.
| «Утверждаю»
Заведующий МБДОУ детским садом №448
_________________/З.Б. Удачина
Приказ № 40
От 30.08.13 г.
|
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
детского сада № 448
городского округа Самары
Принята:
Педагогическим советом № 1
МБДОУ детского сада №448
От 30.08.13
Введение Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.
Новые подходы к управлению в системе дошкольного образования вызывают изменения спектра функций, принципов, методов и приемов управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений. Эти изменения объективны и вызваны следующими основными факторами:
-становлением рыночных отношений, в том числе и в социальной сфере, и, как следствие конкуренцией образовательных учреждений;
-отходом от единой программы в области дошкольного воспитания и наличием веера общеобразовательных (учебных) программ, пособий, дидактических материалов;
-недостаточностью нормативного финансирования дошкольных образовательных учреждений;
-широкими возможностями для привлечения в учреждения внебюджетных финансовых средств;
- повышением заинтересованности родителей как основных социальных заказчиков в продуктивной деятельности конкретного образовательного учреждения;
-стремлением общественности влиять на воспитательно-образовательный процесс в учреждении.
Таким образом, объективно к учреждениям образования предъявляются новые требования к обеспечению их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошкольного образовательного учреждения по разработке и реализации своей образовательной программы. Пояснительная записка Данная образовательная программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Закона Российской федерации «Об образовании» и Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с временными государственными стандартами в области дошкольного воспитания образования и является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым, согласно п.5, ст.14 Закона РФ «Об образовании», «каждым образовательным учреждением самостоятельно».
Образовательная программа ДОУ - нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в МДОУ детском саду №448 данная программа показывает конкурентоспособность ДОУ, определяет взаимодополняемость предоставляемых образовательных услуг.
Назначение образовательной программы - мотивированное обоснование содержания воспитательно-образовательного процесса, выбора общеобразовательной программы в данном ДОУ.
Для родителей (законных представителей) воспитанников образовательная программа дает возможность принять участие в организации воспитательно-образовательного процесса, выборе и корректировке его содержания. Это позволяет учесть мнения и предложения основных «заказчиков» деятельности ДОУ.
Принципы построения Образовательной программы
муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №448 городского округа Самара:
Гуманизация
Дифференциация и индивидуализация
Развивающий характер
Непрерывность образования
Инновационность
Системность
Управляемость реализацией (предполагает постоянное ее регулирование и коррекцию на основе мониторинга воспитательно-образовательного процесса)
Разделы Образовательной программы:
Цели и задачи муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №448 городского округа Самара, сформулированные на основе анализа результативности работы педагогического коллектива по воспитанию, обучению и развитию дошкольников.
Выбор и комплексирование программ дошкольного образования, применяемых в воспитательно-образовательном процессе.
Проектирование воспитательно-образовательного процесса в МДОУ детском саду № 448
Определение способов систематической фиксации динамики детского развития.
Условия реализации Образовательной программы.
Раздел 1
Цели и задачи
МДОУ детского сада № 448 г.о.Самара В основу работы учреждения заложены задачи, определенные Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, среди которых ведущее место занимают вопросы, связанные с охраной жизни и здоровья детей - как физического, так и психологического.
Основываясь на принципах гуманистической педагогики и руководствуясь положениями Программы воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – 4-е изд., исп. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2006г., педагоги считают главной целью всестороннее и гармоничное развитие личности дошкольника в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование основ базовой культуры личности, полноценное проживание детьми периода дошкольного детства, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Руководствуясь вышеуказанным, МДОУ детский сад №448 решает следующие задачи:
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
Обеспечение стандарта дошкольного образования как системы требований к содержанию и уровню развития детей каждого психологического возраста с учетом соблюдения преемственности при переходе к следующему возрастному периоду;
Создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения, саморазвития;
Создание условий, благоприятствующих становлению базисных характеристик личности дошкольника, отвечающих современным требованиям;
Использование традиционных, инновационных и зарубежных технологий, направленных на обновление учебно-воспитательного процесса, развитие познавательных способностей детей, детского творчества и на интеллектуальное развитие;
Воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
Повышение профессионального мастерства педагогов;
Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Образовательная программа детского сада реализуется в организованных и самостоятельных формах обучения. Систематическое обучение осуществляется на занятиях: Содержанием образовательной деятельности являются:
Ознакомление с явлениями природы и общественной жизни, предметным окружением;
Развитие речи, формирование культуры общения и нахождения способов разрешения проблем;
Физическое развитие;
Развитие элементарных математических представлений, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления;
Ознакомление с ценностями мировой и отечественной музыкальной, изобразительной и театральной культуры, овладение элементами вокальной, ритмической, театральной и изобразительной деятельности;
Ознакомление с художественной литературой;
Трудовая деятельность;
Детское конструирование
Детское экспериментирование
Основные программные
направления развития ребенка 1.Физическое развитие.
Охранять и укреплять здоровье ребенка, поддерживать у него бодрое, жизнерадостное настроение
Формировать представления о здоровом образе жизни
Внедрять в программу работы здоровьесъберегающие технологии
Совершенствовать двигательные навыки, все функции детского организма
Воспитывать потребность в физическом самосовершенствовании
Воспитывать потребность в движении на основе «мышечной радости»
Формировать представления о своем теле
Формировать умения адекватно реагировать на изменения окружающей среды, оберегать здоровье, избегать опасности
Использовать разнообразные средства повышения двигательной активности детей на занятиях по физической культуре и в самостоятельной деятельности
Формировать основы физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях
2.Социальное развитие.
Формирование навыков культуры общения и разрешения проблемных ситуаций
Ознакомление с культурными ценностями России и других стран
Формирование интереса к ознакомлению с родным городом (селом), его географией, историей и культурой
Формирование качеств социальной зрелости личности ребенка, то есть усвоение им нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности
Развитие речи и форм речевого общения
3.Познавательное развитие.
Формировать умение выбирать необходимую информацию
Формировать умение обобщать способы и средства своей деятельности
Развивать способность видеть общее в едином
Развивать устойчивый интерес к познанию окружающего мира
Формировать начала экологической культуры, осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы
Познакомить детей с особенностями труда в природе
Формировать культуру быта
Формировать представления о связях между явлениями и предметами
Дать представление о профессиональном труде людей как способе обеспечения жизненных потребностей человека
Способствовать овладению ребенком элементарными сведениями истории, географии и культуры Родины
Дать представления о грамматических правилах построения устной и письменной речи
Обеспечить работу по подготовке к письму, обучению грамоте и речи как общекультурным средствам общения
Формировать элементарные математические представления
Развивать конструктивное мышление через конструирование из строительного материала, различных видов конструкторов, конструирование из бумаги и природного материала
4.Художественно-эстетическое развитие.
Формировать эстетическое отношение к миру и способствовать художественному развитию ребенка средствами искусства
Приобщать детей к высоко художественной литературе
Развивать художественные способности ребенка (музыкальные, литературные, изобразительные)
Развивать детское творчество в различных видах детской деятельности
Формировать умение интегрировать различные художественные виды деятельности
Описание «модели» выпускника дошкольного образовательного
учреждения
Модель выпускника МДОУ детского сада №448разрабатывается в соответствии с требованиями ФГТ к основной образовательной программе дошкольного образования, выбранным содержанием образования (реализуемой основной и парциальными общеобразовательными программами), спецификой и предназначением муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №448
Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения.
Согласно точке зрения М.С. Кагана, структура личности детерминируется влиянием пяти основных видов человеческой деятельности (познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, преобразовательной, художественной) и может быть представлена как единая совокупность взаимосвязанных пяти потенциалов, формирующихся под воздействием видов деятельности. В соответствии с этим мы полагаем, что модель выпускника может складываться из описания пяти основных потенциалов личности ребенка: познавательного, нравственного (ценностного), коммуникативного, художественного, физического.
Данный подход в целом не противоречит существующему проекту «Обязательного минимума содержания дошкольного образования», дифференцированного по следующим направлениям развития (которые также были взяты за основу разработки модели выпускника): физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное.
В ходе совместной деятельности членов педагогического коллектива по разработке «модели» выпускника образовательного учреждения мы воспользовались следующими рекомендациями известных отечественных ученых М.М. Поташника и A.M. Моисеева:
Проектируемый образ выпускника полезно соотнести с государственным образовательным стандартом, предыдущими достижениями педагогического коллектива данного образовательного учреждения, результатами работы образовательных учреждений аналогичного типа и вида.
В образ выпускника необходимо включить как качественные, так и количественные параметры развития личности воспитанника.
Основные параметры подготовленности выпускника следует излагать, исходя из приоритетности функций данного образовательного учреждения, его предназначения.
Образ выпускника — это программа-минимум, позволяющая членам педагогического коллектива сосредоточить свои усилия не только на формировании общих качеств, но и на поддержке и развитии уникальных черт личности ребенка.
Полезно проектировать образ выпускника конкретного дошкольного образовательного учреждения с учетом мнений ближайших образовательных учреждений, в которых выпускники продолжат свое образование. Это будет способствовать укреплению связей преемственности в воспитании и развитии воспитанников на разных ступенях обучения.
Модель выпускника ДОУ
Цель: обеспечить индивидуальную траекторию комплексного развития каждого ребенка с учетом его психического и физического состояния здоровья, сформировать психологическую готовность к школе, развить восприятие, воображение, художественно-творческую деятельность.
Развитие психических процессов
| Интеллектуальное развитие
| Социальная зрелость
| Личностные качества
| Ребенок:
способен к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию;
группирует предметы на основе их общих признаков;
проявляет осведомленность в разных сферах жизни.
| Ребенок:
понимает разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выражает свое отношение к ним;
выбирает соответствующую линию поведения;
умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника;
учитывает желания других людей;
способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками.
|
эмоциональность
креативность
произвольность
инициативность
самостоятельность и ответственность
самооценка
свобода поведения.
| Индивидуальные особенности развития
| Физическое развитие
| Состояние физического здоровья: группа здоровья; перенесенные заболевания; период после болезни.
Творческие способности: музыка; рисование; художественный труд.
Коррекция: физических отклонений; речи; психических отклонений.
| Ребенок:
в совершенстве владеет своим телом, различными видами движений;
имеет представление о своем физическом облике и здоровье;
владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.
|
«Модель» выпускника МДОУ
детского сада №448
Направления
| Критерии
| Образовательные
| Освоившие программы предшкольной подготовки;
Стремящиеся добиваться лучших результатов, развивать свои индивидуальные способности, проявляющий волевое начало в учебной деятельности;
Проявляющий любознательность, наблюдательность, самостоятельность, инициативу интересующийся экспериментированием и познавательной литературой.
| Нравственные
| Гуманный, добрый способный к сопереживанию;
Стремящейся к миру, согласию, терпимости, открытостью внешнему миру;
Понимающий ценностные основы к окружающей действительности - природе, окружающим предметам,
явлениям общественной жизни, сверстникам, взрослым, самому себе;
Уверенный в своих силах с устойчивым положительным отношением к себе.
| Гражданские
| Умеющий осуществлять выбор, ставить и решать проблемы, принимать и быть инициатором изменений в тех
или иных ситуациях в соответствии с возрастом
Свободный, знает права и обязанности в соответствии возрасту;
Способный договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции;
Обладающий чувством собственного достоинства, уважающий достоинство других.
| Интеллектуальные
| Обладает званиями, умениями, навыками;
Способный принимать на основе компетенции
собственные решения.
| Общая культура
| Способный оценить прекрасное;
Интересующийся эстетической и этической стороной действительности;
Способный в творческом выражении и воплощении художественного замысла;
Имеющий представление о разных видах и жанрах искусства, в том числе народного творчества;
Знающий и позитивно оценивающий ценности, культуру своего народа и другие культуры.
| Здоровьесбережение
| Не имеющий отклонения в здоровье;
Владеет культурно - гигиеническими навыками, опрятен в одежде;
Развитый физически, любящий физкультуру и спорт
|
|