Общая характеристика западноевропейского романтизма




НазваниеОбщая характеристика западноевропейского романтизма
страница1/3
Дата публикации16.10.2014
Размер0.59 Mb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Культура > Документы
  1   2   3
КОЗЛОВА Г.А.

Содержание лекционного курса, 3 курс, 6 сем. (сокр.)

2 к. ОЗО. (19 в. I ч.)

    1. Общая характеристика западноевропейского романтизма.

    2. Философская основа западноевропейского романтизма.

    3. Романтическая ирония, двоемирие.

    4. Специфика романтического героя и его характеристики.

    5. Типология немецкого романтизма.

    6. Йенская романтическая школа. Представители.

    7. Гейдельбергская романтическая школа. Представители.

    8. Немецкие философы (братья Шлегели, Ф. Шеллинг) и западноевропейский романтизм.

    9. Г. фон Клейст, особенности творчества.

    10. Проблематика новеллы Г. фон Клейста «Михаэль Кольхаас».

    11. Драматургия Г. фон Клейста. «Пентесилея».

    12. Особенности мировоззрения и творческого метода Гофмана.

    13. Художественное своеобразие новеллистики Гофмана. «Кавалер Глюк», «Дон Жуан».

    14. Своеобразие сказочных новелл Гофмана. «Песочный человек», «Золотой горшок».

    15. Особенности романтического двоемирия в романе Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра».

    16. Проблематика сатирической повести Гофмана «Крошка Цахес».

    17. Творчество Шамиссо.

    18. Ранний период творчества Гейне. «Книга песен».

    19. Тематика «Путевых картин» Гейне.

    20. Образ голубого цветка в творчестве романтиков и Новалиса.

    21. Проблематика поэзии Новалиса.

    22. Новаторство романтической драматургии Л. Тика. «Кот в сапогах».

    23. Особенности французского романтизма.

    24. Творческие взгляды Шатобриана. «Атала», «Рене».

    25. Особенности творчества Ламартина.

    26. Своеобразие романтизма А. де Виньи.

    27. Творческие взгляды Ж. Санд.

    28. Тематика романа Ж. Санд «Индиана».

    29. Социальная проблематика романа «Консуэло».

    30. Эстетические взгляды В. Гюго в предисловии к драме «Кромвель».

    31. Особенности романтической драматургии Гюго. «Эрнани».

    32. Романтизация истории в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери».

    33. Символика и образы романа Гюго «Собор Парижской Богоматери».

    34. Отражение эстетики гротеска Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери».

    35. Социальная проблематика романа Гюго «Отверженные».

    36. Проблематика романа Гюго «Девяносто третий год».

    37. Типология английского романтизма. Представители.

    38. Озерная школа. Взгляды У. Вордсворта.

    39. Эстетика Кольриджа. «Сказание о Старом Мореходе».

    40. Тематика «Лирических баллад» Вордсворта и Кольриджа.

    41. Своеобразие романтизма Р. Саути.

    42. Жизнь и творчество Байрона.

    43. Тематика ранней лирики Байрона.

    44. Понятие «байронизма» и «байронического героя».

    45. Особенности романтической композиции поэмы «Паломничество Чайльд – Гарольда».

    46. Проблематика «Восточных поэм» Байрона.

    47. Особенности романтической драматизации Байрона.

    48. Философские драмы Байрона «Манфред» и «Каин».

    49. Проблематика поэмы Байрона «Дон-Жуан».

    50. Особенности американского романтизма.

    51. Проблематика новеллистики Э. По.

    52. Эстетика Э. По и ее отражение в поэме «Ворон».

    53. Специфика романтического исторического романа В. Скотта.

    54. Проблематика романа В. Скотта «Айвенго».





Темы, проблемы.

ОЗО

2курс

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Общая характеристика западноевропейского романтизма. Социальные и политические предпосылки формирования нового литературного направления на рубеже XVIII - XIX вв. Философско-эстетическая основа романтизма. Проблема романтического героя, романтического движения. Творчество в области жанров.

Типология немецкого романтизма. Роль философско-эстетических течений в формировании немецкого романтизма. /Шеллинг, Фихте, Кант, Фейербах, Гегель, Шлегели/. Творчество немецких романтиков различных школ, представители.

Творчество Э.-Т. А. Гофмана. Приём двоемирия - основа гротеска Гофмана. Художественное своеобразие новелл.

Идейно-художественное своеобразие романа «Житейские воззрения кота Мурра». Своеобразие композиции художественных мировоззрений в романе. Эволюция метода.

Типология английского романтизма. Литературные манифесты английских романтиков. «Озёрная школа» /Вордсворт, Кольридж, Саути/.

Роль личности Байрона в английском романтизме. Периодизация творчества. Литературно критические работы. Своеобразие романтического критицизма Байрона. «Восточные поэмы». Швейцарский период в творчестве Байрона. Драматургия, лиро-эпическая поэма-роман «Дон Жуан».

Идейно-художественное своеобразие лиро-эпической поэмы Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда». Образ автора и лирического героя. Политическая направленность поэмы. Особенности композиции.

Специфика романтического историзма В.Скотта. Формирование исторического жанра в творчестве В.Скотта, литературно-критические работы /»Письма Поля к родне», «Рыцарство» и др./. Роль предисловий к романам. «Айвенго» - художественное воплощение «философии истории».

Типология французского романтизма. Теоретико-эстетическая основа французского романтизма (Ж. Де Сталь, Шатобриан). Национальное своеобразие французского романтизма. Представители.

Эстетика и художественное мировоззрение В.Гюго. Разработка эстетических принципов романтического искусства в предисловиях к произведениям. Гротеск как принцип романтической типизации. Художественное своеобразие и образная структура в романе «Собор Парижской Богоматери».

Своеобразие американского романтизма. Купер-создатель американского социального романа. Идейно- художественное своеобразие пенталогии о Кожаном и Чулке.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

ПЛАН-ГРАФИК

текущих видов СРС по курсу XIX в. (1,2 ч.)



Темы, выносимые на СРС

Кол-во часов

Формы отчетности

Виды работы

Сроки

1.

Общая характеристика английского романтизма. Важлов В. Эстетика романтизма. Дмитриев А.С. Теория романтизма. Блейк. Лирика «лейкистов». Вордсворд, Кольридж, Саути.

4

1.Конспектирование.

2.Записи в читательский дневник.

2.Собеседование.

3. Заучивание поэтических отрывков наизусть.

Февраль

2.

Жизнь и творчество Байрона. Исследование научно-критических работ Жирмунского В.М., Елистратовой и др. Русские поэты: Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю. и Байрон

4

1.Конспектирование.

2.Записи в читательский дневник.

2.Собеседование.


Март

3.

Лирика Байрона. «Паломничество Чайльд-Гарольда».

2

1.Собеседование.

2.Заучивание наизусть.

Март

4.

В.Скотт «Айвенго». Ф.Купер «Шпион».

4

1.Конспектирование.

2.Собеседование.

3.Проверка читательских дневников.

Апрель

Список обязательных художественных произведений

2,3 курс ОЗО

Романтизм

  1. Г. Фон Клейст. «Михаэль Кольхаас», «Пентесилея».

  2. Новалис. Лирика.(«Гимны к ночи»).

  3. Гофман. «Золотой горшок», «Песочный человек», «Дон Жуан», «Кавалер Глюк», «Крошка Цахес», «Житейские воззрения кота Мурра» (главы по выбору).

  4. Вордсворт. Лирика. «Последний из стада».

  5. Кольридж. Лирика из сборника «Лирические баллады», «Старый мореход».

  6. Байрон. Лирика. «Паломничество Чайльд-Гарольда», «Корсар».

  7. В. Скотт «Айвенго».

  8. Гюго «Собор Парижской Богоматери».

  9. Э.По. Новеллы (3-4). «Ворон».

Темы для докладов и рефератов

1.Творчество Ш.Бронте.

2.Творчество Э.Гаскелл.

3.Итальянская литература Х1Хв. (реализм).

4.Литература скандинавских стран и Финляндии.

Научно-исследовательская литература

1. Ивашева В.В. Английский реалистический роман ХIХв. в его современном звучании. – М. 1974

2. Реизов Б.Б., Э.Гаскелл: Очерк жизни и творчества. – Киев, 1974

3. Тугушева М., Ш.Бронте: Очерк жизни и творчества. – М., 1982

Немецкая литература

Творчество К.Ф.Геббеля.

Справочная литература

История немецкой литературы: В 5 т. – М., 1966.

Учебники и учебные пособия

Обязательная литература

История зарубежной литературы 19в. / Под ред. И.Е. Елизаровой. – М., 1976.

История зарубежной литературы 19в. / Под ред. Засурского. – М., 1982.

История зарубежной литературы 19в. / В.Н. Богословский и др. – М., 1991.

История зарубежной литературы 19в. / Под ред. Н.П. Михальской. – М., 1991.

История зарубежной литературы 19в. / Под ред. И.А. Соловьевой. – М., 1999.

Зарубежная литература 20в. / Под ред. В.М. Толмачева. – М.: 2003.

Зарубежная литература конца XIX – начала XX века / Под ред. В.М. Толмачева. – М.: 2003.

История английской литературы (под ред.Р.В. Резнина, Т.А. Сорокиной. – М., 2003.

Позднякова Р.Л. История английской и американской литературы. – Ростов-на-Дону, 2002.

Практические занятия по зарубежной литературе. / Под ред. Н.П. Михальской. – М., 1981.

Универсальная хрестоматия текстов на английском языке / Составители: Шишкина Т.Н., Леденева Т.В. – М., 2003.

Матрон Е.Д. Художественное произведение на уроках английского языка. Учебное пособие. – М., 2002.

Леонова Н.И., Никитина Г.И. Английская литература 1890-1960. Учебное пособие. – М., 1997.

Писатели Англии о литературе. Сборник статей. – М., 1981.

  1. Аникст А. История учений о драме эпохи романтизма. – М., 1960.

  2. Анисимов И. Классическое наследство и современность. – М., 1960.

  3. Артамонов С.Д. История зарубежной литературы XVII – XVIII в. – М., 1988.

  4. Вахлов В. Эстетика романтизма. – М., 1966.

  5. Взаимосвязи русской и зарубежных литератур/ Под ред. М.П. Алексеева. – Л., 1983.

  6. Всеобщая история искусств. В 6-ти т. – М., 1960.

  7. Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма. – М., 1978.

  8. Дунаев М.М., Вера в горниле сомнений. – М., 2003.

  9. Европейский романтизм / Отв. Ред. И. Неупокоева. – М., 1973.

  10. Елизарова М.Е. и др. История зарубежной литературы 19 в. – М., 1964.

  11. Елистратова М.Е. и др. История зарубежной литературы XIX в . M., 1964.

  12. История английской литературы. – М.:Л., 1958.

  13. История всемирной литературы: В 9 т. – М., 1984.

  14. История зарубежной литературы XIX в. / Под ред. А.С. Дмитриева. – М., 1979.

  15. История зарубежной литературы Х1Хв. /Под ред. Засурского Я.Н. и др. М, 1982.

  16. История зарубежной литературы Х1Хв. /Под ред. Соловьёвой И.А. М., 1999.

  17. История зарубежной литературы Х1Хв. 4.1. /Под ред. Дмитриева А.С. М., 1979.

  18. История зарубежной литературы. / Под ред. Андреева Л.Г. М., 1997

  19. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение / М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский и др. М., 1978.

  20. Козлова Г.А., Стрельникова Л.Ю. Актуальные проблемы изучения западноевропейской литературы в контексте христианских (православных) традиций. Армавир, 2008.

  21. Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962-1978. Т.1-9.

  22. Кулешов В.И. Литературные связи России и Западной Европы в XIX веке. – М., 1977.

  23. Литературные манифесты западноевропейских романтиков / отв. Ред. А.С. Дмитриев. – М., 1980.

  24. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

  25. Михальская Н.П. Аникин Г.В. История английской литературы. – М., 1998.

  26. Позднякова Л.Р.. История английской и американской литературы. Ростов-на-Дону, 2002.

  27. Пуришев Б.И.. Литература эпохи Возрождения. М., 1996.

  28. Реизов Б.Г. Между классицизмом и романтизмом. – Л., 1962.

  29. Тураев С.В. от просвещения к романтизму. – М., 1983.

  30. Храповицкая Г.Н. Романтизм в зарубежной литературе. – М., 2003.

Учебники и учебные пособия. 2 курс, ОЗО

  1. История зарубежной литературы 19 века (Под ред. И. Е. Елизаровой, И. П. Михальской, М., 1976).

  2. История зарубежной литературы 19 века (Под ред. Я. Н. Засурского и С. В. Тураева, М., 1982).

  3. История зарубежной литературы 19 века (И. В. Богословский и др., М., 1991).

  4. История зарубежной литературы 19 века ч. 1-2 (Под ред. И. П. Михальской, М., 1991).

Формы текущего контроля

Темы для докладов и рефератов

2 курс ОЗО

1. Датский романтизм. Ганс Христиан Андерсен. Основные черты датского романтизма. Жанровое своеобразие творчества Андерсена. Проблематика и художественная специфика сказок Андерсена. Философские и фантастические мотивы. Андерсен в России.

1.1. Бредедорф Э. Л.. Литература и общество в Скандинавии. М. 1971.

1.2. Муравьева И. И. Андерсен. - М. 1959.

1.3. Переслепена Э. В. Андерсен. М., 1979.

2. Романтизм в славянских странах. Своеобразие исторической обстановки, типы художественно-романтического мышления. Литература Чехии. Творчество поэтов Яна Колара и Маха. Литература Словакии.

3. Болгарский романтизм.

3.1. Волчек Л. История словацкой литературы. М., 1970.

3.2. Андреев В. Л. История болгарской литературы. М., 1978.

3.3. Бычаров М. Бычарова Н. Петр Берон. М., 1981.

4. Американский романтизм. Творчество Г. Лонгфелло. Творчество Г. Бичер-Стоу. Творчество Г. Мелвилла. Творчество У. Уитмена. Творчество Готорна.

1) Литературная история США. В 3 томах. М., 1978 т. 2.

2) Истоки и формирование американской национальной литературы. 16-18 века. М., 1985.

3) Шиколюхин А. М. Американский романтизм и современность. М., 1968.

4) Романтические традиции американской литературы и современность. М., 1982.

5) Ковалев Ю. В. Г. Мелвилл и американский романтизм. Л., 1972.

5. Поэзия немецкого романтизма. Творчество Рейне. Философско-эстетическая основа (ст. «Романтика»).

Лирический герой раннего творчества. Идейно-художественное

Своеобразие «Книги песен». Композиционная структура. Жанровая специфика.

Эволюция автора и лирического героя. «Путевые картины» - образец немецкой

романтико-реалистической прозы. Особенности композиции.

Социальная проблематика.

6. Самостоятельная письменная творческая работа-отчет: «Формирование художественного образа «байронического» героя в творчестве Байрона».

Дополнительная литература

Научно-исследовательская литература по отдельным разделам

  1. Бэлза И. Исторические судьбы романтизма и музыка. – М., 1985.

  2. Ванслов В. В. Эстетика романтизма. – М., 1956.

  3. Дмитриев А. С. Теория западноевропейского романтизма; Литературные манифесты западноевропейских романтиков.– М., 1980.

  4. Проблемы романтизма М., 1972 вып. 1-2.

  5. Федоров Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время. – Рига, 1988.

Обязательная литература

  1. Аникст А. История учений о драме эпохи романтизма. – М., 1960.

  2. Анисимов И. Классическое наследство и современность. – М., 1960.

  3. Вахлов В. Эстетика романтизма. – М., 1966.

  4. Взаимосвязи русской и зарубежных литератур/ Под ред. М.П. Алексеева. – Л., 1983.

  5. Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма. – М., 1978.

  6. Дунаев М.М., Вера в горниле сомнений. – М., 2003.

  7. Европейский романтизм / Отв. Ред. И. Неупокоева. – М., 1973.

  8. Елизарова М.Е. и др. История зарубежной литературы 19 в. – М., 1964.

  9. История зарубежной литературы XIX в. / Под ред. А.С. Дмитриева. – М., 1979.

  10. Козлова Г.А., Стрельникова Л.Ю. Актуальные проблемы изучения западноевропейской литературы в контексте христианских (православных) традиций. Армавир, 2008.

  11. Кулешов В.И. Литературные связи России и Западной Европы в XIX веке. – М., 1977.

  12. Литературные манифесты западноевропейских романтиков / отв. Ред. А.С. Дмитриев. – М., 1980.

  13. Рензов Б.Г. Между классицизмом и романтизмом. – Л., 1962.

  14. Тураев С.В. от просвещения к романтизму. – М., 1983.

Храповицкая Г.Н. Романтизм в зарубежной литературе. – М., 2003Роман Г. Бичер-Стоу «Хижина дяд

Требования к зачету

Английский романтизм

  1. Алексеев М. П. Из истории английской литературы. – М.- Л., 1960.

  2. Велловская А. Байрон. – М.,1956.

  3. Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. – К., 1978.

  4. Зверев А. Звезды падучей пламень. Жизнь и творчество Байрона. – М., 1988.

  5. Дьяконова Н. Я. Лондонские романтики и проблемы английского романтизма. – Л., 1970.

  6. Дьяконова Н. А. Английский романтизм. Проблемы эстетики. – М., 1978.

  7. Елистратова А. А. Наследие английского романтизма и современность. – М.,1980.

  8. Клименко Е. И. Английская литература первой половины 19 века. – Л., 1971.

  9. Неупокоева И. Г. Революционный романтизм Шелки. – М., 1959.

  10. Орлов С. А. Исторический роман В. Скотта. – Горький, 1960.

  11. Пирсон X. В. Скотт. М., 1983

  12. Реизов Б. Г. Творчество В. Скотта. – М., Л., 1965.

  13. Ромм А. С. Байрон М. – М., 1961.

Немецкий романтизм

  1. Берковский И. Я. Романтизм в Германии. – Л., 1973.

  2. Ботникова А. Б. Э. Т. А. Гофман русская литература. – Воронеж, 1977.

  3. Габитова Р. М. Философия немецкого романтизма. – М.,1978.

  4. Данилевский Р. «Молодая Германия» в русской литературе. – Л., 1959.

  5. Дейг Л. судьба поэтов: Гельдерлин, Клейст, Рейне. – М., 1987.

  6. Дмитриев А. С. проблемы йенского романтизма. – М.,1975.

  7. Лейтес Н. С. От «Фауста» до наших дней.– М.,1987.

  8. Федоров Ф. П. Эстетические взгляды Гофмана. – Рига, 1972.

  9. Художественный мир Гофмана. – М., 1982.

Французская литература

  1. Луков В. А. Французская драматургия. – М.,1984.

  2. Обломиевский Д. Д. Французский романтизм. – М.,1997.

  3. Обломиевский Д. Д. Французский символизм. – М.,1978.

  4. Реизов Б, Г. Французский роман 19 в. – М., 1977.

  5. Реизов Б. Г. Исторический роман в эпоху романтизма. – Л., 1958.

  6. Соколова Т.'В. Польская революция и французская литература. – Л., 1975.

  7. Соколова Философская поэзия А. де Виньи Л., 1981 Арагон Л. Гюго – поэт-реалист./ Л., М., 1957-61 Евнина Е. М. Виктор Гюго. – М.,1974.

  8. Трапезникова М. С. Романтизм Ж. Санд. Проблема взаимосвязи романтизма и реализма во французской литературе 19 века. – Казань, 1975.

Американский романтизм

  1. Аллен Г. Эдгар По. – М.,1984.

  2. Боброва Н. Ф. Купер. – Саратов, 1976.

  3. Венедиктова Т. Д. Поэзия Уолта Уитмена. – М., 1982.

  4. Доброва М. И. Романтизм в американской литературе 19 века. – М.,1972.

  5. Ковалев Ю. По. Новеллист и поэт. Л., 1984 Мендельсон М. Ю. У. Уитмен. – М.,1968.

  6. Паррингтон В. Л. Основные течения американской мысли. – М., 1962.

  7. Ковалев Ю. В. Молодая Америка. – М.,1971.

  8. Платонов А. Вашингтон Ирвинг. – М.,1976.

  9. Роигонян Л. И. У. Лонгфелло и его «Песнь о Гайовате». – М.,1982.

Тугушева М. П. Планы практических занятий

ОЗО 2 курс

Занятие 1. Типология западноевропейского романтизма

I .Социально-политические предпосылки формирования нового направления в литературе Западной Европы и США.

1. Европейские буржуазные революции.

2. Капиталистические изменения в общественно-литературной жизни США.

П.Философско-эстетическая основа романтизма.

1. Литературно-теоретические работы Шлегелей.

2. Философия искусства Шеллинга, учение о романтической иронии.

3. Роль философии Фихте в формировании романтической эстетики.

III. Типология романтического героя.

  1. Своеобразие романтического героя 1 типа романтизма.

  2. Специфика романтического героя 2 типа.

IV. Романтический и реалистический типы сознания.

V. Роль романтизма в создании новых жанров литературы. /Научно-критические работы см. в общем списке.

2 к. ОЗО. (19 в. I ч.)

    1. Общая характеристика западноевропейского романтизма.

    2. Философская основа западноевропейского романтизма.

    3. Романтическая ирония, двоемирие.

    4. Специфика романтического героя и его характеристики.

    5. Типология немецкого романтизма.

    6. Йенская романтическая школа. Представители.

    7. Гейдельбергская романтическая школа. Представители.

    8. Немецкие философы (братья Шлегели, Ф. Шеллинг) и западноевропейский романтизм.

    9. Г. фон Клейст, особенности творчества.

    10. Проблематика новеллы Г. фон Клейста «Михаэль Кольхаас».

    11. Драматургия Г. фон Клейста. «Пентесилея».

    12. Особенности мировоззрения и творческого метода Гофмана.

    13. Художественное своеобразие новеллистики Гофмана. «Кавалер Глюк», «Дон Жуан».

    14. Своеобразие сказочных новелл Гофмана. «Песочный человек», «Золотой горшок».

    15. Особенности романтического двоемирия в романе Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра».

    16. Проблематика сатирической повести Гофмана «Крошка Цахес».

    17. Творчество Шамиссо.

    18. Ранний период творчества Гейне. «Книга песен».

    19. Тематика «Путевых картин» Гейне.

    20. Образ голубого цветка в творчестве романтиков и Новалиса.

    21. Проблематика поэзии Новалиса.

    22. Новаторство романтической драматургии Л. Тика. «Кот в сапогах».

    23. Особенности французского романтизма.

    24. Творческие взгляды Шатобриана. «Атала», «Рене».

    25. Особенности творчества Ламартина.

    26. Своеобразие романтизма А. де Виньи.

    27. Творческие взгляды Ж. Санд.

    28. Тематика романа Ж. Санд «Индиана».

    29. Социальная проблематика романа «Консуэло».

    30. Эстетические взгляды В. Гюго в предисловии к драме «Кромвель».

    31. Особенности романтической драматургии Гюго. «Эрнани».

    32. Романтизация истории в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери».

    33. Символика и образы романа Гюго «Собор Парижской Богоматери».

    34. Отражение эстетики гротеска Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери».

    35. Социальная проблематика романа Гюго «Отверженные».

    36. Проблематика романа Гюго «Девяносто третий год».

    37. Типология английского романтизма. Представители.

    38. Озерная школа. Взгляды У. Вордсворта.

    39. Эстетика Кольриджа. «Сказание о Старом Мореходе».

    40. Тематика «Лирических баллад» Вордсворта и Кольриджа.

    41. Своеобразие романтизма Р. Саути.

    42. Жизнь и творчество Байрона.

    43. Тематика ранней лирики Байрона.

    44. Понятие «байронизма» и «байронического героя».

    45. Особенности романтической композиции поэмы «Паломничество Чайльд – Гарольда».

    46. Проблематика «Восточных поэм» Байрона.

    47. Особенности романтической драматизации Байрона.

    48. Философские драмы Байрона «Манфред» и «Каин».

    49. Проблематика поэмы Байрона «Дон-Жуан».

    50. Особенности американского романтизма.

    51. Проблематика новеллистики Э. По.

    52. Эстетика Э. По и ее отражение в поэме «Ворон».

    53. Специфика романтического исторического романа В. Скотта.

    54. Проблематика романа В. Скотта «Айвенго».

и Тома». – М.,1985 Методические указания для студентов определяются формированием у них навыков анализа литературных явлений и литературного произведения. Этому способствует ключение в круг рассмотрения произведений различных родов и жанров, представляющих литературные направления разных эпох и стран, характеризующих главные закономерности и тенденции развития литературы в различные исторические периоды, введение теоретических понятий и их раскрытие в процессе анализа конкретных произведений.

Система теоретических понятий связана с необходимостью дать студентам представление о ряде литературно-теоретических категорий, раскрываемых в процессе конкретного анализа текста (жанр, жанровые модификации, сюжет, конфликт, композиция, система образов, авторская речь, речевые характеристики героев, речь повествователя). Конкретный анализ текста выводит студента на более высокий уровень понимания таких сложных явлений, как художественный метод, литературное направление, течение, школа. Происходит взаимодействие теоретического (лекционного) курса, практических занятий и СРС: лекционный материал, являясь историко-литературной и теоретической базой для самостоятельного анализа текста, не только используется и апробируется в процессе этого анализа, но и творчески осмысляется студентом, что способствует углублению полученных им знаний.

В ходе практических занятий решается сложный комплекс методических задач: идеологическое, эстетическое, духовно-нравственное воспитание студентов, что необходимо в формировании профессиональных навыков будущего учителя.

Методические рекомендации преподавателю и студентам на практических занятиях.

Преподаватель использует различные формы работы со студентами: беседа, доклад студентов, рефераты, микроконференции, фронтальный опрос, письменные задания, коллективное обсуждение.

Студенты должны правильно вести записи на занятиях: записывать все вопросы, поставленные преподавателем, записывать вопросы другим студентам, формулировки и теоретические определения, выводы по вопросам занятия и по всему занятию. На практических занятиях студенты должны пользоваться материалом домашней подготовки, любое положение должно быть аргументировано. Вводя определение, студент должен указать его источник.

Методические указания для СРС

Самостоятельная работа студентов зависит от того, связана ли она с проблемами, входящими в лекционный курс, или же темы внесены только на СРС. Лекция во многом облегчает работу студентов и первым этапом СРС будет изучение материалов лекции и учебников.

Если же лекции по материалу СРС не предусмотрены учебной программой, то студент опирается на материал учебников, научно-практической литературы и художественные тексты.

Важной в обоих случаях является библиографическая работа. Преподаватель дает на лекции необходимые источники, либо указывает в списке научно-практической литературы, имеющимся в методических планах по курсам.

Особое внимание нужно уделить работе с терминами, в которой студент должен привлекать не только комментарии, но и справочную литературу: «Краткая литературная энциклопедия», «Словарь литературоведческих терминов», «Поэтический словарь», «Философская энциклопедия». Основные термины выписываться и применяться в ходе анализа произведений.

О библиографической культуре студента свидетельствует и время появления работы, и противоречие между позицией критика и собственным мнением.

Библиографию к занятию рекомендуется записывать в порядке выхода работ.

Полезной формой является составление хронологических таблиц, например, таблиц дат жизни и деятельности писателя.

Конспектирование – важный элемент работы над теоретическим и критическим текстом. Конспекты периодически проверяются.

Конспект должен состоять из плана изученной работы и краткой ее аннотации. В конспекте должно быть несколько цитат, в которых формируются основные положения работы и их доказательство.

При чтении художественных произведений также должны вестись записи.

При подготовке к занятию студент должен составить план ответа на поставленные преподавателем вопросы, записать аргументацию ответов, уточнить терминологию, которой он намерен оперировать.

Преподаватель должен также предоставить право самостоятельных действий студентам. Студент обязан самостоятельно восполнить тот пробел, который не заполнен лекционным материалом.

К формам СРС относятся составление плана урока, факультативного занятия в соответствии с требованиями школьной методики. Могут быть подготовлены доклады, рефераты, которые могут быть прочитаны на практических занятиях, кружках, научных конференциях, заседаниях проблемных групп. Отдельные темы могут быть использованы в курсовых и ВКР. Тезисы или статьи по письменным работам студентам могут быть опубликованы. Подобная научная работа студентов может быть промежуточным контролем и влияет на промежуточную итоговую аттестацию.

Индивидуализация является важным принципом СРС.

3 КУРС ОЗО, 19 век (2ч.)

Методические рекомендации студентам

Умения и навыки, которые должен усвоить студент

Уметь рассматривать литературный процесс в культурном контексте эпохи.

Видеть национальную специфику каждой из изучаемых в курсе национальных литератур в их взаимодействии с литературами других народов (особенно с русской литературой).

Уметь анализировать литературное произведение в единстве его формы и содержания. Владеть приемами поэтологического (в частности, жанрового) анализа произведений.

Видеть динамику литературного процесса на синхроническом и диахроническом уровнях.

Владеть основными сведениями о биографии крупнейших писателей изучаемого периода.

Уметь прочитать наизусть 1-2 стихотворения (на выбор).

Уметь самостоятельно подготовить к экзамену несколько вопросов, не освещенных в лекционном курсе.

Содержание лекционного курса

XIX в. (2 ч.). Реализм. 3 курс, ОЗО



Темы, проблемы.

1

2.

3.

4.

5.

6.


Общая характеристика западноевропейского реализма.

Типология западноевропейского реализма. Социально-политические предпосылки формирования реалистического направления в западноевропейской литературе и США. Роль литературных традиций в формировании нового направления. Романтизм и реализм. Приёмы реалистической типизации. Реалистический характер. Эстетические документы западноевропейских реалистов. Французский реализм. В.Кожинов о реализме. Искренний реализм Дюранти и Шанфлери. Художественное своеобразие новеллистки Мериме.

Творчество П.Мериме. Ранние произведения Мериме. / «Театр Клары Газуль», «Гузла»/, влияние романтизма. Разработка принципов реалистического историзма / «Жакерия», предисловие к «Хронике царствования Карла IX»/. Реалистическая новеллистика Мериме. Обновление композиции новеллы. Традиции романтизма. Мериме и русская литература.

Жизнь и творчество Стенделя. Проблема героя и героического в романе «Красное и чёрное». Формирование эстетических взглядов Стендаля /Монтескье, Гельвеций, Дестют де Траси, Кабанис и др./. Работы по искусству и эстетические трактаты / «О любви», «Расин и Шекспир» и др./. Проблематика новелл Стендаля / «Ванина Ванини». Идейно-тематическое своеобразие романа «Красное и чёрное»/ символика названия, проблема героя, характера и т.п.

Творчество Бальзака. Периодизация творчества. Формирование эстетики Бальзака. Близость к «неистовому реализму» в раннем творчестве / «Шуаны»/. Политические взгляды Бальзака / «О современном правительстве», «Политическое исповедание веры» и др. "Предисловие" к «Человеческой комедии» - разработка эстетических взглядов и композиционных приёмов эпопеи. Композиция «Человеческой комедии», темы, проблемы, идея. «Гобсек», «Отец Горио», «Евгения Гранде». Современники о реализме, Бальзак и русская литература.

Особенности реализма Флобера. Эволюция «классического» реализма Х1Хв. в творчестве Флобера. Отражение эстетики Флобера в письмах и дневниках. Учение о стиле. / Флобер как «фанатик стиля». / «Мир цвета плесени» в «Госпоже Бовари». Идейно-тематическое своеобразие романа. Образы Э. Бовари, Ш. Бовари. Пародия на романтическую героиню и романтического героя. «Буржуазный сюжет» романа. Эволюция реализма Флобера в последних произведениях. Влияние натуралистических и эстетических тенденций. Флобер и современники, Флобер и русская литература.

Типология английского реализма. Английский реализм и Викторианство. Литературные традиции /просветительский реализм, романтизм/. Философские учения и английский реализм (Бентам, Мальтус, Маколей и др.). Влияние идей утопического социализма.

Творчество Диккенса. Набоков о Диккенсе, Диккенс и современники. Периодизация творчества Диккенса. Формирование «рождественской философии» / «Очерки Боза», «Посмертные записки Пиквикского клуба»/, «Приключения Оливера Твиста» - изображение мира «глазами ребёнка». Тема добра и зла - «Жизнь и приключения Николаса Никльби». Принципы реалистической типизации в романе «Домби и сын». Последний период творчества Диккенса.

Жизнь и творчество Теккерея. Периодизация творчества. Особенности эстетики и мировоззрения Теккерея. Разработка понятий «сноб» и «снобизм» в ранних произведениях («Книга снобов») и в романе «Ярмарка тщеславия». Принципы композиционного построения произведения. Особенности сюжета. Образы Бекки Шарп и Эмилии Сэдли. Своеобразие поэтики Т Реализм

  1. Бальзак. Предисловие к «Человеческой комедии», «Шагреневая кожа», «Отец Горио», «Гобсек».

  2. Стендаль. «Ванина Ванини», «Красное и черное», трактаты «О любви», «Расин и Шекспир».

  3. Мериме. Предисловие к «Хроника времен Карла 9», «Кармен», «Арсена Гийо», «Двойная ошибка», «Матео Фальконе», «Коломба».

  4. Флобер. «Госпожа Бовари».

  5. Беранже. Лирика.

  6. Г.Бичер-Стоу. «Хижина дяди Тома».

  7. Ш.Бронте. «Джейн Эйр».

  8. Ч. Диккенс. «Рождественские повести», «Домби и сын» (главы).

  9. У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия».

  10. Ш.Бодлер. стихи из сборника «Цветы зла».

  11. Г.Гейне. Лирика последнего периода.

Темы для докладов и рефератов

1.Творчество Ш.Бронте.

2.Творчество Э.Гаскелл.

3.Итальянская литература Х1Хв. (реализм).

4.Литература скандинавских стран и Финляндии.

Научно-исследовательская литература

1. Ивашева В.В. Английский реалистический роман ХIХв. в его современном звучании. – М. 1974

2. Реизов Б.Б., Э.Гаскелл: Очерк жизни и творчества. – Киев, 1974

3. Тугушева М., Ш.Бронте: Очерк жизни и творчества. – М., 1982

Немецкая литература

Творчество К.Ф.Геббеля.

Справочная литература

История немецкой литературы: В 5 т. – М., 1966.

Учебники и учебные пособия

Обязательная литература

История зарубежной литературы 19в. / Под ред. И.Е. Елизаровой. – М., 1976.

История зарубежной литературы 19в. / Под ред. Засурского. – М., 1982.

История зарубежной литературы 19в. / В.Н. Богословский и др. – М., 1991.

История зарубежной литературы 19в. / Под ред. Н.П. Михальской. – М., 1991.

История зарубежной литературы 19в. / Под ред. И.А. Соловьевой. – М., 1999.

Зарубежная литература 20в. / Под ред. В.М. Толмачева. – М.: 2003.

Зарубежная литература конца XIX – начала XX века / Под ред. В.М. Толмачева. – М.: 2003.

История английской литературы (под ред.Р.В. Резнина, Т.А. Сорокиной. – М., 2003.

Позднякова Р.Л. История английской и американской литературы. – Ростов-на-Дону, 2002.

Практические занятия по зарубежной литературе. / Под ред. Н.П. Михальской. – М., 1981.

Универсальная хрестоматия текстов на английском языке / Составители: Шишкина Т.Н., Леденева Т.В. – М., 2003.

Матрон Е.Д. Художественное произведение на уроках английского языка. Учебное пособие. – М., 2002.

Леонова Н.И., Никитина Г.И. Английская литература 1890-1960. Учебное пособие. – М., 1997.

Писатели Англии о литературе. Сборник статей. – М., 1981.

Формы текущего контроля

Темы для докладов и рефератов

2 курс ОЗО

1. Датский романтизм. Ганс Христиан Андерсен. Основные черты датского романтизма. Жанровое своеобразие творчества Андерсена. Проблематика и художественная специфика сказок Андерсена. Философские и фантастические мотивы. Андерсен в России.

1.1. Бредедорф Э. Л.. Литература и общество в Скандинавии. М. 1971.

1.2. Муравьева И. И. Андерсен. - М. 1959.

1.3. Переслепена Э. В. Андерсен. М., 1979.

2. Романтизм в славянских странах. Своеобразие исторической обстановки, типы художественно-романтического мышления. Литература Чехии. Творчество поэтов Яна Колара и Маха. Литература Словакии.

3. Болгарский романтизм.

3.1. Волчек Л. История словацкой литературы. М., 1970.

3.2. Андреев В. Л. История болгарской литературы. М., 1978.

3.3. Бычаров М. Бычарова Н. Петр Берон. М., 1981.

4. Американский романтизм. Творчество Г. Лонгфелло. Творчество Г. Бичер-Стоу. Творчество Г. Мелвилла. Творчество У. Уитмена. Творчество Готорна.

1) Литературная история США. В 3 томах. М., 1978 т. 2.

2) Истоки и формирование американской национальной литературы. 16-18 века. М., 1985.

3) Шиколюхин А. М. Американский романтизм и современность. М., 1968.

4) Романтические традиции американской литературы и современность. М., 1982.

5) Ковалев Ю. В. Г. Мелвилл и американский романтизм. Л., 1972.

5. Поэзия немецкого романтизма. Творчество Рейне. Философско-эстетическая основа (ст. «Романтика»).

Лирический герой раннего творчества. Идейно-художественное

Своеобразие «Книги песен». Композиционная структура. Жанровая специфика.

Эволюция автора и лирического героя. «Путевые картины» - образец немецкой

романтико-реалистической прозы. Особенности композиции.

Социальная проблематика.

6. Самостоятельная письменная творческая работа-отчет: «Формирование художественного образа «байронического» героя в творчестве Байрона».

Обязательная литература

  1. Аникст А. История учений о драме эпохи романтизма. – М., 1960.

  2. Анисимов И. Классическое наследство и современность. – М., 1960.

  3. Артамонов С.Д. История зарубежной литературы XVII – XVIII в. – М., 1988.

  4. Вахлов В. Эстетика романтизма. – М., 1966.

  5. Взаимосвязи русской и зарубежных литератур/ Под ред. М.П. Алексеева. – Л., 1983.

  6. Всеобщая история искусств. В 6-ти т. – М., 1960.

  7. Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма. – М., 1978.

  8. Дунаев М.М., Вера в горниле сомнений. – М., 2003.

  9. Европейский романтизм / Отв. Ред. И. Неупокоева. – М., 1973.

  10. Елизарова М.Е. и др. История зарубежной литературы 19 в. – М., 1964.

  11. Елистратова М.Е. и др. История зарубежной литературы XIX в . M., 1964.

  12. История английской литературы. – М.:Л., 1958.

  13. История всемирной литературы: В 9 т. – М., 1984.

  14. История зарубежной литературы XIX в. / Под ред. А.С. Дмитриева. – М., 1979.

  15. История зарубежной литературы Х1Хв. /Под ред. Засурского Я.Н. и др. М, 1982.

  16. История зарубежной литературы Х1Хв. /Под ред. Соловьёвой И.А. М., 1999.

  17. История зарубежной литературы Х1Хв. 4.1. /Под ред. Дмитриева А.С. М., 1979.

  18. История зарубежной литературы. / Под ред. Андреева Л.Г. М., 1997

  19. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение / М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский и др. М., 1978.

  20. Козлова Г.А., Стрельникова Л.Ю. Актуальные проблемы изучения западноевропейской литературы в контексте христианских (православных) традиций. Армавир, 2008.

  21. Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962-1978. Т.1-9.

  22. Кулешов В.И. Литературные связи России и Западной Европы в XIX веке. – М., 1977.

  23. Литературные манифесты западноевропейских романтиков / отв. Ред. А.С. Дмитриев. – М., 1980.

  24. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

  25. Михальская Н.П. Аникин Г.В. История английской литературы. – М., 1998.

  26. Позднякова Л.Р.. История английской и американской литературы. Ростов-на-Дону, 2002.

  27. Пуришев Б.И.. Литература эпохи Возрождения. М., 1996.

  28. Реизов Б.Г. Между классицизмом и романтизмом. – Л., 1962.

  29. Тураев С.В. от просвещения к романтизму. – М., 1983.

  30. Храповицкая Г.Н. Романтизм в зарубежной литературе. – М., 2003.

Научно-критические работы и статьи

  1. Аникст А.А. История учений о драме. История драмы на Западе в первую половину XIХ в. – М., 1950.

  2. Анисимов И.И. Классическое наследство и современность.– М., 1960.Взаимосвязи русской и зарубежной литературы. / Отв. Ред. Алексеев М.П.

  3. Гинзберг Л.Я. О психологической прозе. Л., 1971.

  4. Елистратова А.А. Гоголь и проблемы западноевропейского романа. М., 1972.

  5. Затонский Д.В. Европейский реализм: Линии и Лики. Киев, 1984.

  6. Ивашева В.В. История зарубежных литератур XIXв . M., 1955, Т.5.

  7. Из истории литературных связей XIX в. – М., 1962.

  8. Из истории русско-славянских литературных связей. От романтизма к реализму: из истории международных связей русской литературы. / Отв. Ред. Алексеев М.П. – Л., 1978.

  9. Петров С.М. Критический реализм. – М., 1980.



Научно-исследовательская литература к отдельным разделам.

Немецкая литература:

  1. История немецкой литературы: В 5 т. – М., 1966.

  2. Николаева Т.С. Поэзия немецкой революции 1848 г. – Саратов, 1961.

  3. Рейман П. Основные течения в немецкой литературе 1750 - 1848гг. – М., 1959.

Английская литература:

  1. Алексеев М.П. Из истории английской литературы: Этюды. Очерки. Исследования. – М., Л., 1960

  2. Ивашева В. Английский реалистический роман XIX в. в его современном звучании. – М., 1974.

Диккенс

  1. Ивашева В.В. Творчество Диккенса. – М, 1954.

  2. КатарскийИ.М. Диккенс. – М., 1960.

  3. Катарский И.М. Диккенс в России: Середина XIX в. – М., 1966.

  4. Катарский И.М., Фридлендер Ю.В. Ч.Диккенс. /Отв. Ред. Алексеев М.П.– М., 1962.

  5. Михальская Н.П. Диккенс: Очерк жизни и творчества. – М., 1959.

  6. Сильман Т.И. Диккенс: Очерк творчества. – М., Л., 1948.

Теккерей

Вахрушев В.В. Теккерей-сатирик. – М., 1958.

Французская литература:

  1. Данилин Ю.И. Очерк французской политической жизни ХIХ в. – М., 1974.

  2. Соколова Т.В. Июльская революция и французская литература /1830-1831/1973

  3. Реизов Б.Г. Французский роман XIX b. – M., 1977.

  4. Шрейдер Н.С. Французская литература периода Консульства и Империи. – Днепропетровск, 1972.

  5. Якимович Т.К. Французский реалистический очерк. – М., 1963.

Стендаль

  1. Виноградов А.К. Стендаль и его время. – М., 1960.

  2. Забабурова Н.В. Стендаль и проблемы психологического анализа. – Ростов, 1982.

  3. Кочеткова Т.В. Стендаль. – М., 1961.

  4. Реизов Б.Г. Стендаль: Годы Учения. – Л., 1968.

  5. Реизов Б.Г. Стендаль: Философия история. Политика. Эстетика. – Л., 1974.

  6. Реизов Б.Г. Стендаль: Художественное творчество. – М., 1978.

  7. Фрид Я.В. Стендаль: Очерк жизни и творчества. – М., 1967.

Бальзак

  1. Бальзак в воспоминаниях современников. – М., 1968.

  2. Гербстман А. Театр Бальзака. – Л., М., 1938.

  3. Грифцев Б. Как работал Бальзак. – М. 1958.

  4. Гроссман Л., Бальзак в России. – М., 1937.

  5. Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. – М., 1970.

  6. Обломневский Д.Д. Бальзак: Этапы творческого пути. – М., 1961.

  7. Паевская А.В., Данченко В.Т. Бальзак. – М., 1965.

  8. Резник Р.А. «Философские этюды» Бальзака. – Саратов, 1983.

  9. Реизов Б.Г. Творчество Бальзака. – Л., 1939, 1960.

Мериме

  1. Виноградов А.К. Мериме в письмах к Соболевскому. – М., 1928.

  2. Паевская А. В., Данченко В. Т. Мериме. – М., 1968.

Литература США:

Литературная история США. В 3 т. – М., 1978.

еккерея. Последний период творчества.

Практическое занятие №1

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общая характеристика западноевропейского романтизма iconТема: Особенности романтизма в поэме Д. Байрона «Корсар»
Познакомить учащихся с характерными особенностями романтизма в творчестве Д. Байрона

Общая характеристика западноевропейского романтизма iconПланы семинарских занятий семинар Древнерусская политико-правовая...
Общая характеристика истории политико-правовых учений как науки и учебной дисциплины

Общая характеристика западноевропейского романтизма iconОбщая характеристика правовой терминологии, используемой в педагогических научных исследованиях

Общая характеристика западноевропейского романтизма icon1. Общая характеристика журналистики последней четверти XVIII века в именах и цифрах
Общая характеристика журналистики последней четверти XVIII века в именах и цифрах

Общая характеристика западноевропейского романтизма iconПубличный отчет моу «сш №1»
Общая характеристика общеобразовательного учреждения и условий его функционирования

Общая характеристика западноевропейского романтизма iconСогласованоутвержда ю
Общая характеристика специальности 351200 налоги и налогообложение и уровня подготовки специалиста

Общая характеристика западноевропейского романтизма iconСовет старшеклассников, общешкольная родительская конференция
Общая характеристика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Общая характеристика западноевропейского романтизма iconОбщая характеристика учреждения
Лицензия на образовательную деятельность серия а №304675 выдана икинсо воронежской области 16. 03. 2012 года бессрочно

Общая характеристика западноевропейского романтизма iconОбщая характеристика учреждения
Лицензия на образовательную деятельность серия а №304675 выдана икинсо воронежской области 16. 03. 2012 года бессрочно

Общая характеристика западноевропейского романтизма iconМинистерство образования российской федерации утверждаю
Общая характеристика направления подготовки дипло-мированного специалиста – “технологии геологической разведки”

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции