«А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта»




Скачать 98.34 Kb.
Название «А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта»
Дата публикации 08.10.2014
Размер 98.34 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы

Муниципальное общеобразовательное учреждение cредняя общеобразовательная школа села Нижнебалтачево Татышлинского района Р Башкортостан

Тема: «А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта»

Место урока в системе уроков: первый в разделе «А. С. Пушкин», двадцатый в общем планировании уроков

Цели:

  1. Обучающая: познакомить учащихся с лицейским периодом в жизни Пушкина, первой ссылкой в Кишинёв.

  2. Развивающая: углубить представления учащихся о личности Пушкина, формировать навыки анализа его произведения.

  3. Воспитывающая: воспитывать интерес к творчеству и личности поэта, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость читателей.

Тип урока: изучение историко-литературного материала.

Форма урока: беседа

Литература: 1. Учебник- хрестоматия для 6 класса

2. В. П. Полухина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. - М., 1998

3. Б. И. Турьянская, Л. А. Холодкова и др. Литература в 6 классе. Урок за уроком. - М, 1999

4. Ресурсы Интернета

ЦОР: гравюры Е. И. Гейтмана «Пушкин-юноша» /1822/ и В. А. Фаворского «Пушкин-лицеист» /1935/, репродукция картины И. Е. Репина «Пушкин на Лицейском экзамене», виды Царского села, Кишинёва на слайдах

Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон

Схема записи на доске:

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта

И долго буду тем любезен я

народу,

Что чувства добрые я лирой

пробуждал.

Пушкин

План

  1. Пушкин в Лицее

    1. «Новая пора – Лицей»

    2. «
      Выставка книг А. С. Пушкина
      Лицейская республика». Близкий друг.

    3. ….


    4. Д. з.: 1) пересказ статьи о лицейских годах Пушкина (с. 62 – 66) по плану;

      2) выучить наизусть стихотворение «Узник»;


      .



План урока:

Этапы урока: Методы и приёмы работы:

I. Оргмомент Приветствие

II. Этап актуализации опорных Фронтальная беседа

знаний

III. Этап изучения нового материала Комментированное чтение

Слово учителя

Работа с репродукциями, книгой

Индивидуальная работа

IV. Этап работы с текстом Выразительное чтение

Выявление восприятия

Эвристическая беседа

V. Подведение итогов Рефлексия

VI. Этап информации учащихся о домашнем

задании, инструктаж по его выполнению Слово учителя

Опережающее индивидуальное задание:

  1. Историческая справка об истории создания Лицея

  2. Индивидуальное сообщение учащегося «Пушкин на публичном экзамене в Лицее».

  3. Справка о Кишинёве.

  4. Принести на урок свою любимую книгу А. С. Пушкина

Ход урока

  1. Оргмомент

Задача: обеспечить благоприятный для работы климат на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию

- Здравствуйте, ребята. Обратили ли вы внимание, что наш кабинет сегодня преобразился? Что вам показалось необычным? (Столы в нашем кабинете стоят необычно).

- Да, действительно столы стоят так, как когда-то в Лицее, в котором учился гениальный поэт России А. С. Пушкин. И это не случайно. Как вы уже поняли, сегодня на уроке мы будем говорить о жизни и творчестве поэта. У каждого из нас есть свой Пушкин: Пушкин-поэт, Пушкин-сказочник, Пушкин-прозаик. Пушкин помогает нам постигать мир. Литературный курс 6-го класса предлагает вам познакомиться со стихотворениями, повестями и даже романом А. С. Пушкина. Итак, навстречу Пушкину.

  1. Этап актуализации опорных знаний

Задача: восстановить в памяти учащихся изученное ранее о личности Пушкина и его жизни

Фронтальная беседа:

    • Что вы знаете о детстве Пушкина, о семье поэта?

    • Какие произведения А. С. Пушкина вам известны? (Обращение к выставке книг произведений Пушкина, которая составлена из любимых книг учеников).

    • Чем вам нравятся стихи и сказки А. С. Пушкина?

  1. Этап изучения нового материала

Задачи: 1) углубить знания учащихся о личности и творчестве Пушкина;

2) продолжать обучение составлению сложного плана;

3) развивать навыки описания портретов и репродукции картины

  1. Слово учителя

- Откройте тетради и запишите дату и тему сегодняшнего урока. Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти строки?

  1. Работа с книгой

Дети читают статью учебника-хрестоматии под руководством учителя. После первого абзаца звучит историческая справка об истории создания Лицея /Приложение 1/. В это время демонстрируется слайд № 1, 2 с видами Царского Села.

Читая статью, составляем сложный план, который поможет подготовить её пересказ. Начало плана записано на доске. Дети вспоминают особенности сложного плана и продолжают его составление. (В хорошо подготовленном классе можно ввести понятие цитатного плана).

В процессе чтения обращаемся к гравюрам Е. И. Гейтмана «Пушкин-юноша» /1822/ и В. А. Фаворского «Пушкин-лицеист» /1935/. Внимание детей обращено на экран, демонстрируется слайд № 3.

Беседа:

- Что, по-вашему, особо выделяет каждый из художников?

- Какой из этих портретов кажется вам особенно похож на поэта той поры?

- Какая из этих гравюр ближе к автопортрету А. С. Пушкина, помещённому в хрестоматии (с. 64)?

3. Индивидуальное сообщение учащегося «Пушкин на публичном экзамене в Лицее» /приложение 2/. Ученикам предлагается рассмотреть репродукцию картины И. Е. Репина «Пушкин на Лицейском экзамене» слайд № 4 и ответить на вопросы.

Беседа:

  • Как душевное состояние юного поэта и реакция Державина переданы на картине Репина?

  • Охарактеризуйте жест и позу А. С. Пушкина. Насколько они соответствуют ситуации, запечатлённой художником?

  1. Историческая справка учащегося о Кишинёве /приложение 3/. Слайд № 5, 6

  2. Беседа по статье:

  • Что такое лицей? (Учебные заведения в некоторых странах Европы, в том числе и в России)

  • С какой целью был создан Царскосельский лицей? (Император Александр I открыл это учебное заведение для своих младших братьев, здесь же получили образование дворянские мальчики из лучших семей России).

  • Почему лицей стал рассадником вольнодумства и свободолюбия? (Война 1812 года способствовала подъёму патриотических настроений, стремлениям служить Отечеству).

IV. Работа с текстом.

Задача: через анализ поэтического текста подвести учащихся к пониманию вольнолюбивых устремлений поэта.

  1. Выразительное чтение стихотворения «Узник» учителем.

  2. Выявление первичного восприятия стихотворения.

Беседа:

    • Понравилось ли вам стихотворение?

    • Что особенно поразило вас в нём?

    • Какие слова и выражения показались вам необычными?

    • Какая картина возникает в вашем воображении?

    • Соответствует ли ваша картина предложенной репродукции? Обоснуйте. Слайд № 7

    • Какие строки стихотворения можно подписать под иллюстрацией? («Мы вольные птицы; пора, брат, пора!»).

  1. Аналитическое прочтение произведения:

  • Рассмотрим первую строку стихотворения. Какие слова являются главными, несут логическое ударение? Какое чувство в ней выражено? (Ключевое слово – решётка. Выражены переживания человека, оказавшегося в неволе, за решёткой).

  • Какие поэтические средства изображают страдания лирического героя в первой строфе? (Эпитеты – «сырая» темница, «грустный» товарищ, «кровавая» пища; метафора – «вскормлённый в неволе орёл молодой»).

  • Какое пространство изображено в первом стихе? (Ограниченная решёткой тюрьма, сырая темница).

  • Какой образ противопоставляется образу неволи? (Образ воли, свободы).

  • Задание для самостоятельной работы (с. 67).

  • Стихотворение построено на антитезе – противопоставлении. (Вводится понятие антитезы (с. 70)).

  • Какими поэтическими средствами создаётся образ свободы? (Глаголу «сижу» противопоставлен глагол «улетим», решётке и темнице – тучи, гора, морские края).

  • Как «удваивается» образ лирического героя? (Образ узника сопоставляется с образом орла, вольной птицы, плохо приживающейся в неволе). В последней строфе тоже два товарища – орёл и ветер. Вспомните постоянный эпитет ветра, встречающийся в произведениях УНТ. («Вольный» ветер сопоставим с вольными птицами).

  • Перечитайте слова, которые «вымолвить хочет» орёл. К чему он призывает узника? («Давай улетим!». Орёл призывает узника к свободе).

  • Сравните картины, изображённые в первой и третьей строфах. Какие противопоставления вы здесь наблюдаете? Как изменилось настроение к концу стихотворения? («Вскормлённый в неволе орёл молодой» противопоставлен вольным птицам. В начале стихотворения настроение грустное, к концу стихотворения, где слышен призыв к свободе, выражается надежда на возможную свободу).

  • Почему тема свободы важна для Пушкина? (Свобода необходима человеку для гармоничного существования в мире. Пушкин же сам находился в ссылке, значит в неволе).

V. Этап подведения итогов

Задача: дать оценку собственной деятельности, провести рефлексивный момент для каждого ученика

Вопросы:

  1. Что нового вы сегодня узнали на уроке?

  2. Что особенно произвело впечатление?

  3. Что показалось наиболее важным?

  4. Что помог вам понять эпиграф?

Метод незаконченного предложения:

Я понял, что …

Особенно мне запомнилось (-лся) …

Хочется сказать о …
VI. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:

  1. Пересказ статьи о лицейских годах Пушкина (с. 62 – 66) по плану

  2. Выучить наизусть стихотворение «Узник».

3) Повторить определения эпитета, метафоры, олицетворения, аллитерации, ритма, рифмы, подготовить фрагмент литературоведческого словаря (можно на слайдах)

Приложение 1

Индивидуальное сообщение «История создания Царскосельского лицея»

В Царском Селе под Петербургом был создан Лицей. Он явился продолжением лучших традиций прошлого. Когда-то Лицей – это было место близ Афин. Рядом с храмом Аполлона располагалось одно из греческих учебных заведений того времени – гимнасий, он-то и получил название "Лицей". Здесь обучал своих последователей Аристотель, воспитатель Александра Македонского.

Императрица Мария Федоровна, мать Александра Первого, хотела было отослать сыновей своих в Лейпцигский университет. Но этому решительно воспротивился император Александр I, ее старший сын. Он решил образовать в Царском Селе лицей, где бы младшие его братья могли слушать публичные лекции. Так Россия вспомнила о традициях Аристотеля…

Министр народного просвещения граф Алексей Разумовский направил царю проект образования лицея, который предлагалось учредить "в Царском Селе, с целью образования юношества, особенно предназначенного к важным части службы государственной, и составляемого из отличнейших воспитанников знатных фамилий".

19 октября 1811 года, в четверг, в присутствии императора был торжественно открыт Лицей. Первыми зачислено в него было тридцать человек, и среди них Пушкин. Нижний этаж здания был отдан инспекторам и гувернерам. На втором – канцелярия, столовая, буфетная, больница и тот знаменитый конференц-зал, где перед Державиным будет выступать на выпускном экзамене юный Пушкин. Выше располагались классы, кабинет физики, газетная комната, библиотека – в галерее – и большой зал для торжеств, парадных актов, фехтования и отдыха после занятий. На четвертом этаже – спальни. Профессура жила в соседнем доме. Выдающиеся профессора – Александр Куницын, Яков Карцов– пестовали будущих выдающихся деятелей страны. Лицей был моделью идеального государства в миниатюре.

Горчаков, Пущин, Илличевский, Вольховский, Дельвиг, Кюхельбекер, Матюшкин, Корф, Данзас – кто не знает этих выдающихся соучеников Пушкина!


Приложение 2

Индивидуальное сообщение «Пушкин на публичном экзамене в Лицее»

Пушкин вспоминал: «Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется читаны были его стихи, разбирались его стихи. Он слушал с живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочёл мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда я дошёл до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, сердце забилось с упоительным восторгом…»

Приложение 3

Историческая справка о Кишинёве

КИШИНЕВ столица Республики Молдова, на реке Бык (приток Днестра). Известен с 1466 года. С 16 века под турецким владычеством, в 1812 присоединен к Российской империи. В 1918 г. в составе Румынии, с 1940 столица Молдавии. Церковь Рождества Богородицы (18 век), кафедральный собор (19 век) и Триумфальная арка (ныне арка Победы, 19 в.). В 60-80-е годы созданы новые промышленные и жилые районы. В городе 7 вузов (в том числе Молдавский университет), 5 театров, 9 музеев (в том числе краеведческий, исторический, художественный, А. С. Пушкина).



- -

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта» icon А. С. Пушкин «Узник». Вольнолюбивый характер стихотворения Цель урока:...
«Узник»; развивать самостоятельность в решении учебных проблем, умение добывать необходимую информацию, перерабатывать ее; формировать...
«А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта» icon Урок литературы в 6 классе на тему: «А. С. Пушкин. Стихотворение «узник»
Цели: 1 познакомить учащихся с лицейскими годами поэта; со стихотворениями данного
«А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта» icon Пояснительная записка Номинация: основная школа (5-8 классы). Тема...
Тема урока: А. С. Пушкин «Слово о поэте» изучается по программе. Автор Коровина В. Я. 7 класс. 1 час
«А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта» icon Урок №15. Тема. А. С. Пушкин. Детские годы поэта. Стихотворение «Няне»
А. С. Пушкина, оказавшими влияние на становление личности поэта; воссоздать атмосферу эпохи начала XIX века
«А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта» icon Волкова А. Я., учитель сош №19
Так начинается Южная ссылка Поэта. Именно в Кишинёве им написано ставшее народной песней стихотворение «Узник». Накопился опыт работы...
«А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта» icon Тема: А. С. Пушкин. Узник. М. Ю. Лермонтов. Узник
Дома вы читали балладу А. С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге" и отвечали на вопрос: Почему погибает князь Олег?
«А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта» icon А. С. Пушкин «Узник» иМ. Ю. Лермонтов «Узник»
В фогс полного (среднего) общего образования (проект) в области «Филология» определен интегративный курс «Русская словесность (интегрированный...
«А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта» icon К россворд «Мой Пушкин» По горизонтали
Пушкина, которой посвящены эти строки. 15. Русский поэт, откликнувшийся на гибель поэта стихотворением «На смерть поэта». 17. Учебное...
«А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта» icon А. С. Пушкин. Личность поэта
Цель урока: создать условия для знакомства с биографией А. С. Пушкина; способствовать формированию у учащихся образа поэта; помочь...
«А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта» icon О каком русском поэте Пушкин написал «Его стихов пленительная сладость...
А. С. Пушкин использовал псевдонимы в течение всей своей творческой жизни, особенно в лицейские годы. Назовите некоторые из них
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции