Программа «Народные промыслы России»




НазваниеПрограмма «Народные промыслы России»
Дата публикации07.10.2014
Размер260 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Культура > Программа
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

«НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ»
Пояснительная записка

Издавна живущие в одной местности и занимавшиеся одним видом художественного ремесла мастера изготовляли те или иные изделия не для собственных нужд, а для рынка. Так возникли народные художественные промыслы – особая форма бытования народного декоративно-прикладного искусства. Народные промыслы зарождались в разных районах России, в

зависимости от природных условий, так зарождались промыслы обработки

дерева, резьбы по дереву, лозоплетения, плетение из бересты, изготовление традиционных народных игрушек из дерева и глины, росписи по дереву, так же промыслы существующие повсеместно: традиционная вышивка, изготовление традиционного костюма, изготовление традиционных игрушек и пр.

В последние годы большое внимание уделяется возрождению забытых видов

декоративно – прикладного искусства в России. Особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с жизнью крестьян.

В годовом цикле много обрядов и праздников посвящалось земледелию,

гаданиями на урожай, благодарениям щедротам земли; это и рождественские

традиции, традиции связанные с приходом весны – «жаворонки» зазывание

весны с использованием соломенных птичек, масленичные обряды невозможны

без специальных атрибутов: соломенная дева, ткани, кожи и пр.

Солома в жизни русского крестьянина была органическим материалом и в

труде, и в обрядовом действе. Труд земледельца неразрывно связывается с

символикой снопа, зерна, колоса и т.д.

КОНСТРУКТИВНЫЙ БЛОК.

Представленная программа – средство развития творчества, умственных

способностей, эстетического вкуса, конструкторского мышления обучающегося. Воспитательное значение программы заключается в знании и понимании

культуры своей Родины. Изучить историю происхождение народных промыслов, через изготовление предметов народного декоративно-прикладного

искусства. Программа может занять детей в свободное от учебы время, организовать полноценный досуг.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

- повышение занятости обучающихся в свободное время;

- развитие детских представлений о быте и труде русского народа через предметы декоративно-прикладного искусства;

- творческое развитие, почти каждое занятие и каждая тема предполагает изготовление нового изделия;

- адаптация среди своих сверстников, внимание на доброжелательные отношения;

- работа по изготовлению определенного декоративного изделия представляет возможности для профессиональной ориентации;

- удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей;

- воспитание ответственности за выполнение своих обязанностей.
Программа «Народные промыслы России» предполагает определенные задачи, также затрагивая вопросы из области этнографии, истории, педагогики и культуры. Ключевую роль играет проблема сохранения национальных традиций. До недавнего времени было сложно вызвать интерес к многонациональной культуре России, познакомить с историей Древней Руси,

с обычаями, обрядами и пр. Очень важно увлечь обучающегося творческой работой, привить интерес к изделиям декоративно-прикладного искусства, способам их изготовления, старинным принципам работы с материалом(природные материалы, глина, дерево и пр.), а также на основе приобретенных знаний создавать свои изделия.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

- развить познавательный интерес к декоративно-прикладному

искусству;

- развить полноценную личность обучающегося;

- мотивы: приобщить обучающихся к активной деятельности в объединении

«Народные промыслы России»;

- социально адаптировать обучающихся в коллективе и обществе в целом;

- обучить работе с инструментами, обучить подбору материала,

изготовлению изделий народного декоративно-прикладного искусства;

- обучить культуре поведения, опрятности, аккуратности, бережному

отношению к своему труду и к труду других людей;

- формировать здоровый образ жизни.

ЗНАТЬ:

- историю происхождения народных промыслов;

- основные народные промысловые центры;

- какие существуют изделия декоративно-прикладного искусства;

- знать традиционные приемы и способы изготовления традиционных изделий;

- правила безопасности работы с ручными и электрическими инструментами.

УМЕТЬ:

- выполнить изделие традиционным способом;

- правильно и доброжелательно оценивать свою и чужую работу;

- самостоятельно выполнить изделие, на основе полученных знаний.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК

Для того, чтобы выполнить поставленные цели и задачи необходимо наделить

детей знаниями, умениями, навыками, которые раскрывают природные задатки

детей. Необходимо способствовать развитию интереса к традициям и быту

русского народа. В программе используются различные приемы, принципы,

методы, формы для реализации творческих потенциалов.
ПРИНЦИПЫ:

- актуальность- люди издавна занимались изготовлением традиционной

одежды, украшали жилище, изготовляли и украшали посуду и предметы

домашнего обихода;

- индивидуальность - учитывание индивидуальных, психологических

способностей и особенностей ребенка;

- наглядность- использование на занятиях наглядных пособий, фотографий,

готовых материалов, иллюстрации;

- сотрудничество- в ходе работы обучающиеся и педагог работают в качестве

партнеров более и менее опытных;

- систематичность- определяется посещаемостью занятий, больше знаний-

меньше пропусков;

- последовательность- обучение от простого к сложному, от простых

образцов до готового изделия ; доступность и посильность- определяется созданием условий для полного раскрытия способностей ребенка, его особенностей;

- связь теоретической части с практической- изготовление любого

декоративного изделия начинается с теории - результативность- определяется показателем сравнительного роста личности.

ПРИЕМЫ:

- демонстрация эффективного опыта;

- объяснение опыта и ответ на поставленный вопрос.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ:

1.- По источнику передач и восприятию информации:

а- словесный:

– рассказ;

- беседа;

- объяснение,

б- наглядный-использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий,

в- практический-применяется для закрепления приобретенных знаний на практике,

г- проверка результатов обучения в устной форме- с целью повторения и закрепления полученного материала,

в практической форме- выполнение практической работы, для выявления

приобретенных знаний,

2.- По дидактическим задачам:

а- приобретаются знания через сообщение информации и передачу личного

опыта и пр.,

б- формируются умения и навыки через выполнение практических заданий;

в- применяются знания через выполнение готового изделия,

г- творческая деятельность- показ работ на выставках, создание

собственных изделий на основе традиционных образцов,

3.- По характеру деятельности:

а- объяснительно-иллюстративный- наглядный метод, рассказ, беседа, показ

готовых изделий, фото - материалы;

б- репродуктивный- для приобретения необходимых умений и навыков ученики

повторяют за педагогом;

в- частично- поисковый- ребенок может сам выбирать в определенных

изделиях цветовую гамму (подбор бисера).

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ:

1) коллективная – подготовка выставочных работ,

2) парная – изготовление одного изделия двумя обучающимися

3) индивидуальная – проводится на индивидуальных занятиях.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:

- учебное занятие ( систематическое проведение учебных занятий),

- открытый урок,

- семинар – участие в семинарах ЦДТ.
ФОРМЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ:

- групповой опрос,

- посещение музея, выставок, библиотек и т.д.,

- общественный смотр знаний,

СПОСОБЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ:

- похвала,

- творческая выставка,

награждение учащихся – для повышения творческой деятельности.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

На отделении могут заниматься дети младшего , среднего и старшего возраста. При комплектовании групп следует учитывать возраст детей. Набор в группу

Обучающихся одного возраста позволяет составить свое занятие соответственно возрасту, определить методику проведения занятий, спланировать организацию коллективных работ.

Данная программа рассчитана на 3учебных года. Группа 1 года обучения занимается 2 раза в неделю по 2 часа, 2 и 3 года обучения – 2 раза в неделю по 3 часа(1 час-45 минут).

Набор на указанное отделение проводится в начале учебного года. До начала набора проводится дополнительная работа. Для этого по школам распространяются объявления с приглашением записаться на данное отделение.

В учебной комнате необходимо разместить учебные работы. Перед началом занятий проводится сбор обучающихся на отделение, для того чтобы познакомить обучающихся с предстоящей работой, содержанием работы.

При составлении списка указываются их основные данные: ФИО, номер школы, класс, домашний адрес, телефон, данные о родителях. Необходимо заранее ознакомить обучающихся с расписанием занятий и местом их проведения.

В одну группу набираются до 10 чел. В группе выбирается староста.

Дежурные помогают подготовить кабинет к занятиям, по окончанию занятия

они следят за чистотой в кабинете, собирают инструменты и материалы,

оставшиеся после работы, убирают помещение.

Необходимо проведение экскурсий на выставки декоративно-прикладного искусства в музеи и выставочные залы в течении года. Детям необходимо самим участвовать в различных выставках, для расширения кругозора.

В ходе бесед по народному календарю у детей приобретаются знания,

представления о народных праздниках, обрядах, обычаях, о быте русского

народа, народных промыслах, которые зачастую играют огромную роль в

народном календаре.

На занятиях дети приобретают знания о природных материалах и технологии изготовления из них. Также у детей формируются навыки и умения по изготовлению предметов и видов изделий народных промыслов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В ходе поставленных задач на занятиях используются различные методы

обучения – словесные, наглядные, практические. Каждое занятие включает

теоретическую часть и практическое выполнение задания.

Теория- объяснение нового материала, информация о видах декоративно-прикладного искусства , также о обрядах, обычаях, промыслах Древней Руси. Большая часть времени отводится практической работе, в которую входит разбор бисера или ткани для работы, раскрой ткани, кожи или меха, перевод

орнамента и пр.

Содержание и ход работы детально продумывается, для того, чтобы

теоретическая часть соответствовала практике. Объяснение теоретического и практического материала сопровождается демонстрацией различных, наглядных пособий. Задания в группе выполняются неравномерно, скорость по выполнению работы, как правило неравномерная. При этом необходимо проводить индивидуальную работу с неуспевающими детьми. В ходе занятия над коллективной работой, дети выполняют часть работы. Коллективная работа является наиболее эффективной формой организации труда. Этот процесс способствует сплочению коллектива.

Подведение итогов работы имеет большое воспитательное значение. Наиболее подходящая форма оценки это организованный просмотр выполненных изделий. Этот просмотр проводится как временная выставка. Дети сравнивают собственные работы и работы своих друзей и дают оценки.

Огромное значение в воспитании учащихся имеют экскурсии в музей и в

выставочный зал. Выставки декоративно-прикладного искусства дают возможность познакомиться учащимся с работами художников прикладников, с

работами потомственных народных мастеров, которые бережно хранят народное искусство в своих изделиях.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

1. Необходимо просторное помещение

2. Столы и стулья должны соответствовать возрастным особенностям

3. Чистота и порядок в помещении, правильно организованное рабочее место

4. Необходимый наглядный материал, фотоматериалы, готовые изделия,

иллюстрации

5. Для выполнения работы необходимы определенные материалы, инструмент и

приспособления:

-ножи, бокорезы, шила, секатор, колунки, электроплитка, кастрюли на 15 и 20 литров;

-ветошь;

-клей, морилка, лак;

-лоза, рогоз, сухие травы;

- тетрадь, ручка, карандаши;

- коробка для принадлежностей;

6. Санитарно-гигиенические принадлежности: аптечка, ведро, тряпки для

доски и пола.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:

1. выставки,

2. творческие отчеты,

3. контрольные работы (срезы).

Лозоплетение является частью исторического и культурного развития

человечества. Зародившись еще в глубокой древности, ремесло было тесно

связано с чудом, и любые действия, связанные с преображением материала

приобретали символический смысл, совершались в процессе ритуала. Много

позднее, в крестьянских семьях приемы традиционного ремесла передавались

из рук в руки, от старших – к детям, в процессе непосредственного наблюдения и показа. В настоящее время, в условиях городской цивилизации такая преемственность прервалась.

Любовь к родному краю начинается с детства. Надолго она

сохраняется в душе человека, если его правильно воспитали. С раннего

возраста у ребенка развиваются чувства, черты характера, которые

связывают его непосредственно со своим народом, своей страной. Корни

этого влияния – в языке, в национальных песнях и танце, в музыке, в

художественной деятельности. В настоящее время наблюдается интерес к

народной художественной культуре, народному искусству.

необходимые в быту; праздничным – многие предметы и их украшающие

орнаментальные композиции связаны с определенной системой представлений,

обычаев, верований; эстетическим – цель украшения дома, вещи, одежды

подразумевает единство творчества человека с мирозданием, единство с

историей народа. Народное искусство включает в себя личность мастера,

который является своего рода духовным наставником и источником передачи

исторической памяти. Своей детскостью восприятия, его звуков, ритма,

цвета, запаха, мастер близок к ребенку, и, в то же время, обогащенный

жизненным опытом, он способен повлиять на формирование личности ученика

наряду с развитием у него необходимых навыков в ремесле. Такой взгляд на

народное искусство позволяет увидеть его тесную взаимосвязь с другими

общеобразовательными предметами, такими как: родной язык и литература,

история и этнография, русская философия, народоведение и другие.

Одно из существенных качеств народного искусства и народного

творчества – стабильность его главных принципов, основанных на связи

человека с природой и его историческим духовным прошлым. Тема эта

еще и экологическая, ведь надо учитывать, что совершенствование

человеческой души идет через отношение его к природе и экологический

кризис является, по сути, кризисом культуры.

Одно из самых необходимых для человека качеств по отношению к природе– это внимание. Внимание к распускающемуся цветку, к прилетевшим птицам, к состоянию земли. Занимаясь таким промыслом, как лозоплетение,

невозможно не считаться с природным циклом, особенностями роста и

развития ивовой породы, бережным отношением к насаждениям. Такая

внимательность окупается сторицей и вознаграждает мастера, который своей

правильной резкой прута, как опытный садовник вызывает к жизни множество

новых побегов и стимулирует бурное развитие кустов, что превращает дикие

заросли в своеобразные плантации, тем самым сохраняя и улучшая нашу

природную среду обитания.

Время становления национального прикладного искусства народов нашей

страны уходит в глубины веков. Археологические находки и древние

письменные источник свидетельствуют о существовании на Руси

многочисленных ремесел, отличавшихся высоким техническим и

художественным уровнем изделий. Например, в IX-XII вв. городах

Киевской Руси и древнем Новгороде насчитывалось около 200 ремесел, а

позднее – даже в молодом Московском княжестве среди 40 ремесленнических

специальностей было значительное число корзиноплетельщиков. Кроме Москвы к началу XIVв крупными центрами народных промыслов

становятся Ярославль и Кострома, Вологда и Устюг Великий, Галич ,

Псков и Смоленск, Тула и Нижний Новгород, а также целый ряд

городов междуречья Оки и Волги: Владимир Алексин, Серпухов, Коломна. И

повсюду среди разнообразных ремесел встречалось лозоплетение, история

развития которого богата и своеобразно.

Это своеобразие объясняется огромной ролью дерева в русской истории и

жизни. Нельзя не подчеркнуть влияние русского леса на бытовой уклад

наших предков. Во все времена лес, начиная с тоненького ивового прутика

до неохватных дубов и вековых сосен встречал человека при появлении на

свет и безотлучно сопровождал его через все этапы и возрасты жизни. Все

шло из леса: зыбка младенца и первая лапотная обувка, банный веник в

качестве «универсального» лекаря и звонкая балалайка, певучая свирель

для душевной услады и лучина на девичих посиделках, расписная свадебная

дуга с валдайским колокольчиком и даровые грибы, орехи, плоды, ягоды,

охотничья удача и душистая ветка черемухи.

Лес, несомненно, оказывал большое воздействие и на формирование

характера русского человека, его эстетических и нравственных взглядов,

художественных вкусов и моральных устоев. Под влиянием леса складывались

лучшие черты русских: душевная простота и доброжелательность, поэтичность и сердечная мягкость, отзывчивость и человеколюбие, и в то же время несгибаемая воля, отвага, мужество в труде и ратных подвигах.

Поэтому, имея такую богатую историю, кому, как не нам быть достойными приемниками русских лозоплетедьщиком, успешно постигать древнее искусство владения пластичностью, прочностью, легкостью и гибкостью ивы!

К тому же, плетеная вещь и в наши дни не утратила своей привлекательности и актуальности - будь то корзина для сбора грибов,

простая в изготовлении, либо высокохудожественная, выполненная

мастером-профессионалом, мебель. Главное, что ни простую, ни сложную

вещь нельзя сделать без любви к своей работе, без творческого подхода к

делу. А творчество начинается с желания что-либо сделать своими руками.

Делать – значит созидать. Творение, созидание – это выход из обыденного

течения жизни, подъем на ступеньку выше, открытие в себе новых

возможностей. Те, кто становится на путь творчества, движутся к вершинам

искусства. Может быть, не всем суждено достигнуть его высот, но

творческий процесс возвышает и совершенствует человека.

Введение

В культуре народов нашей страны особое место занимают художественные промыслы, представляющие собой центры декоративно-прикладного искусства, традиции которых исчисляются столетиями. Это искусство связано крепчайшими нитями с жизнью. Возникшие первоначально из потребностей и запросов быта, оно развивалось в его недрах. Постепенно оно наполняло своими формами, красками и узорами весь вещественный, хозяйственный, семейный и трудовой народный быт. Искусство промыслов - это одно из ярких подтверждений естественного влечения человека к красоте и художественному творчеству.

Народное творчество активно влияет на формирование художественного вкуса, обогащает профессиональное искусство и выразительные средства промышленной эстетики. В настоящее время в нашей стране насчитывается свыше 200 традицеоных народных промыслов, объединяющих десять тысяч мастеров занимающихся различными видами промыслов.

Не всегда удается украсить жилище вещами, выполненными в одном и том же стиле, даже если для этого есть деньги. Ведь и в дорогих вещах порой что-то не устраивает. А если еще и не хватает денег, то тем более следует попробовать научится что-то делать своими руками: например- плести из лозы. Следует сказать, что наш век роботов и конвертного производства ручная работа ценится все больше и больше. А это значит что истинно народный промысел- плетения из лозы в настоящее время в большой части, а плетеные изделия не только прочны и экологичны, но и модны, стильно и престижны.

Кроме того, сплетенная собственными руками вещи не только украсят интерьер квартиры, окажутся полезными в хозяйстве, но и будут создавать благоприятный климат в семье, выделяя положительные заряды в энергетическое пространство вашего дома, ведь в них включена душа, желание радость от полученного результата.
1. История возникновения промысла
Плетение ивового прута - одно из самых древних занятий человека. Предполагается, что корзиноплетение первоначально возникло в местах обитания человека вблизи рек и озер и служило для нужд рыболовства. Рыбаки изготавливали всевозможные версии и другие орудия труда.

Со времен плетеные изделия прочно завоевали своё место в быту. Так, самые разные народы мира пользовались плетеными корзинами, посудой, мебелью и т.д. Изделия, выполненные из прута, находили применение не только в домашнем обиходе, принцип плетения широко использовали при строительстве плотин, и запрут, стен и крыш жилища, оград, при изготовлении некоторых орудий труда.

Плетение из лозы до сих пор остается одним из самых популярных рукоделий и у нас в стране, и далеко за рубежом. Мебель из лозы, разнообразные плетеные шкатулки, сосуды, вазы, кашпо не только украшают интерьер квартиры, но и создают атмосферу уюта и умиротворенности.

По предположениям историков и археологов, плести из лозы начали еще в незапамятные времена. Первобытные племена, населявшие берега рек и озер, стали родоначальниками этого ремесла. Именно здесь возникло древнее искусство корзиноплетения, а сами корзинки использовались как в быту, так и для рыболовства. Чуть позже из прутьев стали плести и снасти, которые были намного прочнее, чем тростниковые или травяные, хотя и не отличались особой гибкостью. Первые рыболовные сети были сплетены именно из тонкого ивового прута, позднее его заменили различные нити и обрезки кожи.

В Древнем Египте плетеным изделиям отдавалось особое предпочтение. Здесь использовались не только прутья ивы, но и высушенные травы и камыш. Особая технология обработки материала позволяла сохранить плетеные изделия на многие века. Так, например, при раскопках гробницы Тутанхамона в 1922 году были найдены добротные и хорошо сохранившиеся стулья из ивового прута.

Прочный, податливый и гибкий ивовый прут стал использоваться не только в рыболовном деле, но и в строительстве, обустройстве дома, при изготовлении различных орудий труда для сельского хозяйства. По своим качествам он замечательно подходит для плетения мебели, посуды, корзин, плетней, плотин и запруд, стен и крыш. С развитием цивилизации изделия из дерева, металла, а позднее и из синтетических материалов вытеснили плетеные вещи и прочно заняли их место.

Но ивовый прут никогда полностью не выходил из моды. Незаменимыми оставались плетеные корзины, а в XIX веке плетение восстановило свои позиции. Теперь в Европе стали популярными детские коляски, плетеная мебель, различные украшения интерьера. Да и само производство в это время из кустарного стало промышленным. Независимо от роста промышленности в Европе, в российской глубинке по-прежнему оставались крупные центры плетения в Нижегородской, Московской, Ярославской, Тверской, Владимирской и других губерниях. Самыми искусными считались мастера из Кинешмы, Костромы и Иванова.

Особой популярностью пользовались изделия умельцев князя Д. В. Голицына, который ввел новшество в плетение из лозы. При работе использовались только очищенные прутья ивы, что придавало корзинкам, кашпо, вазам и тарелкам особый вид. Иногда такие прутья окрашивались в разные цвета, и при плетении получалось красочное панно. Позднее такую технику переняли и французские мастера, которые стали не только окрашивать прутья, но и подвергать их золочению и серебрению.

В конце XIX века в России так же, как и в Европе, были открыты школы, где специально обучали обработке материала, азам плетения и изготовления изделий. Такими школами славились Полтава, Киев, Черкассы, Пушкино, Голицыне и др. Иногда обучение строилось на основе английских, швейцарских, французских учебников и дальнейшем совершенствовании навыков на изготовлении модных изделий по отечественным разработкам.

Ассортимент товаров в начале 20 века был очень велик: всевозможная мебель (стулья, столы, кресла, диваны, ширмы, этажерки, детские кроватки); газетницы, коляски, качели, дорожные принадлежности(сундуки, чемоданы, саквояжи, сумки);корзиночки самого различного назначения(для бумаг, рукоделия, цветов и фруктов);

В последнее время ручная работа ценится все больше и больше. В наш век роботов и конвейерного производства сделать вещь красивой, добротной и радующей глаз своим внешним видом может далеко не каждый. А вдохнуть жизнь в тоненький прутик, создать из него настоящий шедевр способен только Мастер с золотыми руками и верным глазом. В поисках той самой вещи, которую действительно хотелось бы приобрести, придется потратить много сил и времени, а потом еще и большую сумму денег, чтобы ее купить.

2.1 Инструменты и приспособления

Для изготовления изделий из ивового прута необходимо определенный набор инструментов. Часть этих инструментов следует самим:

Ножи - цельные и складные ,изготовлены из хорошей стали с тонким лезвием. Используют их для заготовки материала, заостренная и обрезки свободных концов прутиков в процессе плетения;

1-корзиночныей нож,

2-нож-горбач,

3-садовый нож,

4- резцы;

Щемилка - служит для снятия коры с прутьев. Делают её из ивовой палки диаметром 25-30 мин, длиной 550-600мм. Один конец пропиливают ручкой ножовкой на 220-250мм, чтобы получился расщеп шириной 2-3мм, палку ниже расщепа обматывают изоляционной лентой или проволокой, конец палки заостряют, чтобы втыкать его в землю.

Шило – основной и незаменимый инструмент плетельщика. Как без колодки и кочедыка не сплетешь лаптей, так и без шила трудно сплести хорошую корзину. С его помощью подготавливают проходы в плетеном донышке при подстановке к нему стояков, при плетении стенок изделий рядовым способом, устройстве загибок, кромок, косичек, бордюров и других операций.

Набор шильев: прямое, толстое шило и два кривых.

Бокорезами обрезаю свободные концы прутьев, плоскогубцами протягивают прутья при плетении, круглогубцами сжимают стоячки в местах сгиба. Колунки делают из твердого дерева толщиной 30мм, длиной 80мм. Толстый конец колунка должен быть выпуклым, а тонкий иметь 3-4 ровных выреза.

Колунки для раскалывания (расщепления) толстых прутьев и палок на три или четыре части.

В основном для плетения используется круглый прут, но иногда требуется плоская (строганная) лента (ее еще называют «лента – глянец»). Она необходима в плетении мебели, часто используется для миниатюрных изделий. Расколов прут на 3-4 части колунком, мы получаем шину, которая является полуфабрикатом для изготовления строганной ленты. У шины состругивают сердцевину таким образом, чтобы получилась лента с твердой наружной стороной, сохраняющей свой блеск.

Шоф- нож, привинченный на основу из деревянного бруска. Очень важен угол наклона ножа, он должен составлять 5-7 градусов. Используется для выравнивания шин по плоскости. Шину вставляют в шоф, чтобы поверхность касалась ножа неправильный, шина будет перерезаться или проскальзывать в зазоре. Важно брать шину без большого количества сучков и утолщений и не снимать слишком толстую стружку за один раз.

Шлом- состоит из двух ножей, закрепленных на деревянном бруске на расстоянии, равном нужной ширине ленты. Чтобы лента шла точно по центру шмола, между ножами прорезается канавка- направляющая или вбиваются два гвоздика- ограничили. Используется шмол для выравнивания ленты по ширине.

Изер- еще один инструмент, применяющийся только при плетении из лозы. Внешне он похож на прямую стамеску, напильник или отвертку он вам понадобится для выравнивания рядов только в том случае, если вы решили заняться плетением мебели.
2.2 Материал
Материал для плетения можно собрать где угодно. В поисках его вам не придется долго бродить по лесным чащобам, забираться высоко в горы или идти на край света. Для работы вам подойдут не только ивовые прутья, но и длинные тонкие ветки других деревьев: стебли рогоза, камыша, ситника. Для того чтобы их собрать, можно просто выйти из дома, прогуляться по опушке леса или по посадкам, по берегу небольшой речушки или пруда. При этом вы не только заготовить прутья и стебли, но и получите огромное удовольствие от прогулки, да и для здоровья будет полезно подышать свежим воздухом. Этот поделочный материал, ко всему почему, не требует особых навыков и больших физических нагрузок при обработке.

Но чаще всего все-таки используются одно- и двухлетние прутья ивы. Именно побеги этого растения по своим рабочим качествам наиболее подходят для плетения различных изделий.

К необходимым качествам можно отнести гибкость, которая позволяет изогнуть прут в любом направлении; прочность и вязкость, которые способствую сохранности прута при переплетении и его высыхании; колкость, которая позволяет расщепить длинный прут на несколько частей определенной ширины. Этому же способствует малая сердцевина ивового прута.

Соотношение этих свойств во многом зависит от вида ивы, места его произрастания, состава почвы и климатических условий.

Ива уральская.

Разновидность ивы пурпурной. Одна из классических пород, использующихся при тонком плетении. Представляет собой невысокий кустарник. Широко распространена в средней и южной полосе России. Растет на солнечных участках по берегам рек и ручьев.

Прутья длинные, тонкие, с тонкой верхушкой и мелкими листьями ланцетообразной формы. Обладают хорошими рабочими качествами.

.
2.3 Другой вид растительного сырья
Плетение из лент. Ленты более удобный для плетения материал, не требующий применения больших физических усилий. Однако чтобы их подготовить, надо затратить очень много времени, строгая прутья по толщине и ширине.

Подготовленные ленты перед работой увлажняются, сворачиваются в мотки (так они занимают меньше места) плоской стороной внутрь и высушиваются. Перед работой лепты достаточно слегка намочить под водой или протереть влажной поролоновой губкой, и они готовы к использованию.

По конфигурации изделия из полотен подразделяют на: плоские (подставки, панно, крышки). Изогнутые (хлебницы, конфетницы, вазы), цилиндрические (абажуры, вазы). Коробчатые (кузова, корзины, вазы).

Плоские изделия различной конфигурации плетут из плоских полотен способом «ёлочка» и «клеточка». Плетение полотнища из лент. На крышке стола в ряд раскладывают ленты, образующие основу. Концы одной стороны прикрепляю к крышке стола. В поперечном направлении в основу вплетают ленты утка.

Если плести через одну ленту, получим простой рисунок полотна. Если же плести через две ленты, а две стянутые ленты основы первого ряда разъединять, - получим рисунок паркетиком.
2.7 Техника безопасности

На рабочем месте - в учебном классе или дома надо быть предельно внимательным, чтобы при работе с ножом не нанести рану себе или товарищу. Малейшее неправильное движение, поспешность или легкомыслие могут привести к серьёзной травме.

Недостаток освещения рабочего места также нередко становится причиной несчастных случаев и различных заболеваний глаз.

В рабочем помещении необходимо соблюдать правила противопожарной безопасности. После работы выносить мусор(обрезки прутьев, кору) в специально отведенное место.

Пользоваться в помещении открытым огнем при подогреве воды для отмачивания материала ЗАПРЕЩАЕТСЯ

Литература
1. Агапкина Т. Плетение из лозы. Просвещение 1996г

2. Антонова А. А. Мебель своими руками. М 2000г

3. Аристова У.В. К истокам народных ремёсел. М 1998г

4. Барская Н. Дары природы. Просвещение 1995г

5. Герчук Ю.Я Как обустроить дом. М 2004г.

6. Герчук Ю.Я Современная квартира. М 2005г

7. Жегалова С.К. Сам себе дизайнер. М 2003г.

8. Касперавичюс М.М Приёмы плетения. Просвещение 2000г.

9. Крывелев И. Плетение из лозы. Просвещение 2005г

10. Махмутова Х.И. Плетение лыком.

11.Миринаускас К.К. Изготовление плетёных изделий. М.:Россельхозиздат,1986

12. Онуфриева И., Рекомендации начинающему столяру. 2001г




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Народные промыслы России» iconТема: «Русские народные промыслы»
Народные художественные промыслы занимают видное место в о декоративно-прикладном искусстве. Искусство народных художественных промыслов...

Программа «Народные промыслы России» iconРабочая программа учебной дисциплины «Промышленность и народные промыслы Нижегородской области»
Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области традиционных направлений промышленного производства и народных...

Программа «Народные промыслы России» iconРабочая программа дисциплины "история искусств" (1 курс обучения)...
Кроме того, важным является художественно-эстетическое воспитание студентов, повышение их культурного уровня путем ознакомления с...

Программа «Народные промыслы России» iconРабочая программа дисциплины "цветоведение и колористика" направление...
Главной целью дисциплины является подготовка студента к самостоятельной профессиональной деятельности в области декоративно-прикладного...

Программа «Народные промыслы России» iconФедоскинский филиал лаковой миниатюрной живописи федерального государственного...
Прием производится на отделение федоскинской миниатюрной живописи на изделиях из папье-маше, специальность 072601 «Декоративно-прикладное...

Программа «Народные промыслы России» iconПрограмма учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной...
Федеральными государственными требованиями (фгт) по программе «Народные инструменты», утвержденными приказом Министерства культуры...

Программа «Народные промыслы России» iconСписок литературы для летнего чтения перед 5 классом
Русские народные сказки. (Можно читать в сборнике А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки»)

Программа «Народные промыслы России» icon1. Русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «Иван крестьянский...
Русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

Программа «Народные промыслы России» iconРассказы о детях и для детей
Русские народные сказки: Хаврошечка. Русские народные сказки о животных: Зимовье зверей, Кот, лиса и петух, Лиса и заяц, Бычок смоляной...

Программа «Народные промыслы России» iconРассказы о детях и для детей
Русские народные сказки: Хаврошечка. Русские народные сказки о животных: Зимовье зверей, Кот, лиса и петух, Лиса и заяц, Бычок смоляной...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции