Скачать 91.69 Kb.
|
Чеканова Лариса Леонидовна, заместитель директора по УВР г. Старый Оскол, МБОУ «Гимназия « 18» МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГИМНАЗИСТОВ В начале 2000-х годов в связи с модернизацией системы образования возникла необходимость в перестройке педагогической системы гимназии, создании системы дополнительного образования как структурного подразделения учреждения. В это же время шел процесс формирования концепции воспитательной системы гимназии «Школа самоопределения личности обучающегося». Главные идеи, которыми педагогический коллектив руководствуется в организации жизнедеятельности школьников в ходе работы по реализации программы построения воспитательной системы, - идеи творчества и саморазвития личности. Очень важно для каждого педагога вывести личность ребенка в режим саморазвития Мы идем от личности с природными потребностями саморазвития к личности саморазвивающейся, самосовершенствующейся (идеи Г.К. Селевко). Наша цель: создание и развитие системы непрерывного дополнительного образования в рамках единого образовательного пространства как интеграции систем непрерывного базового и непрерывного дополнительного образования в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, интеллектуально развитой, социально активной творческой личности ребенка. Этот социальный заказ нашел отражение в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», в проекте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Эффективное функционирование системы дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения возможно лишь при условии эффективного педагогического управления ею. Под управлением системой дополнительного образования понимается целенаправленная деятельность по обеспечению эффективного функционирования и развития гимназии, субъектов управления, направленное на саморазвитие личности ((Ю.В.Васильев, Н.С.Дежникова, В.А.Караковский, В.М.Коротов, Л.И.Новикова, М.М.Поташник, В.Д.Семенов, П.В. Худомский, Т.И.Шамова, Р.Х.Шакуров и др.). Были изучены потребности родителей и обучающихся, проведена первичная диагностика, которая показала необходимость проведения преобразований в дополнительном образовании гимназии. С 1991 года наряду с изучением обязательных предметов гимназия обеспечивала получение начального музыкального, хореографического и художественного образования через художественно – эстетический блок, в который входили предметы и программы углубленного уровня обучения в групповой (хореография, ритмика, сольфеджио, хоровое пение, музыкальная литература, живопись, скульптура, рисунок, композиция, декоративно – прикладное искусство) и индивидуальной (фортепиано, скрипка, гитара, баян, аккордеон, флейта) формах обучения. Общеобразовательные, музыкальные, художественные предметы находили свое продолжение в программах театральной, эстрадной, танцевальной, хоровой, художественной студий, научных обществ по краеведению, биологии, специальных курсах по зарубежной литературе, археологии Старооскольского края, экологии. Педагогический коллектив пришел к выводу о необходимости выстраивания целостного образовательного пространства, в котором достойное место займет система дополнительного образования детей. Успешность решения проблемы самореализации личности ребенка в условиях общеобразовательного учреждения при формировании системы дополнительного образования во многом зависит от уровня организованности системы. Выделяют как минимум четыре условных уровня. Первый характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов и т.д., работа которых мало сочетается друг с другом и полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей. Второй уровень – более сложный и более развитой. Он отличается определенной внутренней консолидированностью, различной направленностью деятельности. К началу 2000-х гг. мы постепенно переходили к 3 уровню - развитию дополнительного образования детей как отдельного подразделения школы, когда разнообразные творческие объединения работают на основе единой программы, а педагоги могут координировать свою деятельность. В настоящее время в гимназии создана система дополнительного образования, в условиях которой удовлетворяются индивидуальные потребности детей, развивается творческий потенциал, дети легче адаптируются в современном обществе и получают возможность полноценно организовать свое свободное время. «Программа дополнительного образования» реализуется в рамках воспитательной системы «Школа самоопределения личности обучающегося». Для успешного осуществления дополнительного образования в гимназии созданы все необходимые условия. Сформирована необходимая материально-техническая база, подобран профессиональный кадровый состав. В системе дополнительного образования гимназии наиболее планомерно и систематически развиваются следующие направления, которые позволяют развивать личность ребенка: 1. Интеллектуальное развитие личности ребенка (социально-педагогическое, культурологическое, естественно-научное, туристско-краеведческое, эколого-биологическое направления дополнительного образования) - оно предполагает формирование и развитие познавательных потребностей каждого ребенка – это стремление к расширению объема знаний, в том числе и в областях, выходящих за рамки программ школьного образования. В условиях гимназии это: - работа летней школы «Одаренность», в рамках которой дети совершенствуют знания по английскому языку, математике, словесности, физике, занимаются пленэром, опытной работой на пришкольном участке - занятия в научных обществах «Биотоп», «Краевед», «Юный психолог» - медиаобразование: занятия в кружках «Компьютерная графика», «Инфознайка», «Анимация», в фотовидеостудии «АС», выпуск гимназической газеты «Палитра» Большое внимание педагогами дополнительного образования уделяется проектной деятельности обучающихся, и прежде всего, социальным проектам – это участие в городских проектах «Я – россиянин», «Юный мэр», краеведческой деятельности, в научной работе по психологии, в исторических чтениях, научно-практических конференциях. Силами учащихся, педагогов и родителей созданы и действуют два музея: «Музей почты» - единственный школьный музей данного направления, руководитель которого является руководителем Белгородского общества филателистов. Работа в данном музее позволяет ребятам принимать участие в городских, областных, Всероссийских конкурсах. Воспитанники клуба юных филателистов «Гермес» представляли Белгородскую область на Международной филателистической выставке в Австрии, поддерживают связи с издательством «Марка», Музеем королевской почты Великобритании и т.д. «Этнографический музей» является центром исследовательской работы в гимназии. 2. Творческое развитие личности (художественно-эстетическое направление дополнительного образования) - это стремление выявить и развить индивидуальные способности детей, дать им возможность проявить себя. Для нас это основное направление, так как все это было заложено в гимназии с момента ее основания. Из 80 детских объединений – половина художественно-эстетического направления. Именно здесь решается проблема творческого развития личности, когда в совместной деятельности взрослых и детей происходит формирование нравственных качеств личности. Во второй половине дня обучающиеся имеют возможность заниматься ритмикой, классическим и народным танцем, живописью, игрой на гитаре, скрипке, фортепиано, баяне, изучать сольфеджио, хоровое пение; проявлять свои способности и таланты во время занятий ансамблей: фольклорного ансамбля «Родничок», народного танца «Радуга», народных инструментов «Сюрприз», ансамбля гитаристов «Успех», студии эстрадного вокала «Поколение NEXT», художественных студий «Палитра» и «Юный художник». За годы существования гимназии сложились стабильные творческие детские коллективы. Например, ансамбль народного танца «Радуга» (руководитель Рипка Г.И.) существует с 1994 года. Сейчас в коллективе уже третий состав участников. Многие выпускники ансамбля продолжают заниматься в студенческих танцевальных коллективах. Ансамбль «Радуга» постоянный участник всех школьных и многих городских мероприятий. С 1996 года коллектив ежегодно выступает в городских танцевальных конкурсах, где стабильно занимает призовые места. С 2003 по 2014 год – ансамбль постоянный лауреат конкурса «Танцуют все». Ансамбль – победитель городского фольклорного фестиваля «Радуга» с 1998 года. Особое внимание в данном направлении уделяется краеведческой работе. В ходе этнографических экспедиций собран большой краеведческий материал о свадебных обрядах, сельских праздниках сел Старооскольского и Губкинского районов, сделаны аудиозаписи старинных песен. Результаты этнографической деятельности участников ансамбля были представлены Комлевой Анастасией на региональной научно-практической конференции «Открытие-2012» (г. Шебекино), на областном этапе Всероссийского движения «Отечество-20012» (1 место); материалы этнографических экспедиций используются в концертной деятельности гимназистов. Педагоги воспитывают у детей любовь к обычаям и обрядам русского народа, народным праздникам, певческим стилям и традициям Белгородчины, формируют навыки профессионального исполнения народной песни. Руководимый Жидовкиной И.Н. ансамбль ведет совместную концертную деятельность с ансамблем народного танца «Радуга» (рук. Рипка Г.И.), инструментальным ансамблем «Сюрприз» (рук. Костик Л.Б.). Эти коллективы традиционно выступают в Доме ветеранов г. Старый Оскол, на предприятиях города, принимают участие в Дне города и праздниках сел Чуево Губкинского района, Терехово, Незнамово, Потудань Старооскольского района. В форме коллективных творческих дел проходят традиционные Дни музыки, хореографии, изобразительного искусства, театра. Большой интерес вызывают отчетные концерты гимназистов, персональные выставки детей, совместные выставки работ педагогов, родителей, учащихся. Несколько лет подряд у нас проходит конкурс талантов «Минута славы», когда дети 1- 1 классов, часто с участием родителей, проявляют свои разнообразные таланты. 3. Физическое развитие личности ребенка (физкультурно-спортивное направление дополнительного образования детей. Насыщенная, интересная и увлекательная гимназическая жизнь стала важнейшим условием формирования здорового образа жизни детей. В нашей гимназии проходят разнообразные спортивные конкурсы: «Лучший спортсмен», «Спортивный класс», Дни здоровья и спорта. Большой интерес детей и родителей вызывают спортивные народные игры. Ещё одной важной задачей спортивно-оздоровительной работы в гимназии является предоставление мощной альтернативы в виде занятий спортом детям и подросткам пагубному влиянию дурных пристрастий: курению, алкоголю, наркотикам. Не менее важна и собственно оздоровительная направленность работы в данном направлении. Дети, отстающие в физическом развитии, имеющие на уроках физической культуры плохие оценки, занимаясь во внеурочное время в различных секциях, не только становятся крепче физически, но и закаляются морально, становятся увереннее в своих силах, что, в свою очередь, благодатно сказывается на их успеваемости. Для занятий детей в группах спортивно-оздоровительной направленности важным стало престижность занятий спортом, возможность достичь успеха, ярко проявить себя на соревнованиях. Успешной деятельности системы дополнительного образования гимназии способствует взаимодействие с социальными партнерами, и логичным результатом работы всего педагогического коллектива стал тот факт, что с 1 декабря 2009г. согласно приказу по Старооскольскому УО «Гимназия № 18» развивается в модели «Социокультурный образовательный комплекс». Ярким примером возможности самореализации обучающихся в гимназии стал традиционный праздник «Ученик года», когда каждый желающий в течение года проявляет свои таланты и в мае проводится подведение итогов и награждение победителей по различным номинациям. Об эффективности работы коллектива по проблеме выведения ребенка в режим саморазвития в условиях формирования системы дополнительного образования свидетельствуют участие и победы обучающихся гимназии в городских, областных, Всероссийских, Международных конкурсах, фестивалях, спортивных турнирах, соревнованиях. Только за 2012-2013 учебный год у нас более 50 побед и призовых мест во Всероссийских конкурсах и фестивалях (Инфознайка, экологический форум «Зеленая планета», открытый форум «Бумеранг», филвыставка «Мечты сбываются», («Синеокая Анапа», «Роза ветров», конкурс исполнителей на классической гитаре и другие); более 30 побед и призовых мест в региональных конкурсах и фестивалях (смотр-конкурс школьных лесничеств, «Мой отчий край», конкурс экологических проектов, («Белгородские жемчужинки», «Новые имена», летняя творческая Пушкинская школа», и другие), более 40 побед и призовых мест на муниципальных конкурсах. Показателем успешности всей воспитательной работы является отсутствие преступности среди обучающихся гимназии на протяжении двенадцати лет. Педагогический коллектив гимназии представлял опыт работы «Взаимодействие гимназии № 18 и институтов социума по духовно-нравственному воспитанию и эстетическому развитию обучающихся» на международном образовательном форуме «Взаимодействие образовательных учреждений и институтов социума в обеспечении эффективности и качества образования в регионе». На межрайонной секции руководителей образовательных учреждений «Основные направления Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Система поддержки талантливых детей» был представлен теоретический и практический опыт формирования системы дополнительного образования в гимназии – выступление директора «Система дополнительного образования детей гимназии № 18» и мастер-класс педагогов дополнительного образования, руководителей фольклорного ансамбля «Родничок», ансамбля народного танца «Радуга», инструментального ансамбля педагогов «Сюрприз» по теме «Этнокультурное воспитание гимназиста через систему дополнительного образования». С опытом работы гимназического коллектива по вопросу саморазвития личности обучающегося и формирования системы дополнительного образования педагогическая общественность была ознакомлена на городских семинарах. Во всем многообразии дополнительного образования гимназии каждый ученик может себя проявить. А коллектив реализует следующую идею: не столь важно обогатить ребенка дополнительными знаниями, сколько важно сформировать у него потребность в них, пробудить любознательность, сформировать умения что-то делать своими руками, умение слушать, видеть, понимать произведения искусства. |
План работы городского профессионально-методического объединения... Информация с августовских мероприятий работников образования Кемеровской области «Модернизация педагогической и управленческой деятельности... |
С. В. Комаров Рефлексия как механизм системы управления развитием организации «возврата». Указывается, что ситуация рефлексивного самоопределения менеджера выступает как мотивационный механизм саморазвития организации.... |
||
Спивак В. А. Документирование управленческой деятельности (Делопроизводство) 2-е изд Спивак В. А. Документирование управленческой деятельности (Делопроизводство) 2-е изд. Спб.: Питер, 2010. 256 с |
О проведении районного конкурса юных чтецов «Живая классика» Муниципальное казённое учреждение системы дополнительного педагогического образования «Большесолдатский районный методический кабинет... |
||
Итоги деятельности отдела образования Северного района в 2010 году... Учреждениями образования Северного района общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего... |
Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль) Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий... |
||
Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль) Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий... |
Приказ №40 От 30. 08. 13 г. Основная общеобразовательная программа... Новые подходы к управлению в системе дошкольного образования вызывают изменения спектра функций, принципов, методов и приемов управленческой... |
||
Лекция на тему: «Современные подходы к содержанию дополнительного образования детей» ... |
Для какой категории предназначается «Модели педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования детей и молодёжи» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |