Конспект урока
Тема: А.С.Пушкин о назначении поэта и поэзии (историко-литературный комментарий и его роль при работе над произведением)
Учитель: Телегина Л.Л.
Цель урока:
- познакомить с деятельностью А.С.Пушкина;
- раскрыть его взгляды на назначение поэта и поэзии;
- обучить анализу стихотворения «Пророк».
- развивать умение анализировать лирическое
- произведение, выделяя основные литературные приёмы;
- на примере стихотворения А.С.Пушкина «Пророк» воспитать у учащихся «чувства добрые», утверждать главные ценности человеческой жизни: любовь, милосердие, веру, нравственную основу жизни человека.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: портрет писателя, таблица, карточки;
иллюстрации разных периодов жизни Пушкина,
Словарь живого великорусского языка В.И.Даля,
Этимологический словарь русского языка М.Фасмера,
Методические приёмы: слово учителя, работа с наглядностью, выразительное чтение и анализ стихотворения; беседа по теме урока.
Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Проверка домашнего задания: презентация - контроль:
Формулировка задания:
-Вспомните о жизни поэта в Одессе и в Михайловском. Какие обстоятельства жизни привели его туда? Какие произведения были созданы в это время
Ответ на вопрос:
Второе изгнание Пушкин переносил тяжело и мучительно. Поэт не только устоял, но и поднялся на новую ступень в своём творческом развитии. От гибели поэта спасла близость к народной жизни, вера в свои творческие силы, в великое значение худ. слова.
Поэзия, как ангел – утешитель,
Спасла меня, и я воскрес душой,-
писал он позднее в черновике стихотворения «Вновь я посетил…»
3.Всесторонняя проверка знаний
-Тему поэта и поэзии, об особой роли поэзии Пушкин говорит не в одном стихотворении. Назовите стихотворения, в которых поэт обращается к этой теме? Сделайте вывод.
(ответы учащихся)
Вывод: Это стихотворения
-«Разговор книгопродавца с поэтом»
-«Поэт», «Поэту», «Памятник»,
-«Эхо».
В них А.С.Пушкин рассуждает о свободе поэтического творчества, о сложных взаимоотношениях поэта и власти, поэта и народа.
4.Объяснение нового материала.
а) Слово учителя. Презентация-лекция
-Сегодня мы продолжим тему, начатую на прошлом уроке и выясним,
Почему А.С.Пушкин считает поэзию трудным и ответственным делом, чем поэт отличается от простых смертных людей, почему он понимает, слышит то, чего не видит, не слышит и не понимает обыкновенный человек. А поможет нам в этом -
Стихотворение А.С.Пушкина «Пророк».
б) Чтение выразительное стихотворения «Пророк».
в) Беседа:
-Каково Ваше первоначальное восприятие данного стихотворения?
г) Сообщение учащегося об истории создания стихотворения:
- Содержание стихотворения «Пророк» навеяно событиями 14 декабря и скорбью Пушкина о гибели «братьев, друзей, товарищей». Это стихотворение сюжетное, в нём изображён процесс перерождения человека в мудрого пророка.
В образе пророка, как и в «Подражаниях Корану» Пушкин разумел поэта . Картина, изображенная Пушкиным , в нескольких мелких деталях восходит к 6 главе Книги Исаии в Библии (шестикрылый Серафим с горящим углём в руке). Стихотворение первоначально представляло собою часть цикла из четырёх стихотворений под заглавием «Пророк», противоправительственного содержания посвящённых событиям 14 декабря.
М.П.Погодин объяснял П.А.Вяземскому в письме от 29 марта 1837 года «Пророк» он написал, ехавши в Москву в 1826г. Должны быть 4 стихотворения, первое только напечатано («Духовной жаждою томим») Остальные 3 стихотворения были уничтожены и до нас не дошли. Вариант первого стихотворения «Пророка» - «Великой скорбию томим», имеющийся в записи Пушкина, относится, по–видимому, к первоначальной редакции текста.
Под пороком Пушкин подразумевал поэта, следовательно, себя. Значит, в этом стихотворении происходит рождение поэта из обыкновенного человека.
5. Анализ стихотворения. Комментарий.
Памятка: «План анализа лирического стихотворения».
Слово учителя:
-Пушкин часто обращался к Библии, черпая из неё вдохновение и сюжеты для своих произведений. Обращение к Библии позволит нам лучше понять литературное произведение, стихотворение Пушкина. (Знание первоисточника всегда способствует пониманию художественного произведения).
-Книга Пророка Исаии, гл.6.(чтение учителем отрывка).
-Сопоставим лексический план отрывка из Библии и стихотворения «Пророк»:
Библия
|
«Пророк»
|
-Тогда прилетел ко мне один из Серафимов;
-И в руке у него горящий уголь;
-коснулся уст моих и сказал;
-и услышал я голос Господа;
-И сказал Он: пойди и скажи этому народу
|
-И шестикрылый Серафим на перепутье мне явился
-И уголь, пылающий огнём;
-И он к устам моим приник;
-И Бога глас ко мне воззвал…
-Глаголом жги сердца людей!
|
-Слово учителя: Какой вывод мы можем сделать, сопоставляя первоисточник и стихотворение «Пророк»?
-Ответы учащегося.
Вывод:
Пушкин опирается на текст Библии ,видит своё назначение как поэта нести свет и истину людям. Образ библейского пророка, спасающего свой народ , служит для Пушкина примером.
-Слово учителя (микровывод).
Однако в Библейском тексте перерождение простого человека в пророка не так мучительно, как в стихотворении Пушкина. Серафим в Священном Писании лишь очищает уста грешника, в «Пророке» же мы видим полное перерождение человека.
-Беседа:
-Как передаёт Пушкин приход высшего знания к пророку?
(Ответы учащегося, подтверждающиеся строчками стихотворения:
Моих ушей коснулся он,-
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье…)
-Как передаёт поэт, что лирический герой, жаждущий духовного очищения, бредущий по жизни как по мрачной пустыне, вдруг в минуту полной растерянности, «на перепутье», мгновенно преобразуется, а жизнь его озаряется новым светом- светом понимания истины?
(Ответы уч-ся: Это передаётся в строках:
Перстами лёгкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы).
-Духовное очищение невозможно без страданий, без тяжкой работы над собой. В каких строчках стихотворения мы видим это?
(Ответы уч-ся).
Слово учителя. Микровывод:
-Через мучение, через страдания человек становится пророком.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей ».
Таким высоким гражданским призывом заканчивается стихотворение.
Мысль о гражданственности творчества с особой силой высказана в строках:
«Глаголом жги сердца людей ».
Анализ изобразительного – выразительных средств языка.
Слово учителя:
-чтобы понять авторский замысел, необходимо внимательно проанализировать худ. – изобразительные средства языка.
Это - «тайный» язык поэзии.
Беседа:
-Какие эпитеты, метафоры и др. выразительные средства языка вы отметили в стихотворении «Пророк»? Какова их роль в стихотворении?
Ответы уч-ся:
Эпитеты: «духовный», «мрачной», «вещий», «лукавый», «празднословный» и др.
метафоры: «духовная жажда», «мрачная пустыня», сравнения:
«отверзлись вещие зеницы,
как у испуганной орлицы… »
анафоры:
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганья,
И горний ангелов полёт…
Вывод:
Все эти выразительные средства языка помогают глубже понять замысел поэта – донести до читателя мысль о том, что Пророк – это истолкователь воли Бога, защитник угнетённых, это избранник Божий, а поэт –пророк имеет призвание служить людям, тревожить их мысль , волновать их чувства и побуждать к постижению жизни.
Работа над лексикой.
Словарная работа.
-Выделите устаревшие слова в стихотворении и их роль. (Влачиться, перст, зеница, уста, десница, виждь и др.)
-Поэт использует и церковнославянизмы, которые сохранились и в современном русском языке: угль, глагол, внимать, восстать, воззвать, рассек.
Эти слова используются, чтобы передать значение всех этих действий и предметов, по других, изменившихся, более возвышенных.
Славянизмы придают торжественность языку стихотворения, они нужны для того, чтобы показать таинственность, всевышнюю силу, которая преобладает в стихотворении, показать глубокий смысл стихотворения.
-Назовите слова, присущие Библейской лексике. Какова её роль?
(Ответы учащихся: серафим, Бог, горний, ангел и др.)
Эта лексика нужна в стихотворении, потому что пророк доносит до людей не свои собственные мысли, а то , что он услышал от Бога.
Подведение итогов урока:
Обобщающее слово учителя:
-Итак, сегодня на уроке мы познакомились ещё с одним программным стихотворением А.С.Пушкина, посвящённым теме поэта и поэзии, узнали историю его возникновения; первоисточник, на который опирался поэт при написании «Пророка», провели сопоставительный анализ Библейского текста и стихотворения, выяснили роль изобразительно- выразительных средств языка, провели словарную работу, прокомментировали устаревшие слова, церковнославянизмы и их значение.
Информация о домашнем задании:
Дома письменно ответьте на вопросы:
1. Каким представляется А.С.Пушкину поэт - пророк? В чём его высокое предназначение?
2. Пользуясь Словарём живого великорусского языка В.И.Даля и Этимологическим словарём русского языка М.Фасмера дайте комментарий и значение следующих слов (слова записаны на доске):
«духовной», «пустыня», «перепутье», «Серафим», «вещий», «горний», «лукавый», «мудрая», «пылающий», «воззвать».
Выставление оценок за урок:
1. За сообщение учащегося об истории создания стихотворения «Пророк»;
2. За участие в беседе;
3. За выводы учащихся.
Список использованной литературы:
1.А.С.Пушкин. Лирика.- М.: Худ. литература, 1983г.
2.Митрополит Антоний. О Пушкине.- М.: Студия «ТРИТЭ» - «Российский Архив», 1991г.
3.В.Непомнящий. Лирика Пушкина как духовная биография.- М.: изд-во МГУ, 1999г.
4.Н.А.Дёмин. Изучение творчества А.С.Пушкина в 8 классе. - М., Просвещение, 1984г.
5.Е.Г.Борлсова. Комментарий как основной герменевтический инструмент.
6.Русская литература. Учебник для 8 класса средней школы под ред. Н.И.Громова.- М., Просвещение, 1982г.
|