Программа обучения рки 45 введение грамматического материала 46 предметы 46 наглядное пособие «круг»




Скачать 0.76 Mb.
Название Программа обучения рки 45 введение грамматического материала 46 предметы 46 наглядное пособие «круг»
страница 1/15
Дата публикации 08.10.2014
Размер 0.76 Mb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Курсовая работа > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Департамент образования города Москвы

ГОУ ВПО Московский институт открытого образования

Факультет профессиональной переподготовки педагогических кадров

Кафедра ЮНЕСКО

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Текст как средство обучения

Выполнила:

Кулакова Марина Георгиевна,

учитель начальных классов

ГОУ СОШ №399 г.Москвы
Научный руководитель:

Какорина Елена Валентиновна,

кандидат филологических наук,

доцент

ВАР защищена

« » ________2011 г.

Оценка

______________________

Москва

2011

Оглавление


I.ВВЕДЕНИЕ 4

II.ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ В ШКОЛЕ 7

1.ОТЛИЧИЕ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК РОДНОМУ И КАК ИНОСТРАННОМУ. 7

2.ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ОРФОГРАФИЕЙ В КУРСЕ РКИ. 8

3.ОСОБЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ РКИ 9

4.ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ 10

4.1.ПЕРВОЕ ПРАВИЛО ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ 10

4.2.ВТОРОЕ ПРАВИЛО ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ 11

4.2.1.ГРАММАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ 12

4.2.2.РЕЧЕВОЙ ОБРАЗЕЦ 14

4.2.3.УПРАЖНЕНИЯ 16

4.3.ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ. 18

III.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ. ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИЙ. ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 18

1.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 18

2.ЗНАНИЯ. НАВЫКИ. УМЕНИЯ. ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИЙ. 20

2.1.ЗНАНИЯ 20

2.1.1.ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ 21

2.1.2.ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ 23

2.2.НАВЫКИ 23

2.2.1.НАВЫК В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ 24

2.3.УМЕНИЯ 27

2.4.КОМПЕТЕНЦИИ 28

3.РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 29

3.1.ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29

4.ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ 30

IV.ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 30

1.ЦЕЛЬ КУРСА РКИ В ШКОЛЕ 30

2.МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 31

2.1.ГРАММАТИКО-ПЕРЕВОДНОЙ МЕТОД 31

2.2.ПРЯМОЙ МЕТОД 33

2.3.КОММУНИКАТИВНЫЙ, КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНЫЙ, СОЗНАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ, ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ 34

3.ВЫВОДЫ 35

V.ЛЕКСИКА В КУРСЕ РКИ 36

1.СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ СЛОВ ЯЗЫКА 36

2.ЛЕКСИЧЕСКИЙ МИНИМУМ 37

3.РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ОТБОРЕ АКТИВНОЙ ЛЕКСИКИ. 37

VI.ГРАММАТИКА В КУРСЕ РКИ 40

1.РОЛЬ ГРАММАТИКИ 40

2.ТРИЕДИНАЯ СУЩНОСТЬ: ЯЗЫК – РЕЧЬ - КОММУНИКАЦИЯ 41

3.ТРИ ВИДА ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 41

4.ОТЛИЧИЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, ИЗУЧАЮЩИМИ РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РОДНОЙ И КАК НЕРОДНОЙ 42

5.УРОВНИ ВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ 43

6.ГРАММАТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ 44

7.ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ РКИ 45

8.ВВЕДЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 46

8.1.ПРЕДМЕТЫ 46

8.2.НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ «КРУГ» 46

8.3.ПЛАКАТЫ 47

8.4.ЯЗЫКОВЫЕ ИГРЫ 48

8.5.СИСТЕМА РЕЧЕВЫХ ОБРАЗЦОВ 49

8.6.РАБОТА С ТЕКСТОМ 49

8.7.ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧКА 50

8.8.РАЗУЧИВАНИЕ НАИЗУСТЬ 50

8.9.РАБОТА СО СПЕЦИАЛЬНО ПОДГОТОВЛЕННЫМ ТЕКСТОМ 51

VII.ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ 51

1.ОТБОР ТЕКСТА 52

2.ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И АДАПТАЦИЯ ТЕКСТА 53

2.1.ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА 53

2.2.ЛЕКСИЧЕСКОЕ НАПОЛНЕНИЕ ТЕКСТА 53

2.3.УПРОЩЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ТЕКСТА 54

2.4.ОТБОР ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ 54

3.ПРИМЕР АДАПТАЦИИ ТЕКСТА 55

VIII.СТРУКТУРА УРОКА РКИ 56

1.ЭТАПЫ УРОКА РКИ 56

2.СИСТЕМА РАБОТЫ С ТЕКСТОМ-МОДЕЛЬЮ 58

3.РАБОТА НАД СПЕЦИАЛЬНЫМ (ПРЕДМЕТНЫМ) ТЕКСТОМ 61

3.1.РАБОТА НАД СОДЕРЖАНИЕМ ТЕКСТА 62

IX.КОНСПЕКТ УРОКА РКИ «РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ МЕСТА» 62

X.ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69

XI.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71






  1. ВВЕДЕНИЕ


Целью преподавания русского языка как иностранного (РКИ) – научить русскому языку детей мигрантов, живущих в русскоязычной среде.

В результате обучения ребенок должен овладеть современным русским языком на уровне, соответствующем требованиям, предъявляемым детям, обучающимся в общеобразовательной школе с преподаванием на русском языке.

В понятие «владеть современным русским языком» входят четыре умения: понимать смысл речи (адекватно реагировать), грамотно говорить (усвоив особенности русской фонетики и интонации), грамотно писать и уметь связно и быстро читать, понимая прочитанное.

Эти четыре умения являются результатом владения строем русского языка на подсознательном уровне.

В чем особенности методики РКИ? Изучение русского языка ведется на моделях, поскольку все отношения, выражаемые в языке, могут моделироваться. Модель – это предложение, образец, по которому, путем подстановки других слов создаются предложения, одинаковые по структуре. На модели-предложении преподаватель отрабатывает не только грамматику, но и фонетику и интонацию, поскольку это цельная структура. Поэтому с первых уроков, проводимых по методике РКИ, дети начинают говорить, при этом они не заучивают отдельных слов. Самые простые предложения вида: Вот стол. Книга здесь, а тетрадь там. Слева дверь, а окно справа, - запоминаются легко, при повторении на материале упражнений происходит замена слов, то есть накапливается лексика. У ребенка возникает уверенность, что он уже говорит по-русски, а это – прекрасный стимул для дальнейших занятий.

Последовательность введения грамматики зависит от частотности употребления в языке тех или иных грамматических форм – это вторая особенность методики РКИ. Последовательность введения падежей продиктована тем, какие из падежных значений встречаются в языке чаще. Так, ничего не заучивая, а, только заменяя существительные личными местоимениями, учащиеся знакомятся с категорией рода: Вот стол, он здесь. Где книга? Она там. Окно слева? Нет, оно справа.

Это – не изучение именительного падежа, а изучение модели с субъектом, выраженным именительным падежом существительного или личного местоимения.

Для иностранца изучение падежной системы без понимания падежных значений невозможно. Да и как может помочь падежный вопрос, если он сам – падежная форма местоимения (кого? кому?)

При обучении по методике РКИ у ученика нет необходимости заучивать правила орфографии, склонений и спряжений и всякого рода иные филологические тонкости, т.е. все то, что составляет теоретические знания о языке. Повторяя модели в течение урока от семи до одиннадцати раз, ребенок настолько привыкает к ним, что говорит, не задумываясь – в этом состоит третья особенность преподавания по методике РКИ – обучение коммуникации (что обычно называют коммуникативным принципом обучения по методике РКИ).

Четвертая особенность методики РКИ. С первых уроков ребенок учится говорить, читать и писать одновременно (не поэтапно: сначала говорить, а потом читать, затем писать). Это ускоряет процесс освоения языка и создает у ребенка правильное представление об особенностях и различиях русского произношения и правописания, а также приучает его правильно соотносить написанное и звучащее слово. Фонетика и интонация не могут изучаться изолированно от предложений. Ребенок прекрасно подражает педагогу, поэтому преподаватель должен следить за своим произношением. При работе над предложениями преподаватель должен постоянно уделять внимание правильной фонетике и интонации. Если у ребенка нормальная дикция, то фонетические особенности русского языка не вызывают у него затруднений. Заучивание стихотворений – лучший способ выработать у учеников хорошее произношение и нормальную интонацию.

По мере введения новой грамматики (что, как правило, проходит для детей незаметно) модели постепенно усложняются и наполняются новой лексикой. Наполнение новыми словами происходит активно, но слова (лексика) должны быть тщательно отобраны в соответствии с частотностью их употребления в языке и применительно к возрасту и интересам учащихся. В этом пятая особенность преподавания по методике РКИ. Расширение словарного запаса идет и за счет внимания к словообразованию. Дети – прирожденные лингвисты, и они любят создавать слова по знакомым моделям, употребляя приставки, суффиксы, и такая работа вскоре становится очень привлекательной, если она поощряется преподавателем. И никаких иных средств для привлекательности уроков, кроме тех, что дает сам язык, не требуется.

Но, однако, высшей единицей обучения выступает текст, в котором «интегрируются, объединяются, синтезируются все элементы языковой системы» (Н.А.Ипполитова).

При изучении иностранного языка текст играет такую же важную роль, как и изучение грамматики, системы языка. Эти две стороны языковой реальности должны подаваться иностранцу во взаимодействии. Безусловно, текст представляет собой конечный, целевой продукт речевой деятельности, адекватное создание которого становится для ученика показателем овладения изучаемым языком. При всём этом нельзя забывать о том, что учащийся должен ясно увидеть в линейном отрезке речи определенную грамматическую схему, удержать её в памяти. Она будет служить необходимой на начальном этапе опорой для понимания собственно смысла текста, затем, по достижении ребенком автоматизма в употреблении данной грамматической конструкции, схема станет в его восприятии неотчленяемым компонентом высказывания. Текст, таким образом, становится единственным минимальным "полноправным" представителем всего языка в целом, в отличие от предложения, словосочетания, отдельно брошенной фразы.

Различные виды работы с текстом, аутентичным или адаптированным, создание собственных текстов - вот ключевые элементы коммуникативного подхода в обучении русскому языку как иностранному.

Данная работа посвящена одной из актуальных на современном этапе тем - формированию речевых навыков и развитию умений учащихся, для которых русский язык является иностранным.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа обучения рки 45 введение грамматического материала 46 предметы 46 наглядное пособие «круг» icon “Здоровье”
Закрепление грамматического материала словообразование наречий с суффиксом-ly VIII. Решение кроссворда
Программа обучения рки 45 введение грамматического материала 46 предметы 46 наглядное пособие «круг» icon Учебной дисциплины Лингвокультурология в системе обучения рки для...
Магистерская программа: «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»
Программа обучения рки 45 введение грамматического материала 46 предметы 46 наглядное пособие «круг» icon Справочник, наглядное (но, конечно, отнюдь не всеобъемлющее!) пособие
Автор этой книжки не лингвист и отнюдь не теоретик. Но когда десятки лет работаешь там, где главный материал и инструмент
Программа обучения рки 45 введение грамматического материала 46 предметы 46 наглядное пособие «круг» icon Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие
Определение понятий «технология обучения», «метод обучения», «форма обучения», «педагогическая техника»
Программа обучения рки 45 введение грамматического материала 46 предметы 46 наглядное пособие «круг» icon Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие
К вопросу об определении понятий «технология обучения», «метод обучения», «форма обучения», «педагогическая техника» и т п
Программа обучения рки 45 введение грамматического материала 46 предметы 46 наглядное пособие «круг» icon Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие
К вопросу об определении понятий «технология обучения», «метод обучения», «форма обучения», «педагогическая техника» и т п
Программа обучения рки 45 введение грамматического материала 46 предметы 46 наглядное пособие «круг» icon Учебники и учебные пособия по рки в 2000-2012 году изданы
Основной задачей исследований по данному направлению является определение оптимальных содержания и технологии обучения, создание...
Программа обучения рки 45 введение грамматического материала 46 предметы 46 наглядное пособие «круг» icon Учебное пособие является составной частью общего курса «Психодиагностики»
Прыгин Г. С. Введение в психодиагностику: Принципы и методы. История развития. Основы психометрики: Учебное пособие. М.: Умк «Психология»,...
Программа обучения рки 45 введение грамматического материала 46 предметы 46 наглядное пособие «круг» icon Учебной дисциплины прикладные аспекты преподавания русского языка...
Приобретение представления о методических и лингвистических основах преподавания рки, о целях и задачах преподавания русского языка...
Программа обучения рки 45 введение грамматического материала 46 предметы 46 наглядное пособие «круг» icon Рабочая программа по химии 10 класс
О. С. Габриеляна (в основе умк лежат принципы развивающего и воспитывающего обучения. Последовательность изучения материала: строение...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции