Программа по культуре общения под редакцией И. А. Стернина в 8 классе рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), рабочая программа, составленная на её основе, соответствует требованиям регионального учебного плана и учебного плана школы и рассчитана на 18 часов (0,




Скачать 156.38 Kb.
Название Программа по культуре общения под редакцией И. А. Стернина в 8 классе рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), рабочая программа, составленная на её основе, соответствует требованиям регионального учебного плана и учебного плана школы и рассчитана на 18 часов (0,
Дата публикации 31.05.2014
Размер 156.38 Kb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Культура > Программа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Терновская основная общеобразовательная школа


Рассмотрена

на заседании ШМО

Протокол № 1

от «26» августа 2013 г.

_______/Ф.И.О./


Согласовано

Заместитель директора

по УВР

_______/Родивилова Е.В./


Утверждаю

Директор школы

_______/Новокрещенов М.И./
Приказ № 56

от « 30 » августа 2013г.



Рабочая программа
по культуре общения

класс 8

Всего часов на учебный год – 18

Количество часов в неделю – 0,5

Учитель: Буянова

Мария Юрьевна

Терновка – 2013

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Культура общения. 8 класс» составлена на основе Сборника «Культура общения 5-11 классы. Программа. Нормативные акты. Основные требования к уроку. Литература учащегося и учителя» / Под редакцией И.А. Стернина.- Воронеж, ВОИПКРО, 2008г.

Программа по культуре общения под редакцией И. А. Стернина в 8 классе рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), Рабочая программа, составленная на её основе, соответствует требованиям регионального учебного плана и учебного плана школы и рассчитана на 18 часов (0,5 часа в неделю). Разница в 16 часов - объединение учебного материала отдельных тем (реализуется в календарно-тематическом плане).

В результате сопоставления рабочей и авторской программ выявлено, что расхождений в изучении ключевых тем курса нет. Но рабочая программа отводит на них меньшее количество часов, чем программа под редакцией И.А.Стернина.
Учебно-методический комплект:


  1. Учебник «Культура общения. Книга для учащихся. 8 класс». Авторы Н.В.Журавлёва, Л.Д.Мудрова, И.А.Стернин, Воронеж, 2009;

  2. Сборник «Культура общения 5-11 классы. Программа. Нормативные акты. Основные требования к уроку. Литература учащегося и учителя» / Под редакцией И.А. Стернина.- Воронеж, ВОИПКРО, 2008г.

Общая характеристика предмета

Основная особенность курса культуры общения по данной программе – его ориентация на повышение культуры поведения и общения молодежи, интенсивное речемыслительное развитие ребенка. Это проявляется прежде всего в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.

Рабочая программа реализует идею межпредметных связей при обучении культуре общения, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.

На обучение культуре общения в 8-ом классе отводится 17 часов (0,5 часа в неделю).

Целью обучения предмета «Культура общения» является формирование коммуникативной грамотности учащихся.

Коммуникативная грамотность предполагает сформированность у учащихся:

-устойчивых риторических навыков;

-устойчивых навыков культуры устной речи;

-навыков эффективного общения.

Цели и задачи

Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование коммуникативной грамотности учащихся.
Коммуникативная грамотность предполагает сформированность у учащихся:

- устойчивых риторических навыков;

- устойчивых навыков культуры устной речи;

- навыков эффективного общения.
В соответствии с целями преподавания культуры общения основные задачи курса  сводятся к следующему:
1.Сформировать коммуникативную грамотность учащихся

2. Сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от  ситуации

3. Вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета поведения и общения, а также норм культуры речи.

4. Обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:

-понятия: этикет, этикет поведения, этикет внешнего вида, речевой этикет, этикетная ситуация, культурный человек, вежливость, коммуникативная роль, социальная роль, имидж, стиль одежды, языковой паспорт, адресат, адресант, жаргон, инвективная лексика, спор, дебаты, дискуссия, полемика, прения, диспут;

-основные функции этикета;

-принципы этикета;

-основные этапы развития этикетных норм;

-основные различия между восточным и западным этикетом;

-особенности развития и становления этикетных норм в России;

-особенности отношения к этикету в России;

-функции одежды;

-соотношение моды и индивидуального стиля;

-соотношение этикета и моды;

-виды стилей одежды и их особенности;

-социальные и коммуникативные роли, кратковременные и долговременные роли;

-компоненты имиджа человека;

-функции имиджа;

-содержание языкового паспорта говорящего;

-структура положительного речевого паспорта говорящего;

-трудные случаи речевого паспорта говорящего;

- причины употребления в речи жаргона;

-причины недопустимости общественного сквернословия;

-правила написания обязательных и необязательных писем;

-особенности личных писем, их типы;

-правила написания личных писем и правила ответа на них;

-трудные случаи этикета поведения в общественном месте, в коллективе, семье, профилактика конфликтов;

-особенности этикета взаимоотношений юноши и девушки;

-правила поведения, позволяющие предупредить ссору;

-правила поведения во время разрыва и после него;

-основные правила проведения дебатов;

-правила поведения участников дебатов.
Учащиеся должны уметь:

-соблюдать общие нормы этикета: демонстрировать уважение и дружелюбие к собеседнику; изменять своё поведение в зависимости от

ситуации;

-знать свой фактический имидж; знать, как тебя воспринимают окружающие по твоей внешности, манере одеваться, поведению, речи;

-производить положительное впечатление на собеседника своим внешним, коммуникативным и поведенческим имиджем;

-проанализировать стиль одежды и внешность другого человека, оценить его с точки зрения соответствия требованиям моды и

индивидуального стиля;

-сформировать свой внешний стиль с учётом индивидуальных особенностей личности, типа внешности, требований этикета, моды,

материальных возможностей;

-анализировать языковой паспорт других и выявлять информацию языкового паспорта;

-поддерживать в собственной речи благоприятный языковой паспорт;

-находить в рамках изученного материала выход из трудных ситуаций русского речевого этикета и этикета поведения;

-выявлять жаргонизмы и инвективы в речи собеседника;

Обходиться без жаргонизмов и инвектив в собственной речевой практике;

-подготовить и оформить в соответствии с этикетными требованиями письмо- поздравление, письмо- благодарность, за оказанное

гостеприимство или какую-либо другую услугу, письмо-соболезнование, личное деловое письмо, дружеское письмо;

-участвовать в дебатах по принятым правилам.
Содержание программы


  1. Понятие «этикет» (1 ч.)
    Этикет как совокупность правил «хорошего тона», принятых в обществе и устанавливающих порядок поведения и общения людей в тех или иных ситуация.
    Основные функции этикета.
    Сферы действия и виды этикета.

  2. История этикета (3 ч.)
    Зарождение этикета в древности.
    Особенности поведения первобытного в отношении стариков, женщин, детей. Правила гостеприимства как одни из первых этикетных правил в обществе.
    Этикетные обязанности древних людей.
    Этикет в античном обществе. «Одиссея» и «Илиада» Гомера как источник наших сведений об этикете в Древней Греции.
    Этикет Средних веков и эпохи Возрождения. «Рыцарские» взаимоотношения в средневековом обществе, их отражение в рыцарских романах и в реальной жизни.
    Становление этикетных норм в России (16-20 века). «Домострой» (16 век) и его роль в утверждении этикетных норм того времени.
    Петровские реформы в области культурной жизни, их выражение в указах.
    Особенности крестьянской культуры 18 - 19 веков, её традиционность. Общинность как принцип организации жизни в деревне.
    Этикет купеческой культуры.
    Этикет в России советского времени.
    Возродившийся интерес к этикету в 90-е годы как свидетельство формирования открытого общества. Тенденции развития современного русского этикета.

Восточный и западный этикет: сходства и различия.
Различие в уровне регламентированности жизни в восточной и западной культурах.
Феодальный этикет как основа восточной вежливости.
Демократичность западных культур и патриархальность культур восточных.

  1. Виды и принципы современного этикета (3 ч.)
    Этикет поведения, этикет внешнего вида и речевой этикет как составляющие современного этикета. Этикет повседневного поведения и специальный этикет как составляющие этикета поведения. Речевой этикет как совокупность правил речевого поведения людей. Этикет письменного и устного общения. Этикет внешнего вида как принятые в обществе требования к внешнему виду членов общества, признаваемые образцовыми для тех или иных ситуаций. Принципы этикета как основа общих норм этикета.

  2. Мода и этикет (2 ч.)
    Английское происхождение слова «имидж». Имидж как публичная индивидуальность. Имидж как образ. Имидж как сведения для окружающих. Неосознаваемое и сознательное предъявление своего имиджа. Значение имиджа для представителей шоу-бизнеса и политиков. Имиджмейкер. Значение имиджа для рядового человека.
    Формирование имиджа. Социальные и коммуникативные роли.
    Имидж как долговременная коммуникативная роль. Соотношение имиджа и этикета поведения. Этикет внешнего вида. Законы моды и этикет.
    Стиль как совокупность деталей внешнего вида, существующих в постоянном, одобряемом обществом единстве. Индивидуальный стиль как совокупность деталей внешнего вида, отличающая конкретного человека от других людей и обеспечивающая ему непохожесть на других и личную привлекательность. Законы ансамбля.
    Характеристика отдельных стилей: классический стиль, романтический стиль, спортивный стиль и др.

  3. Речевой этикет (2 ч.)
    Языковой паспорт человека как информация, которую несёт о говорящем его речь.
    Структура положительного речевого паспорта. Либеральность норм как одна из особенностей русского речевого этикета.
    Жаргон как особенности речи определённой, относительно замкнутой группы людей.
    Разделение речевого этикета на этикет устного и письменного общения.
    Обязательные и необязательные письма. Понятие «адресат» и «адресант».
    Правила личной переписки.

  4. Трудные случаи этикета поведения. (4 ч.)
    Трудные случаи этикета как случаи, для которых нет чётких норм, для которых большое значение имеет сама ситуация общения.
    Правила поведения в театре. Правила общения мужчин и женщин.
    Этикет семейного общения.
    Этикет поведения в школьном коллективе. Проблема существования в группе.
    «Ярлык» как отличительный знак личности подроста в группе.
    Этикет дружеских отношений.
    Этикет взаимоотношений юноши и девушки.



  5. Этикет публичной дискуссии.(3 ч.)
    Дебаты как публичное обсуждение какой-либо общественно значимой проблемы, вызывающей всеобщий интерес, но не имеющей на данный момент однозначного решения.
    Различение понятий: дебаты, дискуссия, прения, диспут, полемика.
    Публичный и межличностный спор.
    Правила проведения дебатов. Порядок проведения дебатов.



Календарно-тематическое планирование

2013-2014 учебный год


№ урока

ПП

№ урока в разделе

Тема урока

Планируемые результаты

Дата проведения

Примечание

план

факт

Понятие этикета (1 ч.)

1

1

Этикет и его общественные функции и значение.

Знать понятие этикета, основные функции этикета, уметь соблюдать общие нормы этикета

17.01







История становления этикетных норм (3 ч.)

2

1

Зарождение этикета в древности. Этикет античности.

Знать историю зарождения и развития этикета в разных эпохах

24.01







3

2

Этикет эпохи средневековья. Этикет эпохи Возрождения. Восточный и западный этикет: сходства и различия

Знать историю зарождения и развития этикета в разных эпохах, основные различия между восточным и западным этикетом

31.01







4

3

Становления этикетных норм в России 16-20вв.

Знать особенности развития и становления этикетных норм в России

7.02







Особенности современного этикета (2 ч.)

5

1

Виды и принципы современного этикета

Знать понятия: этикет внешнего вида, этикет поведения, речевой этикет,

уметь соблюдать общие нормы этикета, демонстрировать уважение и дружелюбие к собеседнику.

14.02







6

2

Этикет поведения в общественных местах

Уметь соблюдать общие нормы этикета, демонстрировать уважение и дружелюбие к собеседнику. изменять своё поведение в зависимости от ситуации;


21.02







Мода и этикет (1 ч.)

7

1

Законы моды и этикет. Мода и индивидуальный стиль. Основные стили одежды.

Знать понятия: стиль, мода; функции одежды; соотношение моды и индивидуального стиля; соотношение этикета и моды;

виды стилей одежды и их особенности; уметь сформировать свой внешний стиль с учётом индивидуальных особенностей личности, типа внешности, требований этикета, моды,

материальных возможностей;



28.02







Речевой этикет (2 ч.)

8

1

Трудные случаи русского речевого этикета. Языковой паспорт человека и его формирование.

Знать понятие речевого этикета, языковой паспорт человека, уметь анализировать языковой паспорт других и выявлять информацию языкового паспорта, поддерживать в собственной речи благоприятный языковой паспорт

7.03







9

2

Этикет написания письма

Знать понятия адресат, адресант, правила написания обязательных и необязательных писем, уметь

подготовить и оформить в соответствии с этикетными требованиями письмо- поздравление, письмо- благодарность, за оказанное

гостеприимство или какую-либо другую услугу, письмо-соболезнование, личное деловое письмо, дружеское письмо

14.03







Дебаты (1 ч.)

10

1

Дебаты как этикетная форма обсуждения проблемы. Дебаты «Нужна ли школьная форма

Знать понятия: спор, дебаты, дискуссия, полемика, прения, диспут. Знать основные правила проведения дебатов, правила поведения участников дебатов; уметь участвовать в дебатах по принятым правилам


21.03







Имидж (1 ч.)

11

1

Понятие имиджа. Формирование имиджа.

Знать понятие имидж, вежливость, коммуникативная роль, социальная роль, компоненты имиджа человека, функции имиджа

4.04







Этикетные нормы поведения среди ровесников (2 ч.)

12

1

Этикет поведения в школьном коллективе

Уметь соблюдать общие нормы этикета, демонстрировать уважение и дружелюбие к собеседнику. изменять своё поведение в зависимости от ситуации;


11.04







13

2

Этикет дружеских отношений. Что такое настоящий друг?

Знать понятия: дружба, друг , товарищ; уметь соблюдать общие нормы этикета, демонстрировать уважение и дружелюбие к собеседнику. изменять своё поведение в зависимости от ситуации;


18.04







Дебаты (1 ч.)

14

1

Дебаты «Подавляет ли коллектив индивидуальность?»

Знать основные правила проведения дебатов, правила поведения участников дебатов; уметь участвовать в дебатах по принятым правилам


25.04







Этикетные нормы поведения со взрослыми (1 ч.)

15

1

Этикет семейного общения

Знать трудные случаи этикета поведения в семье, профилактика конфликтов, уметь находить в рамках изученного материала выход из трудных ситуаций русского речевого этикета и этикета поведения

2.05







Дебаты (1 ч.)

16

1

Дебаты «Всегда ли правы взрослые?»

Знать основные правила проведения дебатов, правила поведения участников дебатов; уметь участвовать в дебатах по принятым правилам

9.05







Этикетные нормы поведения между юношей и девушкой ( 2 ч.)

17

1

Привлечение внимания и поддержания отношений.

Знать особенности этикета взаимоотношений юноши и девушки; уметь находить в рамках изученного материала выход из трудных ситуаций русского речевого этикета и этикета поведения;

16.05







18

2

Этикет подарка.

Мы поссорились

Знать особенности этикета взаимоотношений юноши и девушки;

уметь находить в рамках изученного материала выход из трудных ситуаций русского речевого этикета и этикета

поведения;

23.05








Перечень учебно-методических средств обучения


Учебно- методическая литература для учителя


1. Учебник «Культура общения. Книга для учащихся. 8 класс». Авторы Н.В.Журавлёва, Л.Д.Мудрова, И.А.Стернин, Воронеж, 2009;
2. Преподавание культуры общения в средней школе: Опыт работы // Дидактические материалы. Под редакцией И. А. Стернина. Воронеж, 1995.

3. Психологические тесты для тинэйджеров. Киев. 1997 г.

4. Сборник «Культура общения 5-11 классы. Программа. Нормативные акты. Основные требования к уроку. Литература учащегося и учителя» / Под редакцией И.А. Стернина.- Воронеж, ВОИПКРО, 2008г.
5. Формановская Н.И., Шевцова С.В. Речевой этикет. М., 1992 г.

6. Шемшурина А. Этическая грамматика в 8 классе //Воспитание школьников. 1996 г. № 2-6

Учебно- методическая литература для учащихся


1. Учебник «Культура общения. Книга для учащихся. 8 класс». Авторы Н.В.Журавлёва, Л.Д.Мудрова, И.А.Стернин, Воронеж, 2009;





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по культуре общения под редакцией И. А. Стернина в 8 классе рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), рабочая программа, составленная на её основе, соответствует требованиям регионального учебного плана и учебного плана школы и рассчитана на 18 часов (0, icon Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг» для учащихся...
Программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года (таблицы №1 -4). Программа рассчитана на 34 часа в год...
Программа по культуре общения под редакцией И. А. Стернина в 8 классе рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), рабочая программа, составленная на её основе, соответствует требованиям регионального учебного плана и учебного плана школы и рассчитана на 18 часов (0, icon Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе...
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной (5-11) М. «Просвещение», 2007. Рабочая программа соответствует учебнику литературы под...
Программа по культуре общения под редакцией И. А. Стернина в 8 классе рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), рабочая программа, составленная на её основе, соответствует требованиям регионального учебного плана и учебного плана школы и рассчитана на 18 часов (0, icon Рабочая программа по технологии в 5 классе на 2013-2014 учебный год
Данная рабочая программа по технологии рассчитана на изучение предмета в 5 классе на общеобразовательном уровне в объеме 68 часов...
Программа по культуре общения под редакцией И. А. Стернина в 8 классе рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), рабочая программа, составленная на её основе, соответствует требованиям регионального учебного плана и учебного плана школы и рассчитана на 18 часов (0, icon Рабочая программа по технологии в 6 классе на 2013-2014 учебный год
Данная рабочая программа по технологии рассчитана на изучение предмета в 6 классе на общеобразовательном уровне в объеме 68 часов...
Программа по культуре общения под редакцией И. А. Стернина в 8 классе рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), рабочая программа, составленная на её основе, соответствует требованиям регионального учебного плана и учебного плана школы и рассчитана на 18 часов (0, icon Примерная программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю. За счет...
Данная программа разработана на основе Федерального государственного об­разовательного стандарта начального общего образования, Концепции...
Программа по культуре общения под редакцией И. А. Стернина в 8 классе рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), рабочая программа, составленная на её основе, соответствует требованиям регионального учебного плана и учебного плана школы и рассчитана на 18 часов (0, icon Рабочая программа учебного предмета «Литература» 8 класса, базовый...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом...
Программа по культуре общения под редакцией И. А. Стернина в 8 классе рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), рабочая программа, составленная на её основе, соответствует требованиям регионального учебного плана и учебного плана школы и рассчитана на 18 часов (0, icon Рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на...
Программа для общеобразовательных школ под редакцией В. Я. Коровиной Литература 5-11 классы (Базовый уровень) 11-е изд., переработанное....
Программа по культуре общения под редакцией И. А. Стернина в 8 классе рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), рабочая программа, составленная на её основе, соответствует требованиям регионального учебного плана и учебного плана школы и рассчитана на 18 часов (0, icon Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов (3 контрольных урока)
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной, 10-е издание, М. «Просвещение» 2008 года и учебниками под редакцией В. Я. Коровиной,...
Программа по культуре общения под редакцией И. А. Стернина в 8 классе рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), рабочая программа, составленная на её основе, соответствует требованиям регионального учебного плана и учебного плана школы и рассчитана на 18 часов (0, icon Рабочая программа на 2013-2014 учебный год по курсу «Основы мировых религиозных культур»
Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-ых классах...
Программа по культуре общения под редакцией И. А. Стернина в 8 классе рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), рабочая программа, составленная на её основе, соответствует требованиям регионального учебного плана и учебного плана школы и рассчитана на 18 часов (0, icon Пояснительная записка рабочая программа для 5 «Б» классе мкоу «сош...
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана (приказ мо РФ от 09. 03. 04. года №1312 «Об утверждении...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции