Урок №15. Тема. А. С. Пушкин. Детские годы поэта. Стихотворение «Няне»




Скачать 113.93 Kb.
НазваниеУрок №15. Тема. А. С. Пушкин. Детские годы поэта. Стихотворение «Няне»
Дата публикации08.10.2014
Размер113.93 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Лекции > Урок
5 класс

Урок № 15.

Тема. А.С.Пушкин. Детские годы поэта. Стихотворение «Няне».

Цель:

  • познакомить ребят с фактами биографии А.С.Пушкина, оказавшими влияние на становление личности поэта; воссоздать атмосферу эпохи начала XIX века;

  • формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыков выразительного чтения и пересказа, работы с учебником и иллюстрациями;

  • воспитывать интерес к личности и творчеству А.С.Пушкина.


ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.

Пересказ статьи учебника «Из русской литературы XIX в.», с.84, ч.1.
III. Изучение нового материала.

1.Ребята, прослушайте строки из сказок и скажите, кому он принадлежат. Кто является автором?

А) У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Б) Три девицы под окном

Прял поздно вечерком.

«Кабы я была царица._

Говорит одна девица…

В) Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка,

Спросила

«Чего тебе надобно, старче?»

Ученики Из сказок А.С. Пушкина

Учитель: Сегодня мы начинаем знакомиться с творчеством великого поэта А.С. Пушкина. Цель урока – познакомится с детством поэта и анализ стихотворения «Няне». Перед вами лежат карточки. По ходу урока вы должны продолжить предложения, напечатанные на них.

Детство – самая яркая, беззаботная пора в жизни каждого человека. Интересно ли вам узнать, какое детство было у Александра Сергеевича, кто были ег родители и предки. Окружен ли он был любовью, лаской и заботой?

«6 июня 1799 года на одной из окраинных улочек Москвы, во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова ,у жильца его майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр» - гласит запись в церковной книге – первый документ, связанный с жизнью великого поэта. На самом первом раннем портрете Пушкин изображен ребенком 2-3 лет. С первого взгляда он кажется непохожим на известные портреты взрослого поэта. Но если приглядеться внимательно, можно увидеть знакомые черты: высокий лоб, вьющееся волосы и большие голубые глаза.

Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, отставной военный, был старинного рода, но не богат и не слишком удачлив в службе и чинах. Он был «светский человек», острослов, страстный любитель поэзии.

2 . Сообщение подготовленного ученика об отце А.С.Пушкина Сергее Львовиче Пушкине.

Родители будущего поэта, Сергей Львович и Надежда Осиповна, были людьми своего времени, наделёнными сословными достоинствами и недостатками.

К числу достоинств Сергея Львовича следует отнести его светское, во французском духе, воспитание, природную находчивость в разговорах: он любил участвовать в салонных играх, сыпать остротами, устраивать домашние спектакли. Сам писал лёгкие стихи по-французски. Эта атмосфера, по-видимому, влияла на маленького Пушкина.

Сергей Львович собрал богатую библиотеку, состоявшую преимущественно из французских книг. Юный Пушкин забирался в кабинет отца и читал запоем всё без разбора.

Важны были и многочисленные литературные связи отца: его дом посещали Карамзин, Дмитриев, Жуковский, Батюшков. Связи умножались и через дядю поэта – Василия Львовича Пушкина.

И всё же Сергей Львович равнодушно относился к воспитанию детей. Сына Александра он недолюбливал за его непокорность

3. Сообщение подготовленного ученика о матери А.С.Пушкина Надежде Осиповне Пушкиной.

Мать поэта, Пушкина Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, дочь Осипа Абрамовича Ганнибала и Марии Алексеевны Пушкиной, родилась 2 июля 1775 года. Детство и юность Надежды Осиповны прошли в Петербурге и загородном Кобрине. Надежда Осиповна получила хорошее домашнее воспитание, была начитана, прекрасно владела французским языком.

Веселая, всегда оживленная, она свободно чувствовала себя в светском обществе, имела большой круг знакомых, восхищавшихся ее красотой. Ее называли прекрасной креолкой, тем самым, подчеркивая ее необычное происхождение. С Сергеем Львовичем Пушкиным Надежда Осиповна венчалась 28 сентября 1796 года в церкви соседнего с Кобриным села Воскресенского. Взаимная любовь и душевная привязанность соединили их судьбы на 40 лет.

Кроме сына Александра у Надежды Осиповны и Сергея Львовича были дети: Ольга, Николай, Лев. Другие же дети - Павел, Михаил, Платон и София - умерли в младенческом возрасте. Она, более чем муж, занималась воспитанием детей. Надежда Осиповна чрезвычайно гордилась успехами своего старшего сына Александра.

Во время последней болезни матери Пушкин проявлял большую заботу о ней, а после её смерти "жаловался на судьбу" за то, что он так недолго "пользовался нежностью материнскою". Пушкин сам отвёз тело матери для погребения в Святогорский монастырь и выказал желание быть похороненным рядом.

Учитель: Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал ее. Мать раздражало все: упрямство мальчика, привычка грызть ногти и детская некрасивость. Эта некрасивость перешла к нему от его знаменитого предка Абрама Петровича Ганнибала.

4. Сообщение подготовленного ученика о прадедушке А.С.Пушкина Абраме Петровиче Ганнибале.

В биографии Ганнибала до сих пор ещё много невыясненного. Сын владетельного князька Ибрагим (Абрам) родился, вероятно, в 1688 году в Африке. Традиционная версия связывала родину петровского арапа с севером Эфиопии. На восьмом году жизни он был похищен вместе с братом и привезён в Константинополь, откуда в 1705 году Савва Рагузинский привёз чёрных братьев в подарок Петру I, любившему всякие редкости и курьёзы, державшему и прежде «арапов».

Мальчики приняли православие (по всей вероятности, во второй половине июля 1705 года). Ибрагим получил русифицированное имя Абрама, его брат — имя Алексея. Отчество мальчикам было дано в честь Петра I.

Абрам Петрович «неотлучно» находился подле царя, спал в его комнате, сопровождал во всех походах. С 1714 года Петр I доверяет ему различные поручения, в том числе секретные, он становится ординарцем и секретарем царя. В 1716 поехал с государем за границу. В это время Абрам получал жалованья 100 рублей в год. Во Франции Абрам Петрович остался учиться; пробыв 1,5 года в инженерной школе, поступил во французское войско, участвовал в испанской войне, был ранен в голову и дослужился до чина капитана. Вернувшись в Россию в 1723, определён в Преображенский полк инженер-поручиком бомбардирской роты, капитаном которой был сам царь.

После смерти Петра Ганнибал (такую фамилию он предпочёл носить с конца 1720-х годов, в честь знаменитого античного полководца Ганнибала) пристал к партии недовольных возвышением Александра Меншикова, за что был отправлен в Сибирь.

Поступив в 1740 году снова на службу, Ганнибал пошёл в гору с воцарением Елизаветы. Дослужившись до чина генерал-аншефа, Ганнибал был отправлен в отставку в 1762 г. и умер в 1781 году.

Вполне достоверных изображений Абрама Петровича до нас не дошло. Особое внимание привлекает так называемый французский портрет А.П.Ганнибала, который был найден в 1962 г. Ганнибал на портрете представлен в парадной одежде, напоминающей индийский костюм, в который облекались арапы царской свиты на торжественных церемониях.

Учитель: В доме Пушкиных были еще 2 женщины, которые дали Александру так недостающие ему материнскую любовь и ласку. Это бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня – Арина Родионовна.

На стр.92 учебника прочитайте высказывание Ольги Сергеевны Павлищевой (сестры Александра Сергеевича) о бабушке.

- Что вы знаете о няне Пушкина?
5. Рассказ о няне А.С.Пушкина Арине Родионовне Яковлевой.

Большую роль в воспитании поэта в национальном духе уже в тот период сыграла и прославленная им впоследствии в стихах няня Арина Родионовна, которая ему много сказывала о жизни.

Ижорская земля. На этой земле 10 апреля 1758 года в семье крестьянина Родиона Яковлева и жены его Лукерьи, родом из новгородских земель, родился третий ребёнок - дочь. По крещении её назвали в честь тётки Ирины. В быту же её с детства звали Ариной. С детства крестьянская дочь Арина была приучена к разнообразной работе в поле и дома. Девочка оказалась мастерицей-рукодельницей. Умела прясть, ткать, шить, вышивать, вязать и плести кружева. ...Пришло время, засватали Арину Родионовну за соседского крестьянина Фёдора Матвеева. 5 февраля 1781 года в суйдинской церкви молодых повенчали. Жили они по чужим домам в крайней стеснённости и скудности около 14 лет. Имели двоих сыновей и двух дочерей. Так и доживали бы свой век... Но судьба переменилась. Арина была взята в услужение в семейство Пушкиных.

Арина Родионовна Яковлева – с 1759 года крепостная Абрама Петровича Ганнибала, прадеда Александра Сергеевича Пушкина. После замужества в 1781 году стала крепостной деда поэта, Осипа Абрамовича Ганнибала. Она была няней вначале Надежды Осиповны, матери Александра Сергеевича, а затем стала няней ее детей: Ольги, затем Александра и Льва.

В 1807 году семейство Ганнибалов продало, вместе с крестьянами, земли в Петербургской губернии и переселилось в Опочецкий уезд Псковской губернии.

Арина Родионовна была «прикреплена» к хозяевам, а не к земле, поэтому была «исключена из продажи», и переехала с хозяевами в Псковскую губернию. В 1824 – 1826 годах, во время ссылки поэта, она жила в Михайловском. Этой крепостной крестьянке, старушке, посвятил свои стихи не только Пушкин, но и Языков. Ей в письмах к поэту передавали приветы друзья Пушкина.

В 1911 году на острове Капри кто-то из русских, что жили на острове, передал А.М. Горькому рельефный портрет няни Пушкина, вырезанный на кости. До 1891 года этот портрет находился в Пскове, а затем как-то попал в Италию. Горький передал его в Пушкинский дом.

Биограф Пушкина П.В. Анненков сообщал: "Родионовна принадлежала к типичнейшим и благороднейшим лицам русского мира. Соединение добродушия и ворчливости, нежного расположения к молодости с притворной строгостью оставили в сердце Пушкина неизгладимое впечатление. ...Весь сказочный русский мир был известен ей как нельзя короче, и передавала она его чрезвычайно оригинально".

К драгоценным реликвиям гатчинской земли, связанным с именем великого русского поэта А.С.Пушкина, относится музей "Домик няни" в деревне Кобрино, расположенной в четырех километрах от бывшей родовой усадьбы Ганнибалов в Суйде.

С виду домик кажется совсем крошечным и малопривлекательным. Но прочтешь скромную надпись на фасаде, и дрогнет сердце: "Здесь жила няня Пушкина - Арина Родионовна".

Эта удивительная женщина оставила глубокий след в жизни и творчестве поэта. Неслучайно любимой няне Пушкин посвятил несколько стихотворений. В одном из них он писал:

Да еще ее помянем:
Сказки сказывать мы станем —
Мастерица ведь была
И откуда что брала...

Крепостная крестьянка Арина Родионовна жила здесь после замужества с 1781 года до своего отъезда в 1798 году вместе с семьей Пушкиных в Москву.

В 1824-26 гг. Арина Родионовна вместе с Пушкиным жила в Михайловском, разделив с поэтом его изгнание. Пушкин писал отсюда Вяземскому: «Няня моя уморительна. Вообрази, что в 70 лет она выучила наизусть новую молитву об умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости»...

Воспоминания о старине и народной жизни, которыми щедро делилась Арина Родионовна со своим воспитанником и его друзьями, отразились во многих стихотворениях Пушкина.

Она хорошо знала народные обычаи, много деревенских событий, была кладезем познаний крестьянского быта.

Няне поэт посвятил много душевных поэтических строк, а после выхода в свет написанной в Михайловском третьей главы «Евгения Онегина» имя Арины Родионовны стало широко известным.

После отъезда Пушкина из ссылки няня осталась в Михайловском на положении ключницы, хранительницы усадьбы, исполняла его поручения. В последний раз няня приехала в Петербург в 1827 году в связи с замужеством Ольги Сергеевны. Арина Родионовна осталась в доме своей первой воспитанницы до своей кончины в 1828 году, успев повидать в Кобрине своего сына и внучку, других родных и близких людей.

В одной из своих тетрадей Пушкин сделал запись о кончине любимой няни, мамушки своей. Ощущением тревоги и горестной утраты веет от набросков стихов. Здесь же поэт рисует те самые портреты няни.

О смерти няни узнали друзья и знакомые Пушкина. Николай Языков, пользовавшийся попечением няни в свой приезд в Михайловское, написал стихотворение, посвященное её памяти:

Я отыщу тот крест смиренный,
Под коим средь чужих гробов
Твой прах улёгся, изнуренный
Трудом и бременем годов.

Пушкин последний раз видел няню в Михайловском 14 сентября 1827 года, за девять месяцев до ее смерти. Арина Родионовна - "добрая подружка бедной юности моей" - скончалась 70 лет от роду, после недолгой болезни 29 июля 1828 года в Петербурге, в доме Ольги Павлищевой (Пушкиной). Долгое время точная дата кончины няни и место ее захоронения были неизвестны.

Арина Родионовна родилась и умерла крепостной. На похороны Пушкин не поехал, как, впрочем, и его сестра. Похоронил няню муж Ольги Николай Павлищев, оставив могилу безымянной. На кладбищах к могилам незнатных особ, тем более крепостных, не проявляли должного внимания. Оставленная без присмотра могила няни оказалась вскоре затерянной. Судя по стихотворению Н.М. Языкова "На смерть няни А.С. Пушкина", в 1830 году могилу Арины Родионовны пытались разыскать, но уже тогда не нашли.

Выяснилось, что погребена она была на Смоленском кладбище.

Физминутка.

Закройте глаза. Вы – в лесу. Отгремела гроза. Прошел проливной дождь, блестит мокрая листва на березах. На траве серебряные капли. Как хорошо пахнет в лесу! Как легко дышется! Вот ландыши- вдохните их чудный запах. Вдыхайте медленно, ровно, глубоко.

6. Работа со стихотворением А.С.Пушкина «Няне».

Учитель: Как вы думаете, кто такая няня? Была ли у вас няня? Для Александра Сергеевича, няня – самый близкий человек, она заменила мать ,была первым слушателем его произведений. Сказки, рассказанные Ариной Родионовной, легли в основу сюжетов сказок Пушкина. Ей Александр Сергеевич посвятил стихотворение «Няне».

6.1. Выразительное чтение стихотворения учителем.

6.2. Анализ содержания стихотворения.

- Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок-цветов. Какими красками вы бы передали настроение стихотворения (Темные, мрачные)

- Последняя строка незаконченная. Как вы ее понимаете? Т.. Цвет меняется на более светлый.

- Каким настроением пронизано это стихотворение? (грусть, печаль, тоска)

- Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал его? (чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, нежность, забота)

- С первых же строк стихотворение волнует своей сердечностью. Любовью и заботой. Прочтите их.

- Можем ли мы образно нарисовать в своем воображении ряд картин-слайдов? (да)

- Давайте посчитаем сколько их получится.

Чтение учеником 2-3 строки .

- Какой слайд мы видим? (Забытый домик в глуши сосновых лесов)

Чтение учеником 4-7 строк.

(Видим сидящую и тоскующую няню)

Чтение учеником 8-11 строк.

(Няня у ворот, напряженно смотрит в даль…)

Чтение последней строки.

(Возможно, няне видится ее воспитанник, спешащий к ней)

- Т.е. стихотворение можно разделить на четыре части.

1. Обращение к няне

2. Строки рисуют забытый домик.

3. Видим няню, ждущую воспитанника

4. Предчувствие чего-то хорошего.

- На что похоже письмо? В письменной форме, в Р.п. , адресованной няне? (Письмо)

- Жанровая разновидность – послание.

6.3. Выразительное чтение учащимися стихотворения.

7. А сейчас закрепим изученное, заполнив карточки.
IV. Подведение итогов урока.

- Каким вы представляете лирического героя стихотворения А.С.Пушкина «Няне»? (Лирический герой глубоко страдает, он испытывает чувство вины за долгое отсутствие. Поэтом создан трогательный образ любящей женщины. Чувства няни понятны любой женщине – матери, самоотверженно заботящейся о детях, бесконечно тоскующей в разлуке с ними. Образное представление состояния няни открывает и глубину души самого поэта, являясь отражением его человечности).
V. Домашнее задание.

1.Стихотворение «Няне» выучить наизусть, с.94, часть 1.



1. Автор и название стихотворения




2. Тема стихотворения (о чем стихотворение?)

Стихотворение посвящено…

Тема стихотворения-… В стихотворении …( автор , название стихотворения) описывается…

…поэт изображает…

…перед читателем возникает образ…

…переданы размышления

( чувства, переживания и т.п.)…

автор выражает…

…с первых строк…

3. Настроение стихотворения

В стихотворении… царит …настроение…

…пронизано настроением…

настроение этого стихотворения…

Настроение меняется на протяжении стихотворения…

4. Композиция

( Как построено стихотворение? На какие части можно его разделить? О чем каждая часть?)

5. Какие картины вам представляются?

6. Какие приемы использует автор?

( метафора, эпитет, олицетворение, лексические повторы, употребление слов определенной части речи и др.)

Стихотворение можно разделить на ..части…

Композиционно стихотворение делится на…части, потому что…
Строки рисуют…

Мне видится…

Для создания настроения автор использует…

С помощью … поэт дает нам возможность увидеть…

…создают образ…

…помогают представить…


7. Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?

Лирический герой этого стихотворения представляется мне…

8. Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя?( идея стихотворения)

В стихотворении автор выражает мысль о…

Основная мысль стихотворения…

Идея произведения…

9. Личные впечатления от стихотворения.

Читая стихотворение, я восхищался…

…я откликался…

Меня взволновало…

…красота строк…

…остаются в памяти…



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №15. Тема. А. С. Пушкин. Детские годы поэта. Стихотворение «Няне» iconТема: А. С. Пушкин «Зимний вечер»
Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А. С. Пушкина и мастерство поэта в создании...

Урок №15. Тема. А. С. Пушкин. Детские годы поэта. Стихотворение «Няне» iconУрок литературы в 6 классе на тему: «А. С. Пушкин. Стихотворение «узник»
Цели: 1 познакомить учащихся с лицейскими годами поэта; со стихотворениями данного

Урок №15. Тема. А. С. Пушкин. Детские годы поэта. Стихотворение «Няне» iconТема: «А. С. Пушкин. «Няне»
Цели: раскрыть идею и смысл стихотворения А. С. Пушкина «Няне»; продолжить знакомство с литературоведческими терминами; учить выразительности...

Урок №15. Тема. А. С. Пушкин. Детские годы поэта. Стихотворение «Няне» iconУрок литературного чтения в III классе Разработка учителя начальных классов моу «сош№27»
Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А. С. Пушкина и мастерство поэта в создании...

Урок №15. Тема. А. С. Пушкин. Детские годы поэта. Стихотворение «Няне» iconУрок чтения и развития речи 6 класс Тема: «А. С. Пушкин «…Вот север, тучи нагоняя…»
Цель: заинтересовать учащихся творчеством русского поэта А. С. Пушкина, путем анализа стихотворения

Урок №15. Тема. А. С. Пушкин. Детские годы поэта. Стихотворение «Няне» icon«А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение...
...

Урок №15. Тема. А. С. Пушкин. Детские годы поэта. Стихотворение «Няне» iconУрока,68 часов Тема Дата
Произведения русских писателей 19 века. А. С. Пушкин. Страницы жизни и творчества. Стихотворение «И. И. Пущину.»

Урок №15. Тема. А. С. Пушкин. Детские годы поэта. Стихотворение «Няне» iconК россворд «Мой Пушкин» По горизонтали
Пушкина, которой посвящены эти строки. 15. Русский поэт, откликнувшийся на гибель поэта стихотворением «На смерть поэта». 17. Учебное...

Урок №15. Тема. А. С. Пушкин. Детские годы поэта. Стихотворение «Няне» iconА. С. Пушкин. Личность поэта
Цель урока: создать условия для знакомства с биографией А. С. Пушкина; способствовать формированию у учащихся образа поэта; помочь...

Урок №15. Тема. А. С. Пушкин. Детские годы поэта. Стихотворение «Няне» iconКонспект урока Тема : А. С. Пушкин о назначении поэта и поэзии (историко-литературный...
Тема: А. С. Пушкин о назначении поэта и поэзии (историко-литературный комментарий и его роль при работе над произведением)

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции