мы тормозим некоторые чувства, связанные с животом. Одним из этих чувств является грусть, так как живот принимает участие в глубоком плаче. Дети рано понимают, что посредством втягивания и напряжения живота можно избежать проявления болезненных чувств грусти и печали». «При других заболеваниях дыхания грудная клетка движется мало, дыхание главным образом диафрагмальное, с некоторым расширением брюшной полости. В этом случае грудная клетка слишком раздута, временами настолько, что напоминает на вид бочку. Такой внешний вид может показаться мужественным, но приводит к эмфиземе. Постоянное, слишком сильное наполнение воздухом грудной клетки растягивает и надрывает нежную ткань лёгких, в результате чего кислорода в кровь поступает недостаточно, несмотря на болезненные усилия вдохнуть побольше воздуха. Даже если такое состояние имеет менее выраженную форму, это создаёт опасность для здоровья, так как неподвижность грудной клетки является большой нагрузкой для сердца».
Основными задачами правильного певческого дыхания являются: экономное расходование дыхания (т.е. воздуха набранного при вдохе), создание необходимого для нормальной работы голосовых складок давления в подскладочном пространстве (см. устройство голосового аппарата), плавный выдох .

А.Г .Менабени в своей « Методике обучения сольному пению» пишет:

«В вокально-педагогической практике наиболее удобным считается нижнерёберно - диафрагматическое дыхание, т.е. смешанное дыхание, при котором поднимаются и расширяются при вдохе нижние рёбра, а остальная часть грудной клетки почти неподвижна, активна диафрагма и мышцы брюшной полости. Хорошо ощущаются движения передней стенки живота. Певческий вдох берётся бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка. При вдохе не следует стараться набирать большое количество воздуха, так как затрудняется подача звука и сам процесс голосообразования. Певческий вдох и выдох разделяются мгновенной паузой – остановкой дыхания, после чего начинается выдох».

Кандидат медицинских наук З.И.Аникеева и солист Молдавского государственного театра оперы и балета и заслуженный артист МССР Ф.М. Аникеев в своей книге «Как развить певческий голос» предлагают упражнения, направленные на развитие певческого дыхания и артикуляционного аппарата вокалиста. Там же приведены примеры упражнения улучшающие психическое состояние певца и снимающие мышечное напряжение.

«Большое значение для певцов имеет овладение техникой замедленного выдоха» - утверждают авторы.

Такие известные педагоги как А.М. Додонов, И.П.Пряшников, О.Л.Лобанова, П.Органов тоже рекомендовали певцам заниматься специальной дыхательной гимнастикой для овладения замедленным выдохом. Специальная тренировка очень важна для развития и закрепления певческого дыхания: она помогает певцу значительно быстрее научиться не производить шумного вдоха, не вдыхать чрезмерное количество воздуха, небольшим количеством выдыхаемого воздуха получать большой звуковой эффект.

«К.С.Станиславский писал на эту тему: «Вы не можете себе представить, каким злом для творческого процесса является мышечная судорога и телесные зажимы. Когда они создаются в голосовом органе, люди с прекрасным от рождения звуком начинают хрипеть, сипеть. Когда зажим утверждается в ногах, актёр ходит точно паралитик, когда зажим в руках – руки коченеют, превращаются в палки и поднимаются точно шлагбаум. Зажим может появиться и в диафрагме и в других мышцах, участвующих в процессе дыхания, нарушить правильность этого процесса и вызвать одышку».

З.И Аникеева и Ф.М. Аникеев считали, что лучших результатов в воспитании навыков произвольного расслабления мышц можно достичь используя методы саморегуляции, аутогенной тренировки, или приёмы самовнушения.

Винченцо Манфредини – преподаватель придворной певческой капеллы в 30- е годы 18 века, принадлежал к старой итальянской школе, где на первом месте стояла вокальная техника. Но в своей работе, посвящённой певчим придворной капеллы, Манфредини уделяет основное внимание постановке голоса.

Он связывает дыхание певца с характером исполняемого произведения. Он не объясняет, как нужно брать дыхание, но рекомендует набирать его так, «Что бы вдох никто не мог приметить». Он обращает внимание на свободное положение корпуса и головы, на умение правильно открывать рот.

Энрико Карузо был последователем метода итальянских мастеров бельканто. Сальфаторе Фучито и Барнет Дж. Бейер, рассказывая о вокальной методике Карузо пишЕт: «Он вдыхал, задерживал и затем расходовал своё дыхание совершенно таким же образом, как делали это мастера,- другими словами, он употреблял диафрагматическое, межрёберное дыхание. « Я совершаю процесс дыхания совершенно так же, как это делаете вы, только двумя движениями, а именно вдохом и выдохом, то есть всасыванием и выпусканием воздуха». - Говорил Карузо, после чего придавал своему телу положение, лишённое всякого напряжения, и выставлял одну ногу вперёд, будто для того, что бы шагнуть. Важно подчеркнуть, что он держал своё тело совершенно свободно, без малейшего напряжения. Затем он сокращал едва заметно мускулы живота и вдыхал спокойно, не торопясь. Второе движение – выдох. Здесь Карузо показывал определённые голосовые упражнения.

Певец пел это упражнение во время выдоха. При этом он выпускал поглощённый воздух в том количестве, которого требовала чёткая передача этого упражнения, без малейшего напряжения и по возможности медленно. В связи с огромной дыхательной силой Карузо следует подчеркнуть ещё один фактор большой важности - волевой фактор. Карузо мог медленно и постепенно так глубоко вдыхать и растягивать выдох на огромный промежуток времени не только потому, что физиологический процесс выдоха продолжался дольше, чем процесс вдоха, но и потому, что он достиг возможности одновременно присоединять к физиологическому акту контроль сознательного управления дыханием»…

Как видно из вышесказанного, и оздоровительный метод Бутейко, и предлагаемая дыхательная практика В. Райха, и разные вокальные школы известных мастеров не исключают друг друга, а напротив, взаимно дополняют.

Научиться управлять своим дыханием, можно только последовательно - почувствовав своё тело, избавившись от зажимов и вслед за этим отрегулировать вдох и выдох, при осознании правильной мышечной активности.

Для начинающих вокалистов это самый главный фактор в обучении. Подсознательное правильное дыхание приходит только с опытом, приобретённым в тренировках под наблюдением опытного тренера и педагога.

Правильное певческое дыхание не только развивает вокальные возможности певца, но и является целебным, так как все составляющие дыхательной школы направлены на оздоровление - и духовное и физическое.
Практика

Перед началом работы важно провести «Дыхательный ритуал. Знакомство со своим позвоночником» Общая задача работы с позвоночником заключается в том, чтобы развить физическое самосознание через конкретную релаксацию. Когда напряжение снимается, энергия освобождается в теле. Создается состояние яркого самоощущения и потенциальной подвижности.

Наиболее важным является то, что продуктивность голосового аппарата зависит от выравнивания тела, в котором аппарат функционирует. Когда позвоночник не выровнен, его способность поддерживать тело уменьшается. В этом случае эту поддержку обеспечивают мышцы, предназначенные для других целей.

« Закрываем глаза делаем глубокий вдох — выдох, следим за дыханием как оно наполняет наш организм. Далее фокусируем свое внимание на копчике. От копчика начинаем выстраивать свой позвоночник вверх, позвонок к позвонку. Чувствуйте как поднимаются грудная клетка, шея следим за тем что ваша голова ни просто поднимается вверх, а всплывает. Мысленно совершите путешествие от стоп вверх по ногам к туловищу, по ходу освобождая напряженные мышцы в области желудка, ягодиц, плеч, шеи. Следим за своим дыханием, начинаем с дыхания в живот.......диафрагма.....грудь.....плечи...... возвращаемся в грудь и остаемся на межреберно- диафрагментальном дыхании необходимом для вокального дыхания. Закрепляя делаем несколько ( от 2- 5 )глубоких вдохов, задержка , расслабление и выдох.

В этом же состоянии предлагается перейти к музыкальным упражнениям:

1 - по восходящей и обратно на звуке ( «БР» до ре ми фа соль фа ми ре до — 2 р ) настраиваем свой голосовой аппарат.

2 - распевка с закрытыми глазами, продолжение ощущения позвоночника и образование звука от грудного к головному регистру. ( Диапазон музыкальный 1,5 октавы арпеджио на звуке ( Р). ( до соль ми, до соль ми, ми до соль. до соль ми , соль ми до до.)

3 — переходим на естественное звучание .

«Ма а а а ма» - ( соль фа ми ре до) на эмоции плача и радости, чередуя.

Часть «б»

Развитие артикуляционного аппарата.

1 - И Э А О У - утрированно произносим гласные.

2 Таа- Рее -Оо -Даа -О ( хроматизм до, до диез, ре , до диез,до. до диез , ре, до диез до.) - растягиваем губы.

Переходим к основной части.

1 скороговорка «бык тупогуп тупогубенький бычок...»

в положении лежа, ноги согнутые в коленях. На одной ноте.

2 скороговорка «Стоит поп на копне, а колпак на попе...»

положение- тело согнутое пополам. Колени согнуты, руки заведены за ноги.

( до ре ми , ми ре до.)

3 « фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит»

положение лежа , поднимаем ноги. ( до ре ми фа соль соль соль, соль фа ми ре до до до.) - данное упражнение помогает прочувствовать нижний пресс, тем самым закрепляется ощущение опоры звука.

4 « ехал грека через реку видит в речке рак» - танцуем с прихлопами. Контроль выдоха. ( до ми, ре фа ми соль, фа ре , ми до ре си до)

5 « сенька с санькой с сонькой на санках»- наклоны вперед, в бок , назад. ( октава по восходящей) этим упражнением вновь направлено на равномерность выдоха. Ученик перемещает свое внимание на упражнение, этим самым ему легко дается распевка и переходы, а так же равномерный выдох.

6 « редька триха, редька ломтиха...»- прыжки. Во время этого упражнения ученик контролирует и равномерно распределяет свой выдох.

7 « «не грози на грязи»- ( до до —до) октава.

Положение тела- согнуться пополам. В данном упражнении ученик слышит и распознает образование звука в разных регистрах, а так же запоминает ощущение образования звука.

8 « щебетал щегол с щеглихой...» ( хроматизм- октава по восходящей) ходьба на пяточках. Перемещение тела- контроль выдоха. Плюс происходит внутренний массаж всех органов. Так как на пяточках расположены многие рецепторы.

9 « П Б В Г Р З Т Д» - ( до ре ми фа ми ре до до.) упражнение на согласные . Произносим четко, утрируя каждую букву.

10 « А Б В Г Д Е Е Ж» бег 3 минуты.

После упражнения сразу делаем вдох- глубокий выдох ( полностью )- задержку дыхания на 5 секунд ( каждый раз увеличивая время) И не слышный вдох носом. Выполняем упражнение увеличивая время задержки дыхания до 15 секунд. Данное упражнение помогает восстановиться после бега. За счет отсутствия кислорода в организме, клетки вырабатывают быстрее кровь и происходит восстановление.

Это упражнение полезно после подвижных песен.
В результате данной методике ученик учится слушать свое тело. Распознавать зажимы и давать четкий отчет своим действиям. Переключать свое внимание за счет движения. Легко и свободно петь при движении. Формируются необходимые навыки ( опора звука, атака,равномерный выдох) .

Список литературы
К. Линклейтер «освобождение голоса» June, 1976 Freeing the Natural Voice. Drama Publishers.
В.Багрунов «Азбука владения голосом» 3 изд 2010г
О. Кацер «игровая методика» -СПб.: Музыкальная палитра, 2005.
Дмитриев Л. Основы вокальной методики. — М., 1967 (ч. 2).
Огороднов Д. Воспитание певца в самодеятельном ансамбле. — Киев, 1980.
Огороднов Д. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Метод. пособие. — Л., 1972.
Огороднов Д. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Метод. пособие. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Киев, 1981, 1989.
Основная идея взята у Л. Хакимовой. Основатель своего театра 100чел. Постановка мюзиклов. Красноярск.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Формирование певческих навыков с помощью физических упражнений и скороговорок» iconЛюби русский язык. Говори правильно и красиво
Цель: Развитие познавательного интереса к языку и речи; формирование навыков лингвистической и коммуникативной компетенции; развитие...

«Формирование певческих навыков с помощью физических упражнений и скороговорок» iconРоссийская Федерация Ханты Мансийский автономный округ Югра Тюменская область, Советский район
Офп и сфп, классификация акробатических упражнений, техника выполнения и последовательность обучения акробатическим упражнениям,...

«Формирование певческих навыков с помощью физических упражнений и скороговорок» iconРабочая программа по дисциплине сд. Ф. 4 Транспортное право
Целью изучения курса «Транспортное право» является формирование у студентов системы знаний и навыков применения норм транспортного...

«Формирование певческих навыков с помощью физических упражнений и скороговорок» iconАвтоматизированная система поиска физических эффектов по запросу...
Мы поиска физических эффектов по запросу на естественном языке. В статье приводятся обоснование необходимости такой системы и результаты...

«Формирование певческих навыков с помощью физических упражнений и скороговорок» iconПредставление физических знаний в форме физических эффектов для автоматизированных...
Д 063. 76. 04 в Волгоградском государственном техническом университете по адресу: 400066, Волгоград, пр. Ленина, 28

«Формирование певческих навыков с помощью физических упражнений и скороговорок» iconУрока: Образовательные
Продолжить формирование у учащихся навыков работы с учебником, дополнительной литературой, атласом и картой

«Формирование певческих навыков с помощью физических упражнений и скороговорок» iconРазвитие физических качеств учащихся в урочной и внеурочной
Так что можно сказать, что тема: «Развитие физических качеств» волнует ученых, медиков, педагогов уже более ста лет

«Формирование певческих навыков с помощью физических упражнений и скороговорок» iconОбразовательная программа среднего общего образования (в новой редакции)
Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения

«Формирование певческих навыков с помощью физических упражнений и скороговорок» iconСПб гбоу спо «Невский машиностроительный техникум» Методическая карта занятия
Образовательная: формирование у студентов навыков аудирования, чтения и перевода

«Формирование певческих навыков с помощью физических упражнений и скороговорок» iconУчащимся 8-10-х классов были заданы вопросы: Что такое красота?
Цель: развитие аналитических, коммуникативных навыков старшеклассников, формирование потребности в творческом самовыражении

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции