Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты. Домра»




Скачать 395.58 Kb.
Название Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты. Домра»
страница 1/3
Дата публикации 01.10.2014
Размер 395.58 Kb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Право > Программа
  1   2   3
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств № 53»


СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области музыкального искусства


«Народные инструменты. Домра»
Срок реализации - 5(6) лет

НОВОКУЗНЕЦК

2013



Рассмотрено:

Педагогическим советом МБОУДОД

МБОУДОД «ДШИ № 53»

«____ » ___________2013 г


Утверждаю:

Директор «ДШИ № 53» ____________________Н.Д.Киняйкина

«____ » ___________2013 г









Составитель: Гусева Галина Викторовна, преподаватель по классу домры


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета «Специальность. Домра» является обязательной частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) по программе «Народные инструменты», утвержденными приказом Министерства культуры Российской Федерации №162 от 12.03.2012 г.

Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства: Предметная область . 01. Музыкальное исполнительство: УП.01. Специальность. Программа составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в средние профессиональные образовательные учреждения в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

Возможна реализация программы в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом федеральных государственных требований.

Форма проведения занятий – индивидуальная


  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 1584 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки 610,5 часов;

самостоятельной работы обучающегося 973,5 часов.
Программа «Специальность. Домра» составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Основная направленность программы:

- формирование у обучающихся комплекса знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, необходимых для будущего музыканта, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение детьми умений и навыков сольного и ансамблевого исполнительства;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте, с целью подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

- приобщение детей к коллективному музицированию, исполнительским традициям народных оркестров;

- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Цель программы «Народные инструменты. Домра»: направлена на приобщение детей к музыкальному искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков.

Задачи программы:

  • выявление одаренных детей в области соответствующего вида искусства с целью их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств;

  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

  • воспитание у обучающихся интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

  • формирование исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности

  • знание репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;

  • изучение и практическое применение художественно-исполнительских возможностей инструмента;

  • изучение профессиональной терминологии;

  • развитие навыка чтения с листа музыкальных произведений;

  • развитие навыков по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом  исполнения музыкального произведения;

  • формирование навыков по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, анализу исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства;

  • формирование и развитие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

  • формирование навыков репетиционно - концертной работы в качестве солиста

- приобщение детей к коллективному музицированию, исполнительским традициям народных оркестров.
В результате освоения учебной программы «Специальность. Домра» обучающийся должен приобрести следующее знания, умения и навыки в области музыкального исполнительства:

– знания художественно-эстетических и технических особенностей, характерных для сольного, ансамблевого и оркестрового исполнительства;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, в ансамбле/ оркестре на домре;

- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на домре;

- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на домре;

- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на домре;

- навыков игры на домре несложных музыкальных произведений различных стилей и жанров;

- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений, как на домре, так и на фортепиано;

- навыков подбора по слуху;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений (сольных, ансамблевых и оркестровых);

Изучение специального предмета так же тесно связано с такими дисциплинами, как сольфеджио, музыкальная литература, коллективное музицирование, ансамбль, аккомпанемент, импровизация, сочинение, теория, гармония и т.д., которые в комплексе подготавливают ребенка к музыкальному исполнительству на уровне общего художественно-эстетического образования и уровне допрофессиональной подготовки.


2.СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. Объем учебного предмета и виды учебной работы.




Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

1584

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

610,5

в том числе:




практические занятия

973,5

контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др.

19

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

1237

в том числе:




итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов (специальность, сольфеджио, музыкальная литература)

2


Год обучения

Содержание учебного предмета

Результаты освоения

учебной дисциплины

1-й год обучения

1.Знакомство с элементами музыкальной грамоты.

2. Освоение и развитие первоначальных навыков игры на домре (посадка, положение инструмента, постановка рук).

3. Приемы игры: пиццикато большим пальцем, удары вверх, вниз; тремоло

4. Освоение техники игры интервалов.

5.Основы техники исполнения штрихов: легато, стаккато.

В течение первого года обучения учащийся должен пройти:

  • гаммы однооктавные: A-dur, a-moll (натуральный, гармонический, мелодический), арпеджио;

  • упражнения; (возможно использование упражнений (по выбору) из сборников: С Лукин Школа игры на домре Iчасть; И. Иншаков, А. Горбачев. «Упражнения и этюды»;

П. Нечепоренко, В. Мельников «Школа игры на балалайке»

  • этюды (4-5);

  • пьесы (10-12)


В результате 1-го года обучения учащийся должен:

знать:

  • название нот;

  • длительности нот;

  • название приёмов игры;

  • название исполнительских штрихов

  • определение транспонирования.

  • особенности музыкальных жанров.

уметь:

  • исполнять пиццикато, удар вниз, удар вверх; двойной удар.

  • различать мажор и минор;

  • исполнять однооктавные гаммы, арпеджио

  • создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения

владеть

  • техникой игры интервалов, гамм

  • основными способами звукоизвлечения.

  • транспонированием

  • навыками игры по слуху.

  • первичными навыками чтения с листа

  • навыками игры в ансамбле.

2-ой год обучения

Освоение основных приемов исполнения разными способами звукоизвлечения.

Основы аккордовой техники.

Знакомство с основными музыкальными терминами. Позиционная игра. В течение второго года обучения учащийся должен пройти: « гаммы однооктавные: C-dur, c-moll (натуральный, гармонический, мелодический), арпеджио;

  • гаммы двухоктавные: E-dur, e-moll (натуральный, гармонический, мелодический)разными штрихами и ритмическими вариантами, арпеджио;

  • упражнения; (Г Шрадик. Школа скрипичной 1 техники. Часть 1,Т.Вольская «Школа мастерства домриста Часть l).

  • этюды (4-5);

  • пьесы (10-12).

Знакомство с вариационной формой


В результате 2-го года обучения учащийся должен:

знать:

  • название нот;

  • длительности нот

  • основные способы звукоизвлечения

  • приемы исполнения

  • название исполнительских штрихов

  • определение транспонирования.

  • музыкальную терминологию.

  • особенности музыкальных жанров

  • о вариационной форме

уметь:

  • исполнять двойной удар, тремоло.

  • различать мажор и три вида минора.

  • исполнять однооктавные гаммы разными штрихами и ритмическими вариантами

  • создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения

  • самостоятельно преодолевать технические трудности

владеть

  • техникой игры интервалов, гамм

  • первичные навыки аккордовой техники

  • сменой позиции

  • навыками чтения с листа.

  • транспонированием

  • грамотным исполнением ансамблевой игры

навыки публичного исполнения

3-й год обучения

Совершенствование ранее пройденных приемов.

Приемы игры: тремоло, натуральные и искусственные флажолеты, глиссандо

В течение года учащийся должен пройти:

  • гаммы двухоктавные: G-dur, g-moll (натуральный, гармонический, мелодический),

  • упражнения;

  • этюды (4-5);

  • пьесы (10-12).

Знакомство с крупной формой (вариации, концертино, рондо, сонатина).


В результате 3-го года обучения учащийся должен:

знать:

  • название исполнительских штрихов

  • основные приемы игры

  • определение транспонирования.

  • музыкальную терминологию.

  • особенности музыкальных жанров

  • основные стилистические направления

  • о вариационной форме

уметь:

  • исполнять двойной удар, тремоло.

  • исполнять двухоктавные гаммы разными штрихами и ритмическими вариантами

  • самостоятельно разучивать музыкальные произведения

  • грамотно исполнять произведения как сольно, так и в ансамбле

  • создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения

  • самостоятельно преодолевать технические трудности

владеть

  • техникой игры интервалов, гамм

  • аккордовой техникой

  • сменой позиции

  • навыками чтения с листа.

  • транспонированием

  • игрой по слуху

  • навыками ансамблевого исполнения

  • навыками публичных выступлений

4-й год обучения

Совершенствование ранее пройденных приемов.

Освоение мелизмов.

В течение года учащейся должен пройти:

  • гаммы двухоктавные: F-dur, f -moll (натуральный, гармонический, мелодический) дуоли, триоли, квартоли, арпеджио;

  • хроматическая гамма от различных звуков;

  • упражнения;

  • этюды (4-5);

  • пьесы (6-8).

Знакомство с крупной формой (соната, концерт, сюита, вариации)

В результате 4-го года обучения учащийся должен:

знать:

  • название исполнительских штрихов;

  • основные приемы игры

  • определение транспонирования.

  • музыкальную терминологию

  • особенности музыкальных жанров

  • основные стилистические направления

  • сонатную форму

  • основные жанровые и стилистические направления.

уметь:

  • исполнять двойной удар и все виды тремоло.

  • самостоятельно разучивать музыкальные произведения

  • грамотно исполнять произведения как сольно, так и в ансамбле

  • создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения

  • самостоятельно преодолевать технические трудности

  • настраивать инструмент

  • играть по слуху

владеть

  • техникой игры двойных нот

  • навыками чтения с листа.

  • транспонированием

  • навыками публичных выступлений

  • первичными навыками в области теоретического анализа исполняемых произведений.




5-й год обучения

Совершенствование ранее пройденных приемов. В течение года учащийся должен пройти:

  • гаммы двухоктавные: G,F,H,g, (натуральный, гармонический, мелодический) дуоли, триоли, квартоли, квинтоли;

  • хроматическая гамма от различных звуков;

  • упражнения;

  • этюды (3-4);

  • пьесы (5-6).

Знакомство с крупной формой (концерт, соната, сюита, вариации, сонатина)



В результате 5-го года обучения учащийся должен:

знать:


  • название исполнительских штрихов;

  • основные приемы игры

  • определение транспонирования, переложения

  • музыкальную терминологию

  • особенности музыкальных жанров

  • основные стилистические направления

  • сонатную форму

  • концертную форму

уметь:

  • исполнять двойной удар, все виды тремоло.

  • исполнять двухоктавные гаммы ломанными терциями

  • самостоятельно разучивать музыкальные произведения

  • грамотно исполнять произведения как сольно, так и в ансамбле

  • создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения

  • настраивать инструмент

  • играть по слуху

владеть

  • техникой игры интервалов, гамм

  • аккордовой техникой

  • позиционной игрой

  • навыками чтения с листа.

  • транспонированием

  • навыками в области теоретического анализа исполняемых произведений

  • навыками публичных выступлений




6-й год обучения


Совершенствование ранее пройденных приемов. В течение года учащийся должен пройти:

  • гаммы двухоктавные: А-dur, a-moll, B-dur, fis-moll (натуральный, гармонический, мелодический), арпеджио;

  • хроматическая гамма от различных звуков;

  • упражнения;

  • пьесы (5-6).

Исполнение произведений крупной формы.


В результате 6-го года обучения учащийся должен:

знать:

  • основные способы звукоизвлечения

  • основные приемы игры

  • определение транспонирования, переложения, транскрипции

  • музыкальную терминологию

  • основные стилистические направления

  • особенности музыкальных жанров

  • циклические формы

уметь:

  • исполнять двойной удар, все виды тремоло.

  • исполнять двухоктавные гаммы ломанными терциями

  • самостоятельно разучивать музыкальные произведения

  • грамотно исполнять произведения как сольно, так и в ансамбле

  • создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения

  • самостоятельно преодолевать технические трудности

  • настраивать инструмент

  • подбирать по слуху

владеть

  • техникой игры интервалов

  • аккордовой техникой

  • позиционной игрой

  • навыками чтения с листа.

  • транспонированием

  • навыками публичных выступлений


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты. Домра» icon Детская музыкальная школа
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной...
Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты. Домра» icon Образовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты»
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты. Домра» icon Пояснительная записка 3 Планируемые результаты освоения обучающимися...
Итоговой аттестации, результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области...
Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты. Домра» icon Аннотация к программе учебного предмета В. 02. «Цветоведение»
Учебный предмет «Цветоведение» является важным звеном вариативной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы...
Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты. Домра» icon Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его роль...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Струнные инструменты»
Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты. Домра» icon Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты»
Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская школа искусств №3
Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты. Домра» icon Аннотация к программе учебного предмета по. 03. Уп. 01. «Пленэр»
Программа предмета «Пленэр» – один из основных предметов, изучаемых в художественной школе, является звеном обязательной части в...
Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты. Домра» icon Программа «Народные промыслы России»
Так возникли народные художественные промыслы – особая форма бытования народного декоративно-прикладного искусства. Народные промыслы...
Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты. Домра» icon Рабочая программа по предмету «Музыка»
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты. Домра» icon Рабочая программа дисциплины (модуля)
Геология. Формирование системы знаний в области геологии производится с учётом учебного содержания предмета «География» в общеобразовательной...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции