Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств № 53»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области музыкального искусства
«Народные инструменты. Домра»
Срок реализации - 5(6) лет
НОВОКУЗНЕЦК
2013
Рассмотрено:
Педагогическим советом МБОУДОД
МБОУДОД «ДШИ № 53»
«____ » ___________2013 г
|
Утверждаю:
Директор «ДШИ № 53» ____________________Н.Д.Киняйкина
«____ » ___________2013 г
|
Составитель: Гусева Галина Викторовна, преподаватель по классу домры
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Специальность. Домра» является обязательной частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) по программе «Народные инструменты», утвержденными приказом Министерства культуры Российской Федерации №162 от 12.03.2012 г.
Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства: Предметная область . 01. Музыкальное исполнительство: УП.01. Специальность. Программа составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в средние профессиональные образовательные учреждения в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
Возможна реализация программы в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом федеральных государственных требований.
Форма проведения занятий – индивидуальная
-
Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 1584 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 610,5 часов;
самостоятельной работы обучающегося 973,5 часов.
Программа «Специальность. Домра» составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Основная направленность программы:
- формирование у обучающихся комплекса знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, необходимых для будущего музыканта, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми умений и навыков сольного и ансамблевого исполнительства;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте, с целью подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
- приобщение детей к коллективному музицированию, исполнительским традициям народных оркестров;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Цель программы «Народные инструменты. Домра»: направлена на приобщение детей к музыкальному искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков.
Задачи программы:
-
выявление одаренных детей в области соответствующего вида искусства с целью их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств;
-
создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
-
воспитание у обучающихся интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
-
формирование исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности
-
знание репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;
-
изучение и практическое применение художественно-исполнительских возможностей инструмента;
-
изучение профессиональной терминологии;
-
развитие навыка чтения с листа музыкальных произведений;
-
развитие навыков по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
-
формирование навыков по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, анализу исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства;
-
формирование и развитие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
-
формирование навыков репетиционно - концертной работы в качестве солиста
- приобщение детей к коллективному музицированию, исполнительским традициям народных оркестров.
В результате освоения учебной программы «Специальность. Домра» обучающийся должен приобрести следующее знания, умения и навыки в области музыкального исполнительства:
– знания художественно-эстетических и технических особенностей, характерных для сольного, ансамблевого и оркестрового исполнительства;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, в ансамбле/ оркестре на домре;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на домре;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на домре;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на домре;
- навыков игры на домре несложных музыкальных произведений различных стилей и жанров;
- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений, как на домре, так и на фортепиано;
- навыков подбора по слуху;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
- навыков публичных выступлений (сольных, ансамблевых и оркестровых);
Изучение специального предмета так же тесно связано с такими дисциплинами, как сольфеджио, музыкальная литература, коллективное музицирование, ансамбль, аккомпанемент, импровизация, сочинение, теория, гармония и т.д., которые в комплексе подготавливают ребенка к музыкальному исполнительству на уровне общего художественно-эстетического образования и уровне допрофессиональной подготовки.
2.СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
-
Объем учебного предмета и виды учебной работы.
Вид учебной работы
|
Количество часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
1584
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
610,5
|
в том числе:
|
|
практические занятия
|
973,5
|
контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др.
|
19
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
1237
|
в том числе:
|
|
итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов (специальность, сольфеджио, музыкальная литература)
|
2
|
Год обучения
|
Содержание учебного предмета
|
Результаты освоения
учебной дисциплины
|
1-й год обучения
|
1.Знакомство с элементами музыкальной грамоты.
2. Освоение и развитие первоначальных навыков игры на домре (посадка, положение инструмента, постановка рук).
3. Приемы игры: пиццикато большим пальцем, удары вверх, вниз; тремоло
4. Освоение техники игры интервалов.
5.Основы техники исполнения штрихов: легато, стаккато.
В течение первого года обучения учащийся должен пройти:
-
гаммы однооктавные: A-dur, a-moll (натуральный, гармонический, мелодический), арпеджио;
-
упражнения; (возможно использование упражнений (по выбору) из сборников: С Лукин Школа игры на домре Iчасть; И. Иншаков, А. Горбачев. «Упражнения и этюды»;
П. Нечепоренко, В. Мельников «Школа игры на балалайке»
-
этюды (4-5);
-
пьесы (10-12)
|
В результате 1-го года обучения учащийся должен:
знать:
-
название нот;
-
длительности нот;
-
название приёмов игры;
-
название исполнительских штрихов
-
определение транспонирования.
-
особенности музыкальных жанров.
уметь:
-
исполнять пиццикато, удар вниз, удар вверх; двойной удар.
-
различать мажор и минор;
-
исполнять однооктавные гаммы, арпеджио
-
создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения
владеть
-
техникой игры интервалов, гамм
-
основными способами звукоизвлечения.
-
транспонированием
-
навыками игры по слуху.
-
первичными навыками чтения с листа
-
навыками игры в ансамбле.
|
2-ой год обучения
|
Освоение основных приемов исполнения разными способами звукоизвлечения.
Основы аккордовой техники.
Знакомство с основными музыкальными терминами. Позиционная игра. В течение второго года обучения учащийся должен пройти: « гаммы однооктавные: C-dur, c-moll (натуральный, гармонический, мелодический), арпеджио;
-
гаммы двухоктавные: E-dur, e-moll (натуральный, гармонический, мелодический)разными штрихами и ритмическими вариантами, арпеджио;
-
упражнения; (Г Шрадик. Школа скрипичной 1 техники. Часть 1,Т.Вольская «Школа мастерства домриста Часть l).
-
этюды (4-5);
-
пьесы (10-12).
Знакомство с вариационной формой
|
В результате 2-го года обучения учащийся должен:
знать:
-
название нот;
-
длительности нот
-
основные способы звукоизвлечения
-
приемы исполнения
-
название исполнительских штрихов
-
определение транспонирования.
-
музыкальную терминологию.
-
особенности музыкальных жанров
-
о вариационной форме
уметь:
-
исполнять двойной удар, тремоло.
-
различать мажор и три вида минора.
-
исполнять однооктавные гаммы разными штрихами и ритмическими вариантами
-
создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения
-
самостоятельно преодолевать технические трудности
владеть
-
техникой игры интервалов, гамм
-
первичные навыки аккордовой техники
-
сменой позиции
-
навыками чтения с листа.
-
транспонированием
-
грамотным исполнением ансамблевой игры
навыки публичного исполнения
|
3-й год обучения
|
Совершенствование ранее пройденных приемов.
Приемы игры: тремоло, натуральные и искусственные флажолеты, глиссандо
В течение года учащийся должен пройти:
-
гаммы двухоктавные: G-dur, g-moll (натуральный, гармонический, мелодический),
-
упражнения;
-
этюды (4-5);
-
пьесы (10-12).
Знакомство с крупной формой (вариации, концертино, рондо, сонатина).
|
В результате 3-го года обучения учащийся должен:
знать:
-
название исполнительских штрихов
-
основные приемы игры
-
определение транспонирования.
-
музыкальную терминологию.
-
особенности музыкальных жанров
-
основные стилистические направления
-
о вариационной форме
уметь:
-
исполнять двойной удар, тремоло.
-
исполнять двухоктавные гаммы разными штрихами и ритмическими вариантами
-
самостоятельно разучивать музыкальные произведения
-
грамотно исполнять произведения как сольно, так и в ансамбле
-
создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения
-
самостоятельно преодолевать технические трудности
владеть
-
техникой игры интервалов, гамм
-
аккордовой техникой
-
сменой позиции
-
навыками чтения с листа.
-
транспонированием
-
игрой по слуху
-
навыками ансамблевого исполнения
-
навыками публичных выступлений
|
4-й год обучения
|
Совершенствование ранее пройденных приемов.
Освоение мелизмов.
В течение года учащейся должен пройти:
-
гаммы двухоктавные: F-dur, f -moll (натуральный, гармонический, мелодический) дуоли, триоли, квартоли, арпеджио;
-
хроматическая гамма от различных звуков;
-
упражнения;
-
этюды (4-5);
-
пьесы (6-8).
Знакомство с крупной формой (соната, концерт, сюита, вариации)
|
В результате 4-го года обучения учащийся должен:
знать:
-
название исполнительских штрихов;
-
основные приемы игры
-
определение транспонирования.
-
музыкальную терминологию
-
особенности музыкальных жанров
-
основные стилистические направления
-
сонатную форму
-
основные жанровые и стилистические направления.
уметь:
-
исполнять двойной удар и все виды тремоло.
-
самостоятельно разучивать музыкальные произведения
-
грамотно исполнять произведения как сольно, так и в ансамбле
-
создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения
-
самостоятельно преодолевать технические трудности
-
настраивать инструмент
-
играть по слуху
владеть
-
техникой игры двойных нот
-
навыками чтения с листа.
-
транспонированием
-
навыками публичных выступлений
-
первичными навыками в области теоретического анализа исполняемых произведений.
|
5-й год обучения
|
Совершенствование ранее пройденных приемов. В течение года учащийся должен пройти:
-
гаммы двухоктавные: G,F,H,g, (натуральный, гармонический, мелодический) дуоли, триоли, квартоли, квинтоли;
-
хроматическая гамма от различных звуков;
-
упражнения;
-
этюды (3-4);
-
пьесы (5-6).
Знакомство с крупной формой (концерт, соната, сюита, вариации, сонатина)
|
В результате 5-го года обучения учащийся должен:
знать:
-
название исполнительских штрихов;
-
основные приемы игры
-
определение транспонирования, переложения
-
музыкальную терминологию
-
особенности музыкальных жанров
-
основные стилистические направления
-
сонатную форму
-
концертную форму
уметь:
-
исполнять двойной удар, все виды тремоло.
-
исполнять двухоктавные гаммы ломанными терциями
-
самостоятельно разучивать музыкальные произведения
-
грамотно исполнять произведения как сольно, так и в ансамбле
-
создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения
-
настраивать инструмент
-
играть по слуху
владеть
-
техникой игры интервалов, гамм
-
аккордовой техникой
-
позиционной игрой
-
навыками чтения с листа.
-
транспонированием
-
навыками в области теоретического анализа исполняемых произведений
-
навыками публичных выступлений
|
6-й год обучения
|
Совершенствование ранее пройденных приемов. В течение года учащийся должен пройти:
-
гаммы двухоктавные: А-dur, a-moll, B-dur, fis-moll (натуральный, гармонический, мелодический), арпеджио;
-
хроматическая гамма от различных звуков;
-
упражнения;
-
пьесы (5-6).
Исполнение произведений крупной формы.
|
В результате 6-го года обучения учащийся должен:
знать:
-
основные способы звукоизвлечения
-
основные приемы игры
-
определение транспонирования, переложения, транскрипции
-
музыкальную терминологию
-
основные стилистические направления
-
особенности музыкальных жанров
-
циклические формы
уметь:
-
исполнять двойной удар, все виды тремоло.
-
исполнять двухоктавные гаммы ломанными терциями
-
самостоятельно разучивать музыкальные произведения
-
грамотно исполнять произведения как сольно, так и в ансамбле
-
создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения
-
самостоятельно преодолевать технические трудности
-
настраивать инструмент
-
подбирать по слуху
владеть
-
техникой игры интервалов
-
аккордовой техникой
-
позиционной игрой
-
навыками чтения с листа.
-
транспонированием
-
навыками публичных выступлений
|
|